Содержание
Оглавление2
Введение3
1. Современное состояние развития малого предпринимательства в России и за рубежом6
2. Малое предпринимательство в Пермском крае20
2.1. Состояние и динамика развития малого предпринимательства в Пермском крае20
2.2. Ключевые проблемы малого предпринимательства в Пермском Крае22
2.3. Цели, задачи и принципы государственной политики в сфере малого предпринимательства23
2.4. Основные направления государственной и муниципальной поддержки малого предпринимательства в Пермском крае25
2.5. Механизм государственной и муниципальной поддержки малого предпринимательства в Пермском крае28
Заключение33
Список использованной литературы35
Выдержка из текста работы
Актуальность дипломной работы обусловлена тем, что, во-первых, формирование и развитие малого предпринимательства является основным условием становления конкурентной рыночной среды, от чего зависит эффективность антимонопольной политики и успех рыночных преобразований; во-вторых, малый бизнес не получил в России должного развития и не полностью выполняет функции, присущие ему в развитых рыночных системах, именно поэтому налогообложение в малом предпринимательстве занимает огромное значение, как один из основополагающих факторов поддержки со стороны государства.
Развитый и устойчивый сектор малого бизнеса обеспечивает рост уровня и качества жизни населения любой страны и региона.
В сфере малого бизнеса заложен потенциал для значительного увеличения количества рабочих мест, расширения налоговой базы, увеличения валового регионального продукта и обеспечения выпуска импортозамещающей и экспортоориентированной продукции. Кроме того, на базе малого бизнеса формируется средний класс, который, в свою очередь, является главной стабилизирующей политической силой.
Предпринимательский характер малого бизнеса придает рыночной экономике должную гибкость, мобилизует крупные финансовые и производственные ресурсы населения, несет в себе мощный антимонопольный потенциал. Малый бизнес служит одним из факторов структурной перестройки, во многом решает проблему занятости и другие социальные проблемы рыночного хозяйства.
В условиях современного российского общества энергичное развитие сектора малого бизнеса может быть единственным источником реальной реструктуризации общества, обеспечивающей ориентацию всех основных участников экономических и социальных процессов на объективно определенное участие в функционировании рыночного механизма.
В настоящее время почти треть трудоспособного населения России в той или иной мере связана с малым бизнесом. В эту группу входят несколько миллионов реальных собственников, менеджеров, финансистов, организаторов производства, прошедших и ежедневно проходящих суровую школу выживания в российских условиях.
Практика показывает, что технический прогресс, наиболее полное удовлетворение потребительского спроса сегодня во многом определяются эффективностью работы небольших предприятий. Высокие темпы внедрения нововведении, мобильность технологических изменений, внедрение изобретений, быстрый рост сферы услуг и занятости, острая ценовая и неценовая конкуренция, ведущая, с одной стороны, к снижению цен, а с другой, — к тому, что потребитель получает продукцию и услуги высокого качества, возможность для государства получать большие средства в форме налоговых поступлений — все это и составляет вклад малых предприятий в экономику страны.
Вопреки общераспространенному мнению малый бизнес процветает в тени крупного бизнеса. Одно из исследований показывает, что, как правило, малые производства являются более прибыльными, нежели крупные перерабатывающие компании.
Целью исследования является разработка комплекса научных предложений и практических рекомендаций по совершенствованию налогообложения субъектов малого предпринимательства в России. В силу поставленной цели намечены главные задачи работы:
1. Дать оценку действующей системе льготного налогообложения малого бизнеса; определить принципы, преимущества и недостатки данных режимов налогообложения;
2. Изучить практику применения специальных режимов налогообложения субъектов малого предпринимательства в РФ (упрощенной системы налогообложения, системы единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности), общего режима налогообложения, выявить их особенности, разработать направления их совершенствования;
3. Проанализировать и обобщить опыт налогообложения субъектов малого предпринимательства в зарубежных странах, определить возможности использования зарубежного опыта в России;
4. Проанализировать результаты взимания минимального налога по упрощенной системе налогообложения, определить целесообразность и перспективность применения данного метода налогообложения;
5. Проанализировать порядок распределения косвенных расходов (на отопление, на освещение, на аренду имущества и др.) для малых предприятий, уплачивающих единый налог на вмененный доход по одному или нескольким видам предпринимательской деятельности в случае применения данными малыми предприятиями упрощенной системы налогообложения в отношении иных видов
Исходя из всего выше изложенного, определилась структура работы. Дипломный проект состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
Объектом исследования является действующая система налогообложения субъектов малого предпринимательства в Российской Федерации и пути её совершенствования.
Предметом исследования являются региональные особенности применения общего режима и специальных режимов субъектов малого предпринимательства, направления совершенствования данных режимов налогообложения.
Теоретической и методической базой для дипломной работы послужили нормативно-правовые акты, регламентирующие состояние и развитие малого предпринимательства в России и Забайкальском крае, учебно-методическая литература, материалы периодической печати, данные Госкомстата. Научная постановка и разработка отдельных сторон исследуемой проблемы нашла свое отражение в работах отечественных и зарубежных ученых-экономистов: Булавин В.С., Коршунов Н.М., Лапуста М.Г., Морозов В. А., Нойбауэр Х., Хайнц Вайнхольд-Штюнци.
Проведенные исследования могут нести практическую значимость для ОАО «Строитель» в целях расширения и развития данного предприятия.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
1.1. Сущность малого предпринимательства
Сам термин «малое предпринимательство» имеет универсальный, синтетический характер. В научной, учебной литературе делались попытки дать определение малому предпринимательству. При этом некоторые авторы отождествляют «малое предпринимательство» и «малый бизнес», другие, напротив, пытаются дать разграничение этим понятиям. Анализ российского законодательства позволяет прийти к выводу, что более правильно определение «малое предпринимательство», а термин «малый бизнес» позаимствован из зарубежной лексики и есть не что иное, как синоним «малого предпринимательства».
Под малым предпринимательством понимается экономическая деятельность субъекта экономических отношений, имеющего юридический статус предпринимателя без образования юридического лица, либо статус малого предприятия, с определенным числом работающих, объемом прибыли и производящего продукцию, оказывающего услуги от своего имени, на свой риск и под свою ответственность.
Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 августа 1995 г. определяет субъекты малого предпринимательства как «коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):
в промышленности — 100 человек;
в строительстве — 100 человек;
на транспорте — 100 человек;
в сельском хозяйстве — 60 человек;
в научно-технической сфере — 60 человек;
в оптовой торговле — 50 человек;
в розничной торговле и бытовом обслуживании населения — 30 человек;
в остальных отраслях и при осуществлении иных видов деятельности — 50 человек.
Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица».
К предпосылкам возникновения частного предпринимательства как экономического явления можно отнести следующие социально-экономические факторы:
— кризис административно-командной системы хозяйствования;
— дефицит товаров, работ и услуг;
— чрезмерную монополизацию производства и сферы обслуживания, торговли, что позволяло реагировать на конъюнктуру рынка;
— замкнутое экономическое пространство, ограниченное территорией государства;
— легализацию (признание законом) предпринимательской деятельности;
— признание иных форм собственности, кроме государственной и колхозно-кооперативной;
сокращение объемов производства и появление свободной рабочей силы, имеющей официальный статус безработных.
Экономическая деятельность малого предпринимательства определяется, прежде всего, его экономическим интересом. Так, в частности, субъект малого предпринимательства заинтересован в получении максимального дохода от своей экономической деятельности. Государство же изымает часть дохода предпринимателя в виде налогов и обязательных платежей, в целях обеспечения экономических интересов государства и общества. Наличие противоположных экономических интересов в этом случае может вести к негативным экономическим последствиям. В связи с этим учет экономических интересов субъектов экономических отношений приобретает весьма важное значение. В идеале должен быть достигнут компромисс между участниками экономических отношений, а экономический интерес позволит использовать экономические методы в управлении народным хозяйством.
Субъекты малого предпринимательства как участники экономических отношений, особенно в начале деятельности, наиболее болезненно ощущают влияние противоречивости экономических интересов. Так, предприниматель, заинтересованный в получении максимального дохода, одновременно несет налоговое бремя, расходы по организации производства и реализации продукции, расходы по оплате наемного труда и т.д. Следовательно, экономический интерес предпринимателя будет выражаться в стремлении снизить названные расходы, что может быть достигнуто как законным, так и незаконным путем. Иногда неразумная государственная политика провоцирует предпринимателя на нарушение законодательства (например, чрезмерный налоговый гнет), что ведет к повышению риска предпринимательской деятельности и сокращению числа предпринимательских структур.
Реализуя свой экономический интерес, предприниматель неизбежно сталкивается с проблемой предпринимательского риска. Риск неизбежно связан с возможным наступлением нежелательных экономических последствий, которые могут причинить вред рискующему и делу, во имя которого осуществляется риск. Поэтому принятию решения действовать с риском должны предшествовать: оценка экономической ситуации; выбор оптимального варианта достижения положительного результата; выбор сил и средств; принятие мер по нейтрализации возможных негативных последствий.
Помимо экономического интереса и риска, важнейшими характеристиками предпринимательской деятельности являются экономическая (предпринимательская) инициатива и экономическая ответственность. Под инициативой понимается начинание, активные действия, направленные на достижение определенной цели. Наличие экономической инициативы в малом предпринимательстве — непременное условие. Экономическая ответственность предпринимателя наступает в соответствии с действующим законодательством по следующим основаниям:
в силу неисполнения обязательств по договорам;
вытекающая из причинения вреда;
в связи с нарушением действующего законодательства.
Гражданским законодательством предусматривается несколько организационно-правовых форм осуществления предпринимательской деятельности, которые по своим экономико-правовым характеристикам различны. Наиболее простой и доступной формой предпринимательства является предприниматель без образования юридического лица (индивидуальный бизнес). Индивидуальное предпринимательство осуществляется хозяйственной единицей, которая не отделена от ее собственника. Все доходы от предпринимательской деятельности в этом случае принадлежат единичному владельцу предприятия (фирмы). Владелец малого предприятия в этом случае является одновременно его управляющим и имеет ненормированный рабочий день. Его труд не только интенсивен, но и связан с необходимостью принимать решения, требующие специальных знаний по широкому кругу вопросов. Его ответственность за все, что происходит на предприятии, сочетается с высоким риском финансовых потерь, связанным с возможными убытками и нерегулярной выплатой заработной платы самому себе.
Иные формы предпринимательской деятельности предполагают участие в бизнесе нескольких собственников-предпринимателей. Основными формами коллективного малого предпринимательства являются: полное товарищество; товарищество на вере; общество с ограниченной ответственностью; общество с дополнительной ответственностью и кооперативы. Этот перечень не является исчерпывающим и характерным только для малого предпринимательства, так как в обществе с ограниченной ответственностью число работающих, допустим; в промышленности может составлять более 100 человек, в этом случае оно под признаки малого предприятия не подпадает.
Процесс создания и последующей деятельности малых предприятий регулируется законодательными и нормативными актами Российской Федерации. Правовое регулирование определяется Гражданским кодексом РФ (часть 2).
Любое, малое предприятие независимо от его организационно-правовой формы не может эффективно функционировать без соответствующей базы: правовой, материальной, технической, экономической и пр.
Исходя из этого, требуется создать такие социально-экономические предпосылки в экономике страны, которые позволят использовать преимущества малого бизнеса и в определенной степени устранить его недостатки.
Развитие малого предпринимательства несет в себе множество важных преимуществ:
увеличение числа собственников, а значит, формирование среднего класса;
рост доли экономически активного населения, что увеличивает доходы граждан и сглаживает диспропорции в благосостоянии различных социальных групп;
селекция наиболее энергичных, дееспособных индивидуальностей, для которых малый бизнес становиться первичной школой самореализации;
создание новых рабочих мест с относительно низкими капитальными затратами, особенно в сфере обслуживания;
трудоустройство работников, высвобождаемых в госсекторе, а также представителей социально уязвимых групп населения;
подготовка кадров за счет использования работников с ограниченным формальным образованием, которые приобретают свою квалификацию на месте работы;
разработка и внедрение технологических, технических и организационных новшеств;
косвенная стимуляция эффективности производства крупных компаний путем освоения новых рынков, которые солидные фирмы считают недостаточно емкими;
ликвидация монополии производителей, создание конкурентной среды;
мобилизация материальных, финансовых и природных ресурсов, которые иначе остались бы невостребованными, а также более эффективное их использование;
улучшение взаимосвязи между различными секторами экономики.
Таким образом, важно оценить значимость развития малого предпринимательства, способного коренным образом и без существенных капитальных вложений расширить производство многих товаров и услуг, решить проблему занятости, ускорить научно-технический прогресс и составить позитивную альтернативу криминальному бизнесу.
1.2 Формы, методы и инструменты государственной поддержки малого бизнеса
Существует необходимость поддержки малого предпринимательства государством и дополняющими деятельность последнего в рассматриваемом отношении общественными органами — о государственно-общественной поддержки малого бизнеса.
Критериями сущности поддержки малого предпринимательства отвечают, с другой стороны, разнообразные формы производственного, сбытового, научно-технического и иного взаимодействия малых хозяйствующих структур с крупными (речь идет, например, о механизмах субпорядка, лизинга, франчайзинга). В результате хозяйственной интеграции крупного и малого бизнеса возрастает стабильность, предсказуемость внешней среды последнего, дополняемая взаимовыгодным движением информационных, технологических, сырьевых и прочих ресурсов. Все это дает основания рассматривать совокупность вышеназванных процессов, как интеграционную поддержку малого предпринимательства.
Области и субъекты поддержки малых предприятий тесно взаимосвязаны: государственное воздействие рассматривается и на развитие системы интеграционных связей, как ключевого элемента внешней среды малого предпринимательства. В свою очередь крупный бизнес участвует в инициируемых государством мероприятиях по развитию инфраструктуры поддержки (например, бизнес-инкубаторов). Таким образом, представляется возможным сделать вывод о функционировании двух подсистем -государственно-общественной и интеграционной — в рамках единой системы поддержки малого предпринимательства. Думается в этой связи, что данную систему логично определить как совокупность мероприятий, направленных на разрешение основного противоречия малого бизнеса и осуществляемых государством, общественными органами и крупными предприятиями через специальную инфраструктуру, а также в рамках многообразных форм хозяйственной интеграции.
Алгоритм исследования эволюции подсистемы государственной поддержки таков: от «инвентаризации» ее основ (выявление места в структуре «государственной машины», принципов, целей, программ, органов и т.д.) к формулированию главных направлений ее воздействия на преодоление кризисных явлений в сфере российского малого предпринимательства, а затем — к обоснованию комплекса мер по ее организационному совершенствованию.
В содержание поддержки малого предпринимательства как важной экономической функции государства следует выделить два начала: обеспечивающее и управленческое. «Обеспечивающее» в данном случае означает обслуживание малых предприятий, доведение до них материальных, денежных, информационных услуг, и т.д. Управленческое же начало всегда связано с планированием, решением организационно-административных вопросов, контролем. Как представляется, это начало призвано стать ведущим, так как оно придает развитию малого бизнеса устойчивый, эффективный, управляемый характер. Широко используемое понятие «поддержка малого предпринимательства» обозначает, думается, синтез управленческого и обеспечивающего аспектов рассматриваемой системы.
Построение подсистемы господдержки базируется на определенных научно обоснованных принципах. Причем общие (фундаментальные) принципы касаются системы в целом, тогда как частные — отдельные ее компонентов (например, принципы построения инфраструктуры государственной поддержки малого бизнеса).
В немногих попытках осветить эту проблему в литературе можно акцентировать один из подходов, согласно которому выделяются такие принципы господдержки малого предпринимательства, как: протекционизм (сочетаемый с обеспечением свободного рыночного саморегулирования); программно-целевой характер; дифференцированность: обусловленная гарантированностью поддержки и ответственность госорганов; учет динамичности и противоречивости процесса становления слоя малых предпринимателей. Данный перечень, думается, должен быть дополнен следующим «золотым правилом» ориентированность поддержки на регулирование внешней среды малого предпринимательства, на внутренние функциональные области малых предприятий и на самоорганизацию соответствующей системы институтов необходимо зафиксировать в качестве принципа неразрывного единства и взаимообусловленности трех соответствующих основных направлений поддерживающей деятельности. Эти направления, как представляется, выступают средствами реализации высшей цели поддержки малого предпринимательства — осуществление в полном объеме этим сектором народного хозяйства своих экономических, научно-технических, социальных и других функций.
Цели, принципы и направления помощи малому бизнесу фиксируется в государственных программах поддержки малого предпринимательства, которые, будучи подкрепленными соответствующими материальными, информационными, финансовыми, кадровыми и прочими ресурсами, являются основной формой осуществления государственной политики по отношению к малому бизнесу. Упомянутые программы реализуются в рамках конкретных линий помощи, оказываемой различными институтами поддержки малых предприятий. Государственные программы поддержки малого предпринимательства в разных странах многочисленны и имеют сравнительно узкий характер.
Существенен, далее, вопрос об органах (субъектах) государственной (государственно-общественной) поддержки малых предпринимателъств, которые могут быть классифицированы по функциям и уровням (первая классификация представлена в Приложении 1, таблице 1).
В структуре системы государственной поддержки малого предпринимательства выделяют три уровня — федеральный, региональный и местный, каждый из которых сам образует соответствующую систему; органы поддержки подразделяются на три аналогичные группы. Взаимосвязь между двумя отмеченными критериями классификации органов поддержки такова: на каждом уровне в той или иной форме воспроизводится их функциональная структура. В тоже время следует констатировать явное тяготение институтов инфраструктуры к региональному уровню, как непосредственно взаимодействующему с конкретными малыми предприятиями.
К функциям инфраструктуры господдержки относятся, как представляется, оказание материально-технической, информационной, технологической, консультационной, маркетинговой, кадровой, образовательной и финансовой поддержки. При этом институты инфраструктуры, реализующие эти функции, могут быть как специализированными, т.е. обеспечивающими только один вид поддержки, так и многопрофильными.
На основе анализа зарубежного и отечественного опыта выделяются следующие конкретные виды институтов поддержки:
1) финансовые, в том числе фонды поддержки малого предпринимательства, специализированные банки, финансовые корпорации, страховые фонды и т.д.;
лизинговые компании;
бизнес-инкубаторы, технопарки, промышленные полигоны агентства и центры развития малого бизнеса;
центры (пункты) информационного обеспечения;
учебные центры.
Важнейшие аспекты совершенствования самой государственной подде……..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (с изм., внесенными Указами Президента РФ от 25.07.2003 N 841, Федеральным конституционным законом от 25 марта 2004 года № 1-ФКЗ, от 14 октября 2005 года № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2006 года № 6-ФКЗ, от 21.07. 2007 №5- ФКЗ)
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998) (ред. от 29.12.2009) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2012)
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 27.12.2009) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2012)
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 29.06.2012)
5. ФЗ от 08.02.1998 N 14-ФЗ (ред. от 30.12.2008) «Об обществах с ограниченной ответственностью» (принят ГД ФС РФ 14.01.1998)
6. ФЗ от 21.11.1996 N 129-ФЗ (ред. от 03.11.2006) «О бухгалтерском учете» (принят ГД ФС РФ 23.02.1996)
7. ФЗ от 24.07.2009 N212-ФЗ «О страховых взносах в пенсионный фонд Российской федерации, фонд социального страхования Российской федерации, федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»
8. ФЗ от 08.08.2001 N 128-ФЗ (ред. от 30.12.2008) «О лицензировании отдельных видов деятельности» (принят ГД ФС РФ 13.07.2001) (с изм. и доп., вступающими в силу с 30.06.2009)
9. ФЗ от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 23.07.2008) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»
10. Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н (ред. от 18.09.2006) «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению»
11. Приказ ФНС РФ от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» Приложение N 3. Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности, в процентах
12. Постановление Госкомстата РФ от 30.10.1997 № 71а (ред. от 21.01.2003) «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве»
13. Филина Ф. Н. Налоги и налогообложение в Российской Федерации:
14. Учеб. пособие — М. : ГроссМедиа : РОСБУХ, 2012
15. Баранова Л.Г., Врублевская О.В., Косарева Т.Е. и др. Налогообложение юридических и физических лиц: Учеб. пособие — СПб: Политехника, 2010
16. Белоусова С.В. Оптимизация и минимизация налогообложения. Способы ухода от налогов. Рекомендации по применению схем оптимизации на практике. Анализ преимуществ и недостатков конкретных схем и др. — М.: Вершина, 2010
17. Вылкова Е.С. Налоговое планирование: Учеб. пособие — СПб.: 2008
18. Джаарбеков С.М. Методы и схемы оптимизации налогообложения: практическое пособие — М.: МЦФЭР, 2012
19. Иванова Н.Г., Вайс Е.А. и др. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие — СПб: Питер, 2012
20. Кожинов В.Я. Налоговое планирование: Практическое пособие — М.: 1-я Федеративная книготорговая компания, 2011
21. Козенкова Т.А. Налоговое планирование на предприятии: Практическое пособие — М.: Новое знание, 2011
22. Миляков Н.В. Налоги и налогообложение: Практикум. — М., 2010
23. Окунева Л.П. Налоги и налогообложение в России: Учебник. — М.: Финстатинформ, 2010
24. Феоктистова И. А. Опасные схемы минимизации налогов: необоснованная налоговая выгода: Учеб. пособие — М.: Новое знание, 2012
25. Брызгалин, А.В. Берник, В.Р. Налоговая оптимизация: принципы, методы, рекомендации, арбитражная практика : учеб. пособие — Екб.: Налоги и финансовое право, — 2010.
26. Лукаш Ю.А. Оптимизация налогов. Методы и схемы: полное практическое руководство / Под. ред. Ю.А. Лукаш — М.: ГроссМедиа : РОСБУХ, 2011.
27. Рогозин, Б.А. Налоговое планирование на предприятиях и в организациях ,оптимизация и минимизация налогообложения: / Под. ред. Б.А. Рогозина, 7-е изд., в 3-х тт. — М.: 2010
28. Касьянов А.В. Все о малом предпринимательстве: полное практическое руководство. — М.: РОСБУХ, 2011.
29. Лапуста М.Г., Старостин Ю.Л., Малое предпринимательство: Учебник. -М.: ИНФРА-М, 2011.
30. Черник Д.Г. Налоги: практика налогообложения. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011.
31. Молчанов С.С. Налоги за 14 дней. Экспресс-курс, 5-е изд., переработанное и дополненное. М: Эксмо, 2011.
32. Евстигнеев Е.Н. Основы налогообложения и налогового права: Учебное пособие. — М.: ИНФРА-М. — 2011
33. Сергеева Т.Ю. Методы и схемы оптимизации налогообложения: Практическое пособие. — М.: Издательства «Экзамен», 2010
34. Брызгалина А.В. Налоговая оптимизация: принципы, методы, рекомендации, арбитражная практика: Учебное пособие — М, 2012.
35. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. — М., 2011
36. Брутова Е.К. Общество и предприниматель // Предпринимательство. — 2012. № 6
37. Фомичева Л.П. Законодательство «малого бизнеса» // БУХ.1С. 2010. — № 9
38. Зарипов В.А. Оптимизация или уклонение? // ЭЖ-ЮРИСТ, — 2011 г. — № 16
39. Петрова Т.Т. Упрощенная система налогообложения //Консультант бухгалтера. — 2011. — № 3
40. Горина Г.А. Упрощенная система налогообложения: методологический аспект //Новое в бухгалтерском учете и отчетности. — 2011. — № 5.
41. Белостоцкая В.А. Системный подход к измерению налоговой нагрузки. //Финансы 2003. №3
42. Пасько О,Ф. Определение налоговой нагрузки на организацию.// Налоговый вестник. 2004. №6
43. Брызгалин А.В. Методы налоговой оптимизации: конкретные примеры // Консультант. — 2012 — №22
44. Джаарбеков С.М Налоговое планирование = оптимизация налогообложения // Финансовый директор. — 2010 — №1
45. Бирючев О.И. О некоторых вопросах оптимизации налогообложения // Финансы. — 2011. — № 6. — С.48-52.; — № 7
46. Иванова Е.П. Профессиональное налоговое планирование: оптимизация налоговых выплат // Финансовый директор. — 2011. — № 12
47. Комаха А. Принципы оптимизации налогообложения в компании // Финансовый директор. — 2012. — № 3
48. Мокроусов Д.В. Основные направления оптимизации налогообложения // Налоговый вестник. — 2011. — № 9