Содержание
Введение…………………………………………………………………………… 2
Глава 1. Проблема изучения психологических особенностей зависимой личности в современной психологии.. 7
1.1. Понятие об аддиктивных расстройствах (болезнях зависимого поведения) …………………………………………………………………………………………… 7
1.2. Гемблинг как вид негативной зависимости……………………………… 12
1.3. Характеристика потребностно-мотивационной сферы личности игроманов (гемблеров)…………………………………………………………………………….. 24
Глава 2. Эмпирическое исследование мотивации успеха и мотивации избегания неудач у лиц, склонных к азартным играм………………………………………………………………………………………. 35
2.1. Организация и методики исследования…………………………………….. 35
2.2. Анализ и интерпретация результатов………………………………………… 41
Выводы ………………………………………………………………………….. 56
Рекомендации для психологов, работающих с лицами, склонных к азартным играм………………………………………………… 58
Заключение………………………………………………..…… 61
Литература…………………………………….……………… 62
Приложение…………………………..…………………..…… 67
Выдержка из текста работы
Глава II. Эмпирическое исследование, направленное на выявление связи между самооценкой и мотивацией достижения успеха и избегания неудач у мужчин и женщин. 47
2.1. Организация исследования 47
2.2. Результаты исследования и их обсуждение. 51
2.3. Выводы. 63
Заключение 65
Список литературы. 68
Приложения. 73
Введение
Одной из базовых проблем в психологии является проблема мотивации и мотивов поведения и деятельности. Многие авторы отмечают, что в психологических исследованиях деятельности вопросам мотивации и целеполагания принадлежит ведущая роль. Например, Б.Ф.Ломов пишет: “Трудность здесь состоит в том, что в мотивах и целях наиболее отчетливо проявляется системный характер психического; они выступают как интегральные формы психического отражения. Откуда берутся и как возникают мотивы и цели индивидуальной деятельности? Что они собой представляют? Разработка этих вопросов имеет огромное значение не только для развития теории психологии, но и для решения многих практических задач”.
Самооценка человека – это сложное многоаспектное явление, она может быть высокой и низкой, различаться по степени устойчивости, самостоятельности, критичности. В своей практической деятельности человек обычно стремится к достижению таких результатов, которые согласуются с его самооценкой, способствуют ее укреплению, нормализации.
Выделены два типа колебаний уровня самооценки: обусловленных изменениями представлений о себе и трансформацией иерархии шкал ценностей, по которым производится самооценивание. Конфликты между мотивами приводят к борьбе ведущих личностных смыслов, к их смене. Естественно, что это сказывается в первую очередь на сфере предпочтений. Смена смыслообразующего мотива должна сказаться также и на тех идеалах, которые человек формирует для себя. Недифференцированность смыслов приводит не только к дестабилизации иерархии шкал самооценивания, но и к более глобальному изменению образа «Я». Не значительные изменения одного какого-то аспекта образа «Я» при низкой дифференцированности могут повлечь за собой изменения и других аспектов представления о себе. Когнитивная недиффиренцированность приводит к неразличимости, рядоположенности по своей субъективной значимости шкал самооценивания, что затрудняет формирование их иерархии, а, следовательно, снижает компенсаторные функции самооценки: всякий неуспех начинает восприниматься как значимый, всякое событие – как имеющее самое непосредственное отношение к «Я». Ясно, что подобное смешение субъективных ценностей делает самооценку крайне неустойчивой, резко повышает уровень тревожности, что в сою очередь вновь препятствует различению важного и несущественного в образе «Я», и как следствие, затрудняет процесс личностного роста.
Самооценка тесно связана с притязанием личности, т.е. с уровнем трудности задач, решение которых, по мнению человека, ему по силам.
Самооценка также может быть просто средством самоутверждения, создания у окружающих более благоприятного впечатления о себе.
Человек оценивает себя двумя путями: путем сопоставления уровня своих притязаний с объективными результатами своей деятельности и путем сравнения себя с другими людьми.
Актуальность темы исследования также связана с тем, что на фоне большого числа исследований самооценки вопрос о связи самооценки с мотивацией достижения успеха и избегания неудач у мужчин и женщин мало привлекал внимание исследователей.
Чтобы данные утверждения не казались бездоказательными, в дипломной работе будут рассмотрены не только теоретические основы мотивационной сферы человека и его самооценки, но и конкретные результаты эмпирического исследования по выявлению связи самооценки с мотивацией достижения успеха и избегания неудач у мужчин и женщин.
Целью данной работы является изучение особенностей, связи самооценки с мотивацией достижения успеха и избегания неудач у мужчин и женщин.
Целевая направленность исследования обусловила необходимость решения следующих задач:
— изучить теоретические основы мотивационной сферы человека и самооценки;
— рассмотреть основные аспекты мотивации достижения успеха и избегания неудач;
— провести эмпирическое исследование, направленное на выявление связи самооценки с мотивацией достижения успеха и избегания неудач у мужчин и женщин;
— сделать выводы.
Как следствие, предметом исследования и анализа является связь между мотивацией к достижению успеха и избеганию неудач и самооценкой.
Объектом исследования является мотивация к достижению успеха и избеганию неудач и самооценка.
Гипотеза исследования: у людей с мотивацией успеха сформирована адекватная самооценка, а улиц с преобладанием мотивации избегания неудач выражена либо неадекватная завышенная, либо низкая самооценка
Практическая значимость дипломной работы заключается в возможности применения результатов эмпирического исследования для разработки элементов системы психологического консультирования женщин и мужчин с низкой самооценкой, а также в возможности использования в аналогичных курсовых и дипломных работах.
Цель и задачи дипломной работы определили ее структуру и внутреннюю логику. Работа включает такие разделы, как введение, основную часть, состоящую из двух глав, заключение, библиографию и приложения, увязанные с текстом работы.
Теоретической базой исследования послужил обширный список литературы по психологии, отечественные монографии, периодические издания, справочная литература. Эмпирическая база исследования – бланки проведенных тестов……..
Список литературы.
1. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. М.- Воронеж, 1996
2. Анцыферова Л.И. «Некоторые теоретические проблемы психологии личности» / Вопросы психологии, М., № 1, 1978
3. Асеев В.Г. «Мотивация поведения и формирование личности», М.,1976
4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Педагогика, 1968.
5. Божович Л.И. Проблемы формирования личности, М. – Воронеж, 1995
6. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии.1979.№4.С.23-24.
7. Бреслав Г.М. Эмоциональные отклонения как первичный показатель деформации процесса формирования личности. –М., 1983
8. Вилюнас В.К. «Психологические механизмы мотивации человека» М.,1990
9. Возрастная и педагогическая психология: Учебник / под ред. Гамезо. – М.: Наука, 1984
10. Вопросы психологии школьника / Ред. Божович Л.И. Известия АПН РСФСР, вып.36, 1951
11. Выготский Л.С. «Проблемы обучения и умственного развития» // Избранные исследования. М., 1956 г. с. 33
12. Выготский Л.С. Проблема возрастной периодизации детского развития – Вопросы психологии, 1972 №2
13. Габай Т.В. Учебная деятельность и ее средства. – М., 1988
14. Гаврилов Т.П. О воспитании нравственных чувств. – М., 1984
15. Данилова Н.Н., Крылова А. Л. «Физиология высшей нервной деятельности», Р.-на-Д., 1999, С. 199
16. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. – М., «Педагогика» 1987
17. Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса в развитии. – М., 1989
18. Закс Л. Статистическое оценивание. – М., 1976
19. Зейгарник Б.В. «Теории личности в зарубежной психологии», М., 1982.
20. Изард К. Эмоции человека. – М., 1980
21. Изард К. Э. «Психология эмоций», СПб.,2000,
22. Ильин Е.П. «Мотивация и мотивы», СПб, 2000
23. История зарубежной психологии 30-60 годы XX века– М.: Тест, 1986
24. Кон И.С. В поисках себя. М. Изд. Политическая литература.1984.
25. Конюхов Н.И. «Словарь-справочник практического психолога», Воронеж,1999
26. Криулина А.А. «Психология женщины», Курск, 1994
27. Кроглус А.В. Вюрцбургская школа экспериментального исследования мышления и ее значение. Новые идеи в философии. СПб, 1934
28. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность – М., Политиздат, 1975.
29. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения т.1 /под ред. В.В. Давыдова и др., М., 1983
30. Леонтьев А.Н. Об историческом подходе в изучении психики человека. Т.1. – М., 1959
31. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции: конспект лекций. – Издательство МГУ, 1971
32. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции: конспект лекций. – Издательство МГУ, 1971
33. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М.: Педагогика, 1972.
34. Лисина М.И., Силвестру А.И. Психология самосознания у дошкольников. — Кишинев: Штиинце, 1983.
35. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. Москва, 1984, С. 205.
36. Магомед-Эминов М.Ш. «Мотивация достижения: структура и механизмы» автореф. дис., М., 1987
37. Майерс Д. «Социальная психология», СПб,2000, С. 257.
38. Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. – М.: Просвещение,1990
39. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. – М: Просвещение, 1990
40. Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия: Учебное пособие / Под ред, П.В. Шеметова. — М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 1999. — 312 с.
41. Маслоу А. «Мотивация и личность», СПб, 1999.
42. Мерлин В.С. Лекции по методике мотивов человека Пермский Гос. Пед. Институт – Пермь, 1978
43. Мерлин В.С. Личность как предмет психологического исследования. – Пермь, 1988
44. Миллер Д., Галавитер Е., Прибрам К. Планы и структура поведения – М., 1964
45. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе // Психология и педагогика, №2, 1979г.
46. Мюррей. Исследование личности. Воронеж, 1993
47. Наенко Н.И. Психологическая напряженность. – М., 1996
48. Немов Р.С. Психология. Учебник. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995
49. Новые исследования в психологии /Под ред. В.В. Давыдова. – М., 1987
50. Общая психодиагностика /Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – М., 1987
51. Пантелеев С.Р. Методика исследования самоотношения. М.: Смысл, 1993. с. 156
52. Педагогическая диагностика в школе /под ред. Кочеткова А.И. – Минск, 1987
53. Петренко В.Ф Психосемантика сознания, — М., 1988
54. Петровский А.В. Быть личностью, — М., 1990
55. Петровский А.В. К проблеме самоопределения личности в группе. М.,1972.
56. Психология: Словарь/ Под ред. А.В. Петровского, Н.Г. Ярошевского.- 2-е изд., исправ. и доп.- М.: Политиздат, 1990.
57. Райский Б.Ф. Движущие силы в формировании и развитии у учащихся потребностей в самообразовании, — Волгоград, 1996
58. Редковец И.А. Формирование у учащихся общественно ценной мотивации самообразования. – Волгоград 1997
59. Рогов А. Настольная книга психолога в образовании – М., 1995
60. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.,1994.
61. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: ПитерКОМ, 1999
62. Сарджвеладзе Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. Тбилиси: «Мецниереба», 1989
63. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. -М.: Изд-во МГУ, 1989.
64. Столетов В.Н. Становление личности. _ М., 1987
65. Столин В.В. Самосознание личности. М.: МГУ, 1983.
66. Фопель К. «Психологические группы. Рабочие материалы для ведущего.», М., 2000
67. Хекхаузен Х. «Психология мотивации достижения», СПб, 2001, С. 93.
68. Холл К.С., Линдсей Г., «Теории личности», М.,2000
69. Хьелл Л., Зиглер Д. «Теории личности», СПб,2000
70. Щукина Г.И, Активация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М.: Просвещение, 1979.
71. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. – М.: Просвещение,1971.
72. Язов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. – М., 1987
73. Якобсон М.П. Психологические проблемы мотивации поведения. –М., 1969