Содержание
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИЙ ПО БОТАНИКЕ5
1.1 Предмет и задачи биологии в обшеобразовательном обучении5
1.2 Методика преподавания ботаники8
1.3 Роль экскурсий в преподавании ботаники26
2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭКСКУРСИЙ В ОБУЧЕНИИ БОТАНИКЕ29
2.1 Организация уроков ботаники с использованием экскурсий29
2.2 Приемы и методы проведения экскурсий по ботанике34
3. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЭКСКУРСИЙ В ПРИПОДАВАНИИ БОТАНИКИ43
3.1 Разработка комплекса занятий по ботанике с применением экскурсий.43
3.2 Проведение исследования81
3.3 Рекомендации86
ЗАКЛЮЧЕНИЕ91
ЛИТЕРАТУРА92
ПРИЛОЖЕНИЯ96
ВВЕДЕНИЕ
Экологическое образование и воспитание школьников является сейчас наиболее актуальной задачей современной школы. Экологическую культуру можно рассматривать как показатель практического отношения человека к природе. Это и знания, и убеждения, и определенные действия, связанные с необходимостью рационального природопользования, с поиском путей сбережения и улучшения окружающей среды. Она предполагает сознательную заботу о природе, о конкретных природных объектах, борьбу с потребительским отношением к ним, гуманизм, ответственность за ее состояние перед обществом.
Огромная роль в воспитании экологически грамотных членов общества принадлежит учителям естественно-научного цикла, в частности учителям биологии. Именно они должны раскрыть перед учащимися все богатство и красоту родного края, показать грандиозность перемен в природе, связанных с деятельностью человека, в том числе и негативных.
Многолетний опыт работы ведущих учителей-методистов показывает, что любовь к предмету, интерес к той или иной области естествознания не редко рождаются именно на умело проведенной экскурсии. Этим обоснована актальность выбранно темы дипломной работы: «Методика организации и проведения экскурсий по ботанике».
Цель дипломного исследования определение целесообразности организации и проведения экскурсий и методика х использования в курсе преподавания ботаники в среднеобразовательной школе.
Объект исследования курс ботаники в среднеобразовательной школе
Предмет исследования применение экскурсий в преподавании ботаники в среднеобразовательной школе.
Гипотеза исследования применение экскурсий в преподавании ботаники в среднеобразовательной школе способствует активации познавательной и учебной деятельности школьников.
Задачи исследования:
1. Изучить научную литератру по теме исследования
2. Определить теоретические основы организации и проведения экскурсий по ботанике
3. Проанализировать сущность и методику проведения экскурсий по ботанике в среднеобразовательной школе
4. Разработать комплекс занятий по ботанике с применением экскурсий
5. Провести исследование влияния применения экскурсий в преподавании ботаники на развитие познавательной и учебной деятельности учащихся
6. Разработать рекомендации
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИЙ ПО БОТАНИКЕ
1.1 Предмет и задачи биологии в обшеобразовательном обучении
Основные задачи (линии) развития учащихся средствами предмета «Биология» — обеспечение целостности биологического образования в средней школе. Их фундамент формировался в начальной школе в курсе окружающего мира.
Осознание учениками исключительной роли жизни на Земле и значения биологии в жизни человека и общества. Жизнь самый мощный регулятор природных процессов, развертывающихся в наружных оболочках Земли, составляющих ее биосферу. Именно это имел в виду В.И. Вернадский, называя жизнь самой мощной геологической силой, сравнимой по своим конечным последствиям с самыми мощными природными стихиями. Вся жизнь и деятельность людей осуществляются в биосфере. Она же является источником всех доступных видов ресурсов. Даже солнечную энергию мы получаем при посредстве биосферы. Поэтому знание основ организации и функционирования живого, его роли на Земле необходимый элемент грамотного ведения планетарного хозяйства [40, 23].
Овладение системой экологических и биосферных знаний, определяющей граничные условия активности человечества в целом и каждого отдельного человека. Могущество современного человечества, а нередко и отдельного человека настолько высоки, что могут представлять реальную угрозу окружающей природе, являющейся источником благополучия и удовлетворения всех потребностей людей. Поэтому вся деятельность людей должна быть ограничена экологическим требованием (императивом) сохранения основных функций биосферы. Только их соблюдение может устранить угрозу самоистребления человечества.
Освоение элементарных биологических основ медицины, сельского и лесного хозяйства, биотехнологии. Современному человеку трудно ориентироваться даже в его собственном хозяйстве, не имея простейших представлений о естественно-научных основах всех перечисленных отраслей человеческой деятельности. Наконец, ведение здорового образа жизни немыслимо вне специальных биологических знаний.
Формирование представления о природе как развивающейся системе. Космология и неравновесная термодинамика во второй половине ХХ века ознаменовали окончательную победу принципа развития в естествознании. Всем природным объектам свойственна та или иная форма развития. Тем не менее последние достижения в этой области еще не стали достоянием курсов средней школы. Роль биологии в формировании исторического взгляда на природу в этих условиях многократно возрастает. Наконец, школьная биология, как никакая другая учебная дисциплина, позволяет продемонстрировать познавательную силу единства системного, структурно-уровневого и исторического подхода к природным явлениям.
Овладение биологическими основами здорового образа жизни. Первым условием счастья и пользы для окружающих является человеческое здоровье. Его сохранение личное дело каждого и его моральный долг. Общество и государство призваны обеспечить социальные условия сохранения здоровья населения. Биологические знания научная основа организации здорового образа жизни всего общества и каждого человека в отдельности [23, 75].
Овладение наиболее употребительными понятиями и законами курса биологии и их использование в практической жизни. Ближайшим итогом овладения школьным курсом биологии должно быть овладение главными представлениями этой науки и навыком возможно более свободного и творческого оперирования ими в дальнейшей практической жизни. Главный экзамен по биологии человек сдает всю жизнь, сознавая, например, что заложенный нос является следствием отека, что мороз, ударивший до выпадения снега уничтожает озимые и заставляет пересевать поля весной, что детей не приносит аист. Когда наш бывший ученик встречается с неизвестной ему проблемой, он должен хотя бы понимать, в какого рода книге или у какого специалиста он должен проконсультироваться. Наконец, без изучения основ биологии применение на практике знаний других естественных и общественных предметов может оказаться опасным, как для самого человека, так и для окружающих.
Основные идеи предмета «Биология» [14, 22]:
— Функционально-целостный подход к явлениям жизни. Жизнь свойство целого, а не его частей. Поэтому программа 5-го класса посвящена единству истории Земли и жизни на ней. В 67-м классах строение и функции организмов рассматриваются не отдельно по органам и системам органов, а в виде целостных планов строения. Особенное внимание при этом уделяется роли каждой части организма в функционировании целого. Идейным стержнем программы 8-го класса является рассмотрение роли основных функциональных систем в поддержании гомеостаза и постоянства внутренней среды организма. Основной идеей программы 9-го класса служит регуляция жизненных процессов как основа устойчивого существования и развития, показанная на всех уровнях организации живого.
— Исторический подход к явлениям жизни. Особенность данного курса биологии состоит в том, что историческое воззрение на природу проводится с самого начала изучения предмета в основной средней школе. Программа 5-го класса посвящена рассмотрению важнейших этапов истории Земли и жизни на ней. В программе 6-го и 7-го классов показана историческая связь планов строения и жизненных циклов важнейших групп живых организмов. В программе 8-го класса показано историческое становление основных структур и функций человеческого тела. В 9-м классе исторический подход последовательно проведен не только в эволюционных, но и в экологических разделах курса.
— Экосистемный подход. По нашему мнению среднее биологическое образование должно быть, прежде всего, экологически ориентированным на решение более практических задач, стоящих перед человечеством. В программе 5-го и 9-го классов показана взаимообусловленность компонентов природных комплексов, в программе 6-го и 7-го классов роль биотической и абиотической среды в жизни организмов и средообразу-ющая роль каждой группы организмов в экосистемах, в программе 8-го класса роль условий жизни человека в поддержании его работоспособности и здоровья.
— Сравнительный метод (теория классификаций). Систематический анализ этого основного научного метода, без применения которого нельзя поставить ни одной научно осмысленной задачи и получить ни одного научно значимого вывода, потерялся в системе среднего и высшего образования. Мы считаем необходимым приступить к реабилитации основного научного метода и введения его основ в школьную программу. Наиболее последовательное и полное развитие сравнительный метод получил в биологии. Поэтому в программу 6-го и 7-го классов введены разделы, посвященные сравнительному методу.
Основой естественно-научного образования в начальной школе служил курс окружающего мира. Он был направлен на формирование целостной картины мира. Использованный в этом курсе деятельностный подход позволяет не только познакомиться с окружающим миром и найти ответы на интересующие ребенка вопросы, но и освоить важнейшие понятия и закономерности, которые позволяют объяснить устройство мира.
1.2 Методика преподавания ботаники
Развитие личности зависит не только от возраста, но и от структуры учебной познавательной деятельности, которая определяется методами обучения. Соответственно программа предъявляет определенные требования и к выбору методов обучения, и к логике построения курса.
Деятельностный подход. В основу технологии преподавания биологии принято ставить деятельностный подход. Традиционно на уроках таких предметов, как биология, учащиеся пересказывают пройденный на предыдущем уроке параграф. При этом школьники запоминают изложенные факты, явления и теории, но, к сожалению, не учатся их использовать для понимания явлений и информации (из книг, средств массовой информации, компьютера), с которыми они сталкиваются, и систематизации своего жизненного опыта [31, 74].
Познакомить ребят с биологической наукой и научить их ею пользоваться в своей учебной и повседневной деятельности. Поэтому процесс обучения, должен сводиться к выработке навыка истолкования своего опыта и опыта других людей. Это достигается тем, что ребята в процессе обучения учатся использовать полученные знания в процессе выполнения конкретных заданий, связанных с повседневным опытом школьника и других людей. Решение проблемных творческих задач главный способ изучения предмета. Учащиеся должны разобраться с материалом темы, подготовившись использовать этот текст для поиска ответов на задачи. При этом важнейшие и необходимые для жизни человека знания запоминаются не путем их выучивания, а путем их многократного употребления для решения задач с использованием этих знаний. Дополнительные же знания могут быть запомнены заинтересованными школьниками. Таким образом, в соответствии с принципом «минимакса» (А.А. Леонтьев) необходимо сочетания курса биологии для всех (сравнительно небольшой объем необходимых всем людям знаний, которые усваиваются при многократном их использовании) и курса биологии для каждого (разнообразные знания, которые могут усвоить школьники). Вот почему в перечне требований к знаниям и умениям школьников в программе введены не только рубрики «Учащиеся должны знать» и «Учащиеся должны уметь», но и рубрики «Учащиеся могут знать» и «Учащиеся могут уметь».
Курс биологии в школе построен в соответствии с действующим базисным учебным планом и проектом Стандарта школьного базового образования. Он рассчитан на изучение биологии в 59-м классах в течение 306 часов (в 5-м классе 34 часа, в 69-м классах по 68 часов каждый год).
Школьный курс биологии включает следующие разделы:
1. История земли и жизни на ней. 34 ч (5-й класс).
2. Биология. Разнообразие организмов: доядерные, растения, грибы, лишайники. 68 ч (6-й класс).
3. Биология. Разнообразие организмов: животные. 68 ч (7-й класс).
4. Биология. Физиология человека и животных. 68 ч (8-й класс).
5. Биология. Основы общей биологии. 68 ч (9-й класс).
Программа составляется в соответствии с Образовательной программой «Школа 2100». В рамках этой программы каждый школьный предмет, в том числе и биология, своими целями, задачами и содержанием образования должен способствовать формированию функционально грамотной личности, т.е. человека, который сможет активно пользоваться своими знаниями, постоянно учиться и осваивать новые знания всю жизнь.
В связи с таким подходомв современных школах урок по биологии в рамках программы выглядит несколько иначе, чем традиционный [31, 48].
Первый этап постановка проблемы и актуализация знаний, необходимых для изучения новой темы.
Выдержка из текста работы
Экскурсия, как одна из форм учебно-воспитательного процесса, открывает широкие возможности для организации творческой работы учащихся, имеет огромное значение для физического развития детей, развивает самостоятельность и привычку к труду, наблюдательность и инициативность. Актуальность проблемы мы видим в огромном обучающем и развивающем значении экскурсии.
Особая роль в развитии экскурсионной формы обучения принадлежит А. Я. Герду, который считал, что преподавания естественноведческих наук должно, по возможности начинаться в саду, лесу, поле и экскурсии должны служить дополнением к урокам, должны показать детям взаимоотношения царств природы и связать приобретенный детьми опыт в одно целое. Методикой проведения географических экскурсий занимались практически все известные педагоги и методисты К. Д. Ушинский, Ю. К. Бабанский, Н. М. Верзилин, Т. А. Ильина и многие другие.
Экскурсия, как форма обучения в деле воспитания экологической культуры школьников используется крайне неэффективно. В современных условиях происходит явная недооценка такого важного направления, это проявляется в сугубо деловом подходе учителя, на первый план выдвигаются только образовательные задачи. Серьезное возражение вызывает и утвердившаяся в школе методика организации наблюдения во время экскурсии. Как правило, природные объекты рассматриваются по команде учителя. Все эти факты указывают на необходимость изучения методики проведения географических экскурсий. Исходя из сложившихся противоречий, мы можем сформулировать тему исследования: «Роль и место географических экскурсий в учебно-воспитательной работе».
Цель исследования: Рассмотреть значение места и технологию организации проведения экскурсий, как одну из форм обучения.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс на уроках географии.
Предмет исследования: географическая экскурсия в основной школе.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть труды педагогов, психологов, методистов и учителей географии по исследуемой теме.
2. Определить место экскурсии в учебном процессе основной школы.
3. Изучить методику организации и проведения географических экскурсий в основной школе.
4. Провести эксперимент.
5. Написать выпускную квалификационную работу.
Методы исследования:
1. Ретроспективный;
2. Анкетирование;
3. Изучение школьной документации;
4. Проведение эксперимента;
5. Изучение опыта работы учителей;
6. Ранжирование;
7. Тестирование.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, тринадцати рисунков, одной таблицы, заключения, списка литературы (45), приложения (4)
ГЛАВА I. Формы организации учебно-воспитательного процесса
1.1. Психолого-педагогическая сущность понятия формы организации
учебно-воспитательного процесса
В современной дидактике различают многообразие организационных форм обучения: урок, экскурсия, внеурочные, внеклассные занятия, практикумы, домашняя работа.
Педагоги и психологи рассматривают формы организации учебно-воспитательного процесса неодинаково. Просмотрим классификацию форм обучения и их характеристику в научно-педагогической и методической литературе.
Бордовская Н. В. и Реан А. А. формы организации обучения раскрывают через способы взаимодействия педагога с учащимися при решении образовательных задач, которые решаются посредствам различных путей управления деятельности. В качестве основных форм организации процесса обучения в школе они принимают урок [5;94].
Харламов И. Ф. понятие формы организации обучения определяет как дидактическую категорию, обучающую внешнюю сторону организации учебного процесса, которая связана с количеством обучаемых учащихся, временем и местом обучения, а также порядком его осуществления [44;98].
Приведем классификацию форм учебно-воспитательного процесса, которую дает Харламов И. Ф.
Формы классификации учебно-воспитательного процесса
урок экскурсии факультативные внеклассная
занятия работа Рис. 1. Формы классификации учебно-воспитательного процесса
(по Харламову И. Ф.)
Чередов И. М., исходя из философского понимания формы как внутренней организации содержания, определяет организационную форму обучения как специальную конструкцию процесса обучения, характер которой обусловлен его содержанием, методами, приемами, средствами, видами деятельности учащихся. Формы обучения нужно понимать, по мнению Чередова И. М. как конструкцию отрезков процесса обучения, реализующихся в сочетании управляемой учебной деятельности учащихся по усвоению определенного содержания учебного материала и освоению способов деятельности [5;114].
Процесс обучения реализуется через организационные формы, которые выполняют интегративную роль, обеспечивая объединение и взаимодействие всех его компонентов. Совокупность форм, объединенных по признаку связи учащихся и учителя по средствам учебного материала и дополняющих друг друга, составляет организационную систему обучения.
Все многообразие организационных форм обучения с точки зрения решения или целей образования систематичности их использования делят на основные, дополнительные и вспомогательные. Это отражено в трудах Сластенина В. А. [42;100]
Формы обучения
Основные Дополнительные Вспомогательные
урок экскурсии консультации домашние кружки факультативы
работы
Рис.2. Формы обучения (по Сластенину В. А.)
Пакулова В. М. и Кузнецова В. И. формы организации учебной работы определяют как организацию учебно-познавательной деятельности учащихся, соответствующую различным условиям ее проведения (в классе, природе), используемую учителем в процессе воспитывающего обучения.
В связи с особенностями курса географии (по Пакулову В. М.) можно выделить следующие организационные формы изучения природы: урок, экскурсия, факультативное занятие, кружки, внешкольная работа. Для каждой из форм характерны определенная организация и обучающая деятельность учителя [31;130].
Главная форма организации обучения в современной школе – урок. Вместе с тем урок стал тесен для некоторых видов практической деятельности учащихся, связанных с изучением объектов природы в их естественных условиях. Поэтому в курсе географии большое внимание уделяется дополнительным формам обучения: экскурсиям, внеурочным, домашним занятиям.
На экскурсиях учащиеся наблюдают окружающую природу, знакомятся с трудом людей в разные времена года. Ча……
Литература
1. Бакулина В.М. Экскурсии как способ активизации познавательной деятельности. // Научная школа плюс минус. – 2001. — №10.
2. Баринова И. И. География России. Природа. 8 класс: учебник для общеобразовательных учебных заведений. — 7-ое издание. – М.: Дрофа, 2002.
3. Бахарева А. С. Уроки географии в 6-9 классах. Методическое пособие. —
Шадринск: Издательство «Вега», 2001.
4. Бахарева А.С. Уроки природоведения в 4 классе. Методическое пособие для учителей. – Шадринск.: ШГПИ, 2002.
5. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. — СПБ: Питер, 2001.
6. Бровкина Е.Т. Ознакомление с окружающим миром. Природоведение: Методика преподавания в начальной школе. – М.: Просвещение, 1999.
7. Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии. Учебник для студентов биофака педагогических институтов. – М.: Просвещение, 1976.
8. География: программно – методические материалы в 6-9 классах. – М.: Просвещение, 1999.
9. География России: Учебник для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. В 2-х книгах. / под ред. В. П. Дронова. – М.: Дрофа, 2003.
10. Герасимова Т. П., Неклюкова Н. П. Начальный курс географии: Учебник для 6 кл. общеобразовательных учреждений. — 3-е издание. – М.: Дрофа, 2004.
11. Геологические экскурсии. // География в школе. – 1999. — №1.
12. Горбунов Н.А. Методика преподавания естествознания. – М.: Просвещение, 1960.
13. Горощенко В.П., Степанов И.А. Методика преподавания природоведения. – М.: Просвещение, 1984.
14. Душина И. В. География: Наш дом – Земля: Материки, океаны, народы и страны. 7 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – 7-ое издание. – М.: Дрофа, 2003.
15. Душина И.В. Методика и технология обучения географии: Пособие для учителя и студентов педагогических институтов. – М.: Апрель, 2002.
16. Душина И. В., Панурова В. Н. Методика преподавания географии: пособие для начинающих учителей и студентов педагогических институтов по географическим специальностям. – М.: Московский лицей,1996.
17. Емельянов Б.В. Советы организаторам культурно-воспитательной работы. – М.: Профиздательство, 1965.
18. Занков Л.В. Диалектика и жизнь. – М.: Просвещение, 1968
19. Ильина Т.А. Педагогика. Курс лекций. – М.: Просвещение, 1984.
20. Климченко И. В. Путь к любознательности. // География в школе. – 1999.- №4.
21. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. Для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
22. Корчаков Я. Избранные педагогические произведения. – М.: Просвещение, 1966.
23. Крылова О.В. Интересный урок географии: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2000.
24. Крылова О.В. Материки и океаны: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2002.
25. Крылова О.В. Физическая география: начальный курс: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. – 4-е издание. – М.: Просвещение, 2002.
26. Ладыженская Г.А. Педагогическое речевидение: словарь – справочник. – М.: Просвещение, 1984.
27. Максаковский В.П. Географическая культура: Учебное пособие. – М.: Владос, 1998.
28. Мельчаков Л.Ф. Содержание и организация наблюдений за природой и трудом населения в школе. – Свердловск, 1986.
29. Огородников И.Т. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. — М.: Просвещение, 1968.
30. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов: Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. – 4-ое издание, дополненное. – М.: ООО «ИТИ Технологии», 2003.
31. Пакулова В.М., Кузнецова В.И. Методика преподавания природоведения: Учебник для студентов педагогических институтов по специальности «ПиМНо». — М.: Просвещение, 1988.
32. Педагогика. / под ред. Ю.К. Бабанского. — М.: Просвещение, 1988.
33. Педагогика. / под ред. И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2000.
34. Педагогика: Учебное пособие. / под ред. С. А. Смирнова. – М.: «Академия», 2000.
35. Подласый И.П. Педагогика Новый курс: Учебник для студентов. – М.: Владос, 2000.
36. Программы средней общеобразовательной школы. – М.: Просвещение, 1988.
37. Психология. Словарь. / под ред. В. В. Петровского. – 2-ое издание, исправленное и дополненное. – М.: Политиздат, 1980.
38. Психология. Учебное пособие. / под ред. Р. С. Немова. – М.: Владос, 2000.
39. Саранцева Т. И. Формы обучения в средней школе. // Педагогика. – 2000. -№2.
40. Симонова Л.П. Экологическое образование в школе. – М.: Просвещение, 2000.
41. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. – 2-е издание. — М.: Педагогика, 1984.
42. Сластёнин В.А. Педагогика: учебное пособие для студентов. – М.: Школьная Пресса, 1998.
43. Ушинский К.О. Теоретические проблемы педагогики. – М.: Просвещение, 1951.
44. Харламов И.Ф. Педагогика: Учебное пособие. — 4-е издание, переработанное и дополненное. – М.: Гардарики, 2000.
45. Ягодовский К.П. Вопросы общей методики естествознания. – М.: Просвещение, 1951.