Выдержка из текста работы
Среди специалистов нет однозначного мнения о том, как сказывается воспитание в полных и неполных семьях, фактор развода и последующие изменение в стилях воспитания и в возникновении страхов у детей 5-6 лет. Для одних развод оборачивается серьезным жизненным кризисом, вызывает сильный стресс, для других — раскрепощение, начало перемен к лучшему. Некоторые ученые считают, что развод не получил бы столько внимания, если бы он не повлиял на благополучие детей. Около 60% разводящихся пар в США и России имеют несовершеннолетних детей. Однако наличие детей не удерживает родителей от развода. Ежегодно один миллион детей в США и более 500 000 детей в России остаются с одним родителем.
По мнению большинства зарубежных и отечественных психологов, формирование эмоционально здорового ребенка зависит от взаимного общения ребенка с обоими родителями. 90% детей разводящихся родителей, узнав о разводе, испытывали кратковременный шок с ощущением боли и безотчетным страхом. По данным американских исследователей, 50% отцов перестают навещать своих детей через три года после развода. Около половины детей чувствуют себя отринутыми и заброшенными. На вопрос, когда они себя чувствовали более несчастными – 5 лет спустя после развода или через 1,5 года 37% детей отвечали: спустя 5 лет.
Мало кто из детей хочет, чтобы их родители развелись. Согласно данным начала 1980-х годов, полученным российскими психологами в результате опроса детей младшего возраста, одно из трех самых заветных желаний — иметь отца и мать. Для многих детей чувство негодования и страха, вызванные разводом, особенно остро проявляется при повторном браке родителей.
Известно, что личность человека формируется с ранних лет. И если в детстве ребенок был лишен тепла родительской любви, он может стать моральным монстром. Часто эти люди бывают упрямыми и трудолюбивыми, но в то же время холодными и суровыми. Или просто несчастными.
Актуальность исследования. Неполные семьи, – это в основном семьи с низкими доходами. Основная причина этого в том, что расторжение брака приводит к значительному снижению доходов семьи. Многие семьи с одинокими родителями испытывают трудности с незначительными негативными последствиями — некоторые даже преуспевают в духе товарищества, которое объединяет их в преодолении общих трудностей. Однако вызывает беспокойство то, что слишком много детей и их родителей увязли в проблемах. Родители одиночки вследствие вышесказанного, становятся агрессивными, вечно занятые, им некогда заниматься воспитанием детей, воспитанием детей занимаются время от времени, вследствие этого у детей в таких семьях могут возникать различные страхи.
Диктат в семьях как полных, так и неполных проявляется в систематическом подавлении одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства других его членов. Родители могут и должны обращаться к своему ребенку с просьбами, исходя из целей образования, моральных норм, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать решения, оправданные с педагогической и моральной точки зрения. Однако те из них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, желают утвердить собственное превосходство на ощущении зависимости другого, более слабого существа, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы своими контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление сломлено, вместе с ним ломаются многие ценные черты личности: независимость, чувство собственного достоинства, инициативность, уверенность в себе и уверенность в себе.
Проблема исследования. Авторитарность родителей в воспитании своего ребенка, игнорирование интересов и мнений ребенка, подавление, принуждение, а в случае сопротивления ребенка порой еще и эмоциональное или физическое насилие над ним, издевательство, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, – все это формирует в его личности ребенка различные страхи.
Практическая значимость. Выявление на ранних стадиях наличия у ребенка различных страхов и диагностика нарушения в стилях воспитания ребенка позволит своевременно начать работу по исправлению этого состояния у ребенка и позволит ему гармонично развиваться. Выявление нарушения в стилях воспитания родителей позволит провести консультации и разъяснения с этими родителями, чтобы отметить недостатки этого образования и проблемы, которые этот тип обучения может принести.
Цель работы — на основе анализа литературы провести исследование, определяющее стиль обучения ребенка и наличие у него страхов. Определить существует ли между ними взаимосвязь.
Гипотеза исследования: Авторитарный тип обучения заключается в возникновении у ребенка страхов. В неполных семьях количество детей, имеющих страхи больше.
Задачи исследования.
1) Описать психологические особенности возрастного периода 5-6 лет;
2) Представить современный взгляд на особенности стилей воспитания и детско-родительских отношений в полных и неполных семьях;
3) Охарактеризовать детские страхи – основные положения и особенности возрастного периода 5-6 лет;
4) Провести экспериментальное исследование: определяющее особенности стилей воспитания и детско-родительских отношений в полных и неполных семьях и характеризующее наличие страхов у детей 5-6 лет;
5) Провести сравнительный анализ экспериментально-психологического исследования по результатам полученных данных пациентов;
6) Проанализировать полученные результаты и сделать выводы.
Объект исследования. – влияние детско-родительских отношений на формирование страхов у детей 5-6 летнего возраста.
Предмет исследования — взаимосвязь стилей воспитания и страхов в неполных и полных семьях у детей 5-6 лет.
Структура диссертации Диплом состоит из введения, двух глав, восьми абзацев, заключения, списка использованных литературных источников и приложений.
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы взаимосвязи страхов детей дошкольного возраста и стилей воспитания в полных и неполных семьях
1.1. Психологические особенности возрастного периода 5-6 лет
Дошкольный возраст, который охватывает период от трех до шести лет по шкале физического развития ребенка, вносит большой вклад в умственное развитие ребенка. С годами ребенок приобретает многое из того, что ему надолго остается, определяя его как личность и последующее интеллектуальное развитие. Данный возраст стал центральной проблемой в исследованиях целого ряда авторов (Божович Л.И., Славина Л.С., Морозова Н.Г., Якобсон П.М., Мухина В.С. и др.). Данные исследований этих и многих других ученых (исследователей данной проблемы) и составили информационный материал этого параграфа.
С точки зрения становления ребенка как личности весь дошкольный возраст можно разделить на три части. Первый из них относится к трех-четырехлетнему возрасту и в основном связан с усилением эмоциональной саморегуляции. Второй охватывает возраст от четырех до пяти лет и относится к нравственному саморегулированию, а третий относится к возрасту примерно от пяти до шести лет и включает формирование у ребенка личных деловых качеств.
В дошкольном возрасте дети в своем поведении, в оценках самих себя и других людей начинают руководствоваться какими-то моральными нормами. Они формируют более или менее устойчивые моральные идеи, а также способность к нравственному саморегулированию .
Источниками нравственных представлений детей являются взрослые, вовлеченные в их воспитание и воспитание, а также сверстники. Нравственный опыт от взрослых к детям передается и усваивается в процессе общения, наблюдения и подражания через систему поощрений и наказаний. Общению принадлежит особая роль в развитии личности дошкольника. Общение связано с удовлетворением одноименной потребности, которая проявляется довольно рано. Выражение его — желание ребенка познавать себя и других, оценивать и ценить себя. Внимательное рассмотрение того, как в онтогенезе развивается общение, какой характер оно принимает при включении ребенка в различные виды совместной с другими людьми деятельности, помогает лучше уяснить те возможности, которые с возрастом открываются для развития личности.
В раннем дошкольном детстве, а также в младенчестве и раннем детстве одну из главных ролей в личностном развитии ребенка по-прежнему играет мать. Характер его общения с ребенком напрямую влияет на формирование у него некоторых личностных качеств и типов поведения. Стремление к одобрению со стороны матери становится одним из поведенческих стимулов для дошкольника. Оценки, которые дают ему и его поведению соседние взрослые, имеют решающее значение для развития ребенка ….
Заключение
Данная работа была посвящена актуальной и все еще мало разработанной в научной литературе проблеме изучения взаимосвязи стилей воспитания и страхов в неполных и полных семьях детей дошкольного возраста 5-6 лет.
Теоретическая и практическая часть проделанной работы помогает нам сделать некоторые выводы из проведенного исследования.
Дошкольный возраст – это период развития ребенка, в течение которого происходит психофизиологическое и личностное развитие человека. Старший дошкольный возраст – это период в возрасте 5-6 лет. В этом возрастном периоде происходит развитие познавательных процессов (внимания, воображения, памяти и др.), мышления, самосознания, волевой и эмоциональной сферы. Существенное влияние на процесс развития ребенка в возрасте 5-6 лет оказывают родители ребенка и условия воспитания.
Изучая особенности развития детско-родительских отношений между взрослыми и старшими дошкольниками, особое внимание уделяется проблеме стилей воспитания. В научной литературе выделены следующие основные стили: авторитетный, авторитарный, либеральный, индифферентный. Стиль воспитания оказывает существенное влияние на развитие ребенка-дошкольника, на формирование его личностной и эмоциональной сферы. Как отмечают исследователи, при высоком уровне проявления завышенных требований к ребенку, его порицания со стороны родителей, влияет на формирование у ребенка заниженной самооценки, неадекватного поведения.
Понятие страха в научной литературе определяется как отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о возможном ущербе для его жизненного благополучия, о реальной или воображаемой опасности, ему грозящей. В качестве основных причин страха называются социальные детерминанты, которые включают в себя и условия воспитания и развития ребенка в семье. К основным причинам страха в дошкольном возрасте относятся: культурные факторы, одиночества, разлука с родителями и т.д.
Как показывают исследования зарубежных и отечественных психологов – существует определенная взаимосвязь между детско-родительскими отношениями, условиями и стилем воспитания ребенка в семье и возникновением у него тревожности и страхов.
В проведенном нами практическом исследовании проблемы приняли участие родители (12 человек) и дети (10 человек) из полных и неполных семей.
Основными методиками исследования стали:
1) Тест-опросник родительского отношения (А. Я. Варга, В. В. Столин).
2) Анкета исследования особенностей эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия.
3) Для диагностики наличия страхов у детей была использована беседа по схеме, предложенной А. И. Захаровым в книге «Как помочь нашим детям избавиться от страха».
4) Проективная методика «Метаморфозы».
5) Тест тревожности Р. Тэммла, М. Дорки, В. Амен.
6) Рисунки на тему «Что мне снится страшное или чего я боюсь днём».
Результаты диагностики родителей показали, что в неполных семьях уровень выраженности симбиотических и авторитарных отношений в семье выражен сильнее (50% опрошенных), чем у родителей из полных семей (37,5% и 50% соответственно при 8 опрошенных против 4 человек из группы матерее из неполных семей). При этом уровень выраженности чувствительности, эмоционального принятия и поведенческих проявлений эмоционального взаимодействия у родителей из неполных семей выражен слабее, чем из полных семей. Так, по этим показателям во второй группе опрошенных из неполных семей около 25% испытуемых показали низкий результат. В первой группе таких испытуемых оказалось около 12,5% .
Результаты опроса дошкольников помогли выявить достаточно высокий процент испытуемых детей из неполных семей с высоким уровнем проявления страхов и тревожности (около 40% детей). В первой группе испытуемых детей эти данные оказались равны 20%.
При этом дети из неполных семей чаще испытывают страх в связи со страхами животных и сказочных персонажей (100%), кошмарных снов и темноты (80%), одиночества (60%) и «пространственных» страхов (80%).
Таким образом, нами была подтверждена первая часть нашей гипотезы о том, что в неполных семьях количество детей, имеющих страхи больше.
Корреляционный анализ помог подтвердить и вторую часть гипотезы о том, что в возникновении страхов у ребенка лежит авторитарный тип воспитания.
Как показал анализ корреляционных данных, прямо пропорциональная зависимость была выделена по следующим парам факторов:
1. Авторитарная гиперсоциализация — уровень тревожности по методике «Тест тревожности» Р. Тэммла, М. Дорки, В. Амен – 0,834 балла.
2. Авторитарная гиперсоциализация — наличие/отсутствие страхов и факторов тревожности по методике «Что мне снится страшное или чего я боюсь днём» — 0,830 балла.
3. Симбиоз — уровень тревожности по методике «Тест тревожности» Р. Тэммла, М. Дорки, В. Амен – 0,724 балла.
В заключении следует добавить, что данные нашего исследования могут помочь в работе с дошкольниками в возрасте 5-6 лет в области коррекции страхов и тревожности. Также необходимо отметить, что исследование в данной области требует дальнейших как теоретических, так и практических исследований.
Список литературных источников
1. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая группа. — М.: Элизе Трейдтнг, 2004. – 246 с.
2. Андреева Т. В. Семейная психология. СПб.: Речь, 2005. с. 152.
3. Бархаев Б.П. Педагогическая психология. — СПб.: Питер, 2007. – 448 с.
4. Бениаминова М.В. Воспитание детей. — М.: Медицина, 2004. – 288 с.
5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М.:Просвещение, 1998.
6. Болотина Л.Р, Баранов С.П., Комарова Т.С. Дошкольная педагогика. — М.: Академический проект, 2005. – 240 с.
7. Болотова А. К., Макарова И. В. Прикладная психология. — М.: Аспект Пресс, 2005. – 383 с
8. Бурбо Л. Отношения родитель – ребенок. — София: Гелиос, 2002. – 212 с.
9. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. — Киев: Наукова думка, 2004. – 528 с.
10. Велиева С.В. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста. СПб.: Речь, 2007. – 240с.
11. Вилюнас В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций. – М.: Педагогика, 1988.
12. Воспитание дошкольников в игре/Сост. А.Е.Бондаренко, А.И. Матусик. — М.: Просвещение, 2003.
13. Выготский Л.С. Педагогическая психология. — М.: АСТ-ПРЕСС, 2005. – 492 с.
14. Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология. М.: Гардарики, 2004. – 480 с.
15. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. – М.: Просвещение, 2004.
16. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. — СПб.: Питер, 2004. – 208 с.
17. Давлетбаева 3. К. Супружеские отношения как фактор психического здоровья детей дошкольного возраста. Автореф. дисс. канд. психол. наук. — Самара, 2004.
18. Дошкольная психология. Под редакцией Ядэшко В.И. — М.: Просвещение, 2004. – 416 с.
19. Дошкольник 4 -5 лет в детском саду. Под редакцией Бабаевой Т.И. — СПб:. ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. – 480 с.
20. Ермолаева М.В. Психология развития. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006. – 376 с.
21. Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей. СПб.: Речь, 2005. – 316 с.
22. Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. – М.: Айрис-Пресс, 2006.
23. Зимняя И.А. Педагогическая психология. — М.: Логос, 2004. – 384 с.
24. Зиновьева М. В. Влияние стиля родительского воспитания на развитие предпосылок мировоззрения у детей дошкольного возраста. Автореф. дисс. канд. психол. наук. — М., 2001.
25. Изард К.Э. Психология эмоций. – СПб.: Питер-Прес,1999.
26. Ильин В.А. Археология детства: Психологические механизмы семейной жизни. — М.: Класс, 2004. — 208 с.
27. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2002.
28. Исаев Д. Н. Психосоматические расстройства у детей. — СПб., 2000. – 406 с.
29. Карелин А. Большая книга психологических тестов. — М.: Эксмо, 2007. – 416 с.
30. Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива. — Мн.: Университетская, 2004.
31. Кондратенко Т.Л, Котырло В.К., Ладывир С.А. Обучение стар-ших дошкольников. – Киев: Ника-Центр, 2006.
32. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. — М.: Сфера, 2004. – 464с.
33. Леви В.Л. Приручение страха – М.: Метафора, 2003.
34. Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса. Соч: В 8т. — М.: Просвещение , 2000.-Т. 1. – 412 с.
35. Маклаков А. Г. Общая психология. — СПб.: Питер, 2004. – 592 с.
36. Макшанцева Л. В. Диагностика и профилактика тревожности у дошкольников. Автореф. дисс. канд. психол. наук. — М., 2000.
37. Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети: Метод. пособие для воспитателей и классных руководителей. — М.: Просвещение , 2000. – 546 с.
38. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. — М.: Академия, 2005. – 456 с.
39. Немов Р.С. Психология. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – Кн.3: Психодиагностика. – С. 131-143.
40. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. — М.: ВЛАДОС, 2006.
41. Общая психология/ Под общ. ред. проф. А.В. Карпова. — М.: Гардарики, 2004. – 232 с.
42. Общая психология/Под. Ред. А.В.Петровского, М.Г. Ярошевского. — М.: ПЕР СЭ, 2005. – 251 с.
43. Панкова Л.М. У порога семейной жизни. — М.: Просвещение, 2004. – 252 с.
44. Педагогическая психология/Под ред. Н.В. Клюевой. — М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – 400 с.
45. Петровский А.В. Возрастная и педагогическая психология. — М.: Педагогика, 2005. – 216 с.
46. Платонов К.К. Обобщение характеристик как метод социально-психологического изучения личности. — М.: Просвещение. 2006. – 364 с.
47. Практическая психология образования. Под ред. И. В. Дубровиной. М.: Сфера, 2004. с. 188.
48. Прохорова О.Г. Мы и наши дети: Как построить отношения в семье. СПб.: Каро, 2007. – 160 с.
49. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы/Под ред. И.В. Дубровиной. — Екатеринбург: Деловая книга, 2004. – 176 с.
50. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми/Под ред. И.В.Дубровиной. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 160 с.
51. Психология человека от рождения до смерти/Под редакцией Реана А.А. — СПб.: ЕВРОЗНАК, 2006. – 651 с.
52. Развитие личности ребенка от трех до пяти лет. Составитель Ильина В.Н. Екатеринбург: У-Фактория, 2005. с.146.
53. Регуш Л.А. Проблемы психического развития и их предупреждение. СПб.: Речь, 2006. – 320 с.
54. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М.: Владос, 2006. – 536 с.
55. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер 2007. – 713 с.
56. Рыбалко Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология. СПб.: Питер, 2005. – 224 с.
57. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. — М.: Аспект Пресс, 2004. – 460 с.
58. Селиванов B.C. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания. Под ред. В.А. Сластенина. — М.: Академия, 2005. – 336с.
59. Семаго Н., Семаго М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. СПб.: Речь, 2006. – 384 с.
60. Сластенин В.А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов Е.Н. Педагогика. — М.ВЛАДОС, 2006. – 458 с.
61. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе. — М.: Школьная пресса, 2000. – 416 с.
62. Словарь практического психолога. Составитель Головин С.Ю. — Мн.: Харвест, 2004. – 800 с.
63. Спок Б. Проблемы поведения у маленьких детей. — М. Сфера, 2003. – 323 с.
64. Талызина Н. Ф. Педагогическая психология. — М.: Академия, 2004. – 288 с.
65. Успенский В.Б., Чернявская А.П. Введение в психолого-педагогическую деятельность. — М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 176 с.
66. Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого «Я». – М.: ООО «Попурри», 2005.
67. Фрейд З. Психология бессознательного. — М.: ООО «Попурри», 2002. – 296 с.
68. Фридман Л. М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя.- М.: Просвещение. 2004. – 456 с.
69. Харчев А. Г. Социология воспитания (О некоторых актуальных проблемах воспитания личности). — М.: Апрель, 2000. – 216 с.
70. Чернецкая Л.В. Психологические игры и тренинги в детском саду. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.
71. Шабес С. Г. Коррекция развития личности детей в условиях социальной депривации. Автореф. дисс. канд. психол. наук. — СПб., 1999.
72. Шадриков В. Д., Нижегородцева Н. В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для психолога. — М.: Педагогика, 2001. – 326 с.
73. Шапатина О. В. Согласование родительских позиций как условие развития личности ребенка в семье. Автореф. дисс. канд. психол. наук. — М., 2001.
74. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. — М.: Гардарики, 2007. – 349 с.
75. Широкова Е. Ф. Основы педагогической технологии. — Барнаул, 2004. – 258 с.
76. Шиянов Е.Н., Котова И. Б. Развитие личности в обучении. — М.: Академия, 2004. – 288 с.
77. Щуркова Н.Е. и др. Новые технологии воспитательного процесса. — М.: Сфера, 2004. – 354 с.
78. Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии. — М.: Педагогика, 2005. – 258 с.
79. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. — М.:Педагогическое общество России, 2004. – 224 с.
80. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детском возрасте. М.: Просвещение, 2000 – 456 с.