Содержание
Введение……………………………..3
Глава 1. Теоретические основы игры как средства развития коммуникативных навыков дошкольников…….6
1.1. Понятие общения в психолого-педагогической литературе….6
1.2. Особенности общения детей старшего дошкольного возраста………10
1.3. Игровые методы формирования навыков общения у детей старшего дошкольного возраста …..12
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование эффективности методики формирования общения в детских играх….18
2.1. Определение особенностей формирования общения детей старшего дошкольного возраста…18
2.2. Использование игр в формировании межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста .20
2.3. Анализ эффективности проведенной работы по формированию межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста37
Заключение…39
Список литературы.40
Приложения.42
Выдержка из текста работы
Во всестороннем развитии личности важное место принадлежит интеллектуальному развитию, овладению приёмами и способами умственной деятельности, совершенствованию познавательных способностей, сознательному усвоению знаний, формированию умений пользоваться ими для решения новых задач. В современное время проблема обучения в процессе математического и интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста решению арифметических задач является актуальной.
В детском саду проводится подготовительная работа по формированию у детей уверенных навыков вычислений при сложении и вычитании однозначных чисел и быстрых устных вычислений с двузначными числами с целью подготовки их к обучению в начальной школе. Если в школе обучение вычислениям ведется при решении примеров и арифметических задач, то в практике работы дошкольных учреждений принято знакомить детей с арифметическими действиями и простейшими приемами вычисления на основе простых задач, в условии которых отражаются реальные, в основном игровые и бытовые ситуации. В условии задачи указываются связи между данными числами, а также между данными и искомыми. Эти связи и определяют выбор арифметического действия.
Установив эти связи, ребенок довольно легко приходит к пониманию смысла арифметических действий и значения понятий «прибавить», «вычесть», «получится», «останется». Решая задачи, дети овладевают умением находить зависимость величин.
Вместе с тем задачи являются одним из средств развития у детей логического мышления, смекалки, сообразительности. В работе с задачами совершенствуются умения проводить анализ и синтез, обобщать и конкретизировать, раскрывать основное, выделять главное в тексте задачи и отбрасывать несущественное, второстепенное.
Конечно, полностью соответствовать своей роли текстовые задачи могут лишь при правильной организации методики обучения детей решению задач. Ее основные требования будут более понятными, если рассмотреть особенности понимания дошкольниками арифметической задачи.
Таким образом, проблема обучения дошкольников решать простые арифметические задачи является актуальной и требует дальнейшего изучения с целью поиска оптимальных путей развития навыков решения задач у детей старшего дошкольного возраста. Актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы обусловили выбор темы курсовой работы: «Формирование навыков решения задач в разделе «Ознакомление с элементарными математическими представлениями у детей старшего дошкольного возраста».
Цель исследования – теоретическое обоснование и апробация педагогических условий формирования навыков решения задач детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс формирования навыков решения задач детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия формирования навыков решения задач детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования заключалась в том, что процесс формирования навыков решения задач детей старшего дошкольного возраста будет протекать более эффективно, если разработана технология, включающая определение необходимых для решения арифметических задач навыков; определены критерии и показатели уровня сформированности этих навыков у детей; разработаны этапы обучения решению арифметических задач; используются разнообразные методы и приемы.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования навыков решения задач детей старшего дошкольного возраста.
2. Изучить методику формирования решения задач детей старшего дошкольного возраста.
3. Выявить уровень сформированности навыков навыков решения задач детей старшего дошкольного возраста.
4. Разработать программу формирования навыков решения задач детей старшего дошкольного возраста и проверить ее эффективность.
Методы исследования: теоретические (анализ, сравние, обобщение), эмпирические (беседа, эксперимент), методы количественной обработки экспериментальных данных.
Экспериментальная база исследования: МДОУ ЦРР «Детский сад №462» г. Челябинска.
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы формирования навыков решения задач детей старшего дошкольного возраста
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме обучения детей старшего дошкольного возраста решению задач
Проблеме обучения детей дошкольного возраста решению задач уделяли внимание выдающиеся мыслители прошлого (Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой), видные деятели в области дошкольного воспитания за рубежом (Ф. Фребель, М. Монтессори) и в нашей стране (Е.И. Тихеева, А.М. Леушина).
Н.А. Менчинской был дан психологический анализ процесса решения детьми арифметических задач.
В работах З.С. Пигулевской, Я.Ф. Чекмарева, Ф.А. Михайловой, Н.Г. Бакст раскрыта методика обучения решению арифметических задач.
Также большой вклад в проблему исследования внесли Е.А. Тарханова, А.В. Белошистая, Т.И. Ерофеева, Р.Л. Березина, В.В. Данилова, З.А. Михайлова [1, 2, 13, 24]……
Список литературы
1. Белошистая, А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики: Курс лекций / А.В. Белошистая. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 400 с.
2. Березина, Р.Л. Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях: учебное пособие / Р.Л. Березина, В.В. Данилова, Т.Д. Рихтерман. — М.: Просвещение, 1987. — 175 с.
3. Давайте поиграем: мат. игры для детей 5-6 лет: кн. для воспитателей дет. сада и родителей / Н.И.Касабуцкий, Г.Н.Скобелев, А.А.Столяр, Т.М.Чеботаревская; под ред. А.А.Столяра. – М.: Просвещение, 1991. – 80с.
4. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. — СПб.: Питер, 2000. — 368 с.
5. Ерофеева, Т.И. Математика для дошкольников: кн. для воспитателей детских садов / Т.И. Ерофеева. – М.: Просвещение, 1992. – 191с.
6. Ерофеева, Т.И. Дошкольник изучает математику: метод. пособие для воспитателей / Т.И. Ерофеева. – М.: Просвещение, 2005. – 112с.
7. Игралочка: практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации / Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова. – М.: Ювента, 2010. — 224 с.
8. Казинцева, Е.А. Формирование математических представлений: конспекты занятий в подготовительной группе / Е.А. Казинцева. — Волгоград: Учитель, 2009. — 223 с.
9. Ковалев, А.Г. Психология личности / А.Г. Ковалев. — М.: Просвещение, 1970. — 391с.
10. Козлова, В.А. Дидактические игры по математике для дошкольников / В.А. Козлова. – М.: Школьная Пресса, 2002. – 16 с.
11. Колесникова, Е.В. Диагностика математических детей 6-7 лет / Е.В. Колесникова. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 32 с.
12. Комарова, Л.Д. Как работать с палочками Кюизенера? Игры и упражнения по обучению математике детей 5-7 лет / Л.Д. Комарова. — М.: Издательство ГНОМ и Д. 2008. — 64 с.
13. Крутецкий, В.А. Психология математических способностей школьников / В.А. Крутецкий. — М.: Просвещение, 1968. — 432 с.
14. Кузнецова, Е.В. Учимся, играя. Занимательная математика для малышей, в стихах / Е.В. Кузнецова. – М.: ИРИАС, 2006. – 452 с.
15. Леушина, Л.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста / Л.М. Леушина. — М.: Просвещение, 1974. — 368 с.
16. Метлина, Л.С. Занятия по математике в детском саду / Л.С. Метлина. – М.: Просвещение, 1984. – 175с.
17. Михайлова, З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников: книга для воспитателя детского сада / З.А. Михайлова. – М.: Просвещение, 1990. – 94с.
18. Михайлова, З.А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста: учебное пособие / З.А. Михайлова, Е.Д. Носова, А.А. Столяр, М.Н. Полякова, А.М. Вербенец. – СПб.: Детство-пресс, 2008. — 384с.
19. Новикова, В.П. Математика в детском саду. 5-6 лет. Старший дошкольный возраст: Конспекты занятий / В.П. Новикова. – М.: Мозаика-Синтез, 2000. — 104 с.
20. Платонов, К.К. Проблемы способностей / К.К. Платонов. — М.: Наука, 1972. — 312с.
21. Попова, Г.П. Занимательная математика: материалы для коллективных и индивидуальных занятий и уроков с дошкольниками и младшими школьниками / Г.П. Попова, В.И. Усачева. — Волгоград: Учитель, 2007. — 141 с.
22. Программа воспитания и обучения детей в детском саду / Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2004 – 208с.
23. Развивающие игры с дидактическим материалом для детей дошкольного и младшего школьного возраста / Под науч. ред. Л.М.Шипициной. – СПб.: Издательство «Речь», 2004 – 48с.
24. Развитие и диагностика способностей / Под ред. Н.Н.Дружинина, В.Д.Шадрикова. — М., 1991. — 177 с.
25. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: В 2-х Т.1 / С.Л. Рубинштейн. — М.: Педагогика, 1989. — Т. 1. — 485 с.
26. Савин, А.П. Занимательная математика в рассказах для детей / А.П. Савин, В.В. Станцо, А.Ю. Котова. — М.: АСТ: Астрель, 2011. — 382 с.
27. Семенова, Е.В. Методика математического развития детей дошкольного возраста: учебно-методические и дидактические материалы / Е.В. Семенова. – СПб., 2008. — 78 с.
28. Сербина, Е.В. Математика для малышей: книга для воспитателя детского сада / Е.В. Сербина. – М.: Просвещение, 1992. – 80с.
29. Смоленцева, А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием: Книга для воспитателя детского сада / А.А. Смоленцева. – М.: Просвещение, 1987. — 96 с.
30. Соловьева, Е.В. Математика и логика для дошкольников / Е.В. Соловьева. – М.: Просвещение, 1999. – 160с.
31. Тарунтаева, Т.В. Развитие элементарных математических представлений / Т.В. Тарунтаева. – М.: Просвещение, 1980. – 130с.
32. Теплов, Б.М. Проблемы индивидуальных различий / Б.М. Теплов. — М., 1961. — 535с.
33. Фидлер, М. Математика уже в детском саду / М. Фидлер. — М.: Просвещение, 1981. — 159 с.
34. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников: учебное пособие / Р.Л. Березина, З.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая; под ред. А.А. Столяра. – М.: Просвещение, 1988. – 303 с.
35. Щербакова, Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников: учеб. пособие / Е.И. Щербакова. — М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. — 392 с.