Содержание
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.3
ГЛАВА 1. МАРКЕТИНГ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ.4
1.1. Постановка задач, основные принципы работы и структура торгового аппарата фирмы……………………..4
1.2. Работа торговых агентов. Контроль и оценка ее эффективности…7
1.3. Розничная торговля. Виды розничных торговых предприятий.10
1.4. Оптовая торговля. Виды предприятий оптовой торговли..12
ГЛАВА 2. СИТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ…15
ГЛАВА 3. ПОРТФЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ…20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.30
Выдержка из текста работы
Обеспечение эффективного развития и функционирования, как больших предприятий, так и молодых фирм в условия рыночной системы хозяйствования в настоящее время является сложной комплексной проблемой. В первую очередь это касается таких ее сторон, как менеджмент и маркетинг.
Как показывает практика, в условиях трансформации отечественной экономики в рыночную маркетинг нередко является наиболее «узким местом». При неэффективной маркетинговой системе невостребованными остаются гибкость и ресурсные возможности производственной, финансовой и других подсистем фирм.
Маркетинговый подход – общепризнанное направление в создании и реализации фирмами продукции и услуг различного направления. В странах с развитой рыночной экономикой маркетинговой сфере уделяется большое внимание, поскольку неэффективная маркетинговая система предприятия может привести не только к потерянной прибыли, но и прямым убыткам. Маркетинговая система как подсистема организационного управления существует в любой фирме, однако, степень ее развития и эффективности может иметь значительные различия. В организационном отношении в крупных и средних фирмах управляющее звено маркетинговой системы – специальные службы и подразделения. В малой фирме это может быть непосредственно один из руководителей.
На многих отечественных предприятиях в настоящее время медленно реализуются настоящие маркетинговые мероприятия и исследования. Однако, на ряду с этим отсутствует нередко отсутствует правильно понимание самого понятия «маркетинговая деятельность», «маркетинговая система», «управление маркетингом», «маркетинговой управление», как о целостной подсистеме управления фирмой. Объективные причины этого связаны с тем, что маркетинг соприкасается и пересекается с самыми различными сторонами деятельности предприятия, но в тоже время не дублирует их. Маркетинг , в широком смысле этого понятия, понимается как система реализации следующих принципов: ориентация на потребителя, экономическая эффективность как основа деятельности фирмы; координация усилий всех служб и подразделений для достижения поставленных целей.
Маркетинг — это деятельность, способствующая получению предприятием прибыли за счет лучшего, чем у конкурентов, удовлетворения потребностей потребителей. Иными словами, использование принципов маркетинга позволяет выяснить, чего хотят покупатели вашей продукции (потребности потребителей) и предложить им именно такой товар / услугу. Если ваше предложение окажется лучше предложения конкурентов, вы сможете получить больше прибыли, так как ваши товары будут покупать охотнее. Это и есть лучшее, чем у конкурентов, удовлетворение потребностей потребителей.
Маркетинг объединяет возможности предприятия и желания потребителя:
• покупатель удовлетворяет свои потребности, приобретая полностью устраивающий его товар;
• предприятие получает доход от реализации товара, необходимого потребителю.
Итак, маркетинг нужен любому предприятию для того, чтобы увеличивать сумму прибыли за счет производства и продажи именно тех товаров / услуг, которые нужны потребителю и отказа от тех, которые будет сложно либо невозможно продать, так как они никому не нужны.
Довольно распространено мнение, что маркетинг полезен в основном крупным компаниям, а малым и средним это не по карману, да и не нужно. Мы придерживаемся прямо противоположной точки зрения. Маркетинг особенно важен для предприятий малого и среднего бизнеса по следующим причинам. Как правило, они проигрывают крупным компаниям по издержкам (так как последние пользуются эффектом «экономии на масштабах»), и по объемам имеющихся финансовых ресурсов. Следовательно, зачастую основные конкурентные преимущества, имеющееся у предприятий малого и среднего бизнеса — это его гибкость и близость к покупателю, возможность уделять внимание каждому клиенту, изменяться, подстраиваясь под его требования. Это выражается в том, что:
• предприятия малого и среднего бизнеса могут быстро отреагировать на глобальное изменение спроса.
• предприятия малого и среднего бизнеса могут выпустить небольшую партию товара, измененного в соответствии с пожеланиями конкретного потребителя.
Таким образом, тесное взаимодействие с покупателем и оперативное реагирование на его пожелания является основным конкурентным преимуществом малых и средних предприятий. А для того, чтобы в полной мере воспользоваться данным преимуществом, необходимо постоянно отслеживать изменения в предпочтениях потребителей (с помощью маркетинговых исследований) и разрабатывать модификации товаров в соответствии с выявленными пожеланиями покупателей (с помощью реализации функций маркетинга).
Отсюда вывод — для малых и средних предприятий внедрение маркетинга как основной функции предприятия необходимо, так как оно обеспечивает им преимущество в конкурентной борьбе за потребителя с крупными предприятиями.
Актуальность работы заключается в том, что новое столетие требует от компаний еще большей ориентации на потребителя и на рынок по всем направлениям деятельности. Недостаточно просто совершенствовать товары и технологии: слишком многие фирмы, не учитывающие конкретные запросы потребителя, создают товар только для того, чтобы затем обнаружить, что рынок отвергает этот товар. Ключом к успеху в столь быстро меняющейся сфере применения маркетинга будет четкая ориентация на рынок и последовательное осуществление правильно выбранной маркетинговой стратегии с целью предоставления клиенту высшей потребительской ценности.
Объект и предмет исследования
Объектом исследования в настоящей работе является предприятие, действующее в сфере оптовой и розничной торговли, а предметом исследования выбрана система маркетинга как объект управления на таком предприятии. Выбор объекта и предмета исследования обусловлен спецификой отрасли торговли, так как деятельность торговых предприятий связанная с удовлетворением потребностей каждого человека, подвержена влиянию множества факторов и охватывает широкий спектр вопросов организационно-технологического, и финансового характера, требующих повседневного решения
Целью работы является анализ системы маркетинга оптово-розничного торгового предприятия и разработка мероприятий по ее совершенствованию.
В соответствии с поставленной целью в работе сформулированы следующие задачи:
Изучить теоретические аспекты системы маркетинга на предприятии.
Рассмотреть окружающую среду маркетинга……………………….
Заключение
В результате проделанной работы достигнута цель и решены поставленные задачи.
ООО «Пинур» занимается оптовой и розничной продажей пива, является дистрибьютором ОАО «Патра», имеет субдистрибьюторские условия работы по ведущим российским пивным компаниям:
Что касается развития структуры рынка, то эксперты предрекают «вымывание» с него средних компаний. В этом прибыльном и не слишком капиталоемком бизнесе в перспективе останутся, по мнению экспертов «Атона», не более 3-4 крупных игроков
Сегодня российские пивовары не слишком довольны динамикой развития рынка. Они отмечают, что рост производства в отрасли замедляется и за последний год уменьшился вдвое, составив всего 4,2%. Более того, согласно прогнозам, в скором времени он может вообще остановиться на достигнутом: рынок-де близок к насыщению, а население страны, как известно, сокращается.
Но пивоваров должна утешать динамика: пива у нас пьют все больше, а крепких напитков (вот чудо!) – все меньше.
На региональном рынке конкурентами ООО ПИНУР являются компании «Марко Поло», «Кредос», «Юниленд», «Метро», «Оптлогистикгрупп»
Как видно из анализа деятельности ООО «Пинур» розничных клиентов больше, но объем продаж по ним меньше. Оптовые клиенты покупают больше, но прибыль по ним меньше, т.к. наценка оптовым организациям составляет порядка 5-6%, а розничным предприятиям 12-13%. С розничными предприятиями работать сложнее, они больше требуют себе внимание, тяжелее рассчитываются, при этом могут работать с большим числом поставщиков, стараются найти продукцию по минимальным ценам. Оптовые организации обычно имеют от трех до пяти поставщиков, их больше интересует стабильность и сервис (т.е. своевременная доставка, предоставление отсрочки платежа, товарный кредит и др.).
Анализируя данные видно, что потребители отдают предпочтение более массовому, дешевому продукту представленному региональным производителем ОАО «Патра», что подтверждает общероссийскую тенденцию. Но физический объем продаж не соответствует по структуре получаемой от этих продаж выручке. Продукция ведущих компаний приносит больше выручки, в связи с этим стоит задуматься о поддержании более полного ассортимента данной продукции на складе и о приложении больших усилий по ее продаже своим клиентам.
Реклама для продукции ООО «Пинур» является основным инструментом продвижения на рынке.
Каждый тип различается по способности выполнения специфической рекламной задачи, например, специализированный журнал или газета дает более детальную информацию, чем телевидение, но телевидение привлекает гораздо большую аудиторию.
Проведенный анализ деятельности предприятия и структуры рынка позволил достаточно точно определить направления совершенствования маркетинговой деятельности ООО «Пинур»: совершенствование организационной структуры, планирования, системы обеспечения кадрами, информационной системы предприятия.
Таким образом правильно выбранная маркетинговая стратегия деятельности предприятия обеспечивает эффективную работу предприятия. Однако рыночная ситуация не является застывшей моделью. Процесс непрерывного движения участников рынка приводит к изменениям положения на рынке. Поэтому, учитывая тенденции развития исследуемого рынка, можно порекомендовать ООО «Пинур» обратить внимание на новые перспективные продукты, разрабатываемые и предлагаемые к продаже производителями.
Список литературы
1. Герчикова И.Н. Менеджмент: учебник для вузов. – М., ЮНИТИ, 2000.
2. Завгородняя А.В., Кодзевич М.С. Маркетинг: методы и процедуры/ Учеб. пособие. — 1998.
3. Как составить план по маркетингу торговой компании. Под ред. С.О Каледжяна. – М., 1999.
4. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. – Санкт-Петербург, 2000.
5. Маркетинг во внешнеэкономической деятельности: Терминологический словарь.— М.: Международные отношения, 1994.
6. Маркетинг: Пер. с англ. под ред. Костюхина Д.И. — М.: Прогресс, 1994.
7. Практика рекламы. №6, 2000.
Приложение
Генеральный директор
Юридический отдел Директор по персоналу Исполнительный директор Главный бухгалтер Коммерческий директор
Отдел реализации
продукции Отдел продвижения
продукции Отдел
маркетинга
Рабочее ядро торговой компании
Рис. 1 Организационная структура торгового предприятия ООО «Пинур»