Содержание
Имеет более 100 научных публикаций и около 40 критических и аналитических статей о современном искусстве. Его работы переведены на немецкий, английский, финский, португальский и литовский языки.
Книга Валерия Савчука Конверсия искусства — острая и намеренно вызывающая. В ней, автор пишет о делает спор основных освещаемых вопросов книги с автором — содержательным, позволяя обсуждать то, что ново, что, в самом деле, еще непонятно и в то же время ощутимо насущно — а не выяснять в очередной раз известные истины.
Валерий Савчук — один из немногих, если не вообще единственный в России автор, существующий одновременно в академической среде и в сообществе авангардного искусства: профессор философского факультета Петербургского университета, одновременно — куратор художественных проектов и действующий художник-акционист.
Основа сборника — диптих, составленный из теоретических работ «Контуры постинформации» и «Время, отреагированное кожей»; в них описываются изменения значения и роли искусства в современном обществе в последние 20-30 лет. Кроме монографий (впрочем, варианты некоторых частей публиковались в журналах как статьи), в книгу вошли описания художественных акций Савчука, избранные рецензии и статьи о фотографиях, арт-проектах и т.п.
Проблема насилия является достаточно распространенным объектом изучения социологов и социальных антропологов, ей посвящен целый пласт научной литературы. Исследования насилия и войны, восходящие к изучению первобытных племен были проведены такими социальными антропологами, как Б. Малиновский, Д. Ричез, М. Глюкман, Дж. Сильверберг и Дж. Грэй и др. В отечественной литературе по проблеме войны и мира в традиционных обществах опубликована книга А. И. Першица, Ю. И. Семенова и В. А. Шнирельмана. Ряд антропологических работ по проблемам насилия были написаны В.А. Тишковым, В.В. Бочаровым, О.А. Соловьевой, В.В. Савчуком, Н.М. Гиренко и др. Политологическим и правовым аспектам насилия посвящены работы П. Вера, Дж. Галтунга, А.А. Гусейнова, А.К. Зайцева и др. Социально-психологические интерпретации феномена насилия характерны для работ Л. Берковица, Дж. Доллара, М. Росса, А. Петерсена, Р. Фелсон, А. Бандуры, С. Стита и С. Фарлея и др. Из российких ученых к ним примыкает В.А. Дмитриев. Субкультурный анализ насилия был проведен такими авторами как М. Вольфганг и Ф. Ферракути, Л. Куртис и др. Стоит особо отметить работу Т.Б. Щепанской о репрезентациях насилия в сельской молодежной субкультуре. На влияние дискурса и языка на конструирование того, что есть насилие, обратили внимание такие социологи, как Х. Точ, Л. Гудмен, М. Косс, Л. Фитцжеральд, Г. Керта, Д. Аптер и др. Проблемы молодежного насилия нашли свое отражение в работах Б. Хафенегера, Б. Рудигера и Т.В. Шипуновой, Ю.М. Антоняна и др. Насилию в криминальных группах посвящены работы Д. Виджила, Дж. Хаджедорна, У. Сандерса, И. Ивлевой, В.В. Волкова, А.Н. Олейника, А.Л. Салагаева и др.
Книга
Формально книга поделена на три раздела, но логически и содержательно более охотно распадается на две равные части теоретическую и практическую, что в очередной раз показывает неосознанную тягу автора к диалектике структурализма, а не к архаичному трёхчленному Космосу. «Вторая» часть книги составлена из медитаций и критических реакций на наиболее интересные явления и события современной культурной сцены Питера (фотографии А. Китаева и М. Пикалова, группа «Новые Тупые», «Фабрика найденных одежд» и пр.), а также из описаний художественных проектов самого Савчука.
Второй раздел, а именно он нас интересует, носит программное название «Время, отреагированное кожей», представляет в основном рефлексивные опыты столкновения философа с актуальным искусством. В главах о «тактильной рефлексии», «насилии в цивилизации», «чистом критике В. Беньямине», «деконструкции», «ситуации постразоблачения» рельефно вырисовывается фигура мыслителя, неустанно ищущего биения самой жизни в «обществе обезболенных» (название одного из параграфов второй главы). Можно сказать, что именно обезболенность современного человека и не дает покоя философу, ведь этот броский образ передает по существу прогрессирующую противоестественную невосприимчивость современности к боли: «Современник может родиться, жить и умереть под наркозом Цивилизованный человек, как кажется, попал в зависимостьот аудиовизуальной информации. Информации, не задевающей человека». (с. 101). Панацею от анестезирующего воздействия «цивилизации комфорта» В. Сачук усматривает, по всей видимости, исключительно в актуальном искусстве: «Только актуально, что запускает механизм раздражения, трогает и воздействует, отметает желания, инспирируемые обществом потребления. Стратегия новых радикалов сегодня может быть выражена в открытом признании благотворности насилия и боли.» В свете последних событий, однако, стало ясно, что актуальным в современности может быть далеко не одно только искусство, а новые радикалы от политики могут обнаружить ту самую чудовищную нечувствительность к боли (другого), которая вменяется в вину обществу, отвергаемому актуальным, особенно акционистским, искусством. Другими словами, ничуть не отрицая значимости рефлексий над актуальным искусством, которым предается философ, можно поставить вопрос, а не идет ли он на поводу некоей неактуальности современных художественных акций, провокативность которых лишь прикрывает безобидность, бездеятельность и беспомощность творящих в современности? Иначе говоря, не заключает ли в себе стремление кожей чувствовать свое время некую опасность утраты чувства реальности, которая складывается отнюдь не только из настоящего и всегда наполнена призраками прошлого, что в любой миг могут завладеть всей реальностью? Все тот же вопрос об истории, который, оказывается, не теряет смысла в то время, которое поспешили назвать постисторическим.
Раскрытие термина «насилие» Инерция языка, стереотипы и страхи общества, предрассудки и умолчания как ни в какой другой области преобладают в речи о насилии, предопределяя устойчиво негативное его прочтение; «насилие» почти рефлекторно, что всегда подозрительно в деле мысли, связывается с тоталитарными режимами и с самыми низменными проявлениями человеческой натуры. Место его определяется через противопоставление таких понятий, как дикость-культура, варварство-цивилизация. Он стал однозначным, как однозначно-отрицательна трактовка таких феноменов как геноцид, холокост, терроризм.
В первой главе второго раздела книги, «онтология насилия» В.Савчук утверждает, что в понимании природы насилия разделяет те исследовательские позиции, которые связывают с непосредственными воздействиями на тело человека. Системное, структурное, производимое удаленной и рассеянной властью не является насилием в подлинном смысле. В нем смазано отличие от географической, исторической, экономической и культурной детерминаций человека. Насилие непосредственно, власть опосредованна. На это указывал и Элиас Каннети: С насилием связывают представление о том, что близко и прямо сейчас. Оно непосредственнее и безотлагательнее власти. Усилив тезис, можно сказать, что средостение насилия лежит в области тактильного ощущения, которое, согласно Аристотелю, необходимо для существования, а не для блага. Получается оно от непосредственного соприкосновения, в отличии от других чувств. Осязание единственное чувство, утрата которого неизбежно ведёт к гибели. Именно в области непосредственного соприкосновения пребывает трогающее и задевающее человека. Как в сфере сексуальных отношений: одна из высших радостей бытия, и в тех же актах, но сделанных против воли человека одно из мучительнейших переживаний. Равное можно сказать в отношении насилия: только нормы культуры, только критерий внутренний может нам открыть его знак: насилие или наслаждение, убийство и истязание или святая жертва, радость и воодушевление.
«Психофизика насилия Аристотеля», а именно так называется вторая глава второго раздела характеризует феномен насилия как искусственную зону аналитического умолчания, поскольку, с одной стороны, он вписан в историко-политический контекст ХХ века, который нас все время отсылает в прошлое: к ГУЛАГУ, Аушвицу, и с другой стороны, в модернист
Выдержка из текста работы
Реферат по философии Тема: «Философия насилия» Введение Поскольку философия наука о Всеобщем, анализ любого явления она доводит до обнаружения исходного основания. Знание этого свойства позволяет давать описание свойств внешнего мира и с помощью этого изменять природу, общество и мышление.Это позволяет понять явление, то есть узнать то общее, что образует данное множество явлений, и как это общее организует бытие каждого проявления этого явления. Так как философия доводит анализ любого явления до обнаружения предельно широких множеств, это множества объективного и субъективного, т.е. любую проблему философия начинает решать с анализа взаимоотношений объективного и субъективного в пределах существования данного явления.
Таким образом, мы должны решить основной вопрос философии, отнеся данное явление к одному из предельно широких множеств: материального или идеального. Также мы можем сформировать определение понятия явления, исходя из определения общества и человека.Кроме того, мы имеем возможность представить структуру явления, исходя из определения структуры.
Также, философия даёт нам аппараты исследования – с помощью диалектического и метафизического подходов.И наконец, полученные знания формируют и изменяют наше мировоззрение и методы исследования и преобразования мира. 1. Понятие насилия Насилие, как явствует уже из этимологии слова, есть применение силы, опора на силу, действие с помощью силы. Однако не всякое применение силы можно именовать насилием; совершенно очевидно, что таковыми не являются, например, действия штангиста, поднимающего тяжелые гири, или шахтера, прорубающего тоннель в скалах.
О насилии можно говорить тогда, когда сила переламывает силу. Но и здесь требуется уточнение.Не принято считать насильственными действия волка задравшего овцу, или охотника, победившего в рукопашной схватке медведя. Насилие имеет место только во взаимоотношениях между людьми, поскольку они обладают свободной волей; оно в этом смысле есть общественное отношение.
Насилие разрывает общественную коммуникацию, разрушает ее общепризнанные основания, получившие выражение в традициях, обычаях, праве, иных формах культуры. В этом смысле оно всегда представляет собой нарушение некоего договора, нормы, правила, односторонний выход за принятые рамки коммуникации. Совершающий насилие в отношениях с теми, на кого направлены его насильственные действия, преступает некую черту, которую они ранее обязались не преступать.В процессе насилия одни индивиды (группы людей, сообщества) навязывают себя, свои цели и нормы другим, стремятся подчинить их себе. Насилие – не просто разрыв интер-субъективной коммуникации, а такой разрыв, который осуществляется как бы по ее собственным законам; оно оправдывает себя тем, что якобы задает более высокую коммуникативную основу.
В этом смысле насилие есть феномен культуры и истории. Так же насилие связано с объективными факторами, определяемыми в конечном счете уровнем развития производственных сил. Оно может являться одним из способов принуждения к труду.
Итак, выделим, исходя из проведенного анализа, основные признаки: • Насилие представляет собой такой тип человеческих, общественных отношений, в ходе которого одни индивиды и группы людей подчиняют себе других, узурпируют их свободную волю. • Насилие есть внешнее воздействие на человека, по преимуществу его физическое принуждение. • Насилие совершается человеком (группой людей) и может быть ответом на насилие. • Насилие всегда направлено на достижение какой-либо цели. • Мотивы и цели в понятии насилия играют большую роль. • Будучи навязыванием воли одних другим, насилие может быть интерпретировано как разновидность отношений господства, власти. • Может являться одним из способов принуждения к труду. • Насилие может быть как физическим, так и психологическим.
В нашем подходе, где мы идем от определения и человека, как существа, делающего сознательный вклад в общественное производство жизни, можно сделать вывод, что насилие мешает делать ему этот вклад.
А мешать ему могут лишь 2 фактора: физический – как физическое подавление и лишение физической возможности делать этот вклад, и психологический, как информационное подавление в сознании желания делать этот вклад. Тогда это всё что, что мешает нашему обществу развиваться.Психологическое насилие, отнимает, подавляет у человека желание понимать, а значит, его множество идеального в меньшей степени отражает множество материального, следовательно, он имеет меньше возможностей для работы с отражаемым миром, следовательно, он делает меньший вклад в развитие общества, чем мог бы. Отсюда можно сделать вывод, что насилие – это то, что мешает человеку делать сознательный вклад в общественное производство жизни. 2. Структура насилия Анализ структуры явления начнем, прежде всего, с соотнесения материальной и идеальной сферы его существования.
Насилие – явление материальное, т. к. носителем насилия является человек.
Взаимодействие конкретных объектов окружающего мира (людей) происходит посредством этого явления. Насилие идеально в том смысле, что оно мешает пониманию, сужает возможности отражения конкретного человека. На основе взаимодействия материального и идеального аспектов насилия проанализируем структуру насилия. Выделим субъект и объект насилия, т.е. носителя насилия и то, на что оно направлено. Субъектом насилия является человек, который его совершает.Объектом насилия является другой человек, а как результат насилия – помеха для вложения вклада этого человека в общественное производство жизни.
Теперь выделим взаимосвязь элементов. Взаимодействие между субъектом явления насилия и объектом есть реакция этого объекта на субъект. Структура явлений психологического и физического насилия незначительно различается. Таким образом, структура явления: Человек А совершает насилие над человеком B. Человек В делает меньший вклад в общественное производство жизни.С развитием общества происходит изменение структуры насилия: преобладающая роль переходит к психологическому насилию.
В настоящее время мы наблюдаем именно это: масс-медиа старается создать информационный хаос, скрывая от нас объективную действительность.Насилие в человеческом существовании – явление временное, т. к. если это не так, то в конце концов любое общество исчезнет, а чтобы выжить каждый в обществе должен быть человеком и делать как можно больший сознательный вклад в общественное производство жизни. 3. Диалектика насилия Диалектика – это наука о наиболее общих законах развития и основанного на этом метод познания и преобразования внешнего мира, т.е. диалектика – это наука о развитии.
Подход к изучению явления диалектика выражает как его рассмотрение с точки зрения борьбы и единства противоположных сторон, т.е. явление есть результат взаимосвязи противоположностей. Форма насилия постоянно менялась – от первобытного до нашего времени.Другое дело форма насилия в разных социальных группах, будь то семья или школа. В явлении насилия можно найти то исходное свойство, которое будет выстраивать взаимосвязь остальных.
Рассмотрим с точки зрения взаимосвязи противоположностей. Основное противоречие содержится во взаимодействии. Исходя из определения, данного нами, то противоречием в явлении является взаимодействие того, что помогает делать человеку сознательный вклад в общественное производство жизни, и тем, что мешает делать ему этот вклад.Это противоречие до сих пор движет развитием насилия.
Выделим этапы развития насилия. В рабовладельческий период насилие преимущественно было одной из форм принуждения к труду. В средневековье насилие было распространено во всех сферах жизни, в отношениях феодалов и крестьян, между государствами, между приверженцами различных религий. В настоящее время насилие носит преимущественно психологический характер. Но также можно выделить форму, которая появилась сравнительно недавно – это террор.Он является применением силы или угрозой её применения в политических целях.
Таким образом, насилие прошло в своём развитии путь от физической помехи для совершения сознательного вклада в общественное производство жизни до психологического насилия, когда объект насилия даже не осознает самого факта совершения насилия. 4. Современная проблематика насилия Как уже было отмечено выше, сегодня насилие приобрело массовый характер, причем в психологической форме.Процесс «промывания мозгов» – вот основной инструмент психологического насилия сегодня.
Нескончаемый поток информации мешает делать сознательный вклад в общественное производство жизни, и в итоге мы делаем непонятно что. Человек не может понять, ГДЕ он и ЗАЧЕМ он! А раз так, то он не нужен! Но те же инструменты психологического насилия настолько «засоряют» мозги, что об этом человек даже не задумывается. Итог – деградация производственных сил общества. Для России справедливо всё вышесказанное.Те, кто контролирует инструменты массового психологического насилия, наплевал на судьбу России, и лишь удовлетворяет свой коренной интерес.
И пока до нас не дойдет, всё будет продолжаться в том же духе, а именно – будет продолжаться процесс деградации производительных сил в России. Значит, нас ожидает качественный скачок — либо общество погибнет, либо до нас дойдет. И то и другое сулит революцией и сменой собственника. Заключение После написания данного реферата мое уважение к философии выросло.Я поняла, что из множества различных определений одного и того же явления можно выделить предельно общее определение, которое подходит под все случаи, т.е. характеризует любое проявление этого явления. Я поняла, что если использовать такой подход к каждому явлению, понятию, вещи, т.е. находить исходное (всеобщее) свойство, то жить станет проще, все становится предельно просто.
Окружающий мир существует вне и независимо от сознания.Я поняла, что его нельзя познать полностью, т.к. познание в человеческом существовании представлено наукой, которую человек сам и изучает и, учитывая, что знание бесконечно, ставить вопрос о полном познании окружающего мира бессмысленно.
Я поняла, что в современном мире нас кругом окружает явление насилия. Оно присутствует во всех взаимоотношения между людьми и окружающим миром. И, наконец, я понял, что философия – довольно интересная наука и, видимо, это наука обо мне.