Содержание
Введение3
Глава 1. Налоговая политика как инструмент экономического регулирования6
1.1. Концептуальные основы содержания налоговой политики6
1.2. Цели, стадии, виды, формы и направления налоговой политики11
1.3. Налоговая политика в системе государственного регулирования экономики15
Глава 2 Анализ современной налоговой политики Российской федерации и пути ее совершенствования21
2.1 Оценка налоговых доходов бюджета за период 2008-2009 годы21
2.2 Реформирование налоговой политики в условиях финансового кризиса31
Заключение35
Список литературы37
Приложения40
Выдержка из текста работы
Государственная власть любого государства, в том числе России, на протяжении всей истории своего существования нуждалась, нуждается и будет нуждаться в средствах, необходимых для выполнения присущих ей функций перед обществом. Одним из основных средств, которые позволяют государству выполнять свои функции, являются налоги.
Изъятие налогов у организаций и граждан как налогоплательщиков не требует практически никаких вложений со стороны государства. Для изъятия налогов требуется только армия чиновников и служащих, на содержание которых хотя и требуются средства, но они же и покрываются за счет изъятых средств.
Параметры налоговой системы во многом зависят от проводимой государством налоговой политики, под которой понимается совокупность осуществляемых государством мероприятий направленных на обеспечение своевременной и полной уплаты налогов и сборов, в объемах, позволяющих доставить ему необходимое финансирование.
Налоговая политика, будучи относительно самостоятельной и независимой, призвана обеспечивать финансовыми ресурсами бюджетную систему страны, а значит, «обслуживает» бюджетную политику. Однако в не меньшей степени налоговая политика должна стимулировать экономический рост. В частности, (а) налогообложение не должно препятствовать росту сбережений населения и процессу капиталообразования фирм; (б) необходима эффективная система взимания и перераспределения налоговых поступлений между бюджетами разных уровней для обеспечения гармоничного развития государства как целого и проведения региональной политики; (в) система налогообложения должна сохранять неизменность своих базисных принципов формирования на длительный период.
Налоговая политика является важнейшей составной частью экономической политики страны. Одновременно это и тот рычаг, с помощью которого правительство оказывает огромное воздействие на процесс производства и распределения.
Цель данной курсовой работы – изучить принципы, на основании которых должна осуществляться налоговая политика.
Задачи курсовой работы:
1. Охарактеризовать налоговую систему РФ, а также принципы ее построения;
2. Рассмотреть сущность налоговой политики;
3. Ознакомится с принципами функционирования налоговой политики;
4. Рассмотреть современное состояние налоговой политики РФ.
Объектом практического исследования является налоговая политика РФ.
1. Особенности построения налоговой системы РФ
1.1. Понятие и элементы налоговой системы РФ
Налоговая система — представляет собой совокупность предусмотренных налогов и обязательных платежей, взимаемых в государстве, а также принципов, форм методов установления, изменения, отмены, уплаты, взимания и контроля…………………………..
Заключение
Налоговая политика — это система мероприятий, проводимых государством в области налогов, составная часть фискальной политики. Налоговая политика выражается в видах применяемых налогов, величинах налоговых ставок, установлении круга налогоплательщиков и объектов налогообложения, в налоговых льготах.
Налоговая политика формируется и реализуется на федеральном, региональном, и местном уровнях в пределах соответствующей компетенции. Налоговая политика – является одним из основных элементов социально-экономической политики. Налоговой политике необходимо обеспечить поступление денежных средств в государственный бюджет в целях реализации государством социальных, политических, экономических программ.
Формирование налоговой политики должно строиться на соблюдении следующих принципов: стабильность налоговой системы; одинакового налогообложения производителей, независимо от отраслевой принадлежности предприятия и формы собственности; одинаковых условий налогообложения для предпринимателей, занятых в производстве и потребителей.
Наиболее значимые недостатки налоговой политики в России, носящие макроэкономический характер, заключаются в следующем: отсутствие благоприятного налогового режима для частных инвестиций в экономику; огромная нагрузка на фонд оплаты труда (она несколько снижается с введением единого социального налога); отсутствие среднего класса, что приводит к переложению налогов на производственную сферу и ее подавление; неравномерное распределение налогового бремени между законопослушными и уклоняющимися от налогов потенциальными плательщиками.
На микроуровне можно выделить следующие недостатки: расхождения между стандартами бухгалтерского учета и налоговым учетом, приводящие к трудоемким корректировкам бухгалтерской прибыли при исчислении налогооблагаемой прибыли; ежемесячные авансовые платежи многих налогов, что приводит к вымыванию собственных оборотных средств предприятий; исключительная множественность налогов; противоречивость и запутанность многочисленных инструкций и разъяснений Министерства по налогам и сборам и Министерства финансов РФ, арбитражной практики.
По мнению бизнеса, реформирование налоговой политики должно способствовать формированию эффективной и конкурентоспособной налоговой системы, основанной на следующих принципах: стабильность налоговой политики; необременительность налоговой системы для бизнеса; равенство условий налогообложения; благоприятность для инвестирования в развитие бизнеса; разграничение правомерной практики налогового планирования от криминального уклонения от налогов.
Список литературы
1. Налоговый кодекс Российской Федерации — часть первая от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (с изм. и доп.). // Справочно-правовая система «Гарант» 17.04.2004.
2. Александров И.М. Налоги и налогообложение: Учебник. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2005. – 314с.
3. Барулин С.В. Налоги как инструмент государственного регулирования экономики // Финансы. — 2003. — № 1 — с. 22.
4. Бобылов Ю.А. Российская отраслевая наука и налоговая политика // Финансы. – 2001. — № 7. — с. 23.
5. Дубов В.В. Действующая налоговая система и пути ее совершенствования // Финансы. – 2003. — № 4. — с. 22.;
6. Евсеев Д. О перспективах реформирования налоговой системы России // Финансы. – 2002. — № 6. — с. 39.
7. Евстигнеев Е.Н. Основы налогообложения и налогового права. – М.:ИНФРА-М, 2003. – 120с.
8. Закупень Т.В. Некоторые аспекты налоговой политики // Финансы. – 2001. — № 5. — с. 30.
9. Интернет ресурсы: www.minfin.ru
10. Налоги: Учебное пособие. / Под ред. Д.Г. Черника. – 4-е издание, перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 544с.
11. Осетрова Н.И. К вопросу о сущности и определении налогов // Налоговый вестник. — 2000. — № 6.
12. Основы налогового права Учебно-методическое пособие / Под ред. С.Г. Пепеляева. – М.: Инвест Фонд, 2002. – 496с.
13. Пансков В.Г. Налоги и налоговая политика // Российский экономический журнал. – 2002. — № 1 – с. 19.
14. Ценообразование и налогообложение: Учебник / И.К. Салимжанов, О.В. Португалова, Е.А.Морозова; Под ред. И.К. Салимжанова. — М.: ТК Велби, Из-во Проспект, 2003.-424с.
15. Черник Д.Г., Починок А.П., Морозов В.П. Основы налоговой системы: Учебное пособие для вузов / Под ред. Д.Г. Черника. — М.: Финансы, ЮНИТИ, 2003. — 425с.
16. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2003. — 325с.