Содержание
Введение3
Глава 1. Налог на добавленную стоимость. Исторический и теоретический аспект.6
1.1. История становления и развития налога на добавленную стоимость6
1.2. Экономическая сущность налога на добавленную стоимость16
Глава 2. Практика исчисления и взимания НДС на материалах ОАО «Нефтемаш»33
2.1. Особенности исчисления налога на добавленную стоимость33
2.2. Анализ порядка исчисления НДС на ОАО «Нефтемаш»42
Глава 3. Проблемы и перспективы совершенствования налога на добавленную стоимость50
3.1. Проблемы существующего порядка и налогообложения НДС на современном этапе50
3.2. Мероприятия по повышению эффективности расчетов по НДС на ОАО «Нефтемаш»58
Заключение67
Список литературы71
Выдержка из текста работы
2. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И ВЗИМАНИЯ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ ПРИ ПЕРЕСЕЧЕНИИ ТОВАРОВ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 32
2.1. НДС при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации 32
2.2. НДС при вывозе товаров с таможенной территории Российской Федерации 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 80
ПРИЛОЖЕНИЯ 84
ВВЕДЕНИЕ
Либерализация внешнеэкономической деятельности и движение Рос-сии к открытой экономике сопряжены с возникновением многих сложных проблем, одной из которых является проблема регулирования экономики. Регулирование внешнеэкономической деятельности государством означает не только поддержку и сти¬мулирование, но и контроль за соблюдением национальных интересов и обес¬печение экономической безопасности страны.
В арсенале государства имеются различные инструменты регулирова-ния ВЭД с целью защиты экономических интересов, в число которых входит взимание косвенных налогов, в том числе и налога на добавленную стоимость. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инст-рументом управления экономикой в условиях рынка.
Косвенное налогообложение, имеющее многовеко¬вую историю, всегда было предметом пристального изу¬чения финансовой науки, а достоинства и недостатки косвенных налогов не раз становились объектом жар¬ких дискус-сий в обществе. Развитие теории и практики косвенного налогообложения привело к появлению со¬вершенно нового вида налога — налога, на добавлен¬ную стоимость (НДС). Внедрение НДС в налоговые системы раз-витых стран мира берет начало со второй половины прошлого столетия после того, как он был теоретически разработан во Франции в 1954 г. Необхо¬димость применения такого показателя как добавлен¬ная стоимость в качестве объекта налогообложения в европейских странах была обусловлена построением об¬щего рынка. Распространение налога на добавленную стоимость в странах Европы ускорило принятие в 1967 г. I и III Директив ЕС, в которых НДС утверждался в качестве основного косвенного налога для стран-чле¬нов ЕС и обязательного условия для стран, имеющих намерение в будущем вступить в сообщество.
Можно сформулировать, по крайней мере, три отличительные особенности НДС. Во-первых, в облагаемый оборот не включаются суммы ранее внесенного плательщиком налога (основное отличие НДС от ранее действовавшего «каскадного» налога с оборота, ставка которого применялась к валовой стоимости товара ак¬кумулированной на всех стадиях его продвижения). Во-вторых, облагаемый оборот и налог учитываются и указываются в счетах организаций отдельно в составе цены товара. В-третьих, обложению подлежит весь оборот, но уплачивается в бюджет только часть налога, соответствующая стоимости, которая добавлена к цене закупок плательщиком.
Налог на добавленную стоимость является одним из ведущих налогов в налоговой системе России. При этом он является и самым сложным налогом, вопросы по части исчисления и уплаты этого налога возникают у налогоплательщиков постоянно. Действующий порядок начисления и взимания НДС содержит в себе множество внутренних противоречий и до конца не урегулирован государством.
Целью настоящей дипломной работы является подробное рассмотре-ние действующего механизма начисления и взимания НДС при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации, уделив особое внимание экспортным операциям.
Государство заинтересовано в активизации внешнеэкономической деятельности, так как это способствует интенсивному развитию национальной экономики и ее интеграции в мировую экономику. Кроме того, происходит приток валюты в страну, улучшается платежный баланс государства. Для того чтобы поддержать хозяйствующие субъекты, осуществляющие экспортные операции, государство должно строить свою налоговую политику таким образом, чтобы им было выгодно заниматься реализацией товаров на экспорт. Одной из таких льгот, которая предусмотрена налоговым законодательством Российской Федерации, является нулевая ставка НДС. Но несмотря на то, что с точки зрения налогообложения данные операции выгодны налогоплательщикам, все-таки они предпочитают осуществлять операции по реализации товаров на территории Российской Федерации. Связано это с тем, что в настоящее время налоговое законодательство в отношении экспорта содержит много неурегулированных моментов, которые значительно снижают эффект применения нулевой ставки.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
— определить место НДС в налоговой системе РФ;
— выявить значение этого налога в качестве инструмента в развитии эко¬номики путем регулирования ВЭД;
— раскрыть механизм начисления и взимания НДС при перемещении товаров через таможенную границу РФ;
— проанализировать действующий порядок возмещения НДС при со-вершении экспортных операций и выявить основные его слабые стороны……..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ильин А.В. Налог на добавленную стоимость: экономическая природа, проблема обоснованности возмещения и механизм ее решения // Финансы. – 2003. — № 7.
2. Кузнеченкова В.Е. Коллизии правового регулирования налога на добавленную стоимость // Юридический вестник РГЭУ. – 2004. — № 3. – С.50-56.
3. Масленникова А.А. Налог на добавленную стоимость. Правовая и экономическая сущность // Финансы. – 2005. — № 1. – С. 27-30.
4. Налоги и налогообложение: Учебник / Д.Г. Черник и др. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: ИНФРА-М, 2004, — С. 176-191. – (Высшее образо-вание).
5. НДС при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации / Лозовая А.Н. «Финансовая газета», 2004. – 48 с.
6. Налоговый кодекс Российской Федерации (с изм. и доп. от 30 декабря 2004 г.). – СПС «Гарант».
7. Обложение НДС внешнеэкономической деятельности // Таможенное регулирование. Таможенный контроль. – 2005. — № 1. – С. 55-58.
8. Письмо ГТК РФ от 21 декабря 2000 г. N 01-06/37309 «О льготах по уплате НДС в отношении отдельных товаров».
9. Письмо МНС РФ от 23 марта 2001 г. N 03-5-09/895/41-ж284 «О применении налоговой ставки ноль процентов и предоставлении налоговых вычетов».
10. Письмо МНС РФ от 5 февраля 2001 г. N ВГ-6-03/100 «О порядке обложения налогом на добавленную стоимость в государствах-участниках СНГ товаров, поставляемых в РФ. Порядок обложения налогом на добавленную стоимость в государствах-участниках СНГ товаров, поставляемых в Российскую Федерацию (Приложение к письму МНС РФ от 5 февраля 2001 г. NВГ-6-03/100)».
11. Письмо МНС РФ от 5 июня 2002 г. N ШС-6-14/793 «О практике применения налоговой ставки 0 процентов и возмещении НДС при экспорте товаров (работ, услуг)».
12. Письмо ГТК РФ от 4 июня 2003 г. N 01-06/22880 «О взимании НДС при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации» (с изм. и доп. от 10 февраля 2005 г.).
13. Письмо Департамента налоговой политики Минфина РФ от 12 мая 2004 г. N 04-03-08/28 «О подтверждении правомерности применения ставки НДС в размере 0 процентов при экспорте товаров».
14. Постановление Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. N 914 «Об утверждении Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость» (с изм. и доп. от 15 марта 2001 г., 27 июля 2002 г., 16 февраля 2004 г.).
15. Постановление Правительства РФ от 16 августа 2000 г. N 599 «О перечне товаров, временно ввозимых (вывозимых) с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин и налогов».
16. Постановление Правительства РФ от 21 августа 2001 г. N 602 «Об утверждении Порядка определения налоговой базы при исчислении налога на добавленную стоимость по авансовым или иным платежам, полученным организациями-экспортерами в счет предстоящих поставок товаров, облагаемых по налоговой ставке 0 процентов, длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше 6 месяцев, и перечня товаров, длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше 6 месяцев» (с изм. и доп. от 7 апреля 2005 г.).
17. Порядок взаимодействия налоговых и правоохранительных органов по противодействию неправомерному возмещению налога на добавленную стоимость из федерального бюджета в отношении товаров, вывозимых за пределы таможенной территории Российской Федерации (утв. приказом Генеральной прокуратуры РФ, ФСБ РФ, МВД РФ, МНС РФ и ГТК РФ от 4 апреля 2003 г. N 16/226/219/БГ-3-06/166/370).
18. Приказ МНС РФ от 27 декабря 2000 г. N БГ-3-03/461 «О возмещении сумм налога на добавленную стоимость при экспорте товаров (работ, услуг)» (с изм. и доп. от 30 декабря 2004 г.).
19. Приказ МНС РФ от 20 декабря 2000 г. N БГ-3-03/447 «Об утвер-ждении Методических рекомендаций по применению главы 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса Российской Федерации» (с изм. и доп. от 26 декабря 2003 г.).
20. Приказ ГТК РФ от 7 февраля 2001 г. N 131 «Об утверждении Инструкции о порядке применения таможенными органами Российской Федерации налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации» (с изм. и доп. от 18 сентября 2003 г.). Инструкция о порядке применения таможенными органами РФ налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых на территорию РФ (утв. приказом ГТК РФ от 7 февраля 2001 г. N 131).
21. Приказ ГТК России от 21 июля 2003 г. № 806 «Об утверждении Инструкции о подтверждении таможенными органами фактического вы-воза (ввоза) товаров с таможенной территории РФ (на та¬моженную территорию РФ)».
22. Приказ Минфина РФ от 3 марта 2005 г. N 31н «Об утверждении форм налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость и косвенным налогам (налогу на добавленную стоимость и акцизам) при ввозе товаров на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь и порядков их заполнения».
23. Распоряжение ГТК РФ от 6 ноября 2001 г. N 1031-р «Об освобождении от обложения НДС» (с изм. и доп. от 24 января 2002 г.).
24. Распоряжение ГТК РФ от 27 ноября 2003 г. N 647-р «Об утверждении Методических указаний о порядке применения таможенными органами положений Таможенного кодекса Российской Федерации, относящихся к таможенным платежам» (с изм. и доп. от 28 июля 2004 г.).
25. Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 г. N 61-ФЗ (с изм. и доп. от 11 ноября 2004 г.). – СПС «Гарант».
26. Федеральный закон от 22 мая 2001 г. N 55-ФЗ «О ратификации Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве».
27. Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (с изм. и доп. от 22 августа 2004 г.).
28. Финансы предприятия: Учебное пособие / В.В. Остапенко. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Омега-Л, 2004. – 304 с.
29. Черник Д.Г., Починок А.П., Морозов В.П. Основы налоговой системы: Учебник для вузов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – С. 231-238.