Содержание
Оглавление
Введение.3
Глава 1. Проблема подготовки студентов педагогических вузов к вне-классной работе по английскому языку в педагогической теории и практике 7
1.1.Анализ современных тенденций в российском языковом образовании и подготовке к преподаванию иностранного языка..7
1.2.Особенности организации внеклассной работы по англий-скому языку..22
Вывод..31
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию готов-ности студентов педагогических вузов к внеклассной работе по английскому языку.33
2.1. Система подготовки студентов к преподаванию иностранно-го языка33
2.2. Методика эксперимента48
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 50
Вывод.53
Заключение.55
Список литературы58
Приложения63
Выдержка из текста работы
Актуальность исследования заключается в том, что внеклассная работа по иностранному языку имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение. Эта работа не только углубляет и расширяет знание иностранного языка, но и способствует также расширению культурного кругозора, эрудиции школьников, развитию их творческой активности, духовно-нравственной сферы, эстетических вкусов и, как следствие, повышает мотивацию к изучению языка и культуры другой страны и сквозь призму этих знаний более активно осваивать культуру своей страны. В отечественной педагогике накоплен значительный теоретический и практический опыт внеклассной работы по разным учебным предметам. Чёткое обоснование имеет проблема межпредметных связей, реализуемых во внеклассной работе [1].
Как выяснилось, произошли такие изменения в жизни и системе образования, которые потребовали обновлённых подходов, форм и содержания внеклассной работы по иностранным языкам. В частности, широкое распространение в системе образования получила работа с компьютерами, использование Интернет-сети в обучении различным предметам, особенно в процессе контроля знаний, умений, навыков. Кроме того, в социально-педагогическом пространстве школы возникли тревожные тенденции, являющиеся результатом негативного влияния массовой культуры и тяжёлого материального положения многих семей, что привело к значительному росту так называемых «трудных» детей. В целях коррекционной работы и профилактики отклоняющегося поведения учащихся, в школах стала возрождаться внеклассная воспитательная работа, в том числе по иностранным языкам. Поэтому возникла необходимость систематизировать имеющийся общедидактический и методический опыт, а также осмыслить новое содержание и методически оформить новые требования к организации внеклассной работы по иностранным языкам. В данном исследовании мы руководствовались этой насущной потребностью современного процесса обучения иностранным языкам. Систематизация накопленного опыта в этой сфере и обогащение его новыми подходами и рекомендациями является своевременным и целесообразным. Кроме того, обращение к данной проблеме носит и характер личной заинтересованности.
Объект исследования: внеклассная работа по иностранным языкам с учащимися на начальном этапе обучения.
Предмет исследования: организация индивидуальной внеклассной работы по иностранному языку учащимися начального этапа обучения.
Цель исследования: Систематизировать теоретический и практический опыт внеклассной работы по иностранным языкам.
Задачи исследования: в ходе исследования мы определили решение следующих задач:
1) систематизировать теоретический и практический опыт внеклассной работы в современной школе;
2) проанализировать внеклассную воспитательную работу по иностранному языку с точки зрения системного подхода;
3) выявить основные педагогические характеристики игровых форм, факультативных занятий, календарных и тематических праздников, экскурсий, домашних работ учащихся во внеклассной работе по иностранному языку.
Для решения поставленных задач использовались методы:
1) теоретический анализ педагогической литературы;
2) систематизация материалов по структурным (системным) компонентам внеклассной работы по иностранному языку;
3) классификация различных форм внеклассной работы по иностранному языку;
4) практическая разработка методических рекомендаций по внеклассному мероприятию.
Методология исследования: в процессе исследования мы обращались к работам известных педагогов и методистов, учителям-практик в педагогической периодике (главным образом в журнале «Иностранные языки в школе») [ 2].
Научная новизна исследования заключается в результативности проведенного эксперимента, в ходе которого выявлено положительное влияние использования игр и проведения олимпиад во внеклассной работе на мотивацию к изучению иностранного языка.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что
-осуществлён теоретический анализ внеклассной работы по иностранному языку как педагогической системы (принципы организации, цели и задачи, содержание, мотивы, формы и методы внеклассной работы по иностранному языку);
-представлена педагогическая характеристика отдельных форм внеклассной работы по иностранному языку (игра, факультативные занятия, календарные и тематические праздники, экскурсии, домашние работы учащихся);
Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы в учебном процессе педагогического ВУЗа, а именно: в лекциях, семинарах и лабораторно-практических занятиях по дидактике, методике преподавания иностранных языков, в процессе написания курсовых и дипломных работ, в ходе педагогической практики студентов, а также в педагогической деятельности учителей иностранных языков в современной школе.
Структура курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
ГЛАВА 1 Теоретические основы внеклассной работы по иностранному языку
1.1 Внеклассная работа по иностранному языку как педагогическая система и ее роль в привитии интереса к изучению английского языка
Современная школа имеет большой опыт проведения просветительно-воспитательной работы по иностранному языку, которая составляет часть единого учебно-воспитательного процесса. Внеклассную работу по ИЯ можно определить как систему неоднородных по смыслу, назначению и методике проведения просветительно-воспитательных мероприятий, которые выходят за
пределы обязательных учебных программ [1].
Внеклассная работа по английскому языку в единстве с обязательным курсом создает условия для более полного осуществления практических, воспитательных, общеобразовательных и развивающих целей обучения. Вопросами организации внеклассной работы по иностранному языку занимались и занимаются многие специалисты в области методики преподавания иностранных языков. Изучая литературу по данной проблеме, мы пришли к выводу, что наиболее полно раскрыта эта проблема Г.В.Роговой. Она отмечает, что внеклассная работа способствует расширению сферы применения навыков и умений, приобретенных в обязательном курсе и расширению языковой среды [3]. Рогова Г. В. утверждает, что, если внеклассная работа сопровождает весь курс обучения английскому языку в школе, то она успешно поддерживает так называемую близкую мотивацию, так как в каждой точке учебного процесса создаются условия для применения приобретенных знаний, умений и навыков, что в свою очередь, обеспечивает стойкое положительное отношение к учению.
Рогова Г.В. убеждена в том, что комфортная обстановка внеклассных мероприятий, построенных на добровольных началах, свободных от прямолинейного дидактизма, стимулирует развитие инициативы школьника, его способностей, снятию всяческих психологических барьеров и комплексов, мешающих самовыражению; каждый хочет и может себя проявить. Поэтому участие во внеклассной работе способствует раскрепощению и развитию личности школьника, в частности таких его качеств, как активность, целеустремленность, коллективизм и вытекающее из последнего чувство «зависимой ответственности [3]. К тому же, по мнению Роговой Г.В. и других методистов, внеклассная работа помогает выявить задатки и интересы и тем самым может оказать влияние на выбор если не будущей профессии, то, по крайней мере, направления; поэтому наряду с факультативными занятиями внеклассная работа выполняет профориентационную роль и прививает интерес к изучению иностранного языка.
Кроме того, Рогова Г.В. обращает внимание на то, что немаловажное значение имеет и тот факт, что внеклассная работа по английскому языку способствует разумной организации досуга учащихся, направлению их интеллектуальной и эмоциональной энергии в нужное русло, приносящее пользу себе и обществу.
В своих исследованиях она определяет основные положения внеклассной работы. По её мнению, в основе внеклассной работы лежит самоуправление школьников. Именно они являются субъектами внеклассной работы: она проводится ими ради них самих. Их желания и интересы являются определяющими при выборе форм и содержания внеклассной работы.
Г.В.Рогова считает, что организаторам внеклассной работы следует иметь в виду, что самоуправление школьников носит регулируемый характер и это определяется особой ролью учителя. Учитель, по её глубокому убеждению, привлекает учащихся к принятию решений, стимулирует развитие общественного мнения, самостоятельности, опирается во всем на органы самоуправления, прислушивается к критическим замечаниям учащихся.
В задачу учителя входит также формирование вкуса учащихся, выработка у них определенных эстетических критериев. При обсуждении предложений, исходящих от учащихся, учитель подводит их на практике к идее единства формы и содержания.
Во внеклассной работе, считают и другие методисты, учителю предоставляются также большие возможности в привлечении внимания к самой языковой материи. Они обращают внимание педагогов на то, что дело учителя — зародить к ней интерес, привлекая внимание учащихся к способам выражения мыслей, к точности, краткости, афористичности.
Очень важна содержательная основа внеклассной работы. Как полагал Л.С.Выготский, только то обучение в детском возрасте хорошо, которое забегает вперед развития и ведет развитие за собой [3]. Это прежде всего касается внеклассной работы, так как материал для её проведения должен быть интересен и может превышать трудности учебного материала обязательного курса.
Г.В. Рогова заостряет внимание на том, что внеурочная работа воспитывает коллективистские качества учащихся, формирует адекватные личностные отношения. Она связана с созданием коллектива в целом и внутри него — микроколлективов, что предполагает взаимопомощь, сопереживание и определение своего места в коллективе, умение соотносить свои желания с желанием большинства. Успешная работа может быть обеспечена только при условии доброжелательных отношений её участников друг к другу.
Таким образом, внеклассная работа должна проводиться на протяжении всего курса обучения иностранному языку. Она должна проводиться школьниками ради них самих. Внеклассная работа имеет большое значение, т.к. содержательные и интересные внеклассные занятия стимулируют интерес школьников к дальнейшему изучению языка.
1.2 Цели, задачи и принципы организации внеклассной работы по иностранному языку
Одним из способов интенсификации учебно-воспитательного процесса по иностранному языку является создание единой системы урочной и внеурочной работы по предмету, так как изучение любой программной темы может быть продолжено во внеклассной работе. При планировании и осуществлении внеклассной работы педагогический коллектив учителей иностранного языка……..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Гальскова, Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 336 с.
2. Ляэнеметс, У.Л. О применении языковых знаний вне урока. ИЯШ, 2001. — № 4. — 79 с.
3. Рогова, Г.В. Методика обучения иностранному языку в средней школе. М., Просвещение, 2001.- 287 с.
4. Колесникова, И. В., Долгина, О. А. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков. — СПб.: Изд-во «Русско-Балтийский информационный центр „БЛИЦ», Cambridge University Press, 2001.- 224 с
5. Байкова, Л.А., Гребенкина, Л.К., Еремкина, О.В. Методика воспитательной работы : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2012. — 144 с.
6. Калечиц, Т.Н. Внеклассная и внешкольная работа по иностранному языку. М., Просвещение, 2000.- 261 с.
7. Савина, С.И. Внеклассная работа по иностранным языкам в средней школе. М., Просвещение, 2011.- 160 с.
8. Гез, М. И., Ляховицкий В. И., Миролюбов А. А., Фоломкина С. К., Шатилов С. Ф. Методика обучению иностранным языкам в средней школе: учебник. М.: Высшая школа, 2009.- 373 с.
9. Жуковская, Р.И. Игра и её педагогическое значение. М., Педагогика, 2011.- 192 с.
10. Павлова, Т.П. Игровые приёмы работы на внеклассных занятиях по английскому языку. 2005.- 48 с.
11. Погорелая, Г. В., Якушенко Т. С.. Особенности работы учителя иностранного языка //Английский язык в школе. 2012. №3.- 10-14 с.
12. Ростовцева, О.М. Иностранные языки в школе. 2001.- 66 с.
13. Дудникова, Г. М. Еще раз о праздниках//Английский язык в школе. 2011. №2. С. 55-60.
14. Шестова, И.В. — Конкурс на английском языке в 6-ом классе //Иностранные языки в школе. — 2000. — №3. — 24 с.
15. Новик, Н.В. Олимпиада по английскому язык. 2011.- 52 с.
16. Ляховицкий, М.В. Миролюбов А.А. Методика обучения иностранным языкам в средней школе, М., Высшая школа,2010.- 165 с.
17. Степанова, О. Л. Создание творческой среды для педагогического сопровождения учащихся”//Английский язык в школе. №2. 2012. -56-64 с.