Содержание
Введение……………………………………………………………………………………3
1. Надзор за исполнением законов органами дознания как важная отрасль прокурорского надзора………………………………………………………………..7
1.1. Правовые основы организации деятельности прокуратуры……………………7
1.2. Сущность, предмет, задачи прокурорского надзора за органами дознания………………………………………………………………………….16
1.3. Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами дознания………………………………………………………………………….21
2. Особенности организации и осуществления прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания…………………………………………..26
2.1. Надзор за исполнением законов органами дознания при расследовании уголовных дел……………………………………………………………………26
2.2. Акты прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона органами дознания………………………………………………………………39
Заключение……………………………………………………………………………….52
Список используемой литературы………………………………………………………54
Приложения………………………………………………………………………………60
Выдержка из текста работы
По дипломной работе на тему
“Надзор прокурора за соблюдением законов органами налоговой полиции при производстве дознания и предварительного следствия”
С принятием нового Уголовного кодекса Российской Федерации существенные изменения были внесены и в УПК РСФСР, что потребовало корректировки и усиления прокурорского надзора за расследованием уголовных дел и раскрытием преступлений, в том числе и за исполнением законов подразделениями дознания и предварительного следствия органов налоговой полиции.
Экономические преступления и преступления в налоговой сфере являются, в связи с приобретенным опытом и ростом правовой культуры налогоплательщиков, более сложными для определения доказательственной базы в процессе предварительного следствия и во многих случаях остаются нераскрытыми, поскольку данные виды преступлений являются наиболее латентными, среди других, предусмотренных УК РФ.
Раскрытие данных видов преступлений и уголовное преследование может быть успешно обеспечено только при сильном прокурорском надзоре за ходом проведения дознания и предварительного следствия, осуществляемого правоохранительными органами.
В этом актуальность и специфика надзора прокурора за исполнением законов органами налоговой полиции при производстве ими дознания и предварительного следствия. Актуальность рассматриваемой проблемы определяется и тем, что преступность в налоговой сфере возрастает, при производстве дознания и предварительного следствия органами налоговой полиции имеют место нарушения требований закона о всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств.
Ранее этот вид надзора не получил в литературе достаточного рассмотрения.
В данной дипломной работе мною излагаются вопросы и проблемы производства указанного вида надзора уполномоченными на то прокурорами.
В ней дается изложение вопросов —
- осуществления своих полномочий органами налоговой полиции и прокуратуры в соответствии с задачами, стоящими перед ними;
- принципов взаимодействия и работы этих структур в процессе уголовно-процессуальной деятельности;
- использования форм и методов осуществления прокурорами надзора за деятельностью органов налоговой полиции при производстве ими дознания и предварительного следствия;
- проблем в работе данных органов с применением статистических материалов из практики работы прокуратуры г. Барнаула и прокуратур районов г. Барнаула, а также подразделений дознания и следствия Управления Федеральной службы налоговой полиции России (ФСНП РФ) по Алтайскому краю.
Рассматриваемая дипломная работа состоит из: введения, основной части (2 главы) и заключения.
В начале работы (во вводной части) мною дается обоснование актуальности темы и вопросов, изложенных в ней.
В первой части мною излагаются сущность, задачи и полномочия прокурора при осуществлении надзора за соблюдением законов органами налоговой полиции при осуществлении ими дознания и предварительного следствия.
При производстве предварительного следствия определяется характер и объем обвинения, дается правовая оценка, определяется вид и размер уголовного наказания, устанавливается круг доказательств, в пределах которого проводится судебное разбирательство.
Правильно организованное предварительное следствие, а также осуществляемый при этом прокурорский надзор является одной из существенных гарантий быстрого и полного раскрытия преступлений, полного, объективного и всестороннего расследования и, следовательно, вынесения судом законного, обоснованного и справедливого приговора.
Предметом прокурорского надзора за исполнением законов органами налоговой полиции при осуществлении дознания и предварительного следствия являются:
- соблюдение прав и свобод человека и гражданина;
- соблюдение установленного порядка разрешения заявлений, сообщений о совершенных и подготавливаемых налоговых преступлениях;
- соблюдение органами налоговой полиции установленного УПК РСФСР порядка проведения дознания и предварительного следствия по налоговым преступлениям;
- законность решений, принимаемых органами налоговой полиции при осуществлении дознания и предварительного следствия.
Прокурор осуществляет надзор в стадии предварительного расследования с тем, чтобы:
- учитывая высокую латентность налоговых и экономических преступлений, лица, совершившие указанные виды преступлений, не избежали установленной ответственности;
- никто не подвергался незаконному и необоснованному привлечению к уголовно ответственности;
- соблюдались установленные законом порядок возбуждения и расследования уголовных дел, сроки их расследования, права участников процесса и других граждан;
- при расследовании налоговых и других экономических преступлений неуклонно соблюдались требования законов о всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела, выявлялись уличающие, а также оправдывающие обвиняемого обстоятельства, в ом числе отягчающие и смягчающие обстоятельства;
- выявлялись причины совершения налоговых и связанных с ними преступлений, способствующие им условия и принимались меры к их устранению.
Мною дается определение самого термина “Прокурорский надзор” и раскрываются понятия выявления, устранения, пресечения и предупреждения нарушений закона с использованием для этого прокурорами необходимых правовых средств, а также сущности прокурорского надзора.
С учетом имеющихся особенностей ПН за исполнением законов органами налоговой полиции при производстве дознания и предварительного следствия осуществляется:
- за своевременностью возбуждения уголовных дел;
- за тем, чтобы не было незаконных отказов в возбуждении уголовных дел;
- за правильностью производства следственных действий;
- за обоснованностью привлечения к уголовной ответственности и чтобы не допускалось привлечения к ответственности невиновных лиц;
- за выявлением лиц, совершивших налоговые и другие экономические преступления.
В работе дается характеристика и рассматриваются компетенцию, задачи, функции и полномочия соответствующих правоохранительных органов, что подлежит регулированию и на основании каких нормативно-правовых актов регулируется их деятельность.
В работе мною также рассматриваются вопросы, касающиеся истории зарождения и становления органов налоговой полиции — с 1992 года УНР при ГНС до самостоятельной структуры ФСНП РФ.
Во второй главе рассматривается формы и методы осуществления прокурорского надзора указанного вида.
Формы надзора определяются полномочиями и деятельностью прокурора и направлены на выявление, устранение, пресечение и предупреждение нарушений законности.
Правовые средства, которые использует прокурор для установлений нарушений закона органами налоговой полиции достаточно многообразны, но наиболее распространенные и эффективные среди них осуществляются в форме:
- ознакомления с заявлениями, сообщениями о налоговых преступления и материалами их предварительной проверки, подлинными материалами процессуальной деятельности и копиями процессуальных документов;
- наблюдения за соблюдением органами налоговой полиции сроков рассмотрения и разрешения заявлений (сообщений) о преступлениях, расследования уголовных дел, задержания подозреваемых и применении к ним ареста в качестве меры пресечения, а также других процессуальных сроков;
- личного разбирательства по каждому случаю необоснованного и незаконного задержания, заключения под стражу, привлечения в качестве обвиняемого либо освобождения от уголовной ответственности, возбуждения либо отказа в возбуждении уголовного дела, производства следственных действий и принятия других процессуальных решений;
- проверки правильности квалификации предъявленного обвинения и обоснованности его доказательствами, собранными по делу, принятия мер обеспечения гражданского иска и возможной конфискации имущества;
- проверки уголовных дел в полном объеме, когда они закончены производством с составлением обвинительного заключения или постановления о прекращении дела, а также дел приостановленных производством;
- посещения прокурором в любое время мест содержания задержанных в совершении налоговых и связанных с ними преступлений (изоляторы временного содержания, принадлежащие структурам МВД РФ), предварительного заключения (следственные изоляторы — системы Уголовного исполнения наказаний), и иных учреждений, исполняющих меры принудительного характера; опроса задержанных, арестованных; ознакомления с документами, на основании которых лица задержаны, арестованы; проверки соответствия законодательству приказов, распоряжений, указаний и постановлений руководителей органов и администраций учреждений, исполняющих решения о задержании, аресте; получения прокурором объяснений от должностных лиц;
- санкционирования постановлений должностных лиц подразделений дознания и предварительного следствия органов налоговой полиции, в предусмотренных законодательством случаях;
- Дача указаний по конкретным вопросам и по всему уголовному делу.
Методы прокурорского надзора за исполнением требований законодательства о реагировании правоохранительного органа на поступившую информацию о преступлении, как правило однотипны — это проверка законности осуществленных процессуальных действий следователей органов налоговой полиции в порядке надзора , вынесение прокурором представлений об устранении нарушения закона при производстве отдельных следственных действий.
Важное значение для осуществления прокурорского надзора имеет специальная норма — статья 116 УПК РСФСР: если дело возбуждено следователем или органом дознания без законных поводов и оснований, прокурор своим постановлением отменяет постановление следователя или органа дознания, отказывая в возбуждении уголовного дела.
В случае неосновательности отказа в возбуждении уголовного дела прокурор своим постановлением отменяет состоявшееся об этом постановление следователя или органа дознания и возбуждает дело.
На стадии расследования уголовного дела прокурор при осуществлении надзора обращает на законность и обоснованность предъявления обвинения, избрании меры пресечения, наличие оснований для продления сроков следствия и содержания под стражей, а также на принятие мер по установлению сумм причиненного ущерба и его возмещению.
Особое внимание уделяется прокурорами при осуществлении надзора за деятельностью органов дознания и предварительного следствия налоговой полиции по уголовным делам, производство по которым прекращено по амнистии или другим нереабилитирующим основаниям.
Материалы дела при этом должны содержать все необходимые данные (квалификация преступления, личность обвиняемого, его семейное положение и другое), которые установлены амнистией как условия для принятия решения о прекращении дела. Одним из условий для прекращения уголовного дела по указанным основаниям является добровольное возмещение причиненного при уклонении от уплаты налогов и взносов ущерба. Если же у лица или организации нет средств на счетах, то прокурор обязан обратиться в арбитражный суд с иском к организации либо в суд общей юрисдикции — к физическому лицу, обосновывая иск документами об отсутствии необходимых средств на счетах названных лиц.
Также в работе рассматриваются методики осуществления прокурорского надзора за законностью применения органами налоговой полиции в процессе производства предварительного следствия задержания и мер пресечения в отношении подозреваемых и обвиняемых; проверок соблюдения права подозреваемого и обвиняемого осуществлять свою защиту с помощью адвоката.
Рассуждая о прокурорском надзоре за соблюдением органами налоговой полиции законов при производстве дознания и предварительного следствия, а особенно при надзоре за тем, чтобы при расследовании уголовных дел о налоговых преступлениях в крупных и особо крупных размерах, лица их совершившие привлекались к уголовной ответственности, следует отметить, что в Российской федерации суды неохотно идут на реальное привлечение к уголовному наказанию лиц, совершивших налоговые преступления в крупных и особо крупных размерах.
В определенных случаях в органах налоговой полиции практикуется прекращения уголовных дел о налоговых преступлениях в различных размерах при деятельном раскаянии обвиняемых и возмещении в процессе расследования всех задолженностей по налогам и сборам при реальном возвращении финансовых средств в бюджеты различных уровней, однако, в отношении лиц, совершивших указанные виды преступлений и не возмещающих при проведении следствия долгов по уплате налогов и сборов, а также лиц, совершивших налоговые и другие экономические преступления повторно, либо злостных неплательщиков налогов, совершивших преступления с особой изощренностью, органами налоговой полиции принимаются все необходимые меры для привлечения их к ответственности в соответствии с законодательством.
Здесь можно заметить, что деятельность судебных органов не способствует дальнейшему выявлению и пресечению налоговых и иных экономических преступлений, такой категории дел, т.к. они применяют такие меры наказания, например, условное осуждение, амнистии, которые не обеспечивают реализацию целей уголовного наказания – не обеспечивают социального возмездия и предупреждения преступности.
В этой связи мною приводятся примеры по уголовным делам, расследованным в отношении физических лиц по налоговым и иным экономическим преступлениям, совершенным в совокупности — по ст. 198, 199 и другим статьям УК РФ: — опубликованных в Сборнике приговоров Судов РФ ФСНП РФ в 1998 году.
При осуществлении надзора за исполнением законов органами налоговой полиции при производстве дознания и предварительного следствия прокурор реагирует на выявленные в ходе проверок нарушения с составлением соответствующих правовых актов, которые представляют собой предусмотренные уголовно-процессуальным законом решения, обличенные в установленную форму.
Основными актами прокурорского надзора в стадии предварительного расследования являются постановления прокурора, касающиеся различных решений органа дознания и следователя, а также письменные указания по вопросам предварительного расследования.
В результате проводимого органами прокуратуры надзора за деятельностью органов налоговой полиции повышается качество проведения расследований по налоговым и связанных с ними преступлениям.
В заключении следует сказать, что принципиальный подход к решению вопросов дознания и предварительного следствия при выявлении и расследовании органами налоговой полиции налоговых и связанных с ними преступлений — задача государственного значения. В связи с этим одним из важнейших направлений в деятельности органов прокуратуры является обеспечение соблюдения законности в данной сфере федеральными органами налоговой полиции, включая бескомпромиссное реагирование на заявления и сообщения о налоговых преступлениях, правильную квалификацию преступлений в расследуемых уголовных делах, законность и обоснованность принятия решений при проведении расследования и по его результатам.
От активности, инициативы, профессиональной подготовки прокуроров зависит многое в обнаружении нарушений законов, установлении причин и условий, способствующих этому, и в конечном счете — в укреплении законности в стране.
Однако на этом пути встречается масса препятствий, не позволяющих прокурорам в должной мере реагировать на все нарушения, совершаемые сотрудниками органов дознания и предварительного следствия органов налоговой полиции, как правоохранительных органов.