Содержание
ВВЕДЕНИЕ
I.ОБЩИЙ И СПЕЦИАЛЬНЫЙ РЕЖИМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ.
II.УПРОЩЕННАЯ СИСТКМА НАЛОГОБЛОЖЕНИЯ.
2.1Сущность и общие положения упрощенной системы налогообложения.
2.2Формы документов для принятия упрощенной системы налогообложения.
2.3Сравнительный анализ упрощенной системы налогообложения, действующий до 01.01.03 года и системы, вводимой с 01.01.03 года.
III.ЕДИНЫ НАЛОГ НА ВМЕНЙННЫЙ ДОХОД
3.1 Кто имеет право на уплату единого налога на вменённый доход.
3.2 Заполнение налоговой деклараций по единому налогу на вменённый доход.
IV АНАЛИЗ ОБЩЕГО И СПЕЦИАЛЬНЫХ РЕЖИМОВ НА ПРИМЕРЕ МАЛОГО БИЗНЕСА Г. БИЙСКА.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Выдержка из текста работы
Нынешняя налоговая система в России по сути заимствована из современного опыта развитых стран. Его особенность в том, что корпоративные налоги остаются основным источником доходов бюджета. Оценивая количество налоговых платежей, следует отметить, что их сейчас очень много. Причины такой множественности заключаются в различиях источников (зарплата, дивиденды по акциям, арендная плата, другие формы дохода на капитал) и объектов (доход, имущество, его передача, потребление, экспорт и импорт) налогообложения.
Множественность налогов позволяет в большей мере уловить платежеспособность налогоплательщиков, сделать общее налоговое бремя психологически менее заметным, отразить разнообразные формы доходов, малых предприятий, развитой инфраструктуре и государственной поддержке малое предпринимательство является важным фактором решения экономических, социальных задач, а также занятости населения.
Глава 26.2 Налогового Кодекса [1] установила порядок применения специального налогового режима в виде упрощённой системы налогообложения. Специальный налоговый режим в виде упрощенной системы налогообложения применяется организациями и индивидуальными предпринимателями наряду с общей системой налогообложения, предусмотренной налоговым законодательством РФ. Его могут использовать малый бизнес и индивидуальные предприниматели.
Малому бизнесу, в отличие от других коммерческих организаций, предлагается более широкий выбор систем бухгалтерского учета, отчетности и налогообложения. У индивидуальных предпринимателей возможностей чуть меньше.
Возможность малого бизнеса изменять системы налогообложения, работать с несколькими системами налогообложения одновременно усложняет задачу бухгалтера. Как перейти с одной системы налогообложения на другую, как перенести остатки по счетам, по какой системе вести учет, какую отчетность необходимо сдавать, какие льготы можно применять? Вот неполный перечень основных вопросов, которые задает себе бухгалтер, столкнувшийся со сменой налогового режима.
С практической точки зрения тема предпринимательской деятельности ставит задачу, прежде всего, оптимизации налогообложения. Для бухгалтера же эта задача значительно расширяется. необходимо учитывать не только нюансы применения той или иной системы налогообложения, возможность применения льгот, но и порядок ведения учета по выбранной системе налогообложения, состав отношений бухгалтерского, налогового и статистического учета. это взаимосвязь: налоговая система — порядок бухгалтерского учета — формы бухгалтерского учета — финансовая отчетность — налоговая отчетность — статистическая отчетность имеет решающее значение.
об актуальности темы дипломной работы.
Объектом исследования выступает малое предприятие ООО «Колесо». Основным видом деятельности ООО «Колесо» является оптовая торговля запчастями для грузовых автомобилей.
Предметом исследования является налоговый режим, применяемый ООО «Колесо».
Целью исследования является разработка рекомендаций по применению наиболее оптимального налогового режима для ООО «Колесо». В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд задач:
1. Рассмотрим возможные варианты организации налоговой системы для малого бизнеса, сравните общий налоговый режим и специальные налоговые режимы.
2. Дайте краткое технико-экономическое описание ООО «Колесо» и рассмотрите действующую систему налогообложения компании.
3. Сравните данные о результатах деятельности ООО «Колесо» по общему и упрощенному налоговому режиму.
Информационной базой исследования служит экономическая литература отечественных авторов, раскрывающая возможные варианты организации налоговой системы.
Глава 1. Краткое описание существующих режимов налогообложения предприятий малого бизнеса
1.1. Традиционная система налогообложения
Система государственных налогов объективно является механизмом экономического воздействия на общественное производство и определяется государственным устройством страны. Налог является обязательным, индивидуально бесплатным, относительно регулярным и законодательно установленным государством; он должен собираться в соответствии с едиными правилами и принципами. Иначе говоря, налоги должны быть объединены в единую целостную систему.
Налоговая система — это совокупность установленных налогов, принципов, форм и способов их установления, изменения или отмены, уплаты и применения мер, обеспечивающих их уплату, осуществление налогового контроля, а также повлекших за собой ответственность и меры ответственности за нарушение налоговое законодательство.
В большинстве современных государств, в том числе и в Российской Федерации, определяющими являются общегосударственные (федеральные) налоги. Региональные и местные налоги имеют вспомогательное значение.
Федеральные налоги и сборы — это налоги и сборы, установленные Налоговым кодексом и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации. К федеральным налогам и сборам относятся: налог на добавленную стоимость , акцизы , налог на доходы физических лиц, единый социальный налог , налог на прибыль организаций , налог на добычу полезных ископаемых , водный налог , сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов , ые различно.
Под общим режимом налогообложения понимаются федеральные, региональные, местные налоги и сборы, предусмотренные для налогоплательщиков Налоговым кодексом РФ [1].
Таким образом, данная система предусматривает уплату малыми предприятиями комплекса установленных видов деятельности или использование специального налогового режима в виде единого сельскохозяйственного налога.
Налог на добавленную стоимость (НДС) представляет собой федеральный косвенный налог. В настоящее время НДС взимается в соответствии с правилами, установленными гл. 21 НК РФ [1].
Налогоплательщиками НДС признаются организации; индивидуальные предприниматели; лица, признаваемые налогоплательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом РФ.
Организации и индивидуальные предприниматели, сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) которых без учета НДС не превысила за три предшествующих последовательных календарных месяца в совокупности 2 000 000 руб., имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС.
Объектом налогообложения признаются следующие операции:
— реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ;
передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на ценными бумагами.
Налоговый период установлен как:
— квартал — если в течение квартала ежемесячные суммы выручки от продажи товаров (работ, услуг) без учета НДС не превышают 1 000 000 рублей;
— календарный месяц — в остальных случаях.
Налогообложение производится по налоговой ставке 0% при реализации:
товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта при условии представления в налоговые органы соответствующих подтверждающих документов;:
— освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика,
— исключение из числа объектов налогообложения;
— применение пониженных (по сравнению с обычной ставкой 18%) ставок налога.
Сумма налога рассчитывается как процент от налоговой базы, соответствующей налоговой ставке. При применении разных ставок общая сумма налога рассчитывается как сумма, полученная путем сложения сумм перераспределения через бюджетную систему, в том числе для финансирования государственных социальных программ. Таким образом, помимо фискальной (наполнение бюджета) функции этот налог выполняет ещё и социальную функцию налогов.
Налог на прибыль является разноуровневым: суммы налога, взимаемого с применением налоговой ставки 24%, в определенных долях зачисляется в бюджеты всех трех уровней бюджетной системы РФ. В настоящее время распределение налога между бюджетами установлено следующим образом:
— в федеральный бюджет — 6,5%;
— в бюджеты субъектов РФ — 17,5%;
При этом законодательные (представительные) органы субъектов РФ вправе, полученная налогоплательщиком. Прибылью признается:
— для российских организаций — полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, учитываемых в целях налогообложения;
— для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства, — доходы, полученные через эти постоянные представительства, уменьшенные на величину учитываемых в целях налогообложения расходов, произведенных этими постоянными представительствами;
— для иных иностранных организаций — доходы, полученные от источников в РФ (определяются в соответствии со ст. 309 НК РФ).
При исчислении налоговой базы в составе доходов и расходов не учитываются:
— доходы и расходы, относящиеся к игорному бизнесу;
— доходы и расходы, связанные с деятельностью, попадающей под обложение единым налогом на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
— прибыль (убыток) от сельскохозяйственной деятельности;
— доходы и расходы, относящиеся к специальным налоговым режимам.
В Особый порядок определения налоговой базы установлен:
— для банков (статьи 290—292 НК РФ);
— для страховщиков (статьи 293 и 294 НК РФ);
— для негосударственных пенсионных фондов (статьи 295 и 296 НК РФ);
— для профессиональных участников рынка ценных бумаг (статьи 298 и 299 НК РФ);
— по операциям с ценными бумагами (статья 280 НК РФ с учетом положений статей 281 и 282 НК РФ);
— по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок (статьи 301 —305 НК РФ).
— так далее до окончания календарного года;
— для всех остальных налогоплательщиков отчетные периоды установлены как первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Глава 25 НК РФ не предусматривает льгот по налогу на прибыль организаций.
Для обеспечения единообразия поступлений от налога на прибыль организаций в бюджетную систему Российской Федерации в течение календарного года налогоплательщики обязаны уплачивать авансовые платежи. Законодательство предусматривает два способа исчисления суммы авансовых платежей:
— в зависимости от авансового платежа за предыдущий отчетный период (при этом способе отчетным периодом является квартал);
— исходя из фактической прибыли, полученной в отчетном периоде (при этом способе отчетным периодом является календарный месяц).
Порядок определения размера ежемесячной предоплаты в отчетном периоде представлен в таблице. 1.1.
Таблица 1.1
Порядок определения суммы ежемесячного авансового платежа
Квартал |
Порядок определения суммы авансового платежа |
|
Первый квартал текущего налогового периода |
||
Второй квартал текущего налогового периода |
||
Третий квартал текущего налогового периода |
||
При желании налогоплательщики вправе перейти на расчет ежемесячных платежей исходя из фактически полученной прибыли.
Условия исчисления налога на доходы физических лиц представлены в главе 23 НК РФ [1]. Налогоплательщиками данного налога являются физические лица —
Налоговая база определяется как прибыль налогоплательщика за вычетом соответствующих налоговых вычетов и скидок.
Доходы налогоплательщика уменьшаются на следующие налоговые вычеты:
1. стандартные;
2. социальные;
3. имущественные;
4. профессиональные.
Стандартные налоговые вычеты гарантируют определенный прожиточный минимум для всех граждан и их отдельных категорий. Они определяются в конкретных суммах:
— для обыкновенных граждан — 400 руб. в месяц (вычет действует до месяца, в котором доход, вычисленный нарастающим итогом, превысит сумму 20 000 руб.);
— для иждивенцев — 600 руб. в месяц (вычет действует до месяца, в котором доход, вычисленный нарастающим итогом, превысит сумму 40 000 руб.);
на услуги по лечению самих граждан и членов их семей.
, лица, получающие доходы от выполнения работ и оказания услуг по договорам гражданско-правового характера, и люди творческих профессий.
1. Работодатели (юридические и физические лица):
— организации;
— индивидуальные предприниматели;
— физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями.
2. Предприниматели, ведущие хозяйство без привлечения наемной рабочей силы:
— индивидуальные предприниматели;
— адвокаты.
Объектом налогообложения для организаций и индивидуальных предпринимателей, выступающих в качестве работодателей, являются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц по трудовым контрактам (договорам) и договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, а также по авторским договорам. Исключение составляет вознаграждение, выплачиваемое ими индивидуальным предпринимателям.
Предметом налогообложения для физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями, являются платежи и другие сборы, не входящие в состав расходов, уменьшающих налоговую базу, и перечисленных ниже.
В состав доходов работников не включаются:
1. государственные пособия, в том числе по временной нетрудоспособности, по уходу за больными детьми, по безработице, по беременности и родам;
2. все виды компенсационных выплат в пределах норм, установленных законодательством;
3. суммы единовременной материальной помощи в связи с чрезвычайными обстоятельствами и событиями, в том числе со смертью работника или членов его семьи и с террористическими актами;
суммы оплаты труда и другие суммы в иностранной валюте, выплачиваемые
Налогоплательщики-работодатели ежеквартально не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, обязаны представлять в региональные отделения Фонда социального страхования сведения о суммах:
— начисленного налога в Фонд социального страхования;
— использованных на выплату различных пособий;
— направленных ими в установленном порядке на санаторно-курортное обслуживание работников и их детей;
— расходов, подлежащих зачету;
— уплачиваемых в Фонд социального страхования.
Согласно ст. 374 НК РФ, налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе — налогоплательщики) признаются российские организации, а также иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) имеющие в собственности недвижимое имущество на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
¾ Объектом
¾ на счете 02 «Амортизация основных средств»);
¾ 04 «Нематериальные активы» (за минусом сумм амортизации на счете 05 «и откорме»;
¾ 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей»;
¾ 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей»;
¾ 20 «Основное производство»;
¾ 21 «Полуфабрикаты собственного производства»;
¾ 23 «Вспомогательные производства»;
¾ 29 «Обслуживающие производства и хозяйства»;
¾ 41 «Товары» (по покупной цене);
¾ 43 «Готовая продукция»;
¾ 44 «Расходы на продажу»;
¾ 45 «Товары отгруженные»;
¾ 46 «Выполненные этапы по незавершенным работам»;
¾ 97 «Расходы будущих периодов».
Налогооблагаемая база по налогу на имущество определяется ежеквартально нарастающим итогом, исходя из сумм остатков по указанным счетам и с учетом сумм (за первый квартал, за полугодие, за девять месяцев и за отчетный год);
И1 — сумма имущества на 1 января текущего года;
И4 — сумма имущества на 1 апреля текущего года;
И7 — сумма имущества на 1 июля текущего года;
И10 — сумма имущества на 1 октября текущего года;
И1* — сумма имущества на 1 января года, следующего за отчетным.
Предельный размер налоговой ставки установлен в 2%. Конкретные значения определяются законодательством субъектов РФ.
Сумма налога исчисляется поквартально нарастающим итогом. Она равными долями зачисляется в региональный и местный бюджеты.
1.2. Упрощённая система налогообложения
Статьей 18 Налогового кодекса Российской Федерации введено понятие «особый налоговый режим» — особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов за определенный период с общей системой налогообложения, предусмотренный законодательством Российской Федерации в вопросах налогов и сборов.
Переход на упрощенную систему налогообложения или возврат к общему налоговому режиму осуществляется организациями добровольно в порядке, установленном Налоговым кодексом.
Применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и единого социального налога уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период. Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, производят уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в деятельности) и стоимость подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ.
Для организаций индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, сохраняются действующие порядок ведения кассовых операций и порядок предоставления статистической отчетности.
При этом данная сумма подлежит ежегодной индексации на коэффициент-дефлятор, устанавливаемый ежегодно на каждый следующий календарный год и учитывающий изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в РФ, за предыдущий календарный год, а также на коэффициенты-дефляторы, которые применялись в предшествующие годы.
Он используется налогоплательщиком в 2-х случаях:
¾ для определения предельного размера доходов за 9 месяцев, при соблюдении которого организация вправе перейти на упрощенную систему налогообложения с начала следующего года;
¾ для определения предельного размера доходов за год, при превышении которого налогоплательщики должны вернуться на иной режим налогообложения.
Так, организации вправе будут перейти на УСН с 1 января 2008 г., если их доходы за 9 месяцев 2007 г. не превысят 18 615 000 руб. (15 000 000 руб. х 1,241).
Не вправе применять упрощенную систему налогообложения:
— полезных ископаемых;
организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся игорным бизнесом;, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, , в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства) заявления. При этом организации в заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения сообщают о размере доходов за 9 месяцев текущего года.
Выбор объекта налогообложения осуществляется налогоплательщиком до начала налогового периода, в котором впервые применена упрощенная система налогообложения. В случае изменения избранного объекта налогообложения после подачи заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения налогоплательщик должен уведомить об этом налоговый орган до 20 декабря года, предшествующего году, в котором впервые применена упрощенная система налогообложения.
Если по итогам налогового (отчетного) периода доход налогоплательщика превысит 20 млн. рублей или остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете, превысит 100 млн. рублей, такой налогоплательщик считается перешедшим на общий режим налогообложения сначала того квартала, в котором было налогоплательщиком в течение всего срока применения упрощенной системы налогообложения.
— Организации при определении объекта налогообложения учитывают следующие доходы: доходы от реализации товаров (работ, услуг) реализации имущества и арендованных),
— арендные платежи за арендуемое имущество,
— материальные расходы,
— расходы на оплату труда, выплату пособий по временной нетрудоспособности в соответствии с законодательством РФ,
— расходы на обязательное страхование работников и имущества, включая страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, производимые в соответствии с законодательством РФ,
— суммы налога на добавленную стоимость по приобретаемым товарам (работам и услугам),
— проценты, уплачиваемые за предоставление в пользование денежных средств (кредитов, займов),
— расходы на обеспечение пожарной безопасности налогоплательщика в соответствии с законодательством РФ,
суммы таможенных платежей, уплаченные при ввозе товаров на таможенную организации или индивидуального предпринимателя, уменьшенные на величину расходов, налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов.
Налогоплательщик, который применяет в качестве объекта налогообложения при исчислении налоговой базы, в том числе увеличить сумму убытков, которые могут быть перенесены на будущее.
Налоговым периодом признается календарный год.
Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
В случае, если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка устанавливается в размере 6 процентов.
В случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка устанавливается в размере 15 процентов.
Налог исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Сумма налога по итогам налогового периода определяется налогоплательщиком самостоятельно.
Налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму квартального авансового платежа по налогу, исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, рассчитанный нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания по налогу засчитываются в счет уплаты налога по итогам налогового периода.
Уплата налога и квартальных авансовых платежей по налогу производятся по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя).
Налог, подлежащий уплате по истечению налогового периода, уплачивается не позднее срока, установленного для подачи налоговые декларации. Квартальные авансовые налоговым периодом.
Налогоплательщики — индивидуальные предприниматели по истечении налогового периода представляют налоговые декларации в налоговые органы по месту своего жительства не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, а по итогам отчетного периода представляются не позднее 25 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода.
Форма налоговых деклараций и порядок их заполнения утверждаются Министерством финансов РФ. Налогоплательщики обязаны вести налоговый учет показателей своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы налога, на основании книги учета доходов и расходов.
Достоинства и недостатки упрощённой системы налогообложения приведены в табл. 1.2.
Таблица 1.2 [26]
Достоинства и недостатки упрощённой системы налогообложения
Достоинства |
Недостатки |
Применение упрощенной системы налогообложения имеет свои достоинства и отрицательные стороны. Несомненным преимуществом «упрощенку» является уплата одного налога, который называется единым, вместо уплаты нескольких налогов (налога на прибыль, НДС, налога на имущество, ЕСН) и, соответственно, заполнение одной налоговой декларации по единому налогу, вместо
Существенным минусом при применении упрощённой системы налогообложения является то, что «упрощенцы» не признаются налогоплательщиками НДС, то есть организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощённой системы налогообложения, рискуют тем, что с ними перестанут сотрудничать покупатели — плательщики НДС, так как они в данном случае не смогут применить вычет по НДС.
Еще один недостаток упрощённой системы налогообложения связан с тем, что доходы и расходы при применении упрощенной системы налогообложения признаются по кассовому методу. Это означает, что при расчете единого налога стоимость товаров (работ, услуг) может быть включена в расходы при выполнении двух условий: товары (работы, услуги) оприходованы и использованы в производственной деятельности или реализованы, товары (работы, услуги) оплачены. Таким образом, при применении упрощённой системы налогообложения необходимо следить не только за приходом и расходом товарно-материальных ценностей, но и за их оплатой.
1.3. Система налогообложения в виде единого налога на вменённый доход для отдельных видов деятельности
Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности устанавливается Налоговым кодексом (глава 26.3), вводится в действие законами субъектов Российской Федерации и применяется наряду с применяться по решению субъекта РФ в отношении следующих видов предпринимательской деятельности:
— Оказание организации торговли не более 150 квадратных метров, палатки, лотки и другие объекты организации торговли, в том замену уплаты налога на прибыль организаций (в отношении прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), налога на имущество организаций (в отношении имущества организаций, используемого для ведения предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), и единого социального налога (в отношении выплат, производимых физическим лицам в связи с ведением предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом);
— уплата индивидуальными предпринимателями единого налога предусматривает замену уплаты налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом, и выплат, производимых физическим лицам в связи с ведением предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом).
При осуществлении нескольких видов предпринимательской деятельности, подлежащих налогообложению единым налогом, учет показателей, необходимых для исчисления налога, ведется раздельно по каждому виду деятельности.
Налогоплательщики, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей налогообложению единым налогом, иные виды предпринимательской деятельности, обязаны вести раздельный учет имущества, доход налогоплательщика единого налога, рассчитываемый с учетом совокупности факторов, непосредственно влияющих на получение указанного дохода, и используемый для расчета величины единого налога по установленной ставке.
Базовая доходность – условная месячная доходность в стоимостном выражении на ту или иную единицу физического показателя, характеризующего определенный вид предпринимательской деятельности в различных сопоставимых условиях, которая используется для расчета величины вмененного дохода.
Налоговой базой для исчисления суммы единого налога признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности.
Для исчисления суммы единого налога в зависимости от вида предпринимательской деятельности используются следующие физические показатели, характеризующие определенный вид предпринимательской деятельности, и базовая доходность в месяц (табл. 1.3).
Таблица 1.3
Физические показатели, характеризующие определенный вид предпринимательской деятельности, и базовая доходность в месяц
Виды предпринимательской деятельности |
Физические показатели |
Базовая доходность |
1 |
2 |
3 |
Розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, и розничная торговля, осуществляемая через объекты нестационарной торговой сети |
Торговое место |
9000 |
Продолжение табл.1.3
1 |
2 |
3 |
Распространение и (или) размещение печатной и (или) полиграфической наружной рекламы |
Площадь информационного поля печатной и (или) полиграфической наружной рекламы (в квадратных метрах) |
3000 |
Распространение и (или) размещение посредством световых и электронных табло наружной рекламы |
Площадь информационного поля световых и электронных табло наружной рекламы (в квадратных метрах) |
4000 |
Базовая доходность корректируется (умножается) на коэффициенты К1, К2. Корректирующие коэффициенты базовой доходности – коэффициенты, показывающие Приказом Минэкономразвития России от 3 ноября 2006 года N 359 "Об установлении коэффициента-дефлятора К1 на 2007 год" значение коэффициента К1 на 2007 год установлено равным 1,096. [14]
При этом исходя из норм статьи 346.27 Кодекса коэффициент-дефлятор К1 устанавливается на каждый календарный год и должен учитывать изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации в предшествующем периоде.
Первоначально в соответствии с Письмом Минфина РФ от 2 марта 2007 г. N 03-11-02/62, при расчете суммы единого налога на вмененный доход, с 1 января 2007 года следовало использовать значение коэффициента К1, рассчитанное следующим образом:
К1расчетный = К12006 (1,132) х К12007 (1,096) = 1,241
Однако департамент налоговой и таможенно-тарифной политики на письмо от 20.04.2007 N 53/01 о порядке применения в 2007 году коэффициента-дефлятора К_1 при исчислении единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности сообщил, что, при расчете суммы единого налога на вмененный доход в 2007 году следует использовать значение коэффициента-дефлятора К_1, установленное приказом Минэкономразвития России от 3 ноября 2006 года N 359 "Об установлении коэффициента-дефлятора K_1 на 2007 год" в размере 1,096 [14]. Об этом было указано в письме Минфина России от 29.05.2007 N 03-11-02/151, направленном в адрес ФНС России. В названном письме Минфина России сообщается, что письмо Минфина России от 02.03.2007 N 03-11-02/62 не подлежит применению. [60]
К 2 – корректирующий коэффициент базовой доходности, учитывающий совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности, в том числе ассортимент товаров (работ, услуг), сезонность, время работы, величину доходов, особенности места ведения предпринимательской деятельности и иные особенности.
Корректирующий факторов, предусмотренных статьей 346.27 НК РФ.
При этом в целях учета фактического периода времени осуществления предпринимательской деятельности значение корректирующего коэффициента К2, учитывающего влияние указанных факторов на результат предпринимательской деятельности, определяется как отношение количества календарных дней ведения предпринимательской деятельности в течение календарного установлены в пределах от 0,005 до 1 включительно.
Изменение суммы единого налога, произошедшее вследствие изменения величин корректирующих коэффициентов, возможно только с начала следующего налогового периода.
В случае, если в течение налогового периода у налогоплательщика произошло изменение величины физического показателя, налогоплательщик при исчислении суммы единого налога учитывает указанное изменение с начала того месяца, в котором произошло изменение величины физического показателя.
Размер вмененного дохода за квартал, в течение которого осуществлена соответствующая государственная регистрация налогоплательщика, рассчитывается исходя из полных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем указанной государственной регистрации.
Налоговым периодом по единому налогу признается квартал.
Ставка представляются налогоплательщиками в налоговые органы не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода.
Суммы единого налога зачисляются на счета органов федерального казначейства для их последующего распределения в бюджеты всех уровней и бюджеты государственных внебюджетных фондов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Глава 2. Налогообложения малого предприятия ООО «Колесо»
2.1. Организационно–экономическая характеристика ООО «Колесо»
Общество с ограниченной ответственностью создано в соответствии с Гражданским кодексом РФ и ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».
Целью деятельности предприятия, является получение прибыли за счет собственной предпринимательской деятельности, а именно: оптовая торговля запасными частями для грузовых машин, а также предоставление коммерческих услуг юридическим и физическим лицам на внутреннем и внешнем рынках (стоимость и типы акций, размер уставного капитала, виды деятельности.
Организационная структура ООО «Колесо» относится к линейно-функциональной структуре управления и представлена на рис. 2.1.
Организационная структура предприятия не выражена столь четко, как в больших организациях, работающих на основе жестко регламентированной сверху матричной структуры управления, где каждый отдел и подразделение отвечают только за выполнение своих задач, разрабатываемых высшим руководством предприятия в тесной увязке со стратегией и «спускаемых» вниз в виде приказов и распоряжений.
Рис. 2.1 Схема организационной структуры предприятия «Колесо»
Такое несоответствие объясняется малым количеством людей, которые, кроме выполнения своих прямых обязанностей, направленных на взаимоотношение фирмы с внешней средой, вынуждены решать еще и побочные вопросы, постоянно возникающие в хозяйственной повседневной деятельности фирмы.
Стратегическая вершина представлена директором фирмы. Средняя линия формально присутствует и представлена главным бухгалтером, в распоряжении которого находится часть ядра в виде второго бухгалтера и кассира. Также на аботникам цели, направленные на реализацию стратегии. При этом он руководствуется данными, представленными менеджерами.
— предоставляет информацию продавцам о сроках завоза товара, если в данный момент товар отсутствует.
— формирование портфеля заказов в ходе работы с клиентами.
— работа с поставщиками.
— заключение договоров о поставке товаров на максимально выгодных условиях;
— контроль работы продавцов и технического персонала. По количественным заданий, сведения, содержащие различные качественные характеристики состава персонала, технологического оборудования, транспорта и др. на основе первичных документов.
2. Бухгалтерия:
— осуществляет организацию бухгалтерского учета деятельности предприятия и контроль за экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сохранности собственности предприятия
— обеспечивает рациональную организацию учета и отчетности на предприятии на основе максимальной централизации и механизации учетно-вычислительных работ, прогрессивных форм и методов бухгалтерского учета и контроля;
— организует учет поступающих денежных средств, товарно-материальных ценностей и основных средств, своевременное отражение на счетах
Экономические показатели хозяйственной деятельности предприятия ООО «Колесо» характеризуются в табл. 2.1.
По данным таблицы 2.1 план розничного товарооборота за отчетный год перевыполнен на 1% или на 142 тыс.руб.
При этом план по прибыли перевыполнен на 50% или на 782 тыс.руб., в том числе по балансовой прибыли — на 1029 тыс.руб. и по прибыли от реализации товаров — на 1018 тыс.руб.
По сравнению с прошлым годом выработка на одного работника возросла на 4% в связи с увеличением численности работников на 2 человека, и повышением расходов на оплату труда на 9%.
Таблица 2.1
Основные экономические показатели хозяйственной деятельности ООО «Колесо» за 2005-2006 г.г.
№ |
Показатели |
Ед. Изм |
Предшествующий год |
Отчетный год |
Отчетный год к предшествующему |
||||
План |
Факт |
% выполнения |
Отклонение от плана |
Отклонение +,- |
Темпы изменения, % |
||||
1 |
Товарооборот |
тыс. руб. |
113 |
||||||
2 |
Прибыль от реализации |
тыс руб. |
169 |
||||||
3 |
Валовой доход |
% |
127 |
||||||
тыс руб |
144 |
||||||||
4 |
Издержки обращения |
% |
105 |
||||||
тыс руб |
118 |
||||||||
5 |
Внереализационные доходы |
тыс руб. |
|||||||
6 |
Внереализационные расходы и потери |
тыс руб. |
|||||||
7 |
Балансовая (валовая) прибыль |
тыс руб. |
|||||||
8 |
Чистая прибыль |
тыс руб. |
|||||||
9 |
Численность работников |
чел. |
|||||||
10 |
Расходы на оплату труда |
тыс руб. |
|||||||
11 |
Выработка на одного работника |
руб. |
|||||||
12 |
Уровень рентабельности |
% |
Рис. 2.2. Выполнение плана по прибыли от реализации, балансовой прибыли и чистой прибыли
В 2006 году прирост товарооборота составил 113%, при этом валовой доход от абсолютных показателей деятельности предприятия, следует уделить особое внимание издержкам обращения и их удельному весу в структуре валовых доходов хозяйственной деятельности с объемом реализации услуг и определяется по прибыли от реализации услуг. На предприятии в 2006 году уровень рентабельности составил 12,7% к обороту при 8,6% к обороту в 2005 году. К повышению уровня рентабельности на 4,1% привело снижение уровня издержек на 1% к обороту.
За анализируемый период численность работников увеличилась на 2 человека. При этом наблюдается рост выработки на одного работника. В 2006 году он составил 709 руб., по сравнению с 2005 годом производительность труда увеличилась на 27 руб. или на 104%
В целом, оценивая основные экономические показатели хозяйственной деятельности ООО «Колесо» за 2005-2006 гг., можно сказать, что предприятие значительно улучшило свои экономические показатели в 2006 году по сравнению с 2005 годом. Удалось добиться увеличения объема реализации на фоне предприятия в наиболее эффективном использовании ресурсов для увеличения прибыли на одного работника.
2.2. Существующая система налогообложения
На сегодняшний день ООО «Колесо» применяет общий режим налогообложения. ООО «Колесо» является плательщиком налога на добавленную стоимость, налога на прибыль, единого социального налога и др.
Объектом налогообложения НДС для ООО «Колесо» является реализация товаров. исходя их доходов ООО «Колесо», связанных с расчётами по оплате товаров. Учитываются все доходы, полученные как в денежной, так и в натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.
Сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, определяется в виде реализации между суммой НДС по реализованным товарам и произведёнными из неё вычетами. Уплата налога производится ООО «Колесо» по итогам каждого календарного месяца исходя из фактической реализации за истекший период не позднее 20-го числа месяца, следующего за истёкшим.
Порядок исчисления и уплаты налога на прибыль определён Налоговым Кодексом РФ (часть вторая, гл. 25 «Налог на прибыль организаций»). Налогооблагаемая прибыль ООО «Колесо» определяется по данным налогового учёта.
Объектом налогообложения является прибыль, полученная ООО «Колесо». Прибылью ООО «Колесо» признаётся доход, уменьшенный на величину произведённых расходов (обоснованные и документальные подтверждённые затраты).
Все доходы,
Порядок исчисления и уплаты единого социального налога определён Налоговым кодексом РФ (часть вторая, гл. 24).
Объектом налогообложения являются выплаты в денежной или натуральной форме,» по каждому фонду отдельно в установленном размере от налоговой базы. Сумма единого социально налога, зачисляемая в фонд социального страхования, подлежит уменьшению на величину расходов, произведённых на цели государственного социального страхования. Сумма налога в федеральный бюджет уменьшается на сумму начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Уплата авансовых платежей по ЕСН производится ООО «Колесо» ежемесячно в срок, установленный для получения средств в банке на оплату труда, но не позднее 15-го числа следующего месяца.
Достоинства и недостатки общего режима налогообложения для ООО «Колесо» приведены в табл. 2.2
Таблица 2.2
Достоинства и недостатки общего режима налогообложения
Достоинства |
Недостатки |
— возможность применения общего режима налогообложения вне зависимости от показателей выручки, стоимости имущества и других показателей. |
|
— сокращенный объем бухгалтерской и статистической отчетности |
|
— в зависимости от объема учетной информации, возможность выбора форм ведения учета, в том числе упрощенных |
|
— возможность ведения учета в привычных для бухгалтера формах в течение всей деятельности предприятия. |
Общий режим налогообложения применяется чаще всего. Некоторые предприятия обоснованно считают, что с точки зрения оптимизации налогообложения этот режим для них наиболее приемлем. Для некоторых предприятий общий режим анализ налоговых режимов и выбрать для предприятия наиболее оптимальный.
Глава 3. Направления совершенствования системы
налогообложения на малом предприятии ООО «Колесо»
3.1. Рассмотрение возможности применения единого налога
на вменённый доход для отдельных видов деятельности
Полностью перейти на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности ООО «Колесо» не сможет, так как занимается оптовой торговлей. Исходя из норм законодательства, под действие единого налога на вменённый услуги по перевозке грузов. Количество используемых автомобилей в течение трех месяцев налогового периода не изменялось и составляет 10 автомобилей. Количество автомобилей за январь — месяц перехода на ЕНВД — в расчет приниматься не будет. Сумму вмененного дохода следует исчислять за февраль и март 2007 г., т.е. за полные месяцы налогового периода, начиная с месяца, следующего за месяцем государственной регистрации налогоплательщика.
Исходя из условий, сумма вмененного дохода за налоговый период составит:
ВД = БД * (N1 + N2 ) * К1 * К2 ,
где БД = 4 000 руб. в месяц на один автомобиль;
N1 — количество используемых автомобилей за февраль (10 штук);
N2 — количество используемых автомобилей за март (10 штук).
При расчете используются корректирующие коэффициенты в размере:
К1 = 1,096;
К2 = 0,5;
ВД = 4000 * (10 + 10) * 1,096 * 0,5 = 43 840 руб.
Сумма вмененного налога исчисляется по итогам каждого налогового периода как
Сумму вмененного налога можно уменьшить на сумму уплаченных за тот же налоговый период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование при, в сумме:
950 руб. —
Также Налоговым кодексом (п.2 ст.346.32) установлено, что сумма единого налога на вмененный доход может быть уменьшена не более, чем на 50%, на сумму выплаченных пособий по временной нетрудоспособности, осуществленных налогоплательщиком за счет собственных средств.
Так, в ООО «Колесо» предусмотрен график пятидневной рабочей недели. Работник предоставил бюллетень по болезни за восемь дней. Из них шесть дней приходится на рабочие дни и два дня на выходные. Оклад работника составляет 8800 руб. в месяц.
Исходя из этого, средний заработок работника составляет:
400 руб. в день (88000/22 раб. дня).
Работник имеет право на получение пособия по временной нетрудоспособности в размере 80% от среднего заработка.
Таким образом, пособие за один день составит:
320 руб. (400 х 80/100), что не превышает максимальной суммы пособия, установленной законодательством (531,8 руб. = 11 700/22 дня).
За время временной нетрудоспособности полная сумма пособия работнику составит:
1920 руб. (320 х 6 дней)
Общая сумма уменьшения единого налога составит:
1900+1920=3820 руб.
Но максимальная сумма уменьшения ЕНВД составит 3288 руб. (5676*0,5). Значит исчисленная сумма ЕНВД для ООО «Колесо» может быть уменьшена " (с изменениями от 19 декабря 2006 г.)
В Приложении 1 приведен фрагмент налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход ООО «Колесо» за налоговый период.
Налоговые декларации по итогам налогового периода ООО «Колесо» нужно будет предоставлять в налоговые органы не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода.
Однако, кроме уплаты единого налога на вменённый доход, ООО «Колесо» придётся работать ещё и по общему режим налогообложения, так как было уже сказано выше, основной вид деятельности предприятия – оптовая торговля – не попадает под обложение единым налогом на вменённый доход.
Такой способ
3.2. Рассмотрение возможности применения упрощенной системы налогообложения
Рассмотрим применение специальных налоговых режимов налогообложения в ООО «Колесо» на примере упрощённой системы налогообложения, предполагая, что на этот специальный налоговый режим малое предприятие ООО «Колесо» перешло с 1 января 2007 года.
Применение упрощенной системы налогообложения предусматривает для ООО «Колесо» замену уплаты совокупности установленных законодательством РФ федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организации за отчетный период.
Для ООО «Колесо», применяющему упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, сохранится только действующий порядок уплаты таможенных платежей, государственных пошлин, лицензионных сборов, единого социального налога (взноса).
Переходом
Для перехода на упрощённую систему налогообложения ООО «Колесо» должно подать в период с 1 октября по 30 ноября 2007 года, в налоговый орган по месту своего нахождения заявление. При этом в заявлении о переходе на упрощенную систему налогообложения ООО «Колесо» должно было сообщить о размере доходов за девять месяцев текущего года.
Объектом налогообложения в ООО «Колесо» были выбраны доходы, уменьшенные на величину расходов. В этом случае учитываются не только полученные доходы, но и фактически произведённые и оплаченные расходы. Затраты на ведение учёта при этой налогооблагаемой базе несколько выше, чем при объекте налогообложения – доходы. Но по сравнению с общим режимом и имущественных прав + Внереализационные доходы – Расходы предприятия) * 15% = Единый налог.
В соответствии со статьей 249 НК ООО «Колесо» определяет следующие доходы:
1. Доходы от реализации услуг;
2. Внереализационные доходы:
— в виде признанных должником или подлежащие уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также возмещения убытков и ущерба;
— от сдачи имущества в аренду;
— в виде процентов, полученных по договорам банковского счета;
— в виде дохода прошлых лет, выявленного в отчетном (налоговом) периоде;
— в виде сумм кредиторской задолженности, списанной в связи с истечением срока исковой давности и др.
1. При
2. Расходы учитываются для целей налогообложения только в момент их признания.
— Согласно данным положениям ООО «Колесо» при расчете единого налога должно
— расходы на рекламу (рекламные объявления в печати, сообщения по телевидению);
— расходы на коммунальные услуги;
— расходы на оплату труда, премий работникам организации;
— страховые взносы на обязательное пенсионное страхование;
— расходы на услуги по охране имущества;
— расходы на услуги почты и телеграфа;
— расходы на командировки
— транспортные расходы.
К расходам, не учитываемым при расчете налоговой базы по единому налогу, в ООО «Колесо» должны относиться:
— сверхнормативные суммы, уплаченные работникам, находящимся в служебной командировке (выплата суточных);
оплата за нотариальное оформление документов у нотариуса сверх тарифов 25-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. ООО «Колесо» должно ежеквартально (в течение 25 дней после окончания отчетного квартала) сдавать в налоговую инспекцию налоговую декларацию по единому налогу по месту своего нахождения.
Форма декларации и порядок ее заполнения утверждены Приказом Минфина РФ от 17 января 2006 г. N 7н "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и Порядка ее заполнения" (с изменениями от 19 декабря 2006 г.) [13]
Организация должна предоставлять также в Фонд социального страхования РФ расчетную ведомость по средствам Фонда социального страхования РФ, исчисленного в размере 0,20% от фонда заработной платы форма №4 – ФСС РФ. По результатам выполненной работы и предоставленным табелям рабочего времени
В налоговую инспекцию также должен быть предоставлен расчет по авансовым платежам по страховым взносом на обязательное пенсионное страхование для лиц, , применяющих упрощенную систему налогообложения в соответствии с гл. 26.2 Налогового кодекса РФ утверждена Приказом Минфина РФ от 30 декабря 2005 г. N 167н "Об утверждении формы Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, и Порядка ее заполнения" (с изм. и доп. от 27 ноября 2006 г.) [11]
В Книге учета доходов и расходов в хронологической последовательности на основе первичных документов позиционным способом должны отражаться хозяйственные операции, осуществленные в отчетном (налоговом) периоде, число содержащихся в ней страниц, заверяется подписью руководителя и печатью организации. Книга учета доходов и расходов не является регистром налогового учета, пока не будет подписана налоговым инспектором и не поставлена печать.
3.3. Сравнительные данные по результатам деятельности ООО «Колесо» по общему и упрощённому режиму налогообложения
С практической точки зрения тема предпринимательской деятельности ставит задачу, прежде всего, оптимизации налогообложения. И именно от системы налогообложения зависит вариант системы бухгалтерского учёта.
Сравним общий режим налогообложения, которую применяет ООО «Колесо» на малого предприятия ООО «Колесо» за I квартал 2007 г. по общему и упрощённому режимам налогообложения приведены в таблице 3.1.
Таблица 3.1
Сравнительные данные по результатам деятельности ООО «Колесо» за I квартал 2007г. по общему и упрощённому режимам налогообложения
№ п/п |
Показатели |
Общий режим налогообложения |
Упрощённый режим |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Выручка от реализации без НДС |
72 600 |
85 700 |
2 |
Себестоимость продукции: |
52 861 |
70 068 |
Из них: |
|||
Товары |
30 000 |
35 400 |
|
Материалы |
500 |
590 |
Продолжение табл.3.1
1 |
2 |
3 |
4 |
Заработная плата |
|||
ЕСН |
|||
ПФР |
|||
Основные средства |
|||
Амортизация основных средств |
|||
Нематериальные активы |
|||
Амортизация нематериальных активов |
|||
Проценты по кредиту |
|||
3 |
Прибыль до налогообложения |
||
4 |
Налоги в бюджет всего: |
||
Из них: |
|||
НДС |
|||
Налог на имущество |
|||
Налог на прибыль |
|||
ЕСН |
|||
ПФР |
|||
Единый налог |
|||
5 |
Уплата налогов в качестве налогового агента всего |
||
Из них: налог на доходы с физических лиц |
|||
6 |
Фактические расходы на ведение хозяйственной деятельности, включая налоги, всего: |
||
Из них: |
|||
Материалы |
30 500 |
35 990 |
|
Заработная плата |
15 000 |
15 000 |
|
Проценты по кредиту |
1 500 |
1 500 |
|
Основные средства |
11 016 |
13 000 |
|
Нематериальные активы |
2 100 |
2 478 |
|
Ценные бумаги |
5 000 |
5 000 |
|
Налоги |
14 616 |
4 445 |
|
7 |
Фактический доход/убыток |
— 7 132 |
8 287 |
Из вышеприведенных расчётных данных следует, что ООО «Колесо» выгоднее всего работать по упрощённому режиму налогообложения, выбрав объект
Для каждого налогоплательщика выбор системы налогообложения и учёта исключительно индивидуален. При этом следует исходить не только из оптимизации налогообложения и снижения затрат на ведение учёта, но и учитывать специфику ведения хозяйственной деятельности.
Заключение
Международная практика показывает, что развитие малого бизнеса является одним из самых эффективных методов стабилизации экономики.
Безусловно, российская экономика нуждается в развитии малого бизнеса. При этом важную роль играет возможность малых предприятий и индивидуальных прибыль организаций, налога на имущество организаций и единого социального налога уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период.
На упрощенную систему налогообложения имеют право перейти не все малые предприятия и индивидуальные предприниматели. Для того чтобы это стало возможным, необходимо соблюдать определенные критерии.
Выбор объекта налогообложения по единому налогу осуществляется самим налогоплательщиком. По единому налогу, исчисляемому при упрощенной системе налогообложения, возможны следующие объекты налогообложения: доходы либо доходы, уменьшенные на величину расходов.
Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности устанавливается Налоговым кодексом, вводится в действие законами субъектов Российской Федерации и применяется прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), налога на имущество организаций (в отношении имущества организаций, используемого для ведения предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), и единого социального налога (в отношении выплат, производимых физическим лицам в связи с ведением предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом).
Объектом налогообложения для применения единого налога признается вмененный доход налогоплательщика. Вмененный доход – потенциально возможный доход налогоплательщика единого налога, рассчитываемый с учетом совокупности факторов, непосредственно влияющих на получение указанного дохода, и используемый для расчета величины единого налога по установленной ставке.
Налоговой базой для исчисления суммы единого налога признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего автотранспортные услуги по перевозке грузов. Этот вид деятельности в соответствии и законодательством попадает под обложение вменённым налогом.
Тогда ООО «Колесо» придётся работать и по общему режиму налогообложения и по единому налогу на вмененный доход. Такой способ отчетности подразумевает различие в совокупности уплаты налогов, применения льгот по
Несмотря на все недостатки упрощенной системы налогообложения для ООО «Колесо» она привлекательна с точки зрения возможной минимизации налогообложения. Поэтому малому предприятию ООО «Колесо» предлагается перейти на упрощенную систему налогообложения.
Объектом налогообложения в ООО «Колесо» предлагается выбрать доход, уменьшенный на величину расходов. В этом случае учитываются не только полученные доходы, но и фактически произведённые и оплаченные расходы. Затраты на ведение учёта при этой налогооблагаемой базе несколько выше, чем при объекте налогообложения – доходы. Но по сравнению с общим режимом налогообложения несопоставимо меньше. Являясь налогоплательщиком единого налога по упрощенной системе налогообложения, организация ООО «Колесо» должно вести налоговый учет показателей своей режиму налогообложения, выбрав объект налогообложения — доходы, уменьшенные на величину расходов.
Для каждого налогоплательщика выбор системы налогообложения и учёта исключительно индивидуален. При этом следует исходить не только из оптимизации налогообложения и снижения затрат на ведение учёта, но и учитывать специфику ведения хозяйственной деятельности.
Список литературы
1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая. Принят 16 июля 1998 г. № 146-ФЗ (с изм. от. 30 декабря 2006 г.)
2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая. Принят 5 августа 2000 г (с изм. от 23 марта 2007 г.)
3. Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ (ГПК РФ) (с изм. и доп. от 5 декабря 2006 г.)
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (КоАП РФ) (с изм. от 9 апреля 2007 г.))
5. Федеральный закон от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (с изм. от 2 февраля 2006 г.)
6. Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. "О бухгалтерском учете" (с изм. от 3 ноября 2006 г.)
7. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (с изм. и доп. от 27 июля 2006 г.)
8. Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 101-ФЗ "О внесении изменений в главы 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"
9. Федеральный закон от 22 июля 2005 г. N 119-ФЗ "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" (с изм. от 27 июля 2006 г.)
10. Приказ МНС РФ от 19 сентября 2002 г. N ВГ-3-22/495 "Об утверждении форм документов для применения упрощенной системы налогообложения" (с изм. и доп. от 2 сентября 2005 г.)
11. Приказ Минфина РФ от 30 декабря 2005 г. N 167н "Об утверждении формы Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, и Порядка ее заполнения" (с изм. и доп. от 27 ноября 2006 г.)
12. Приказ Минфина РФ от 17 января 2006 г. N 7н "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и Порядка ее заполнения" (с изм. и доп. от 19 декабря 2006 г.)
13. Приказом Минфина РФ от 17 января 2006 г. N 8н "Об утверждении формы налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности и Порядка ее заполнения" (с изменениями от 19 декабря 2006 г.)
14. Приказ Министерства экономического развития и торговли РФ от 3 ноября 2006 г. N 359 "Об установлении коэффициента-дефлятора K_1 на 2007 год"
15. Приказ министерства экономического развития и торговли РФ от 3 ноября 2006 г. № 360 «Об установлении коэффициента-дефлятора в целях применения главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации «Упрощенная система налогообложения» на 2007 год»
16. Приказ Минфина РФ от 27 ноября 2006 г. N 152н "О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 167н "Об утверждении формы Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, и Порядка ее заполнения"
17. Письмо Федеральной налоговой службы от 17 мая 2005 г. N ММ-6-03/404 "Свод писем по применению действующего законодательства по НДС и акцизам за I квартал 2005 года"
18. Письмо Минфина России от 26 сентября 2005 г. N 03-11-02/44 «О применении специальных режимов налогообложения с 1 января 2006 г.»
19. Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 5 сентября 2006 г. N 03-11-04/2/184 «О порядке перехода на упрощенную систему налогообложения»
20. Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 20 октября 2006 г. N 03-11-04/2/215 «О порядке признания расходов при применении упрощенной системы налогообложения с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов»
21. Письмо Минфина РФ от 8 декабря 2006 г. N 03-11-02/272 «О порядке применения коэффициента-дефлятора в целях индексации величины предельного размера доходов, ограничивающей право перехода и (или) применения упрощенной системы налогообложения»
22. Письмо Минфина РФ от 2 марта 2007 г. N 03-11-02/62 О порядке применения в 2007 г. значения коэффициента-дефлятора К1 в целях применения главы 26.3 НК РФ
23. Атубо О.А. Упрощенная система налогообложения: изменения в законодательстве //Аудиторские ведомости. — 2006. — № 7.
24. Андреев И.М. Комментарий к приказу Минфина России от 17.01.2006 N 7н "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и Порядка ее заполнения" //Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров". – 2006. — N 6.
25. Андреев И.М. Некоторые особенности применения упрощенной системы налогообложения //Налоговый вестник. 2006, N 5
26. Андреев И.М. Применение упрощенной системы налогообложения //Аудиторские ведомости. 2006, № 5, 6
27. Андреев И.М. Упрощенная система налогообложения //Российский налоговый курьер. 2006, N 11
28. Баязитова А. Семинар по "упрощенке" //Главбух. 2006, N 4.
29. Бартенева Т. Минфин усложняет упрощенцам жизнь //Московский бухгалтер. 2006, N 6
30. Борисова Л.Е. Учет "входного" НДС по материалам и товарам при "упрощенке" //Консультант бухгалтера. 2006, N 4
31. Брызгалин А.В. и др. Налоги и налоговое право: Учебное пособие. — М.; Аналитика-Пресс, 2004
32. Влогина Л.А. Упрощенная система налогообложения //Консультант бухгалтера, 2006, N 4
33. Волгина Л.А. Упрощенная система налогообложения //Консультант бухгалтера. 2006, N 5
34. Волгина Л.А. Учет расходов при применении упрощенной системы налогообложения //Консультант бухгалтера. 2006, N 2
35. Горина Г.А. Упрощенная система налогообложения: методологический аспект //Новое в бухгалтерском учете и отчетности. 2006, N 5
36. Евсеев А. Индексируем "упрощенный" лимит //Расчет. 2006, N 6
37. Единый налог для упрощенной системы налогообложения (Бератор "Практическая энциклопедия бухгалтера. Налоговый учет и отчетность") (в редакции обновления за май 2006 г.) //СПС «Гарант
38. Ермилина М. УСН: некоторые аспекты исчисления НДС /Финансовая газета. Региональный выпуск. 2006, № 23
39. Захарова Н.А. Восстановление НДС при переходе на "упрощенку" //Главбух", Отраслевое приложение "Учет в торговле". 2006, N 2
40. Зубкова А. Выгодно ли быть "упрощенцем"? //Практическая бухгалтерия. 2006, N 3
41. Грудына Л.Ю., Климовский Р.В. Упрощенная система налогообложения: результаты применения и перспективы развития //Законодательство и экономика. 2006, N 3
42. Исчисление НДС при переходе на упрощенную систему налогообложения в 2006 году. ЗАО «Аудиторское партнерство» (г. Ярославль) / http://www.yarnalogi.ru/doc/dok3.php
43. Карасева Е.П. "Упрощенка" на основе патента: новые правила для предпринимателей //Нормативные акты для бухгалтера. — 2006. — N 8
44. Карпова Н.В. Заполняем Книгу учета доходов и расходов //"Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение. – 2007. — № 2.
45. Киселева В. "Упрощенный" учет по усложненной Книге //Московский бухгалтер. 2006, N 7
46. Комментарий к приказу Минэкономразвития России от 03.11.2006 N 360 "Об установлении коэффициента-дефлятора в целях применения главы 26.2 Налогового Кодекса Российской Федерации "Упрощенная система налогообложения" на 2007 год" //Малая бухгалтерия. – 2007. — № 1
47. Комментарий к приказу Минфина России от 27.11.2006 N 152н "О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 167н "Об утверждении формы книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, и порядка ее заполнения" //Малая бухгалтерия. – 2007. — N 2
48. Корнетова Е.В. Учет основных средств при "упрощенке": анализируем новшества //Главбух. – 2006. — N 11
49. Лермонтов Ю. Заполнение налоговой декларации при применении упрощенной системы налогообложения /Финансовая газета. 2007. — № N 11-13
50. Логинова О.Е. Комментарий к письму Минфина РФ от 3 марта 2006 г. N 03-11-04/2/54 "О смене объекта налогообложения налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения" //"Нормативные акты для бухгалтера". — 2006. — N 8
51. Новости //Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение. – 2007. — № 3.
52. Панкратова Н. Упрощенец создает обособленное подразделение //Московский бухгалтер. – 2006. — N 8
53. Петров В. "Упрощенка" — последняя схема? //Консультант. 2006. — N 9
54. Петрова Т.Т. Упрощенная система налогообложения //Консультант бухгалтера. – 2006. — N 3
55. Подпорин Ю.В. Учет доходов налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения //Налоговый вестник. – 2006. — N 5
56. Подпорин Ю.В. Учет расходов при применении упрощенной системы налогообложения //Налоговый вестник. – 2006. — N 4
57. Самохвалова Ю. Минфин об "упрощенке" //Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь". – 2006. — выпуск 12
58. Степанова А.С. Комментарий к приказу Минфина РФ от 30 декабря 2005 г. N 167н (в ред. приказа Минфина РФ от 27 ноября 2006 N 152н) "Об утверждении формы Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, и Порядка ее заполнения" //Нормативные акты для бухгалтера. – 2007. — N 2
59. Турбина И.И. Упрощенная система налогообложения //"Консультант бухгалтера. – 2007. — N 1
60. http://www.klerk.ru/doc/?78290 Разъяснения по вопросам применения коэффициента К1 в 2007 году
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Фрагмент налоговой декларации ООО «Колесо» по единому налогу на вмененный доход за 1 квартал 2007 года
I. Расчет единого налога на вмененный доход
Наименование показателей |
Код строки |
Коды видов предпринимательской деятельности |
|
07 |
|||
По данным налогоплательщика |
По данным налогового органа |
||
1 |
2 |
15 |
16 |
Базовая доходность на единицу физического показателя в месяц (руб.) |
|||
Величина физического показателя за |
|||
Январь месяц |
|||
Февраль месяц |
|||
Март месяц |
|||
Корректирующий коэффициент К1 |
|||
Корректирующий коэффициент К2 |
|||
Налоговая база всего (сумма значений кодов строк 110-130), в том числе за |
|||
Январь месяц |
|||
Февраль месяц |
|||
Март месяц |
|||
Сумма исчисленного единого налога на вмененный доход за налоговый период (код стр.100 *15/100) |
III. Расчет общей суммы единого налога на вмененный доход, подлежащей уплате за налоговый период (в руб.)
Наименование показателей |
Код строки |
Значение показателя |
|
По данным налогоплательщика |
По данным налогового органа |
||
Общая сумма исчисленного единого налога на вменённый доход (сумма значений кодов стр.140 всех заполненных разделов 2 декларации) |
|||
Сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование работников, уплаченных налогоплательщиком в течение налогового периода (в пределах исчисленных сумм) в соответствии с законодательством РФ при выплате вознаграждений работникам, занятым в сферах деятельности налогоплательщика, по которым уплачивается единый налог на вмененный доход, и (или) сумма страховых взносов в виде фиксированных платежей, уплаченных индивидуальным предпринимателем за свое страхование |
|||
Сумма выплаченных в течение налогового периода из средств налогоплательщика пособий по временной нетрудоспособности работникам, занятым в сферах деятельности, по которым уплачивается единый налог на вмененный доход |
|||
Общая сумма страховых взносов и пособий по временной нетрудоспособности (код стр.020+код стр.030), уменьшенная (но не более чем на 50%) сумму исчисленного налога на вмененный доход (код 010) |
|||
Сумма единого налога на вмененный доход, подлежащая уплате в бюджет за налоговый период (код стр.010-код стр.040) |
250 |
3288 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Журнал хозяйственных операций ООО «Колесо» за I квартал 2007 г.
№ п/п |
Дата и номер документа |
Содержание |
Сумма |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
|||
1.1 |
|||
1.2 |
|||
1.3 |
|||
2 |
|||
2.1 |
|||
3 |
|||
3.1 |
|||
4 |
|||
4.1 |
|||
4.2 |
|||
5 |
|||
5.1 |
|||
5.2 |
Оплачен счёт |
85 700,00 |
|
5.3 |
Списана себестоимость товаров |
30 000,00 |
|
6 |
15.02.07 Приказ ген. директора |
Начислена заработная плата и налоги |
15 000,00 |
6.1 |
Налог на доходы |
1 950,00 |
|
6.2 |
ЕСН, ПФР |
5 340,00 |
|
7 |
20.02.07 банковская выписка |
Получен кредит |
70 000,00 |
8 |
21.02.07 Счёт |
Оприходованы ценные бумаги |
5 000,00 |
8.1 |
банковская выписка |
Выплачено посреднику для ценных бумаг |
5 000,00 |
9 |
25.02.07 счет – фактура |
Приобретено основное средство |
11 016,00 |
9.1 |
НДС по операции |
1 984,00 |
|
9.2 |
Введено в эксплуатацию |
11 016,00 |
1 |
2 |
3 |
4 |
9.3 |
Оплачен счёт |
13 000,00 |
|
10 |
28.02.07 банковская выписка |
Выплачена заработная плата |
13 050,00 |
11 |
15.03.07 банковская выписка |
Уплачен налог на доходы |
1 950,00 |
11.1 |
Уплачены ЕСН, ПФР |
5 340,00 |
|
12 |
|||
12.1 |
|||
13 |
|||
14 |
|||
15 |
|||
15.1 |
|||
15.2 |
|||
15.3 |
Начислен налог на прибыль |
4708,00 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Фрагмент книги учета доходов и расходов ООО «Колесо» за 1 квартал 2007 г.
Раздел I. Доходы и расходы
№ |
Дата |
Содержание операции |
Доходы, учитываемые при расчёте единого налога |
Расходы, учитываемые при расчёте единого налога |
1 |
20.01 |
|||
2 |
30.01 |
|||
3 |
||||
4 |
5.02 |
|||
5 |
20.02 |
|||
6 |
21.02 |
|||
7 |
25.02 |
|||
8 |
28.02 |
Выплачена заработная плата. Налог на доходы с физических лиц. ПФР |
13 050,00 1 950,00 2 100,00 |
|
9 |
30.03 |
Выплачен процент по кредиту |
1 500,00 |
|
Итого за I квартал |
85 700,00 |
70 068,00 |
Раздел III Расчёт налоговой базы по единому налогу
Наименование показателя |
Код строки |
2007 год |
|||
I квартал |
II квартал |
III квартал |
Год |
||
Доходы |
|||||
Расходы |
|||||
Итого: Доходы, уменьшенные на величину расходов |
|||||
Превышение доходов над расходами |
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Фрагмент налоговой декларации ООО «Колесо» на 1 квартал 2007 г. по единому налогу, связанному с применением упрощенной системы налогообложения
Расчёт единого налога ООО «Колесо» за I квартал 2007 г.
Наименование показателей |
Код строки |
Объект налогообложения – доходы, уменьшенные на величину расходов |
|
По данным налогоплательщика |
По данным налогового органа |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
Сумма полученных доходов |
|||
Сумма расходов |
|||
Сумма разницы между сумой минимального налога и суммой исчисленного в общем порядке единого налога за предыдущий налоговый период |
|||
Итого получено: Доходов |
|||
Убытков |
|||
Сумма убытка или части убытка, полученного в предыдущем (предыдущих) налоговом (налоговых) периоде (периодах), уменьшающая налоговую базу |
|||
Налоговая база для исчисления единого налога |
|||
Ставка налога |
|||
Сумма исчисленного единого налога |
|||
Ставка минимального налога |
|||
Сумма исчисленного минимального налога за налоговый период |
|||
Сумма уплачиваемых за отчётный (налоговый) период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование |
1 |
2 |
3 |
4 |
Сумма уплачиваемых за отчётный (налоговый) период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уменьшающая сумму исчисленного налога (но не более чем на 50%) |
|||
Исчислено единого налога за предыдущий отчётный период |
|||
Сумма единого налога, подлежащая уплате за отчётный (налоговый) период |
|||
Сумма минимального налога, подлежащая уплате за налоговый период |