Содержание
Введение…………………………………………………………………………………..……3
1. Теоретические основы маркетинговых стратегий……….……………………………….5
1.1. Стратегический план маркетинга…………………………………………………….5
1.1.1. Стратегическое планирование…………..………………………………………5
1.1.2. Анализ внешней среды…………………………………………………………15
1.1.3. Анализ внутренней среды………………………………………………………17
1.1.4. Изучение стратегических альтернатив…………………………………….….20
1.2. Стратегии малого и среднего предпринимательства в ходе реструктуризации
отраслей и предприятий………………………………………………………………….26
1.2.1. Франчайзинг…………………………………………………………………….26
1.2.2. Подрядное кооперирование и договорная специализация…………………..28
1.2.3. Выполнение госзаказов…………………………………………………………30
1.2.4. Инновационный потенциал малого предпринимательства……………….…32
2. Маркетинговая стратегия предприятия…………………………………………………36
2.1. Генеральная стратегия……………………………………………………………….36
2.2. Анализ рыночных возможностей предприятия……………………………………37
2.3. Разработка комплекса маркетинга……………………………………………..…..45
2.4. Продвижение продукции………………………………………………………..….51
2.5. Деятельность и бюджет……………………………………………………….…….60
Заключение……………………………………………………………………………….…61
Список литературы…………………………………………………………………………64
Выдержка из текста работы
Наличие развитого сектора малого и среднего бизнеса является обязательным условием успешного функционирования национальной экономики. В экономически развитых странах малые предприятия выполняют ряд важнейших социально-экономических функций, таких, как обеспечение занятости, формирование конкурентной среды, поддержание социальной стабильности и др. Так, в государствах — членах Евросоюза в секторе малого бизнеса работает порядка 60 — 70% населения, а в ряде стран этот показатель доходит до 80% (Ирландия, Греция). Национальные власти высокоразвитых стран придают огромное значение малым предприятиям, так как их владельцы составляют основу среднего класса общества, который служит гарантом стабильного развития государства.
Сегодня часто задается вопрос: как помочь малому и среднему бизнесу, ведь именно он по мнению некоторых экономистов поможет вывести экономику из кризиса, такого мнения придерживается президент российского микрофинансового центра Михаил Мамут: «Малый бизнес максимально мобилен, у него нет значительных капиталовложений, которые могут потянуть его на дно. Более того, любой кризис обостряет творческие способности, он заставляет придумывать что-то новое, интересное и максимально экономичное» [17].
Кроме «бюрократических» проблем перед предприятиями малого и среднего бизнеса одним из важнейших вопросов является поиск дополнительных источников финансирования, в России таким источником, в силу неразвитости финансового сектора, являются банки, именно поэтому темой данной дипломной работы является определение роли коммерческого банка (на примере ЗАО ВТБ24) в развитии малого и среднего бизнеса.
Новизной данной дипломной работы является то, что предложенные мероприятия по повышению эффективности кредитования малого и среднего бизнеса в ЗАО ВТБ24 являются оригинальными и предлагаются впервые.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является ЗАО ВТБ24.
Предметом исследования — роль коммерческого банка в развитии малого и среднего бизнеса России.
Целью выпускной квалификационной работы является выявление роли коммерческого банка, на примере ЗАО ВТБ24, в развитии малого и среднего бизнеса и выработка предложений по совершенствованию кредитования предприятий малого и среднего бизнеса.
Исходя из этой цели, были поставлены задачи:
— выявить роль коммерческого банка в развитии малого и среднего бизнеса;
— изучить условия кредитования малого и среднего бизнеса, и методику оценки кредитоспособности заемщика, применяемую в ЗАО ВТБ24;
— предложить направления совершенствования условий кредитования малого и среднего бизнеса в коммерческом банке.
Теоретико-методологической основой исследования послужили работы отечественных авторов в области банковской сферы (Л.М. Аметистова, Г.Н Белоглазова, С.Ю. Буевич, Б.И. Герасимов, А.В. Жук-Жученко, О.И. Лаврушин), Федеральный закон «О банках и банковской деятельности», нормативные материалы Банка России, экономическая правовая литература, публикации в отечественной печати, материалы, размещенные в сети.
В первой главе дипломной работы изложены теоретические основы функционирования коммерческих банков: рассмотрена специфика банковской деятельности как важного составного элемента рыночной экономики, определено современное состояние банковского сектора России и роль коммерческих банков в развитии малого и среднего бизнеса, рассмотрены особенности и проблемы кредитования предприятий малого и среднего бизнеса, а также проведен анализ данного вида кредитования крупнейшими коммерческими банками России.
Во второй главе дипломной работы дана экономическая характеристика коммерческого банка — ЗАО ВТБ24, рассмотрены основные виды кредитов малому и среднему бизнесу, предоставляемые в ЗАО ВТБ24, а также проведен анализ кредитоспособности заемщика, на примере методики, используемой в ЗАО ВТБ24.
В третьей главе дипломной работы представлены результаты развития малого и среднего бизнеса сегодня, проанализированы проблемы малого и среднего бизнеса, а также — разработаны рекомендации по совершенствованию методики оценки кредитоспособности заемщика — предприятия малого бизнеса.
В ходе выполнения работы использовались следующие методы экономического исследования: дедукции, индукции, статистико-экономический, сравнительный и аналитический………….
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Федеральный Закон от 02.12.1990 №395-1 «О банках и банковской деятельности» (ред. от 30.12.2008).
2. Федеральный Закон от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (ред. от 23.07.2008).
3. Закон РФ от 29.05.1992 №2872-1 «О залоге» (ред. от 30.12.2008).
4. Положение Банка России от 26.03.2004 № 254-П «О порядке формирования кредитными организациями резерва на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности»
5. Аметистова, Л.М., Роль банковской системы в экономике: учеб. пособие по курсу «Банковское дело»/ Л.М. Аметистова, А.И. Полищук — М. Издательство МЭИ, 1999. — 39 с.
6. Барский, А.К. Микрокредиты: панацея для малого бизнеса?/ А.К. Барский// Современный предприниматель. — 2008. — №7.
7. Белоглазова, Г.Н., Денежное обращение и банки: учеб. пособие/ Г.Н. Белоглазова, Г.В. Толоконцева. — М.: Финансы и статистика, 2001. — 272 с.
8. Буевич, С.Ю., Анализ финансовых результатов банковской деятельности: учеб. пособие/ С.Ю. Буевич, О.Г. Королев. — 2-е изд. — М.: КНОРУС, 2005. — 160 с.
9. Василешин, Э.Н., Регулирование деятельности коммерческого банка/ Э.Н. Василешин — М. — 1997.
10. Волбуева, Д.Ю. Стратегия региональной экспансии розничных банков/ Д.Ю. Волобуева// Банковский ритейл. — 2008. — №3.
11. Гараган, С.А. Оптимальная организация рассмотрения кредитных заявок/ С.А. Гараган, О.А. Павлов// Банковское кредитование. — 2008. — №6.
12. Герасимов, Б.И., Экономические категории качества активов коммерческого банка/ Б.И. Герасимов, А.В. Докунин, В.В. Тен; под науч. ред. д-ра эконом. наук, проф. Б.И. Герасимова — Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2002. — 104 с.
13. Герценштейн, О.Р. Денег нет — считай, банкрот/ О.Р. Герценштейн// ЭЖ-Юрист. — 2008. — №43.
14. Данюкова, М.В. Успешному развитию микрокредитования мешают системные проблемы/ М.В. Данюкова/ Московский бухгалтер. — 2008. — №8.
15. Дегтеревская, А.Д. Как взять кредит во время кризиса/ А.Д. Дегтеревская// Предприниматель без образования юридического лица. — 2009. — №1.
16. Деньги, кредит, банки: Опорный конспект лекций/ В.М. Никитин, И.Н. Юдина — Барнаул.: Изд-во «Азбука», 2004 — 120 с.
17. Жук-Жученко, А.В. Малый бизнес поможет выйти из кризиса/ А.В. Жук-Жученко/ Московский бухгалтер. — 2008. — №23.
18. Зверев, А.В. Российская банковская система: перспективы участия в построении инновационной экономики/ А.В. Зверев// Управление кредитной организацией. — 2008. — №4.
19. Зеленый свет для малого бизнеса// Российский налоговый курьер. — 2008. — №13-14.
20. Зурова, В.Б. Кредитные продукты для малого и среднего бизнеса/ В.Б. Зурова// Банковское кредитование. — 2008. — №3.
21. Ильин, И.Е. Сегодня и завтра на рынке кредитования малого и среднего бизнеса/ И.Е. Ильин// Управление кредитной организацией. — 2008. — №3.
22. Иода, Е.В., Организации деятельности коммерческого банка: учеб. пособие/ Е.В. Иода, И.Р. Унанян — Тамбов: Изд-во Тамб. гос. ун-та, 2003. — 96 с.
23. Карсунская, М.М. Методика оценки финансового состояния предприятия-заемщика с учетом отраслевой принадлежности/ М.М. Карсунская// Банковское кредитование. — 2008. — №3.
24. Каурова, Н.Н. Тенденции и перспективы развития розничного бизнеса коммерческих банков в России/ Н.Н. Каурова// Банковский ритейл. — 2006. — №2.
25. Коваленко, Г.Н. Кризис розничного бизнеса: правильные выводы и эффективное развитие системы/ Г.Н. Коваленко// Управление кредитной организацией. — 2009. — №1.
26. Коваленко Л.Е. Шансы — хорошие. Сумеем ли мы их использовать?/ Л.Е. Коваленко// Банки и деловой мир. — 2008. — №1.
27. Костина, Е.А. Стратегии развития банковской региональной сети/ Е.А. Костина// Банковское кредитование. — 2008. — №5.
28. Кошкина, Т.Ю. Возвратный лизинг: плюсы и минусы/ Т.Ю. Кошкина/ Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения. — 2008. — №19.
29. Лаврушин, О.И., Банковское дело/ О.И. Лаврушин, И.Д. Мамонтова, Н.И. Валенцева — М.: Финансы и статистика, 2005. — 374 с.
30. Новиков, К.Б. Банковские розничные услуги в России: источник ресурсов, переход к качественному росту/ К.Б. Новиков// Банковский ритейл. — 2008. — №2.
31. Пашкова, А.В. Формы поддержки малого и среднего бизнеса/ А.В. Пашкова// Банковское кредитование. — 2008. — №5.
32. Романова, И.К. Расширение кредитования — важнейший фактор экономического роста России/ И.К. Романова// Банковский ритейл. — 2008. — №2.
33. Рыкова, И.Н. Методика оценки кредитоспособности заемщиков/ И.Н. Рыкова// Банковское кредитование. — 2007. — №5-6.
34. Рыжков, К.П. Получение дохода по коммерческому кредиту/ К.П. Рыжков// Аудит и налогообложение. — 2008. — №11.
35. Самиев, П.А. 14 тезисов из концепции развития банковского рынка/ П.А. Самиев, С.А. Волков, И.О. Велиева// Банки и деловой мир. — 2008. — №9.
36. Саркисянц, А.П. Банковская система: кризис и грядущий передел/ А.П. Саркисянц// Бухгалтерия и банки. — 2008. — №12.
37. Смирнов, Е.Е. Ориентируясь на рост потенциала банковского сектора/ Е.Е. Смирнов// Управление кредитной организацией. — 2008. — №5.
38. Смирнов, И.Е. Взят курс на укрепление финансового сектора/ И.Е. Смирнов// Управление кредитной организацией. — 2009. — №1.
39. Фомичева, М.А. Организация кредитования малого и среднего бизнеса в крупном сетевом банке/ М.А. Фомичева// Банковское кредитование. — 2008. — №3.
40. Хорошавкина, А.В. Над бизнесом не должен висеть дамоклов меч/ А.В Хорошавкина// Главная книга. — 2008. — №18.
41. Шевчук, Д.Е. Кредитование бизнеса в условиях финансовой нестабильности/ Д.Е. Шевчук// Финансовая газета. — 2009. — №1.
42. www.banki.ru сайт банковской статистики
43. www.cbr.ru сайт Центрального Банка России
44. www.gks.ru сайт Федеральной Службы Статистики
45. www.vtb24.ru сайт банка ВТБ24