Содержание
Содержание
Введение3
Глава 1. Центры развития мировой автомобильной промышленности6
1.1.Особенности авторынка в Соединенных Штатах Америки6
1.2. Особенности авторынка в Европе10
1.3. Особенности авторынка в Японии12
Глава 2. Международная торговля легковыми автомобилями14
2.1. Продажа легковых автомобилей на мировом рынке14
2.2. Динамика конкуренции крупнейших фирм34
2.3. Прогноз конъюнктуры мирового рынка49
Глава 3. Кризис российского автомобильного рынка57
3.1. Ведущие марки российского автопрома в условиях кризиса 2008-2009 гг.57
3.2. Российская автомобильная промышленность на мировых рынках автопроизводства69
3.3. Пути развития автомобилестроения в России73
Заключение76
Список литературы81
Выдержка из текста работы
Актуальность настоящего дипломного исследования. Важная экономическая особенность автомобилестроительной отрасли – это относительно низкая норма прибыли. Она, а также существование таможенных барьеров, жесточайшая конкуренция цен и качества делают этот рынок труднодоступным для вхождения в него новых участников. Мировой рынок автомобилей в настоящее время представлен ограниченным числом фирм и фактически сформировался. Еще несколько лет назад 70% мирового авторынка контролировали полтора десятка компаний, а сегодня ведущих игроков осталось всего шесть: американские General Motors и Ford, немецкая Volkswagen, японская Toyota, немецко-американская DaimlerChrysler и франко-японская Renault-Nissan.
Особая роль автомобильного сектора для развития и конкурентоспособности национальной экономики — настолько прописная истина, что с этим мало кто спорит. Не все, однако, осознают, что эта особая мобилизующая роль реализуется лишь тогда, когда в стране имеется национальная автомобильная промышленность полного цикла. И в современных условиях не столь важен цикл материальных потоков — от руды до готового автомобиля, сколь важен цикл добавленной стоимости творческого интеллектуального труда — от идеи нового продукта через дизайн, НИОКР и процессы производства до продаж и послепродажного обслуживания, от удержания лояльных потребителей до завоевания новых рынков.
В наши дни, когда в обществе расширяется дискуссия о путях экономического развития страны, представляется полезным еще раз вернуться к этой теме. В том влиянии, которое автомобильный сектор оказывает на экономику в целом, мы видим, по меньшей мере, три важных составляющих:
— повышение мобильности населения — повышение экономической активности людей, содействие развитию малого предпринимательства;
— мультипликативный эффект — на каждое рабочее место на автозаводах 10-20 рабочих мест в смежных отраслях, обеспечение массовой занятости;
— инновационный эффект — востребованность инженерных и научных кадров, сбережение и развитие интеллектуального потенциала страны.
«78 из 85 отраслей мирового хозяйства связаны с производством автомобилей» , поэтому банкротства здесь могут вызвать опустошительный эффект в смежных отраслях. Основная тенденция автопромышленности: повышение роли развивающихся центров. Россия, Индия и особенно Китай имеют все шансы выйти в лидеры мирового автомобилестроения на фоне кризиса.
Исследование проблем развития мирового автомобильного рынка в условиях глобализации мировой экономики представляет значительный научный и практический интерес, учитывая возрастающее значение автомобилестроительного сектора для экономики России и усиление конкуренции на мировом автомобильном рынке. В этой связи особую значимость приобретает всесторонний анализ маркетинговых инструментов и основных тенденций развития мирового и российского автомобильных рынков легковых автомобилей.
В современной отечественной и зарубежной экономической литературе общетеоретические вопросы конкуренции на мировых рынках, а также стратегические аспекты отдельных продуцентов отраслей экономики наиболее полное освещение получили в трудах российских учёных и специалистов Азоева Л.Г., Бурцева Н.Н., Градова А.П., Григолая Г.П., Кныш М.И., Кониной Н.Ю., Лифиц М.И., Магомедова Ш.Ш., Морозовой Т.Г., Окрут З.М., Погребняк Е.В., Сельцовского В.Л., Сейфулаевой М.Э., Сербиновского Б.Ю., Фатхутдинова Р.А., Халевинской Е.Д., Хасбулатова Р.И., а также зарубежных учёных и специалистов Брю Стэнли Л., Лайкер Джеффри, Макконнелл Кэмпбелл Р., Портера Е. Майкла, Риккардо Д., Смита А., Уотерса Д., Хайека Ф.А., Шумпетера Й. и других.
Вместе с тем количество работ, посвящённых конкретно проблемам разработки конкурентных стратегий в производстве легковых автомобилей как в российской, так и зарубежной печати, весьма ограничено. Большинство из них содержит годовые обзоры мирового, либо региональных рынков легковых автомобилей, рассмотрение текущего состояния деятельности отдельных автомобильных корпораций. Как правило, это публикации в периодической печати. В то же время проблематика анализа причин успеха (неудач) конкурентных стратегий основных продуцентов мирового автомобильного рынка, включая российских производителей, остаётся непроработанной, хотя совершенно очевидно, что общетеоретических подходов к решению данной проблемы недостаточно.
Цель настоящей работы – исследование мирового рынка автомобилей.
Задачи работы:
— провести анализ особенностей зарубежных рынков автомобилей: американского, европейского и японского,
— изучить общемировые тенденции автомобильного рынка,
— проанализировать особенности российского авторынка.
Объект исследования: особенности развития автомобильного рынка.
Предмет исследования: современные тенденции на рынке автомобилей.
Методичка исследования: контент — анализ, методика экспертных оценок.
Настоящее дипломное исследование состоит из введения, трех глав, включающих 9 параграфов, заключения и списка литературы.
Глава 1. Центры развития мировой автомобильной промышленности
1.1.Особенности авторынка в Соединенных Штатах Америки
Анализ особенностей современного состояния мирового авторынка необходимо начать с изучения американского автомобильного рынка, т.к. этот сегмент автомобильного рынка – один из крупнейших по продаже автомобилей. «Три крупных региона (Северная Америка, Западная Европа и Япония), где в 1998 году было продано 75% всех произведенных автомобилей, и сегодня остаются самыми главными рынками» .
Тенденции автомобильного рынка, как и многих других сегментов экономики, характерные для США, со временем становятся моделью для европейского, японского и российского рынков (что по аналогии можно проследить на примере ипотечного кризиса, развивавшегося по всему миру по «американскому сценарию»).
Среди основных производителей автомобилей в США можно выделить следующие компании:
Компания General Motors Corporation. Основана в 1916 г., разрабатывает, производит и продает легковые и грузовые автомобили, дизельные двигатели, железнодорожные локомотивы, а также сопутствующие запчасти и аксессуары. Производимые General Motors автомобили: Buick, Cadillac, Chevrolet, GMC, Holden, Isuzu, Oldsmobile, Opel, Pontiac, Saab, Saturn, Vauxhall. Основные производственные мощности компании сосредоточены в США и Канаде. Кроме того, General Motors владеет предприятиями по производству или сборке автомобилей в Австралии, Аргентине, Бельгии, Бразилии, Великобритании, Германии, Испании, Китае, Мексике, Польше, Португалии и Таиланде.
Компания Ford Motor. Компания основана в 1903 году.Ford Motor Company — американская автомобильная компания, выпускающая легковые автомобили марок Ford, Mercury, Lincoln, грузовики, разнообразную сельскохозтехнику. Сегодня Ford Motor Company продает более 70 различных моделей машин по всему миру, произведенных под марками Ford, Lincoln, Mercury, Jaguar и Aston Martin. У компании есть также доля акций в Mazda Motor Corporation и Kia Motors Corporation.
Компания DaimlerChrysler. Созданная в 1925 г., фирма Chrysler, с начала своего существования стремилась выпускать только дорогие, фешенебельные автомобили для. В 1998 году произошло слияние компаний Chrysler и Daimler Benz, в результате чего компания Chrysler перестала существовать, как независимый автоконцерн.
Эти компании также называют «большой тройкой».
Из самых продаваемых моделей американских автопроизводителей следует отметить:
Таблица 1.1. Рейтинг самых продаваемых авто США ………………………
Заключение
Кризисные явления конца 2008 года в реальной экономике внушают опасения за стабильность работы автомобильной отрасли в 2009 году, однако антикризисные меры правительства и предприятий должны сыграть необходимую роль в стабилизации положения в этой отрасли.
Европейский автомобильный рынок переживает сейчас не лучшие времена. Прирост, достигнутый в первые шесть месяцев текущего года (+7,2%), во многом обусловлен активным развитием российского и украинского автомобильных рынков, а также высоким потенциалом стран, вошедших в состав Евросоюза относительно недавно. Если не брать в расчет продажи в России и Украине, то рынок в Европе по итогам первой половины 2008 года показал снижение примерно на 2%.
Лидером в количественном выражении остается Германия: за истекшие шесть месяцев в стране было реализовано более 1,63 миллионов легковых автомобилей, что больше результата аналогичного периода прошлого года на 3,6%. На вторую строчку поднялась Россия, динамика роста автомобильного рынка которой продолжает опережать самые смелые прогнозы специалистов. Замыкает тройку лидеров Италия (-11,1% и 1,26 миллионов штук).
Российских автопроизводителей ожидает усиление конкуренции. Очевидно, что сложно предполагать увеличение экспортных поставок в случае потери конкурентоспособности на внутреннем рынке, угроза чего может появиться в связи с тем, что Россия по условиям вступления в ВТО должна будет начать снижение ввозных пошлин. Так, по оценкам Минэкономразвития России, в течение 7 лет после присоединения к ВТО в России планируют вдвое снизить таможенные тарифы на импорт автомобилей. Таможенные тарифы на ввоз подержанных авто планируют уменьшить такими же темпами, но всегда с превышением в 5% по сравнению со ставкой, действующей для ввоза новых автомобилей .
Однако у российских производителей еще существует возможность в короткий промежуток времени провести модернизацию своих производств и вывести российские автомобили на качественно новый уровень, что позволит повысить их конкурентоспособность.
На базе анализа перспектив развития российской автомобильной промышленности и обеспечения ее конкурентных позиций на мировом автомобильном рынке рассматриваются современные перспективные маркетинговые направления сотрудничества российских и зарубежных автопроизводителей.
Перспективная роль зарубежных партнеров в повышении конкурентоспособности российского автомобильного рынка заключается в следующих возможностях международного маркетингового сотрудничества:
1. Создание сборочных производств на территории России. Такая мера позволит перенять зарубежный опыт и решить ряд первоочередных социально-экономических проблем, в частности проблему занятости, загрязнения окружающей среды (экологические проблемы), проблему безопасности, качества жизни и др. По оценкам аналитиков Ladaonline, к 2008 г. на территории России будет работать от 10 до 15 сборочных производств, выпускающих в год порядка 500 тыс. импортных автомобилей .
2. Широкое применение аутсорсинга в автомобилестроении будет способствовать повышению качества российского производства, более активному вовлечению отечественных компаний в международное разделение труда, повышению эффективности производства, послужит инновационным стимулом в развитии автомобильной промышленности.
3. Создание совместных проектов. Основным направлением может стать автокредитование. Рынок автокредитования продолжает динамично развиваться и сейчас является наиболее востребованным продуктом российской банковской розницы. По различным прогнозам в 2007 г. в кредит будет продаваться до 50% автомобилей. В первую очередь наибольший интерес в настоящее время представляют новые иностранные автомобили (иномарки) недорогого сегмента – стоимостью до 25 тыс. долл., но в перспективе автокредиты заинтересуют и потребителей сегмента дорогих автомобилей. Одним из перспективных направлений, которое требует большего развития, является разработка специальных совместных программ автосалонов с банками .
Программы международных банков в автокредитовании необходимо развивать, предлагая выпуск новых кредитных продуктов совместно с автопроизводителями. Перспективы здесь есть, поскольку этому способствует продолжающийся рост доходов населения, а также рост маркетингового взаимодействия между всеми участниками рынка автокредитования.
В целом анализ российского автомобильного рынка позволил определить следующие основные проблемы и тенденции его развития в условиях вступления России в ВТО.
1. Российский автомобильный рынок гораздо менее насыщен по сравнению с другими индустриальными странами, и следовательно, у него имеется более высокий потенциал роста. Так, на каждую тысячу жителей страны сейчас приходится 138 легковых автомобилей. В США этот показатель выше примерно в 5,5 раза, в Германии – почти в 4 раза, в Японии – в 3 раза. Кроме того, необходимо учитывать, что почти половина из 20 миллионов легковых автомобилей в России имеет возраст более 10 лет, и поэтому их владельцы – тоже потенциальные покупатели новых автомобилей.
2. Реальные производственные мощности всех российских автозаводов сегодня существенно ниже из-за износа основных фондов и отсутствия финансовых средств на их обновление. Таким образом, с одной стороны, существует отложенный спрос на легковые автомобили, с другой – производство устаревших моделей создает предпосылки для кризиса сбыта и перебои в работе автозаводов, которые наблюдались, в частности, в конце 2002 г. у трех крупнейших российских производителей – АвтоВАЗа, ГАЗа и УАЗа.
3. Российские автозаводы нуждаются в крупных инвестициях для модернизации производства. Создание стратегических альянсов с зарубежными автомобильными компаниями открывает новые возможности для привлечения инвестиций и получения доступа к уже апробированным на мировом рынке передовым технологиям.
Организация совместного производства с российскими заводами и другие формы международного сотрудничества позволяют зарубежным компаниям получать таможенные и налоговые льготы, использовать квалифицированную, но относительно более дешевую рабочую силу, материалы и энергоресурсы. Все это дает снижение себестоимости производства на 10–30%. Следовательно, производимые в России автомобили известных зарубежных торговых марок становятся более конкурентоспособными по отношению к российским торговым маркам и более привлекательными по критерию «стоимость–эффективность».
Создание сборочных производств более экономичных, безопасных, экологичных, инновационных и эстетичных автомобилей известных брендов позволит изменить неблагоприятную ситуацию на российском автомобильном рынке.
4. Автомобильный рынок России имеет значительные естественные и приобретенные преимущества, эффективной реализации которых препятствует ряд системных экономических проблем, низкая эффективность производства, отсутствие опыта конкурентного рыночного поведения, недостаточные темпы внедрения новых технологий, а также трудности с выходом на рынки, предъявляющие спрос на высококачественную продукцию. Решению этих проблем должна способствовать активная государственная политика, повышение стандартов управления на самих предприятиях, а также реализация различных форм международного сотрудничества.
5. В основе маркетинговой политики автомобилестроительных ТНК должны реализовываться принципы социально-этического маркетинга, которые главную роль отводят потребителю и определяют место компании в обществе. Автомобилестроение, особенно в России, представляет социально значимую отрасль экономики с точки зрения обеспечения занятости и повышения благосостояния людей. Так, каждое рабочее место в автомобильной промышленности создает, по некоторым оценкам, до 10–12 рабочих мест в смежных отраслях экономики.
В связи со сложившимися проблемами в российской автомобильной промышленности требуется участие зарубежных автопроизводителей в решении этих проблем. Крупные автомобилестроительные ТНК представляют собой в настоящее время высокотехнологичные компании, производящие экономичные, безопасные, экологичные, инновационные и эстетичные автомобили. Таким образом, крупные автомобилестроительные ТНК могут дать российскому автомобильному рынку более качественный автомобиль и создать в России более благоприятную социальную среду.
Список литературы
1. autoBlog.com
2. autostat.ru
3. consumerreports. Org
4. economy.gov.ru
5. ladaonline.ru
6. Амелина А.Н. Динамика товарных рынков. – М.: Литера, 2009
7. Арабов П. Автомобиль — снова роскошь// Известия (Москва), №N40, 12.03.2009
8. Белкиов Д. Россия встает с колес//Коммерсантъ, № 43, 12.03.2009,
9. Белов В.А. Условия повышения конкурентоспособности России на мировом рынке легковых автомобилей. // Горный информационно-аналитический бюллетень.—№8.—2006
10. Воронина А. Дорогие выигрывают//Ведомости, № 43, 12.03.2009
11. Гельтищев П. Россияне въезжают в кризис на лимузинах//Труд, № 42, 13.03.2009,
12. Дмитриев С.А. Рынок автомобилей. – М.: Смарт, 2008
13. Иванов И.Е. Новости мирового автопрома//Экспертиза, 2008, № 12
14. Капустин А.Н. Аналитика. Т.4 – Авторынок. – М.: Манускрипт, 2008
15. Караулина Ю. Минус 38%//РБК daily, №42, 12.03.2009
16. Мировая экономика и международные отношения [в 2-х ч] ч. I: учебник под ред. чл-корр. РАН, д-ра экон. наук., проф. Хасбулатова Р.И.—М.: Гардарики. 2006.—
17. Портер М. Международная конкуренция /пер. с англ.; под ред. В.Д. Щетинина. М.: МО, 1993
18. Семенова А.Н. Развитие автомобильного рынка. – м.: Манускрипт, 2007
19. Спичак Е.А. Изучение международной маркетинговой среды автомобильными компаниями при выходе на внешний рынок // Вестник Финансовой академии. 2006. № 4
20. Спичак Е.А. Особенности маркетинговой деятельности на мировом автомобильном рынке. / Актуальные проблемы обеспечения качества высшего профессионального образования по экономическим специальностям: Межвузовский сборник научных трудов /под общ. ред. проф. Б.М. Смитиенко и В.А. Поникарова. Вып. 1. М.: МГУПИ, 2006.
21. Тимофеева Н.А. Маркетинговая политика транснациональных компаний на российском автомобильном рынке // Торгпредство. 2007. № 3
22. Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика. М.: АКАЛИС, 1996.
23. Яковлев П.А. История мирового автомобильного рынка. – М.: Олма-пресс, 2009