Содержание
Содержание
Введение3
1. Методы управления как способы осуществления управленческой деятельности6
2. Характеристика методов управления в зависимости от характера воздействия9
2.1. Экономические методы управления9
2.2. Административные методы управления11
2.3. Социально-психологические методы управления14
3. Система общенаучных и специфических (частных) методов управления16
3.1. Общенаучные методы, используемые в управлении16
3.2. Частно-научные методы управления20
Заключение24
Список использованной литературы26
Приложение 128
Приложение 229
Введение
Одним из узловых моментов современного управления экономическими, социальными и прочими системами является совершенствование систем управления, эффективное использование имеющегося потенциала и ресурсов для достижения поставленных целей.
Реализация функций управления происходит путем применения различных методов управления способов, подходов и приемов, позволяющих упорядочить, целенаправить и эффективно организовать выполнение функций, операций, этапов, процедур управления.
Поэтому, одним из главных направлений по достижению эффективного управления, является изучение методов управления системами с целью поиска путей их улучшения и совершенствования.
Разнообразные формы и методы управления изучаются теорией управления комплексной межотраслевой наукой, которая базируется на достижениях многих известных наук, таких как философия, экономика, социология, математика, теория систем, психология и др.
В качестве самостоятельной науки теория управления возникает и развивается, опираясь на достижения указанных наук, однако, она была и остается самостоятельной наукой, имеющей свой предмет и методы управления.
«Чтобы управление было успешным, необходимо одновременное использование различных подходов к постановке и реализации решаемых задач (целей) общефилософского, интеграционного, социального, психологического и др. Подходы эти по существу являются общенаучными, и в науке управления преломляются и совершенствуются применительно к потребностям систем управления. В этом легко убедиться, например, на практике использовния поведенческих, социальных, психологических и иных методов, как общенаучных в контурах парадигм современного управления»1.
Современные требования к управлению чрезвычайно высоки, что объясняется сложностью и многофункциональностью существующих в настоящее время организационных систем. По мере увеличения количества и степени разнообразия управляемых объектов, все более проявляется необходимость в серьезном, системном подходе к исследованию методов управления и их совершенствованию.
В связи с этим специалистам в области управления необходимо обладать знаниями, умениями и навыками по использованию различных методов и средств управления. Квалифицированное и умелое использование разнообразных методов управления позволяет обеспечивать эффективное функционирование действующих систем, создавать условия для их дальнейшего развития.
Таким образом, актуальность изучения методов управления, как совокупности способов и приемов, с помощью которых оказывается управляющее воздействие на объект, не вызывает сомнения.
Исходя из этого, цель курсовой работы в следующем:
1)дать определение понятия «метод управления», раскрыть его содержание;
2)раскрыть сущность и значение методов управления для процесса эффективного управления системой (организацией, предприятием);
3)рассмотреть многообразие существующих классификаций методов управления;
4)дать развернутую характеристику отдельных методов управления по основному признаку их содержания.
5)сделать обобщающие выводы по изученной теме.
При выполнении курсовой работы было использовано около 20 различных источников: учебные пособия и учебники по теории управления, научные публикации в периодических изданиях по проблемам применения различных методов управления на практике.
Особенно полезными в плане выполнения курсовой работы оказались такие издания, как: учебные пособия «Управление организацией» под редакцией А.Г. Поршнева и «Основы менеджмента» Г.В. Казначевской, а также статьи А.В. Хрулевой «Методы менеджмента» и Г.Д. Овсиенко «Моделирование как метод управления», опубликованные в журналах «Проблемы теории и практики управления» и «Менеджмент».
Выдержка из текста работы
Теория управления – это наука о закономерностях устойчивого по предсказуемости управления и самоуправления природой, обществом, человеком и их взаимодействия с иерархически объемлющем уровнем управления.
Теория управления как наука включает в себя: 1. социологию управления, экономику управления; 2. философию управления, психологию управления; 3. политику как искусство управления; 4. менеджмент как искусство управления организациями;
Объектом теории управления являются управленческие отношения, то есть такие социальные отношения, которые складываются между организациями, учреждениями и отдельными индивидами (представителями этих организаций и учреждений) в процессе управленческой деятельности и устанавливают определенную структуру соподчинения между ними.
Управленческие отношения складываются по поводу координации и субординации общественных связей. В управленческих отношениях проявляется особый характер социального взаимодействия – соподчиненность, субординация, предполагающая, с одной стороны, авторитет целого, с другой – подчинение этому авторитету.
В качестве предмета теории управления могут выступать следующиенаправления научного исследования:
• сущность управленческих отношений как системы взаимодействия людей по поводу организации их совместной жизни;
• механизм управления различными социально-экономическими системами и их регулирование;
• механизм самоорганизации и саморегулирования;
• технологии и методика процесса управления;
• структурные элементы системы управления;
• принципы, методы управления и т. д.
Под объектом понимается то, на что направлена научно исследовательская, познавательная, учебная, практическая деятельность человека.
Предметом являются исследуемые, изучаемые стороны объектов. Под стороной объекта исследования в данной работе понимаются свойства явления, процесса, объекта, имеющие значение для познания или практической деятельности человека.
- Методология ТУ
Методология теории управления – это совокупность исследовательских методов, процедур, техник, используемых при познании управленческих процессов. Выделяются несколько уровней методологии:
• философская методология (совпадает с гносеологией);
• общенаучная методология, в которой рассматриваются принципиальные подходы и методы познания, встречающиеся во всех науках;
• специально-научная методология, т. е. методология конкретных наук, в данном случае – теории управления;
• методика и техника научного исследования.
Соотношение теории и методологии можно выразить так: теория отвечает на вопрос: что необходимо делать, а методология – как необходимо делать. Она объясняет, как надо использовать познавательные средства в исследовательской деятельности.
Среди важнейших общенаучных методологических подходов выделим:
• исторический, рассматривающий явление в генезисе;
• сравнительный, выявляющий общие и специфические свойства, этапы становления и развития одного и того же явления;
• системный, исследующий социальное явление в виде социальной системы;
• комплексный, ориентированный на междисциплинарный синтез для получения многостороннего и целостного изучения сложно-организованных объектов.
- Цели и функции ТУ
Цели теории управления:
• изучение наиболее важных, типичных форм управленческих отношений, в которых проявляется взаимодействие управляющих и управляемых;
• определение основных тенденций развития управленческих процессов;
• построение наиболее вероятных направлений и сценариев развития управленческой деятельности в будущем;
• формулирование научно-обоснованных рекомендаций по совершенствованию системы управления.
Методология теории управления выполняет несколько функций:
• познавательную(связанную с изучением сущности управленческих отношений);
• описательную(собирает, систематизирует, каталогизирует сведения о научной и практической стороне управления);
• объяснительную (объясняет, почему и в каких условиях в управлении были использованы те или иные познавательные средства);
• прогностическую (опираясь на анализ прошлого и настоящего в управлении, определяет перспективные пути изменения в управленческой деятельности в обозримом будущем);
• контрольную (осуществляет контроль за организацией управленческого процесса, в том числе с точки зрения того, насколько в нем правильно используются познавательные средства и насколько полно и целостно изучен тот или иной объект управления);
• оценочную (оценка того, в какой мере соответствует или не соответствует существующая система управления основным тенденциям развития общества, социальным ожиданиям, потребностям и интересам людей);
• образовательно-воспитательную (распространяет знания об управлении, его основных функциях, целях, механизмах);
• прикладную (разрабатывает научно-обоснованные рекомендации по совершенствованию системы управления обществом и его элементов).
В этих функциях выражается практическая направленность методологии теории управления.