Содержание
Введение
Глава 1 Теоретические основы нравственного воспитания младших школьников на уроках литературного чтения
1.1Нравственное воспитание младших школьников как целенаправленный процесс их моральной социализации и индивидуализации 9
1.2Содержание, формы и методы нравственного воспитания младших школьников
1.3Структура и этапы процесса нравственного воспитания младшего школьника
1.4Особенности восприятия произведений художественной литературы детьми младшего школьного возраста 33
1.5Особенности нравственного воспитания на уроках литературного
чтения
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по нравственному воспитанию учащихся на уроках литературного чтения
2.1 Констатирующий эксперимент
2.2 Формирующий эксперимент организации процесса нравственного воспитания на уроках литературного чтения
2.3 Контрольный эксперимент
Заключение
Литература
Приложение
Выдержка из текста работы
Актуальность проблемы. Сегодня духовно-нравственное воспитание нуждается в теоретическом осмыслении его методологических основ, разработке целостного подхода к ним. Наступил новый этап развития социума, связанный с изменением менталитета общества и личности, изменением ценностных ориентаций у подрастающего поколения. Мы перестали думать о духовном обогащении, стали игнорировать нравственную сущность поступков. Такие проявления высокой нравственности, как сострадание, соучастие, сопереживание, уважение к другим и самому себе, к сожалению, отходят на второй план. Все острее ощущается потребность в воспитании духовно богатой, высоконравственной личности, способной созидать, а не только потреблять.
Духовно-нравственное развитие школьника является важнейшим аспектом социализации личности в условиях стремительного развития общества, фактором постепенного и осознанного включения в различные сферы социальной деятельности и общественной жизни.
Проблемы духовно-нравственного воспитания рассматриваются в исследованиях таких педагогов, психологов, философов, как В.А. Беляева, Н.А. Бердяев, П.П. Блонский, С.Н. Булгаков, В.П.Вахтеров, К.Н.Вентцель, З.В. Видякова, В.В. Зеньковский, П.Ф. Каптерев, П.Ф. Лесгафт, В.М. Меньшиков, А.Н. Острогорский, В.П. Острогорский, Н.И. Пирогов, М.М. Рубинштейн, К.Д. Ушинский и др.
В настоящее время существует множество программ по духовно-нравственному воспитанию различных авторов. Примеры отечественных программ: «Введение в традицию» авторская программа Крячко А.А., «Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников» Феоктистова Т.Г., Шитякова Н.П., Программа "Мировидение", Программа «Мировидение» средний школьный возраст, Программа "Мировидение" дополнительные уроки для младшего и среднего школьного возраста, Кроме того необходимо назвать российские программы: «Красота спасет мир» авторская программа по музыке Т.В. Лазаревой, «Музыкально-эстетическое воспитание» для 1-4 классов Н.А. Терентьевой, Р.Г. Шитиковой, Программа «Азбука нравственности», Программа «Культура семейных отношений», Муниципальная целевая программа «За духовное и нравственное здоровье» Д.Г. Левчук, О.М. Потаповской.
Совершенно очевидно, что для того, чтобы стать полноправными участниками общемирового культурного процесса, современным школьникам необходимо усвоить те духовно-нравственные ценности, которые были накоплены человечеством в течение веков. Отдельная личность и целый народ, вступая в общечеловеческое культурное пространство, должны владеть различными средствами межнационального общения. С этой точки зрения огромную роль играет знание как минимум одного иностранного языка.
Язык – хранилище культуры этноса, в нем запечатлен весь познавательный опыт народа, его морально-этические, социокультурные, художественно-эстетические, воспитательные идеалы. Процесс обучения современных школьников иностранным языкам содержит уникальный педагогический потенциал духовно-нравственного, идейно-политического, эстетического, трудового воспитания подрастающего поколения.
Если прибегнуть к опыту выдающихся мыслителей педагогов, то все отдают первостепенное значению духовности через культуру своего и чужого языка.«Язык – это явление духовной культуры человечества, одна из форм общественного сознания» — выделила один из признаков языка Н. Б. Мечковская. Один из образованнейших педагогов своего времени В. А. Сухомлинский писал: «Язык – духовное богатство народа», «Сколько я знаю языков, столько я – человек». Так же и С. В. Гордеева считает одним из уникальных приемов, способствующих акцентированию внимания на духовно-нравственных ценностях человечества использование учебного предмета «иностранный язык».
Поэтому можно только положительно рассматривать воспитание духовности именно на уроках иностранного языка. Ведь одна из целей при изучении иностранного языка должна выступать, по мнению Е. И. Пассова, не только прагматичные знания, навыки и умения, но и образование[26]. В этом случае в качестве содержания выступает культура, под которой понимаются личностно освоенные в деятельности духовные ценности, пространство, в котором происходит процесс социализации личности.
Проблемой исследования является создание педагогических условий для духовно-нравственного воспитания школьников в процессе обучения английскому языку. Для решения данной проблемы учителю требуется не только знание методики преподавания, но и умение направить свою деятельность на духовно-нравственное воспитание в процессе обучения английскому языку.
Цель работы — теоретически обосновать и апробировать педагогические условия осуществления духовно-нравственного воспитания учащихся школы на уроках английского языка.
Объект исследования — учебно-воспитательный процесс.
Предмет исследования — духовно-нравственное воспитание на уроках английского языка.
В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:
1. Изучить педагогическую литературу по духовно-нравственному воспитанию школьников.
2. Подобрать методологические основы изучения нравственных качеств подростков в процессе обучения иностранному языку.
3. Определить наиболее эффективные методы и приемы нравственного воспитания школьников, применяемых учителями иностранного языка.
Методы — педагогические наблюдения, изучение передового педагогического опыта.
Гипотеза – духовно-нравственное воспитание школьников будет успешно осуществляться:
— при реализации воспитательных возможностей содержания учебного материала на уроке;
— при использовании учителем методов, средств, способствующих формированию нравственных знаний, умений.
Исследование проводилось на базе гимназии № 9; общеобразовательных школ № 1, 14 г.Комсомольска-на-Амуре.
Логика исследования — теоретическое осмысление проблемы, методологических подходов к ее решению; накопление эмпирического материала, анализ и обобщение педагогического опыта духовно-нравственного воспитания школьников средствами иностранного языка.
Глава 1. Духовно-нравственное воспитание человека как педагогическая проблема
1.1 Духовно-нравственные принципы и ценности современного общества
Трансформация всех сторон российской жизни в последние 15 лет особенно болезненно отразилась на духовно-нравственной сфере. Гуманитарный кризис обнажает глубинные вопросы человеческого существования, смысла жизни живущих и будущих поколений. Педагогика призвана отвечать на запросы времени, определяя такие системы и методы воспитания, которые конструктивно влияли бы на молодых людей.
Необходимость обоснования духовно ориентированной парадигмы воспитания, актуальность обращения к проблемам духовности обусловлены ценностно-смысловой ситуацией в современной России. Резкая смена идеологических ориентиров, отказ от каких-либо мировоззренческих оснований в начале 90-х гг. XX в. привели к духовному вакууму, который стал быстро заполняться массовой культурой. [10]
Обращение государства и системы образования к идее духовно-нравственного воспитания как основного условия возрождения современного российского общества и человека не случайно. Нравственная деградация, прагматизм, утрата смысла жизни и культ потребления, подростковая наркомания и алкоголизм – вот те характеристики состояния современного общества и человека, которые свидетельствуют о духовном кризисе общества и утрате духовного здоровья личности. В чем же заключается сущность духовно-нравственного воспитания? Надо, прежде всего разобраться, что такое духовность и нравственность и всегда ли духовное воспитание может быть нравственным, а нравственное – духовным.
Духовность, на наш взгляд, – качественная характеристика сознания и самосознания личности, отражающая целостность и гармонию ее внутреннего мира, способность выходить за пределы себя и гармонизировать свои отношения с окружающим миром. Она определяется не столько образованностью, широтой и глубиной культурных запросов и интересов, сколько предполагает постоянный и непрекращающийся труд души, осмысление мира и себя в этом мире, стремление к совершенствованию себя, преобразованию пространства собственного внутреннего мира, расширению своего сознания. Это и особый эмоциональный строй личности, проявляющийся в тонких движениях души, обостренном восприятии всего, что окружает человека, в способности к высоким духовным состояниям и установлению тонких духовных связей между людьми, в основе которых – чуткое отношение к человеку, забота о его духовном росте и благополучии. Недаром значение слова «дух» – (лат. spiritus) – дуновение, тончайший воздух, дыхание [31].
По мнению русских философов (И. Ильина, В. Соловьева, Г. Федотова и др.), истинная духовность не существует вне нравственности. Высшая духовность невозможна без душевности – эмоциональной чуткости, отзывчивости, способности к эмоциональному отклику: жалости, состраданию, любви к ближнему.
Рассмотрим сущность и специфику нравственного воспитания. Можно ли утверждать, что нравственное воспитание – это всегда духовное воспитание личности?
Нравственность рассматривается как индивидуальная форма существования морали общества, как внутренний закон человека, побуждающий его соотносить свои действия и поступки с общественными нормами. Нравственное сознание личности может находиться на разном уровне развития. В частности, нравственным считается человек, который руководствуется принципами «общественного договора» или Золотым правилом нравственности: «Поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы другие поступали с тобой». К сожалению, традиционная система воспитания ориентирована на сообщение нравственных знаний, внедрение в сознание ребенка определенной системы норм и принципов, а не на развитие его духовно-нравственного сознания и самосознания. В современных условиях, когда происходит утрата обществом существовавших ранее норм и принципов морали, а новые еще не выработаны, размыты, особенно актуальным становится формирование у подрастающего поколения способности к нравственному выбору, базирующейся на высоком уровне духовного развития личности.
Решение задач духовно-нравственного воспитания современной системой образования связано с разрешением целого ряда проблем, среди которых наиболее важными, на наш взгляд, являются следующие.
Как известно, личность учителя играет важную роль в процессе воспитания, поэтому первая проблема связана с подготовкой учителя, способного стать духовным наставником личности. Проблема вторая касается содержания духовно-нравственного воспитания. Традиционно в качестве содержания рассматривают систему ценностей, присвоение которых обеспечивает духовно-нравственное становление растущего человека. На наш взгляд, содержанием духовно-нравственного воспитания является тот духовный и нравственный опыт, который приобретается ребенком и «взращивается» педагогом в процессе педагогического взаимодействия:
· опыт переживания высоких духовных состояний;
· опыт осознания своей внутренней духовной реальности и понимания самоценности духовного мира другого человека;
· опыт определения воспитанником актуальных для него смысложизненных и нравственных проблем;
· опыт индивидуального и совместного смыслопорождения, смыслообразования и смыслостроительства:
· опыт разрешения нравственных проблем;
· опыт содержательного, духовного общения;
· опыт определения и реализации своих ценностных приоритетов в искусстве, в духовно-практической деятельности (творчество, общение, помощь людям, социальное служение, благотворительность, добровольчество, волонтерство и т.д.)
Безусловно, приобретение данного опыта невозможно без освоения и соотнесения его с духовным опытом человека и человечества, воплощенного в образцах – нравственных и духовных ценностях, нормах и традициях, жизнеописаниях и биографиях их носителей. [25]
По мнению А.И. Шемшуриной[33] наиболее значимыми идеальными основаниями, к которым следует стремиться учащимся, следует считать:
— гуманизм, в основе которого заложено уважение и доброжелательность по отношению к другому человеку, доброта как источник чувства, действия и отношения к окружающему миру;
— ответственность как моральная готовность держать ответ за свои мысли и действия, соотносить их с возможными последствиями;
— долг как осознание и готовность к проявлению своих обязанностей перед государством, обществом, людьми и самим собой;
— совестливость как регулятивная основа всей жизнедеятельности человека;
— чувство собственного достоинства как нравственное самоутверждение на основе эмоционально-рефлексивной и позитивно-окрашенной установки на самоуважение и уважение к другому человеку;
— гражданственность как чувство Родины, неразрывной связи с отечеством, причастности к его судьбе.
Акцент на данные характеристики позволяет осмысливать школьникам, приобщаться в процессе воспитания и осваивать в соотнесении со своими проявлениями такие собирательные и образные понятия как:
— культура чувств — умение и стремление к эмоциональному самопроявлению в горизонте меры и нравственности;
— способность к нравственному усилию, "усилию человека быть" (М.К. Мамардашвили)[24] как основание для самооценки, самоопределения и самосовершенствования;
— чувство эмпатии — эмоциональное "чувствование" другого, соизмерение своего поведения в соответствии с состоянием другого человека. На основе способности к эмпатии развивается толерантность как терпимость к инакомыслию, вероисповеданию и соответствующему в связи с этим проявлению.
Проблема третья связана со способами (методами и формами) духовно-нравственного воспитания, поскольку ценности человека – это то, что труднее всего поддается простой трансляции, передаче от их носителей-воспитателей воспитанникам.
Все это предполагает использование в педагогическом процессе методов, апеллирующих не только к мышлению, но и к эмоциональному миру человека – создающих проблемные ситуации ценностного выбора, диалога и дискуссии, которые обеспечивают духовно-нравственное восприятие явлений жизни и культуры, актуализируют эмоциональную память и повторное чувствование, развивают способность к сопереживанию, создают условия для рефлексии своих внутренних состояний. От степени готовности педагогов к таким методам и формам общения во многом зависит успешность решения задач духовно-нравственного воспитания молодого поколения.
1.2 Возможности урока иностранного языка в воспитании духовно нравственных качеств школьников
Понимание духовных ценностей становится важным фактором развития общественного и национального самосознания. Каждый школьный предмет по сути является инструментом становления личностных качеств человека, его социальных и духовных ориентиров. Не являясь исключением, учебный предмет «Иностранный язык» имеет существенную особенность: он как бы «беспредметен»: он изучается как средство общения, а тематика и ситуации для речи привносятся извне. Поэтому иностранный язык, как никакой другой учебный предмет, открыт для использования содержания из различных областей знаний, содержания других учебных предметов.
В ходе изучения иностранных языков затрагиваются и обсуждаются проблемы, позволяющие формировать навыки критического мышления, позволяющие соотнести свои взгляды с нормами общественной морали. На уроке иностранного языка учитель имеет возможность формировать мировоззрение ученика, его нравственный облик, так как предмет «Иностранный язык», кроме области конкретных лингвистических и экстра лингвистических компетенций, затрагивает вопросы отношения и поведения ребенка в той или иной жизненной ситуации.
Среди тем, обсуждаемых в ходе изучения иностранных языков звучат многие насущные проблемы. Среди них выделяются такие, как проблемы толерантности, проблемы современной семьи, проблемы благотворительности, проблемы материализма и национальной культуры, проблемы нищеты и борьбы с ней.
К методам и приемам, содействующим нравственному воспитанию учащегося на уроке английского языка, могут быть отнесены коллективные формы взаимодействия. Среди них можно выделить групповую и парную работы. Именно в группах и парах проходит обсуждение той или иной проблемы, именно во взаимодействии с окружающими детьми складываются определенные точки зрения. Таким образом, обсуждение проблемы в данном случае выступает одним из приемов работы. Причем работа не заканчивается одним лишь обсуждением. Решение, принятое в ходе обсуждения, какой-то проблемы, презентуется всему классу, в то время как класс выбирает лучшее решение и обосновывает свой выбор.
Следующим эффективным приемом работы в упомянутом выше направлении является ролевая игра. Ролевая игра также является формой коллективного взаимодействия. Однако в данном случае каждый ученик уже несет индивидуальную ответственность за принятое решение. В то же время в ролевой игре обычно предварительно оговаривается траектория поведения участника игры в определенной ситуации. Хотя в некоторых случаях оговариваться может только результат взаимодействия, тогда как траектория поведения остается за выбором самого учащегося.
В ходе использования данного приема работы также необходимо ввести этап рефлексии для того, чтобы учащиеся смогли проанализировать уместность, необходимость и эффективность той или иной модели поведения. Конечно, во многом ролевое поведение определяется изучаемым языковым материалом, но нравственная направленность также оказывает влияние на предполагаемый вариант поведения. Задача учителя – показать образцы поведения, обосновав в их с точки зрения разумности и морали, определить поведение ребенка в предполагаемой проблемной ситуации и в случае необходимости провести коррекцию данного поведения, но ни в коем случае не в форме назидания и наставления. Лучшего всего, если корректировать модель поведения будет не учитель, а сами дети, предлагая свои варианты и обосновывая свой выбор.
И, конечно, не последнюю роль играют тематические уроки. [6] Проектная методика обучения иностранным языкам, которая лежит в основе обучения по Учебно-методическому комплекту В.П. Кузовлева[20], даёт большие возможности для формирования у учащихся таких общечеловеческих ценностей, как уважительное и толерантное отношение к другой культуре и более глубокое осознание своей культуры. Знакомство с культурой страны изучаемого языка происходит путём сравнения и постоянной оценки имевшихся раннее знаний и понятий с вновь полученными, со знаниями и понятиями о своей стране, о себе самих. Этому способствуют задания под рубриками “In Your Culture” (“В твоей культуре”) и “All About Me”(“Все обо мне”). В результате происходит своеобразный диалог культур устами школьников. Сравнивая зарубежного сверстника и самих себя, страны, учащиеся выделяют общее и специфичное, что способствует объединению, сближению, развитию понимания и доброго отношения к стране, её людям, традициям. Для достижения этих целей на уроках иностранного языка в нашей школе используются самые разнообразные формы и приёмы учебной и внеклассной работы. Учащиеся могут участвовать в моделировании и решении проблемных ситуаций, викторинах, составлении кроссвордов, написании сообщений и докладов, экскурсиях по историческим местам, работать с печатными материалами, проводить “круглые столы”. В конце изучения темы “Не хотели бы вы отправиться в Великобританию?” в 8 классе, учащимся предлагается “пригласить иностранных гостей в Россию и организовать для них путешествие”. Этот проект называется “Добро пожаловать в Россию!”. Познавательным аспектом таких уроков является увеличение объёма знаний об особенностях культуры родной страны, знакомство с достопримечательностями Москвы, Санкт-Петербурга, Хабаровска, как столицы Хабаровского края; воспитательный аспект – осознание понятия Родина, “малая Родина”, более глубокое осознание своей культуры.
Работая по теме “Меняются времена, меняются стили”, учащимся предлагается посещение местного краеведческого музея, отзывы о котором они предоставляют на изучаемом языке.
Работая по теме “Моя семья” в 5 классе, учащиеся изучают родословную своей семьи, а затем предоставляют проекты генеалогических деревьев вплоть до пятого поколения.
При изучении темы “Герои и гордость твоей страны” мы знакомимся с биографиями выдающихся людей страны изучаемого языка и нашей Родины, также и при изучении таких тем как “Достопримечательности Британии, Америки и России”, “Образование” и др. Здесь имеет место культурологический аспект обучения, сравнение национальных культур разных народов.
школьник урок иностранный духовный нравственный
Глава II. Опыт работы по воспитанию духовно-нравственных качеств школьников в процессе обучения иностранному языку
2.1 Из опыта отечественных и зарубежных педагогов по духовно нравственному воспитанию
Мы проанализировали технологию обучения иностранному языку, способствующую приобщению школьников к духовным ценностям Павловой Елены Арсеньевны, учителя английского языка средней школы No 2 г. Апатиты Мурманскойобласти. Можно отметить следующие приемы учителя:
— выработка стиля и манеры поведения педагога с учетом индивидуальных особенностейаучащихся;
— естественное, непринужденное погружение ребенка в мир музыки, слова, литературы, живописи, хореографии, т.е. занятие театральным творчеством (драматизация сказок, пьес, рассказов, прочитанных и обсужденных на уроках);
— обучение школьников анализу эмоционального состояния персонажей, которое способствует совершению ими поступков и действий;
— предложение войти в эмоциональное состояние персонажей;
— участие в научно-практических конференциях молодежи и школьников на уровне школы, города, области, в международных конкурсах, подготовка и проведение таких коллективных дел на иностранном языке, как вечера и мюзиклы.
В условиях начальной школы воспитывающее влияние на обучение должен оказывать сам учебный процесс и, прежде всего, речевой материал, а также форма проведения занятия. Учитель предлагает такую форму проведения занятия, как театральная постановка.
Такая форма способствует формированию нравственных представлений детей о дружбе, что, в свою очередь, помогает регулировать взаимоотношения детей в детском коллективе.
Приняв ту или иную роль, ребенок оказывается в ситуации необходимого выбора нравственного характера. Подобные постановки позволяют учащимся на эмоциональном уровне осваивать чувства другого. Материалом для инсценировки являются только известные всем учащимся произведения (сказки, рассказы или их фрагменты). При распределении ролей нужно стремиться к тому, чтобы каждый раз школьник получил новую роль.
Театральные постановки на уроке — сильный мотив к изучению языка, они помогают создать языковую среду, приближенную к естественной. Появляется возможность активизировать на этой основе практически весь программный лексико-грамматический материал начального и последующего этапов обучения. Учащиеся быстро овладевают речевыми конструкциями и формулами, потом автоматически оперируют ими при выполнении коммуникативных заданий другого рода. Такие занятия способствуют эстетическому воспитанию учащихся, приобщению их к культуре страны изучаемого языка.
Переход от младшего к среднему школьному возрасту имеет свои особенности, определяющие эмоциональную жизнь ребенка. Подростки проявляют большую самостоятельность мышления, интерес к разнообразным явлениям жизни общества, высказывают свои суждения, стремятся выработать личную точку зрения, собственные взгляды. Эмоциональное воздействие и воспитательная сила слова в этом возрасте очень велики. Поэтому для отбора текстов главными критериями являлись их художественная ценность, языковая ценность, гуманистическая направленность, соответствие интересам и уровню знаний учащихся, что в свою очередь стимулирует интерес к литературе и языку (а ввиду большой доступности понимания и оценки художественных произведений, возрастает интерес к истории стран изучаемого языка, как к прошлому, так и к настоящему).
Отобранные тексты представляют собой короткие рассказы, басни, легенды, сказки. Тексты могут быть использованы как во время занятий в классе, так и в условиях самостоятельной работы дома. Работа со школьниками происходила первоначально с использованием упражнений, рассчитанных на первичное ознакомление с текстом и усвоение содержащегося в нем языкового материала (языковые упражнения), а также на использование усвоенных лексических единиц в речи с опорами (предречевые упражнения): пересказать по заданному плану, воссоздать части текста, используя предложенные слова и выражения и т.д.
Затем учащиеся выполняли собственно речевые упражнения, т.е. задания творческого характера: резюмировать текст, составить диалог, проанализировать поведение персонажей, обсудить проблемы, связанные с текстом и т.д. Необходимость обсуждать проблему на английском языке создавала определенную сложность, с одной стороны, а, с другой стороны, максимально приближала учащихся к ощущению естественной обстановки, позволяла почувствовать дух времени и обстоятельств.
Отобранный текстовый материал воздействовал на учащихся, вызывал чувство доброты, гуманности, отзывчивости, смелости, сопереживания. Предложенные задания и упражнения послужили средством познания и способом формирования личности. Это проявилось в качественной оценке персонажей изученных рассказов и их поступков, предпочтениях, высказанных учащимися в пользу того или иного произведения и его героев.
Чтобы подготовить учащихся к чтению оригинальных текстов, учитель использовал прием, предлагаемый Е.Д. Авериной[1]: работа с лексическими картами. Рисунки и стрелки используются для систематизации слов по темам. Каждая карта должна разместиться на одной стороне альбомного листа. Такая топографическая целостность чрезвычайно важна для запоминания. Рисовать карты должен каждый, независимо от имеющихся у него художественных способностей. Рисунки могут быть абстрактными и схематичными, узнаваемыми только автором. Рисунки должны быть фоном, на котором выделяются иностранные слова. Писать их нужно жирно, крупно, четко, хорошо распределяя по всему полю листа. Пока учащиеся рисуют и пишут слова, они повторяют их несколько раз вслух. Ни в коем случае нельзя писать перевод слов.
Каждую карту необходимо выполнять дважды: на лицевой стороне листа альбома — с иностранными словами, а на обратной стороне предыдущего листа — без слов, в "немом" варианте. По второму варианту учащиеся рассказывают заученные наизусть учебные тексты. К каждой лексической карте составляется учебный текст на изучаемом языке из очень простых предложений, где описывается то, что изображено на карте.
Обобщив лексику по одной теме, можно читать отрывки из художественных произведений по этой же теме. Именно через чтение можно осуществить "вхождение" в иностранный язык.
Для фиксации содержания оригинального текста использовались кроки. Крок — это схематическое изображение того, что означает слово. Этот прием:
1. вынуждает обучаемого при работе над словом вызывать в своем сознании представление, с которым это слово ассоциируется именно у него; благодаря этому формируется связь "иностранное слово — индивидуальное представление", которая лежит в основе беспереводного понимания читаемого и беспереводного говорения. Такая связь не всегда формируется, когда слово заучивается с опорой на картинку, созданную другим лицом, пусть даже самую художественную;
2. не позволяет думать на русском языке до порождения иностранного предложения;
3. не позволяет учащемуся идти более легким, но ошибочным путем: планировать высказывание на русском языке;
4. фиксация содержания текста кроками избавляет учащихся от необходимости запоминать последовательность мыслей в заучиваемом наизусть тексте, что достаточно трудно, но совершенно не нужно для изучения иностранного языка;
5. говорение по крокам предотвращает ошибки, которые учащиеся могли бы сделать при воспроизведении наизусть текста. Это, прежде всего, ошибки в употреблении артиклей, падежей, предлогов и в порядке слов;
6. приводит впоследствии к планированию грамматического строя высказывания на подсознательном уровне, т.е. так, как это бывает при говорении на родном языке;
7. рисование кроков невозможно без осознания структуры предложения, поскольку предполагает выделение подлежащего и обеих частей сказуемого, что способствует более правильному пониманию содержания текста;
8. длительное воспроизведение текстов наизусть по крокам приведет к запоминанию большого количества синтагм, из которых впоследствии учащиеся будут составлять собственные высказывания.
Необходимо помнить, что творческая речь является ничем иным, как припоминанием заученных ранее синтагм и составлением из них новых композиций. Прием рисования кроков помогает выполнять задания творческого характера к текстам нравственно-эстетического содержания.
Подростковый возраст — это период увлечения искусством. Опрос показал, что среди любимых видов искусства — музыка, телевидение, кино. Одной из характерных черт этого возраста является мечтательность, фантазирование. Дети проявляют интерес к произведениям героического и романтического плана. В 8 классе школьники с удовольствием читают книгу английской писательницы Мэри Инид Блайтон[9] (1897-1968) о "Великолепной пятерке". Ее истории написаны идеальным английским языком, считаются своеобразным лингвистическим эталоном. Писательница отличается тонким пониманием психологии и интересов детей. Школьники сопереживают обыкновенным английским детям, постоянно попадающим в необычайные приключения на таинственном острове с разрушенным замком, полном сокровищ. А сопереживание влечет интерес непосредственно к качественным сторонам личности. Учащиеся записывают на английском языке качества личности в действии: храбрый, отважный, решительный, поспешный, находчивый, трусливый и т.д.
Данная лексика активно используется восьмиклассниками при выпуске стенной газеты на английском языке, посвященной 60-летию освобождения Заполярья от немецко-фашистских захватчиков, при описании подвигов моряков-североморцев и мирных жителей Мурманска. Творчество подростков не затухает. Например, именно учащиеся средних классов делают успехи в области искусства театра (различные драматизации), сочиняют стихи на английском языке и пишут к ним музыку.
В возрастном промежутке с 10 до 14 лет доминантой развития является формирование нравственности, моральных норм, понятий добра и зла. Ребенок, утверждаясь как личность в коллективе, наиболее сензитивен к восприятию нравственных критериев, воспитанию таких качеств, как милосердие, великодушие, чувство собственного достоинства. Начинается поляризация ближайшего окружения на своих и чужих и критерии оценок бывают очень жесткими. Бесконтрольное формирование таких критериев чревато проявлениями детской жестокости. Поэтому важно научить преодолевать дуальность оценок, осознавать амбивалентность чувств и сформировать адекватный кодекс чести, который, сложившись в этот период, является очень устойчивым образованием и с трудом поддается коррекции в последующие годы.
Старший школьный возраст — это возраст некоей инфантильности, ребячества, "открытых эмоций". В этом возрасте такие коллективные дела, как вечера и мюзиклы на иностранном языке вызывают у школьников многообразную гамму эмоциональных состояний: восторженность, интерес, готовность и желание к исполнению. Тематические вечера и подготовка к ним развивают художественные способности, чувство коллективизма, взаимовыручку, прививают любовь к труду.
Старшеклассникам предлагались самостоятельно-творческие задания (доклады, проекты). Чтение доклада, защита проекта осуществлялись под сопровождение музыки; умело подобранные кинофрагменты помогали защитить проекты.
В проектном исследовании учитель выступал в роли консультанта, помощника, рядового участника проекта, задействовал коллег для обсуждения. Подобные формы общения и совместной творческой коммуникативной деятельности способствовали нравственно-эстетическому воспитанию школьников.
Все участники проектов — и педагог, и учащиеся — работают с интересом, творчески, инициативно и неформально. Школьники с большой ответственностью относятся к такой работе, поскольку видят ее практическую пользу. По свидетельству преподавателей, учащиеся, задействованные в проектах, проявляют такие качества, как ответственность, коллективизм,пчувствоотоварищества.
Рассмотрим работу над творческими проектами на примере темы "Наш родной город". Среди возможных видов проектной работы по теме "Наш родной город" можно выделить следующие:
· подготовка и организация экскурсии;
· проведение интервью и сообщение его результатов;
· сочинение (индивидуальное);
· оформление плаката или стенгазеты;
· изготовление буклета для туристов;
· разработка викторины;
· написание статьи для журнала;
· дизайн карты с обозначением туристического маршрута по городу и описанием тура;
· создание рекламы туристической программы;
· составление программы визита иностранного гостя;
· подготовка доклада об актуальных проблемах города.
Залогом успешной презентации проектов стала тщательная подготовка. Учитель должен взять на себя роль организатора итоговых выступлений и помочь учащимся выбрать форму презентации.
Иностранный язык как предмет школьной программы может быть действенным фактором приобщения школьников к духовным ценностям.
2.2 Духовно-нравственное воспитание на уроках, разработанных педагогами Хабаровского края
Учитель высшей квалификационной категории МОУ СОШ № 1 г. Комсомольск-на-Амуре, Хабаровского края Некрасова Татьяна Михайловна разработала мероприятия к 70-летию Хабаровского края на английском языке по использованию регионального компонента в урочной и внеурочной деятельности. Данные мероприятия способствуют духовно-нравственному воспитанию школьников, прививают патриотичность, повышают интерес и любовь к Родине и малой Родине, воспитывают в детях бережное отношение к живой и неживой природе. Специально для мероприятий были подготовлены мультимедийная презентация и приложение, содержащие материалы краеведческого характера, усиливающие воспитательную, развивающую, социокультурную направленность обучения иностранному языку.
Цель мероприятия:
Социокультурный аспект- знакомство с богатствами своего края, выработка умения понимать, какие ценности материальной и духовной культуры являются предметом национальной гордости
Развивающий аспект- развитие таких качеств ума, как самостоятельность, доказательность, способность к самооценке, развитие произвольного внимания
Воспитательный аспект- воспитание любознательности, желания развивать кругозор, любовь к Родине и родному краю, воспитание бережного отношения к природе
Учебный аспект-развитие речевых умений. Расширение словарного запаса.
Оборудование: карта края, медиа — проектор, дидактический материал в виде приложения,, наглядность
Ходмероприятия
1. Организационный момент. Знакомство учеников с планом урока. Учитель говорит о том, что сегодня школьники узнают больше о родном крае, о тех местах которые стоит посетить, по достоинству их оценят и также смогут рассказать о достопримечательностях родного края гостям из других регионов.
2. Учитель представляет презентацию, где подробно рассказывается о природных и культурных объектах, которыми славится Хабаровский край.
3. Ученикам задаются вопросы по презентации: какую новую для себя информацию они почерпнули, какие места они хотели бы посетить, чтобы они хотели добавить или о чем поспорить.
4. Подводя итоги мероприятия учащимся предлагается принять участи в акции «Чудеса Хабаровского края» и выбрать свои 7 чудес. На следующих уроках учащиеся готовятся к выполнению презентации по данной теме. К примеру, учащиеся 8 класса с углубленным изучением английского языка средней школы № 1 г. Комсомольск-на-Амуре заинтересовались проблемой спасения тигров, как редкого исчезающего подвида. Учащиеся подготовили презентацию для научно-практической конференции, которая проходит в школе ежегодно.
Во время подготовки подобных проектов учащиеся, занимаясь исследованием выбранных ими проблем, лучше знакомятся с родным краем, в них воспитывается бережное отношение к живой и неживой природе, уважение к культуре и традициям местного населения, воспитывается патриотизм и гордость за свою страну. Все эти качества являются одновременно и компонентами духовно-нравственного воспитания и также предпосылками для дальнейшего воспитания и самовоспитания в них высоконравственных личностей.
Также проблемой духовно-нравственного воспитание на уроках иностранного языка занималась учитель английского языка Арапова Елена Михайловна, разработавшая урок по теме “Урок милосердия”.
Цели урока:
Обучающая: развитие монологической речи, развитие восприятия речи на слух, умения выделять главное.
Развивающая: развитие мышления, памяти, речи, развитие умения аргументировано защищать свое мнение, использовать элементы дискуссии.
Воспитательная: развитие умения понимать человека, стараться ему помочь в сложных для него случаях, воспитание вежливости, нравственности, духовности.
Ход урока:
1. После организационного момента преподаватель задает учащимся вопросы: Какие традиции существуют в Оксфордском и Кембриджском университетах? Какие из них связаны с благотворительностью? Учащиеся должны упомянуть традицию «Рэг Дэй». Если это вызывает у них затруднение, преподаватель помогает.
2. Далее учащиеся отвечают на вопросы преподавателя, связанные непосредственно с благотворительностью: Что такое милосердие, благотворительность? Хотели бы вы принять участие в благотворительной акции? Какие благотворительные акции проводятся в нашем обществе? Какие позитивные черты таких акций?
3. Чтение тематического текста. Учащимся предлагается прочесть небольшой текст и дать ему свое собственное заглавие. Текст называется «Никогда не забудем: 9/11-Максу». Речь в тексте идет о художнике Питере Максе, который хочет продать 11 плакатов о кровавом дне 11 сентября. Его цель: собрать деньги для спасателей, работавших там. «Никогда не забудем»-это его красочное толкование тех событий. Выручка будет направлена в интернациональную ассоциацию спасателей, которая обеспечивает необходимое обслуживание этих людей и их семей. Нью-Йорк потерял 343 спасателя, когда был разрушен Всемирный Торговый Центр. После этого нападения Макс начал продажу 6 плакатов, чтобы поспособствовать фондам помощи. Ему удалось собрать 200000 долларов. Новые плакаты появились уже через месяц. «Я хотел нарисовать всех, кто умер, но это невозможно. По крайней мере, я могу нарисовать плакаты» — сказал он. Далее учащимся предлагается обсудить текст, ответив на некоторые вопросы: Когда Питер Макс начал продавать свои плакаты? Кто изображен на этих плакатах? Как Питер использует деньги, полученные за плакаты? Почему он распоряжается деньгами именно так, а не иначе? Хотели бы вы помочь окружающим вас людям каким-нибудь образом?
4. В парах проводится обсуждение вопросов: Кому я могу помочь? Что я могу сделать для этих людей?
5. Идеи презентуются остальным учащимся, при этом используются следующие выражения : по моему мнению; мне кажется; лично я; я верю; я могу; я хотел бы; необходимо; так как; с тех пор как.
6. Преподаватель вместе с учащимися выбирает лучшую презентацию, обосновывая в нескольких предложениях свой выбор.
7. Домашнее задание: учащимся предлагается обсудить данную проблему с родителями и написать мини-сочинение: «Я могу помочь людям». При этом внимание должно быть уделено следующим пунктам: важность благотворительности в современном обществе; возможные благотворительные акции; акция, о которой я хотел бы рассказать.
Данный урок может быть проведен в рамках изучения темы «Проблемы молодежи», ведь позитивные изменения в обществе сопровождаются и рядом негативных тенденций, к числу которых относятся нравственная деградация личности, рост преступности вообще и молодежной в частности и другие. Урок может способствовать приобретению учащимися нравственных знаний, воспитанию интереса к нравственным проблемам, стремлению к оценочной нравственной деятельности. Главное назначение такого урока- помочь учащимся разобраться в сложных вопросах нравственности, привить умение вырабатывать нравственные взгляды. Ребята должны активно участвовать в обсуждении проблемы, сами подходить к определенным выводам, учиться отстаивать личное мнение, убеждать своих товарищей. Обсуждая конкретные факты и события из повседневной жизни, примеры из художественной литературы, периодической печати, кинофильмов можно добиться того, что у учащихся будут вырабатываться нравственные представления и понятия.
Заключение
На основании теоретического анализа и изучения передового педагогического опыта по проблемам духовно-нравственного воспитания школьников средствами изучения иностранного языка можно сделать следующие заключения. Изучение иностранного языка повышает духовно-нравственную культуру, развивает логическое мышление, оказывает большое влияние на память, расширяет кругозор и повышает общую культуру. В ходе освоения языка совершенствуются профессиональные теоретические знания, а также учебно-организационные, учебно-интеллектуальные, учебно-информационные, учебно-коммуникативные умения. Изучение иностранного языка способствует нравственно-эстетическому развитию, оказывает воздействие на духовное становление личности. В современном обществе владение иностранным языком повышает рейтинг специалиста в любой отрасли, делает его конкурентно способным, создает условия для комфортного выполнения профессиональных обязанностей.
Процесс нравственно воспитания на уроках иностранного языка становится более эффективным, если осуществляется использование художественных текстов, созданных в рамках различных культур. Воспитательный потенциал поэзии, фольклора, музыкальных произведений, художественной литературы, кинематографа, практики их перевода и специального дискуссионного обсуждения достаточно велик, т.к. позволяет формировать у школьников личностно-значимое отношение к нравственным и духовных явлениям, обеспечивающим личностное постижение вырабатываемых обществом духовно-нравственных ценностей, идей, принципов, идеалов.
Школа осуществляет подготовку ребенка к последующему участию в процессе межличностного и межкультурного взаимодействия через обучение иностранному языку. При этом ее задача – воспитывать у ребенка толерантность, позитивное и заинтересованное восприятие иноязычной культуры и вместе с тем, развивать у школьников уважение по отношению к культуре собственного народа. Процесс восприятия иноязычной культуры идет через обогащение внутреннего опыта ребенка, путем формирования у него познавательных и коммуникативных навыков. Средствами поликультурного воспитания школьников могут быть обучающие игры, занятия по страноведению. Это может быть и общение со сверстниками из других стран, и переписка с носителями языка в режиме on-line, и поездки за границу. Именно так изучение языка оказывается наполненным для школьников живым содержанием, оказывается для них все более необходимым, формирует навыки спонтанного общения, учит их пониманию других культур.
Библиографический список
1. Аверина Е.Д. Методические указания и материалы по немецкому языку для студентов неязыковых вузов. Основной курс.- СПб., 2008
2. Аверкиева Г.В. Проблема формирования ценностных ориентаций современных школьников Ребенок и современный мир. — Архангельск, 2001. C. 55-60.
3. Агапов В.С. Концепция духовно-нравственного воспитания учащейся молодежи А.С.Метелягина, [1950- 2001 гг.: Отечеств. ученый-педагог] // Проблемы формирования и развития личности в психологии и педагогике. — М., 2001. — C. 31-35.
4. Айрапетова В.В. Н.О. Лосский о морали и духовно-нравственном развитии личности. — Пятигорск: ПГЛУ, 2001.
5. Аллагулов А.М. Проблема нравственного воспитания личности школьника в современных образовательных учреждениях: (В контексте идей В.А. Сухомлинского) // Теория и практика высшего профессионального образования: содержание, технологии, качество. — Оренбург: Изд-во ОГПУ. — 2003. — Ч.7. — C. 12-17.
6. Арапова Е.М. Нравственное воспитание на уроках иностранного языка / фестиваль педагогических идей «Открытый урок» Москва 2009
7. Афонина Г.М. Педагогическое творчество учителя: [Структур. компоненты и роль в учеб.-воспитат. процессе] // Экономика в шк. — 2000. — № 2. — C. 12-15.
8. Богданова О.С., Черникова С.В. Нравственное воспитание старшеклассников. – М.:Просвещение,1988.
9. Блайтон Мэри Энид Блайтон Великолепная пятерка на острове сокровищ: / Инид Блайтон ; Перевод с англ. В. Исаакович /М. Прогресс — 1998: Вагриус Универс Б. г.-366с.
10. Власова, Т.И., Духовно ориентированная парадигма воспитания в отечественной педагогике// Педагогика – 2006. -№10 – с 36-42.
11. Выготский Л. С. Собр. Соч. М., 1982. Т. 2. С. 6—361.
12. Гурин В.Е. Формирование нравственного сознания и поведения старшеклассников. – М.:Педагогика,1988.
13. Выготский Л. С. Собр. Соч. М., 1982. Т. 2. С. 6—361.
14. Гурин В.Е. Формирование нравственного сознания и поведения старшеклассников. – М.:Педагогика,1988.
15. Зеньковский, В.В. Принцип индивидуальности в психологии и педагогике / В.В. Зеньковский. Педагогические сочинения. – Саранск : Красный октябрь, 2002. – С. 33 – 83.
16. Ильчиков М. 3., Смирнов Б. А. Социология воспитания. — М., 1996.
17. Как помочь ребенку войти в современный мир? / Под ред. Т. В. Антоновой.-М., 1995.
18. Козлова С.А., Нравственное и трудовое воспитание дошкольников, Academia, 2002
19. Кречетова А.В. Личностное развитие на уроках иностранного языка: вопросы этического воспитания // Современное высшее образование в Самаре / Кречетова А.В. — Самара, 2009г. – 3с
20. Кузовлев В.П. Учебно-методическое пособие по английскому языку /М.: 2004 – Просвещение,74с.
21. Курочкина И.Н. Как научить ребенка поступать нравственно Флинта, 2002
22. Лихачев Б. Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей. Самара, 1997.
23. Макаренко А. С. Лекции о воспитании детей Избр. Пед. Соч. -М., 1977.-Т. 2.
24. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию/ М.: — 1990, -215с.
25. Никитина Н.Н. Духовно-нравственное воспитание сущность и проблемы: Методическое пособие / Н.Н. Никитина, В.Г. Балашова, Н.М. Новичкова. – Ульяновск: УлГПУ, 2006. – 273 с.
26. Пассов, Е.И. Урок иностранного языка/ Настольная книга преподавателя иностранного языка/М.-Глосса-пресс Феникс-2010. -640с. ISBN 5-7651-0105-4/978-5-222-15995-8
27. Павлова Е.А. Приобщение школьников к духовным ценностям в процессе нравственного воспитания на уроках иностранного языка//Образование – 2007.-№11
28. Суслова Э.К. Воспитание у детей этики межнационального общения: Спецкурс. — М., 1994.
29. Сманова, Г.И. Нравственно-эстетическое воспитание учащихся на уроках иностранного языка: диссертация / Сманова, Г.И. — Казахстан, 2009 г. 31с
30. Тадевосян, Т.М. Духовно-нравственное воспитание и языковое образование : материал научно-практической конференции «Духовно-нравственное воспитание»/М.: Просвещение, 2009. – 23 с.
31. Философский словарь. Под ред. И.Т.Фролова. – 4-е изд. – М.: Политиздат, 1980. – 444 с.
32. Хабаровский краевой институт передового педагогического опыта [Электрон, ресурс] / М., 2004. – Режим доступа: http://www.ippk.ru.
33. Шемшурина, А.И. Этика: Учебно-методическое пособие/ М.: Владос, 2001. — 96 с ISBN 5-691-00266-X
34. Царенкова Ю.В. Патриотическое воспитание на уроках иностранного языка/ Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»/ Самара, 2009г.
35. Юдина, .П. Культурные истоки духовной традиции в отечественной педагогике Проблемы духовно-нравственного образования: материалы краевой научно-практической конференции / под ред. к. пс. н. доцента Т.В. Ермолаевой. – Хабаровск : ХК ИППК ПК, 2003. — Вып. 2. – С. 30-40.