Содержание
Введение3
Глава 1. Налоговый контроль в системе общегосударственного финансового контроля5
1.1. Понятие финансового контроля5
1.2. Виды налогового контроля7
Глава 2. Правовое регулирование налоговых проверок10
2.1. Виды налоговых проверок10
2.2. Порядок осуществления выездной налоговой проверки12
2.3. Оформление результатов налоговой проверки18
Глава 3. Обжалование актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц22
3.1. Порядок и сроки подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган22
3.2. Обжалование актов налоговых органов в суде23
Заключение28
Список источников и литературы30
Выдержка из текста работы
Постепенное укрепление основ рыночной экономики в России обусловливает необходимость создания и развития адекватных институциональных структур управления многообразным комплексом экономических, финансовых и налоговых отношений государства с хозяйствующими субъектами. С точки зрения институционального структурирования наибольшая активность проявилась за последнее десятилетие в сфере налоговых отношений, что было предопределено изменениями роли различных форм собственности в российской экономике и политике. Трансформационное состояние российской налоговой системы требует повышенного внимания ученых и законодателей к методологии налогового контроля. Необходимость обновления содержания, принципов, методов и целей контрольных действий за полнотой и своевременностью исполнения налоговых обязательств обусловлена не только изменчивостью законодательных норм их регулирования, но и появлением принципиально новых свойств и задач налогового контроля, присущих рыночной экономике. К числу наиболее важных свойств налогового контроля в рыночных условиях следует отнести правовую обоснованность и экономическую целесообразность контрольных действий, их предопределенность постепенным сближением финансовых интересов государства и хозяйствующих субъектов. Однако, несмотря на то, что такие изменения все четче проявляются на практике, они носят дифференцированный характер.
Одной из причин непрерывных, в ряде случаев экономически нецелесообразных модификаций методов контроля является, на наш взгляд, отставание науки о контроле от развивающейся практики налоговых отношений. Кроме того, со стабилизацией отношений собственности существенно меняются мотивации субъектов и государственного, и корпоративного контроля, обусловленные постепенной конвергенцией финансовых интересов государства и хозяйствующих субъектов. В условиях рыночной экономики при рассмотрении сущности и функций государственного и корпоративного налогового контроля, обнаруживается их относительное и противоречивое единство: оба вида контрольных действий осуществляются в одном правовом поле, по отношению к одним и тем же объектам налогообложения и в разрезе одних и тех же элементов налога, должны способствовать достижению улучшения экономических результатов хозяйствования и соответствовать интересам государства.
Цель работы — анализ налогового права как основной формы налогового контроля РФ.
Для достижения поставленной в работе цели определены следующие задачи:
1. рассмотреть налоговый контроль в системе общегосударственного финансового контроля;
2. проанализировать виды налоговых проверок;
3. рассмотреть порядок осуществления выездной налоговой проверки;
4. изучить оформление результатов проверки
5. рассмотреть порядок обжалование актов налоговых органов и действий (бездействий) их должностных лиц.
Предметом исследования являются вопросы методологии, организации и методического обеспечения налогового контроля в современных условиях управления и хозяйствования.
Объектом исследования является сфера налоговых обязательств.
Теоретическую и методическую основу исследования составили фундаментальные труды отечественных ученых, практические рекомендации специалистов в области налогового контроля по совершенствованию процедур налоговых проверок, а также законодательные, нормативно-правовые акты, положения и инструктивные указания.
Глава 1. Налоговый контроль в системе общегосударственного финансового контроля
Место налогового контроля в общей системе финансового контроля можно определить следующим образом: налоговый контроль — это государственный контроль, осуществляемый специальными контрольными органами.
Его существование обусловлено наличием объективной категории налогов и налоговых отношений, которые являются частью финансовых отношений.
Особое внимание к налоговому контролю со стороны государства обусловлено тем, что налоги выступают основным источником бюджетных доходов. Налоговые правоотношения изначально конфликтны. Фискальным задачам государства сформировать централизованные денежные фонды противостоит здесь естественное стремление налогоплательщика максимально уменьшить размер своих налоговых платежей. То есть интересы государства и налогоплательщиков в рамках налоговых отношений противоположны. Поэтому контрольной деятельности в сфере налогообложения государство придает важнейшее значение. Вместе с тем правовой институт налогового контроля еще только начинает складываться. До введения в действие части первой НК РФ его нормативный механизм практически отсутствовал. Отдельные вопросы проведения налоговых проверок и оформления их результатов регулировались инструкциями и информационными письмами Госналогслужбы РФ. Все это приводило к многочисленным спорам между налогоплательщиками и налоговыми органами.
Впервые, с выходом Федерального Закона от 27.07.2006г. № 137-ФЗ, в ст.82 НК РФ приведено понятие «налоговый контроль», а сама статья переименована, теперь она называется «Общие положения о налоговом контроле». Так, налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ
В современной научной литературе существует множество трактовок налогового контроля. Так, для сравнения следует привести ряд наиболее часто встречающихся определений, даваемых этому виду контрольной деятельности российскими учеными.
Т.Ф. Юткина пишет: «налоговый контроль — это элемент финансового контроля и налогового механизма. Налоговый контроль пронизывает экономику по вертикали и по горизонтали, обеспечивая соблюдение правил бухгалтерского учета и отчетности, законодательных основ налогообложения» .
Гудимов В.И. считает, что налоговый контроль — это специализированный (только в отношении налогов и сборов) надведомственный (вне рамок ведомства) государственный контроль, сущность которого состоит не только в проверке соблюдения законодательства о налогах и сборах, но и в проверке правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов .
По мнению М.В. Романовского и О.В. Врублевской, «налоговый контроль — это система мероприятий по проверке законности, целесообразности и эффективности действий по формированию денежных фондов государства на всех уровнях управления и власти в части налоговых доходов; выявлению резервов увеличения налоговых поступлений в бюджет и улучшению налоговой дисциплины; совокупность приемов и способов, используемых органами власти и управления, которые обеспечивают соблюдение налогового законодательства, правильность исчисления, полноту и своевременность внесения налогов в бюджет»
Из вышеприведенных определений налогового контроля можно сделать вывод, что авторы, раскрывая понятие данного феномена, сходятся в том, что налоговый контроль имеет целью обеспечить полноту, своевременность уплаты налогов и сборов в бюджет, соблюдение налогового законодательства, применение мер ответственности за эти нарушения. Также следует обратить внимание на то, что все авторы отмечают юридический аспект данной контрольной деятельности, подчеркивая, что она регламентируется соответствующими правовыми нормами.
В сфере правового регулирования контроль используется, прежде всего, как механизм, посредством которого проверяется соответствие поведения и деятельности контролируемых субъектов (государственных органов, организаций и физических лиц) предписаниям правовых норм. Так, например, ст. 2 федерального закона от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)” устанавливает, что государственный контроль (надзор) — это проведение проверки выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем при осуществлении их деятельности обязательных требований к товарам (работам, услугам), установленных федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами. Сущность контроля отражена также и в ст. 1 Лимской декларации руководящих принципов контроля. “Контроль — не самоцель, а неотъемлемая часть системы регулирования, целью которой является вскрытие отклонений от принятых стандартов и нарушений принципов законности, эффективности и экономии расходования материальных ресурсов на возможно более ранней стадии, чтобы иметь возможность принять корректирующие меры, в отдельных случаях привлечь виновных к ответственности, получить компенсацию за причиненный ущерб или осуществить мероприятия по предотвращению или сокращению таких нарушений в будущем” .
Однако следует отметить, что понимание контроля содержит указание на отличие его от надзора, которое заключается в том, что контролирующий вправе проверять не только законность, но и целесообразность деятельности контролируемого. Очевидно, что надзор в системе налогового контроля осуществляется налоговыми органами путем систематического сбора, обобщения, анализа и обработки информации о деятельности организаций и физических лиц в качестве налогоплательщиков. Это своего рода налоговый мониторинг, непрерывное отслеживание состояния дел в сфере налогообложения. Организационно-правовыми формами налогового надзора являются государственные реестры, ведение которых возложено на органы …
**************************************************************