Содержание
Введение3
Глава I Особенности изучения информатики в младшей школе11
1.1.Изучение информатики в начальной школе: содержание и формы организации11
1.2 Развитие познавательных интересов младших школьников на уроках.26
Глава II Предмет информатика в контексте начального образования33
2.1 Психолого-педагогические основы организации учебной работы33
2.2 Компьютерные технологии в начальной школе36
2.3 Применение Информационно-коммуникационных технологий на уроках37
Глава III Новое в преподавании информатики в начальной школе48
3.1 Организация и методика исследования48
3.2 Результаты обучающего эксперимента49
Заключение51
Библиография56
Приложения59
Выдержка из текста работы
Глава II. Система деятельности учителя начальных классов по формированию и развитию познавательного интереса младших школьников на внеклассных занятиях по русскому языку
2.1 Способы развития познавательного интереса младших школьников на внеклассных занятиях по русскому языку
2.2 Занимательность внеклассных занятий по русскому языку в начальной школе как одно из условий развития интереса к родному языку
Выводы к II главе
Глава III. Опытно-экспериментальное исследование деятельности учителя по развитию познавательного интереса младших школьников на внеклассных занятиях по русскому языку
3.1 Опыт работы учителя начальных классов по организации внеклассных занятий по русскому языку
3.2 Результаты опытно-экспериментального исследования
Выводы к III главе
Заключение
Литература
Приложения
Введение
Первоклассники приходят в школу с большим желанием учиться. У них много вопросов, на которые они хотят получить ответы, однако строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его «тайны». В этом случае на помощь приходят внеклассные занятия, являющиеся закономерным продолжением урока, его дополнением. Необходимость внеклассной работы диктуется, однако, не только желанием детей узнать нечто новое о русском языке. Задачи внеклассной работы намного шире. Она должна способствовать развитию самостоятельности учащихся, творческой инициативы, более прочному и сознательному усвоению изученного материала, совершенствовать навыки лингвистического анализа, повышать уровень языкового развития школьников.
Проблема развития познавательного интереса младших школьников на внеклассных занятиях по русскому языку в настоящее время является актуальной. Поэтому в качестве темы дипломной работы мы определили тему «Внеклассные занятия по русскому языку как средство развития познавательного интереса младших школьников».
Предметом дипломной работы является формирование и развитие аналитических умений на внеклассных занятиях по русскому языку, а объектом работы — внеклассные занятия по русскому языку. Целью нашего исследования является изучение условий и факторов, способствующих развитию познавательного интереса младших школьников на внеклассных занятиях.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
1. изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования;
2.рассмотреть и описать виды внеклассных занятий;
3.описать способы формирования и развития познавательного интереса у учащихся начальных классов на внеклассных занятиях по русскому языку;
4.изучить и обобщить педагогический опыт по формированию и развитию аналитических умений на внеклассных занятиях по русскому языку;
5.произвести опытно-экспериментальное исследование, направленное на выявление уровня сформированности познавательного интереса младших школьников на внеклассных занятиях по русскому языку.
Гипотезой нашего исследования является предположение: внеклассные занятия по русскому языку являются эффективным средством развития познавательного интереса младших школьников.
Для эффективного разрешения поставленных задач дипломной работы нами была использована следующая совокупность методов научного исследования: теоретический анализ психолого-педагогических идей, изучение и обобщение педагогического опыта, наблюдение, тестирование, методы обработки полученных данных. Базой нашего исследования являются учащиеся 2 «А» класса МОУ СОШ № 11, г. Каменска-Шахтинского.
Глава I. Задачи и содержание внеклассной работы по русскому языку
1.1 Основные принципы внеклассной работы
Внеклассная работа по русскому языку строится на основе общедидактических принципов: научности, доступности, систематичности, индивидуального подхода. Эти принципы реализуются при отборе материала и проведении самих мероприятий: принцип добровольности и принцип равного права как сильных, так и слабых школьников на участие в любом внеклассном мероприятий.
Основным при организации внеклассных мероприятий следует считать принцип добровольности. В отличие от классных занятий, которые носят обязательный характер, в различных внеклассных мероприятиях учащиеся принимают участие не ради отметок, а из желания познать непознанное. Дети по своему усмотрению выбирают тот или иной вид внеклассной работы.
Принцип равного права. Этот принцип позволяет как сильным, так и слабым школьникам принимать участие в любом внеклассном мероприятии по русскому языку. Практика показывает, что старая прочная система метода — изгонять из кружков неуспевающих или слабо успевающих не оправдывает себя. Внеклассные занятия могут посещать и слабоуспевающие ученики, в этом случае учитель должен менять дифференцированный подход к таким детям. Из этого принципа вытекает следующий принцип — индивидуального подхода учащихся.
Принцип индивидуального подхода к младшим школьникам имеет большую значимость при проведении внеклассных занятий, так как условия для развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей учащихся, да и сама внеурочная работа, призваны учитывать личные запросы школьника и стремиться к их удовлетворению, требуют внимания к дифференциации и индивидуальности обучения.[6 с.-52]
Индивидуальный подход к ученику позволяет определить, какие условия можно использовать в каждом конкретном случае. Необходимо стремиться к тому, что бы задания давались с учётом подготовленности общего развития. Если это не будет соблюдено, то приведёт к потере интереса. «Легкое обучение быстро притупляет интерес и не содействует развитию познавательных способностей учащихся. При непосильных же трудностях учение детей задерживается или даже приостанавливается, интерес падает»[3 с.-18].
Принцип индивидуального подхода позволяет:
1.Выявить одарённых в лингвистическом отношении детей;
2.установить причины отставания слабоуспевающих детей.
Принцип индивидуального подхода к каждому учащемуся способствует тому, что внеклассная работа становится своеобразной формой воспитывающего обучения.
Учитель узнаёт:
1)чем интересуется школьник;
2)каковы его индивидуальные склонности, стремления и вкусы.
Именно благодаря индивидуальному подходу к каждому учащемуся, внеклассные занятия могут превращаться в могучее средство развития умственных способностей, развития познавательных процессов, аналитических умений и способностей у детей.
Принцип систематичности.
Отобранный для работы материал должен представлять собой определённую систему знаний о языке. Но система должна быть разумной, гибкой, вытекающей из содержания предмета. Нельзя ради системы жертвовать глубиной знаний, нельзя давать обрывочный языковой материал, так как он не приносит пользы. Именно поэтому желательно вести тематические кружки, а не кружки русского языка вообще.
Принцип развивающего обучения.
Во внеклассной работе учащиеся самостоятельно или под руководством учителя приобретают знания и передают их остальным членам кружка. Руководителю лингвистического кружка необходимо научить всех участников внеклассных занятий по русскому языку умению самостоятельно подобрать материал, составить по нему доклад или провести беседу, привить навык публичных выступлений, познакомить и научить пользоваться разнообразными словарями-справочниками.
Развитию активности и самостоятельности, учащихся особенно способствуют кружки юных лингвистов. Как говорил Л.Н.Толстой: «Если ученик в школе не научился ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые могли бы, научившись копировать, умели бы осуществлять приложение этих сведений [8 с-20].
Активность учащихся во внеклассной работе находится в прямой зависимости от того, что интересно или не интересно школьнику на занятиях. Обычно интерес бывает на таких занятиях, которые проводятся учителем живо и эмоционально, с использованием занимательных и игровых материалов. Из этого вытекает следующий принцип-занимательности.
Принцип занимательности важнейший принцип во внеклассной работе по русскому языку. Но занимательность-не развлекательность, и сводить всю внеклассную работу только к играм и занимательным заданиям нельзя. На протяжении всего занятия должна, поддерживаться атмосфера доброжелательности и позитивного настроя как между учителем и учащимися, так и между самими учащимися. Учитель должен провести тонкую грань между развлекательностью и занимательностью.
В отличие от классных занятиях, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят. Учащиеся готовят устные сообщения, проводят беседы, выступают с докладами. Всё это имеет большое значение для активного участия в общественной жизни. Внеклассные занятия располагают большими, чем уроки, возможностями развивать устную речь. Развитие устной речи учащихся на внеклассных занятиях по русскому языку-это, во-первых, повышение культуры устных ответов (точность, связность, логическая выразительность), а во-вторых, реализация принципа укрепления связи с жизнью. Каждое детское выступление следует поощрять, с тем, что бы младший школьник как можно больше говорил и совершенствовал свою речь.
В этом параграфе мы раскрыли наиболее важные приёмы, которые должны быть использованы на внеклассных занятиях по русскому языку для наиболее эффективного восприятия и понимания изучаемого материала младшими школьниками.
1.2 Виды внеклассной работы по русскому языку
Виды внеклассной работы по русскому необычно многообразны. Одни виды внеклассной работы постоянно действующие, то есть работают в течение всего года, другие эпизодические. Они не исключают друг друга, наоборот, широкое развёртывание различных видов внеклассных мероприятий предполагает их гармоничное сочетание.
Интересными являются и такие виды мероприятий на внеклассных занятиях по русскому языку:
1)экскурсии в библиотеку, дома-музеи, типографии;
2)различные конференции по языку с докладами и конкурсами;
3)стенные газеты;
4)журналы;
5)предметные вечера, недели;
6)викторины;
7)диспуты;
8)конкурсы;
9)смотры;
10)олимпиады;
11)турниры
12)фестивали;
13)выставки;
14)выпуск стенных газет;
15)соревнования;
16)слёты;
Теперь рассмотрим некоторые из них подробней.
Кружок-это основной и наиболее распространённый вид групповой внеклассной работы. Организуется кружок из учащихся одного или параллельных классов; постоянный состав обычно не превышает двадцати человек. Кружки имеют разное название, но сводятся к одной цели: повысить общую языковую культуру учащихся, привить любовь к русскому языку, вызвать интерес к его учению. Для того чтобы сохранить в кружке всех добровольно вступивших и вызвать интерес детей к внеклассной работе, необходимо к каждому школьнику подойти индивидуально.
Наряду с кружками к постоянно действующим видам внеклассной работы относится общество любителей русского языка. Это также вид групповой внеклассной работы, но от кружка он отличается тем, что имеет более сложное организационное построение и разнородный состав учащихся, так как членами общества или клуба могут быть ученики разных классов. Общество имеет устав, вырабатываемый самими учащимися, коллективный руководящий орган-правление. Общество имеет секции с узкими интересами по изучению русского языка.
Большой популярностью в школах пользуются предметные олимпиады и конкурсы. Они проводятся в два тура:
1. Заочный-через стенную печать, через письменные работы, направляемые в комиссию;
2. Очный — задания выполняются под контролем жюри.
Готовя ответы на вопросы, или выполняя практические задания, участники олимпиады могут пользоваться литературой, для них организуются консультации. Всё это проводится во время заочных олимпиад. На очной ученики показывают имеющиеся у них знания и умения уже без использования дополнительных источников получаемой информации.
Олимпиада — это своеобразное соревнование в знаниях, итог предварительной работы учащихся, как на уроке, так и вне его. Олимпиады могут быть: классными, школьными, районными, областными, федеральными. Проводит олимпиады и оценивает устные и письменные ответы учащихся жюри. Члены жюри устанавливают количество туров с учётом масштабов олимпиады. Программа олимпиад включает написание сочинения, составление кроссвордов по русскому языку и другое.
Проведение олимпиад по русскому языку имеет следующие цели: повышение престижа лингвистических знаний; оценка уровня сформированности языковых компетенций учащихся, повышение мотивации школьников в изучении предмета; выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности, создание необходимых условий для поддержки одаренных детей, пропаганда научных знаний.
Можно оформить стенд с задания для олимпиады, с информацией о её ходе, о победителях промежуточных этапов. Такие стенды оформляются в предметных кабинетах.
Воспитательное значение подобного подхода к организации олимпиад трудно переоценить. Ведь в этом случае все учащиеся получают одинаковую возможность дома или в школе после уроков хорошо трудиться над решением для задач, используя для этой цели словари, учебники и другие справочные пособия.
Подобно олимпиадам, массовый характер носят также различные конкурсы. Это могут быть конкурсы на самую лучшую стенгазету, рукописный журнал, лучшее чтение стихов о русском языке, лучшую тетрадь по русскому языку. Важным моментом в воспитании учащихся является подготовительная работа к конкурсу.
В связи с тенденцией привлекать к участию во внеклассной работе как можно больше учащихся широкое распространение получили такие виды внеклассной работы, как День или Неделя Русского языка проводятся как заранее подготовленный праздник, пробуждающий интерес к русскому и оказывающее массовое воздействие на учащихся. Содержание этого вида внеклассной работы весьма разнообразно: различные беседы и доклады, конкурсы и олимпиады, вечера и утренники. Организация таких массовых мероприятий дело очень трудоёмкое.
Цель этих недель активизировать школьников в дальнейших занятиях по предмету (русский язык).
Весьма распространенной формой внеклассной работы являются предметные вечера. Тематика вечеров очень разнообразна и зависит от интересов младших школьников, изучаемых с помощью беседы, анкетных опросов и другими способами. Вечера посвящаются выдающимся писателям, деятелям литературы или русского языка. Ученики готовят к вечерам небольшие выступления, цель которых не только сообщить интересные данные, но и вовлечь в активную беседу собравшихся. Учащимся нравятся яркие, увлекательные рассказы. Позитивное впечатление и общую заинтересованность получают, если исполнитель демонстрирует наглядные пособия.
В этой главе мы хотели показать насколько разнообразна, может быть внеклассная работа по русскому языку. Вся работа может быть только тогда успешной, когда учитель сам заинтересован в проведении такого рода мероприятий. Интерес к внеклассной работе не возникает стихийно; он развивается при определённых условиях, которые создаются учителем, то есть руководителем.
Любая форма внеклассной работы должна быть наполнена полезным содержанием.
Характерной особенностью внеклассной работы является то, что в ней наиболее полно реализуется принцип взаимного обучения, когда старшие, более опытные учащиеся, передают свой опыт младшим. В этом состоит один из эффективных способов реализации воспитательных функций коллектива.
Выводы к I главе
Таким образом, можно сделать вывод, что наилучшей реализации общедидактических принципов помогают как содержание внеклассных занятий, так и выбранная для их проведения форма организации деятельности учеников. При этом чрезвычайно важно знать и учитывать особенности проявления интересов у школьников определенного возраста. (17, 4)
Некоторые авторы утверждают, что развитие у школьников интереса к родному языку и воспитание потребности изучать его, является одной из главных задач внеклассной работы. Педагогами и психологами доказано, что познавательный интерес является основным внутренним мотивом обучения, поэтому развитие познавательного интереса к русскому языку оказывается столь важным для учащихся. Этот интерес развивается, прежде всего, на уроках, но, несомненно, и то, что внеклассная работа предоставляет учителю огромные возможности для того, чтобы заинтересовать учеников своим предметом, сделать его любимым.
Глава II. Система деятельности учителя начальных классов по формированию и развитию познавательного интереса младших школьников на внеклассных занятиях по русскому языку
2.1 Способы развития познавательного интереса младших школьников на внеклассных занятиях по русскому языку
Познавательный интерес-форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке в ознакомлении с новыми фактами, более полному и глубокому отображению действительности. Его область — познавательная деятельность, в процессе, которой происходит овладение содержанием учебных предметов и необходимыми способами или умениями и навыками, при помощи которых ученик получает образование.
Познавательный интерес — один из самых значимых мотивов на внеклассных занятиях по русскому языку, при формировании которого мы создаём прочную и надёжную основу личности школьника. У учащихся одного и того же класса познавательный интерес может иметь разный уровень своего развития и различный характер проявлений, обусловленных различным опытом, особыми путями индивидуального развития.
Выделяют три уровня развития познавательного интереса.
Уровень фактов и репродуктивной деятельности (элементарный уровень). На этом уровне интерес «находится на поверхности» отдельных фактов.
Уровень выделения существенных связей и стремления к поисковой деятельности. Этот уровень требует поиска, догадки, активного оперирования имеющимися знаниями, приобретёнными способами получения образования. На этой стадии учащиеся ещё не имеют достаточного теоретического багажа, чтобы проникнуть в суть вещей, но уже оторвались от элементарных конкретных действий становятся способными к самостоятельному дедуктивному подходу в учении.
Уровень выявления существенных закономерностей и глубоких причинно-следственных связей. Этот уровень связан с элементами исследовательской творческой деятельности, приобретением новых и совершенствованием прежних способов учения.
Названные уровни сопровождаются параметрами устойчивости, локализованности и осознанности, что следует иметь в виду при анализе роли познавательного интереса в структуре личности ученика.
Устойчивость познавательного интереса различна. Интерес на внеклассных занятиях по русскому языку может быть ситуативным. Он исчезает вместе с породившей его ситуацией (эффективный опыт, впечатляющий рассказ, интересный фильм).
Познавательный интерес может быть относительно устойчив, и связан с определённым кругом предметов, заданий. Наконец, интерес к познанию может быть достаточно устойчив. В этом случае внутренняя мотивация на внеклассных занятиях преобладает, и ученик посещает такие занятия с охотой даже вопреки неблагоприятным внешним стимулам.
Локализация познавательного интереса может быть также различной. Значительная часть учащихся имеет его аморфную локализацию. Такие ученики рассеянны на внеклассных занятиях и на уроках тем более, часто отвлекаются. Интерес к внеклассным занятиям у них требует побуждений извне.
Другая часть учащихся имеет широкую локализацию интересов. Для них характерны внутренние побуждения, интерес ко многим областям знаний. Они извлекают знания из различных источников, в том числе за пределами уроками.
Наконец, оставшуюся группу школьников составляют учащиеся с чётко локализованными познавательными интересами.
Не менее важным параметром интересов к познанию является осознанность. Осознание мотивов всегда связано с более сильным влиянием на его деятельность.
Познавательный интерес необходимо признать одним из значимых факторов внеурочной школьной деятельности, влияние которого неоспоримо как создание благоприятной атмосферы обучения, так и на интенсивность протекания познавательной деятельности учащихся. Под его влиянием активнее протекает восприятие, острее становится наблюдение, активизируется логическая память, интенсивнее работает воображение. Именно интерес движет поиском, догадкой. Под влиянием познавательного интереса деятельность учащихся становится более продуктивной. Успешная познавательная деятельность укрепляет познавательный интерес.
Познавательный интерес может проявляться по-разному:
1.В форме интеллектуальной активности, когда учащиеся:
задают вопросы учителю; так как вопросы учеников имеют различный уровень познавательной ценности, следует иметь в виду те из них, которые носят подлинно познавательный смысл, то есть обнаруживают желание ученика либо уточнить что-то, либо открыть перспективу дальнейшего познания;
стремятся участвовать в деятельности, обсуждении заявленных на уроке вопросов, хотят высказать свою точку зрения, внести дополнения;
свободно оперируют приобретёнными научными знаниями;
стремятся поделиться с другими (одноклассниками, родителями, учителем) новой информации добытой за пределами урока, то есть на внеклассных занятиях по русскому языку , и выходящими за пределы программы.
2.В форме эмоциональных проявлений: в мимике, жестах, возгласах, обмене впечатлениями с соседом, обостренности внимания в определенной позе, полнейшей тишине и боязни нарушить ее. Эмоциональные проявления связаны с процессом озарения, внезапно возникшей радостной перспективой найденного решения и уверенностью в своих силах; с найденным рациональным способом решения задачи, успехом деятельности; с определенным отношением к герою литературного произведения.
3. В форме волевых проявлений: в сосредоточенности внимания и слабой отвлекаемости. Показательны в этом отношении реакции учащихся на звонок с урока. Для одних звонок является нейтральным раздражителем, и они продолжают работу, стараясь довести её до логического конца; другие моментально демобилизуются, перестают слушать, закрывают книги и тетради, оставляя незаконченным начатое задание, и первыми выбегают на перемену. Также хорошим показателем познавательного интереса является поведение ученика при затруднениях.
4. В форме свободного выбора деятельности. В свободном выборе, оказывая предпочтения определённой области деятельности, знаний, ученик раскрывает и свои интересы, и свои потенциальные возможности, и все накопленные им в учении способы познавательной и практической деятельности.
Как повысить и укрепить познавательный интерес на внеклассных занятиях по русскому языку?
Во-первых, необходима максимальная опора на активную мыслительную деятельность учащихся. Развитию познавательного интереса способствуют ситуации решения познавательных задач, активного поиска, догадок, размышления, мыслительного напряжения; ситуации противоречивости суждений, столкновений различных позиций в которых необходимо разобраться самому, принять решение, встать на определённую точку зрения.
Во-вторых, внеклассную деятельность необходимо вести на оптимальном уровне развития учащихся. Познавательный интерес ученика не будет повышаться и крепнуть, если операционная сторона внеклассной работы останется постоянной. В ней необходимо поступательное движение. Только тогда ученик, оценивая свои возросшие возможности и силы, осознаёт, что теперь он по-другому, по-новому, лучше, легче, быстрее, успешнее действует во внеклассной работе.
В-третьих, не обойтись без положительного эмоционального тонуса внеклассной деятельности. Благополучная эмоциональная атмосфера обучения связана с двумя главными источниками развития ученика: деятельностью и общением. Не каждый учитель задумывается над всеми нюансами создания благополучной обстановки. Так, один учитель пресекает подсказки, заглядывание в тетрадь соседа, другой содействует тому, что чтобы при затруднении ученик обращался к товарищу. Один, используя эмоциональную силу отметки, подчёркивает слабости ученика, укоряет его за то, что он плохо учил, другой, ставя ту же отметку, пытается показать ученику его еле видимые сдвиги, рисует перед ним лучшую перспективу, к достижению которой он может стремиться. Стремление ученика подняться над тем, что уже достигнуто, утверждает чувство собственного достоинства, приносит ему глубочайшее удовлетворение, хорошее настроение, благодаря которому работается быстрее и продуктивнее.
Формирование познавательного интереса у младших школьников-одна из определяющих линий деятельности учителя, а сформированность активности и самостоятельности учащихся — важнейший показатель плодотворности внеклассных занятий по русскому языку.
Познавательная активность школьника, если она достаточно устойчива, характеризуется:
-поисковой направленностью во внеклассной деятельности;
-познавательным интересом, стремлением удовлетворить его при помощи различных источников, как в учении, так и во внеучебной деятельности;
-эмоциональным подъёмом, благополучием протекания деятельности. Рассматривая вопрос об укреплении познавательного интереса во внеурочной деятельности, необходимо обратить внимание на то, каким колебаниям подвергается познавательный интерес учащихся на внеклассных занятиях, а именно по русскому языку. Его динамика в течение одного занятия различна. Приведём три наиболее типичных проявления динамики познавательного интереса.
Самой благополучной тенденцией движения познавательного интереса является его постепенное возрастание от начало внеклассного занятия до окончания. В течение первых пяти минут, на организационном этапе внеклассного занятия, познавательный интерес ещё мало заметен. В ходе осознания поставленной задачи, толчком к реализации которой является впечатляющая информация, исходящая от учителя, интерес начинает проявляться; поддерживается он на протяжении всего занятия многообразием самостоятельных работ, проблемной ситуацией, фронтальным поиском решения поставленной проблемы, богатой информацией, полученной как от учителя, так и от учащихся. Уходя с таких внеклассных занятиях, школьники находятся под их впечатлением и на перемене.
Самым неблагополучным типом динамики интереса на внеклассном занятии является его «ниспадающий» характер. Высокое напряжение внимание в начале занятия связанно с ориентировкой учащихся в предлагаемых заданиях. Чаще это не подлинный интерес к познанию, а интерес-ожидание (вызовут-не вызовут). Таким он держится во время опроса, когда вероятность вызова к ответу есть у каждого и когда можно дополнить ответ товарища. Затем, когда мотив ожидания проходит, интерес к внеклассному занятию неуклонно падает. Это связанно со слабой подачей содержательной информацией и отсутствием необходимой стимуляции активности самих учащихся. Конец подобных внеклассных занятий обычно сопряжён со множеством отвлечений учащихся, а звонок воспринимается с радостью, как избавление от неприятной обязанности. Такие внеклассные занятия наносят значительный урон процессу формирования познавательного интереса учащихся.
Третий тип движения познавательного интереса — его ступенчатая динамика, при которой отчётливо видны кульминации точки спада. Интерес здесь непостоянен, поэтому не выступает в качестве общего мотива деятельности, он скорее связан с совершаемым действием, определённым актом деятельности. Так, ученик бывает увлечён эффектным опытом, понравившейся ему задачей, но в другой предложенной задачи он не видит смысла, поэтому решает её по принуждению. Успех формирования познавательного интереса на таких внеклассных занятиях решают последние 10-15 минут. Если в течение этого времени линия развития внеурочной деятельности будет неуклонно идти вниз, эффект и последствия этих минут будут незначительными. И наоборот, если эта линия будет возрастать, то интерес станет постепенно увеличиваться, результат будет иным. Данный тип динамики свидетельствует о недостаточной устойчивости познавательного интереса, неустойчивости внутренней мотивации.
Таким образом, внеклассная деятельность, наполненная определённым содержанием учебных предметов, организующая деятельность учащихся, обладает значительными объективными возможностями стимулирования познавательного интереса.
2.2 Занимательность внеклассных занятий по русскому языку в начальной школе как одно из условий развития интереса к родному языку
Большинство детей приходят в школу с огромным желанием учиться, узнавать что-то новое, но строгие рамки урока не всегда дают возможность учителю провести урок в соответствии с потребностью детей. Обращая внимание на потребности детей, не следует забывать и о потребности младших школьников в игре. Как отмечают психологи, игра в этом возрасте не теряет своего психологического значения. Именно игра способствует развитию важных психических функций, таких как воображение, мышление, память. При этом на первое место выходит зрительная память. Именно поэтому яркая наглядность и занимательные задания, используемые на внеклассных занятиях, способствуют лучшему усвоению и запоминанию материала. И как отмечают психологи, такие как В.С. Мухина, Р.С. Немов и другие, эти знания являются наиболее прочными. Ни для кого не секрет, что в младшем школьном возрасте дети склонны делать то, что им интересно, а материал на уроке не всегда соответствует их интересам. В отличие от урока, внеклассные занятия строятся с учётом интересов детей. К тому же, Внеклассные мероприятия позволяют даже самым слабым ученикам попробовать свои силы, самим сделать открытие.
Интерес вызывает и подкрепляет такой учебный материал, который является для учащихся новым, неизвестным, поражает их воображение, заставляет удивляться. Удивление — сильный стимул познания, его первичный элемент. Новизна, необычность, неожиданность, несоответствие прежним представлениям — все это элементы занимательности. «Занимательность — это средство привлечения интереса к предмету или процессу изучения, которое способствует переходу познавательного интереса со стадии простой ориентировки, ситуативного, эпизодического интереса на стадию более устойчивого познавательного отношения, стремления углубиться в сущность познаваемого» [4; 5]. Занимательность связана с интересными сторонами вещей, явлений, процессов, воздействующих на учащихся и вызывающих чувство удивления, которое является началом всякого познания. Помимо этого элемента познавательности вызывают положительное эмоциональное состояние учащихся, что способствует их заинтересованности в изучении родного языка.
Для учащихся любого возраста трудно долго удерживать внимание на определенном материале или же заниматься однотипной деятельностью, поэтому использование на уроках различных игровых моментов или заданий позволяет снять напряжение и в то же время улучшить усвоение учебного материала. Это связно с яркими эмоциональными переживаниям, которые испытывают учащиеся в игровых ситуациях.
Активность учащихся во внеклассной работе находится в прямой зависимости от того, интересно или неинтересно школьнику на занятиях. Обычно интересно бывает на таких занятиях, которые проводятся учителем живо и эмоционально, с использованием занимательных и игровых материалов. Всем известно, что дети любят играть. (4, 13)
Такие психологи, как Мухина В.С., Немов Р.С., считают, что игра в младшем школьном возрасте не только не теряет своего психологического значения как желаемая деятельность, но продолжает развивать психические функции ребенка, прежде всего воображение, навыки общения в играх с правилами в интеллектуальных играх. (9, 330)
Но в тех формах, утверждает Р.С. Немов, в каких она существовала в дошкольном детстве, в младшем школьном возрасте начинает утрачивать свое развивающее значение и постепенно заменяется учением и трудом, суть которых состоит в том, что данные виды деятельности, в отличие от игры, доставляющей просто удовольствие, имеют определенную цель. Да и сами по себе игры в этом возрасте становятся новыми.
Автор делает акцент на том, что большой интерес для младших школьников представляют такие игры, в которые с удовольствием играют и взрослые. Это игры — заставляющие думать, предоставляющие человеку возможность проверить и развивать свои способности, включающие его в соревнование с другими людьми. Участие детей в таких играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и другие полезные мотивационные качества, которые детям могут понадобиться в их будущей взрослой жизни. В таких играх совершенствуется мышление, включая действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех, выбору альтернатив и т. п. (10, 294)
«В детском возрасте, — писал А. Макаренко, — игра — это норма, и ребенок должен всегда играть, даже когда делает серьезное дело». Л.Т. Григорян отмечает, что на внеклассных занятиях учитель может организовывать грамматические игры, развивающие творческие способности детей. Дети с большим удовольствием придумывают шарады, загадки, кроссворды, басни, рассказы на грамматические темы, сочинения. Элемент занимательности — важный принцип во внеклассной работе по русскому языку.
Н.Н. Ушаков считает, что внеклассные занятия в начальной школе можно проводить уже с первого класса, начиная со второго полугодия, когда дети прошли букварь и приобрели определённые навыки в чтении и письме. Занятия эти организуются со всем классом в форме «часов занимательной грамматике», игры-соревнования и т.д., продолжительностью 30-40 минут после уроков. Такой час проводится раз в две недели, это позволяет учителю лучше подготовиться к нему, подобрать содержательный литературный и игровой материал: сказки, шуточные рассказы и стихи, загадки и т.п.[1,15].
Автор делает вывод о том, что при проведении внеклассных занятий учитель не должен забывать, что активная заинтересованность и творческая деятельность учащихся являются показателями эффективности каждого занятия и всей работы в целом. Соблюдение этих условий помогает учителю регулировать весь ход внеурочной работы и находить оптимальные варианты занятий (17, 13).
Выводы ко II главе
Таким образом, познавательный интерес — это стремление к знаниям, к чему-то новому, незнакомому. Именно с помощью познавательного интереса у детей формируется любовь к труду, технике, учебным занятиям, чтению книг и другим. Для формирования и актуализации познавательного интереса его нужно постоянно инициировать.
Такие элементы познавательного интереса, как стремление преодолевать трудности при выполнении задания, поиск путей для решения задания, концентрация внимания на объекте деятельности, увлеченность, активность, самостоятельность и пр., при применении в процессе обучения разнообразных занимательных средств формируются гораздо быстрее. Особенно следует отметить систематическое применение занимательного материала на уроках русского языка. Это заставляет учащихся погрузиться в процесс обучения, способствует сглаживанию и сокращению адаптационного периода, снижает стрессогенный фактор проверки уровня развития, позволяет детям, отличающимся повышенной тревожностью, в более полной мере продемонстрировать свои истинные способности.
Познавательный интерес представляет собой важный фактор учения и в то же время является жизненно-необходимым фактором становления личности.
Познавательный интерес способствует общей направленности деятельности школьника и может играть значительную роль в структуре его личности.
Глава III. Опытно-экспериментальное исследование деятельности учителя по развитию познавательного интереса младших школьников на внеклассных занятиях по русскому языку
3.1 Опыт работы учителя начальных классов по организации внеклассных занятий по русскому языку
Интерес представляет опыт учителя начальных классов из деревни Алексеевка, Изнасковского района, Калужской области Е.Е. Мельниковой [8,62]. Она предлагает использовать во внеклассной работе по русскому языку нестандартные формы проведения занятий, способствующие повышению у детей интереса к русскому языку. Ею был разработан дидактический материал по всем разделам русского языка: лексика, орфография, грамматика. Учитель предлагает систему вопросов для детей по русскому языку, позволяющих проверить уровень сформированности знаний, умений и навыков по основным разделам русского языка в начальной школе, способствующих развитию умения обобщать и анализировать. Также учитель содействует развитию внимания и сообразительности, повышению интереса к изучению русского языка, учит использовать полученные знания в неординарной обстановке.
Е.Е. Мельникова предлагает ряд внеклассных уроков в виде сказочных путешествий. Первые путешествия рассчитаны на работу с первоклассниками, которые учатся активно читать и писать. Им предлагаются задания, связанные с выбором и заменой букв, делением слов на слоги, различные упражнения с разрезанной азбукой. В её разработках большое место занимают подвижные игры, декламации, инсценировки, импровизационные представления. Здесь преобладает «сказочное начало» перед строго научным изложением материала. Занимательная форма подачи научных сведений призвана пробудить интерес детей к языку, облегчить восприятие лингвистических тем.
Постепенно работа со словом усложняется. Всё большее место отводится беседе, научному комментированию языковых фактов. Вводятся даже «лекции» в исполнении сказочных персонажей. Но и в этих случаях расширение лингвистического кругозора ребят происходит в процессе игры: они продолжают свои «путешествия» в мир невиданного вместе с неутомимыми «следопытами».
Остановимся на одном из её внеклассных занятий «Эстафета слов». Приведём некоторые фрагменты этого мероприятия.
следопыты расположились в приёмной бабы Яги и ждали получения пропуска. Вдруг вышла её секретарша и заявила:
-Мы выпишем вам пропуск в Страну Слов, если ваш представитель сделает доклад.
СКАЗКИН. Я готов. Прошу предоставить мне слово.
Доклад Сказкина.
Наша речь состоит из слогов. Слова в устной речи складываются из звуков, которые на письме передаются особыми знаками. Однако не каждое сочетание звуков воспринимается нами как слово. Оно лишь в том случае осознаётся нами как слово, если имеет определённое значение. Так, не вызывает сомнение, что сочетания звуков роща, рота, роза — слова, потому что каждое из них имеет значении. А сочетание звуков, например, рола, рофа или роца, похожие на слова, не имеют значение, поэтому их нельзя признать словами.
В языке есть и такие слова, которые не являются названиями. Это, например, местоимения, которые могут быть только словами-указателями и употребляются вместо имён.
Никаких вещей, явлений, событий, признаков, процессов не называют и служебные слова(предлоги, союзы, частицы), они обладают грамматическим значениями, это грамматические помощники заменителей слов. А для выражения чувств служат междометья. Испытывая боль, мы можем произнести слова ой или ох, но этими словами мы не называем понятие «боль», а лишь выражаем это чувство.
Основную массу лексики русского языка составляют слова самостоятельные, слова, обладающие лексическим значением.
Запомните, пожалуйста, слово только тогда бывает слово и, когда оно что-то обозначает.
Пока СКАЗКИН выступал с докладом, следопыты скучали в приёмной. Затейкин решил развеселить всех, предложив послушать весёлое стихотворение.
ЗАТЕЙКИН (читает стихотворение).
Ложка-это ложка,
Ложкой суп едят.
Кошка-это кошка
У кошки семь котят.
Тряпка-это тряпка,
Тряпкой вытру стол.
Шапка-это шапка,
Оделся и пошел.
А я придумал слово,
Смешное слово — плим.
Я повторяю снова-
Плим, плим, плим…
Вот прыгает и скачет-
Плим, плим, плим,
И ничего не значит
Плим, плим, плим.
…И вот следопыт увидел на доске надпись:
…от (к, ж, р, п, ф)
…ара (г, ж, ф, п, р)
…арта (в, б, д, к, с, п)
Со…(б, к, м, щ, р)
Поро… (г, х, с, б, ф)
(ученики получили задание вместо точек подставить буквы и прочитать то, что получится)
…голос из микрофона сообщил:
-Двери открываются при помощи кода. Разгадать код каждой двери должны сами гости.
Тут Сказкин, Алфавит и доктор, как по команде, ринулись к дверям и начали думать. Довольно быстро Сказкин назвал код первой двери, Алфавит второй, а доктор Айболит не очень уверенно пролепетал разгаданный им код третьей двери. Однако двери не открывались. И тут счастливая мысль осенила Затейкина:
-Вы забыли, что мы находимся в городе , который называется Неслов. В кодах скрыты не слова, а произвольный набор букв. Поэтому попытки разгадать тайны этих дверей остались безуспешными. Давайте пойдём на хитрость.
И у них всё получилось.
Игру «Эстафета слогов» можно проводить письменно и устно. В первом случае участники игры записывают придуманные ими слова на листочках, продвигаясь по вертикальным «дорожкам». Побеждает тот, кто записал наибольшее количество слов, не сделав, при этом ошибок. Устный вариант игры проводится так же. Желающий назвать полученное им слово поднимает руку и, проговаривает своё слово, указывает рукой на принимающего у него эстафету. Последний должен заранее заготовить своё слово, начинающееся очередным слогом на вертикальной «дорожке».Затем эстафета передаётся следующему игроку и т.д. Этот вариант игры требует большего напряжения и лучшей подготовленности участников.
Части слов записываются на доске в две колонки, но при этом размещаются так, что бы парные элементы слов оказались на разных строчках.
3.2 Результаты опытно-экспериментального исследования
Для проверки гипотезы во время преддипломной практики нами было организовано опытно-экспериментальное изучение эффективных особенностей внеклассных занятий по русскому языку у младших школьников. Базой нашего исследования являлся 2 «А» класс МОУ СОШ №11г. Каменска-Шахтинского. В классе учится 28 учеников. На первом этапе работы мы провели диагностику познавательной мотивации в экспериментальном классе. Для этого мы использовали тестирование [Приложение 1]. Данное тестирование позволило выявить преобладающие и ведущие мотивы в изучении русского языка во внеурочное время.
Данная методика основывается на выявлении уровня интереса к внеклассным занятиям по русскому языку у учащихся младших классов. Выделим высокий, средний, низкий уровень. Диагностика выявила, что высокий уровень познавательного интереса — у 8 человек (28%),средний уровень познавательного интереса — у 11 человек (39%), низкий уровень познавательного интереса — у 9 человек (32%) [Приложение1].
На внеклассных занятиях по русскому была проведена работа с целью повышения уровня познавательного интереса у учеников 2 «А» класса. Для достижения поставленной цели нами были проведены следующие занятия: игра-путешествие — «Колесо истории «[Приложение 4], Сказка «Теремок» [Приложение 5].
Перед проведением игры-путешествия был проведен опрос учеников, из которого выяснили, что все дети любят путешествовать и играть, а также всегда с удовольствием включаются в различного рода внеклассные мероприятия. Из проведенных нами видов внеклассной работы для учащихся 2 «А» класса оказался наиболее интересным вид игры-путешествия. Дети самостоятельно выводили правила, были очень активны во время занятия. Причем, наблюдения за слабоуспевающими учениками, показали, что они были гораздо активнее во время внеклассного занятия, чем на уроке, так как их не сдерживала оценка, они не боялись ответить неправильно. Не менее активны были и сильные ученики, так как материал был подобран таким образом, чтобы сильным не было слишком просто, а слабым слишком трудно. Несмотря на то, что занятие проводилось в игровой форме, дисциплина в классе была очень хорошая, поскольку ребята были заинтересованы. Немаловажную роль на внеклассном занятии сыграла яркая наглядность. Ребятам было интересно, их внимание не было сосредоточено на запоминании правил, они запоминали непроизвольно. Вид игры-путешествия предоставляет большие возможности для развития речи учащихся, дети формулируют правила своими словами. Необходимо дать высказаться всем желающим ребятам, особенно тем, которые на уроках не активны; поощрять их ответы, создавать условия для того, чтобы и в дальнейшем дети были активны, не боялись высказать свои мысли.
Второе внеклассное занятие по изучению прилагательных было проведено в форме сказки «Теремок». Учащиеся 2 «А» класса также любят сказки, как и путешествовать. Но проанализировав работы, я выяснила, что многие второклассники путают русские народные сказки с авторскими. 8 человек из 17 опрошенных к русским народным сказкам отнесли сказки А.С.Пушкина.
Большинство детей второго класса интересуются русскими народными сказками, но есть и такие ученики, которые не любят читать и не знают сказок. Поэтому целью нашего внеклассного занятия заключалось в том, чтобы привить любовь к русской народной культуре и на основе сказочного материала показать важность и необходимость прилагательных в речи.
На занятии дети были очень активны, легко определяли название предмета по прилагательным самостоятельно делали выводы. Рисунки героев-животных не вывешивались на доску и ребята, по набору прилагательных, должны были определить, что это за герой. После того, как дети угадывали животное, рисунок с его изображением вывешивался на доску. Это заинтересовывало школьников, у них появлялось желание идти дальше. Судя по работе детей, можно сказать, что материал был усвоен хорошо.
На этапе завершения работы мы повторно продиагностировали школьников для того, чтобы определить наличие или отсутствие динамики развития уровня познавательного интереса на внеклассных занятиях по русскому языку. Результаты диагностики оформлены в таблице [Приложение3]. Был выявлен следующий результат: высокий уровень познавательного интереса — 15 человек (53%), средний уровень познавательного интереса — 11 человек (39%), низкий уровень познавательного интереса — 2 человека (7%).
Таким образом, наша гипотеза, что внеклассные занятия по русскому языку являются эффективным средством развития познавательного интереса младших школьников, нашла своё подтверждение. Поэтому учитель должен проводить работу по развитию познавательного интереса на внеклассных занятиях по русскому языку у младших школьников.
Изучив результаты диагностики в экспериментальной группе учащихся, мы пришли к выводу, что развитие познавательной мотивации в обучении русского языка зависит от умело организованной внеклассной деятельности, наполненной определённым содержанием, организующим творческую работу учащихся.
Выводы по III главе
Внеклассная работа дает учителю возможность применять самые разнообразные средства и формы работы для совершенствования русской речи учащихся в условиях естественной коммуникации, так как при проведении занятий во внеурочное время создаются реальные ситуации общения, полнее раскрываются творческие возможности детей. Она имеет также большое воспитательное значение.
Внеклассная работа проводится в тесной взаимосвязи с уроками русского языка и строится на общедидактических принципах обучения: научности, сознательности и активности, систематичности и последовательности, доступности, связи теории с практикой, прочности знаний, наглядности, индивидуального подхода к учащимся, а также на основе принципа коммуникативности — основополагающего принципа обучения русскому языку в школе. Однако, являясь естественным продолжением учебной деятельности школьников на уроках и преследуя те же конечные цели, что и уроки русского языка, внеклассная работа имеет и свою специфику, свои принципы. Практика нашей работы показала, что занимательность способна вызвать интерес к изучению русского языка. При организации и проведении игр занимательного характера важно иметь в виду, что их назначение не сводится лишь к заполнению свободного времени, что они помогают учителю выполнять большие воспитательные и образовательные задачи.
Подбирать игры надо осмысленно, преподносить их в определенной системе и последовательности. В своей совокупности развивающие, познавательные игры должны способствовать развитию у детей мышления, памяти, внимания, творческого воображения, развитию умений и творчества, воспитанию у учащихся наблюдательности, обоснованности суждений, привычки к самопроверке. Игры обязательно должны быть доступны детям. Все ли внеклассное занятие должно быть занимательным? Нет. Конечно, занимательным, интригующим может быть начало или отдельные этапы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе написания дипломной работы мы выяснили, важную роль внеклассных занятий в системе обучения русскому языку.
Изучение психолого-педагогической и методической литературы позволило сделать вывод о том, что внеклассные занятия должны обязательно использоваться учителем начальных классов, так как в значительной степени позволяют пробудить интерес у детей к урокам русского языка и привить любовь к родному языку.
Нами были раскрыты основные принципы организации внеклассной работы по русскому языку, мы увидели, как много известных педагогов, таких как Ушаков Н.Н., Толстой Л.Н. вложили свой труд в это направление. Варианты видов проведения внеклассных работ удивили своим разнообразием.
В ходе эксперимента мы пришли к выводу, что внеклассная работа является закономерным дополнением урока, его продолжением. Знания, полученные на уроках, пополняются во время внеклассных занятий и становятся более устойчивыми. Связанная со школьной программой , внеклассная работа помогает детям успешнее учиться, прививать любовь к предмету. Внеклассные занятия отличаются от урока и дополнительных занятий, и имеют специфические методы, цели и задачи, направленные на развитие интереса к русскому языку. Учитель на внеклассных занятиях старается заинтересовать всех учащихся. Этому способствует яркая наглядность и занимательные задания. Следует отметить, что внеклассная работа по языку способствует раскрепощению учащихся и даёт им большие возможности для развития умения свободно высказывать собственные мысли.
Проанализировав нами исследования, мы утвердились во мнении, что внеклассные занятия будут эффективными, если их проводить систематически в соответствии с программой по русскому языку.
Изучение опыта учителей начальных классов показало, как можно разнообразить внеклассные занятия, использовать игровые формы организации занятий.
Психологами доказано, что игра в младшем школьном возрасте помогает развивать важные психические функции, такие как воображение, мышление, память. К тому же не следует забывать, что она отвечает потребностям ребёнка. В ходе исследования мы пришли к выводу, что для учащихся второго класса наиболее оптимальным является вид игры-путешествия, в котором могут присутствовать элементы сказки. Материал к игре-путешествию подобран с учётом общедидактических принципов и способствует лучшему усвоению материала. Следует отметить, что этот вид внеклассной работы интересен детям, поскольку несёт элементы эвристики, позволяет детям делать открытия, тем самым развивает интерес к русскому языку. А именно развитие познавательного интереса к урокам русского языку является одной из важнейших задач учителя на внеклассных занятиях.
Таким образом, поставленные нами задачи в ходе экспериментального исследования были реализованы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Айдарова Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.
2. Анохина Т.Н. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка // Начальная школа. — 1999. — № 12. — С. 57 — 59.
3. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. — М.: ВАКО, 2003. — 495 с.
4.Бакулина, Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка: Учеб. пособие для учителей начальной школы / Г.А. Бакулина. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — 144 с.
5.Власенков А.И. Развивающее обучение русскому языку. — М.:
6.Волина В.В. Учимся играя. — М.: Новая школа, 1994. — 448 с.
7.Вохмянина Л.А. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1 — 4). — М.: Просвещение, 1998. — 624 с.
8.Давыдов В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте // Возрастная и педагогическая психология / Под. ред. А.В. Петровского. — М.: Изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 439 с.
9.Дубровина И.В., Прихожан А.М., Зацепин В.В. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 320 с.
10.Дубровина И.В., Данилова И.И., Прихожан А.М. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр
11.Жиренко О.Е., Обухова Л.А. Поурочные разработки по обучению грамоте: чтение и письмо 1 класс. — М.: ВАКО. — 2004. — 319 с.
12.Журжина Ш В., Костромина Н.В. Дидактический материал по русскому языку: Пособие для учащихся начальных классов. — М.: ООО Илекса, — 1997. — 160 с.
13.Капинос В. И. Культура речи // Методика развития речи на уроках русского языка / Под. ред. Т.А. Ладыженской . — 2-е изд. — М.: ВАКО, — 2005. — 597 с.
14.Лозинская Т.П. Русский язык — это интересно: Книга для учителя / Т.П. Лозинская. — Брянск: Курсив, М.: Московский лицей, 2000. — 192 с.
15.Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр Академия, — 2002. — 464 с.
16.Львов М.Р. Хрестоматия по методике русского языка: Пособие для учителя / М.Р. Львов. — М.: Просвещение, 1996. — 352 с.
17.Люблинская, А.А. Учителю о психологии младшего школьника: Учеб. пособие для учителя / А.А. Люблинская. — М.: Просвещение, 1997. — 224 с.
18.Мохначева И.М. Поощрение как фактор активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников // Начальная школа. — 1990. — № 12. — С. 13 — 15.
19.Муромцева И.В. Психологический практикум: Методические рекомендации для учителей нач. классов, студ. факультета пед. и мет. нач. образования. — Вологда: Издательство «Русь», 2003. — 74 с.
20. Парамонова, Л.Г. Русский язык — правила в стихах: Книга для педагогов общеобразовательных и специальных школ / Л.Г. Парамонова. — СПб.: Дельта, 1999. — 176 с.
21.Педагогический словарь. / Под ред. И.А. Каирова. — М.: Изд-во Академия педагогических наук, 1960, I том. — 775 с.
22.Педагогический словарь. / Под ред. И.А. Каирова. — М.: Изд-во Академия педагогических наук, 1960, II том. — 767 с.
23. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад; Редкол.: М.М.Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. — 528 с.
24.Политова Н.И. Развитие речи учащихся 1 — 4 классов на уроках русского языка. — М.: Изд. центр «Академия», 2005. — 284 с.
Приложения
Приложение 1
Дата________________
Фамилия_________________________________________________
Имя______________________________________________________
Класс___________
1. Любите ли вы играть?
А) Да;
Б) Нет;
2. Любите ли путешествовать?
А) Да;
Б) Нет;
3. Читаете ли вы русские народные сказки?
А) Да;
Б) Нет;
4.Какая сказка была тобой прочитана последний раз?______________________________________________________
4. Вам нравятся сказки?
А) Да;
Б) Нет;
5. Какие сказочные герои Вам запомнились? Почему?
Приложение 2
Результаты диагностики уровня познавательного интереса
Учащихся МОУ СОШ №11(31.01.2011г)
Высокий уровень познавательного интереса.
Средний уровень познавательного интереса.
Низкий уровень познавательного интереса.
Приложение 3
Результаты диагностики уровня познавательного интереса
Учащихся МОУ СОШ №11(21.02.2011г)
Высокий уровень познавательного интереса.
Средний уровень познавательного интереса.
Низкий уровень познавательного интереса.
Приложение 4
Игра-путешествие «Колесо истории»
Цели занятия:
— развивать интерес детей к изучению русского языка;
— расширять активный словарь;
— прививать любовь к русскому слову;
— воспитывать чувство патриотизма, толерантности, расширять кругозор учащихся.
Задачи занятия:
— закрепление полученных знаний в игровой форме;
— введение новых слов в лексику детей;
— формирование полного ответа на вопрос;
— формирование умения работать в группе;
Оборудование:
— Жетоны (по 5 штук желтого, красного и зеленого цветов)
— Обозначение верст
— Набор букв
Учитель:
Сегодня мы наше занятие проведем в форме телевизионной игры «Колесо истории».
Класс делится на три команды. Команды выбирают цвет карет (красный, желтый, зеленый) на которых и отправятся в путь. Для всех команд задается общий вопрос. Предлагаются три варианта ответа. Команды совещаются, выбирают правильный ответ. Отвечают капитаны по очереди. За каждый правильный ответ команда получает по 100 верст. Чья карета первая дойдет до финиша, та команда и победила.
Вопрос 1.
Это Китайское слово. В европейские языки оно проникло двумя путями: народы запада вывезли его из Южного Китая, где растение именуется ТЕ (отсюда немецкое tее, английское tеа). Мы, русские, торговали с китайцами северных провинций, где этот напиток именовался ЧА. Что это за напиток?
а) Кофе;
б) Какао;
в) Чай.
Вопросы и задания: 1. Какое из слов является «лишним», почему?
(1. — какао — ср. род; Составьте со словами чай и кофе словосочетания им.прил.+ им. Сущ)
2. — чай — склоняемое).
2. Просклоняйте сущ кофе, какао и чай. Выделите основу и окончания
Игровая пауза: Игра «Наборщик»
Учитель записывает заранее подготовленное слово или выставляет табличку с этим словом перед играющими. Задача состоит в том, чтобы из букв заданного слова составить как можно больше других слов (имен существительных в именительном падеже). На выполнение задания отводится 5-8 минут (слова для примера: ракета, колесо, квартира). Побеждает тот, у кого окажется больше слов.
1.КВАРТИРА (карта, кварта, трава, вата, тир, рак, тара, ватка)
2.РАКЕТА (карета, рак, река, катер, тара, кета, карат, арка )
3.КОЛЕСО (кол, лес, село, колос, сокол, око, осел, лесок, сок)
У данных имен существительных определите склонение
Вопрос 2.
Круглый год украшает это дерево наши леса, города. Но почему это дерево так назвали, а не по-другому? Вот послушайте. Вишня, яблоня, черемуха и многие другие деревья в пору цветения — белые. А кудрявые соцветия этого дерева выделяется своей пестротой. В прозрачных зонтиках переплетаются и светло-зеленые и белые цветы, темнеют, просвечивают сквозь них и листья, и ветки, и воздух. «Рябые», — говорили в народе. Как называется это дерево?
а) Береза;
б) Осина;
в) Рябина.
Вопросы и задания: 1) Что общего у этих слов?
(им. сущ, неодушевленные, нарицательные, жен.рода, единственного числа, 1 склонения)
2) Составьте и запишите словосочетания с данными им сущ в Р.п., Д.п., П.п, выделите окончания. Объясните выбор гласной в окончании.
Музыкальная пауза.
Ребята исполняют песню «Чему учат в школе»
Вопрос 3.
Почти 500 лет назад в Европе появились семена этого необыкновенного цветка, похожего на маленькое солнце. Родина этого растения — Южная Америка. Коренные жители Америки — индейцы — давно заметили, что цветок всегда повернут головой к солнцу, тянется к солнцу, и назвали его «цветок солнца», «сын солнца», «похожий на солнце». Испанцы, итальянцы, французы называют его «повернутый к солнцу». И у нас, русских, он считается другом солнца. Поэтому мы называем его:
а) Ромашка;
б) Подсолнух;
в) Хризантема.
Вопросы и задания: 1) Запишите родственные слова к слову подсолнух (подсолнечник, подсолнечный, подсолнечниковый)
Разберите по составу слово «подсолнух» по составу.
Игровая пауза: игра «Скорый поезд».
Участвуют все команды. Первые игроки-паровозики добегают до отметки, на бланке записывают пропущенную букву и указывают склонение им. сущ., возвращаются обратно, прицепляют один вагончик (следующего игрока), добегают до отметки, выполняют задание, бегут обратно, подцепляют следующего игрока и т.д. чей поезд быстрее вернется назад, тот должен прокричать: «Ту-ту!».
Б_Р_Н, М_Г_ЗИН, П_ЛЬТО, Г_ЗЕТА, З_ВОД, Р_КЕТА, М_ШИНА, Б_З_Р, П_СС_ЖИР, Б_Г_Ж, В_ГОН, К_СТРЮЛЯ, Т_РЕЛКА, К_ПУСТА, _РБУЗ, _ПЕЛЬСИН, К_РТИНА, К_РМАН, К_Р_НДАШ, СТ_КАН, _ВТОБУС
Минутка для отдыха
Быстро-быстро отвечайте, слово во множественное число ставьте
Нога — … (ноги)
Рука — … (руки)
Дуга — … (дуги)
Мука — … (нет мн.числа)
Вот и ошиблись. Существительное МУКА не имеет множественного числа.
Продолжаем дальше:
Ведро — … (вёдра)
Бедро — … (бёдра)
Метро — … (нет мн.числа)
День — … (дни)
Пень — … (пни)
Лень — … (нет мн.чила)
Цыплёнок — … (цыплята)
Козлёнок — … (козлята)
Бочонок — … (бочонки)
Вопрос 4.
Удивительно милая и наивная история у этого замечательного слова, первоначально означавшего «душа бабушки», «дух прародительницы». Наши далекие предки следя за полетом красивых насекомых, наблюдая, как кружатся они возле окон и дверей жилья, как упрямо летят на свет, задумались: да уж не порхает ли это вокруг родного дома душа умерших родителей? Что это за насекомое?
а) Бабочка;
б) Мотылек;
в) Божья коровка.
Театральная пауза: СТИХОТВОРЕНИЕ-ШУТКА
( инсценировка стихотворения-шутки Г.Граубина)
Такой падеж, как Дательный,
Я с детства не терплю:
Давать, делиться чем-нибудь
С друзьями не люблю.
Предложный ненавижу я:
Чтоб не учить урок,
Приходится выдумывать
Какой-нибудь предлог.
А на падеж Винительный
И вовсе я сердит:
Отец во всякой шалости
Всегда меня винит.
— Да, переделка, кажется,
Серьезная нужна.
А сам ты смог бы новые
Придумать имена?
— Давно придумал:
Взятельный,
Грязнительный,
Лежательный,
Грубительный,
Ленительный
И, наконец, Простительный!
Задание (графический диктант) командам указать верную дорожку
Для 1 команды
1) о мыш_ 2) о мышк_ 3) по ветк_ 4) по ветв_ 5) при дочер_ 6) при дочк_ 7) по площад_ 8) по площадк_ 9)без фасол_ 10) без фасольк_ 11) к двер_ 12) к дверк_ 13) в сет_ 14) в сетк_ 15) к ноч_ 16) к ночк_
Для 2 команды
1) к учительниц_ 2) к вещ_ 3) по веточк_ 4) о подруг_ 5) на ладон_ 6) на ладошк_ 7) на топол_ 8) на сирен_ 9) на берёз_ 10) от бол_ 11) до деревн_ 12) в зелен_ 13) от радост_ 14) в тетрад_ 15) в тетрадк_ 16) о черёмух_
Для 3 команды
1) в избушк_, 2) по тропинк_, 3) у речк_ 4) на ложк_ 5) около яблон_ 6) на рассад_ 7) об пасност_ 8) в колыбел_ 9) к колыбельк_ 10) на постел_ 11) на постельк_ 12) из морков_ 13) из морковк_ 14) на крыш_ 15) на окраин_ 16) в театр_
Вопрос 5.
Когда-то это было устойчивое сочетание в речи двух слов: СПАСИ (тебя) БОГ, произносимое, как исполненное благодарности пожелание. Затем эти слова слились в одно слово, а слабые звуки отпали. Получилось слово светлое, красивое, доброе. Какое?
а) Пожалуйста;
б) Спасибо;
в) Благодарю.
Подведение итогов. Определяется 1, 2, 3-е место. Участники получают призы.
Учитель:
Вот и закончилось наше путешествие. Историю каких слов мы сегодня узнали? Понравилась вам игра? А узнавать новое о происхождении слов вам поможет словарь, но не простой, а этимологический. Этимология — наука об истории происхождения слов.
внеклассный язык учитель познавательный
Приложение 5
Сказка « Теремок»
На доске находятся картинки лисы, волка, лягушки, мыши, зайца, медведя, теремка.
— Ребята, что можно сделать?
— Можно сочинить сказку.
(Дети и учитель составляют сказку. Ребята выбирают картинку, соответствующую набору прилагательных).
деревянный
Стоит в поле стеклянный ? теремок
бумажный
железный
серая
Бежит мимо маленькая ? мышка
шустрая
— Терем-теремок! Кто в тереме живет?
Никто не отвечает. Вошла мышка в теремок и стала в нем жить. Прискакала к теремку зеленая
холодная ? лягушка и спрашивает:
большая
— Терем-теремок, кто в тереме живет?
— Я, мышка-норушка. А ты кто?
— А я лягушка-квакушка.
— Иди ко мне жить!
Лягушка прыгнула в теремок. Стали они вдвоем жить.
белый
Бежит мимо пушистый ? заяц. Остановился и спрашивает:
ушастый
трусливый
— Терем-теремок, кто в тереме живет?
— Я, мышка-норушка.
— Я, лягушка-квакушка. А ты кто?
— А я зайчик-побегайчик.
— Иди к нам жить!
Заяц скок в теремок. Стали они втроем жить.
хитрая
Идёт рыжая ? лиса. Постучала в окошко и спрашивает:
лукавая
— Терем-теремок! Кто в тереме живет?
— Я, мышка-норушка.
— Я, лягушка-квакушка.
— Я, зайчик-побегайчик. А ты кто?
— А я лисичка-сестричка.
— Иди к нам жить!
Забралась лисичка в теремок. Стали они вчетвером жить.
зубастый
Прибежал серый ? волк. Заглянул в дверь и
голодный
спрашивает:
— Терем-теремок! Кто в тереме живет?
— Я, мышка-норушка.
— Я, лягушка-квакушка.
— Я, зайчик-побегайчик.
— Я, лисичка-сестричка. А ты кто?
— А я волчок-серый бочок.
— Иди к нам жить.
Стали они впятером жить. Вот они все в тереме живут, песни поют.
большой
Вдруг идет мимо бурый ? медведь.
косолапый
Увидел медведь теремок, услыхал песни, остановился и заревел во всю мочь:
— Терем-теремок! Кто в тереме живет?
— Я, мышка-норушка.
— Я, лягушка-квакушка.
— Я, зайчик-побегайчик.
— Я, лисичка-сестричка.
— Я, волчок-серый бочок. А ты кто?
— А я медведь косолапый.
— Иди к нам жить.
Медведь и полез в теремок. Лез-лез, лез-лез — никак не мог влезть и говорит:
— Я лучше у вас на крыше буду жить.
— Да ты нас раздавишь!
— Нет, не раздавлю.
— Ну, так полезай.
Влез медведь на крышу и только уселся — бах! — раздавил теремок. Затрещал теремок, упал на бок и весь развалился. Еле-еле успели из него выскочить мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок — все целы и невредимы.
большие
Принялись они тяжелые ? бревна носить,
березовые
новый
длинные красивый
гладкие ? доски пилить, — большой
дубовые просторный
теремок строить.
Лучше прежнего выстроили!
— Ребята, какую функцию выполняют прилагательные в речи?
Размещено на