Содержание
Оглавление
Введение4
Глава 1 Маркетинг, как фактор повышения эффективности деятельности предприятия6
1.1 Сущность системы маркетинга на предприятии6
1.2 Функции и задачи системы маркетинга на предприятии19
1.3 Система маркетинговых исследований на предприятии23
Глава 2 Организационно-экономический анализ деятельности ОАО «Варненский комбинат хлебопродуктов»31
2.1 Общая характеристика предприятия31
2.2 Анализ эффективности деятельности предприятия38
2.3 Проведение маркетинговых исследований на предприятии57
2.4 Разработка комплекса рекомендаций на основании предварительных маркетинговых исследований62
Заключение….68
Список использованных источников и литературы71
Приложения
Приложение А Анализ факторов внешней среды74
Приложение Б SWOT-анализ ОАО «Варненский КХП»76
Приложение В Анкета78
Приложение Г График Ганта79
Выдержка из текста работы
Актуальность темы курсовой работы состоит в том, что в настоящее время не одно предприятие в системе рыночных отношений не может нормально функционировать без разработки маркетинговых исследований. Это происходит потому, что потребности людей, как известно, безграничны, а ресурсы предприятия ограничены. Каждый субъект имеет свои потребности, удовлетворить которые не всегда качественно удается. К каждому необходим свой индивидуальный подход. Поэтому, в новых условиях выживает то предприятие, которое может наиболее точно выделять и улавливать разнообразие вкусов. Этому и способствует маркетинг.
Маркетинговые исследования (англ. marketing research) — форма бизнес-исследований и направление прикладной социологии, которые фокусируются на понимании поведения, желаний и предпочтений потребителей, конкурентов и рынков в диктуемой рынком экономике.
Целью курсовой работы является обоснование маркетинговых решений, освоение методик, приемов и принципов маркетинговых исследований.
Объектом данной работы является строительная фирма ООО «Брянскстальстрой».
Предметом данной курсовой работы является маркетинговое исследование внешней среды ООО «Брянскстальстрой».
Задачами курсовой работы являются
1) рассмотреть научно-методические основы проведения маркетинговых исследований на рынке строительных услуг;
2) описать специфику проведения маркетингового исследования на рынке строительных услуг;
4) продемонстрировать познавательные возможности использования методов маркетингового исследования на рынке услуг.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОВЕДЕНИЯ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
.1 Понятие, цели, задачи и виды маркетинговых исследований
Маркетинговое исследование — это систематический поиск, сбор, анализ и представление данных и сведений, относящихся к конкретной рыночной ситуации, с которой пришлось столкнуться предприятию.
Маркетинговое исследование также можно определить как систематический сбор, учет и анализ данных по маркетингу и маркетинговым проблемам в целях совершенствования качества процедур принятия решений <#»justify»>Цели маркетинговых исследований:
·Поисковые цели — сбор информации для предварительной оценки проблемы и её структурирования;
·Описательные цели — описание выбранных явлений, объектов исследования и факторов, оказывающих воздействие на их состояние;
·Каузальные цели — проверка гипотезы о наличии некоторой причинно-следственной связи;
·Тестовые цели — отбор перспективных вариантов или оценка правильности принятых решений;
·Прогнозные цели — предсказание состояния объекта в будущем.
Принципиальной особенностью маркетингового исследования, отличающей его от сбора и анализа, внутренней и внешней текущей информации является его целевая направленность на решение определенной проблемы или комплекса проблем маркетинга.
Каждая фирма самостоятельно определяет тематику и объем маркетинговых исследований исходя из имеющихся у неё возможностей и потребностей в маркетинговой информации, поэтому виды маркетинговых исследований, проводимых различными фирмами, могут быть разными.
Виды маркетинговых исследований:
·кабинетные исследования;
·полевые исследования.
Кабинетные маркетинговые исследования выполняются на основе анализа вторичных данных, получаемых из официальных источников, публикаций, справочников и др. Проводятся с целью получения информации об общих тенденциях и процессах, доступности рынка, действий конкурентов и т.п.
Полевые маркетинговые исследования связаны с получением первичной информации о состоянии спроса на продукцию предприятия со стороны отдельных потребителей, в определенное время и в определенном месте. Полевые маркетинговые исследования подразделяются на:
·качественные — получение данных, объясняющих
наблюдаемое явление. Такого рода данные не выражаются в конкретных цифрах и не поддаются поэтому какой-либо статистической обработке. С помощью качественных исследований Можно определить мотивы поведения потребителей;
·количественные исследования — получение и анализ
достоверных данных, подлежащих всесторонней статистической обработке. Количественные исследования позволяют получить количественную оценку распространенности мнений и моделей поведения потребителей, выявленных в ходе качественных исследований.
1.2 Методы маркетинговых исследований
Маркетинговые исследования могут носить следующий характер:
) Разведочный, т.е. быть направлены на сбор предварительной информации, предназначенной для более точного определения проблем и проверки гипотез.
) Описательный (дескриптивный), т.е. заключаться в простом описании тех или иных аспектов реальной маркетинговой ситуации.
) Казуальный, т.е. быть направлены на обоснование гипотез, определяющих содержание выявленных причинно-следственных связей.
Разведочное исследование — маркетинговое исследование, проводимое с целью сбора предварительной информации, необходимой для лучшего определения проблем и выдвигаемых предположений (гипотез), в рамках которых ожидается реализация маркетинговой деятельности, а также для уточнения терминологии и установления приоритетов среди задач исследований.
Для проведения разведочного исследования может быть достаточно только прочитать опубликованные вторичные данные или провести выборочный опрос ряда специалистов по данной проблеме. С другой стороны, если разведочное исследование направлено на испытание гипотез или измерение взаимосвязей между переменными, то оно должно быть основано на использовании специальных методов.
Выделяют следующие методы разведочных исследований:
Анализ конкретных ситуаций
Работа фокус-групп;
Проекционный метод.
Описательное исследование — маркетинговое исследование, направленное на описание маркетинговых проблем, ситуаций, рынков, например, демографической ситуации, отношения потребителей к продукции компании.
При проведении данного вида исследований обычно ищутся ответы на вопросы, начинающиеся со слов: Кто, Что, Где, Когда и Как. Как правило, такая информация содержится во вторичных данных или собирается путем проведения наблюдений и опросов, постановки экспериментов.
Основными методами при проведении описательных исследований являются:
Анализ вторичных данных;
Наблюдения;
Опросы;
Эксперименты.
Казуальное исследование — маркетинговое исследование, проводимое для проверки гипотез относительно причинно-следственных связей.