Содержание
Введение3
Глава 1. Понятие и объект преступления, предусмотренного ст. 222 УК РФ6
1.1. Понятие незаконного оборота оружия6
1.2. Объект незаконного оборота оружия7
Глава 2. Объективная сторона преступления, предусмотренного ст. 222 УК РФ12
2.1. Признаки объективной стороны преступления, предусмотренного ст. 222 УК РФ12
2.2. Особенности незаконных сбыта и передачи оружия и боеприпасов16
Глава 3. Субъект и субъективная сторона преступления, предусмотренного ст. 222 УК РФ22
3.1. Квалификация субъекта и субъективной стороны преступления, предусмотренного ст. 222 УК РФ22
3.2. Освобождение лица от уголовной ответственности24
Заключение30
Библиографический список32
Выдержка из текста работы
2.2 Анализ норм уголовного законодательства некоторых зарубежных стран, предусматривающих ответственность за незаконные действия в отношении огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ
Заключение
Список использованной литературы
Приложение А
Приложение Б
Введение
Указом Президента Республики Беларусь от 09.11.2010 № 575 в целях консолидации усилий и повышения эффективности деятельности государственных органов и иных организаций, граждан Республики Беларусь по обеспечению национальной безопасности Республики Беларусь, защите ее национальных интересов утверждена Концепция национальной безопасности Республики Беларусь [12].
Данной Концепцией определено, что в социальной сфере основными национальными интересами являются, в том числе удовлетворение основных социальных потребностей граждан, минимизация негативных последствий социальной дифференциации и социальной напряженности в обществе; обеспечение общественной безопасности и безопасности жизнедеятельности населения, снижение уровня преступности и криминализации общества. Целью обеспечения национальной безопасности является достижение и поддержание такого уровня защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое гарантирует устойчивое развитие Республики Беларусь и реализацию ее национальных интересов.
Огнестрельному оружию, боеприпасам и взрывным устройствам, в силу их специфического предназначения, всегда присуща социальная опасность. Однако неконтролируемый оборот данных предметов создает угрозу общественной безопасности. Специфика данного преступления, как и другого любого преступления против общественной безопасности, заключается в том, что при совершении такого рода деяний ставятся под угрозу интересы и права неопределенного круга лиц.
В сложившейся ситуации особую актуальность приобретают проблемы борьбы с незаконным оборотом оружия. Количество противоправных деяний в отношении оружия, несмотря на активно принимаемые органами внутренних дел меры, не уменьшается, они становятся все более распространенным явлением, имеющим, в отличие от ряда других посягательств, относительно меньшую степень риска разоблачения.
Так в Республике Беларусь за первый квартал 2012 года их было зарегистрировано 183, за первый квартал 2013 г. — 218, за первый квартал 2014 — 449 (Приложение А) [34, с. 15].
Если проанализировать динамику увеличения данного вида преступлений по областям, то можно увидеть неблагоприятные данные для Витебской области. Так за первый квартал 2012 г. в Витебской области было зарегистрировано 30 преступлений, связанных с незаконными действиями в отношении огнестрельного оружия и боеприпасов, за первый квартал 2013 г. — 51 преступление, а за первый квартал 2014 года — 112 преступлений (Приложение Б).
Можно сделать вывод, что уровень зарегистрированных преступлений, данной категории в 1 квартале 2014 года по сравнению с 1 кварталом 2002 года увеличился в 3,7 раза [35, с. 18].
Таким образом, актуальность данной курсовой работы обусловлена следующими обстоятельствами:
ростом преступности в сфере незаконного оборота оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств и криминогенной характеристикой этих деяний, оказывающих влияние на многие виды преступности;
пробелами в нормативном регулировании оборота оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств;
необходимостью глубокого анализа составов преступлений, определяющих преступность деяний в сфере незаконного оборота предметов вооружения.
Целью курсовой работы является исследование законодательства, предусматривающего уголовную ответственность за незаконные действия в отношении оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
провести юридический анализ огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ;
дать понятие незаконных действий в отношении огнестрельного оружия боеприпасов и взрывчатых веществ;
исследовать предмет незаконных действий в отношении огнестрельного оружия боеприпасов и взрывчатых веществ;
проанализировать объективные и субъективные признаки незаконных действий в отношении огнестрельного оружия боеприпасов и взрывчатых веществ;
исследование квалифицированный и особо квалифицированный состав незаконных действий в отношении огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств;
провести анализ норм зарубежного уголовного законодательства предусматривающего уголовную ответственность за незаконный оборот огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств в некоторых зарубежных странах;
выработать предложения по совершенствованию законодательства, предусматривающего уголовную ответственность за незаконный оборот огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств.
Объектом исследования являются общественные отношения в сфере борьбы с незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств.
Предметом исследования является действующее законодательство, регулирующее ответственность за незаконный оборот огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств. Предметом исследования являются также материалы судебно-следственной практики, статистические данные Информационного центра Министерства внутренних дел Республики Беларусь за 2011 — 2014 гг.
Для достижения указанных целей и задач использованы следующие методы: анализ, логический, исторический, сравнительно-правовой, синтез и др.
Нормативной базой настоящего исследования являются: Конституция Республики Беларусь, международные правовые акты, Законы Республики Беларусь, Декреты и Указы Президента Республики Беларусь, Постановления Правительства Республики Беларусь, ведомственные нормативные акты.
Теоретическую базу исследования составили работы следующих ученых: А.А. Сосновского, В.А. Талаева, А. Тетюхина, В. Марчука и др.
1. Юридический анализ незаконных действий в отношении огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ
.1 Понятие и предмет незаконных действий в отношении огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ
Среди преступлений, совершаемых в сфере обращения специальных предметов и веществ, незаконное изготовление и оборот огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств являются наиболее распространенными. Повышенная общественная опасность такого рода преступлений обусловлена еще и тенденцией развития насильственной вооруженной преступности. Эта тенденция непосредственно связана с расширением масштабов нелегального оборота огнестрельного оружия и боеприпасов [31, с. 284].
В Республике Беларусь правовому регулированию порядка приобретения, хранения и ношения огнестрельного оружия и ответственности за его незаконный оборот придавалось большое значение практически при всех формах правления — как в составе Российской империи и затем в Советском государстве, так и в настоящее время. К примеру, до 1917 года право на ношение огнестрельного оружия имели лишь перечисленные в законе категории граждан, в частности, применяющие его для охоты или для занятий спортом. Этого права были лишены: клирики; лица, состоящие под надзором полиции; лица, наказанные за повреждение чужих лесов или за нарушение правил об охоте. Нарушение установленных правил оборота охотничьего оружия Уставом о наказаниях, налагаемых мировыми судьями в 1885 году, каралось как в уголовном, так и в административном порядке [22, с. 217].
В рамках осуществления международного проекта регулирования оборота огнестрельного оружия, разработанного в 1997 году Комиссией ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию, во многих государствах предприняты меры по усилению правового регулирования оборота оружия. В целях укрепления международного сотрудничества в борьбе с незаконным распространением оружия, обеспечения общественной безопасности и регламентации отношений в сфере оборота оружия 13 ноября 2001 г. в Республике Беларусь был принят Закон «Об оружии» [6]. В преамбуле к данному закону говорится о том, что настоящий Закон регулирует отношения, возникающие при обороте оружия на территории Республики Беларусь, направлен на защиту жизни и здоровья граждан, собственности, обеспечение общественной безопасности, охрану окружающей среды и природных ресурсов, укрепление международного сотрудничества в борьбе с преступностью и незаконным распространением оружия. Положения настоящего Закона распространяются также на отношения, возникающие при обороте боеприпасов к оружию.
Законом Республики Беларусь от 04.08.2004 N 312-З Республика Беларусь присоединилась к Протоколу против незаконного изготовления и оборота огнестрельного оружия, его составных частей и компонентов, а также боеприпасов к нему, дополняющему Конвенцию Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности [7].
Говоря о проблеме оборота огнестрельного оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, следует отметить, что в юридической литературе можно встретить два взаимоисключающих термина: «законный оборот» и «незаконный оборот».
Легальный оборот оружия на территории Республики Беларусь регулируется Законом «Об оружии» [6],Указом Президента Республики Беларусь от 30 августа 2002 г. № 473 «О мерах по совершенствованию регулирования оборота боевого, служебного, гражданского оружия и боеприпасов к нему на территории Республики Беларусь» [9],Указом Президента Республики Беларусь от 4 апреля 2003 г. № 134 «О некоторых вопросах оборота оружия на территории Республики Беларусь» [10], Указом Президента Республики Беларусь от 25 октября 2007 г. № 534 «О мерах по совершенствованию охранной деятельности» [11], Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10 июля 2009 г. № 919 «Об утверждении Положения о порядке выдачи разрешений на хранение оружия и боеприпасов на период проведения выставки или аукциона, транспортировку и перевозку оружия и боеприпасов» [13] и др.
К преступлениям, связанным с незаконным оборотом оружия, согласно Уголовному кодексу Республики Беларусь (далее — УК) [4] относятся: хищение огнестрельного оружия, боеприпасов или взрывчатых веществ (ст. 294 УК); незаконные действия в отношении огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ (ст. 295 УК); незаконные действия в отношении охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия (ст. 2951 УК); подделка или умышленное уничтожение маркировки огнестрельного оружия (ст. 2952 УК); незаконные действия в отношении холодного оружия (ст. 296 УК); незаконные действия в отношении газового, пневматического или метательного оружия, незаконные действия в отношении газового, пневматического или метательного оружия (ст. 297 УК). Также к данной категории преступлений можно отнести контрабанду оружия ч. 2 ст. 228 УК Республики Беларусь [4].
Под незаконным оборотом оружия следует понимать обусловленный конкретными социальными условиями процесс применения, использования и распространения оружия в обществе, происходящий с нарушением установленных законодательством правил обращения с оружием и проявляющийся в совершении действий, запрещенных законом [20, с. 648].
Для рассмотрения преступлений, посягающих на порядок обращения огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, важное значение имеет понятие предмета преступления.
Предмет преступления — это вещь, элемент материального мира, на который осуществляется воздействие в ходе совершения преступления. В отличие от объекта, который является обязательным признаком любого состава преступления, предмет преступления — признак факультативный. Это означает, что некоторые преступные деяния могут и не иметь конкретного предмета посягательства (например, оскорбление, клевета, дезертирство). Значение признаков предмета преступления заключается в его использовании для разграничения преступного и непреступного поведения, а также смежных составов преступлений [21, с. 102].
Предметами преступления, предусмотренного статьей 295 УК являются: огнестрельное оружие, его составные части или компоненты, боеприпасы, взрывчатые вещества или взрывные устройства;
Согласно ст. 1 Закона «Об оружии»:
Оружие — устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели, подачи сигналов и не имеющие иного, в частности хозяйственно-бытового назначения [6].
В зависимости от целевого назначения, поражающих факторов и конструктивных особенностей оружие может классифицироваться на многочисленные группы.
Огнестрельное оружие — оружие, которое производит выстрел, предназначено или может быть легко приспособлено для производства выстрела или ускорения пули или снаряда за счет энергии взрывчатого вещества.
По целевому назначению огнестрельное оружие делится на боевое, служебное и гражданское. В соответствии с устройством канала ствола бывает нарезное и гладкоствольное оружие.
К огнестрельному оружию относятся пистолеты, револьверы, винтовки, карабины, автоматы, пулеметы, минометы, гранатометы, огнеметы, пушки, зенитно-ракетные комплексы и иные виды огнестрельного оружия, независимо от калибра.
Составные части и компоненты огнестрельного оружия — любые элементы или запасные детали, специально предназначенные для огнестрельного оружия и необходимые для его функционирования, в том числе ствол, корпус или ствольная коробка, затвор или барабан, ось затвора или казенник, а также любое устройство, предназначенное или адаптированное для уменьшения звука, производимого выстрелом.
Боеприпасы — устройства и предметы, непосредственно предназначенные для поражения цели, выполнения задач, способствующих ее поражению, и содержащие разрывной, пиротехнический или метательный заряды либо их сочетание.
Патрон — боеприпас, в котором объединены в одно целое посредством гильзы метаемый элемент, метательный заряд и средство инициирования.
С криминалистической точки зрения боеприпасы — многокомпонентные по своей конструкции предметы одноразового действия, предназначенные для поражения цели с использованием взрывчатых веществ в результате выстрела из огнестрельного оружия или взрыва.
К боеприпасам относятся патроны к стрелковому оружию (в т.ч. и к гладкоствольному охотничьему оружию), артиллерийские снаряды (выстрелы), авиационные и глубинные бомбы, фугасы, инженерные и морские мины, ручные и реактивные гранаты, подрывные заряды, боевые (головные) части ракет и торпед и т.п., независимо от наличия или отсутствия у них средств взрывания, предназначенные для поражения целей.
Патроны, снаряженные мелкой дробью, предназначенные для стрельбы из отдельных видов пистолетов и револьверов, относящихся к газовым, но запрещенных к обороту на территории республики, с криминалистической точки зрения также относятся к боеприпасам.
Взрывчатые вещества (ВВ) — химические соединения или смеси веществ, способные под влиянием внешних воздействий к быстрому самораспространяющемуся химическому превращению — взрыву.
ВВ служат источником энергии, необходимой для метания (бросания) пуль, снарядов, для разрыва снарядов и т.д. По практическому назначению ВВ подразделяются на инициирующие, бризантные, метательные и пиротехнические составы (смеси).
Инициирующие ВВ — группа ВВ, легко взрывающихся от воздействия пламени, удара, накола, трения (гремучая ртуть, азид свинца, тетразен и др.). Бризантные ВВ — группа ВВ, характерным видом взрывчатого превращения которых является детонация (пироксилин, нитроглицерин, пикриновая кислота, тротил, гексоген, динамиты, аммониты и др.). К метательным ВВ относятся дымные и бездымные пороха, ракетные топлива и т.д. Пиротехнические составы — вещества и смеси, дающие при горении световые, тепловые, дымовые и звуковые эффекты [20, с. 650].
Взрывными устройствами необходимо признавать предназначенные для подрыва различных объектов.
Взрывные устройства (ВУ) — изделие промышленного или самодельного изготовления, предназначенное и способное к взрыву при определенных условиях. Необходимым признаком ВУ является наличие в нем веществ (или смеси веществ), в результате изменения состояния которого происходит взрыв. Как правило, в качестве такого вещества используется ВВ, являющееся необходимым элементом ВУ на его основе.
К взрывчатым веществам следует относить химические вещества и смеси, обладающие способностью к взрыву без кислорода (порох, аммонит, динамит, тротил, нитроглицерин и т. п.).
Пленум Верховного Суда Республики Беларусь особо выделяет тот факт, что при решении вопроса о виновности лица в совершении преступлений, посягающих на порядок обращения огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, следует устанавливать, относятся ли изъятые у виновного предметы к оружию, боеприпасам или взрывчатым веществам. Отличительными признаками этих предметов являются специальное предназначение для поражения цели и разрушения различных объектов, а также особый порядок их изготовления, приобретения, использования и хранения. При этом необходимо учитывать, что оружие, боеприпасы и взрывчатые вещества могут быть как заводского производства, так и самодельные. Также Пленум Верховного Суда Республики Беларусь указывает, что следует отграничивать покушения на изготовление предметов, указанных выше, от оконченного преступления, где следует исходить из степени их готовности. Если изготовленный предмет может быть использован по своему прямому назначению, то независимо от того, что остались незавершенными отделочные и иные работы, в действиях виновного имеется состав оконченного преступления.
Определение огнестрельного оружия в Законе Республики Беларусь «Об оружии» должно соответствовать определению, изложенному в Протоколе против незаконного изготовления и оборота огнестрельного оружия, его составных частей и компонентов, а также боеприпасов к нему, дополняющего Конвенцию Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 г. Следовательно, бесствольное оружие не следует отождествлять с огнестрельным оружием, распространяя на него соответствующий правовой режим. Необходимо понятие огнестрельного оружия в статье 1 Закона Республики Беларусь «Об оружии» дополнить признаком «ствольное оружие», а из понятия «огнестрельное бесствольное оружие» слово «огнестрельное» исключить.
Целесообразно распространить на бесствольное оружие правовой режим гражданского оружия самообороны, установив для этого оружия правоограничения, аналогичные установленным для газовых пистолетов и револьверов. В связи с этим, часть третью статьи 7 Закона Республики Беларусь «Об оружии» необходимо дополнить абзацем следующего содержания: «бесствольное оружие — оружие отечественного или зарубежного производства с патронами травматического, газового и светозвукового действия, соответствующими нормам Министерства здравоохранения Республики Беларусь».
Предусмотреть в Кодексе об административных правонарушениях Республики Беларусь и УК Республики Беларусь ответственность за незаконный оборот бесствольного оружия, включив это оружие в перечень предмета в статье 23.46 КоАП и статье 247 УК Республики Беларусь.
1.2 Объективные признаки незаконных действий в отношении огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ
Общепринятым в уголовно-правовой литературе является положение о том, что объектом преступления являются общественные отношения.
Объект преступления — это охраняемые уголовным законом общественные отношения, блага и интересы, на которые направлено общественно опасное деяние и которым причиняется вред либо создается реальная угроза причинения вреда [32, с. 35].
Объектом незаконных действий в отношении огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ являются общественные отношения в сфере общественной безопасности (так, в частности, именуется соответствующая глава Особенной части Уголовного кодекса Республики Беларусь).
Установление уголовной ответственности за незаконный оборот оружия, боеприпасов, взрывных веществ и взрывных устройств вызвано международными обязательствами Республики Беларусь.
Правильное применение норм об уголовной ответственности за незаконные действия в отношении оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ является важным средством обеспечения защиты жизни и здоровья граждан, охраны собственности, общественной безопасности, предотвращения незаконного распространения оружия и предупреждения таких преступлений, выполнения международных обязательств Республики Беларусь по соблюдению Протокола против незаконного изготовления и оборота огнестрельного оружия, его составных частей и компонентов, а также боеприпасов к нему, дополняющего Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности, принятого Генеральной Ассамблеей в ее резолюции 55/255 от 31 мая 2001 г (далее Протокол против незаконного изготовления и оборота огнестрельного оружия, его составных частей и компонентов, а также боеприпасов к нему) [2].
Отношения по обороту огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ регулируются на основе разрешительной системы, которая представляет собой совокупность правил, регламентирующих порядок производства, приобретения, пользования, хранения, сбыта и перевозки оружия.
Эти отношения образуют ту сферу общественной безопасности, на которую посягают преступления, предусмотренные ст.295 УК Республики Беларусь, и являются непосредственным объектом данных преступлений.
Положения ст.295 УК Республики Беларусь направлены, прежде всего, на то, чтобы предотвратить возможность попадания в руки преступников и применения огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, холодного оружия, а также оружия массового поражения, а равно материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения в преступных деяниях, на то, чтобы исключить возможность несчастных случаев и гарантировать использование оружия и иных предметов по назначению только в общественно полезных целях. Эти нормы дополняют друг друга, охраняют один и тот же интерес. Общественная безопасность защищается путем установления правил и ответственностью за нарушение этих правил.
Объективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется действиями с соответствующими предметами, которые по своему характеру являются незаконными. Понимание уголовной противоправности деяний, указанных в ч. 2 ст. 295 УК Республики Беларусь, требует уяснения порядка правомерного оборота оружия и боеприпасов.
Закон Республики Беларусь «Об оружии» и изданные в его развитие нормативные правовые акты допускают возможность нахождения во владении граждан определенных видов огнестрельного оружия и боеприпасов при наличии соответствующего разрешения. Так, граждане Республики Беларусь могут иметь в собственности боевое оружие, если оно является наградным. У граждан есть право приобретать спортивное оружие в порядке, определенном Президентом Республики Беларусь. Лица, имеющие государственное удостоверение на право охоты, могут в установленном порядке приобретать, хранить, носить охотничье оружие.
Согласно положениям ч. 2 ст. 295 УК Республики Беларусь, признаются следующие варианты общественно опасного поведения:
) незаконные изготовление, приобретение, передача во владение, сбыт, хранение, перевозка, пересылка или ношение огнестрельного оружия (кроме охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия);
) незаконные изготовление, приобретение, передача во владение, сбыт, хранение, перевозка, пересылка или ношение боеприпасов (кроме боеприпасов к охотничьему огнестрельному гладкоствольному оружию);
) незаконные изготовление, приобретение, передача во владение, сбыт, хранение, перевозка, пересылка или ношение взрывчатых веществ или взрывных устройств;
) незаконные изготовление, приобретение, передача во владение, сбыт, перевозка, пересылка или ношение составных частей или компонентов огнестрельного оружия (кроме составных частей и компонентов охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия);
) незаконные изготовление или сбыт основных частей взрывных устройств.
В судебной практике к незаконному изготовлению оружия относят также восстановление утраченных поражающих свойств, а также переделку каких-либо предметов.
Незаконные приобретение, передача во владение, сбыт, хранение, перевозка, пересылка или ношение огнестрельного оружия, его составных частей и компонентов, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств образуют собой незаконный оборот соответствующих предметов. В соответствии с подпунктом «е» ст. 3 Протокола против незаконного изготовления и оборота огнестрельного оружия, его составных частей и компонентов, а также боеприпасов к нему к незаконному обороту относится также ввоз или вывоз соответствующих предметов с территории одного Государства-участника на территорию другого Государства-участника. Перемещение через таможенную границу Республики Беларусь взрывных веществ, взрывных устройств, огнестрельного оружия, его составных частей или компонентов и боеприпасов влечет уголовную ответственность за контрабанду по ч. 2 ст. 228 УК Республики Беларусь. Остальные действия, образующие собой незаконный оборот соответствующих предметов, будут влечь ответственность по ст. 295 либо ст. 295-1 УК Республики Беларусь.
Приобретение огнестрельного оружия, его составных частей или компонентов, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств — это возмездное или безвозмездное их получение. Разновидностью незаконного приобретения является хищение соответствующих предметов. Но поскольку в отношении хищения данных предметов в действующем УК Республики Беларусь предусмотрена специальная норма, то содеянное должно квалифицироваться в таком случае по ст. 294 УК Республики Беларусь. Необходимо отметить, что о хищении соответствующих предметов можно вести речь только в том случае, когда при незаконном завладении причиняется вред дополнительному объекту преступления — отношениям собственности.
Под незаконным приобретением предметов, указанных в части второй статьи 295 и части первой статьи 295-1 УК Республики Беларусь, следует понимать как возмездное, так и безвозмездное (временное или постоянное) их получение лицами, не имеющими права на владение данными предметами путем: покупки, мены, в качестве вознаграждения за услуги, присвоения найденного, принятие в качестве залога и любым другим способом, за исключением хищения. Приобретение также может выступать следствием как сбыта, так и передачи во владение предмета преступления со стороны третьих лиц.
Незаконный сбыт следует отличать от передачи предметов вооружения во владение. При передаче во владение виновный лишь временно утрачивает фактическую связь с переданным предметом. При сбыте происходит полное и безвозвратное отчуждение предмета преступления — виновный утрачивает как физическую связь, так и всякую возможность дальнейшего владения и распоряжения данным предметом. В случае передачи во владение (в отличие от сбыта) последующий возврат предмета преступления не требует самостоятельной правовой оценки как приобретение либо сбыт.
Ношение — это нахождение оружия или иных предметов непосредственно при виновном лице. Незаконное ношение огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, составных частей или компонентов огнестрельного оружия предполагает перемещение (нахождение) их при себе (на ремне, в кобуре, в руках) либо в переносимых лицом предметах (в сумке, в одежде и т.п.) без специального разрешения. То есть фактическое нахождение указанных предметов в прямом физическом контакте с виновным, осуществляемое без использования любых видов транспортных средств (в том числе и общественного транспорта) и дающее возможность их непосредственного использования по прямому назначению.
Перевозка означает перемещение соответствующих предметов непосредственно при виновном лице в пространстве независимо от способа транспортировки. Цель перемещения такого рода предметов не влияет на квалификацию этого преступления. Понятие перевозки, сложившееся в правоприменительной практике, фактически сводится к понятию транспортировки предмета преступления, что предполагает его доставку из одного места в другое.
Под незаконной перевозкой предметов, указанных в части второй статьи 295 следует понимать любые формы и способы перемещения их самим виновным в пространстве, даже в пределах одного населенного пункта, с использованием любых транспортных средств независимо от того, находятся ли эти предметы непосредственно при виновном (на ремне, в кобуре, в руках) либо в другом месте (в багаже, сумке и т. д.), доступны эти предметы виновному либо нет.
Незаконное хранение, ношение или перевозку следует отличать между собой. Хранение предполагает статичное нахождение предмета преступления в том или ином месте (в том числе и в стоящем автомобиле), позволяющее виновному владеть и распоряжаться данным предметом по своему усмотрению.
Хранение представляет собой фактическое обладание такими предметами. Время и место хранения не влияют на квалификацию преступления. Хранение следует отличать от перевозки. Если предмет преступления находится в транспортном средстве, не осуществляющем поездку — имеет место хранение, если предмет преступления находится в транспортном средстве во время осуществления поездки — имеет место перевозка.
Незаконные хранение и перевозку следует отличать от нарушения правил хранения и перевозки огнестрельного оружия и боеприпасов. Нарушение правил хранения и перевозки является административным правонарушением и имеет место в случае, когда лицо, имеющее разрешение на хранение или перевозку огнестрельного оружия и боеприпасов, нарушает соответствующие правила хранения или перевозки данных предметов. При незаконном хранении или перевозке в аспекте применения ч. 2 ст. 295 УК Республики Беларусь лицо не имеет соответствующего разрешения на обращение с огнестрельным оружием, его составными частями и компонентами или боеприпасами.
Пересылка соответствующих предметов представляет собой их перемещение в пространстве без участия отправителя (например, посредством почтового отправления).
Преступления, ответственность за которые предусмотрена в ч. 2 ст. 295 УК Республики Беларусь, следует признавать оконченными с момента совершения хотя бы одного из альтернативных действий, указанных в данной статье. В случае совершения нескольких альтернативных действий, одним из которых является неоконченный сбыт соответствующего предмета, содеянное полностью охватывается соответствующей частью ст. 295 УК. Дополнительной квалификации за покушение на сбыт в таких случаях не требуется.
Под незаконным изготовлением огнестрельного оружия, комплектующих деталей к нему, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств, влекущим уголовную ответственность, следует понимать их создание без полученной в установленном порядке лицензии или восстановление утраченных поражающих свойств, а также переделку каких-либо предметов (например, ракетниц, газовых, пневматических, стартовых и строительно-монтажных пистолетов, предметов бытового назначения или спортивного инвентаря), в результате чего они приобретают свойства огнестрельного, газового или холодного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств. При квалификации последующих незаконных действий с изготовленным оружием (боеприпасами) необходимо исходить из тех тактико-технических характеристик, которыми стало реально обладать переделанное виновным оружие, а не те предметы, которые подверглись переделке.
Под ремонтом огнестрельного оружия, комплектующих деталей к нему следует понимать исправление повреждений, починку, замену отдельных изношенных деталей, в том числе путем как частичной, так и полной разборки оружия.
Следует иметь в виду, что хищение, ношение, хранение, приобретение, изготовление или сбыт боевых припасов к гладкоствольному охотничьему и газовому оружию не образуют состава преступления, предусмотренного ч.2 ст.295 УК Республики Беларусь.
Так, по приговору Минского городского суда С. осужден по ч.2 ст.295УК Республики Беларусь. Он признан виновным в незаконном приобретении и хранении боеприпасов.
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда 15 марта 2002 г., рассмотрев уголовное дело по кассационной жалобе С., приговор в отношении его по ч.2 ст.295 УК Республики Беларусь отменила и дело производством прекратила за отсутствием в его действиях состава преступления.
С. осужден по ч.2 ст.295 УК Республики Беларусь за то, что в 1998 году незаконно приобрел по месту жительства два пистолетных дробовых патрона, относящиеся к боеприпасам.
По заключению эксперта, изъятые у С. два патрона являются пистолетными дробовыми патронами и они могут использоваться в газовых пистолетах 9-го калибра.
Хищение, ношение, хранение, приобретение, изготовление или сбыт боевых припасов к гладкоствольному охотничьему и газовому оружию не образуют состава преступления, предусмотренного ч.2 ст.295 УК Республики Беларусь. В связи с чем С. за приобретение двух пистолетных дробовых патронов осужден необоснованно и приговор в этой части подлежит отмене, а дело — прекращению производством за отсутствием в его действиях состава преступления [33, с. 23].
Криминализация незаконного оборота охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия, боеприпасов к нему, его составных частей и компонентов (незаконные действия, ответственность за которые предусмотрена ч. 1 ст. 295-1 УК Республики Беларусь) обусловлена необходимостью исполнения международных обязательств. В соответствии с подпунктом «b» ч. 1 ст. 5 Протокола против незаконного изготовления и оборота огнестрельного оружия, его составных частей и компонентов, а также боеприпасов к нему каждое Государство-участник принимает такие законодательные и другие меры, какие могут потребоваться, с тем, чтобы признать в качестве уголовно наказуемых, в частности, и незаконный оборот огнестрельного оружия, его составных частей и компонентов, а также боеприпасов к нему. Напомним, что положения названного Протокола распространяются и на охотничье огнестрельное гладкоствольное оружие, его составные части или компоненты, а также боеприпасы к такому оружию.
Учитывая степень общественной опасности незаконного оборота названных предметов (за исключением сбыта), законодатель в качестве необходимого условия уголовной ответственности по ч. 1 ст. 295-1 УК Республики Беларусь предусмотрел административную преюдицию: уголовная ответственность в таком случае будет наступать только в случае, если лицо совершило подобное действие (например, незаконное приобретение) в течение года после наложения административного взыскания за такое же нарушение.
Содержание незаконных действий, ответственность за которые предусмотрена в ст. 295-1 УК Республики Беларусь, аналогично рассмотренным уже действиям, ответственность за которые предусмотрена в ч. 2 ст. 295 УК Республики Беларусь. Однако следует обратить внимание на определенные особенности в уголовно-правовой оценке незаконного изготовления охотничьего оружия. Незаконное изготовление охотничьего оружия с нарезным стволом либо изготовление составных частей или компонентов влечет ответственность по ч. 2 ст. 295 УК Республики Беларусь. Вместе с тем охотничье огнестрельное оружие может быть комбинированным, т.е. иметь гладкоствольный и нарезной ствол. Представляется, что незаконное изготовление комбинированного охотничьего оружия необходимо квалифицировать только по ч. 2 ст. 295 УК Республики Беларусь. Поскольку в ч. 2 ст. 295 УК Республики Беларусь установлена более строгая ответственность, то изготовление гладкого ствола наряду с нарезным будет охватываться более тяжким преступлением.
В судебной практике встречаются случаи, когда имеет место изготовление обреза из гладкоствольного охотничьего ружья. В таком случае гладкоствольное оружие утрачивает свое функциональное предназначение. В результате такой переделки поражающие качества оружия существенно возрастают. Изготовление обреза из гладкоствольного охотничьего ружья требует квалификации по ч. 2 ст. 295 УК Республики Беларусь.
Соответственно, хранение таких обрезов также образует состав преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 295 УК Республики Беларусь.
Таким образом, точное установление объективной стороны преступления способствует раскрытию других элементов его состава, помогает всесторонней разработке и успешному проведению мероприятий по предупреждению и искоренению преступлений. Объективная сторона преступления имеет важное значение для разграничения преступных действий от непреступных, хотя и отличающихся определенной общественной опасностью. Она является также одним из решающих критериев для разграничения разных преступлений, особенно тех, которые посягают на один и тот же объект, и совершаются с одинаковой формой вины.
1.3 Субъективные признаки незаконных действий в отношении огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ
Субъектом преступления по уголовному праву признается лицо, совершившее запрещенное уголовным законом общественно опасное деяние (действие, бездействие) и способное нести за него уголовную ответственность. Субъект преступления — это один из элементов состава преступления, без которого уголовная ответственность невозможна [29, с. 96].
Субъективная сторона преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 295 характеризуется умышленной формой вины в виде прямого умысла. Лицо сознает, что осуществляет незаконный, т.е. без соответствующего разрешения, оборот указанных предметов и желает действовать подобным образом. Мотивы преступления не имеют значения для квалификации (напр., приобретение оружия для самообороны, для коллекционирования и т.д.).
Субъектом преступления является физическое, вменяемое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста.
Лицо, совершившее преступление, предусмотренное ст. 295 УК, способно нести за содеянное уголовную ответственность, если оно обладает следующими признаками: 1) это должно быть только физическое лицо, т. е. человек; 2) лицо должно быть вменяемым; 3) лицо должно достигнуть 16-летнего возраста.
Интеллектуальный момент прямого умысла при незаконном обороте оружия, его основных частей, взрывных веществ и взрывных устройств включает в себя сознание лицом следующих объективных признаков состава преступления: 1) предмета и объекта; 2) объективной стороны; 3) общественной опасности деяния и 4) предвидения общественно опасных последствий своего деяния.
Сознание признаков предмета и объекта преступления. Лицо, совершая незаконные действия по обороту с перечисленными предметами:
понимает характер, свойства и назначение данных предметов;
осознает, что они обладают потенциальной повышенной общей опасностью для общественных отношений, что эти источники имеют специальное назначение — они предназначены или могут быть использованы в качестве средств поражения людей или разрушения, уничтожения, повреждения окружающей среды;
понимают, что данные источники объективно пригодны для своего использования, обладают такими свойствами, благодаря которым могут быть использованы по своему назначению или приведены в надлежащее состояние для соответствующего использования;
осознают, что они обладают особым правовым статусом, т. е. допускаются в обращение лишь с особого разрешения компетентных органов или, что право на их приобретение гражданами возможно только с разрешения органов милиции;
. Сознание виновным признаков объективной стороны. Помимо сознания признаков предмета и объекта, виновный, совершая незаконные действия по обращению с данными предметами, сознает и объективную сторону своего преступления. Он понимает, что оказывает непосредственное незаконное воздействие на данные предметы, а именно: приобретает, передает, сбывает, хранит, перевозит или носит оружие, его основные части, взрывные вещества или взрывные устройства, и в результате этих незаконных действий общество утрачивает управление ими.
. Сознание виновным общественной опасности. Совершая незаконное обращение с данными предметами, виновный сознает общественную опасность такого поведения, понимает, что такие действия причиняют вред обществу или, по меньшей мере, создают опасность причинения вреда. Как правило, виновный понимает и противоправность своих действий по незаконному обращению с данными предметами.
. Предвидение общественно опасных последствий своего деяния. Преступления рассматриваемой подгруппы преступлений против общественной безопасности сконструированы с формальными составами. Поэтому вина выражается в них лишь в психическом отношении к самим общественно опасным действиям. Отсюда следует, что установление сознания виновным признаков данных предметов, объекта преступления, объективной стороны и общественной опасности деяния свидетельствует о предвидении виновным того, что своими действиями он причиняет вред общественной безопасности и создает реальную возможность причинения тяжкого вреда данными предметами. Следовательно, волевой признак незаконного приобретения, ношения, хранения, сбыта, перевозки, передачи данных предметов заключается в желании совершить эти действия и тем самым причинить вред общественной безопасности, создать общую опасность причинения вреда указанными предметами. Это желание определяется целью и мотивами, которыми руководствуется виновный, совершая незаконные действия с этими предметами.
Преступление, предусмотренное ст. 2951 УК характеризуется умышленной виной с прямым умыслом. Содержание умысла: лицо сознавало, что незаконно приобретает, передает во владение, хранит, перевозит, пересылает или носит охотничье огнестрельное гладкоствольное оружие, его составные части, компоненты или боеприпасы к такому оружию, будучи в установленном порядке поставленным в известность о наложении на него административного взыскания за такие же действия, либо незаконно изготавливает или сбывает охотничье огнестрельное гладкоствольное оружие, его составные части, компоненты или боеприпасы к нему, и желало этого.
Субъект специальный, 16 лет — лицо, которое ранее привлекалось к административной ответственности по ст. 23.71 КоАП за такие же действия (административная преюдиция).
Субъективная сторона, преступления предусмотренного ст. 2952 УК Республики Беларусь выражается в форме умышленной вины с прямым умыслом. Субъект общий, 16 лет. В случае обнаружения в местах хранения оружия какого-либо немаркированного или ненадлежащим образом маркированного оружия оно может быть маркировано надлежащим образом по решению республиканского органа государственного управления, в ведении которого находится такое оружие. Указанные действия не являются подделкой маркировки огнестрельного оружия.
Мотив и цель преступления играют немаловажную роль в характеристике степени общественной опасности как деяния, так и лица, его совершившего, выступая в ряде случаев в качестве смягчающих или отягчающих обстоятельств, которые учитываются судом при назначении наказания. Мотивы и цели преступления, предусмотренного ст. 295 УК, не являются обязательными признаками их составов. Рассматриваемые преступления могут быть совершены с различными мотивами и целями. Их многообразие и специфика в большинстве своем обусловлены характером предметов данного преступления. Особенность субъективной стороны анализируемого преступления — множественность целей, которые ставит перед собой виновный, незаконно обращаясь с оружием, боеприпасами или взрывчатыми веществами. Лицо не только стремится к достижению основной цели — иметь, а при сбыте передать оружие, боеприпасы или взрывчатые вещества, но и преследует другие цели — конечные, для осуществления которых совершает те или иные действия, предусмотренные ст. 295 УК. При этом основная цель выступает в качестве средства достижения конечных целей, которые, как правило, сопряжены с использованием оружия, боеприпасов или взрывчатых веществ. Сущность и степень опасности рассматриваемого преступления и лица, его совершившего, могут быть правильно установлены, если известно, для чего предназначались эти предметы, для достижения какой цели виновный носил, хранил, приобрел или сбыл их.
Предупреждение преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, осуществляется на общесоциальном и специально-криминологическом уровнях.
Исходя из причин и условий, способствующих совершению преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, предупредительные меры в первую очередь должны быть направлены на осуществление компетентными органами государства контроля за спросом на оружие у законопослушной части населения; исключение возможности его незаконного удовлетворения; перекрытие каналов поступления оружия в нелегальный оборот; изъятие оружия из незаконного оборота.
Результативность достижения перечисленных целей во многом зависит от обоснованности превентивных мер с учетом реальных возможностей органов государственной власти и управления (в первую очередь материальных), от проведения необходимых общегосударственных мероприятий политического, социально-экономического, правового и воспитательного характера, направленных на искоренение причин и условий, способствующих совершению указанных преступлений.
Для оптимизации путей решения проблемы следует уяснить причины роста, преступлений, связанных с незаконными действиями в отношении оружия и боеприпасов. Так на ухудшающееся состояние незаконного оборота оружия влияют, в первую очередь, факторы: социально-экономического характера (безработица, низкий прожиточный уровень населения и др.); организационно-технического (отсутствие надлежащего контроля за производством, хранением, сбытом готового оружия и комплектующих к нему); правового (наличие существенных пробелов в законодательстве и др.).
Также ежегодно, весной и осенью, МВД Республики Беларусь проводит оперативно-профилактические специальные комплексные мероприятия «Арсенал». Усилия стражей правопорядка в рамках этого спецмероприятия направлены на проверку условий хранения огнестрельного оружия индивидуальными владельцами, досмотр транспортных средств, выявление мест возможного хранения или изготовления незарегистрированного оружия, боеприпасов, взрывных устройств и взрывчатых веществ, а также проведение совместных мероприятий с природоохранными организациями по выявлению и пресечению браконьерства. Следует и далее проводить данную акцию с использованием агитационных материалов в больших объемах. Так во время проведения данной акции в апреле 2014 года более тысячи взрывоопасных предметов обнаружено за две последние недели на территории Республики Беларусь. Столько же единиц оружия добровольно сдали белорусы в милицию. За восемь месяцев 2013 года на территории республики изъято порядка 850 единиц незарегистрированного оружия, а также более 23 тысяч боеприпасов различного калибра. Свыше 75 тысяч боеприпасов и 1013 единиц данной категории оружия сданы гражданами добровольно [32, с. 19].
Таким образом, при рассмотрении дел о нарушениях правил оборота огнестрельного оружия и боеприпасов необходимо иметь в виду, что неправомерные действия лица могут содержать одновременно признаки состава как административного правонарушения, так и преступления, в связи, с чем необходимо отграничить виды ответственности владельцев оружия.
При этом случае, когда допущенное лицом административное правонарушение содержит также признаки уголовно наказуемого деяния, указанное лицо может быть привлечено лишь к административной ответственности.
2. Вопросы ответственности за незаконные действия в отношении огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ
.1 Проблемные вопросы квалификации незаконных действий в отношении огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ
В уголовном законе не дается определение понятия состава преступления. Однако оно формулируется наукой уголовного права исходя из законодательного определения оснований и условий уголовной ответственности, понятия преступления и теоретического обобщения признаков конкретных преступлений, предусмотренных нормами Особенной части Уголовного кодекса.
Основная функция состава преступления в его практическом применении состоит в том, чтобы выступать в качестве совокупного основания уголовной ответственности по всем предусмотренным уголовным законом преступлениям. Смысл содержательной формулы, заключенной в понятии «состав преступления» состоит в следующем: если фактически совершенное лицом деяние запрещено уголовным законом, совершено виновно субъектом, могущим нести уголовную ответственность, то, следовательно, в содеянном есть признаки состава конкретного преступления.
Квалифицированный состав преступления — это состав, который на ряду с признаками основного состава включает дополнительные признаки, отягчающие ответственность [28, с.141].
Часть третья ст.295 УК Республики Беларусь предусматривает квалифицированный состав незаконных действий в отношении огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ: «деяния, предусмотренные частью второй настоящей статьи, совершенные повторно либо группой лиц по предварительному сговору».
В соответствии с ч.4 ст.12 УК Республики Беларусь, данное преступление относится к категории тяжких.
Объективная сторона квалифицированного состава незаконных действий в отношении огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ предусматривает совершение действий, предусмотренных частью второй ст.295 УК Республики Беларусь:
повторно;
группой лиц по предварительному сговору.
В соответствии со ст.41 УК Республики Беларусь, повторностью преступлений признается совершение двух или более преступлений, предусмотренных одной и той же статьей Особенной части УК Республики Беларусь.
Совершение двух или более преступлений, предусмотренных различными статьями УК Республики Беларусь, может быть признано повторностью только в случаях, специально указанных в Особенной части УК Республики Беларусь.
Преступление не признается повторным, если за ранее совершенное преступление лицо было освобождено от уголовной ответственности либо судимость за это преступление была погашена или снята в установленном законом порядке.
Таким образом, по ч.3 ст. 295 УК Республики Беларусь по признаку повторности следует квалифицировать действия лица, совершившего ранее какое либо из преступлений, предусмотренных ст.295 УК Республики Беларусь, если это лицо не было освобождено от уголовной ответственности либо судимость за это преступление не была погашена или снята в установленном законом порядке.
Согласно ст.17 УК Республики Беларусь, преступление признается совершенным группой лиц, если хотя бы два лица совместно участвовали в совершении данного преступления в качестве его исполнителей (соисполнительство).
Преступление признается совершенным группой лиц по предварительному сговору, если исполнители заранее договорились о совместном совершении данного преступления.
Часть четвертая ст. 295 УК Республики Беларусь предусматривает квалифицированный состав незаконных действий в отношении огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ: «деяния, предусмотренные частями второй или третьей настоящей статьи, совершенные организованной группой».
В соответствии с ч. 5 ст.12 УК Республики Беларусь, данное преступление относится к категории особо тяжких.
Как указано в п.1 Постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 25 сентября 2003 г. N 9 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с созданием и деятельностью организованных групп, банд и преступных организаций», совершение преступлений организованными группами, бандами и преступными организациями является наиболее опасной формой преступности. Поэтому всестороннее, полное и объективное исследование обстоятельств при рассмотрении дел данной категории, установление роли и степени участия в совершенных преступлениях каждого участника преступных формирований, выяснение причин и условий, способствовавших их созданию и деятельности, являются важным условием постановления правосудного приговора [14].
Согласно ч. 1 ст. 18 УК Республики Беларусь под совершением преступления организованной группой следует понимать умышленное участие в нем двух или более лиц, предварительно объединившихся в управляемую устойчивую группу для совместной преступной деятельности.
В отличие от предварительного сговора соисполнителей на совершение конкретного преступления (ст. 17 УК Республики Беларусь) предварительная объединенность организованной группы означает совершение целенаправленных действий по ее созданию, формированию структуры, определению места и роли (распределению функций) каждого участника. О предварительной объединенности преступной группы могут свидетельствовать, в частности, планирование преступной деятельности, согласованность действий соучастников.
Преступление признается совершенным организованной группой, если оно совершено двумя или более лицами, предварительно объединившимися в управляемую устойчивую группу для совместной преступной деятельности [37, с. 78].
Организаторы (руководители) организованной группы несут ответственность за все совершенные группой преступления, если эти преступления охватывались их умыслом. Другие участники организованной группы несут ответственность только за преступления, в подготовке или совершении которых они участвовали (ст. 18 УК Республики Беларусь).
В ч. 1 ст. 18 УК Республики Беларусь содержится пять обязательных признаков организованной группы, характеризующие ее с количественной и качественной стороны: 1) состав из двух и более лиц; 2) предварительная объединенность; 3) управляемость; 4) устойчивость; 5) нацеленность на преступную деятельность [4].
Важно отметить, что в примечании, данном к статьям 295-297 Уголовного Кодекса Республики Беларусь, лицо, добровольно сдавшее предметы, указанные в статьях 295-297 УК, освобождается от уголовной ответственности за действия, предусмотренные этими статьями, кроме случаев сбыта (примечание к ст. 295 УК). Добровольной признается такая сдача, когда лицо, имея возможность и далее обладать любым из этих предметов, по своей воле, независимо от мотивов, передает их или информацию об их месте нахождения представителям власти. Добровольность сдачи оценивается с учетом конкретных обстоятельств дела.
Например, органы предварительного расследования и суды не считают добровольной выдачу оружия и иных предметов, если такая выдача произошла в ответ на предложение лиц, производящих обыск. Если же лицо выдало оружие и другие предмета по своей воле при реальной возможности дальнейшего хранения, действия лица признаются добровольной выдачей.
Таким образом, добровольной следует признавать такую сдачу оружия, когда лицо, имея возможность и далее обладать оружием, по своей воле, независимо от мотивов, передает их или информацию об их месте нахождения представителям власти. Добровольность сдачи необходимо оценивать в каждом случае с учетом конкретных обстоятельств дела.
Если предметы не подвергались переделке, а только воздействию с целью придания оружию надлежащего внешнего вида, суды обоснованно не рассматривают такие действия как незаконное изготовление.
2.2 Анализ норм уголовного законодательства некоторых зарубежных стран, предусматривающих ответственность за незаконные действия в отношении огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ
Если проанализировать ответственность за незаконный оборот огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств по уголовному законодательству зарубежных стран, то можно увидеть что в Российской Федерации действует система многоуровневых по субъекту принятия нормативных актов, в которых подробно и тщательно определяется порядок обращения с оружием, боеприпасами, взрывчатыми веществами и взрывными устройствами. Кроме федеральных нормативных актов в этой сфере (законов, постановлений правительства, приказов) действуют и акты субъектов федерации [24, с. 130].
Федеральный Закон РФ № 150 («Об оружии») от 13 декабря 1996 года объединил и существенно расширил определения понятия оборота применительно к индивидуальному ручному оружию. Статья первая указанного закона гласит: «оборот оружия и основных частей огнестрельного оружия — производство оружия, торговля оружием, продажа, коллекционирование, экспонирование, учет, хранение, ношение, перевозка, транспортирование, использование, изъятие, уничтожение, ввоз оружия на территорию Российской Федерации и вывоз его из Российской Федерации» [20].
Франция стала первой страной писаного права, формально устранившей из числа источников права обычай, судебную и административную практику. Все источники французского права подразделяются на две группы: писаное право и общие принципы права [27, с. 58].
Писаное право состоит из Конституции, международных договоров, законов и подзаконных административных актов. Источниками французского уголовного права являются все указанные выше акты. Проанализируем положения главного источника французского уголовного права — Уголовного кодекса Франции 1992 г.
В ст. 135-72 УК Франции указывается, что использование при совершении преступления оружия является обстоятельством, влекущим отягчение наказания. Причем здесь же содержится определение понятия оружия: «оружием является любой предмет, созданный для убийства или ранения. Любой другой предмет, способный представлять опасность для людей, приравнивается к оружию в том случае, если он используется для убийства, ранения или угрозы или он предназначается лицом, у которого он находится, для того, чтобы убить, ранить или угрожать. Приравнивается к оружию любой предмет, который, обладая таким сходством с оружием, определенным в первом абзаце, что их можно спутать, используется для угрозы убийства или ранения или он предназначается лицом, у которого он находится, для того, чтобы угрожать ранить или убить» [18].
В ст. 311-8 УК Франции указывается, что хищение наказывается 20 годами заточения и штрафом в 1 млн. франков, если оно совершено с применением или угрозой применения оружия (1-й случай), либо лицом, носящим оружие, на которое требуется разрешение или ношение которого запрещено (2-й случай).
Незаконное обращение с вооружениями как таковое карается только в случае, если является обязательным признаком другого состава. Ношение оружия _ при участии в повстанческом движении (ст. 412-4), захват оружия и других подобных предметов _ при тех же условиях (ст. 412-5) и так далее. Исключением является норма, предусматривающая ответственность за изготовление и хранение смертоносных и взрывающихся машин и устройств с целью серьезно нарушить общественный порядок путем запугивания или террора (ст. 421-1). Это особо криминализированный случай приготовления к тому, что в российском уголовном праве называется терроризмом.
Таким образом, по УК Франции предметы вооружения либо выступают в роли орудия преступления, либо незаконные манипуляции с ними являются признаком какого-либо преступления. По УК Франции 1992 г. предметы, имитирующие оружие, приравниваются к нему. Ряд других незаконных действий с предметами вооружения во Франции наказывается другими уголовными законами или нормами административного права.
Уголовный кодекс Германии 1871 г. является одним из старейших в мире кодифицированных уголовных законов. Он не предусматривает большого количества преступлений, связанных с незаконным оборотом предметов вооружения. В значительной степени такой оборот также как и во Франции регулируется административным правом или отдельным уголовным законом
Кража при наличии огнестрельного оружия (§ 244 УК) также влечет наказание в виде лишения свободы на срок до десяти лет. Разбоем при отягчающих обстоятельствах в соответствии с ч.1 § 249 УК признается совершение разбойных действий лицом, имеющим при себе огнестрельное оружие. За такое преступление виновному грозит наказание в виде лишения свободы на срок не менее 5 лет [18].
К общеопасным преступным деяниям УК Германии отнесено создание опасности взрыва путем использования взрывчатых веществ. Ч. 1 § 3111 УК за осуществление взрыва иным образом, чем высвобождение ядерной энергии, в том числе с использованием взрывчатых веществ, если это угрожало жизни и здоровью другого лица или чужим вещам, имеющим значительную стоимость, предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок не менее одного года. Данный состав преступления не учитывает каких — либо последствий взрыва, видимо, они квалифицируются дополнительно. Сама угроза жизни, здоровью или имуществу от взрыва признается достаточной для наступления уголовной ответственности. В особо тяжких случаях (наступление вследствие взрыва смерти человека по неосторожности) наказание в соответствии с ч. 2 и 3 того же параграфа может быть назначено в пределах от шести месяцев до пяти лет. На основании ч. 4 § 3111 УК, кто в случаях, предусмотренных ч. 1, причиняет опасность по неосторожности, наказывается лишением свободы на срок до пяти лет или денежным штрафом [23, с. 26].
В США незаконный оборот оружия находится в центре внимания как законодателей федерации, так и штатов, что, несомненно, свидетельствует об актуальности этой проблемы. Регламентация уголовной ответственности за него пережила в США несколько этапов. Еще в 1934 г. федеральный закон (The Federal Firearms Act), отразивший реакцию правительства на вспыхнувшие в период депрессии гангстерские войны, запретил частным лицам обладать полуавтоматическим оружием, глушителями, обрезами винтовок и карабинов, а также иным оружием, которое, как полагали законодатели, использовалось преимущественно гангстерами.
Раздел 18 Свода законов США, принятый 25 июня 1948 года, кодифицировавший основную массу норм ранее действовавшего федерального уголовного законодательства, содержит лишь один интересующий нас состав. Он находится в § 1792 «Мятеж, бунт; запрет, касающийся опасных инструментов» главы 87 «Тюрьмы». Это внесение или передача в федеральное уголовное или исправительное заведение либо внутри него оружия, взрывчатых веществ или иных предназначенных для повреждения служащих такого заведения предметов, а равно сговор с такой целью. Наказание за данное деяние — 10 лет тюремного заключения. Причем следует отметить, что в соответствии с конструкцией данной нормы это специально предусмотренная форма пособничества другим преступлениям — убийству, нанесению увечий и так далее [27, с. 59].
Принятый в 1968 году федеральный закон упорядочил продажу оружия населе нию: для приобретения пистолета или винтовки достаточно заполнить официальный бланк, указав (без предъявления подтверждающих документов) свои данные, отсутствие судимости за тяжкое преступление, наркозависимости и психических отклонений. Как правило, количественных ограничений для приобретения огнестрельного оружия до сих пор не существует (за исключением штата Вирджиния, где можно купить не более одного «ствола» в месяц).
В ст. 5.06.1 «Владение орудиями преступления. Оружие. » «Примерного уголовного кодекса» 1962 г. (США), который является официальной рекомендацией законодателям, указывается, что лицо совершает мисдиминор (преступление, наказание за которое, как правило, не превышает одного года тюремного заключения), если оно владеет каким — либо орудием преступления с целью применить его для совершения преступления. В ч. 2 той же статьи предусмотрено, что если лицо имеет на себе или при себе в занимаемом им перевозочном средстве или при иных обстоятельствах, позволяющих легко воспользоваться им, огнестрельное или иное оружие, презюмируется, что такое лицо имело цель использовать его для совершения преступления, если: ) владение этим оружием не имеет места в доме деятеля или в месте его профессиональной деятельности;
б) у деятеля нет лицензии или он иным образом не управомочен законом на владение этим оружием; или
в) оружие не принадлежит к типу, обычно употребляемому при занятии разрешенными законом видами спорта.
Аналогичная норма содержится в ч. 3 ст. 5.06, относящейся к случаям, когда оружие обнаруживают в автомобиле: виновно лицо, которое в нем находилось.
Ст. 5.07 «Запрещенные виды наступательного оружия» рекомендует устанавливать ответственность лица как за мисдиминор, за исключением случаев, когда оно управомочено на это по закону, за изготовление, ремонт, владение, продажу или иные операции с наступательным оружием. К «наступательному» оружию этой же нормой отнесены любые бомбы, пулемет, обрез, огнестрельное оружие, специально изготовленное или специально приспособленное для незаметного ношения или бесшумной стрельбы, любые дубинки, мешок с песком, металлический кастет, кинжал или иное орудие для нанесения тяжких телесных повреждений, которое не служит общепринятым законным целям. Исключают ответственность доказанные подсудимым обстоятельства, которые указывают, что он владел или оперировал оружием без какой — либо цели и вероятности противозаконного применения (недавняя находка, участие в театральном представлении и так далее).
Всеобщий закон США 1970 г. о контроле над преступностью предусматривает, что лицо, которое использует огнестрельное оружие для совершения преступления или имеет его при себе (без права владеть им) во время совершения тяжкого преступления, должно быть приговорено к лишению свободы на срок от 1 года до 10 лет в дополнение к тому наказанию, которое предусмотрено за совершение им конкретного преступления. Более жесткие санкции закон устанавливает для рецидивистов.
Ручное короткоствольное огнестрельное оружие запрещено продавать лицам моложе 21 года, а винтовки и карабины _ гражданам моложе 18 лет. Запрещено продавать огнестрельное оружие также лицам, уволенным из вооруженных сил США за порочащие их поступки, лицам, отказавшимся от американского гражданства, иностранцам, незаконно проживающим в стране.
На приобретение и владение оружием необходимо разрешение властей штата, на территории которого покупатель проживает постоянно. Кроме того, покупатель должен предоставить продавцу заверенное под присягой заявление о том, что он не относится к тем категориям населения, владение оружия которыми не допускается. Продавец оружия проверяет документ, удостоверяющий личность и место жительства клиента.
Нарушение норм, предусмотренных Законом о контроле над огнестрельным оружием, а также дача ложной информации в заявлении, которое свидетельствует о законности сделки по его купле-продаже, могут повлечь за собой наказание в виде лишения свободы сроком до 5 лет или штрафа до 5 тысяч долларов. Обе санкции могут быть применены одновременно.
Лицо, транспортировавшее или получавшее огнестрельное оружие с намерением совершить с его помощью тяжкое преступление, может быть приговорено к лишению свободы на срок до 10 лет или к штрафу до 10 тысяч долларов. Огнестрельное оружие, имеющее отношение к нарушению закона, подлежит конфискации [27, с. 60].
Заключение
В результате проведенного исследования:
проведен анализ правового регулирования оборота оружия на территории Республики Беларусь; проведен юридический анализ основного состава преступления предусмотренного ст. ст. 295, 2951; 2952 УК; проведен анализ правового регулирования оборота оружия на территории Республики Беларусь; рассмотрено содержание и выявлена специфика признаков, образующих квалифицированные виды незаконных действий в отношении огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ; выявлены и проанализированы имеющие место в теории уголовного права и судебно-следственной практике проблемы, связанные с толкованием некоторых признаков объективной стороны и предмета преступления, предусмотренного ст. 295 УК Республики Беларусь; обозначены недостатки в правовой регламентации состава незаконных действий в отношении огнестрельного оружия боеприпасов и взрывчатых веществ и предложены возможные пути их устранения.
На основании исследования преступления, предусмотренного ст. 295 УК Республики Беларусь можно сделать выводы:
. Повышенная общественная опасность такого рода преступлений обусловлена тенденцией развития насильственной вооруженной преступности и связана с расширением масштабов нелегального оборота огнестрельного оружия и боеприпасов.
. Относятся к дискуссионным некоторые аспекты характеристики объективной стороны состава преступления в сфере незаконного оборота предметов вооружения. В частности, это касается определения признаков таких деяний как приобретение, передача во владение, сбыт. В правоприменительной практике возникают сложности при разграничении понятий ношение и перевозка предметов преступления, нет однозначного суждения о признаках объективной стороны составов преступлений, предусматривающих уголовную ответственность за незаконный оборот предметов вооружения. В частности, достаточно остро стоит вопрос в определении понятий «ношение», «хранение» и «перевозка» предметов вооружения, а также в отграничении этих деяний друг от друга.
. В сферу регулирования Закона «Об оружии» не попали взрывчатые вещества и взрывные устройства, что означает разрозненность в правовом режиме оборота данных предметов и обусловливает необходимость дальнейшей проработки поднятой проблематики.
. При разъяснении признаков предмета рассматриваемых преступлений не в полной мере решены проблемные вопросы с содержанием понятия «составные части и компоненты огнестрельного оружия».
. Требует уточнения вопрос относительно объема понятия боеприпас и его отграничения от взрывного устройства.
. Правовой режим глушителей и прицельных комплексов одинаков, их оборот запрещен, однако ответственность за нарушение данного запрета различна. В отношении глушителей наступает уголовная ответственность по статье 295 УК Республики Беларусь, поскольку в Законе Республики Беларусь «Об оружии» они четко названы компонентами огнестрельного оружия. В отношении прицелов какая-либо ответственность исключается.
. Каждая единица ввозимого на территорию Республики Беларусь огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ должна иметь маркировку. Каждая единица изготовленного оружия, за исключением механических распылителей, аэрозольных и других устройств, снаряженных веществами слезоточивого или раздражающего действия, должна иметь маркировку.
. Учитывая сложившуюся ситуацию в Республике Беларусь и международный опыт, с учетом внесенных изменений автор считает достаточными санкции за преступления, предусмотренные статьей 295 УК Республики Беларусь.
По результатам исследования предлагается внести следующие изменения в действующее законодательство:
Исключить из диспозиций статей 295-297 УК Республики Беларусь понятий «ношение» и «перевозка и ввести новое понятие «перемещение». Уместным также было бы использование в уголовном законе термина «доставка» в качестве одной из незаконных форм оборота.
Список использованной литературы
1.Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 года и 17 октября 2004 года) — Минск: Амалфея, 2007. — 48с.
.Протокол Организации Объединенных Наций «Против незаконного изготовления и оборота огнестрельного оружия, его составных частей и компонентов, а также боеприпасов к нему, дополняющий Конвенцию Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности (приложение)» (Принят в г.Нью-Йорке 31.05.2001) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электрон. ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2015.
.О Концепции единой системы информационной маркировки взрывчатых веществ, боеприпасов и огнестрельного оружия государств — участников Содружества Независимых Государств: Решение Совета глав правительств Содружества Независимых Государств от 03.06.2005 года// Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электрон. ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2015.
.Уголовный Кодекс Республики Беларусь, 9 июля 1999 г., № 275-З: // в ред. Закона Республики Беларусь 29.01.2015 N 245-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2015.
.Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях, 21.04.2003, N 194: в ред. Закона Респ. Беларусь 10.01.2015 N 243-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электрон. ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2015.
.Об оружии: Закон Республики Беларусь, 13.11.2000, № 61-З: в ред. Закона Респ. Беларусь 24.10.2014 N 198-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электрон. ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2015.
.О присоединении Республики Беларусь к Протоколу против незаконного изготовления и оборота огнестрельного оружия, его составных частей и компонентов, а также боеприпасов к нему, дополняющему Конвенцию Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности: Закон Республики Беларусь, 04.08.2004, N 312-З: в ред. Закона Респ. Беларусь 20.06.2008 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электрон. ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2015.
.О лицензировании отдельных видов деятельности: Указ Президента Республики Беларусь 1 сентября 2010 г. N 450: в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 01.09.2014 N 425 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2015.
.О мерах по совершенствованию регулирования оборота боевого, служебного, гражданского оружия и боеприпасов к нему на территории Республики Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь 30 августа 2002 г. № 473: в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 02.05.2014 N 193 / Консультант плюс: Беларусь. Технология 3000 [электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. — Минск, 2015.
.О некоторых вопросах оборота оружия на территории Республики Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь 4 апреля 2003 г. № 134: в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 24.01.2014 N 49 // Консультант плюс: Беларусь. Технология 3000 [электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. — Минск, 2015.
.О мерах по совершенствованию охранной деятельности: Указ Президента Республики Беларусь 25 октября 2007 г. № 534: в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 05.08.2014 N 395 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс]/ ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. — Минск, 2015.
.Об утверждении Концепции национальной безопасности Республики Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь 9 ноября 2010 г. № 575 // Консультант плюс: Беларусь. Технология 3000 [электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. — Минск, 2015.
.Об утверждении Положения о порядке выдачи разрешений на хранение оружия и боеприпасов на период проведения выставки или аукциона, транспортировку и перевозку оружия и боеприпасов: Постановление Совета Министров Республики Беларусь 10 июля 2009 г. № 919: в редакции Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 23 июля 2010 г. № 1100 // Консультант плюс: Беларусь. Технология 3000 [электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. — Минск, 2015.
.О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с созданием и деятельностью организованных групп, банд и преступных организаций: Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь 25 сентября 2003 г. № 9// Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс]/ ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. — Минск, 2015.
.О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с незаконными действиями в отношении оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ (ст.ст. 294-297 УК): Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь 3 апреля 2008 г. № 1// Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс]/ ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. — Минск, 2015.
.Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ: в редакции Федерального Закона от 06.12.2011 N 401-ФЗ // Эталон — Законодательство Российской Федерации [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. — Минск, 2015.
.Об оружии: Федеральный Закон от 13.12.1996 № 150-ФЗ: в редакции Федерального Закона от 06.12.2011 N 409-ФЗ // Эталон — Законодательство Российской Федерации [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. — Минск, 2015.
.Уголовный кодекс Франции / Науч. ред. Л. В. Головко, Н. Е. Крыловой; пер. с фр. и предисл. Н. Е. Крыловой — СПб.: Юридический центр Пресс, 2002. — 650 с.
.Уголовный кодекс Федеративной Республики Германии 1871: в редакции от 13 ноября 1998 года. Юридическая Россия. Федеральный правовой портал. [Электронный ресурс] — 2015. — Режим доступа: #»justify»>.Ахраменка, Н.Ф. [и др.] Научно-практический комментарий к Уголовному кодексу Республики Беларусь/Н.Ф. Ахраменка [и др.]; под ред. А.В. Баркова, В.М. Хомича. — 2-е изд., с изм. и доп. — Минск: ГИУСТ БГУ, 2010.- 1064 с
.Бабий, Н.А. Уголовное право Республики Беларусь. Общая часть: Конспект лекций / Н.А. Бабий. — Мн.: ГИУСТ БГУ, 2010. — 663 с.
.Ваулина, Т.И. Уголовное право. Особенная часть: учеб. для вузов / Т.И. Ваулина [и др.]; отв. ред.: И.Я. Козаченко [и др.]. — М.: Норма: Инфра-М, 2001. — 957 с.
.Иванова, А.И. «Черный рынок» оружия: «черные дыры» в законодательстве /А.И. Иванова// Юридический журнал. — 2004. — №1 — С.26-32.
.Игнатов, А.Н., Красиков, Ю.А. Уголовное право России: Учебник для вузов. В 2 т. Т.2. Особенная часть / Под ред. А.Н. Игнатова, Ю.А. Красикова. — М.: Издат. группа Норма-Инфра-М, 2008. — 314 с.
.Лукашов, А.И. Уголовное право Республики Беларусь. Особенная часть: учеб пособие / А.И. Лукашов [и др.]; под общ. ред. А.И. Лукашова. — Мн.: Изд-во Гревцова, 2009. — 960 с.
.Марчук, В. Перспективы уголовно-правовой оценки незаконных действий в отношении огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ// Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электрон. ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2010.
.Минаков, О.А. Зарубежный опыт борьбы с преступностью, связанной с незаконным оборотом оружия // Следователь. 1998. — С. 58-60.
.Саркисова, Э.А. Новое в уголовном законодательстве / Э.А. Саркисова // Право Беларуси. 2003. № 29. — С. 52-58.
.Саркисова, Э.А. Уголовное право. Общая часть: учеб. пособие / Э.А. Саркисова — Мн.: Тесей, 2005. — 592 с.
.Сосновский, А.А. О предмете преступлений в сфере незаконного оборота огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ /А.А. Сосновский // Проблемы борьбы с преступностью и подготовки кадров для Органов Внутренних Дел Республики Беларусь. — 2008. — № 3. С. 284-285.
.Сосновский, А.А. Уголовная ответственность за незаконный оборот оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ: проблемные вопросы квалификации // Вести Акад. МВД Республики Беларусь, 2008. № 2. — с. 107-111.
.Уголовное право. Общая часть // Под ред. Б.В.Здравомыслова. — М.: «Юристъ» 2007. — 622 с.
.Хищение, ношение, хранение, приобретение, изготовление или сбыт боевых припасов к гладкоствольному охотничьему и газовому оружию не образуют состава преступления, предусмотренного ч.2 ст.295 УК Республики Беларусь: Определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Республики Беларусь от 15 марта 2002 г. /Судовы веснiк, 2002 г. — № 2.- С. 23 — 28
.Криминогенная обстановка в Республике Беларусь за период 01.01.2013 — 30.06.2013 // Информационный цент Министерства Внутренних Дел Республики Беларусь. — Мн., 2013. — 33 с.
.Криминогенная обстановка в Республике Беларусь за период 01.01.2014 — 30.06.2014 // Информационный цент Министерства Внутренних Дел Республики Беларусь. — Мн., 2014. — 37 с.
Приложение А
оружие незаконный преступление
Динамика зарегистрированных преступлений, связанных с незаконными действиями в отношении огнестрельного оружия и боеприпасов по Республике Беларусь
Приложение Б
Динамика зарегистрированных преступлений, связанных с незаконными действиями в отношении огнестрельного оружия и боеприпасов по Витебской области