Содержание
Введение3
1. О молодежной политике в современной России5
2. Государственная молодёжная политика в современной России как механизм обновления кадрового государства11
Заключение15
Список использованых источников17
Выдержка из текста работы
Разработка стратегического видения молодежной политики России на перспективу является необходимым для российского общества. Молодому человеку предстоит жить в тех условиях, о которых мы сейчас вообще ничего не знаем. С этим связан заложенный в Стратегию принцип максимального развития самостоятельности и творческого потенциала молодежи.
Впервые в практике государственных стратегий решение задач молодежной политики предполагается осуществлять на основе взаимодействия государства со структурами гражданского общества с привлечением грантовых процедур.
Молодежная политика является одним из важнейших инструментов для модернизации страны, поэтому существует необходимость разработки инструментов измерения параметров системного изменения общества под влиянием определенной молодежной политики .
Целостная и последовательная государственная молодежная политика является важнейшим фактором устойчивого развития страны и общества, роста благосостояния ее граждан и совершенствования общественных отношений.
Стратегия молодежной политики представляет собой систему общенациональных проектов исполнителями которых будут выступать операторы, отобранные на конкурсной основе. Общее руководство всем ходом исполнения Стратегии будет выполнять общественно-государственный Совет по реализации Стратегии государственной молодежной политики в РФ.
В настоящее время предлагаются следующие проекты: «Российская молодежная информационная сеть», «Новый взгляд» (пропаганда ценностей российского общества, в том числе путем создания самой молодежью социальной рекламы), «Молодежь в действии» (развитие молодежных общественных организаций и других инициатив, направленных на самоорганизацию молодежи), «Всероссийский стройотряд» (вовлечение молодежи в деятельность трудовых отрядов, объединений и поддержка социально-экономических инициатив молодежи), «Завтра начинается сегодня» (развитие лидерских навыков молодежи, вовлечение ее в деятельность органов местного самоуправления и т.п.), «Успех в твоих руках» (выявление и продвижение талантливой молодежи и продуктов ее инновационной деятельности), «Доброволец России» (развитие добровольчества, готовности молодежи к оказанию помощи людям, оказавшимся в трудной ситуации), «Шаг навстречу» (оказание помощи в интеграции молодым людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации), «Вместе» (включение молодежи с ограниченными возможностями в единое социально-экономическое пространство, общественно-политическую и культурную жизнь России).
Ранее в Российской Федерации разрабатывался ряд подобных документов в области молодежной политики, однако ни один из них так и не получил официального статуса.
Цель работы: обозначить приоритеты современной государственной молодежной политики РФ.
Данная цель решается с помощью раскрытия следующих основных задач:
– раскрыть содержание государственной молодежной политики;
– обозначить цель и определить приоритеты государственной молодежной политики;
– определить принципы реализации государственной молодежной политики;
– определить меры реализации государственной молодежной политики;
– привести результаты реализации и оценка эффективности государственной молодежной политики;
– дать краткую характерситику системе оценки эффективности реализации государственной молодежной политики.
1. Сущность и приоритеты государственной молодежной политики
1.1. Содержание государственной молодежной политики
Государственная молодежная политика – является системой государственных приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, развития ее потенциала в интересах России .
Реализация государственной молодежной политики выступает инструментом социально-экономического и культурного развития, обеспечения конкурентоспособности и укрепления национальной безопасности страны. Государственная молодежная политика формируется и реализуется органами государственной власти и местного самоуправления, при партнерском участии молодежных и детских общественных объединений, неправительственных организаций и иных, юридических и физических лиц.
Государственная молодежная политика реализуется в Российской Федерации в отношении молодых жителей в возрасте от 14 до 30 лет.
Стратегия Государственной молодежной политики призвана определить ее цель, приоритеты и меры, реализация которых обеспечит решение важнейших задач социально-экономического развития России в современном мире. Данная Стратегия разработана на период до 2016 г. ……………………..
Заключение
В заключение следуем следующие выводы. Основными приоритетами государственной молодежной политики являются:
— информирование молодежи о потенциальных возможностях развития в России и ее вовлечение в социальную практику (на основе использования новейших коммуникационных технологий, а также создания единого молодежного информационного пространства);
— развитие инновационной активности молодежи, поддержка ее активности в социально-экономической, общественно-политической и творческой сферах;
— интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации (безработных, инвалидов, выпускников сиротских и коррекционных учреждений, наркозависимых, «трудных» подростков, молодых людей, освободившихся из мест заключения, и т.д.), в жизнь общества.
В условиях модернизации общества и растущих требований к человеческому капиталу государственная молодежная политика должна стать инструментом развития и преобразования страны. Это требует от всех участников процесса социального становления молодежи и самой молодежи разработки и последовательной реализации подходов, ориентированных на прямое вовлечение молодых людей в решение собственных проблем и общенациональных задач.
Задачи государственной молодежной политики такого масштаба могут быть решены только посредством применения проектного и сетевого подхода, формирования системы общенациональных молодежных проектов, понятных и востребованных в молодежной среде и обществе. Универсальным и эффективным средством обеспечения проектной активности молодежи станут механизмы грантовой поддержки.
Эффективность применения грантовых механизмов развития общественной активности и привлечения институтов гражданского общества к решению общенациональных проблем убедительно доказана мировым опытом, успешно применяющим эти механизмы в течение нескольких десятилетий. Все это, в конечном итоге, сформирует устойчивые условия для самоорганизации молодежи и населения, развития инициатив, отвечающих масштабам задач, стоящим перед Россией, роста благосостояния граждан и совершенствования общественных отношений.
За 2005 г. самым радикальным образом изменилось правовое поле. В 150 федеральных законов внесены существенные поправки, меняющие лицо законодательства о молодежи. Иными стали отношения между центром и субъектами РФ, между региональными и муниципальными образованиями. Сложившаяся сегодня правовая практика исходит из того, что молодежная политика – предмет совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ.
Конституция РФ не содержит понятия «государственная молодежная политика», а федерального закона, определяющего стратегию и направления государственной молодежной политики, нет. Хотя попытки его принятия на разных этапах развития постсоветсткого общества предпринимались не раз.
В результате отсутствия внятно сформулированной федеральной молодежной политики принимаемые и существующие сегодня программы для молодежи, нормативная база, неизбежно претерпевают на местах определенные изменения. Устанавливаются разные возрастные рамки. Так, в ряде субъектов РФ «молодежным» считается возраст от 14 до 25 лет, и сбрасываются со счетов молодые люди 26-30 лет.
Не отлажен механизм реализации программ. Например, подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей», пройдя согласования и будучи принятой на всех государственных уровнях власти, до Челябинской области дошла в «искалеченном виде». В результате получить субсидии имеют возможность только молодые специалисты-бюджетники, а права молодежи, работающей на частных предприятиях, ущемляются. Но ведь они также платят налоги. Если средняя заработная плата работников в бюджетной сфере ниже, чем у работающих в частных компаниях, то нужно решать вопросы повышения зарплаты, а не отдавать жилищные субсидии только бюджетникам.
Стратегия государственной молодежной политики в РФ, разработанная Министерством образования и науки РФ, в большей части нацелена на учащуюся молодежь. Включая в себя проекты «Российская молодежная информационная сеть», «Доброволец России» и т. д., суть которых сводится к повышению активности молодежи, ее карьерному росту, вовлечению молодежи в предпринимательскую деятельность, повышению вклада молодежи в развитие страны, данная Стратегия почему-то не содержит проекта, направленного на интересы рабочей молодежи. Нужно помнить, что большинство работников в любой промышленной отрасли составляют не руководители, а люди рабочих профессий: сварщики, токари, водители, электромонтеры, слесари, плавильщики, прессовщики… Кто встанет к станку, если все будут нацелены на карьерный рост? Почему в Стратегии государственной молодежной политики нет ни слова о том, как обеспечить достойное существование молодому рабочему? Как помочь ему решить жилищную проблему, как обеспечить приемлемый уровень доходов?
В связи с этим в ближайшее время необходимо:
1. На федеральном уровне:
— принять закон «О государственной молодежной политике»;
— расширить круг субъектов, на которых распространяется Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»;
— разработать молодежные целевые программы, направленные на улучшение демографической ситуации в России, учитывающие потребности разных социальных групп молодежи, осуществлять четкий контроль за их исполнением;
— взять под особый контроль реализацию подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей».
2. Создать молодежную совещательную структуру из представителей различных молодежных организаций, дать ей право обращаться со своими предложениями к высшим органам государственной власти.
3. Дополнить Стратегию государственной молодежной политики проектом, отражающим интересы рабочей молодежи – молодых тружеников разных отраслей промышленности.
Список использованной литературы
1. Данилин П. Новая молодежная политика. 2003-2005. – М.: Европа, 2006. – 292 с.
2. Доктрина государственной молодежной политики Российской Федерации. – М.: 2002. – 47 с.
3. Доктрина государственной молодежной политики РФ //rusmol.org/
4. Ильинский И.М. Молодёжь и молодёжная политика. Философия. История. Теория.- М.: Голос, 2001. — 696 с.
5. Информация об итогах реализации государственной молодёжной политики в 2001 г. и перспективах на 2002 г. — М,: ИПК МГУП, 2002 — 36 с.
6. Концепция государственной молодёжной политики в Российской Федерации: Одобрена протоколом заседания Правительств. комис. по делам молодёжи, 5 дек. 2001 г. №4. — М.: ИПК МГУП, 2002. — 12 с.
7. Концепция государственной молодежной политики Российской Федерации //budgetrf.ru/
8. Молодёжный парламентаризм в Российской Федерации: Документы и материалы 1 Всероссийского семинара-совещания. Часть 1: Официальные документы. — Рязань, 2003. — 140 с.
9. Молодёжный парламентаризм в Российской Федерации: Документы и материалы 1 Всероссийского семинара-совещания. Часть 2: Материалы семинара-совещания. — Рязань, 2003. — 44 с.
10. Положение молодёжи и реализация государственной молодёжной политики в Российской Федерации. 2000-2001 годы / М-во образования РФ. — М.: Изд-во МГСА «Социум», 2002. — 303 с.
11. Постановление верховного совета РФ от 3 июня 1993 г. № 5090-1 (РГ 93-126) «Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации»
12. Проект Стратегии государственный молодежной политики //regnum.ru/
13. Проект Стратегии государственный молодежной политики проходит общественное обсуждение // regnum.ru/news/513017.html
14. Пытина Е. Федеральная программа «Молодежь России». //Страховое дело. – 1997. – № 4. – С. 6-8.
15. Работающая молодёжь в аспекте государственной молодёжной политики: Метод. пособие / Сост.-ред. З.И. Суховерхова, И В. Михайлина. — М.:МГСА, 2002. — 192 с.
16. Романец И.В. Молодежная занятость и региональная молодежная политика. //Регионология. – 2005. – № 4. – С. 222-232.
17. Сборник документов регламентирующих реализацию государственной молодёжной политики. — Магадан, 2002.
18. Социальная политика: Энцикл. слов. /Под общ. ред. Н.А. Волгина. — М.: Академический проект: Трикста, 2005. — 686 c.
19. Стратегии государственной молодежной политики РФ // planetaedu.ru/novinki/1577
20. Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации. – М.: 2006, – 37 с.