Содержание
Введение3
Глава 1. Круговая тренировка как форма организации занятий физическими упражнениями в школе.7
1.1. Характеристика круговой тренировки как метода строго регламентированного упражнения7
1.2. Характеристика баскетбола как игрового вида спорта15
1.3. Анализ учебной программы по баскетболу в школе16
1.4. Методика применения кругового метода на уроках баскетбола в школе20
Глава 2. Методы и организация исследования24
2.1. Методы исследования24
2.2. Организация исследования26
Глава 3. Экспериментальное обоснование использования кругового метода выполнения упражнений на уроке баскетбола в 10 классе.32
3.1. Характеристика испытуемых32
3.2. Результаты естественного эксперимента35
3.3. Методика применения круговой тренировки на школьном уроке баскетбола в 10 классе36
3.4. Результаты формирующего эксперимента и их обсуждение37
Выводы39
Библиографический список44
Приложения
Выдержка из текста работы
Повышение уровня физического развития и двигательной подготовленности школьников — это залог здорового поколения страны. Поэтому все большее число научных и практических работников в поисках более рациональных методов физического воспитания обращают свое внимание на организацию занятий и в частности на урок физической культуры в школе, делая его более интересным, увлекательным и эффективным. Жизнь требует улучшения физической подготовленности учащихся общеобразовательных школ. В этих целях используют метод круговой тренировки, который имеет большую популярность. Значительному числу учащихся она позволяет упражняться одновременно и самостоятельно, добиваясь высокой моторной плотности. На таких занятиях появляется реальная возможность использования максимального количества разнообразного инвентаря и оборудования. Упражнения комплексов круговой тренировки хорошо увязываются с материалом уроков, способствуют общему физическому развитию.
Желание сделать многое за минимальный промежуток времени (два урока в неделю) на деле приводит к низкому качеству учебного процесса. Поэтому в послед нее время широкое применение нашли специальные формы упражнений при комплексном содержании занятий. Основная из них — так называемая круговая тренировка. Большую роль в выборе этого метода сыграло и то, что при переполненной школе — один спортивный зал (где иногда занимаются два класса). При такой загруженности моторную плотность урока помогает увеличить «круговая тренировка». «Круговая тренировка» хорошо сочетает в себе избирательно направленное и комплексное воздействия, а также строгое упорядоченное и вариативное воздействия.
Одной из форм организации занятий на уроках физической культуры является круговая тренировка, которая одновременно воздействует на комплексное развитие физических качеств и формирование двигательных умений и навыков. Такая форма организации занятий делает уроки более осознанными, самостоятельными и эффективными (М.Н.Шолих, 1966; И.А. Гуревич, 1980; В.Л. Мустаева, 1996; П.К. Петров, 2000; Н.И. Шумкова, 2002).
Эти вопросы и проблемы позволили обозначить нам, цель работы:
изучить методику организации круговой тренировки для развития физических качеств у учащихся 15-16лет.
Задачи работы:
1.Изучить научно-методическую литературу специалистов по физической культуре о круговой тренировке.
- У меть моделировать специальные комплексы упражнений, на воспитание физических качеств.
- Изучить планирование круговой тренировки и педагогические принципы в учебном процессе.
- Изучить физиологическую характеристику учащихся 15-16лет.
1. Возрастные особенности учащихся 15-16 лет
Проведение уроков физической культуры в старших классах во многом отличается от проведения их с учащимися среднего школьного возраста. Уровень физического и психического развития старшеклассников намного выше. В этом возрасте завершается развитие нервной системы, в частности намного улучшается анатомическая деятельность коры головного мозга, восприятие становится осмысленным. Как считает Г.П. Богданов (1982) повышается способность к пониманию структуры двигательных действий и к точному воспроизведению движений. Учащиеся старших классов способны выполнять по заданиям учителя различные физические упражнения на основе только словесных указаний. Благодаря более развитой способности сосредоточится, противостоять умственному, физическому утомлению учащиеся могут выполнять достаточно длительную работу — выслушивать задания, самостоятельно выполнять задания. По мнению Г.П. Богданова (1982) значительное место в занятиях со старшеклассниками следует выделять упражнениям для развития точности пространственной и временной ориентировки, оценки силовых параметров движений, а также упражнениям на координацию. Некоторое преобладание процессов возбуждения над процессами торможения еще наблюдаемое в старшем школьном возрасте у некоторых учащихся, порождает неловкость, скованность движений, особенно при выполнении упражнений в полную силу. При систематическом применении упражнений на точность, координацию, расслаблении мышц, это явление предотвращается или в значительной степени ослабляется. Старшеклассники обладают высокоразвитым чувством равновесия, сохранения заданного ритма движений. Однако у некоторых наблюдается недостаточное развитие этих способностей. Учителю надо быть чутким во всех отношениях проявления неловкости, так как старшеклассники, боясь казаться неуклюжими и смешными, могут избегать сложных упражнений.
ПО мнению Ж.К Холодова и В.С. Кузнецова в старшем школьном возрасте имеются благоприятные условия для развития силовых качеств юношей и девушек. Мышцы у них эластичны, имеют хорошую нервную регуляцию, сократительная способность и способность к их расслаблению велики. Наблюдается быстрый прирост мышечной массы. Как считает Г.П. Богданов (1982) опорно-двигательный аппарат способен выдерживать статические и динамические нагрузки. В16 лет юноши могут поднимать и переносить грузы, равные весу собственного тела. С юношами допустимы в значительном объеме упражнения с отягощениями, выполняемые с ускорением. Они дают наибольший прирост скоростно-силовых качеств.
Важное значение имеет совершенствование гибкости тела. Максимальная гибкость достигается, как правило, к 15-16 годам и, в дальнейшем ее надо постоянно поддерживать как в противном случае она значительно уменьшится.
Холодов Ж.К. и Кузнецов B.C. (2002)утверждают, что приросты показателей быстроты движений в старшем школьном возрасте менее выражены, чем в среднем возрасте, и требуется значительный объем соответствующих упражнений, чтобы данное качество продолжало развиваться. Труднее всего развивать быстроту простых двигательных реакций-ответных действий на какой-либо сигнал.
Быстрота реакции в большей степени зависит от типа нервной системы ученика и является наследуемым качеством, но ее можно развивать во всех возрастах с помощью соответствующих упражнений (стартовые ускорения, спортивные игры).
По утверждению Г.П. Богданова (1982) в этот период возникают благоприятные условия для развития выносливости к динамической работе. Продолжается рост сердца, увеличивается сократительная способность сердечной мышцы, в результате чего значительно возрастает ударный и минутный объем крови при одновременном уменьшении частоты сердцебиений; улучшается нервная и гуморальная регуляция сердечно-сосудистой системы, что сказывается в более адекватной реакции сердца на физические нагрузки. Сердце становится выносливее к длительным напряжениям
Упражнения для повышения общей и скоростной выносливости служат основой повышения работоспособности школьников, развивают волевые качества. Недостаток и нерегулярное применение упражнений на выносливость приводит к ухудшению работы сердца, и любая интенсивная работа может привести к его перегрузке и болезни.
Развитие костно-мышечного и связочного аппарата у старшеклассников еще продолжается. Поскольку не закончено окостенение позвоночника, следует избегать чрезмерных нагрузок на него, например поднятия тяжестей. Частые поднятия тяжестей могут привести и к уплощению стоп.
Этот возраст для подростков является этапом интенсивного протекания процессов полового созревания. В связи со значительным усилением функции желез внутренней секреции, в этом возрасте наблюдается повышение реактивности нервной системы. Это состояние обусловлено также тем, что у детей -выражен достаточно сильно, отчего вегетативной нервной системе в этот период присуще большая лабильность (быстрое покраснение или побледнение лица, быстрое изменение частоты пульса при изменении положения тела, выраженная «потливость»).
При высокой эмоциональной насыщенности знаний у детей при значительных нагрузках упражнений физических или имитационных возникает субъективное ощущение усталости, которое проявляется не резко, несмотря на глубину воздействия нагрузки на организм. Половое созревание у девушек, по мнению Г.П. Богданова (1982) положительно сказывается на развитие двигательных способностей только тогда, когда прирост силы пропорционален мышечной массе.
После 14лет у девушек сила увеличивается в меньшей степени, чем масса тела. Мышечная сила у девушек меньше, чем у юношей. В результате девушкам труднее выполнять упражнения, требующие преодоления собственного веса — поднятие, разгибание рук в упоре, бег, прыжки, лазание, поднимание ног. Однако все эти упражнения нельзя исключить из занятий, а следует облегчить условия их выполнения. По мнению Матвеева Л.П.(1991)девушкам противопоказаны упражнения, вызывающие сильное внутрибрюшное давление и сотрясания внутренних органов — поднимание и переноска больших тяжестей, прыжки с большой высоты, но обязательны упражнения с умеренной нагрузкой для укрепления мыщц брюшного пресса, спины, тазового дна.
При проведении уроков физической культуры следует помнить, что процессы роста и развития, учащихся все же еще не закончены. Несмотря на высокий уровень развития высшей нервной деятельности, в этом возрасте наблюдается некоторое преобладание возбуждения над торможением, повышенная реактивность. В связи с этим возможно нарушение двигательной координации, затруднения в освоении упрочненного навыка. Большая эмоциональность учащихся в сочетании с критерием восприятия, указаний учителей и высказываний товарищей, приводит к упорядоченности склонности к спорам. Учитель должен спокойно, аргументировано разрешать возникшие вопросы, противоречия. Учитель должен умело выяснять настроения класса и соответствующим образом вести урок.
Таким образом, эффективную работу по физическому воспитанию, оздоровительную работу следует строить исходя из психологических, анатомо-физиологических, возрастных и индивидуальных особенностей школьников старшего школьного возраста. (И.А. Аршавский,1975; Л.Д. Назаренко,2000)
. Понятие о круговой тренировке
Еще в 60-е годы английские тренеры и преподаватели физической культуры Морган и Адамсон (университет в Лидсе) искали форму тренировки для школьников и студентов, которая повысила бы мышечную силу, усовершенствовала функции внутренних органов и в то же время была бы интересной и привлекательной. После долгих экспериментов с различными системами тренировки они нашли такую форму тренировочной работы, которая отвечала их представлениям. Ей было дано название «сёркит-трэйнинг» (от латинского слова circuits — циркуляция или ходьба по кругу). С помощью хорошо продуманного эксперимента с 15 — 16-летними школьниками, используя ряд медицинских и спортивно-практических тестов, они показали возможность вполне надежного повышения физических достижений школьников, с помощью круговой формы организации занятий.
Главный английский тренер по легкой атлетике Догерти дал «сёркит-трэйнинг» следующую оценку: «Такой, вид тренировки при подготовке по видам спорта, избранным для специализации, представляет собой не дополнение, а основу. Она дает спортсменам возможность вести за собой наблюдение и определять повышение своей готовности (работоспособности)».
Английский ортопед Берти Ми рекомендует «сёркит-трэйнинг» для лечебной гимнастики, поскольку она позволяет пациенту самому определять повышение своей работоспособности по увеличению объема выполняемых упражнений или по сокращению времени, затраченного на них. Это очень сильно повышает у пациентов веру в свои силы.
«Сёркит-трэйнинг» стала общеизвестна в Германской Демократической Республике под названием «крайз-трейнинг», кое-где используют термин «циркель-трейнинг», но, по сути, все эти термины обозначают тренировку с прохождением круга, то есть круговую тренировку.
По мнению специалистов (Ж.К. Холодова и В.С Кузнецова) (2002) круговая тренировка обеспечивает комплексное воздействие на различные мышечные группы. Здесь предусматривается последовательное выполнение занимающимися серии заданий (упражнений) на специально подготовленных местах («станциях»), как правило, расположенных по кругу зала или спортивной площадки. Обычно в круг включается от 4 до 10 упражнений («станций»). Основу круговой тренировки составляет серийное повторение нескольких видов физических упражнений. Чаще всего выбирают хорошо знакомые ученикам упражнения. Если занятия про водятся в зале, то станции располагаются по кругу. Каждое упражнение на станции дозируется в зависимости от задач количеством повторений или отрезком времени (15-40 сек.).
Важное место в круговой тренировке занимает дозировка нагрузки. Это представляет сложность для данного метода. Можно выбрать следующий путь определения дозировки. На первом занятии перед учащимися ставится задача выполнить максимальное для себя количество повторений за определенное время. Оптимальная нагрузка составит половину максимальных повторений. После 3-6 недель этим способом уточняем последующую дозировку. Для контроля нагрузки между сериями измеряем частоту сердечных сокращений. Этот метод позволяет учщим ся самостоятельно приобретать знания, формировать физические качества. Добиться высокой работоспособности организма — одна из главнейших задач, которую решает «круговая тренировка». Для решения этой задачи самое важное
моделирование специальных комплексов, направленных на воспитание физических качеств.
На каждой «станции» выполняется один вид упражнений или двигательных действий. Упражнения подбираются так, чтобы каждая последующая серия включала в работу новую группу мышц, продолжительность их выполнения на станциях зависят от задач, решаемых в тренировочном процессе, а так же возраста, пола и подготовленности занимающихся. Комплекс упражнений с использованием предельных отягощений занимающиеся проходят 1 раз, а непредельных: — 3 раза. Весь круг может быть пройден без интервала или с определенным интервалом отдыха между «станциями».
Характеристику «круговой тренировки», (М.Н. Шолиха (1966) и И.А. Гуревича (1980)) можно свести к следующему:
Круговая тренировка является, одной из организационно-методических форм применения физических упражнений. Она строится так, чтобы создать предпочтительные условия для комплексного развития физических способностей занимающихся. То есть не только одновременное развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости), но и совершенствование их комплексных проявлений скоростной силы, силовой выносливости, скоростной выносливости и т.п.
Выделяют несколько вариантов круговой тренировки:
- По методу длительного непрерывного упражнения.
- Занятия проводятся без перерывов и складываются из одного, двух или трех прохождений круга. Применяются в основном для развития общей и силовой выносливости.
- По методу интенсивного интервального упражнения.
- Метод рассчитан на совершенствование скоростной силы, максимальной силы, скоростной и силовой выносливости.
- По методу повторного упражнения.
- Его предлагается использовать для развития максимальной силы и скоростной выносливости.
- По методу экстенсивного интервального упражнения.
Применяются для совершенствования общей, скоростной и силовой выносливости, скоростно-силовых качеств и т.д.
Организационную основу «круговой тренировки» составляет комплекс физических упражнений, подобранных в соответствии с определенной схемой. Для каждого упражнения отведено специально оборудованное место, так называемая «станция». На первом занятии проводят испытания на максимальный тест (М.Т.) по каждому упражнению при условии их правильного выполнения. Устанавливают систему повышения нагрузки от занятия к занятию. На последнем занятии рекомендуется проверить максимальный тест по каждому упражнению и сравнить полученные результаты с исходными. Занимающиеся последовательно проходят все «станции», выполняя на каждой определенное упражнение. «Станции» располагаются в форме замкнутой фигуры: квадрата, прямоугольника, эллипса, круга и т.п.
Комплексы «круговой тренировки» составляются, как правило, из технически относительно несложных, предварительно хорошо разученных движений, которые заимствуются главным образом из основной и спортивно-вспомогательной гимнастики, а также из тяжёлой атлетики, лёгкой атлетики и других видов спорта. Эти движения в большинстве случаев имеют ациклическую структуру, но им придается, так сказать, искусственно-циклический характер путем серийных слитных повторений. Простота движений позволяет повторять их многократно и комплексно — как одну целостную тренировочную работу. Движения подбираются по специальной схеме так, чтобы обеспечить последовательное воздействие на основные мышечные группы и в то же время дать достаточную нагрузку на внутренние органы.
Строгая регламентация процесса упражнения в «круговой тренировке» обеспечивается наряду с прочим постоянным учетом выполняемой работы и объективной оценкой достигнутой работоспособности. В этих целях используется максимальный тест (испытание на максимальное число повторений по каждому упражнению, включенному в комплекс) и ведется специальная учетная карточка (так называемая «карточка достижений»).
Мера нагрузки устанавливается относительно равной для всех принимающих участие в занятиях и в то же время строго индивидуально (исходя из индивидуальных показателей максимального теста).
«Круговая тренировка» в ее развернутом, полном виде рассчитана на групповые занятия. Однако не исключает возможности использования некоторых упрощенных ее вариантов для индивидуальных самостоятельных занятий.
Таким образом большинство специалистов (М.Н. Шолих, 1966; И.А. Гуревич, 1980; Л.П. Матвеев, 1991; Ж.К. Холодов, B.C. Кузнецов, 2002; Н.И. Шумкова, 2002) сходятся в мнении, что, используя структуру «круговой тренировки», можно приближать эффект обще подготовительных упражнений к специфическим требованиям избранного вида спорта.
. Педагогические требования к проведению круговой тренировки
М.Н. Шолих (1966) считает, что при планировании и проведении урока физической культуры или тренировочного занятия учитель физической культуры или тренер должен учитывать определенные педагогические принципы и соблюдать некоторые основные требования. Это относится, в частности, к организации и проведению круговой тренировки на уроках физической культуры или тренировочных занятиях. Занятия по системе круговой тренировки могут весьма эффективно способствовать развитию основных физических качеств, а так же давать хорошие результаты в воспитании упражняющихся. Основные положения, выраженные в форме безусловных, категорических требований, помогают избегать ошибок в организации, методическом оформлении и проведении занятий, а также в оценке достижений при круговой тренировке.
Таким образом, предъявляют следующие требования к проведению круговой тренировки:
- «Упражняйся так, чтобы занятия способствовали укреплению твоего здоровья!»
- «Упражняйся всесторонне!»
- «Выбирай такие упражнения и способы их выполнения, которые для тебя пригодны!»
- «Упражняйся регулярно и целеустремленно!»
- «Повторяй свой тренировочный комплекс в течение длительного срока!»
- «Систематически повышай нагрузку!»
- «Повышай нагрузку постепенно, в то же время, преодолевая самого себя!»
- «Тренируйся настолько регулярно, чтобы сила, быстрота и выносливость при вынужденных перерывах еще долго оставалось устойчивой!»
- «Упражняйся в соответствии с твоим возрастом, тренированностью и состоянием здоровья
. «Круговая тренировка» на уроке физического воспитания в школе
М.Н. Шолих (1966) и И.А. Гуревич (1989) рассматривая круговую тренировку, применительно к школе сходятся в мнении, что круговая тренировка как метод развития физических качеств пришла в школьную практику из тренировки спортивной. Однако между тренировкой и уроком физической культуры существует большая разница, а поэтому данный методический прием должен быть адаптирован к школьным условиям.
В условиях урока физической культуры круговая форма занятий приобретает особое значение, так как позволяет большому количеству учащихся упражняться одновременно и самостоятельно, используя максимальное количество инвентаря и оборудования.
Время, планируемое на уроке для проведения «круговой тренировки», определяется из расчета всего общего времени, выделенного планом урока для проведения ОФП и СФП, исходя из задач урока и колеблется от 10 до 15 мин.
«Круговая тренировка» в зависимости от количества станций укладывается в этот лимит времени при большой моторной плотности, что особенно важно на уроках физкультуры.
В зависимости от задач урока «круговую тренировку» можно планировать как в подготовительной, основной, так и в заключительной части урока. Включение в подготовительную часть «круговой тренировки» играет роль в подготовке организма к предстоящей работе и носит характер подводящих упражнений к основной части урока.
Применение «круговой тренировки» в основной части урока связано с развитием физических качеств в условиях, когда организм еще не устал и готов выполнить работу в большем объеме и оптимальных условиях нагрузки. Комплексы, входящие в основную часть урока, носят общеразвивающий характер с силовой на правленностью. В них достаточно силовых и скоростно-силовых упражнений. В заключительной части урока комплексы «круговой тренировки» планируются реже и в основном тогда, когда плотность нагрузки на уроке недостаточна. Цель таких комплексов — совершенствование, закрепление и повторение пройденного материала основной части урока.
«Круговая тренировка» хорошо увязывается с программным материалом по лег кой атлетике, спортивным играм, лыжной подготовке и особенно гимнастике. Эффективность концентрации нагрузки позволяет в кратчайший срок успешно развивать общую и специальную физическую подготовку.
Обычно метод круговой тренировки применяется в средних и старших классах. Состав упражнений подбирается с расчетом на комплексное развитие физических качеств и повышение функциональных возможностей организма.
Известно, что содержательная сторона урока определяется программой по физическому воспитанию, в которой четко определены цели, задачи, учебные темы, требования и нормативы.
Педагогическое же построение урока определяет физиологическая закономерность, связанная с фазовым изменением работоспособности при выполнении физической (мышечной) работы. Эта закономерность обуславливает выделение в структуре урока трех функционально связанных составных частей: подготовительной, основной и заключительной.
Так, включение круговой тренировки в подготовительную часть урока связано с предстоящей еще более интенсивной работой в основной его части, требующей большого напряжения, усилии в освоении определенных умений и навыков различных движений. Роль такого комплекса заключается в подготовке организма учащихся к предстоящей работе и носит характер подводящих упражнений к основной части урока.
Применение круговой тренировки в основной части урока, по словам М.Н. Шолих и И.А. Гуревича, связано с развитием физических качеств в условиях, когда организм еще не устал и готов выполнить работу в большом объеме и оптимальных условиях нагрузки. Комплексы, входящие в основную часть урока, носят общеразвивающих характер с силовой направленностью, органически связаны с профессионально-прикладной и специальной подготовкой в них достаточно-силовых и скоростно-силовых упражнений.
В заключительной части урока комплексы круговой тренировки, по мнению и рекомендациям М.Н. Шолих и И.А. Гуревича, планируются реже и в основном тогда, когда плотность нагрузки на уроке недостаточна. Цель таких комплексов -совершенствование, закрепление и повторение пройденного материала основной части урока.
При введении круговой тренировки в школе (по Моргану и Адамсону), необходимо придерживаться определенной последовательности:
Первое занятие посвящается разучиванию упражнений от исходного до заключительного положения. Ошибки выполнения учитель тут же исправляет.
Второе занятие учащийся использует для того, чтобы выполнить нормы для начинающих при одноразовом прохождении круга. Тренировочная норма для начинающих состоит из небольшого объема упражнений. Требуемое число повторений на каждой «станции» устанавливается значительно ниже известных средних значений. Первое прохождение круга должно познакомить ученика в первую очередь с тренировочным действием «круговой тренировки». Время преодоления этого круга не фиксируется.
На третьем занятии проходят без спешки три круга. Цель — достичь установленного для начинающих числа повторений, соблюдая точное выполнение упражнений.
Четвертое занятие отводится для первого максимального теста-испытания. При выполнении так называемых «трудных» упражнений, которые допускают лишь небольшое число повторений, максимальное число повторений определяется без ограничения времени. А максимальный тест (М.Т.) в так называемых «простых» упражнениях проводится, в течение 30 сек. Если некоторые «легкие» упражнения допускают более 30 повторений, то время выполнения теста продлевают до 1 мин. Между максимальными попытками (М.П.)на отдельных «станциях» разрешается вводить перерыв длительностью до 1 мин.
Порядок расположения «станций» во время проведения испытаний должен быть таким же, как и в тренировочных занятиях «круговой тренировки». После внесения значений МП в карточки достижений каждый может вычислить свою индивидуальную тренировочную дозировку. Учитель решает, будет ли проводиться тренировка по формуле МП/4 или МП/2х2 Морган и Адамсон считают МП/2 наиболее пригодной индивидуальной нормой для трехкратного прохождения круга.
На пятом занятии дается трехкратное прохождение круга при соблюдении установленной индивидуальной дозировки, без специальных перерывов для отдыха, но и без чрезмерной спешки. Подсчитывается общее время упражнения для прохождения трех кругов подряд. Оно составляет основу для определения учителем физкультуры целевого времени. Лишь после того, как это время достигнуто, проводится второе испытание по максимальному тесту. От него зависит новая тренировочная дозировка.
Большое количество станций позволяет добиться стопроцентной двигательной активности учащихся, а так же лишает их возможности заниматься в этот момент другими видами деятельности, подчас весьма далекой от учебной. Развить физические качества можно лишь при достаточно большом объеме выполняемых упражнений — отсюда и значительное количество станций. Доступные и интересные упражнения позволяют выполнять необходимый объем работы на стабильном фоне положительных эмоций. Кроме того, время работы каждого ученика на каждой станции не менее ЗО сек (в физических упражнениях можно достичь результата малыми усилиями).
Одной из главнейших задач в круговой тренировке является моделирование специальных комплексов и выработке алгоритмического предписания для выполнения (И.А. Гуревич, 1989).
Под алгоритмическим предписанием понимается (по И.А, Гуревичу) строгое выполнение конкретных упражнений, определенным образом подобранных и сконцентрированных в заданном временном интервале, обеспечивающих необходимое воздействие, а, следовательно, быстрое развитие двигательных качеств за относительно короткий промежуток времени.
Как правило, развитие профессиональных прикладных навыков всегда обусловлено соответствующим воспитанием физических качеств.
Модель взаимосвязи (рис1.) учеников с преподавателем во время запрограммированной организации процесса круговой тренировки с их взаимными действиями, наличием прямой и обратной связи, которая образует в целом замкнутую управляемую систему. Прямая связь предназначена для передачи ученику заложенной в станционных карточках — заданиях информации об упражнении и способе его выполнения. Обратная же связь служит для получения преподавателем информации о степени усвоения учеником упражнений, а также воздействия на него внутренней и внешней среды во время круговой тренировки.
- определить конечные цели воспитания физических качеств, их развитие на конкретном этапе обучения;
- провести глубокий анализ упражнений, связать их с учебным материалом, помня при этом о положительном и отрицательном переносе отдельных упражнений для того или иного навыка или умения;
- комплекс упражнений должен вписываться в определенную часть урока с учетом степени физической подготовленности группы;
- определить объем работы и отдыха на станциях при выполнении упражнений с учетом возрастных и половых различий;
- строго соблюдать последовательность выполнения упражнений и перехода от одной станции к другой, а также интервал между кругами при повторном прохождении комплекса;
- создать станционные плакаты, запрограммировав в них текстовую и образную графическую информацию;
- определить способ хранения и размещения плакатов в процессе круговой тренировки.
Физическое воспитание, по мнению И.А. Гуревича, является многогранным, длительным процессом, органически взаимосвязанным с воспитанием физических качеств, к которым, прежде всего, относят силу, быстроту, гибкость, выносливость, ловкость. Дополнительно различают так называемые комплексные качества: прыгучесть, силовую и скоростную выносливость и др. Подбирая и составляя комплексы физических упражнений для «круговой тренировки», следует помнить, что практически ни одно физическое качество не существует в чистом виде. Поэтому взаимосвязь между силой, быстротой, выносливостью, гибкостью, ловкостью на занятиях «круговой тренировки» очень тесна.
. Сила
Для воспитания силы на занятиях «круговой тренировки» используются упражнения с отягощением (набивные мячи, гантели, скамейки), с сопротивлением (амортизаторы, эспандеры). Часто упражнения на развитие силы применяют с малыми отягощениями, так как легко осуществляется контроль за правильностью выполнения упражнения, особенно при занятиях девочек, девушек.
При занятиях с юношами 10-11-х классов эффективно подходит работа с отягощениями около предельного и предельного веса. Но здесь следует отметить, что максимальные усилия можно развивать в течение короткого промежутка времени.
Для развития динамической силы на станциях «круговой тренировки» упражнения должны выполняться в среднем темпе и большим повторением упражнений.
Комплексы упражнений составляются так, чтобы попеременно нагружать все главные группы мышц. При этом некоторые упражнения должны носить характер общего воздействия, другие направлены на развитие определенной группы мышц, а третьи специально связаны, например, с определенными задачами урока.
Упражнения с небольшими отягощениями, а также с преодолением собственного веса включают в домашнее задание, что позволяет постепенно увеличивать нагрузку на уроках.
Основным методом развития быстроты является многократное повторение движения с максимальной скоростью. Длительность таких упражнений определяется временем, в течение которого может быть сохранен максимальный темп. Упражнения, направленные на развитие быстроты двигательных реакций, одновременно являются хорошим средством для тренировки скорости отдельных движений. В выполнении упражнений на скорость большую роль играют мышечные напряжения. Эти упражнения относятся к скоростно-силовым. Чтобы увеличить скорость движений, необходимо развивать как мышечную силу, так и быстроту движений. Это достигается включением в «круговую тренировку» упражнений с малыми отягощениями.
Воспитание быстроты в «круговой тренировке» достигается следующими упражнениями: бег на скорость, челночный бег, выполнение упражнений с элементами спортивных игр и игрового характера, различных прыжков и т. д. С психологической точки зрения проявление быстроты во многом зависит от мотиваций, которыми руководствуются учащиеся. Поэтому применяется соревновательный или игровой метод выполнения упражнения.
Воспитание ловкости на станциях «круговой тренировки» связано с совершенствованием функций различных анализаторов, и в первую очередь двигательного. Эффективное воздействие на функциональное совершенствование двигательного анализатора и, следовательно, на развитие ловкости могут оказать упражнения, содержащие элементы новизны и представляющие для занимающихся определенную координационную трудность. На уроках можно выделить три этапа в воспитании ловкости. Первый этап: совершенствование пространственной точности и координации движений, при этом не имеет значения скорость, с которой выполняются упражнения. Главное — точность движений. Второй этап: пространственная точность и координация движений, которые могут осуществляться в сжатые отрезки времени. Третий этап: упражнения второго этапа, связанные с неожиданно изменяющимися условиями.
Упражнения на гибкость укрепляют суставы и связки, повышают эластичность мышц, что является важным фактором предупреждения травм. Для воспитания гибкости применяются упражнения с увеличением амплитуды. Систематическая работа над повышением гибкости позвоночного столба ведет к улучшению осанки, что особенно важно сейчас (под данным Министерства здравоохранения, 80%о школьником имеют нарушения осанки).
При развитии гибкости особое внимание стоит уделять предварительной подготовке мышц (разминка, бег).
Упражнения на гибкость могут быть активные и пассивные, т. е. выполняемые самостоятельно или с помощью партнера, отягощения. Активные тоже можно разделить на упражнения с отягощением (гантели, набивные мячи), без отягощений.
Воспитание гибкости почти всегда взаимосвязаны с упражнениями на развитие силы.
Примерные упражнения на станциях «круговой тренировки» по развитию гибкости:
- И.п.: лежа на спине. Выполнение: поднять прямые ноги, коснуться пола за головой.
- И.п.: стойка ноги врозь, мяч набивной за головой. Выполнение: перенос центра массы с одной ноги на другую, поочередно меняя положение опоры. Голову и спину держать прямо.
- И.п.: партнеры стоят спиной друг к другу, соединив руки в локтевых суставах. Выполнение: поочередные наклоны вперед с поднятием партнера на спину и потряхиванием. Партнеру, лежащему на спине, необходимо расслабиться.
- Лежа на спине, сгибание и разгибание ног и туловища с захватом руками голени.
- И.п.: ноги врозь, обруч удерживается руками на пояснице. Выполнение: вращение обруча на бедрах.
- И.п.: ноги на ширине плеч, мяч за спиной. Выполнение: передача мяча из-за спины с ловлей его спереди двумя руками.
Выносливость
Выносливость — это способность совершать работу определенной интенсивности в течение как можно большего времени, преодолевая сопротивление как внешней, так и внутренней сферы. Способность к длительной непрерывной работе умеренной мощности, в которой участвует большинство мышц двигательного аппарата, характеризует общую выносливость. При воспитании общей выносливости на этапах «круговой тренировки» важно постепенно увеличивать интенсивность физических упражнений. Общая выносливость служит базой для приобретения различных видов специальной выносливости.Под специальной выносливостью следует понимать способность длительное время поддерживать эффективную работоспособность в определенном виде двигательной деятельности. На станциях «круговой тренировки» можно воспитывать основные виды специальной выносливости: силовой, статической, скоростной. При развитии силовой выносливости перед учеником ставится задача добиться как можно большего числа повторений на каждой станции. При развитии статической выносливости ставится задача поддержания мышечного напряжения при отсутствии движений, для этого хорошо подходят упражнения в висах, упорах, или удержание груза. Наиболее эффективным средством для развития скоростной выносливости является спринтерский бег с постепенным увеличением длины отрезков, а также прыжковые упражнения. Работа над скоростной выносливостью на станциях «круговой тренировки» тесно связана с развитием быстроты. Общая и специальная выносливость в упражнениях на станциях «круговой трени ровки» путем постепенного увеличения времени работы за счет большего количества упражнений, выполняемых на станциях в комплексе, а затем путем увеличения ее интенсивности, повышения скорости.
Примерные упражнения «круговой тренировки» на развитие выносливости:
. И.п.: стоя боком к гимнастической стенке на одной ноге, держаться одновременно рукой за рейку. Выполнение: приседание на одной ноге, вынося другую вперед.
- И.п.: упор лежа. Выполнение: сгибание и разгибание рук.
- И.п.: стоя лицом к скамейке, одна нога на скамейке. Выполненние вверх со сменой ног.
«Круговая тренировка» включает ряд частных методов строго регламентированного упражнения с изобразительным и общим воздействием на организм занимающегося. Различают следующие основные разновидности круговой тренировки (по мнению М.Н. Шолих и И.А. Гуревича):
—по методу непрерывного (длительного) упражнения;
—по методу интервального упражнения с жесткими интервалами отдыха;
- по методу интервального упражнения с полными интервалами отдыха;
- по методу повторного упражнения.
Этот возраст для подростков является этапом интенсивного протекания процессов полового созревания. В связи со значительным усилением функции желез внутренней секреции, в этом возрасте наблюдается повышение реактивности нервной системы. Это состояние обусловлено также тем, что у детей — подростков тонус симпатического нерва наоборот выражен достаточно сильно, отчего вегетативной нервной системе в этот период присуще большая лабильность (быстрое покраснение или побледнение лица, быстрое изменение частоты пульса при изменении положения тела, выраженная «потливость»).
Психика подростков этого возраста неустойчива, для нее характерна переоценка своих сил и возможностей высокая впечатлительность, повышенная эмоциональная возбудимость.
При высокой эмоциональной насыщенности знаний у детей при значительных нагрузках упражнений физических или имитационных возникает субъективное ощущение усталости, которое проявляется не резко, несмотря на глубину воздействия нагрузки на организм.
У юных спортсменов более резко чем, у взрослых предстартовые состояния; подростки более бурно реагируют на эмоциональные соревнования. С другой стороны, эти состояния свойственные периоду полового созревания способствуют лучшему усвоению двигательных навыков, имитационных упражнений и техники различных видов движений, что нередко обеспечивает более быстрый рост спортивных результатов, чем у взрослых.
К 16-ти годам у юных спортсменов, в связи с прогрессивным функциональным развитием кора головного мозга, состояние двигательной функции и координационных способностей организма достигает такого же развития, как у взрослых спортсменов.
Однако на этом возрастном этапе функциональные возможности вегетативных органов и систем развиты еще недостаточно для поддержания на должном уровне сложного комплекса физиологических процессов переменной интенсивности.
В 15-16 лет у мальчиков начинает расти масса тела, энергия роста тела в этом возрасте уменьшается. У девочек к 16 годам энергия накопленной массы тела начинает снижаться. В связи с лучшим развитием мышечной системы у подростков и юношей — спортсменов имеется большее соответствие между ростом и весом тела, чем у их сверстников, не занимающихся спортом, у которых нарастание тела существенно отстает от роста.
В возрасте 15-16 лет происходит совершенствование функционального состояния аппарата кровообращения. Существенно увеличиваются размеры сердца. Увеличение мышцы сердца в период полового созревания отражается на его форме и динамике роста мышц правого и левого желудочков. Довольно часто у подростков отмечается увеличение левого желудочка сердца за счет расширения его полостей и утолщения мышечной стенки.
Наблюдается также у юных спортсменов гипертрофия левого желудочка, может быть обусловлено не только особенностями «изменения сердца», но и влиянием систематических, с высокой нагрузкой, занятий спортом.
При бурном росте сердечной мышцы изменяется структура мышечной ткани, и перестраиваются соотношения между нервно-мышечным аппаратом сердца и нервной системы.
В связи с этим нередко у здоровых юношей появляются нарушения ритма сердечных сокращений функционального характера — экстрасистолия (преждевременное сердечное сокращение). Ударный объем крови в состоянии покоя достигает в среднем 41 мл, минутный — 3,250 мл, частота пульса становится 76-78 ударов в минуту, артериальное давление 115/ 75 мм рт./ст. В связи с индивидуальными особенностями развития сердечно-сосудистой системы у подростков нередко встречается повышенное артериальное давление, что объясняется в лишних гормонах половых желез на центральную нервную систему. Под влиянием систематической тренировки у юных спортсменов замечаются затраты энергии в организме, связанные с выполнением стандартной нагрузки, в меньшей степени возрастает потребность тканей в кислороде, чем при такой же нагрузке у их сверстников, не занимающихся спортом. Именно поэтому при стандартной нагрузке у тренированных юношей в меньшей степени, чем у их сверстников, не занимающихся спортом, возрастает минутный объем крови. Причем в больше степени за счет увеличения ударного объем крови. Чем учащения сердцебиения. Этим и объясняется меньшее учащение пульса и несколько больших подъемов максимального артериального давления после дозированной нагрузки, чем у не спортсменов. На стандартную нагрузку организм юных спортсменов реагирует в целом экономнее.
Однако после максимальных напряжений обменные процессы протекают у юных спортсменов менее экономично, что сопровождается значительным усилием кровообращения, объясняющим это тем, что юные спортсмены способны выполнять нагрузку с большей интенсивностью. В период восстановления после максимальных напряжений организм подростков и юношей значительно увеличивает распределение кислорода, чем организм взрослых спортсменов.
Причем, чем значительнее была нагрузка, тем длительнее не восстанавливается потребление кислорода (в покое ЖЕЛ — 2500 — 3000 см, частота двигательных действий 18/1 мин).
Возрастные особенности юношей и девушек 15-16 лет, в этом возрасте завершается процесс полового созревания, в основном заканчивается формирование организма. Достигает такого же развития. Как у взрослых людей функциональное состояние высшего отдела нервной системы. К 15-16 годам все мышцы составляют почти половину тела. Сердце к 15 годам приближается к размерам сердца взрослого человека. Величина ударного и минутного объема крови, становится почти так же как у взрослых людей (ударный объем крови 50-60 мл, минутный достигает 4000 мл, частота пульса 70-74 ударов в минуту, артериальное давление 120/80 рт./ст.). Половое созревание завершается возрастным формированием аппарата дыхания, жизненная емкость легких становится такой же, как у взрослых (3000-4000 куб. см), частота дыхательных движений урежается до 13-15 ударов в минуту. Значительно улучшается приспособленность организма к физической нагрузке.
Проведение урока физической культуры в старших классах во многом отличается от проведения их с учащимися среднего школьного возраста.
В этом возрасте завершается развитие Ц.Н.С., в частности, намного улучшается аналитическая деятельность коры головного мозга, восприятие становится осмысленным. Повышается способность к пониманию структуры двигательных действий и к точному воспроизведению движений. Учащиеся старших классов способны выполнять по заданиям учителя различные физические упражнения на основе только словесных указаний. Юноши и девушки могут определить, из каких фаз и элементов состоят сложные движения, достаточно подробно указывать ошибки, допущенные при выполнении движений, как собственные, так и товарищей.
Эти способности самостоятельного анализа двигательных действий можно строить, опираясь на знания, приобретенные учащимися на уроках физики, биологии, химии. Благодаря более развитой способности сосредотачиваться, противостоять умственному и физическому утомлению учащиеся могут выполнять достаточно длительную работу — выслушивать объяснения, самостоятельно выполнять задания.
Значительное место в занятиях со старшеклассниками следует уделять переносить грузы, равные весу собственного тела. Благодаря этому, на занятиях с ними допустимы в значительном объеме упражнения с отягощением собственного веса. Наиболее полезны упражнения с отягощением, выполненные с ускорением. Они дают наибольший прирост скоростно-силовых качеств. Силовые упражнения обязательно надо чередовать с разнообразными упражнениями для расслабления мышц. С помощью последовательных сочетаний напряжений и расслаблений вырабатывается способность выполнять движения свободно и экономично.
Важное значение имеет совершенствование гибкости тела. Максимальная гибкость достигается, как правило, к 15-16 годам и, в дальнейшем ее надо упражнениям, направленным на совершенствование двигательного анализатора, а также упражнениям на координацию. Некоторое преобладание процессов возбуждения над процессами торможения, еще наблюдаемое в старшем школьном возрасте у некоторых учащихся, порождает неловкость, скованность движений, особенно при выполнении упражнений в полную силу. Учителю надо быть чутким во всех случаях.
В старшем школьном возрасте имеются благоприятные условия, для развития силовых качеств юношей и девушек. Мышцы у них эластичны, имеют хорошую нервную регуляцию, сократительная способность и способность их расслаблению велики. Наблюдается быстрый прирост мышечной массы. Опорно-двигательный аппарат способен выдержать значительные статические и динамические нагрузки. В 16 лет учащиеся могут поднимать и постоянно поддерживать, так как в противном случае она значительно уменьшается. Темпы роста выносливости к длительной работе в старшем школьном возрасте ниже, чем в среднем. Чтобы развить выносливость необходимо использовать упражнения в виде длительных удерживаний. Например, смешанные и простые висы и упоры, стойка в положении равновесия, удерживание груза и т.д.
Упражнения для повышения общей и скоростной выносливости служат основной повышения физической работоспособности школьников, а косвенно так же и умственно (поскольку способствует улучшению кровоснабжения не только мышц, но и мозга) развивают волевые качества. Следует подчеркнуть огромную важность этих упражнений не только для юношей, но и для девушек. Недостаток и нерегулярное применение упражнений на выносливость приводят к ухудшению работы сердца, и любая интенсивная работа может привести к его перегрузке и болезни. При проведении уроков физической культуры следует помнить, что процессы роста и развития, учащихся все же еще не закончены. Несмотря на высокий уровень развития высшей нервной деятельности, в этом возрасте наблюдается некоторое преобладание возбуждения над торможением, повышенная реактивность.
В связи с этим возможно нарушение двигательной координации, затруднения в освоении упрочненного навыка. Большая эмоциональность учащихся в сочетании с критерием восприятия, указаний учителей и высказываний товарищей, приводит к упорядоченности склонности к спорам. Учитель должен спокойно, аргументировано разрешать возникшие вопросы, противоречия. Учитель должен умело выяснять настроения класса и соответствующим образом вести урок.
Таким образом, эффективную работу по физическому воспитанию, оздоровительную работу следует строить исходя из психологических, анатомо-физиологических, возрастных и индивидуальных особенностей школьников старшего школьного возраста. (И.А. Аршавский,1975; Л.Д.Назаренко,2000)
Заключение
Анализ и обобщение научно-методической литературы показал, что в последние годы круговой тренировке в связи с её эффективностью уделяется большое внимание специалистами в области физической культуры и спорта.
Таким образом, изучив мнение специалистов по применению круговой тренировки, по интересующим нас вопросам: использование круговой тренировки как метода; место, которое занимает круговая тренировка на уроках физкультуры в общеобразовательной школе актуально:
.Применение круговой тренировки в учебном процессе по физическому воспитанию позволяет добиться более высоких показателей в физическом развитии и физической подготовленности по сравнению с общепринятыми методами при одинаковых затратах времени.
.В тренировочном процессе с помощью комплексов круговой тренировки можно увеличить показатели различных физических качеств, а в школе использовать как разновидность физических упражнений.
Наряду с существующими формами дифференцирования и прогрессирования нагрузки на станциях круговой тренировки можно с успехом применять и ступенчатый способ ее повышения, в основу которого положен принцип перехода от простого, более легкого варианта выполнения упражнения, и более к сложному.
Воспитание физических качеств и обучение двигательным навыкам тесно взаимосвязаны в учебном процессе, что обусловлено аналитическими, психофизиологическими и биохимическими закономерностями, лежащими в основе переноса двигательной деятельности. Можно утверждать, что использование круговой тренировки на уроках физкультуры в школе принесет положительный эффект.
круговая тренировка физический двигательный
Библиографический список
- Бальсевич В.К., Запорожанов В.А. Физическая активность человека. — Киев: 2000. 152с.
- Гимнастика с методикой преподавания // Под ред. И. Б. Павлова, В. М. Баршая. — М., 1985.
- Годик М. А. Спортивная метрология.- М., 1988.
- Гужаловский А.А. Развитие двигательных качеств у школьников. Мн. Нар. Асвета 1978 — 88 с.
- Гуревич И.А. «Круговая тренировка» при развитии физических качеств // Физическая культура в школе №3,- 1985.- 256 с.
- Здоровье, 1987.- 223 с.
- Книга учителя физической культуры //Под общ. ред. Каюрова В. С- М., Физкультура и спорт. 1973.
- Лубышева Т.И. Концепция физкультурного воспитания. Методология развития и технология реализации //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996.
- Лях В.И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития.- М., 2000.
- Назаренко Л.Д. Физиология физического воспитания и спорта.- Ульяновск.
- Озолин Н.Г. "Современная спортивная тренировка". — М.: ФиС, 1970
- Фарфель B.C. "Физиология спорта". -М.: ФиС, 1960
- Ходман Р. Спортивная физиология физической культуры и спорта.- М.,
- Шолих М. "Круговая тренировка"/ Пер. с нем. — М.: ФиС, 1966