Выдержка из текста работы
Каждый из нас, я думаю, знает свое «родословное дерево». К этому особый интерес проявляется в подростковом возрасте, когда каждому из нас хочется узнать: кто мы есть такие, откуда вышли родом, что нас всех объединяет.
Человек должен знать и любить историю своего Отечества, должен помнить о своих предках. Каждый должен знать имена людей, которые оставили след в истории государства и народа, которые были основоположниками отечественного меценатства. С исторической памятью народа нельзя обращаться произвольно. Без памяти мы потеряемся в потоках времени, утратим свои корни, забудем родной язык, родную культуру. Но этого допускать нельзя. Поэтому я решила рассказать об российских меценатах
Мой реферат — это экскурс в историю развития благотворительности и меценатства в России. Думаю, что данное исследование не оставит равнодушными посетителей маршрута, так как содержит познавательный краеведческий материал об истории создания архитектурных сооружений, монастырей, мечетей, о людях, благодаря которым они появились.
Основная часть
1. Краткая историческая справка об истории благотворительности в России.
Сложные времена, переживаемые сегодня Россией, характеризуются рядом процессов и тенденций. В бедственном положении оказалась культура, без которой действительное возрождение страны просто невозможно. «Горят» театры и библиотеки, остро нуждаются в поддержке музеи, даже самые солидные и авторитетные. Как объективную реальность надо признать последовательное сокращение числа представителей читающей публики и объема
«хорошей» читаемой литературы.
Выход из кризиса может быть лишь следствием комплекса факторов и обстоятельств. Возьмем из этого комплекса только один — меценатство, и рассмотрим его. В истории отечественного меценатства есть немало ярких страниц, представляющих огромный интерес не только для истории, но и для наших дней. Более того, есть весомые основания рассматривать лучшие традиции отечественного меценатства как уникальное явление, представляющие значимость и актуальность не только для России, но и для других стран.
Анализ сферы благотворительности в России, конкретной направленности деятельности в полной мере позволяет связать сущность благотворительности с еще одним известным феноменом — милосердием. Масштабы, этапы и тенденции благотворительности добрых, милосердных дел отчетливо прослеживаются на примере истории Москвы. Нельзя не согласиться со справедливыми выводами П.В.Власова: «Дореволюционная столица представлялась нам городом с «сорока сороками церквей», многочисленными усадьбами, доходными домами и заводами. Теперь она предстает перед нами как обитель милосердия… Представители разных сословий — имущие и бедные — отдавали нуждающимся то, что имели: одни — состояние, другие — силы и время. Это были подвижники, получавшие удовлетворение от сознания собственной пользы, от служения своему отечеству через человеколюбие». (А.А. Аронов. Золотой век русского меценатства. Москва.1995г)
В Москве, как и Руси, вообще, благотворительность как организованная общественная система стала складываться с принятием христианства, с появлением монастырей. Показательно, что именно при монастырях начали строиться первые богадельни и больницы в Москве, в Новоспасском, Новодевичьем и Донском монастырях, до наших дней сохранились здания восемнадцатого века, в которых когда-то находились лечебницы.
Еще дpевние заметили, что добpота — выгодна. И нет ничего зазоpного в том, что жеpтвователи удостаивались “пpизнательностей”, “совеpшенных благоволений”, высочайших благодаpностей и похвал, нагpаждались оpденами, медалями, выгодными подpядами и т.д. Их имена печатались в “публичных ведомостях обеих столиц Российской импеpии”.
История Благотворительности на Руси берет свое начало с устава киевского князя Владимир от 996 года. Кстати сказать, сейчас таких указов и уставов, к сожалению, нет и, о благотворительности церкви нам все чаще приходится слышать лишь из уроков истории.
Преемники князя Владимира также занимались благотворительностью на Руси. В средневековье благотворительность была одним из главных направлений деятельности братств, таким образом, церковная благотворительность — была одним из основных занятий духовенства. Приюты, организовываемые за счет церковной благотворительности, предназначались для тех, кто был не в состоянии жить своим трудом.
Государство само занялось благотворительностью, помещая неспособных к труду в госпитали, богадельни, раздавая престарелым и увечным "кормовые" деньги. Екатерина II также продолжила традиции благотворительности, возлагая заботу об устройстве и содержании больниц, богаделен, сиротских и работных домов и домов для душевнобольных на государство.
До 60-х годов общественная и частная благотворительность 19 века развивалась достаточно медленно. История благотворительности в России помнит представителей рода Шереметьевых, Третьяковых, Бахрушиных, Солдатенковых. [Соколовский М. К. «К вопросу о благотворительности в России в XVIII веке»]
Со временем стали возникать общественные организации благотворительности, которые стали брать на себя функцию сбора благотворительных пожертвований от состоятельных людей и "сильных мира сего".
1.1. Причины появления меценатов
Восемнадцатый, начало девятнадцатого века, отмечены благотворительными делами крупных представителей просвещенной части дворян. Яркими образцами благотворительных учреждений этого времени являются Голицинская больница, Первая городская больница, Шереметевский дом, Мариинская больница и др. Еще раз подчеркну одну из характерных особенностей российского предпринимательства, его определенную историческую традицию: едва зародившись, оно естественно и надолго связало себя с благотворительностью. Союз предпринимательства и благотворительности убедительно прослеживается на примере многих известных купеческих династий. Такой союз едва ли был случайным. Предприниматели, безусловно, были заинтересованы в квалифицированных работниках, способных овладеть новым оборудованием, новейшими технологиями в условиях все возрастающей конкуренции. Не случайно, поэтому огромные средства отчислялись дарителями, прежде всего, на образование. И особенно на профессиональное.
Были и другие причины, объясняющие появление потомственных благотворителей. Можно с уверенностью сказать, что одни из самых значимых в ряду уже упомянутых — причины религиозного характера, диктовавшиеся давними традициями милосердия и благотворительности на Руси, осознанием потребности помогать другим. [«Благотворительность в России», Т. 1–3. СПб, 1907]
Настоящему меценату (с точки зрения отечественных традиций), истинному благотворителю не нужна в качестве компенсации реклама, позволяющая сегодня с лихвою возместить затраты. Показательно в этой связи, что Савва Тимофеевич Морозов обещал всестороннюю помощь основателям Художественного театра при условии: его имя не должно упоминаться в газетах. Хорошо известны случаи, когда меценаты по призванию, отказывались от дворянства. Один из представителей этой замечательной династии «профессиональных благотворителей» Алексей Петрович Бахрушин (1853-1904)- библиофил и собиратель произведений искусства, завещал в 1901г. свои коллекции Историческому музею, по «формулярному списку», составленному в том же году купеческой управой, в службе не состоял, отличий не имеет. Предположительно, что сумма П.Г.Шелапутина (на его средства были созданы гинекологический институт, мужская гимназия, 3 ремесленных училища, женская учительская семинария, дом для престарелых) превысила 5 млн. рублей, но учесть всех пожертвований было невозможно, так как он скрывал эту сферу жизни даже от близких. Ретроспектива благотворительности, милосердия, меценатства велика по времени, богата ярчайшими примерами, позволяет выявить очевидную преемственность добрых деяний, истоки и тенденции отечественного меценатства.
Но и на богатом фоне меценатства в России конец девятнадцатого — начало двадцатого веков могут быть по справедливости названы его «золотым веком», порой его подлинного расцвета. И эта пора была связана, главным образом, с деятельностью именитых купеческих династий, давших «потомственных благотворителей». Только в Москве ими были осуществлены столь крупные начинания в области культуры, просвещения, медицины, самых различных областей науки, что можно с полным основанием утверждать: это был качественно новый этап благотворительности. [История благотворительности в России . Сведения о благотворительных акциях. http://www. infoblago.ru]
По инициативе действительно просвещенных и по-настоящему образованных дарителей, развивались становящиеся приоритетными отрасли отечественной науки, открывались уникальные галереи и музеи, получили заслуженное признание у отечественной интеллигенции театры, которым было суждено осуществить глобальную реформу всего театрального дела. Такими стали Третьяковская галерея, Щукинские и Морозовские собрания современной французской живописи, Бахрушинский театральный музей, Частная опера С.И.Мамонтова, Частная опера С.И.Зимина, Московский Художественный театр, Музей изящных искусств ( на строительство которого заводчик, крупный землевладелец Ю.С. Нечаев — Мальцев потратил более 2 млн. рублей), Философский и Археологический институты, Морозовские клиники, Коммерческий институт, Торговые школы Алексеевых, Морозовых и т.д. Благодаря пожертвованиям Варвары Алексеевны Морозовой стало возможным создание первой в России бесплатной библиотеки-читальни имени И.С.Тургенева, содержавшей 3279 томов. В этой семье и отец, и дочь были страстными любителями книги и многое сделали для ее пропаганды в стране. Перед нами еще одна династия благотворителей, коллекционеров и меценатов самого высокого стиля. Все приведенные примеры отмечены рядом общих черт: социальной значимостью, демократической направленностью, полнейшим бескорыстием, давними традициями благотворительности, что обусловлено принципами, убеждениями, личностными качествами [http://www. mosblago.ru › articles/show-297.htm]
1.2.Наиболее выдающиеся меценаты конца 19-начала 20 вв.
Рассмотрим подробно наиболее известных меценатов России.
1) С.И.Мамонтов. (Слайд 4)
Мамонтов Савва Иванович крупный промышленник и меценат. Будучи тонким знатоком музыки и изобразительных искусств, Мамонтов в к. XIX в. объединил в своем подмосковном имении Абрамцево плеяду крупнейших русских художников, музыкантов и артистов (И.Е. Репин, В.М. Васнецов, В.А. Серов, Ф.И. Шаляпин и др.). В усадьбе открылась общеобразовательная школа для крестьянских детей и столярно-резчицкая мастерская, положившая начало абрамцевско — кудринской резьбе по дереву. Очень популярными были произведения керамической мастерской, организованной М. А. Врубелем. Основав в 1885 Московскую частную оперу, привлек в нее Шаляпина, Васнецова, Серова и других, взяв на себя художественное руководство. Деятельность Мамонтова способствовала развитию русского искусства. Меценатство Саввы Ивановича было особого рода: он приглашал своих друзей-художников в Абрамцево, зачастую вместе с семьями, удобно располагал в основном доме и флигелях. Все приезжавшие под предводительством хозяина отправлялись на природу, на этюды. Все это весьма далеко от привычных примеров благотворительности, когда меценат ограничивает себя передачей определенной суммы на доброе дело. Многие работы членов кружка Мамонтов приобретал сам, для других находил заказчиков.
Одним из первых художников к Мамонтову в Абрамцево приехал В.Д. Поленов. С Мамонтовым его связывала духовная близость: увлечение античностью, музыкой, театром. Был в Абрамцеве и Васнецов. Именно ему обязан художник своим знанием древнерусского искусства. Тепло отеческого дома художник В.А. Серов найдет именно в Абрамцеве. Савва Иванович Мамонтов был единственным бесконфликтным покровителем искусства Врубеля. Для очень нуждавшегося художника нужна была не только оценка творчества, но и материальная поддержка. И Мамонтов широко помогал, заказывая и покупая произведения Врубеля. Так проект флигеля по Садово-Спасской заказывают Врубелю. В 1896 г. художник по заказу Мамонтова выполнил грандиозное панно для Всероссийской выставки в Нижнем Новгороде: «Микула Селянинович» и «Принцесса Греза». Хорошо известен портрет
С.И. Мамонтова. Мамонтовский художественный кружок был уникальным объединением. Также хорошо известна Частная опера Мамонтова.
Можно сказать вполне определенно, что если бы все достижения Частной оперы Мамонтова были бы ограничены лишь тем, что она сформировала Шаляпина — гения оперной сцены, то и этого было бы вполне достаточно для самой высокой оценки деятельности Мамонтова и его театра.
2) М.К.Тенишева (Слайд 4)
Тенишева Мария Клавдиевна была незаурядным человеком, обладательницей энциклопедических знаний в искусстве, почетным членом первого в России союза художников. Поражают масштабы ее общественной деятельности, в которой ведущим началом было просветительство: ею было создано Училище ремесленных учеников (под Брянском), открыто несколько начальных народных школ, совместно с Репиным организованы рисовальные школы, открыты курсы для подготовки учителей, и даже создан на Смоленщине самый настоящий аналог подмосковного Абрамцева- Талашкино. «Созидательницей и собирательницей» назвал Тенишеву Рерих. И это действительно так и это в полной мере относится к русским меценатам золотого века. Тенишева не только на редкость разумно и благородно ассигновала деньги на цели возрождения отечественной культуры, но и сама непосредственно, своим талантом, знаниями и умениями внесла заметный вклад в изучение и развитие лучших традиций отечественной культуры.
3) П.М. Третьяков (Слайд 5)
Третьяков Павел Михайлович. Как собиратель начал с приобретения художественных изданий и гравюр на знаменитых «развалах» у Сухаревой башни. В 1854 он купил там первые десять картин, полотна старых голландцев. Однако уже через два года приобретает две жанровые картины русской школы. Павел Михайлович создал национальную художественную галерею. Галерея пополнялась не только отдельными произведениями, но целыми собраниями. Наиболее полно и лучшими работами в собрании Третьякова были представлены В. Г. Перов, И. Н. Крамской, И. Е. Репин, В. И. Суриков, И. И. Левитан, В. А. Серов. По значимости своего собрания галерея встала в один ряд с крупнейшими музеями России того времени, став одной из главных достопримечательностей Москвы.
В августе 1892 Павел Михайлович передал свою художественную галерею в дар Москве. В собрании к этому времени насчитывалось 1287 живописных и 518 графических произведений русской школы, 75 картин и 8 рисунков европейской школы, 15 скульптур и коллекция икон.
15 августа 1893 состоялось официальное открытие музея под названием «Московская городская галерея Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых».
В.В. Стасов, выдающийся русский критик, в некрологе на смерть Третьякова, писал: «Третьяков умер знаменитым не только на всю Россию, но и на всю Европу. Приедет ли в Москву человек из Архангельска или из Астрахани, из Крыма, с Кавказа или с амура- он тут же назначает себе день и час, когда ему надо идти в Лаврушинский переулок, и посмотреть с восторгом, умилением и благодарностью весь тот ряд сокровищ , которые накоплены этим удивительным человеком в течении всей его жизни.» Не менее высоко оценивали подвиг Третьякова и сами художники, с которыми он был, прежде всего, связан на ниве собирательства. В феномене П.М. Третьякова впечатляет верность цели. Подобной идея — положить начало общественного, всеми доступного хранилища искусства – не возникала ни у кого из современников, хотя частные коллекционеры существовали и до Третьякова, но они приобретали картины, скульптуру, посуду, хрусталь и т.д. прежде всего для себя, для своих частных собраний и видеть принадлежавшие коллекционерам произведения искусства могли немногие. В феномене Третьякова поражает также и то, что он не имел никакого специального художественного образования, тем не менее раньше других распознавал талантливых художников. Раньше многих он осознал неоценимые художественные достоинства иконописных шедевров Древней Руси.
4) К.Т. Солдатенков (Слайд 5)
Солдатенков Козьма Терентьевич был издателем-меценатом, щедро раздававшим гонорары авторам, пускавшим доходы на различные благотворительные цели. Солдатенковым были открыты приют и больница в Кунцево, на его средства построена крупнейшая в Москве больница (ныне им. С. П. Боткина) и ремесленное училище. Издательство Солдатенкова прекратило деятельность с его смертью.
5) П.И.Щукин (Слайд 6)
Щукин Петр Иванович купец, меценат, собиратель древностей. Начал он собирать по-дилетантски, выискивая по лавкам сначала портреты известных личностей. Позднее скупал редкие издания, гравированные листы, персидские ковры, изделия японских, китайских и индийских мастеров. А вскоре переключился на русские древности, интерес к которым поглотил его целиком. Собрание разрасталось и уже не вмещалось в довольно просторном особняке. В 1892 году он начинает строить новое здание под будущий музей, а уже в 1895 году частный музей Щукина открыл свои двери для посетителей. К 1905 году окончательно созрело решение — подарить музей городу. В апреле 1905 года коллекция, насчитывающая более 300 тысяч предметов, стала филиалом Исторического музея, получив наименование — "Отделение Императорского Российского Исторического музея имени императора Александра III — Музей П.И.Щукина".
6) А.А. Бахрушин (Слайд 6)
Бахрушин Алексей Александрович российский купец, меценат, создатель частного литературно-театрального музея, ныне Театральный музей им. А. А. Бахрушина. В обширном и многообразном собрании выделялись три раздела: литературный, драматический и музыкальный. В литературном разделе были собраны редкие издания пьес Я. Б. Княжнина, А. П. Сумарокова, А. С. Пушкина, А. С. Грибоедова, Н. В. Гоголя, А. Н. Островского, сочинения по истории театра, театральные альманахи, журналы, сборники, а также письма, записные книжки, дневники известных деятелей отечественной культуры: А. С. Грибоедова, И. И. Лажечникова, М. М. Хераскова, Н. В. Гоголя, А. Н. Верстовского, А. Ф. Писемского, П. А. Каратыгина. Коллекция рукописей включала свыше тысячи наименований.
Драматический раздел составляли декорации, афиши и программы, портреты и скульптурные изображения актеров и драматургов, предметы театрального быта. Особую ценность представляли личные вещи прославленных актеров. В музее находилась и уникальная коллекция зрительских трубочек и биноклей. Музыкальный отдел состоял из инструментов разных времен и народов. В коллекции также были представлены предметы декоративно-прикладного искусства, мебель, старинная утварь, материалы по истории европейского театра, проекты и чертежи театральных зданий, режиссерские чертежи и монтировки.
30 мая 1894 считается датой открытия первого московского литературно-театрального музея. В этот день Бахрушин впервые показал общественности свое собрание. К нему обращались ученые, издатели, историки театра, режиссеры. Свою коллекцию Бахрушин не раз представлял на выставках, в том числе в 1900 на Всемирной выставке в Париже.
Всегда есть и будут разного калибра меценаты, разного масштаба коллекционеры. Но в истории остались немногие: Николай Петрович Лихачев, Илья Семенович Остроухов, Степан Павлович Рябушинский, и т.д. Настоящих меценатов всегда было мало. Даже если наша страна возродиться, много меценатов не будет никогда. Все известные коллекционеры и меценаты были людьми глубокой веры и цель каждого из них была служить людям.
Традиции благотворительности и меценатства уходят корнями в далекое прошлое. Идеи безвозмездной помощи и сострадания ближним в той или иной форме обязательно присутствуют в мировой культуре. К началу ХХ века общественная и частная благотворительность в России становится явлением повсеместным не на словах, а на деле, доказывая широту великой русской души.
Мы часто слышим такие слова, как: «благотворительность» и «меценат». А что же такое благотворительность и кто такие меценаты?
«Советский энциклопедический словарь», напоминает о приближенном императора Августа, выполнявшем его дипломатические, политические, а также частные поручения. Его покровительство поэтам сделало имя Меценат нарицательным. Включение этого слова в обиход в России, возраст этого понятия не адекватен фактической богатейшей истории отечественного меценатства. Так, в «Толковом словаре» Владимира Даля слово «меценат» еще отсутствует. Не найдем мы его и в речи В.О.Ключевского «Добрые люди древней Руси». [Ключевский В. О. «Добрые люди Древней Руси» // Ключевский В. О. Исторические портреты. Деятеля исторической мысли. Москва, 1990, С. 77–94.]
Выдающийся историк использует другое понятие — «благотворительность». Мысли В.О.Ключевского о принципиальном бескорыстии благотворителя в соответствии с требованиями этики, сложившейся на Руси, очень важны для нас. Во-первых, родство понятий «меценатство» и «благотворительность» позволяют увидеть корни последнего в толще многих столетий. Во-вторых, бескорыстие как обязательное условие истинной благотворительности на Руси позволяет «развести» кажущиеся тождественными понятия: «меценат» и «спонсор». Вот какое определение этих слов дается в Толковом словаре С.И. Ожегова [Ожегов С.И. Словарь русского языка, Москва, 1984, (стр.899)]:
— Благотворительность – оказание частными лицами материальной помощи бедным из милости.
— Меценат – богатый покровитель наук и искусств.
— Меценатство — особое социально-культурное явление эпохи серебряного века. (Слайд 7)
Когда говорят "меценат", на память приходят имена колоссов русской благотворительности — Савва Мамонтов, Павел Третьяков, Савва Морозов, Алексей Бахрушин, Сергей Щукин, Павел Щетинкин, Муртаза Азимов, братья Апанаевы, Иван Лихачев, Мухаметсадык Бурнаев, Иван Алафузов.
Заключение
Все вышеуказанное доказывает, что меценатство не было эпизодом, оно охватывало самые разные стороны жизни и было велико по сути, масштабам сделанного. Отечественная буржуазия и купечество действительно оказывали заметное влияние на культуру России, ее духовную жизнь. [http://www. planetashkol.ru › library/referat/section.php]
Характеризуя «золотой век» меценатства в России, надо отметить то обстоятельство, что пожертвования меценатов, в частности московских и казанских, нередко были основным источником развития целых отраслей городского хозяйства (например, здравоохранения).
Меценатство в нашей стране в конце восемнадцатого и девятнадцатого — начале двадцатого веков было существенной, заметной стороной духовной жизни общества; оно в большинстве случаев было связано с теми отраслями общественного хозяйства, которые не приносили прибыли и не имели поэтому никакого отношения к коммерции; само число меценатов в России на рубеже двух веков, наследование добрых дел представителями одной семьи, легко просматриваемый альтруизм благотворителей, удивительно высокая степень личного, непосредственного участия отечественных меценатов в преобразовании той или иной сферы бытия — все это в совокупности позволяет сделать некоторые выводы.
Во-первых, среди черт, определяющих своеобразие отечественной буржуазии, одной из главных и почти типичных была благотворительность в тех или иных формах и масштабах.
Во-вторых, личностные качества известных нам меценатов «золотого века», спектр их ведущих интересов и духовных потребностей, общий уровень образованности и воспитанности, дают основание утверждать, что перед нами подлинные интеллигенты. Их отличает восприимчивость к интеллектуальным ценностям, интерес к истории, эстетическое чутье, способность восхищаться красотой природы, понять характер и индивидуальность другого человека, войти в его положение, а поняв другого человека, помочь ему, обладание навыками воспитанного человека.
В-третьих, обозревая масштабы сделанного меценатами в России на рубеже веков, прослеживая сам механизм этой удивительной благотворительности, учитывая их реальное воздействие на все сферы бытия, приходим к одному принципиальному выводу — отечественные меценаты в России «золотой поры» — качественно новое образование, оно просто не имеет аналога в истории цивилизации, в опыте других стран.
У старых меценатов был глаз, и это, наверное, самое главное — эти люди имели собственное мнение и смелость отстаивать его. Только человек, который имеет собственное мнение, достоин называться меценатом, иначе это спонсор, который дает деньги и верит, что другие их правильно используют. Так что право быть меценатом надо заслужить, деньгами его не купишь.
Всякий ли миллионер может быть покровителем искусства? Сегодня в России вновь появились богатые люди. [Власов П. В. «Благотворительность и милосердие в России», Москва, 2001]
Не знаю, но все же материальная основа для возрождения широкой благотворительности, на мой взгляд, есть. Дающий деньги — это еще не меценат. Но лучшие из современных предпринимателей понимают, что благотворительность — обязательная спутница солидного бизнеса.
Меценатами не рождаются, ими становятся. И я думаю, что нынешние меценаты должны стремиться потратить силы и средства на то, чтобы восстановить созданное их предшественниками сто и двести лет назад.
Традиции, заложенные Третьяковым, Солдатенковым, Мамонтовым, Щукиным, Морозовым, Бахрушиным, не забылись и не потеряли свою значимость. В новом веке, в новом тысячелетии, не обращая внимания на все перипетии, находятся люди, которые бросают вызов безразличию и жестокости, их имена станут символом меценатства и благотворительности нашей эры.
Сегодня рядом с нами немало людей, которые искренне пытаются помогать чужому горю — не на показ, не с расчетом, что на небесах зачтется… Традиции меценатов прошлого — Юсуповых, Алексеевых — подхвачены бизнесменами современности. Достаточно вспомнить казанского предпринимателя Асгата Галимзянова, много сделавшего для воспитанников детских домов и интернатов. Активно работают в этом направлении многие предприятия, большие и малые фирмы, бизнесмены и частные лица. Известно больше сотни тех, кто постоянно помогает малоимущим, сиротам, инвалидам. рассказывает Ралия Фатхутдинова, специалист Министерства соцзащиты. — У нас в стране многие богатых людей не любят, потому что уверены — черствые они, эгоистичные. Понятно, что это взгляд поверхностный: в любой социальной группе встретишь самых разных по ценностным ориентирам людей. Многие предприниматели, например, охотно перечисляют деньги детдомам, приютам, инвалидам, одиноким пенсионерам. Причем просят, чтобы их фамилии нигде не называли, дескать, для души стараемся, не для рекламы. Среди постоянных жертвователей и те, чьи фамилии никому ничего не скажут, и люди хорошо известные. Скажем, генеральный директор ОАО “Татнефть” Ш. Тахаутдинов из личных средств платит стипендию десяти студентам, певец Салават щедро спонсирует детские дома, министр внутренних дел Асгат Сафаров поддерживает детский приют в Раифе…
Традиции, в том числе и спонсорские, не умирают по той же самой причине, по которой и рукописи не горят. Добрые дела наших предков из глубины веков программируют наше поведение.
«Благотворительность, как явление, существовала всегда и будет существовать вечно. Раньше в силу определенных обстоятельств многие не могли оказывать помощь нуждающимся. Сейчас время другое, мы можем себе это позволить. Благотворительность должна стать образом нашей жизни», — заявил Президент РТ Минтимер Шаймиев. Он отметил, что не важно, в какой форме будут делаться добрые дела, главное, чтобы они исходили от самого сердца. Человек по природе своей добр и хочет делать добро. Он не должен взамен ждать слов благодарности, а просто ощущать чувство радости за содеянное. Думаю, что время делать добрые дела будет длиться и не закончится.
Международная общественная премия «Добрый ангел мира» была учреждена Международным благотворительным фондом «Меценат столетия» и является высшей формой поощрения граждан, активно занимающихся благотворительной деятельностью. В категории «Меценат и благотворитель года–2005» и в номинации «Президент Республики–2005» звание лауреата присуждено Президенту Республики Татарстан Минтимеру Шаймиеву. Награды премии – Золотую грамоту «Меценат», орден «Держава», нагрудный знак ордена и статуэтку «Добрый ангел» — по поручению Президента Татарстана получил полномочный представитель РТ в РФ Назиф Мириханов. Среди отмеченных этой почетной Международной премией в области меценатства и благотворительности — Президент Республики Сербия Борис Тадич, Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко, министр культуры и массовых коммуникаций РФ Александр Соколов, депутат Госдумы РФ Геннадий Селезнев, Президент Чеченской Республики Алу Алханов, певцы Лев Лещенко, Юрий Антонов.
С каждым годом идея добра и благих дел находит все больше и больше откликов в сердцах людей, ежегодно в благотворительности принимают участие отдельные граждане, различные организации, предприятия, учреждения. В нашей республике граждане активно занимаются благотворительной деятельностью. В числе известных лауреатов Международного благотворительного фонда — наш земляк — начальник НГДУ «Лениногорскнефть» Рафаиль Нурмухаметов. В ряду признанных обществом меценатов — генеральный директор ОАО «Арское АТП» Рузаль Гараев, генеральный директор ОАО «Городская клиническая больница №12 Казани» Тауфик Сафин, председатель СХПК им. Вахитова Кукморского муниципального района РТ Нафик Хусаинов, генеральный директор ТНВ «Кубня» Кайбицкого района РТ Альберт Рахматуллин, генеральный директор ОАО «Чистопольский завод «Автоспецоборудование» Михаил Корочкин, генеральный директор ОАО «ПИК «Идел-Пресс» Ислам Ахметзянов.
Список использованной литературы
1. А.А. Аронов. Золотой век русского меценатства. Москва.1995г.
2. Архангельский В. М. «Филантропические начинания русского правительства XVIII века», Смоленск, 1910.
3. А.Н. Боханов. Коллекционеры и меценаты в России. М.;1989 г.
4. «Благотворительность в России», Т. 1–3. СПб, 1907.
5. «Благотворительные учреждения России», СПб, 1912.
6. П.А. Бурышкин. Москва купеческая, М.; 1991г.
7. Власов П. В. «Благотворительность и милосердие в России», Москва, 2001.
8. Гумилев Л. Н. «От Руси до России», СПб., 1992.
9. Н.Г. Думова. Московские меценаты. М.; 1992г.
10. Зырянов П. Н. «Русские монастыри и монашество в XIX и начале XX века», Москва, 1999.
11. Ключевский В. О. «Добрые люди Древней Руси» // Ключевский В. О. Исторические портреты. Деятеля исторической мысли. Москва, 1990, С. 77–94.
12. Лотман Ю. М. «Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX века)», СПб., 1994.
13. Ожегов С.И. Словарь русского языка, Москва, 1984, (стр.899)
14. Максимов Е. Д. «Особые благотворительные ведомства и учреждения», СПб., 1903.
15. Нещеретний П. И. «Исторические корни и традиции развития благотворительности в России», Москва, 1993.
16. П. Россохина. Оперный театр С. Мамонтова. М.; Музыка.1985г.
17. Смирнова Е. Р. «История социальной работы в России. Рабочая программа по направлению и специальности», «Социальная работа», Саратов, 1996.
18. Соболевская А. «Духовные истоки российского предпринимательства» //Вопросы экономики, 1993, № 8.
19. Соколовский М. К. «Благотворительность в Древней Руси»//Трудовая помощь, Москва, июнь 1901.
20. Степанский А. Д. «Самодержавие и общественные организации России на рубеже XIX–XX вв.», Москва, 1980.
21. Меценаты и коллекционеры. Альманах Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. М.;1994г.
Список Интернет-ресурсов
1. http://www.mosblago.ru
2. http://www .infoblago.ru
3. http://www .gumer.info › bibliotek_Buks/History/Stat/43.php
4. http://www .revolution›Социология›00179620_0.html
5. http://www .rushist.clow.ru › 4/information/048.html
6. http://www .planetashkol.ru › library/referat/section.php…
7. http://www .lib.ua-ru.net › diss/cont/220246.html