Помощь студентам, абитуриентам и школьникам

Консультации и учебные материалы для разработки диссертации, дипломной работы ,курсовой работы, контрольной работы, реферата, отчета по практике, чертежа, эссе и любого другого вида студенческих работ.

  • Форма для контактов
  • Политика конфиденциальности
2009 - 2023 © nadfl.ru

Пример дипломной работы по литературе русской: Наречие как средство повышения изобразительности речи, выражения оценки средства свыязи предложений в тексте. (на материале Гоголя

Раздел: Дипломная работа

Содержание

Содержание1

Введение.2

1. Лингвистическая теория наречия.4

2. Дискурсивный анализ функций наречий в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души».33

2.1. Пространственный дискурс.33

2.2.Временной дискурс.37

2.3. Дискурс интенсивности.40

3.Авторская оценка.45

4.Наречие как текстообразующая лексема.49

Заключение.54

Литература.58

Приложение.62

Глоссарий.63

Выдержка из текста работы

В последнее время в образовательных учреждениях резко возрос интерес изучению культуры своего народа. Только на основе прошлого можно понять будущее, а народ, который не помнит своего прошлого, не передает все самое ценное и не хранит своим последующим поколениям- народ без будущего. Эта проблема глобальна, она затрагивает весь мир и стоит перед всем современным обществом.

Изучением детского фольклора занимались следующие исследователи: В.П. Аникина. В.С.Бахтин. М.Горький. Я.М.Коменский. Н.И.Кравыов.

По мнению Я.М.Коменского с детьми дошкольного возраста необходимо использовать в качестве средства развития речи ритмические прибаутки, сказки , поговорки, стихи, обращать внимание детей на различие между поэзией и простой речью, рекомендует заучивать пословицы и поговорки потешки и загадки, учить понимать образную речь, использовать в работе с детьми художественные сказки, рассказы.

А.М.Горький писал о том что в фольклоре, как и в языке , сказывается: «коллективное творчество» всего народа, а личное мышление одного человека, что «гигантской» силой коллектива, можно, все объяснить единственную и по сей день глубокую красоту мифа и эпоса, основанную на совершенной гармонии идеи с формой.

Фольклор выражает склонности, вкусы, интересы народа. Высокое художественное совершенство и доходчивость восприятию ребенка дошкольного возраста сделали фольклор значимым средством воспитания и обучения. Однако практика показывает, что многие из воспитателей имеют слабое представление о содержании, жанрах фольклора, видах, формах работы с детьми дошкольного возраста, мало применяют в воспитательно- образовательном процессе малых фольклорные жанры.

Малые фольклорные жанры должны войти в быт ребенка и сопутствовать все моменты его жизни: прием пиши, умывание, сон, игру.

Поэтому каждому педагогу необходимо быть опытным знатоком русского детского фольклора.

Целью работы является: выявить эффективность использование устного народного творчества в работе по развитию речи детей дошкольного возраста.

Объект исследования является развитие речи детей дошкольного возраста в детском саду.

Предмет исследования — является устное народное творчество развитии детской речи.

Гипотеза.

Задачи исследования:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;

2. Выявит возможности устного народного творчества в развитии детской речи;

3. Проанализировать программы «Радуга» «Планета сказок» по использованию художественной литературы устного народного творчества в развитии детской речи.

Характеристика выборки: в эксперименте принимало участие 25 детей дошкольного возраста 5-6 лет (старшая группа), а также родители детей (25 человек, все женщины средний возраст 35 лет, образование :средне — профессиональное и высшее) и воспитатели групп (2 человек, у всех высшее образование ) МБДОУ д.с.№34.

Методы исследования:

Анализ программ «Радуга» и «Планета сказок»

Базой исследования является: МБДОУ г. Белово

пгт. Инской детский сад №34

Глава 1.Теоретические основы развития речи детей дошкольного

возраста

1.1. Вопросы развития речи детей в отечественной и зарубежной педагогике

В русской педагогике сформировались давние традиции воспитания и обучения на родном языке. Мысли о потребности обучения родному языку в первые годы жизни ребенка содержатся в трудах С. Полоцкого (1629-1680), А. Д. Кантемира (1708-1744), А. П. Сумарокова (17170-1777). Особая роль в обучении русских детей на родном языке принадлежит М.В.Ломоносову (1711-1765), осуществившему реформу русского языка и выступавшему за национальное образование и воспитание на родном языке.

Лев Николаевич Толстой (1828-1910) дал высокую оценку значимости дошкольного детства во всей дальнейшей жизни человека. Выступая за гармоническое развитие детей в условиях семейного воспитания, он обращал внимание на потребность воспитания детей путем бесед, чтения. Л. Толстой создал «Азбуку» и «Книги для чтения» для обучения детей в Яснополянской школе. Его рассказы для детей из народа отличаются правдивостью, реализмом, народностью. Рассказы как образцы русской словесности нашли широкое применение не только в школах, но и в дошкольных учреждениях. Большой интерес представляют взгляды Л.Н.Толстого на развитие детского словесного творчества.

Константину Дмитриевичу Ушинскому (1824-1870) аргументировал теоретически и разработал целостную, стройную систему обучения родному языку в начальной школе. В системе Ушинского можно выделить целый ряд вопросов, характеризующих ее именно как систему в современном понимании:

· его место в начальном обучении;

· роль родного языка в жизни общества, в развитии и воспитании личности;

· цели преподавания;

· средства, методы и приемы обучения родному языку и развития речи.

· дидактические принципы;

Свои взгляды на обучение родному языку Ушинский воплотил в учебных книгах — «Родное слово» и «Детский мир».

В родном языке Ушинский видел величайшего народного наставника, удивительного педагога, средство развития умственных и нравственных сил ребенка. Язык помогает ребенку проникнуть в дух своего народа.

Родной язык обучает многому, учит удивительно легко, по какому-то недосягаемо облегчающему методу. Усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова, их видоизменения и сложения , но безграничное множество понятий, взглядов на предметы, множество мыслей, логику и философию языка, чувств, художественных образов. А главное -усваивает все это легко и скоро: в 2-3 года столько, что и половины того не может усвоить в 12 лет дальнейшего прилежного учения. Практическое освоение языка — необходимая основа для изучения языка в школе.

К. Д. Ушинский разработал и обосновал стройную систему обучения родному языку, без которого «дитя долго, а может быть, и никогда не справится вполне с этим громадным наследством не сделает его действительно своим духовным богатством». Преподавание отечественного языка имеет три цели:

• развитие дара слова, т. е. умений выражать свои мысли в устной и письменной речи;

• усвоение форм языка, выработанных как народом, так и художественной литературой;

• усвоение грамматики, или логики, языка.

Для решения каждой цели Ушинский разработал систему упражнений, отвечающих принципам наглядности, доступности, систематичности, последовательности и постепенности, сознательности, развивающего обучения. К. Д. Ушинский внес большой вклад в методику развития речи детей дошкольного возраста. Он доказал необходимость подготовительного обучения до школы, накопления у детей знаний о предметах, их окружающих, совер­шенствования сенсорной культуры, развития речи на основе развития знаний и мышления. Ушинский обратил внимание на психологические особенности детей дошкольного возраста, указав на образную природу детского мышления, на необходимость наглядности в работе с ними. В современной практике детских садов широко используются упражнения, рассказы, написанные им, и народные сказки в его обработке.

Елизавета Николаевна Водовозова (1844-1923) известная в те годы детская писательница и педагог. Основное внимание она уделяла содержанию и методике воспитания в семье. Вслед за своим учителем Водовозова считала, что воспитание должно реализоваться на народной речи, народном творчестве. В главном своем труде «Умственное развитие детей от первого появления сознания до 8-летнего возраста» (1871, выдержало 7 изданий) Водовозова изложила программу развития у детей родной речи и методику использования русского фольклора. Положительной оценки заслуживают попытки широкого применения автором на этих занятиях произведений устного народного творчества: сказок, песен, поговорок, загадок.

В своем труде Водовозова подробно изложила взгляды на сказку, предложила серию сказок, доступных для дошкольников. По ее мнению, сказка должна опираться на детский опыт, развивать детскую фантазию, обогащать речь народными оборотами и выражениями. Ценными были рекомендации по отбору сказок. Многие сказки она предлагала рассказывать детям в специальной обработке, в сокращенном виде.

А. С. Симонович составила словарь детской речи, написала работу «О детском языке». Особенности речи детей предусматривались ею в организации работы с детьми. С младшими детьми практиковались рассматривание и рассказывание по картинкам, со старшими — чтение рассказов, статеек, сопровождавшееся беседами.

М. X. Свентицкая особое место среди игр и занятий отводила беседам, рассказыванию, разработала методику рассказов и бесед по картинкам и без картинок. Актуальны сегодня ее рекомендации о проведении так называемых свободных бесед, в которых дети сами ставят вопросы и в естественной форме обсуждают их с воспитателем. Что касается художественного слова, то Свентицкая выбирала живое рассказывание педагога, а чтение доступных детям книг — только для старших групп.

Ефим Аронович Аркин справедливо подчеркивая, что «культура речи, являясь одной из основных проблем воспитания в ранние годы, предполагает собой сложнейшую задачу, требующую от педагога для своего правильного разрешения большого искусства и опыта». Он приходит к выводу о необходимости руководства развитием ребенка, определения его задач.

Одним из основных средств речевого развития, наряду с наблюдениями окружающей жизни, была признана художественная литература. В связи с этим остро дискутировались вопросы круга чтения для детей, его предметной и сю­жетной направленности. Острая и продолжительная дискуссия происходила вокруг вопроса о том, нужна ли пролетарскому ребенку сказка. Большинство педагогических деятелей выступило против сказки. Эта позиция была поддержана на III Всероссийском съезде по дошкольному воспитанию, рассматривавшем сказку с идеологических позиций как «тормоз в развитии материалистического мышления» (доклад Р. Прушицкой).

Большую роль в защите сказки сыграл М. Горький, выступивший в самый разгар дискуссии. Благодаря его вмешательству, а также выступлениям современных педагогов, таких, как Е. И. Тихеева, с середины 30-х гг. начинается момент возрождения сказки в детском саду.

Елизавета Ивановна Тихеева активно участвовала в разработке методи­ческой теории и практики на основании творческого использования классического педагогического наследия, изучения опыта детских садов в России и за рубежом, собственного педагогического опыта. Уже в первые годы своей пе­дагогической работы под влиянием идей К. Д. Ушинского и Л. Н. Толстого Тихеева обратила внимание на роль родного языка в воспитании детей. Разделяя взгляды Ушинского и Толстого, она считала родной язык великим педагогом и наставником. Воспитание должно проходить на фоне родного языка. Это определило круг интересов Тихеевой. Основное место в ее педагогической деятельности заняли вопросы речевого развития детей. Она создала свою систему развития речи детей дошкольного возраста в условиях общественного дошкольного воспитания.

Первые публикации Тихеевой касались детского чтения, роли родного языка, методики обучения грамоте детей в школе, а с 1913 г. стали выходить статьи и книги по вопросам речевого развития дошкольников: «Родная речь и пути к ее развитию», «Несколько слов о развитии речи детей», «Культура речи» и др., в которых она обсуждает роль родного языка в воспитании, вопросы создания условий для речевого развития, соответствия речи взрослых пониманию ребенка и др.

Теоретическую основу разработанной Тихеевой системы составляют следующие положения:

• речь детей развивается в деятельности и в первую очередь в игре и труде. Игра и труд создают условия для самодеятельности детей в области языка;

• речь детей развивается в социальной среде, при условии расширения социальных связей, в процессе общения со взрослыми и сверстниками. Культура речи детей неразрывно связана с культурой речи воспитателя и всех окружающих людей;

• развитие речи осуществляется в единстве с умственным развитием. Дети овладевают родным языком в процессе познания окружающего мира. Особого внимания требует развитие языка в связи с мышлением. Язык развивается наглядным, действенным путем. Развитие речи опирается на базу сенсорных представлений;

• руководство развитием речи должно охватывать все периоды жизни ребенка, включая и первый год жизни;

• развитие речи связано со всем педагогическим процессом детского сада.

• обучение на специальных занятиях является необходимым и важным средством речевого развития дошкольников;

Е. И. Тихеева определила основные задачи (разделы) работы по развитию речи детей в детском саду:

1. развитие аппарата речи у детей, его гибкости, четкости; развитие речевого слуха;

2. работа над формой речи, ее структурой.

3. накопление содержания речи;

Е. И. Тихеева продемонстрировала пути решения этих задач. Много внимания уделяла она обогащению содержания речи. В ее трудах представлена стройная система работы над словом. Знакомство детей с миром природы, социальной жизнью должно, по ее мнению, служить настолько же увеличению и систематизированию их знаний, насколько развитию и обогащению их языка.

Запас детских представлений и словарь в системе Тихеевой закрепляются на занятиях без иллюстративного материала (по «живому слову»), в словарных упражнениях.

Наиболее полно ею разработаны и представлены виды детского рассказывания: рассказы по заглавиям, по картинам, по началу рассказа, из опыта и др.

Евгении Александровне Флериной принадлежит заслуга разработки общих основ эстетического воспитания дошкольников. Эстетическое воспитание рассматривается ею как способ развития творческих сил ребенка, которое должно осуществляться на лучших образцах подлинного искусства: художественном слове, художественной картине, художественной игрушке. Убедительно показывается, что не только реальный, зрительно воспринимаемый, но и словесный художественный образ обладает способностью вызывать зрительные, осязательные реакции, заставляет «видеть». Художественное слово приближает ребенка к реальности, не позволяет искажать его отношение к действительности, учит осознавать за словом эту действительность. Вместе с тем Флерина предостерегала от переоценки роли слова. За словами должны быть конкретные реальные образы. Слова и понятия, не связанные с реальным опытом, сложная по своей форме речь взрослых могут привести к разрыву между словом и представлением. Флерина подчеркивала роль наблюдений и чувственного опыта в развитии речи, выявила важнейшую закономерность использования непосредственного восприятия, слова педагога и активной речи детей.

Е. А. Флерина провела исследование восприятия детьми картинки, на основе чего сформулировала требования к отбору картинок, к их эстетическому оформлению. И хотя исследование проводилось с целью «уяснения своеобразных черт психологии детского рисунка и его эстетических тенденций», значение его гораздо шире. Оно помогает пониманию общепсихологических и эстетических особенностей восприятия ребенка, дает много мат……..

Список литературы

1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учебное пособие для студентов высших и средних пед. уч. заведений / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. — 3-е изд., стереотип. — М.: Изд. центр «Академия», 2000. — 400с.

2. Аникина, В.Г. Русский фольклор / В.Г.Аникина. — М.:

Художественная литература, 1986. — 367с.

3. Богатырев, П.Г. Русское народное творчество / П.Г. Богатырев, В.Е. Гусев. -М.: Высшая школа, 1966.

4. Доронова, Т.Н Развитие детей раннего возраста в условиях вариативного дошкольного образования / Т.Н. Доронова, О.Г.Абрамова , В.Н. Андреева и др. — Обруч. Москва, 2010год- С.119-127

5. Кравцов, Н.И. Славянский фольклор: / Н.И.Кравцов — М.: Издат. Московского Университета, 1976.

6. Морохин, В.Н. Прозаические жанры русского фольклора. Хрестоматия : учебное пособие для филологов спец, ун — тов. / В.Н. Морохин. — М.: Высшая школа, 1977.

7. Париская, И.О. Русский детский фольклор как средство формирования личности дошкольников: дипломная работа / И.О. Париская . — Бедово, 2003. — 90с.

8. Русское народное творчество: / под ред. П.М. Кравцов, — М.: Просвещение, 1988.

9. Савушкина, Н.И. О собирании фольклора /Н.И. Савушкина. — М., 1974.

10. Селиванов, Ф.М. Хрестоматия по фольклору / Ф.М. Селиванов. — М.: Просвещение, 1972.

11. Ушакова, О.С, Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений./ О.С. Ушакова — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 288 с.


Похожие работы

  • дипломная  Театрализованная игра как средство развития связной речи дошкольников
  • курсовая  Дидактические игры и упражнения как средство развития связной речи детей дошкольного возраста
  • реферат  Отличие речи человека как средства общения от речи животных
  • курсовая  Сюжетно-ролевые игра как средство формирования фразовой речи у детей с общим недоразвитием речи.
  • дипломная  Использование изобразительной деятельности как средство развития связной речи у детей у детей с ЗПР
  • курсовая  Красноречие как средство успеха в беседе

Свежие записи

  • Прямые и косвенный налоги в составе цены. Методы их расчетов
  • Имущество предприятия, уставной капиталл
  • Процесс интеграции в Европе: достижения и промахи
  • Учет уставного,резервного и добавочного капитала.
  • Понятие и сущность кредитного договора в гражданском праве.

Рубрики

  • FAQ
  • Дипломная работа
  • Диссертации
  • Доклады
  • Контрольная работа
  • Курсовая работа
  • Отчеты по практике
  • Рефераты
  • Учебное пособие
  • Шпаргалка