Содержание
СОДЕРЖАНИЕ
Введение3
Глава 1. Правовой статус несовершеннолетних родителей в семейном праве Российской Федерации7
&1 Несовершеннолетние родители как субъекты семейного права7
&2 Установление материнства и отцовства несовершеннолетних родителей20
Глава 2. Реализация и защита своих семейных прав несовершеннолетними родителями25
&1 Особенности реализации несовершеннолетними родителями своих прав и обязанностей25
&2 Защита прав несовершеннолетних родителей в судебном порядке51
Заключение66
Выдержка из текста работы
К какой бы деятельности ни готовил себя студент-юрист, его правовая культура, уровень профессиональных знаний в значительной степени определяются умением грамотно защитить права человека в любой сфере, в том числе и в семье. Если учесть, что семейное право практически относится к каждому, а за разъяснениями по поводу его применения обращаются к любому юристу безотносительно к его специализации, то станет понятно, как важно знать семейное право, уметь правильно пользоваться им, поэтому я думаю такая тема как устройство несовершеннолетних детей оставшихся без попечения родителей достаточно актуальна и важна для общества.
Семья существует не изолированно от окружающего ее мира. Множество нитей связывает семейную общность с юридическими и физическими лицами. В отношениях между ними действует не только закон, но и правила морали. А там, где приходится иметь дело с защитой прав ребенка, надо считаться и с правилами педагогики, детской психологии. Эта задача не из простых, и ее решение связано с применением не только правовых, но и иных знаний. Возникнув с рождения ребенка, родительское правоотношение в ходе своего развития подвержено изменениям, предопределяемым возрастом детей, состоянием здоровья родителей и детей, а также условиями жизни семьи.
Ученые не случайно различают различают брак супружество — союз двух любящих друг друга друг друга людей, — и семью, возникающую только с рождением ребенка. Я считаю, что дети — наше будущее и бессмертие, единственная для общества возможность не прервать связь времени.
Целью моей дипломной работы является исследование насущных проблем общества в области устройства несовершеннолетних детей. Помимо этого данная работа позволила мне усвоить комплекс общественно-теоретических знаний, рассмотреть основные виды и классификацию исследуемого явления.
2. Особенности современного семейного права
Семейное право как совокупность правовых норм, регулирующих семейные отношения, состоит из разных по своему содержанию, сущности, форме изложения правовых предписаний, каждое из которых имеет свое назначение и особенности. Одни из них можно рассматривать как нормы материальные, другие — как нормы процессуальные.
Заметное место в СК занимают положения, касающиеся органов опеки и попечительства, в чьи функции входит защита прав несовершеннолетних детей. Их деятельность подчиняется правилам относительно выявления и учета детей, оставшихся без попечения родителей. Мало того, п. 4 ст. 122 СК предусматривает ответственность руководителей воспитательных, лечебных и других учреждений, должностных лиц органов исполнительной власти субъектов РФ и органов опеки и попечительства за нарушение п. 2, 3 ст. 122 СК.
Таким образом, семейно-правовые нормы не однородны. Однако это всего лишь их особенность, отражающая многообразие и сложность тех общественных связей, которые возникают в процессе осуществления семейных прав и обязанностей и их защиты в случае нарушения.
К основным началам семейного законодательства СК относит, как уже говорилось, необходимость укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи. Осуществление членами семьи своих прав и исполнение ими своих обязанностей не должно влечь за собой нарушение прав, свобод и законных интересов других членов семьи и иных граждан
Если взять область семейных отношений, касающихся несовершеннолетних детей. Здесь налицо правовое оформление норм сугубо нравственного порядка, идет ли речь о праве ребенка жить и воспитываться в семье, знать своих родителей либо о праве на уважение его человеческого достоинства, праве на общение не только с родителями, но и с другими родственниками, а также о праве на защиту своих прав и интересов. А возложение на должностных лиц и иных граждан обязанности сообщать в орган опеки и попечительства о ставшем им известным случае угрозы жизни или здоровью ребенка или о нарушении его прав и законных интересов есть не что иное, как призыв блюсти нравственную заповедь: «Не проходите мимо того, кто нуждается в помощи и защите».
Содержать своих несовершеннолетних детей, а также нуждающихся в помощи нетрудоспособных членов семьи — это не только правовая обязанность родителей и других членов семьи. Налицо одна из разновидностей обязанностей нравственного свойства, правовая интерпретация которых находит свое отражение в правилах, посвященных алиментным обязательствам родителей, супругов, бывших супругов, других членов семьи. Причем для того чтобы дать возможность честно выполнять подобного рода обязанность, ст. 99 СК позволяет заключать соглашение об уплате алиментов.
Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей, их защита путем устройства в семью или детское учреждение всегда рассматривались прежде всего как выполнение морального долга. Со временем это стало и обязанностью государства, которое не могло оставить беззащитным ребенка. Содержащиеся в СК на этот счет правила отличаются гибкостью и разнообразием, позволяющим использовать все меры защиты нарушенных прав детей.
Все личные права детей имеют в своей основе доверительное отношение к своим родителям и, наоборот, родителей — к ребенку. Даже имущественные права несовершеннолетних детей существуют не сами по себе, изолированно от личных отношений, складывающихся в семье, а в зависимости от семейной педагогики, семейного уклада, доверительности в отношениях взрослых и детей. В противном случае возникают разногласия, которые разрешаются в соответствии с требованиями как ГК, так и СК……………..
4. Заключение
В предмет семейного права, как вытекает из самого его названия, входят общественные отношения, возникающие в процессе создания и существования семьи. Известно, что семья — это важнейшая ячейка общества, на основе которой формируются многие общественные образования, включая государство и право. В семье заложено два взаимопроникающих начала: естественно-биологическое и материально-экономическое. Естественно-биологическое начало семьи проявляется прежде всего в биологической функции деторождения. Однако эта, казалось бы, чисто естественная функция одновременно выступает и в качестве определенного социально-экономического фактора, поскольку воспроизводство жизни необходимо для существования основного фактора производства — человека.
В условиях рыночной экономики семья способствует концентрации капитала и наиболее эффективному управлению им. Отношения личной связи и привязанности, существующие естественным образом между членами семьи, нередко обеспечивают стабильность и успешное функционирование семейных предприятий, капиталов и иных активов.
За последние пять лет выявление детей идет стабильно, в среднем около 110-120 детей в год. В управлениях образований сложилась система в координации деятельности с другими отделами, подразделениями и службами в вопросах своевременного выявления детей, оставшихся без попечения родителей , в таких как РОВД. ЗАГС, УПО, детские поликлиники, больницы, приемники-распределители для несовершеннолетних. В связи с этим устроено в одном только Ленинском районе г.Челябинска в детские дома и интернаты 40 детей, в семью под опеку — 86, в ПТУ только один ребенок. Проблемой управлений образования стало устройство детей-сирот в детские госучреждения. В районе функционирует вспомогательная школа-интернат -9, специализированный дом ребенка -3, 8 ПТУ, в каждом обучаются и дети-сироты области. Безболезненно проходит устройство детей -сирот в возрасте от 0 до 4 лет. Сложно определить ребенка в другие детские государственные учреждения. Многие районный управления образований в план работы включают вопросы об открытии дополнительный приютов, но этот вопрос решается тяжело, из-за отсутствия средств на финансирование такие объектов. Желание граждан взять несовершеннолетних детей, оставшихся без попечения , под опеку во многом связан с приказом № 50 Министерства Образования РФ от 16 января 1999 года «О денежных выплатах опекаемым». Только в Ленинском районе г.Челябинска 211 опекаемых получают ежемесячные выплаты по линии РУО. Также с целью оказания помощи опекунам по линии отдела социальной защиты выплачивается материальная помощь, выдаются продуктовые наборы, одежда, обувь, традиционным в районе стал «День опекуна».
Если смотреть состояние дел по усыновлению, то в Управлении ведется учет кандидатов в усыновители, усыновление производится согласно представляемых соответствующих документов в суде. В районе в 1998 году произведено 22 усыновления гражданами США, 8 случаев усыновлений гражданами РФ.
В 1999 году всего выявлено 799 детей, оставшихся без попечения родителей. По статистическим данным подлежат усыновлению 365 детей, из них гражданами России -11 детей, а иностранными гражданами 17, и отдано под опеку 84 ребенка. Иностранными гражданами производится усыновление детей с тяжелыми хроническими заболеваниями, здоровые дети на усыновление таким гражданам не предлагаются. Я считаю: что такую практику необходимо сохранить, так как экономическое развитие нашей страны не позволяет финансировать содержание, воспитание и обучение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Также считаю необходимым продолжить выполнение законодательных актов и подзаконных актов по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с этим принципом государство и родители должны создать все необходимые условия для того, чтобы дети воспитывались в семье как наиболее подходящей среде воспроизводства новой жизни и формирования личности ребенка. Семейное воспитание детей имеет целый ряд неоспоримых преимуществ перед общественным или иным внесемейным воспитанием. Поэтому именно семейному воспитанию детей в временном обществе отдается предпочтение. В силу этого ст. 25 СК закрепляет право ребенка жить и воспитываться в семье. Приоритет семейного воспитания детей сохраняется и в тех случаях, когда ребенок имеет родителей или по той или иной причине утратил родительское попечение. В этих случаях органы опеки и попечительства должны предпринять все необходимые усилия для того, чтобы обеспечить семейное воспитание ребенка. Этому, в частности, способствуют такие правовые институты, как усыновление и передача детей на воспитание в семью. Вместе с тем семейное воспитание детей является не самоцелью, а лишь наиболее приемлемой формой достижения основной цели — заботы о благосостоянии и гармоничном развитии ребенка. Поэтому при решении вопросов об усыновлении ребенка или передаче его на воспитание в семью во главе угла должна стоять забота о его благополучии, благосостоянии, воспитании и образовании.
Принадлежащие членам семьи права имеют смысл и значение только тогда, когда существует возможность их беспрепятственного осуществления. Поэтому органы государственной власти и местного самоуправления, должностные и иные лица не вправе чинить членам семьи препятствия в осуществлении принадлежащих им прав. Наоборот, в силу рассматриваемого принципа органы государственной власти и местного самоуправления, а также их должностные лица обязаны обеспечить необходимые условия для беспрепятственного осуществления членами семьи принадлежащих им прав.
Осуществление членами семьи принадлежащих им прав возможно лишь при условии, если эти права защищаются государством. В соответствии со ст. 45, 46 Конституции РФ государственная защита прав членов семьи, так же как прав и свобод других граждан, гарантируется Российской Федерацией. При этом каждому, включая членов семьи, гарантируется судебная зашита его прав, как наиболее справедливая и эффективная форма защиты прав.
Библиография
Нормативно- правовые акты
1. Конституция (основной закон) Российской Федерации — России — М., 1992.
2. Гражданский кодекс РФ.: М, 1994г. Г
3. Гражданско Процессуальный кодекс РФ (с и изменениями и дополнениями). М.,1996
4. Семейный кодекс РФ (с постатейным комментарием).: М, декабрь 1995г.
5. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ
6. Кодекс законов о труде РФ. М. 1996.
7. Кодекс об административных правонарушениях .М., 1997.
8. Декларации прав ребенка 1959 г.
9. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая и вторая) (с изм. и доп. от 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г.)
10. Комментарии к I части Гражданского кодекса РФ. /Под ред. О. Н. Садикова — М., 1997.
11. Комментарий к семейному кодексу под редакцией Макевич М. Г., Кузнецова И. М., Марышева Н. И.: М, 1995г.
12. Научно-практический комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу РСФСР. /Под ред. В. М. Лебедева. — М., 1995.
13. Конвенция о правах ребенка.
Научная литература
1. Венедиктов А. В. Государственная социалистическая собственность. М.; Л., 1978.
2. Гражданское право. Учебник. Часть II/ Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. —М., 1998.
3. Гражданское право: Учебник /Под ред. С. П. Гришаева. — М., 1998.
4. Иванов В. И. Коллективная собственность общины // Закон 1996. № 5.
5. Мартемьянов В. С. Хозяйственное право. — М., 1994.
6. Нечаева. А. М. Брак. Семья. Закон — М., 1984
7. Павлодский. Е. А. Судебная защита прав и интересов граждан — М., 1986.
8. Пугинский Б. И., Сафиуллин Д. Н. Правовая экономика: проблемы становления. — М., 1991.
9. Тархов В. А. Гражданские права и их осуществление // Вестник Саратовской Гос. Академии права. 1995. № 3.
10. Учебное пособие «Семейное право России» Московская ВШМ апрель1996г.
11. Чечот. Д. М. Как защитить свое право (Юридические советы гражданам) — М., 1987.
12. Шапинова «Подросток: общество и закон» Алма-Ата., 1989г.
13. Энциклопедический юридический словарь /Под ред. В. Е. Крутских. — М., 1998.
Юридический словарь-справочник для населения — М., 1982.
Судебная практика
1. Архивное дело 2- 1412 за19 97 год Курчатовского районного суда..
2. Архивное дело 2-2365 за 1997 Калининского районного суда.
3. Архивное дело 2-703 за 1997 Ленинского районного суда.
Статистические данные по Ленинскому районному Управлению образования города Челябинска за 1998-1999 год