Содержание
Введение3
Глава I. Теоретические основы управления организацией детского летнего отдыха7
1.1. Сущность и формы организации детского летнего отдыха7
1.2. Опыт и нормативно-правовые основы управления организацией детского отдыха в России22
1.3. Методы и подходы управления организацией детского летнего отдыха на муниципальном уровне исследования42
Глава II. Управление организацией детского летнего отдыха в Калининском районе города Челябинска49
2.1. Общая характеристика объекта исследования49
2.2. Анализ управления организацией детского отдыха в Калининском районе города Челябинска58
2.3. Недостатки в управлении организацией детского летнего отдыха68
Глава III. Совершенствование муниципального управления организацией детского летнего отдыха в Калининском районе76
3.1. Рекомендации по разработке принципов управления организацией детского летнего отдыха76
3.2. Мероприятия в рамках реализации рекомендаций и их предполагаемые результаты86
Заключение95
Список используемых источников и литературы100
Выдержка из текста работы
Обращения граждан в органы государственной власти и местного самоуправления являются одним из важнейших способов реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина.
Правовой основой обращений граждан в органы государственной власти и местного самоуправления является Конституция Российской Федерации, которая предусматривает право граждан обращаться лично, направлять индивидуальные и коллективные обращения, гарантирующие гражданам возможность защищать свои права, свободы всеми законными способами, включая судебную защиту прав и свобод.
В ряде субъектов Российской Федерации принимают собственные законодательные акты, направленные на регулирование отношений, связанных с реализацией права граждан на обращения в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
На уровне муниципальных образований вопросы реализации права граждан в органы местного самоуправления закреплены в Уставах муниципальных образований, а также путем принятия собственных нормативных правовых актов.
Местное самоуправление, являясь соответствующим уровнем публичной власти, наиболее приближенным к населению, направлено в первую очередь на обеспечение и защиту прав и интересов населения, проживающего на определенной территории. Именно этот уровень местной власти должен своевременно и в полном объёме решать проблемы, поставленные в обращениях населения и отстаивать законные интересы граждан.
Таким образом, переход Российской Федерации к становлению демократического государства выявил ряд направлений, связанных с организацией работы местных органов власти с обращениями граждан. Также нуждаются в совершенствовании организационные формы и методы работы органов муниципального управления связанные с приемом граждан должностными лицами. Отсюда выбранная тема квалификационной работы является актуальной, особенно в условиях дальнейшего развития местного самоуправления в России.
С принятием по инициативе Президента Российской Федерации Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59 — ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» методическая и исследовательская работа по данной проблеме заметно активизировалась, так как в связи с вступлением в силу указанного закона на первый план выходят вопросы качественного наполнения работы по организации рассмотрения обращений граждан, применения единых требований в оценке качества получаемых результатов, повышения эффективности и действенности этой работы.
Объект исследования в выпускной квалификационной работе — организация работы с обращениями граждан.
Предметом исследования является опыт работы администрации Тракторозаводского района города Челябинска с обращениями граждан.
Цель дипломной работы — исследовать проблему организации работы с обращениями граждан в администрации Тракторозаводского района и разработать рекомендации по улучшению работы данной организации с обращениями граждан.
Для достижения поставленной цели в работе были обозначены следующие задачи:
. Рассмотреть государственную политику в сфере работы с обращениями граждан в Российской Федерации.
. Изучить нормативно правовое регулирование обращений граждан в Российской Федерации.
. Проанализировать деятельность администрации Тракторозаводского района города Челябинска с обращениями граждан.
. Разработать рекомендации, в отношении улучшения организации работы администрации Тракторозаводского района города Челябинска с обращениями граждан.
В работе использовались следующие методы исследований: метод обобщения теоретических выводов, метод статистического анализа материалов, аналитический метод и сравнительный.
Практическая значимость работы заключается в том, что разработанные рекомендации помогут специалистам муниципального управления качественно улучшить организацию работы с обращениями граждан. Предложения и выводы работы могут быть использованы руководителями и специалистами исполнительных органов местного самоуправления, муниципальных предприятий и учреждений и участвующим лицам в работе с обращениями граждан.
В данной работе предполагается рассмотреть законодательную базу деятельности местного самоуправления, определить сущность и формы обращений граждан. Проанализировать работу администрации Тракторозаводского района города Челябинска с письменными обращениями граждан. Предложить рекомендации по совершенствованию работы с обращениями граждан в администрации Тракторозаводского района города Челябинска.
В работе были использованы Конституция Российской Федерации, Законодательство Российской Федерации, Устав муниципального образования — города Челябинска, Регламент администрации Тракторозаводского района города Челябинска, Инструкция по делопроизводству в Администрации города Челябинска, нормативные правовые акты органов местного самоуправления, а также аналитические материалы по работе с обращениями граждан администрации Тракторозаводского района города Челябинска за 2007 — 2009 годы.
Для более полного освещения темы также были изучены монографии Беляева А.В., Кенжаева А.С., Миронова М.А., Суркова А.П., Попова С.А. и других авторов, занимающихся исследованием работы органов государственной власти и местного самоуправления в сфере работы с обращениями граждан.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Глава 1. Государственная политика в сфере работы с обращениями граждан в Российской Федерации
Институт обращений граждан в органы государственной власти — важнейшая составная часть правового статуса человека и гражданина любого развитого демократического правового государства и по своей сути всегда воздействует на деятельность органов государственной власти. Результаты правовой работы в рассматриваемой сфере свидетельствуют о том, что посредством обращений граждане и их объединения воздействуют на разрешение общественно значимых вопросов органами государственной и местной власти. В силу того что обращения граждан не носят обязательного характера для государственных органов, во многом требования граждан остались лишь требованиями без законодательного закрепления. Также институт обращений граждан в органы государственной власти нельзя относить к институту самозащиты гражданами своих прав, ибо он является лишь возможностью апеллировать к государственным органам власти, надеясь на получение государственной защиты. Государственная же защита прав и свобод представляет собой деятельность компетентных государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, направленную на соблюдение, обеспечение и охрану конституционных прав и свобод человека и гражданина, и проводится в жизнь посредством судебного и административного (судебного и внесудебного) воздействия на виновных. Институт обращений выступает как общее начало любой формы защиты, поскольку невозможно получить государственную защиту, не обратившись за ней к компетентным органам в установленной законом форме (это может быть исковое заявление, жалоба, ходатайство, заявление и другое).
Посредством института обращений удовлетворяются различные взаимосвязанные интересы граждан, как то: интерес к охране (защите) нарушенных прав и свобод; свободному выражению мнения; участию в управлении делами государства и общества.
.1 Становление и развитие института обращений граждан в России
Деятельность государственных органов, органов местного самоуправления по своевременному и качественному рассмотрению обращений граждан не возможна без должного нормативного регулирования данной сферы правоотношений.
Становление института обращений граждан происходило еще в дореволюционный период. Однако правовое развитие этого института целесообразнее рассматривать с изменением общественного строя.
При Советской власти право граждан на обращения в государственные органы до 1977 года не имело конституционного статуса. Вначале оно регламентировалось постановлениями ЦИК СССР, ЦК КПСС и Совета Министров СССР. В последующем, вплоть до принятия Федерального закона № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», данную сферу правоотношений регулировал Указ Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 года «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан».
В 1977 году в Конституции СССР говорилось, что жалобы граждан СССР «должны быть рассмотрены в порядке и в сроки, установленные законом», а «действия должностных лиц, совершённые с нарушением закона, с превышением полномочий, ущемляющие права граждан, могут быть в установленном законом порядке обжалованы в суд» (ст.58), соответствующие законы так и не были приняты, в силу чего эти конституционные нормы остались не более чем декларацией о намерениях.
После распада СССР вопросы защиты прав человека и основных свобод были частично урегулированы принятым 27 апреля 1993 года Верховным Советом Российской Федерации Законом «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».
Согласно этому закону граждане наделялись правом обжалования неправомерных действий (решений) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих к вышестоящему органу или должностному лицу в порядке подчинённости, либо непосредственно в суд.
Поскольку в действовавшем тогда гражданско-процессуальном кодексе РСФСР (1964 года) отсутствовали нормы, регулирующие порядок судопроизводства при рассмотрении судами подобных публичных дел, инициируемых гражданами, в законе нашли отражение процедура и сроки рассмотрения таких обращений в административном порядке или в порядке гражданского судопроизводства.
Принятый в 2002 году новый Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (ГПК РФ), который вступил в действие с 1 февраля 2003 г., не только инкорпорировал содержащиеся в вышеназванном Законе процессуальные положения по рассмотрению жалоб граждан, но и существенно развил их в специальной главе 25, которая так и называется:
«Производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих».
Значительно сложнее шел процесс принятия федерального закона по работе с обращениями граждан в органах власти. Статья 33 принятой 12 декабря 1993 года всенародным референдумом новой российской Конституции гласит, что граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Чтобы данная норма не оказалось формальной нормой-декларацией, как это имело место в практике союзного законодательства, а стала работать в интересах граждан, необходим был правовой механизм в виде федерального закона, который бы детализировал права и обязанности сторон, названных Конституцией Российской Федерации правоотношений.
Подобный проект федерального закона рассматривался Государственной Думой с 1995 года по 2006 год.
мая 2006 года Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» подписал Президент России.
Что касается региональных законодателей, то многие из них, не дождавшись федерального закона, с середины 90-х годов стали принимать законы по работе местных государственных органов с обращениями граждан, как правило, распространяя положения этих законов на органы местного самоуправления. Законы о работе с обращениями граждан были приняты в 76 субъектах Российской Федерации.
Федеральный законодатель, исходя из сложившейся законотворческой практики в регионах и по причине отсутствия федерального закона по работе с обращениями граждан, в статье 32 «Обращения граждан в органы местного самоуправления» Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» признал за субъектами Российской Федерации право устанавливать своими законами порядок и сроки рассмотрения обращений граждан в органах местного самоуправления.
Также закон наделил субъекты Российской Федерации правом устанавливать административную ответственность должностных лиц местного самоуправления за нарушение порядка и сроков рассмотрения обращений граждан.
Другими словами, на момент принятия Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», в республиках, краях и областях действовало местное законодательство, обеспечивавшее рассмотрение обращений граждан.
Вслед за принятием Федерального закона № 59-ФЗ от 2 мая 2006 года Государственная Дума приняла 1 декабря 2006 года Федеральный закон № 198-ФЗ, которым существенно изменила редакцию статьи 32 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Согласно новой её редакции обращения граждан в органах местного самоуправления подлежат рассмотрению в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Таким образом, законодатель отменил ранее делегированное субъектам Российской Федерации право определять своими законами для органов местного самоуправления порядок и сроки рассмотрения обращений граждан. Заодно он лишил их права устанавливать административную ответственность за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан. Согласно новой редакции статьи 32 «за нарушение порядка и сроков рассмотрения обращений граждан должностные лица местного самоуправления несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации».
Документы, принятые в федеральных министерствах, службах и агентствах, показывают наличие различных подходов к правовому регулированию процесса организации работы с обращениями граждан.
Например, Минобрнауки, Роскосмос, Росатом, Росрезерв, Спецстрой России включили положения, регулирующие работу с обращениями граждан в Регламенты внутренней организации соответствующего министерства, службы или агентства.
При разработке документов за основу они взяли Типовой регламент, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2005 года № 452. Однако правительственные Типовые регламенты, как, впрочем, и Порядок разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг, разрабатывались до принятия Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», который потребовал внесения в них соответствующих изменений.
Поэтому 15 октября 2007 года постановлением Правительства России № 675 были внесены изменения в Типовой регламент взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и в Типовой регламент внутренней организации федеральных органов исполнительной власти. Постановлением уточнены административные процедуры направления обращений на рассмотрение по подведомственности, оставления обращений без рассмотрения, прекращения переписки с многократно обращающимся гражданином. Более чётко прописана процедура продления сроков рассмотрения обращения — если ранее было указано, что это могли делать заместители руководителя федерального органа государственной власти, то теперь — руководитель или уполномоченные им должностные лица.
Постановлением Правительства России от 29 ноября 2007 года № 813 внесены изменения в Порядок разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг.
В Минтрансе России, Рособразовании, Роскультуре, Росспорте включили нормы, регулирующие работу с обращениями граждан, в инструкции по делопроизводству. Однако очевидно, что рассмотрение обращений граждан нельзя сводить исключительно к ведению делопроизводства по ним — помимо этого существует ещё целый ряд организационных моментов. Поэтому такой подход вряд ли можно считать оптимальным.
Большинство же федеральных органов совершенно правильно относят рассмотрение обращений граждан к государственной функции, осуществление которой должно регулироваться отдельным нормативным актом — Административным регламентом, Инструкцией, Порядком.
Необходимость принятия единого документа, регламентирующего рассмотрение обращений граждан в системе исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, очевидна.
Эта необходимость диктуется и ещё одним важным обстоятельством — выполнением поручения Президента России от 6 марта 2007 года № Пр-370. В нём предписывается регулировать работу с обращениями граждан специальным документом — административным регламентом, который должен исчерпывающим образом раскрывать механизм исполнения этой государственной функции — с описанием последовательно выполняемых действий, процедур и их стадий, сроков исполнения, вариативностью возможных решений, результата, должностного положения исполнителя и т.д.
Первые документы в этой сфере уже есть. Административные регламенты утверждены и действуют в Федеральной службе исполнения наказаний, Федеральной таможенной службе, Федеральной регистрационной службе, Роснедвижимости.
Такой подход отвечает требованиям проводимой административной реформы. В соответствии с распоряжением Правительства России от 25 октября 2008 года № 1789-р основными мероприятиями реформы на 2008-2009 год являются:
—внедрение приоритетных стандартов государственных услуг, административных регламентов и электронных административных регламентов;
—внедрение механизма досудебного обжалования гражданами и организациями действий и решений органов исполнительной власти и должностных лиц;
обеспечение информационной открытости федеральных и региональных органов исполнительной власти.
Одним из самых важных направлений реформы является административно-правовое регулирование механизма реализации полномочий органов исполнительной власти. Эти органы, осуществляя свою деятельность, должны подчиняться единым правилам, установленным законом. Поэтому административные процедуры, осуществляемые в соответствии с законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», должны быть ориентированы на обеспечение необходимых условий для реализации прав, законных интересов и обязанностей граждан, экономии сил, средств, и служебного времени государственных служащих, реализации принципа ответственности каждого органа исполнительной власти, должностного лица за порученное дело.
Всё это будет во многом способствовать формированию эффективной и демократичной системы исполнительной власти. Её надлежащее функционирование и эффективность могут быть обеспечены чёткими процедурами осуществления компетенции всех органов, а также связанных с ними предприятий, учреждений и организаций.
Созданная база для осуществления планомерной работы в настоящее время усовершенствована. На это направлено постановление Правительства России от 29 ноября 2007 года № 813, которым утвержден, в новой редакции, «Порядок разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг)». Министерством экономического развития и торговли России разработаны соответствующие методические рекомендации.
В соответствии с поручением Председателя Правительства России от 31 марта 2007 года административные регламенты рассмотрения обращений граждан в федеральных органах исполнительной власти подлежат согласованию с Управлением Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан.
В документах ряда федеральных органов, регулирующих организацию рассмотрения обращений граждан, появились новеллы, заслуживающие внимания.
Так, в Инструкции по работе с обращениями граждан в системе МВД России введено понятие «аналогичное обращение», которое определяется, как второе и последующие обращения гражданина по одному и тому же вопросу, при условии, что срок рассмотрения первого обращения ещё не истёк. Принципиально важно, что для таких обращений срок рассмотрения соответствует сроку рассмотрения обращения, поступившего первым. Если гражданин в течение месяца прислал 10 писем по одному вопросу, то ответ ему должен быть готов не позже, чем через 30 дней со дня поступления первого письма. Также в МВД России действует правило, согласно которому для соисполнителей срок рассмотрения письма составляет половину от общего срока, установленного на рассмотрение обращения. Это, несомненно, способствует укреплению исполнительной дисциплины.
Многие органы государственной власти включают в регламенты положения, регулирующие аналитическую работу с обращениями граждан. К примеру, в Регламенте Федерального агентства по атомной энергии указано, что Руководитель агентства обеспечивает учёт и анализ вопросов, содержащихся в обращениях, в том числе — анализ количества и характера рассмотренных обращений граждан и организаций, характер принятых по ним решений, количество и характер судебных споров с гражданами и организациями, а также сведения о принятых по ним судебных решениях.
Приказом Главного военного прокурора предписывается при анализе обращений особое внимание уделять тем из них, которые были удовлетворены при повторном рассмотрении. Так же внимательно должны изучаться причины, вызывавшие продление сроков рассмотрения.
Вопросы безопасности работы с обращениями также нашли отражение в принятых документах. В качестве приложения к инструкциям и регламентам утверждаются «Правила работы с почтовыми отправлениями, вызывающими подозрение на содержание веществ или предметов, опасных для жизни и здоровья людей». Такие правила, по моему мнению, целесообразно принять во всех органах власти.
Следует обратить внимание на ещё один важный документ, который в перспективе в рамках административной реформы должен появиться в каждом органе власти — это «Стандарт обслуживания». Он должен содержать требования к общей процедуре взаимодействия с гражданами и бизнесом. В нём должны быть прописаны такие общие требования, как полнота ответа, приоритет вежливости, время ответа на звонки, скорость обновления сайтов, контактные лица, с которыми можно связаться по поводу ненадлежащей работы, и так далее. Стандарт обслуживания должен включать в себя справочник административных процедур и порядок предоставления информации гражданам.
Серьёзные нормотворческие и организационные усилия предпринимаются сегодня органами государственной власти субъектов Российской Федерации в связи с Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». В первую очередь следует назвать принятие законов субъектов Российской Федерации, устанавливающих дополнительные гарантии права граждан на обращение. Такие законодательные акты уже действуют в Алтайском и Пермском краях, в республиках Адыгея, Башкортостан, Саха (Якутия), Чеченской Республике, Курганской, Московской, Омской, Орловской, Ростовской, Саратовской и Томской, Челябинской областях, Ханты-Мансийском автономном округе. В ряде регионов они находятся в различных стадиях подготовки.
Ряд новелл, содержащихся в региональном законодательстве, заслуживает внимания и распространения. Например — проведение разъяснительной работы с населением. Так, в Орловской области государственные гражданские служащие при обращении к ним граждан, вне зависимости от занимаемой должности, обязаны разъяснить гражданину порядок обращения к руководителю или уполномоченному лицу органа, в котором работает служащий, либо разъяснить гражданину, в какой государственный орган или орган местного самоуправления он может обратиться за разрешением своего обращения. Схожую норму ввели и в Ростовской области: «органы и должностные лица обеспечивают организацию информирования граждан о порядке реализации их права на обращение».
Дополнительные гарантии устанавливаются и при реализации гражданами права на обращение в органы власти на личный приём. Среди них — обязанность приёма граждан руководителями государственных органов не реже одного раза в месяц. Оговариваются требования к местам проведения приёма. В ряде законов руководители областных органов государственной власти обязываются проводить выездные приёмы граждан непосредственно в муниципальных образованиях. Определены и лица, имеющие право на внеочередной приём. В большинстве случаев это инвалиды, ветераны, беременные женщины, родители с грудными детьми.
Важным дополнением является установление сокращённых сроков рассмотрения отдельных видов обращений, в которых сообщается о нарушениях прав ребёнка, о возможности наступления аварий, катастроф или иных чрезвычайных ситуаций.
В настоящее время большинство субъектов Российской Федерации приняли свои законодательные акты, регулирующие рассматриваемые процедуры. Часть 2 ст. 3 ФЗ-59 «О порядке рассмотрения обращений граждан…» допускает принятие субъектами Российской Федерации законов и иных нормативных актов по вопросам защиты прав граждан на обращение. Основное требование к нормативным актам субъектов Российской Федерации — они могут только дополнять гарантии, предоставленные федеральным законом, но не снижать уровень защищенности конституционного права граждан.
В основу законов субъектов Федерации был положен проект Федерального закона об обращениях граждан. В 73 субъектах Федерации на настоящий момент приняты и успешно действуют законы об обращениях граждан. Так, в Челябинской области действует закон от 27 августа 2009 года № 456-ЗО «О рассмотрении обращений граждан», а регламент администрации Тракторозаводского района города Челябинска, устанавливает основные правила внутренней организации деятельности администрации Тракторозаводского района (в том числе порядок работы с обращениями и организацию личного приема граждан) по реализации ее полномочий.
На местном уровне работу с обращениями граждан регламентирует:
—положение о порядке рассмотрения обращений граждан;
—должностные инструкции муниципальных служащих;
—методические рекомендации по работе с обращениями граждан, разрабатываемые начальником общего отдела.
Проводимая работа в федеральных и региональных органах власти даёт возможность выстроить единую систему правового обеспечения реализации гражданами права на обращение в органы власти, базирующуюся на положениях Федерального закона № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», и других федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, а также обеспечить согласованную работу властных структур всех уровней по укреплению института защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.
Глава 2. Организация работы с обращениями граждан в администрации Тракторозаводского района города Челябинска
.1 Поступление и регистрация письменного обращения граждан
Прием обращения — этап, предшествующий его рассмотрению. Этот этап состоит из нескольких обязательных и факультативных (необязательных) стадий: направление обращения; его регистрация (обязательные стадии); перенаправление обращения государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которого входит решение поставленных вопросов; рассылка копий обращения иным органам и должностным лицам (факультативные стадии).
Работа с обращением, поступившим в администрацию района, начинается с момента его получения и регистрации. Как известно, только зарегистрированные обращения получают юридическую силу, и течение сроков рассмотрения начинается с момента регистрации. Регистрация писем производится в общем отделе в день поступления.
Законом установлен трехдневный срок для регистрации обращений. При регистрации обращения работники общего отдела должны присвоить обращению входящий номер, внести его в журнал регистрации корреспонденции с указанием даты приема и входящего номера или совершить иные действия, предусмотренные внутренней инструкцией по делопроизводству, действующей в администрации района. Гражданин, обратившийся в администрацию района, получает на втором экземпляре обращения надпись, содержащую входящий номер обращения, дату приема, фамилию и должность работника, принявшего обращение, и его подпись.
Как правило, конверты, в которых поступили обращения, сохраняются в тех случаях, когда только по ним можно установить адрес отправителя или когда дата почтового штемпеля необходима для подтверждения времени отправления и получения предложения, заявления и жалобы, а также в других необходимых случаях.
Заявление определяется, как просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц.
Предложение — это рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества.
Жалоба — это просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.
Письменное обращение должно быть подписано с указанием фамилии, имени и отчества и содержать, помимо изложения существа вопроса, данные о месте жительства, работы или учебы заявителя. Обращение, не содержащее этих сведений, признается анонимным и рассмотрению не подлежит.
Регистрационный номер проставляется в нижнем правом углу, в случае отсутствия свободного места, в любом углу. Регистрационный номер состоит из порядкового входящего номера, номера оператора (специалиста), принявшего обращение, или буквенного или цифрового сочетания, обозначающего должностное лицо или структурное подразделение, куда поступает заявление. Анонимные и коллективные обращения граждан регистрируются в том же порядке, что и обычные обращения граждан.
Конверты, в которых поступили письма, хранятся в течение всего периода разрешения обращений, после чего уничтожаются.
Повторные обращения регистрируются так же, как и первичные. При этом в базе данных учета предложений, заявлений и жалоб и на резолюции, приложенной к обращению, делается пометка «повторно» с указанием регистрационного номера предыдущего обращения.
Все поступившие обращения после регистрации, в этот же день передаются главе администрации района для рассмотрения. Глава администрации района после предварительного рассмотрения обращения и приложенных к ним документов налагает резолюцию, включающую краткое изложение вопросов, указание исполнителям, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов (заместителям главы администрации района), по характеру, порядку и срокам исполнения, подразделение (орган) в случае их передачи, а также установление контроля за исполнением своих решений. На тексте обращений надписи не делаются.
Следует учитывать, что хотя жалоба или иной вид обращения и адресуется на имя руководителя органа местного самоуправления или конкретного должностного лица, но руководитель сам непосредственно не заниматься удовлетворением указанных в обращении требований, устранением указанных в нем нарушений и так далее. Для этого существуют специальные структурные подразделения по работе с обращениями граждан. Такое положение дел не является нарушением прав граждан на обращение.
Предложения, заявления и жалобы граждан и документы, связанные с их рассмотрением и разрешением хранятся пять лет.
При направлении обращения гражданин может заблуждаться в полномочиях органа или должностного лица, которому обращение направляется. Поэтому в соответствии с частью третьей 8 статьи Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» при поступлении в администрацию района обращения, содержащего вопросы, разрешение которых не входит в их компетенцию или превышает их полномочия, данное обращение перенаправляется в компетентный орган, компетентному должностному лицу «по подведомственности».
На такое перенаправление органу местного самоуправления или должностному лицу, первоначально получившим обращение гражданина, дается семь дней. При перенаправлении обращения «по подведомственности» Закон закрепляет требование обязательного уведомления гражданина. Лишь в случае, если текст письменного обращения не поддается прочтению, оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем сообщается гражданину, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению. Если же и фамилия с адресом гражданина не поддаются прочтению, то у компетентного органа нет реальной возможности известить его о перенаправлении обращения или не читаемости его текста.
Если решить поставленные гражданином в обращении вопросы можно лишь совместными усилиями нескольких компетентных органов или должностных лиц, в такой ситуации всем органам и должностным лицам, которые будут участвовать в разрешении обращения по существу, направляются копии обращения. На пересылку копий обращения и приложенных к нему материалов государственному органу, органу местного самоуправления, должностным лицам дается семидневный срок с момента регистрации обращения.
В соответствии с действующим законодательством заявления и жалобы граждан обязаны рассматриваться в тридцатидневный срок со дня их регистрации в органах местного самоуправления.
В случаях, когда для рассмотрения жалоб и заявлений необходимо проведение специальной проверки, востребование дополнительных материалов либо принятия других мер, сроки рассмотрения могут быть в порядке исключения продлены руководителем органа муниципального управления, но не более чем на 30 дней. При этом муниципальный орган управления или должностное лицо, принявшее решение о продлении сроков обязано известить об этом заявителя в пятидневный срок.
Предложения и ходатайство граждан рассматриваются в 30-тидневный срок со дня регистрации. В случае необходимости дополнительного их изучения, срок их рассмотрения может быть, в порядке исключения, продлен еще на 30 дней с извещением об этом заявителю.
Контроль за исполнением обращений граждан осуществляется главой администрации района, его заместителями, руководителями структурных подразделений, специалистами, осуществляющими контрольные функции в подразделениях.
Ответственность за организацию контроля своевременным исполнением обращением граждан в администрации муниципального образования возлагается на руководителя подразделения по работе с обращениями граждан.
В обязательном порядке подлежат контролю повторные и коллективные обращения, письма из государственных органов власти и средств массовой информации, обращения по вопросам реализации и восстановления законных прав и интересов граждан.
В случае, когда обращение ставится на контроль, подразделением по работе с обращениями в регистрационно-контрольной карточке делается специальная отметка и вносится в базу данных компьютера.
За 5 дней до истечения срока исполнения обращения работники подразделения по работе с письмами и обращениями напоминают исполнителю о приближении установленного срока разрешения обращения. В случае, когда исполнитель нарушает сроки рассмотрения обращения, то руководитель подразделения по работе с обращениями направляет предупреждение о нарушении сроков.
При поступлении в подразделение по работе с обращениями письменного ответа от исполнителя о завершении рассмотрения обращения в регистрационно-контрольной карточке ставится необходимая отметка о снятии данного обращения с контроля.
Снятие с контроля поручений по обращениям граждан производится руководителем, поставившим на контроль, который обязан сделать на документе надпись «В дело» и расписаться.
К ответу на контрольное обращение прикладывается оригинал рассмотренного обращения.
Ответ об исполнении поручения по обращению подписывается руководством того Управления, муниципального предприятия, организации, куда направлялось обращение на рассмотрение. В нем должна быть ссылка на дату и регистрационный номер, который указывается в резолюции должностного лица вышестоящего органа.
Поступившее обращение из вышестоящих органов, ответы на контрольные письма должны содержать ссылку на их реквизиты и подписываться руководителем.
Ответы, оформленные в дело, сдаются в архив, требующие дополнительной работы возвращаются исполнителям вновь.
Обращения граждан и копии ответов, связанные с их разрешением формируются в дела. Документы в этих делах располагаются в хронологическом порядке. Формирование и хранение дел у исполнителей запрещается. Запрещается изымать из переписки документы, ответы организаций.
Вся переписка по обращениям граждан хранится в отделе писем и приема граждан администрации района 5 лет. Архивные документы, срок хранения которых истек, уничтожаются по акту.
подготовка информации для руководителя о результатах работы с обращениями граждан за определенный период времени;
проведение анализа по обращениям граждан и на этой основе подготовка предложений по устранению причин, порождающих жалобы и заявления по одним и тем же вопросам;
изучение опыта работы муниципальных и государственных органов власти и подготовке методических рекомендаций по улучшению этой работы для нижестоящих муниципальных органов управления, муниципальных предприятий и учреждений.
Таким образом, работа с обращениями, поступившими в администрацию района производится в общем отделе в день поступления строго в соответствии с Регламентом администрации Тракторозаводского района г. Челябинска.
.2 Организация личного приема граждан
Личный прием граждан главой администрации района, его заместителями, управляющим делами, начальниками подразделений администрации района ведется в установленные дни недели по графику. До сведения граждан обязательно доводится информация о месте приема и приемных часах. Способы информирования граждан могут быть различными. В администрации Тракторозаводского района вывешивается в помещении доски объявлений (график приема граждан по личным вопросам). В графике приема указывается фамилия имя отчество, должность ведущих личный прием граждан, номер кабинета, дни и часы приема.
Запись на прием к главе администрации района и его первому заместителю, предварительное собеседование и организацию личного приема граждан, постановку на контроль и контроль исполнения поручений, данных во время личного приема, обеспечивает начальник общего отдела, а в его отсутствие — специалист отдела.
Организация личного приема граждан заместителями главы администрации района, управляющим делами, начальниками подразделений администрации ведется в установленные дни без записи и предварительного собеседования. Контроль исполнения поручений, данных во время личного приема, обеспечивается руководителями, ведущими прием.
Предъявление гражданином документа, удостоверяющего личность, обязательно. Закон не уточняет, какие именно документы требуется предъявить. Поэтому можно сделать вывод, что требуется предъявление любого документа, позволяющего достоверно установить личность обратившегося, выданного официальным учреждением и содержащего фамилию, имя, отчество обратившегося и его фотографию. К таким документам можно отнести: паспорт гражданина Российской Федерации (удостоверение личности гражданина Российской Федерации), а до их получения — свидетельство о рождении, удостоверение личности офицера, военный билет солдата, дипломатический паспорт гражданина РФ, иностранный паспорт, свидетельство о регистрации ходатайства иммигранта о признании его беженцем, вид на жительство, удостоверение беженца в РФ, временное удостоверение личности гражданина РФ, загранпаспорт гражданина РФ, военный билет офицера запаса, водительское удостоверение, иные документы, выдаваемые органами МВД.
Как правило, прием граждан проводится в служебных кабинетах должностных лиц, осуществляющих прием.
Третья часть 13 статьи ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» требует документального оформления даже устного обращения гражданина на личном приеме. На каждого гражданина, обратившегося для личного приема в администрацию Тракторозаводского района или к должностному лицу, заводится карточка личного приема граждан. В этой карточке отражаются сведения о личности явившегося на прием гражданина, кратко излагается суть обращения, а также ответ на обращение. Ответ на устное обращение, сделанное при личном приеме гражданина, может быть дан в устной или письменной форме. В устной форме ответ дается в случае, если факты и обстоятельства, изложенные гражданином, являются очевидными (то есть зримыми, общеизвестными, не оспариваемыми), не требуют дополнительной проверки и сам гражданин не возражает против устного ответа.
В ходе личного приема гражданина в администрации Тракторозаводского района г. Челябинска должностным лицом он также может передать уполномоченному лицу свое письменное обращение. Такое обращение подлежит приему, регистрации и рассмотрению в установленном законом порядке. Личный приём, по большому счёту, никаких преимуществ не даёт, разве только заявитель менее зависим от работы почты — обращение регистрируется в его присутствии.
Аналогично письменному обращению, при записи на личный прием гражданин также может заблуждаться в компетенции должностного лица. В таком случае гражданину разъясняется сфера ведения органа, в который он обратился, и указаны государственные органы, органы местного самоуправления и должностные лица, в подведомственности которых находится разрешение вопросов, изложенных в обращении. Гражданину так же разъясняется порядок обращения в надлежащий орган: конкретное уполномоченное лицо, к которому необходимо обратиться на личный прием, форма обращения, какие документы желательно иметь при себе, место и время приема в указанном органе или у должностного лица.
Аналогично рассмотрению письменных обращений, во время личного приема гражданина должностным лицом может быть принято решение о нецелесообразности дальнейшего рассмотрения обращения, в связи с неоднократными обращениями в данный орган или к данному должностному лицу с одними и теми же вопросами, если на них уже ранее давался ответ по существу.
На личный прием к главе администрации района, его заместителям в 2009 году обратилось 329 человека, в том числе:
главой администрации района принято — 87 чел. (86 — в 2008г.);
первым заместителем главы администрации
района — 17 чел. (17 — в 2008г.);
заместителем главы администрации
района по коммунальным вопросам — 116 чел. (779 — в 2008г.);
заместителем главы администрации
района по вопросам торговли — 18 чел. (10 — в 2008г.).
На личном приеме у главы администрации района и его первого заместителя основными вопросами были проблемы жилья: улучшение жилищных условий или предоставление жилья по договорам социального найма или утвержденным программам по жилью, вопросы благоустройства дворов и поселков и другие.
Срывов приема у руководителей администрации района не было. График приема, утвержденный главой администрации района, соблюдался, приемы велись в соответствии с Регламентом администрации района.
От того как проводится работа по приему, регистрации письменных обращений граждан, и от того как организован личный прием граждан с жалобами, заявлениями и предложениями зависит оперативность и качество решения многих социально-экономических проблем населения.
Глава 3. Опыт и перспективы деятельности администрации Тракторозаводского района города Челябинска с обращениями граждан
.1 Анализ работы администрации Тракторозаводского района города Челябинска с обращениями граждан по итогам 2009 года
Работа администрации района с обращениями граждан осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, Федеральным законом от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Законом Челябинской области от 24.11.2005 № 426-ЗО «О порядке и сроках рассмотрения обращений граждан в государственные органы Челябинской области и органы местного самоуправления».
В связи с тем, что граждане стали более активны в реализации своих конституционных прав, их защите в случае нарушения, произошло увеличение письменных обращений, и наоборот снижение обращений граждан на личный прием.
Так, за 2009 год в администрацию Тракторозаводского района г. Челябинска обратилось 2151 человек, что на 323 человека меньше чем в 2008 году (2474), что составило 87% к 2008 году (рис. № 1). Хотя с 2005 года шло значительное увеличение обращений граждан. Это связано с тем, что в 2008 году активно начали действовать различные социальные программы по обеспечению достойного уровня жизни граждан, национальные проекты по обеспечению жильем молодых семей, военнослужащих, пострадавших от воздействия радиации вследствие аварии на ПО «Маяк», также вступила в активную фазу так называемая «дачная амнистия», позволяющая оформить земельный участок в упрощенном порядке и прочее. А также в 2008 году были выполнены значительные работы по восстановлению дорожного покрытия в районе, начала действовать программа по капитальному ремонту домов и произошли значительные улучшения состояния жилищно-коммунального сектора в районе, что позволило снять социальную напряженность среди населения. Так на рис. №1 отражено «положительное» влияние данных социальных программ, позволяющих улучшить уровень жизни населения, ликвидирующих основные проблемы, касающиеся жизни всех горожан.
Так как многие начали участвовать в данных программах в 2008 году, то в 2009 году идёт снижение обращений граждан по данным вопросам. На личный прием в 2009 году обратилось 329 человек (а в 2008г. — 1227). Это связно не с тем, что уменьшилось количество желающих попасть на личный прием к специалистам администрации, а с изменением формы отчетности, где личный прием отделом благоустройства и землепользования был вынесен в отдельный отчет. Если суммировать по старому принципу, то количество лично обратившихся то оно осталось на том же уровне. Поступило 1822 письменных обращений, что составило 146,2% — на 575 больше, чем в 2008 году. Это связано с тем, что для реализации своих прав, необходимо письменно заявить о своем желании.
По-прежнему главными остаются вопросы реализации национальных проектов, они составляют 50,6% от общего количества обращений. В основном это жилищная тематика: о предоставлении жилья, улучшении жилищных условий, реализация жилищных программ, заключение договоров социального найма.
Анализ числа обращений за 5 лет показывает, что в 2009 году произошло увеличение обращений жителей в органы местного самоуправления, и в вышестоящие организации — 559 в 2009 г. против 541 в 2008 г. (рис. № 2). Это связано с тем, что граждане неудовлетворены принятым решением, которое было вынесено на местном уровне. К сожалению, до сих пор люди за защитой нарушенных прав обращаются не в судебные органы, а в вышестоящие организации, в частности, к Президенту Российской Федерации. Это, в основном, обращения жителей района по вопросу предоставления жилья или улучшению жилищных условий и по вопросам коммунального хозяйства. Также не решенные вопросы они стараются решить через иные вышестоящие органы, а не через суд, прокуратуру или управляющие компании, в компетенции которых находится решение вопросов, касающихся содержания жилого дома.
По коллективным обращениям произошел спад — в 2008 г. — 216, а в 2009 г. — 167. Основные темы, поднимаемые в коллективных обращениях — вопросы жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства, соответственно в связи с произошедшими изменениями в лучшую сторону в данной сфере, и наблюдается спад обращений не от одного (двух) граждан, а от группы. В коллективных обращениях чаще всего ставятся проблемы благоустройства, ремонта жилья, организации автопарковок возле домов и на детских площадках.
А вот по повторным обращениям произошел рост — в 2008 г. — 113, а в 2009 г. — 184. Это связано с тем, что при первоначальное подаче заявления граждане, к сожалению, не смотря на выданный им перечень документов и консультации специалистов, не прикладывают документы, необходимые для реализации своих прав. Соответственно, получив ответ, в котором указан перечень необходимых документов для решения вопроса, они повторно направляют заявления, но с уже приложенными данными. Это и вызвало рост повторных обращений. Если проводить анализ на повторность обращений именно из-за недовольства качеством выполненных работ, то данный вид обращений снижен.
Наибольшее количество повторных обращений касается вопросов жилья и жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства.
К сожалению, низкий уровень правовой грамотности населения находит свое отражение в подаваемых ими заявлениях, в формулировки просьбы, которая зачастую не соответствует реальной потребности обращающегося.
В социальном составе обратившихся граждан значительных изменений не произошло. По-прежнему основное количество обращений поступило от социально незащищенных слоев населения:
Социально незащищённые слои населения — Таблица №1
Категория заявителей2008 год2009 годпенсионеры522162участники ВОВ1116инвалиды всех категорий94100труженики тыла156матери-одиночки2019ветераны труда4817многодетная семья1111семьи, имеющие детей-инвалидов811
Пенсионеры, являются самыми «активными» гражданами в целях реализации своих прав. Они обращаются по всем возможным вопросам. Такое резкое снижение произошло, как уже ранее писалось из-за изменения формы отчетности по обращениям землепользования. В преддверии 65-летия Победы в Великой Отечественной войне увеличилось количество обратившихся участников ВОВ (и иных категорий граждан, приравненных по льготам к ним) по вопросу улучшения жилищных условий.
В общем количестве обращений в 2009 году рассмотрено 2209 вопросов, из них 328 решено положительно, что составляет 15,8%. По остальным 1881 вопросу специалисты администрации района в ответах давали профессиональные разъяснения законодательства по решению поставленных вопросов (рис. № 3).
Анализируя тематику основных вопросов, поднимаемых в обращениях граждан, следует отметить, что на первом месте стоят жилищные вопросы, что составляет 49,3% от общего количества (рисунок 4). Из них 34,3% вопросов касается предоставления жилья и улучшения жилищных условий, 12,5% — реализация жилищных программ и 46,5% по другим вопросам, в основном, сюда вошли проблемы заключения договоров социального найма.
Такой скачек обращений по жилищным вопросам вызван действием различных жилищных программ, таких как жилье для молодых семей, предоставление жилищных сертификатов работникам бюджетной сферы, пострадавшим от радиации вследствие аварии на ПО «Маяк», жилье для ветеранов Великой Отечественной войны и прочие. Также граждане, желая приватизировать ранее полученное жилье, обращаются за заключением договора социального найма жилого помещения.
Наибольшее количество повторных обращений и обращений, поступивших из вышестоящих организаций также касается предоставления жилья. Граждане, не довольные отказом, продолжают писать в Администрацию города Челябинска, Правительство Челябинской области и Президенту Российской Федерации.
Следующими по актуальности являются вопросы коммунального хозяйства (рис. № 5).
Проблемы коммунального хозяйства составляют 30,9% от общего количества обращений (683). Самое большое количество обращений поступило по следующим вопросам:
— строительство, ремонт дорог, мостов, автостоянок, гаражей200- ремонт и эксплуатация жилья106- благоустройство населенных пунктов167- работа КТОСов, ЖЭКов, реформа ЖКХ, другие вопросы88
До сих пор самой актуальной проблемой горожан остаются автопарковки и автостоянки во дворах на детских площадках либо в непосредственной близи домов. Это касается жителей проживающих не только вблизи центральных магистралей, но и так называемых «спальных районов». Количество автотранспорта растет, но проблема с их размещением остается не решенной. По вопросам эксплуатации жилья обращаются граждане, не довольные работой ЖЭКов, управляющих компаний.
В связи с тем, что автотранспорт размещается на детских площадках, жители обращаются по вопросу восстановления дворов с установкой соответствующего оборудования для отдыха. Хотя Жилищный кодекс сейчас данный вопрос относит к ведению общего собрания собственников дома.
В 2009 году значительно снизилось количество обращений, касающихся торговли и бытового обслуживания и составило 5,4% (рис. № 6). Из них более 50% касается работы предприятий торговли и общественного питания. Это связано с тем, что граждане активно пользуются возможностями закона «О защите прав потребителей», а предприниматели, не рискуя возможными последствиями, не препятствуют этому. Жалобы поступают в основном, на расположенные в жилых домах магазины, торгующие спиртным, на кафе и бары, также находящиеся вблизи домов и посетители которых нарушают общественный порядок.
В истекшем году произошло небольшое уменьшение обратившихся граждан по вопросам социального обеспечения и социальной защиты населения — 97 в 2009 г. против 107 в 2008 г. (рис. № 7). Вопрос оказания материальной помощи был затронут в 68 в 2009 г. (60 — в 2008 г.) устных и письменных обращениях — это 4,4% и из них положительно решено по 37. За социальным обеспечением и предоставлением льгот обратилось 13 человек в 2009 г. — против 23 в 2008 году, из них — 4 решено положительно.
Для уменьшения письменных и устных обращений по социальным вопросам в Управлении социальной защиты населения:
оформляются информационные стенды;
проводятся встречи с общественными организациями;
ведется разъяснительная работа сотрудниками отделения срочной социальной службы с выездом на место и так далее.
И других вопросов, задаваемых в обращениях, видны наиболее волнующие проблемы граждан:
Наиболее волнующие проблемы граждан — Таблица №2
Категория вопросов2008 год2009 годтранспорт149культура47образование144деятельность ОВД, прокуратуры, судов (регистрация и др. вопросы)1112
Вопросы общественного транспорта очень волнуют жителей Тракторозаводского района. Это связано с тем, что на данной территории расположены два «микрорайона», в которые не ходит общественный транспорт (поселок Чурилово), либо количество маршрутов не устраивает население, а существующее количество маршрутных такси не может удовлетворить потребность населения, в том числе, населения, пользующегося льготным проездом. В связи с тем, что решение данной проблемы требует значительных финансовых вложений, в настоящее время решается вопрос с владельцами маршрутных такси для увеличения количества единиц транспорта, подвозящего граждан в данные микрорайоны.
Вопрос детского досуга, несомненно, актуален. В Тракторозаводском районе существуют и спортивные школы (ХК Трактор, Школа бокса «Алмаз» и другие), клубы по месту жительства (ДК «Ровесник», ДК «ЧТЗ-Уралтрак»), бассейн, но их количество и расположение не удовлетворяет всех потребностей горожан.
Активно ведется реконструкция парка «Сад Победы», что позволит жителям района, не выезжая в другой район отдохнуть в красивом сквере.
В 2009 году руководителями администрации района и структурных подразделений администрации района были проведены ряд выездных встреч, посвященных решению насущных проблем жителей района.
Для исключения случаев повторных и коллективных обращений создавались комиссии. 17,2% обращений рассматривалось с выездом на место, принимались распоряжения главы администрации района по решению жизненно важных проблем для жителей района, поднимались вопросы на совещаниях в вышестоящих организациях.
3.2 Рекомендации по совершенствованию работы с обращениями граждан в администрации Тракторозаводского района города Челябинска
Рассмотрением устных и письменных обращений граждан, адресованных главе администрации Тракторозаводского района города Челябинска, его заместителям и руководителям структурных подразделений администрации района занимается старший инженер общего отдела администрации. В своей деятельности данный специалист руководствуется Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, Федеральным Законом «О порядке рассмотрения обращений РФ», действует на основе Регламента и Инструкции по документационному обеспечению; порядка работы с обращениями граждан в органах муниципального управления, соответствующих инструкций и регламента администрации Тракторозаводского района города Челябинска.
Основными задачами указанного специалиста являются:
централизованный учет письменных и устных обращений граждан;
своевременное рассмотрение обращений;
информирование (оперативно и периодически) главы администрации района, его заместителей, структурных подразделений о результатах работы с обращениями граждан;
осуществление анализа и обобщение вопросов, которые ставят граждане на личном приеме;
изучение опыта работы с обращениями граждан и осуществление консультативной, методологической помощи.
Существует практика приема граждан органами местного самоуправления с выездом на место. Об этом население узнает заблаговременно.
В целях улучшения работы с обращениями граждан в администрации и в ее структурных подразделениях автором были разработаны мероприятия по повышению эффективности работы с обращениями граждан:
. Каждый год проводить совещание должностных лиц, ответственных за работу с обращениями граждан в администрации района, ее структурных подразделениях в целях повышения эффективности работы.
. Разрабатывать общие правила приема, регистрации письменных, устных обращений граждан и организации контроля за их своевременным рассмотрением в общем отделе.
. Разрабатывать инструкции по организации и проведению личного приема граждан в администрации, структурных подразделениях.
. Практиковать проведение приемов «Без записи» инвалидов и участников Великой Отечественной войны в администрации района.
. Практиковать организацию выездных приемов с целью совершенствования работы с обращениями граждан.
. Проводить проверки организации работы с обращениями граждан и анализировать выполнение замечаний и предложений, высказанных в ходе проверок.
. Рассматривать обращения граждан в соответствии с Федеральным Законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
. Выполнить и опубликовать обобщенный график личного приема граждан руководителями администрации, начальниками структурных подразделений.
. Ввести в практику личные приемы граждан в ходе встреч с населением по месту жительства.
. Продолжать практику индивидуального ознакомления новых работников с порядком рассмотрения обращений в администрации района, с действующим законодательством на Высших административных курсах.
. Управляющему делами осуществлять контроль за исполнителями и принимать меры дисциплинарного взыскания в случае нарушения без уважительной причины установленного «Порядка работы с письменными и устными обращениями граждан».
. Анализировать поступающую почту, материалы с личного приема граждан по периодам времени, тематическим аспектам, подразделениям, результативности, рассмотрения.
. Постоянно оказывать методическую и практическую помощь администрациям, предприятиям, управлениям в организации работы с обращениями граждан.
. Внести в должностные инструкции специалистов изменения, направленные на усиление персональной ответственности за эту работу.
. Постоянно информировать население через телерадиовещание, средства массовой информации о практике работы с обращениями граждан и результатах их рассмотрения.
. Установить модемную связь с Администрацией города Челябинска, Правительством Челябинской области для сокращения сроков получения почты.
. Разработать интернет-приемную для жителей район, через которую они смогут отправлять свои заявления.
. Проводить семинары по различным вопросам, проблемам, которые волнуют горожан. Давать разъяснения действующего законодательства, выдавая лаконично изложенную информацию.
Реализация данных предложений поможет не только улучшить работу специалистов администрации района, но и будет способствовать более качественному рассмотрению обращений граждан, сократить сроки рассмотрения, улучшить качество ответов. Что приведет к снижению повторных обращений (как основной показатель неудовлетворительной работы отдельных служб), выполнению обещаний по ранее данным ответам и, в общем, укрепить имидж администрации района как эффективно работающей структуры.
Заключение
Обращения граждан в органы государственной власти и местного самоуправления являются одним из важнейших способов реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина. Правовой основой обращений граждан в органы государственной власти и местного самоуправления является Конституция Российской Федерации.
Законодательство об обращениях граждан закрепляет обязанность соответствующих органов, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц принимать обращения граждан. В эту обязанность входит получение точных данных относительно фактических и юридических обстоятельств дела, а также регистрации самих обращений.
Существуют две официально установленные формы подачи обращений: устная и письменная.
Правильный подход к устному обращению обеспечивает максимальную быстроту и законность ее разрешения. По несложному вопросу гражданину гораздо проще обратиться именно с устным обращением, а должностному лицу порой целесообразно сразу же постараться дать на него ответ. Таким образом, применение устных обращений способствует сокращению сроков рассмотрения, устраняет переписку и помогает более оперативно решить возникший вопрос. Конечно, не всегда и не по всем вопросам целесообразно устное обращение. Тогда граждане могут подать письменное обращение. Такие обращения обычно пересылаются по почте, телеграфу, вручаются через бюро жалоб или лично, через секретариат и т.п.
И письменные и устные обладают одинаковой юридической силой, поэтому форма не имеет юридического значения.
Федеральный закон от 05 мая 2006 года №59 «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», а также разработанные на его основе Законы и Постановления устанавливают некоторые реквизиты обращений граждан. Письменные обращения гражданина (граждан) должны быть им (ими) подписаны с указанием фамилии, имени, отчества и содержать помимо изложения существа предложения, заявления либо жалобы также данные о месте его (их) жительства, работы или учебы. Обращения, не содержащие этих сведений, признаются анонимными и рассмотрению не подлежат.
Муниципальные органы и должностные лица местного самоуправления при рассмотрении обращений граждан обязаны внимательно разбираться в их существе, в случае необходимости требовать нужные документы, направлять работников на места для проверки, принимать другие меры для объективного разрешения вопросов; принимать обоснованные решения по предложениям, заявлениям и жалобам и обеспечивать своевременное и правильное исполнение этих решений; сообщать гражданам в письменной или устной форме о решениях, принятых по их обращениям, а в случаях их отклонения указывать мотивы; разъяснить порядок обжалования; систематически анализировать и обобщать предложения, заявления и жалобы граждан, содержащиеся в них критические замечания с целью своевременного выявления и устранения причин, порождающих нарушения прав и охраняемых законом интересов граждан, изучения общественного мнения, совершенствования работы муниципальных органов, предприятий, учреждений и организаций.
Одним из основных направлений совершенствования работы органов управления с обращениями граждан является повышение уровня контролируемости результатов разрешения первичных обращений граждан.
Также, необходимо упрочить гарантии своевременного и качественного рассмотрения обращений граждан, установить и чётко регламентировать ответственность за нарушения в этой сфере, притом сочетать различные её формы.
Не менее важное значение в повышении эффективности работы органов управления с обращениями граждан имеют такие организационные формы работы, как общественные приемные при органах управления, ведение приема граждан руководителями органов управления по месту жительства граждан, освещение в средствах массовой информации путей и хода решения местных и региональных проблем, вызывающих озабоченность населения и другое. Основным принципом работы с обращениями граждан в администрации Тракторозаводского района города Челябинска является усиление гласности и открытости в этом деле, обеспечение максимальной доступности руководителей для решения проблем граждан.
Таковы основные выводы, уже сделанные в данной работе. Вопросов и трудностей в этой сфере очень много. Поэтому необходимо разрабатывать мероприятия описанные в данной работе по совершенствованию работы с обращениями граждан, дабы максимально реализовать тот огромный потенциал, который заложен в институте обращений граждан.
Список использованных источников и литературы
1. Нормативно — правовые акты
1.Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Российская газета. 1993. 25 декабря.
2.Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06 октября 2003 N 131-ФЗ (ред. от 05 апреля 2010, с изм. от 08 мая 2010) // Собрание законодательства Российской Федерации от 6 октября 2003 г. N 40 ст. 3822. Российская газета от 8 октября 2003 г. N 202.
.О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации: Федеральный закон от 02 мая 2006 N 59-ФЗ // Российская газета от 5 мая 2006 г. N 95. Собрание законодательства Российской Федерации от 8 мая 2006 г. N 19 ст. 2060.
.О рассмотрении обращений граждан: Закон Челябинской области от 27 августа 2009 N 456-ЗО (ред. от 29 октября 2009) (подписан Губернатором Челябинской области 07 сентября 2009).
.Об утверждении Инструкции по делопроизводству в аппарате Правительства Челябинской области и органах исполнительной власти Челябинской области: Постановление Губернатора Челябинской области от 01 июля 2004 N 307.
.Устав города Челябинска: (ред. от 26 ноября 2009) (принят Решением Челябинской городской Думы третьего созыва от 27 февраля 2007 N 19/23) (Зарегистрировано в Управлении Минюста РФ по Уральскому федеральному округу 26 марта 2007 N RU743150002007001).
.Об утверждении Положения об администрации района в городе Челябинске: Решение Челябинской городской Думы от 22 ноября 2005 № 8/38.
.Регламент администрации Тракторозаводского района города Челябинска: Приказ главы администрации Тракторозаводского района от 07 мая 2010 № 41.
.Положение об общем отделе администрации Тракторозаводского района города Челябинска: утвержденное Приказом главы администрации Тракторозаводского района от 12 марта 2010 № 13.
. Литература
10.Алистратов Ю.Н. Право граждан на обращения в государственные органы и органы местного самоуправления в условиях становления демократического правового государства в России: М., 1997. 152 с.
11.Арутюнян Г. Жалоба в долгом ящике // Бизнес адвокат. М.: 2005. N 11. 78 с.
.Архипов В.В. Некоторые нюансы защиты прав граждан в публичном процессе // Современное право. 2006. N 2. С. 23-29.
.Беляев А.В. Гражданин и государство: актуальные вопросы правового и организационно — методологического обеспечения работы с обращениями граждан в государственных органах (часть 3) // Представительная власть — 21 век: законодательство, комментарии, проблемы. 2004. N 6. С. 19-22.
.Вискулова В.В. К вопросу об укреплении конституционного права граждан на обращения в органы власти // Право и безопасность. 2004. N 4. 97 с.
.Глазуновой Н.И. Система государственного управления. М.: Юнити — Дана, 2002. 552с.
.Грибанов В.П. Осуществление и защита гражданских прав. — М.: Статут, 2003. 411с.
.Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в 2006 году // Российская газета. 21 января 2007.
.Женетль С.З. Теоретический анализ основных положений Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" // Административное право: Учебник. 2008. № 4. 298с.
.Куликов В.И. Румынина В.В. Конституционное право Российской Федерации: Учеб. пособие для студ. учреждении высшего образования. М.: 2002. 184 с.
.Миронов М.А. Власть и народ: обратная связь. М.: Юрид. лит. 2001. 358с.
.Миронов М.А. Обращения граждан как элемент системы защиты прав человека и основных свобод: право и практика. М.: Юрид. лит. 2003.
.Миронов М.А. Обращения граждан. Организация и порядок рассмотрения. Известия, 2008. 600с.
.Новиков А.В. Обращения граждан. Воронеж, 2006. 239с.
.Пешин Н.Л. Конституционное и муниципальное право. М.: Статут, 2008, N 5. 267с.
.Потяркин Д.Е. Некоторые проблемы правового регулирования рассмотрения обращений граждан // Налоги. 15 июня 2009. С 5-12.
26.Проскурина О. Отписок не будет // Ведомости. 05 апреля 2005.С 4-8.
27.Румянцева В.Г., Им В.В. Институт обращений граждан в органы государственной и местной власти: понятие, сущность, содержание // История государства и права. // М.: Юрист, 2008, №14. С 2-4.
28.Сергеев Е.А. Принципы взаимодействия государственных органов по поводу обращений граждан. М.: Статут, 2009. N 23. 308с.
.Смушкин А.Б. Комментарий к Федеральному закону от 2 мая 2006 г. №59 «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» — Система Гарант. 2006 год.
30.Тихомиров Ю.А. Публичное право: Учебник. М.: БЕК, 2005. 496с.
31.Шугриной Е.С. Контроль за деятельностью и ответственность власти: муниципальный уровень. М.: Новая Юстиция, 2007. 238с.
3. Интернет-источники
Рис. № 1 Количество обращений
Рис. № 2 Динамика обращений за пять лет
Приложение 2
Рис. № 3 Тематика основных вопросов, поднимаемых в обращениях граждан