Содержание
Введение3
Глава I. Мировая юстиция7
1.1. Развитие мировой юстиции7
1.2. Место и роль мировой юстиции в России, её цель и задачи10
Глава II. Судопроизводство по рассмотрению мировыми судьями гражданских дел30
2.1. Предпосылки и условия принятия мировыми судьями заявлений по гражданским делам30
2.2. Подготовка дела к судебному разбирательству39
2.3. Судебное разбирательство по гражданским делам40
2.4. Судебные постановления мирового судьи, протокол судебного заседания44
Глава III. Обжалование решений мирового судьи ………………………………49 3.1. Общая характеристика апелляционного производства49
3. 2. Реализация права на апелляционное обжалование, его предпосылки53
Заключение60
Список литературы64
Выдержка из текста работы
Сложное, многогранное судоустройственное и процессуальное явление, каким является институт мирового судьи, в силу своей значимости нуждается в комплексном исследовании в различных аспектах.
Создав новый судебный орган в системе судов общей юрисдикции, и наделив его специфической компетенцией по рассмотрению гражданских дел, законодатель не предусмотрел для него никаких особенностей процессуальной формы деятельности, обусловленных спецификой подсудных ему дел.
Данное обстоятельство не могло не вызвать сомнений по поводу целесообразности учреждения в России мировой юстиции, связанных с тем, что проблема нагрузки на судей районных судов могла быть решена простым увеличением их численности.
Между тем, имеющийся зарубежный и отечественный дореволюционный опыт работы аналогичных судебных инстанций свидетельствует о необходимости и полезности их деятельности по рассмотрению малозначительных гражданских дел.
Для того, чтобы мировая юстиция смогла сегодня занять достойное, соответствующее ее предназначению место в системе судов общей юрисдикции, необходимо концептуальное обоснование целесообразности ее существования в современных условиях. Применительно к гражданскому судопроизводству в качестве такого обоснования может выступать разработка наиболее оптимальной процессуальной формы рассмотрения и разрешения мировыми судьями гражданских дел, отнесенных законом к их компетенции.
Целью исследования является изучение темы «Производство по гражданским делам у мирового судьи» с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.
В рамках достижения поставленной цели автором были поставлены и решения следующие задачи:
— рассмотреть эффективность деятельности мировых судей;
-проанализировать правовое регулирование статуса мирового судьи;
— рассмотреть организационное обеспечение деятельности мировых судей;
-выявить проблемы применения правил подсудности гражданских дел мировому судье;
— предложить пути повышения эффективности осуществления правосудия мировыми судьями.
Методологическую основу исследования составили основные положения диалектического метода научного познания; в дипломной работе также применены системно-структурный, конкретно-исторический, сравнительно-правовой, специально-юридический, социологический методы, метод статистического анализа.
Теоретической основой исследования выступают работы отечественных авторов по общей теории права, истории права, гражданскому и арбитражному процессуальному праву.
Глава 1. Мировая юстиция: эффективность деятельности, проблемы становления
1.1. Эффективность деятельности мировых судей
Воссоздание в модифицированном виде института мировых судей в период новейшей истории произошло в связи с принятием Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации» и Федерального закона от 17 декабря 1998 г. «О мировых судьях в Российской Федерации» . В августе 2000 г. были приняты Федеральные законы «О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР» и «О внесении изменений и дополнений в Гражданский процессуальный кодекс РСФСР», которые регламентировали производство у мирового судьи, а также апелляционное обжалование принимаемых им решений по уголовным и гражданским делам. Таким образом, в систему судов общей юрисдикции было добавлено еще одно звено, а судопроизводство пополнилось стадией апелляционного пересмотра не вступивших в законную силу решений мирового судьи.
Восстановление института мировых судей стало одним из элементов проводимой в Российской Федерации судебной реформы, главной целью которой является, с одной стороны, повышение доступности граждан к правосудию как наиболее эффективному и универсальному способу защиты своих прав и законных интересов, а с другой — максимальное приближение суда к населению . Социальный эффект данного судебного института может быть оценен при анализе результатов его работы.
Поэтому в настоящей статье мы рассмотрим вопросы эффективности деятельности мировой юстиции, а также проблемы, с которыми сталкиваются в своей работе мировые судьи, и предлагаемые пути их решения.
За пятилетний период работы вновь созданный институт мировых судей доказал свою состоятельность и способность решать задачи, которые ставились при его создании.
Как уже указывалось выше, целями возрождения мировой юстиции, провозглашаемыми официальной доктриной, являлись: обеспечение доступности правосудия, приближение суда к населению, упрощение процедуры рассмотрения несложной категории дел, создание необходимых условий для реального и свободного использования субъектами правоотношений конституционного права на судебную защиту. Но главным аргументом введения института мировых судей явилась необходимость скорейшей разгрузки федеральных районных судов общей юрисдикции, нагрузка на которые по рассмотрению уголовных и гражданских дел превысила все мыслимые и немыслимые пределы. Это явилось следствием того, что в результате демократических преобразований и реализации закрепленного в Конституции РФ принципа разделения властей существенно расширился круг правоотношений, субъекты которых получили право на судебную защиту своих законных интересов. В то же время усилился рост социальной напряженности и конфликтности в обществе, вызванный процессами перехода к иной социально-экономической формации, сменой и «переделом» права собственности на крупнейшие объекты экономики государства. Указанные обстоятельства привели к резкому росту поступивших в суды уголовных, гражданских и административных дел.
Традиционная для советского периода трехзвенная система судов общей юрисдикции, привязанная к административно-территориальному делению страны, оказалась чрезмерно перегруженной, не способной «пропускать» через себя лавину различных юридических конфликтов.
Простое увеличение числа районных судей не решило бы проблемы в силу того, что во многих регионах районные суды расположены весьма на значительных расстояниях от большинства населенных пунктов.
Необходимость безотлагательного решения этих непростых задач и привела к воссозданию применительно к современным реалиям действовавшего в дореволюционной России института мировых судей.
Первоначально предполагалось, что мировые судьи возьмут на себя рассмотрение около 7 — 8% уголовных, а также около 50% гражданских и административных дел из общего числа дел, рассматриваемых районными судами . Однако на практике оказалось иначе. Так, уже на первом этапе в Пензенской области количество уголовных и гражданских дел, рассмотренных мировыми судьями, в процентном отношении к количеству дел, рассмотренных судьями районных судов, составило 25,1% и 65,1% соответственно. В дальнейшем тенденция роста поступления дел на судебные участки мировых судей во всех субъектах Российской Федерации продолжилась.
По итогам 2009 г. мировыми судьями в Российской Федерации было рассмотрено 421 тыс. уголовных дел, 4 млн. 825 тыс. гражданских дел и 3 млн. 909 тыс. дел об административных правонарушениях.
Доля дел, рассмотренных мировыми судьями, в структуре дел, рассмотренных судами общей юрисдикции, составила 36,7% уголовных, 71,6% гражданских дел и 91,2% дел об административных правонарушениях.
В сравнении с 2004 г. в 2005 г. поступило уголовных дел на 30,5% больше, принято к производству гражданских дел на 27,1% больше, на 21,5% больше рассмотрено дел об административных правонарушениях.
По сравнению с районными судьями среднемесячная служебная нагрузка на мирового судью по уголовным делам выше в 1,6 раза, по гражданским делам — в 6,6 раза, по административным делам — в 6 раз и составляет соответственно 6,3, 70,3 и 62 дела в месяц . И теперь уже мировые судьи оказались сами захлестнутыми валом свалившихся на них дел. Отрицательные последствия такой ситуации очевидны. Невозможность добиться быстрого разрешения дела в суде побуждает заинтересованных лиц искать обходные или попросту нелегальные пути решения конфликта. Престиж судебной власти падает, а правовой нигилизм получает мощную подпитку.
Несмотря на такую колоссальную, немыслимую нагрузку с нарушением установленных сроков, мировыми судьями в 2009 г. рассмотрено всего 5% уголовных, 5,3% гражданских и 2,5% административных дел, а мировыми судьями Пензенской области, которые приступили к своей работе с 2000 г., с нарушением установленных сроков рассматривается менее 0,5% дел . Однако долго так продолжаться не может: анализ статистических данных свидетельствует о наличии постоянной тенденции роста (как в абсолютном, так и в относительном выражении) числа дел, отнесенных к компетенции мировых судей. Нередки случаи, когда мировые судьи отдельных судебных участков рассматривают до 10 тыс. и более дел в год. Судья при этом превращается в «машину» по рассмотрению дел, а речь об эффективном и доступном правосудии становится неуместной. Такая ситуация не может считаться нормальной, так как является тупиковой и ведет к развалу вновь созданного института мировых судей.
Каким же видится выход из сложившейся ситуации? Какие проблемы требуют безотлагательного решения и что в первую очередь необходимо сделать для сохранения и совершенствования деятельности института мировых судей? На наш взгляд, имеют место следующие основные проблемы деятельности мировой юстиции, требующие самого пристального внимания.
Данная проблема деятельности мировой юстиции, затронутая нами выше, безусловно, является основной и напрямую связана с порядком формирования судебных участков, на которых работают мировые судьи.
В соответствии с действующей в настоящее время редакцией ст. 4 Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации» судебные участки создаются из расчета численности населения на одном участке от 15 до 30 тысяч человек. В административно-территориальных образованиях с численностью менее 15 тысяч человек создается один судебный участок. При этом общее количество мировых судей и судебных участков в регионах определяет федеральный законодатель, а границы судебных участков и должности мировых судей создаются и упраздняются в соответствии с региональным законодательством.
При принятии Федерального закона «Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации» при определении числа мировых судей применительно ко всем субъектам России использовался общий усредненный критерий — 22,5 тыс. человек на одном судебном участке . Вместе с тем первоначально, прогнозируя ситуацию с нагрузкой, Верховный Суд РФ внес на рассмотрение Государствен…
**************************************************************