Содержание
Введение3
Глава 1. Общая характеристика по внесения исправлений или изменений в записи актов гражданского состояния5
1.1 Регистрация актов гражданского состояния как предмет исправления5
1.2. Основания для внесения исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния14
1.3. Исправления или изменения в порядке работы органов ЗАГС28
1.4. Порядок производства по делам по внесению исправлений или изменений в записи актов гражданского состояния37
1.4.1 Производство по делам по внесению исправлений или изменений в записи актов гражданского состояния как вид особого производства37
1.4.2. Особенности производства по делам по внесению исправлений или изменений в записи актов гражданского состояния44
Глава 2. Проблемы и перспективы практики производства по делам о внесении изменений в ЗАГС48
2.1. Проблемные вопросы отцовства и их отражение в актах гражданского состояния (установление отцовства, исключение сведений об отце)48
2.2. Судебное разбирательство — проблемы доказывания55
2.3. Вынесение решения — проблемы обжалования59
Заключение65
Список литературы и источников68
Приложение71
Выдержка из текста работы
Актуальность темы исследования обусловлена теоретической и практической значимостью проблемных вопросов, связанных с деятельностью органов записи актов гражданского состояния в России и повышения эффективности их деятельности как важнейшими гарантиями обеспечения прав и свобод человека и гражданина, законности и правопорядка в стране.
Демократические преобразования, проводимые в Российской Федерации, современные условия развития государства, провозглашение конституционных прав и свобод человека и гражданина привели к необходимости расширения роли семьи в обществе.
Семья в наибольшей степени в условиях реформ подвержена трудностям, с которыми сталкивается общество. Именно поэтому семья нуждается в повышенной юридической защите. Обращение к проблеме деятельности органов записи актов гражданского состояния в Российской Федерации представляется весьма своевременным, так как общество и государство контролирует через органы ЗАГС соблюдение условий создания, функционирования и распада семьи.
Несмотря на опыт, накопленный с 1917 года, в сфере организации и деятельности органов записи актов гражданского состояния для Российской Федерации вопросы деятельности органов ЗАГС являются полностью не исследованными и, в силу этого, требуют специального административно-правового исследования.
Развитие и деятельность органов записи актов гражданского состояния в России происходит в специфических условиях, когда государство в своем развитии переходит от тоталитарного к демократическому устройству.
Следует отметить, что, являясь органом исполнительной власти, органы записи актов гражданского состояния ориентированы на соблюдение прав и законных интересов личности на укрепление правовых институтов государства.
Задачи деятельности органов ЗАГС в современной России поднимаются на общегосударственный уровень в связи со становлением в ней правового государства.
Характерной чертой развития органов ЗАГС на современном этапе является крайняя необходимость широкого внедрения компьютеризации в практику деятельности органов ЗАГС, которая должна стать залогом дальнейшего повышения эффективности их функционирования. Также актуальной является проблема управления и планирования развития кадрового потенциала органов ЗАГС. Кадровая работа – одно из наиболее ответственных и многогранных направлений в деятельности органов ЗАГС.
В системе органов исполнительной власти органы ЗАГС непосредственно обеспечивают соблюдение конституционных прав личности и законности.
Важность решения данной задачи определяется тем, что от уровня профессионализма и компетентности, дисциплины и служебной этики во многом зависит решение всего комплекса проблем по регистрации актов гражданского состояния, укрепления авторитета органов исполнительной власти в обществе. Деятельность органов ЗАГС по регистрации актов гражданского состояния обеспечивается судами и применением соответствующей юридической базы. В настоящее время совершенствование нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность органов ЗАГС, является насущной задачей и, требует дальнейшего научного совершенствования.
Комплексный анализ особенностей деятельности органов ЗАГС в сфере регистрации актов гражданского состояния на различных этапах государственного развития позволяет не только изучить и обобщить накопленные знания, но и выработать практические рекомендации.
Таким образом, объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с регистрацией актов гражданского состояния органами ЗАГС России, в условиях социально-экономического реформирования общества.
Предмет исследования составляют деятельность органов записи актов гражданского состояния и вопросы организации их взаимодействия с другими органами исполнительной власти.
Целью дипломного проекта является совершенствование деятельности органов записи актов гражданского состояния на основе разработки и внедрения в практику соответствующих обоснованных рекомендаций.
Для достижения заявленной цели поставлены и решаются следующие задачи:
-изучение историко-правовых аспектов развития органов ЗАГС;
-анализ доказательной базы, регулирующей деятельность органов ЗАГС;
-определение места и роли органов ЗАГС в системе органов исполнительной власти;
— определение основных направлений совершенствования законодательной базы регулирования деятельности органов ЗАГС в г. Ростове-на-Дону;
— определение основных направлений совершенствования структуры органов ЗАГС в г. Ростове-на-Дону.
Методологическую основу дипломного проектирования составляют диалектический, системно-структурный, социологический, сравнительно-правовой и исторический методы.
Теоретической основой для исследования в рамках дипломного проекта послужили выводы и предложения, основанные на положениях публикаций отечественных ученых: Антокольской М.В., Антоновой Л.И., Гревцова Ю.И., Евстегнеева А.Г., Зацепина В.И., Кутафина О.Е., Остроухова Н.И., Пчелинцевой Л.М., Пузиковой Л.Б., Сорокина В.Д., Филатова А.Н. и др.
Эмпирическую базу исследования составили: Конституция РФ, федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, губернатора Ростовской области, мэра г. Ростова-на-Дону, ведомственные правовые акты.
Структура дипломного проекта предопределена его целью и задачами. Состоит из введения, двух глав, заключения, списка нормативно-правовой и авторской литературы.
ГЛАВА I. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОРГАНОВ ЗАГС
1.2. Историко-правовые основы возникновения и развития
органов ЗАГС
Оценка роли семьи в России не всегда была одинаковой. В первые годы становления советского государства некоторые считали, что семья перестает быть необходимостью. Но время показало, что семья нужна не только обществу, но и человеку.
Многочисленные исследования последнего времени убедительно демонстрируют, что, не смотря на громадные перемены в структуре семейной общности, ее количественном составе, функциях, изменений внутрисемейной роли буквально всех ее членов, она остается ни с чем не сравнимым организмом, удовлетворяющим целый комплекс насущных человеческих потребностей.
Рождение, смерть, заключение и расторжение брака, усыновление (удочерение), установление отцовства, перемена имени, отчества и фамилии подлежат обязательной регистрации в органах ЗАГС. Эти важнейшие события и факты в жизни людей, имеющие юридическое значение, именуются актами гражданского состояния. В совокупности они характеризуют гражданское состояние человека.
До Великой Октябрьской Социалистической революции регистрация актов гражданского состояния производилась в соответствии с религиозными правилами. При этом производилась соответствующая запись в церковных книгах. Одним из первых декретов Советской власти ведение книг актов гражданского состояния было возложено исключительно на советские органы.
Законодательные положения о правовом регулировании брачных семейных отношений были разработаны в СССР в 1917 году. Они были за-креплены в декретах ВЦИК и СНК РСФСР от 18 декабря 1917 г. «О гражданском браке, о детях, и о ведении книг актов состояния» и от 19 декабря 1917 года «О расторжении брака» . Декреты полностью отстранили церковь от решения вопросов заключения брака и расторжения брака, а также ведения книг актов гражданского состояния.
Декретом от 18 декабря 1917 г. признавалась юридическая сила только за гражданским браком, зарегистрированном в органе ЗАГС. Церковный обряд брака не порождал никаких юридических последствий и признавался частным делом самих граждан. Юридические, последствия связывались законом с браком, зарегистрированным в государственных органах записи актов гражданского состояния.
4 января 1918 г. НКЮ РСФСР принял инструкцию «Об организации отделов записи браков и рождений», которой определялась деятельность органов ЗАГС. В последующих законодательных актах (Семейный кодекс 1918 г.) подробно определялся порядок регулирования и иных семейных отношений.
Среди законодательных актов союзного значения важнейшими яв-лялись Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье, принятые Верховным Советом СССР 27 июня 1968 г. в соответствии со ст. 14 Конституции СССР.
Порядок введения в действие Основ определен Указом Президиума Верховного совета СССР от 20 сентября 1968 г.
В соответствии с принятыми Основами были приняты кодексы рес-публик .
Кодекс РФ о браке и семье (КоБС) был утвержден в октябре 1968 года и введен в действие с января 1969 г.
Кроме того, в соответствии с Кодексом были разработаны норма-тивные акты республиканского значения: «Инструкции о порядке ре-гистрации актов гражданского состояния», утвержденные в РСФСР постановлением Совета Министров РСФСР от 17 ноября 1969 г. и, соответственно, инструкции союзных республик, утвержденные пос-тановлениями Советов Министров республик.
Постановлениями Советов Министров республик утверждены Пра-вила изменения и восстановления записей актов гражданского состояния, условия хранения книг регистрации актов гражданского состояния и метрических книг в органах ЗАГС, а также порядок передачи этих книг на хранение в госархив (от 27 августа 1969г.).
После масштабных перемен последних лет в России, стало ясно, что имевшийся крен в сторону жесткого государственного регулирования брачно-семейных отношений явно противоречит провозглашенным конституционным принципам всемирной охраны прав и свобод человека и гражданина.
Ряд норм КоБС РСФСР во многом устарел и носил декларативный характер. В действовавшем Кодексе не соблюдался баланс запретов и доз-волений по многим позициям, относившимся как к взрослым членам семьи, так и несовершеннолетним детям.
Переход к рыночным отношениям, ломка многих идеологических норм затронули многие семьи и потребовали выработки новых правовых предписаний, направленных на укрепление семьи, упорядочение семейных отношений.
Еще одна причина, с которой связано принятие нового Семейного кодекса — расширение международно-правовых связей РФ, ее приобщение к европейскому сообществу, признание и ратификация целого ряда международных договоров.
Многообразие, принципиальная новизна и глубина проблем, требо-вали не косметического ремонта, а коренного обновления действовавшего семейного законодательства.
Как известно, действовавший ранее Кодекс о браке и семье РСФСР (1969г.) утратил силу с 1 марта 1996 г., в связи с введением в действие нового Семейного кодекса РФ, за исключением раздела IV «Акты гражданского состояния», который сохранял свое действие в части, не противоречащей Семейному кодексу, вплоть до принятия Федерального закона «Об актах гражданского состояния», вступившего в действие с 20 ноября 1997 г.
Важной задачей нового Семейного Кодекса РФ было максимально освободиться от политизированных лозунгов. Вместе с тем, в Кодексе сохранены положения действовавшего законодательства, правильность которых подтверждена жизнью.
Основные начала Российского семейного законодательства добровольность брака, единобрачие, равенство прав супругов в семье приоритет семейного воспитания детей, обеспечение приоритетной зашиты их прав и интересов нетрудоспособных членов семьи — остаются незыблемыми.
Определение основных начал семейного законодательства, очерчива-ние круга регулируемых им отношений, установление порядка осущест-вления и защиты семейных прав — таков краткий перечень общих положений нового Семейного Кодекса РФ.
В отличие от ранее действовавшего КоБС РСФСР, в котором со-держался специальный раздел (IV) «Акты гражданского состояния», Семейный Кодекс РФ выводит вопросы государственной регистрации актов гражданского состояния из круга отношений, регулируемых данным Ко-дексам.
Новый Закон «Об актах гражданского состояния» разработан и принят как самостоятельный. Это позволило полнее и всестороннее урегулировать в нем более широкий круг отношений, связанных с ре-гистрацией актов гражданского состояния.
Немаловажно и то, что с принятием Федерального закона отношения по поводу регистрации актов гражданского состояния урегулированы на более высоком уровне. Многие нормы, содержавшиеся ранее в Инструкциях о порядке регистрации актов гражданского состояния в СССР и РСФСР и оправдавшие себя на практике, были включены в Федеральный закон. Тем самым они стали законодательными нормами. Это особенно важно для открытости и большей доступности законодательства об актах гражданского состояния для граждан, обеспечения большей устойчивости отношений, связанных с регистрацией актов гражданского состояния.
Основанием, правовой базой для подготовки и принятия Федераль-ного закона явилась, прежде всего, ст. 47 ГК РФ. Согласно п.4 ст.47 ГК РФ органы, осуществляющие регистрацию актов гражданского состояния, порядок регистрации этих актов, порядок изменения, восстановления и аннулирования записей актов гражданского состояния. Формы актовых книг и свидетельств, а также порядок и сроки их хранения определяются законом об актах гражданского состояния.
Как нами было отмечено выше, с 1 марта 1996 г. вступил в силу кодифицированный Федеральный закон, регулирующий семейные отношения — Семейный кодекс Российской Федерации. Его принятие, в то время, являлось значительным шагом — вслед за Гражданским кодексом Российской Федерации — на пути создания развитой правовой системы, соответствующей складывающимся в нашем государстве экономическим и социальным отношениям.
Учитывая сложность и деликатность семейных отношений, законода-тель достаточно тонко отнесся к построению новых конструкций. Семейный кодекс, к счастью, нельзя назвать революционным документом, в нем присутствует большое количество традиционных норм.
К числу таких норм относятся признание брака, заключенного только в органах ЗАГС (п.2 ст.1 и ст.10), условия заключения и прекращения брака (ст.12 и ст.16), брачный возраст (ст.13), признание брака недействительным (ст.27), установление отцовства в судебном порядке, права и обязанности детей, родившихся у лиц, не состоящих между собой в браке (ст.53) и многие другие.
Но существенное изменение в регулировании семейных отношений началось несколько ранее введения в действие Семейного Кодекса РФ. Одним из первых шагов в данном направлении стала ратификация Верховным Советом Союза ССР 13 июня 1990 г. Конвенции Организации Объединенных наций «О правах ребенка». Для РСФСР, (а Россия является ее правоприемником), Конвекция вступила в действие с 15 сентября 1990 г. Многие нормы нового Семейного Кодекса РФ сформулированы с учетом и в развитие Конвенции. На основе и во исполнение Конвенции впервые в РФ, в Семейном кодексе предусмотрена специальная глава, посвященная правам несовершеннолетних детей (гл.11).
В особую статью выделены права несовершеннолетних родителей, где, в частности, указывается на возможность совместного проживания с ребенком и участия в его воспитании, а по достижению шестнадцатилетнего возраста, им предоставляется право самостоятельно осуществлять родительские права (ст.62 СК РФ).
С 1 января 1995 г. вступили в силу основные положения части первой Гражданского кодекса РФ, в котором предусматривается ряд норм, регулирующих право общей собственности супругов.
Наряду с существовавшим ранее правилом, по которому имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью, в ГК РФ супругам предоставляется возможность заключения договора по поводу юридической судьбы приобретенного имущества (ст.256). Семейный кодекс развивает данное положение, называя такое соглашение брачным договором (п.2 от.33 и глава 8).
Новый кодифицированный акт, регулирующий семейные отношения содержит значительное количество норм, не имевших места в прежних законодательных или нормативных актах.
Семейный Кодекс РФ впервые предусматривает возможность медицинского обследования лиц, вступающих в брак. При этом, такое обследование проводится, во-первых, только с согласия таких лиц, во-вторых, бесплатно. В тех случаях, когда одно из лиц, вступающих в брак, скрыло от другого лица венерическое заболевание или ВИЧ-инфекцию, по-следний вправе обратиться в суд с требованием о признании брака недействительным (ст. 15 СК).
Право выбора супругами фамилии расширено возможностью при-соединения к своей фамилии, фамилии супруга, если до этого не было двойной фамилии и если иное не установлено законами субъектов РФ (ст.32 СК).
Семейный кодекс несколько изменил процедуру расторжения брака. По процедуре Кодекс традиционно разделяет разводы на осуществляемые в органах ЗАГС и в суде. При этом Семейный Кодекс РФ сократил срок расторжения брака и выдачи соответствующего свидетельства с трех до одного месяца (ст.19).
Кодекс по-новому устанавливает момент прекращения брака при его расторжении в суде. В отличие от прежнего законодательства, где предусматривалась двухступенчатая процедура развода — суд, а затем орган ЗАГС, Семейный Кодекс указывает на то, что моментом прекращения брака является день вступления решения суда в законную силу (ст.25 СК РФ). При этом суд обязан в 3-х дневный срок направить выписку из этого решения в соответствующий орган ЗАГС.
Надо подчеркнуть, что нормы Семейного Кодекса РФ, посвященные регулированию семейных отношений с участием иностранных граждан, разработаны с учетом соглашений и конвенций, участником которых является Россия, и прежде всего — Конвенции стран-членов СНГ «О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, мировой законодательной практики.
Таким образом, в кодекс включен целый ряд новых для Российского законодательства норм. По нашему мнению, целесообразно отметить, что наиболее существенными из них являются следующие :……………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На протяжении всех периодов истории развития государства, наряду с регулированием экономических, социальных, политических отношений, особая роль отводилась оформлению гражданского состояния каждого человека.
В современных условиях на органы ЗАГС возлагаются важнейшие задачи по обеспечению законности, охране и защите законодательных прав граждан, а также государственных интересов. Государство заинтересовано в том, чтобы каждый возникший брак был основой прочной семьи.
Изучив в рамках данного дипломного проекта деятельность органов ЗАГС, можно заключить, что органы ЗАГС не просто предоставляют услуги населению, а осуществляют свою деятельность в сфере правовых услуг. Само название исследуемых органов говорит о том, что они производят записи актов гражданского состояния, что заключает в себе глубокий правовой смысл. Поскольку актами гражданского состояния именуются важнейшие события в жизни людей, имеющие юридическое значение и в совокупности характеризующие гражданское состояния человека.
Гражданское состояние, в свою очередь, предопределяет комплекс прав и обязанностей, т.е. правовой статус лица. Гражданское состояние – не что иное, как правоспособность, дееспособность, гражданство, принадлежность гражданину определенного имени, фамилии, отчества, а также его семейное положение, а все это характеризует место человека в обществе и его связи с другими людьми.
Основные права и свободы принадлежат человеку от рождения, каждый человек рождается свободным. Все равны перед законом и судом независимо от расы, национальности, пола, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, идеологий и других объектов. Но это не означает, что объем субъективных прав и обязанностей у всех граждан одинаков. Конкретные субъективные права и обязанности возникают с наступлением предусмотренных законом фактов, многие из которых подлежат регистрации в органах ЗАГС.
Органы записи актов гражданского состояния являются учреждениями Министерства юстиции, что подчеркивает их важную в правовом смысле роль в жизни государства, занимающиеся составлением актовых записей, по которым прослеживаются наиболее значительные вехи в жизни каждого гражданина, будь то рождение, заключение (расторжение) брака, перемена фамилии, имени, отчества, национальной принадлежности, наступление и причины смерти.
Деятельность органов ЗАГС по регистрации актов гражданского состояния осуществляется на основе специальных принципов правовых услуг, что также имеет важное значение.
В первой главе дипломного проекта определена роль органов ЗАГС при осуществлении государственной регистрации юридических фактов семейного права. Показана история становления законодательства, регулирующего семейно-брачные отношения. Рассмотрены новые нормы семейного законодательства РФ.
Во второй главе приведены и рассмотрены с практической точки зрения порядок и условия государственной регистрации правообразующих, правоизменяющих и правопрекращающих юридических фактов. Дан анализ норм нового семейного законодательства в целом и показано их отличие от ранее действовавших норм. Проанализированы пробелы и недоработки нового Семейного кодекса и Федерального закона «Об актах гражданского состояния».
Здесь же, во второй главе дипломного проекта раскрыта практическая сторона деятельности отдела записи актов гражданского состояния администрации Ворошиловского района города Ростова-на-Дону, его основные положения, полномочия и взаимосвязь с другими службами города.
Приведены данные самостоятельного статистического исследования количества актов гражданского состояния, зарегистрированных и храня-щихся в архивах Ворошиловского отдела ЗАГС г.Ростова-на-Дону за период 2002-2007 годы.
На основании приведенных теоретических выводов, проведенной практической работы и статистических данных, предложены пути улуч-шения работы отдела ЗАГС администрации Ворошиловского района го-рода Ростова-на-Дону по реализации нового семейного законодательства и повышения юридической грамотности населения.
Общим выводом дипломного проекта является заключение о том, что при всей своей автономности, семья не свободна от закона, опосредующего ее связь с обществом в целом. Причем, наибольшую близость к семье имеет семейное законодательство, обладающее своей спецификой, возможностями правового регулирования семейно-брачных отношений.
В качестве предложений к совершенствованию отношений в рассматриваемой области можно назвать меры, сформулированные следующим образом:
— необходимость ведение массовой лекционной и разъяснительной пропаганды среди населения, особенно молодежи, касающейся вопросов брака и семьи.
— образование служб-консультаций для населения «Брак и семья».
— внесение в семейное законодательство положения, упрощающего
процедуру расторжения брака по решению суда.
— упрощение порядка внесения изменения в актовую запись о рожде-нии, фамилии матери ребенка после регистрации брака.
— усовершенствование электронной базы данных архива органов ЗАГС.
— изучение методов работы других отделов ЗАГС города.
Таким образом, подводя итоги, отметим, что брак и семейные отношения традиционны и сила многовековой традиции имеет притягательное значение. Несмотря на все явления, происходящие в обществе, брак обеспечивает семейными взаимоотношениям устойчивость, определенность и надежность.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ
1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г.
2. Федеральный закон «Об актах гражданского состояния» от 15 ноября 1997
3. Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» от 29 декабря 2006.
4. Постановление Правительства РФ «О мерах по реализации ФЗ «Об актах гражданского состояния» от 6 июля 1998 г. №709.
5. Приказ Минфина РФ «Об отчетности о расходовании субвенций, предоставленных из федерального бюджета на выполнение федеральных полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния» от 13 июля 2005.
6. Областной закон «Об органах ЗАГС Ростовской области» от 30 июля 1998.
7. Семейный кодекс РФ, 1997.
8. Гражданский кодекс РФ, 1996.
ЛИТЕРАТУРА
1. Александров А.Ф. Даты и судьбы. – М., 2004.
2. Афанасьев Т.М. Семья. – М., 2000.
3. Емельянова К.Л. Некоторые вопросы совершенствования деятельности органов ЗАГС. // www.law.edu.ru
4. Зацепин В. Мы и наша семья. – М., 2002.
5. История записей гражданского состояния в России //www.gorko.ru
6. Карпович В.Л. Комментарий к ГК РФ. — М., 2003.
7. Крашенинников П.В., Седугин П.И. Комментарий к Семейному кодексу РФ. – М., 1997.
8. Морозов Н. Браки, усыновления, разводы…//Республика №36, 14 сент. 2005.
9. Некрасов И.С. Опыт историко-литературного исследования о происхождении древнерусского Домостроя. – М., 1873.
10. Особенности установления факта родственных отношений //Жилищное право 2006, №2.
11. Седугин П.И. Комментарий к ФЗ РФ «Об актах гражданского состояния». — М., 1998.
12. Сергеев А.П., Толстой Ю.К. Гражданское право. Учебник. – М., 2002.
13. Сборник материалов по вопросам государственной регистрации актов гражданского состояния. Управление ЗАГС Администрации Ростовской области. Ч. 1., Ч. 2. – Ростов н/Д, 2007.
14. Пузикова Л.Б. Объявляю вас мужем и женой. – Ростов н/Д, 2005.
15. Пузикова Л.Б. В вашей семье – праздник. – Ростов н/Д, 2001.
16. Пчелинцева Л.М. Коментарий к Семейному Кодексу РФ. – М., 2004.
17. Харчев А.Г. Современная семья и ее проблемы. – М., 2003.
18. Юридическая заинтересованность органов ЗАГС // Юридический портал http: //www.travmalechen.ru/index