Выдержка из текста работы
доцент к.псх.н . Клочева Г.М.
Челябинск, 2012г
План
Введение
1. Дополнительное образование. Содержание, формы и методы социального воспитания в учреждениях дополнительного образования…………………….
2. Дополнительное образование или досуговая деятельность в разные возрастные периоды……………………………………………………………….
Заключение
Список литературы
Введение
Необходимость полного цикла образования обусловлена новыми требованиями к образованности человека, в полной мере заявившими о себе на рубеже XX и XXI веков. Сегодня образованность человека определяется не столько специальными (предметными) знаниями, сколько его разносторонним развитием как личности, ориентирующейся в традициях отечественной и мировой культуры, в современной системе ценностей, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, к самообразованию и самосовершенствованию. Практика показывает, что указанные требования к образованности человека не могут быть удовлетворены только базовым образованием: формализованное базовое образование все больше нуждается в дополнительном неформальном, которое было и остается одним из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов человека, его социального и профессионального самоопределения.
Ценность дополнительного образования состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому приложению знаний и навыков, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. А главное — в условиях дополнительного образования люди могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу и получают возможность полноценной организации свободного времени. По большому счету основное и дополнительное образование не должны существовать друг без друга, ибо по отдельности они односторонни и неполноценны.
- Дополнительное образование. Содержание, формы и методы социального воспитания в учреждениях дополнительного образования.
Дополнительное образование — это поисковое образование, апробирующее иные, не традиционные пути выхода из различных жизненных обстоятельств (в том числе из ситуаций неопределенности), предоставляющее личности веер возможностей выбора своей судьбы, стимулирующее процессы личностного саморазвития.
Учреждения дополнительного образования относятся к категории воспитательных организаций, то есть «специально создаваемым обществом и государством организациям, основной функцией которых является целенаправленное и планомерное создание условий для развития людей определенного возраста или определенного социально-профессионального слоя». Будучи институтом социального воспитания, учреждение дополнительного образования не может находиться в стороне от социально-педагогических проблем общества в целом, микросоциума или отдельного воспитанника. Само их существование и организация жизнедеятельности в них детей и подростков уже социально — педагогично, так как позволяет педагогизировать досуг детей, привлечь их к организованным формам досуговой деятельности в формализованных группах. Что является альтернативой неорганизованного досуга детей, создающего риск появления социально-педагогических проблем.
Учреждения дополнительного образования имеют свои особенности педагогического взаимодействия при организации воспитательной и образовательной работы с детьми. Вычленение и осознание этих особенностей, их использование в практической педагогической деятельности позволяет более эффективно строить процесс воспитания и образования детей в этих учреждениях, решать их социально-педагогические проблемы и более плодотворно осуществлять взаимодействие с другими институтами социального воспитания. Практически все исследователи условий деятельности учреждений дополнительного образования отмечали приоритетность этой проблемы. Отмечается также, что особенности педагогического взаимодействия находятся в состоянии постоянного развития и комбинирования. Реформирование российской педагогики и общая социокультурная ситуация придала этим особенностям больший динамизм, гуманистическую направленность, что стимулировало обогащение и развитие воспитательного потенциала этих учреждений.
Деятельность учреждений дополнительного образования протекает в рамках свободного времени ребенка, которое он может отдавать познавательному досугу или проводить его в неформальной компании сверстников. При этом, ребенок чаще всего находится в ситуации добровольного выбора той или иной формы организации досуга. В отличие от занятий в школе, которые он обязан посещать, посещение занятий в кружке или студии становится результатом осознанного добровольного решения. Находясь в ситуации выбора, ребенок сам определяет в каком кружке или клубе, он будет заниматься, выбирает время занятий удобное для него, перераспределяет свое свободное время с учетом будущих занятий. В отличие от школы, в учреждениях дополнительного образования ребенок добровольно выбирает себе руководителя и детское сообщество, в котором чувствует себя наиболее комфортно. Часто именно эти факторы оказывают прямое влияние на первичный выбор школьником студии, секции или кружка. Добровольность в учреждениях дополнительного образования проявляется и в том, что ребенок в любое время может поменять кружок или покинуть учреждение вообще. Для его удержания педагоги дополнительного образования не могут использовать тот арсенал дисциплинарных приемов, который есть у школьного учителя. Только привлекательность самой деятельности, форм и методов её организации, комфортная атмосфера в разновозрастном детском сообществе и, наконец, яркая индивидуальность, искренность и доброжелательность педагога способствуют тому, что ребенок в течение длительного времени проводит свой досуг в учреждении дополнительного образования. Сам факт данной добровольности высоко оценивается детьми, которые, как один из наиболее привлекательных моментов в деятельности учреждений дополнительного образования, выделяют возможность самостоятельного выбора интересующего их вида деятельности. Поэтому, изучение интересов и запросов детей, их динамики в условия изменяющейся социокультурной ситуации — одна из важнейших задач учреждений дополнительного образования. Именно её решение может способствовать преодолению основного объективного противоречия в деятельности учреждений дополнительного образования — противоречия между пониманием детьми своего свободного времени как отдыха и деятельностью внешкольного учреждения как института социального воспитания, решающего соответствующие педагогические задачи.
Номенклатура учреждений дополнительного образования сегодня довольно широка. К ним относятся Дома и центры детского и юношеского творчества, муниципальные подростковые клубы, станции юных туристов (натуралистов, биологов и т.д.), клубы юных техников, археологов, краеведов, геологов, спелеологов, моряков, центры эстетического воспитания, различные студии, летние загородные лагеря и целый ряд других учреждений целенаправленно создаваемых государством, обществом и отдельными его представителями для организации познавательного досуга детей. Многие из вышеназванных учреждений интегрируют в себе различные направления познавательной деятельности и становятся комплексными воспитательно-образовательными учреждениями. В любом случае одной из основных задач таких учреждений является удовлетворение интересов детей, их потребностей в познавательной творческой деятельности. Ведь именно интерес становится одним из ведущих факторов при добровольном выборе ребенком кружка, студии или секции. На удовлетворении интереса (на разных стадиях его формирования — от любопытства до теоретического интереса) базируется мотивация того, что ребенок в течение длительного периода посещает занятия в учреждении дополнительного образования. Педагог дополнительного образования в отличие от школьного учителя находится в более выигрышной позиции. Это связано с тем, что во внешкольных учреждениях происходит дифференциация детей по интересам, что, как уже говорилось выше, становится мотивацией не только для выбора направления деятельности, но и способствует заинтересованности ребенка в получении тех знаний, умений и навыков, которые передает ему педагог. А приближенность результатов деятельности к исходной цели становится еще одним стимулом к такой деятельности. Положительным моментом дифференциации является и то, что ребенок удовлетворяет свои познавательные и коммуникативные потребности в сообществе единомышленников, то есть людей (как детей, так и педагогов) для которых значимы те же интересы, цели, а во многом и ценности. Это способствует созданию доброжелательной дружеской атмосферы, повышению творческой активности детей, развитию их инициативности и самостоятельности.
Повышение статуса учреждений дополнительного образования привело и к росту качества образовательных услуг, предлагаемых этими учреждениями. Сегодня большинство из них выходят на уровень комплексных образовательных программ, основанных на базисном плане учреждения дополнительного образования. Программы, авторами которых все чаще становятся сами педагоги дополнительного образования, являются результатом творческой интеграции осмысления и анализа серьезной научно-методической литературы и собственного практического опыта. В основе программ лежит парадигма взаимодействия, что предполагает возможность определенной их коррекции, с учетом индивидуальных способностей и уровня подготовленности детей. Реализация таких программ на практике приводит к тому, что в процессе педагогического взаимодействия учитывается соответствие конкретного дела и личных возможностей детей, создаются условия для опережающего развития более подготовленных и одаренных детей, обеспечивается индивидуальный темп передачи материала для детей, имеющих трудности в его усвоении. Важным условием их эффективности становится учет приоритетных видов деятельности детей в различных возрастных группах и другие психофизические особенности возраста. Особенностью процесса дополнительного образования детей, как уже говорилось выше, является то, что он предоставляется детям в их свободное время и развертывается на фоне свободного выбора, добровольного участия, избирательности учащимися своего образовательного пути, режима, уровня и конечного результата. Эта специфика выражается в необходимости конструирования в программе дополнительного образования особой методики творческого сотрудничества, деятельности педагога и ребенка, педагога и детского объединения, методики активного и интенсивного обучения. Специфика педагогического взаимодействия в учреждении дополнительного образования позволяет более полно использовать потенциал индивидуального подхода в работе с детьми, так как в сфере дополнительного образования нет столь жесткой, как в школе, привязанности к государственным образовательным стандартам и количество детей, с которыми одновременно занимается педагог изначально меньше, чем в стандартном школьном классе. Все это способствует раскрытию индивидуальных способностей личности, ее самореализации и самоопределению в новых условиях сферы свободного времени.
В своем исследовании М.Б. Коваль отмечает, что учреждения дополнительного образования отличаются от школ и других институтов социального воспитания детей и подростков своеобразием педагогической организации работы с ними. Говоря о том, что для этих учреждений характерен общедоступный, массовый, самодеятельный и общественно полезный характер деятельности детей, имеющий практические и личностно значимые для каждого ребенка задачи, она выделяет различные виды такой работы. Это, во-первых, массовые и групповые виды предметно-практической деятельности, которые способствуют вовлечению подростков в объединение, требуют от него проявления определенных умений и добросовестного отношения к делу. К ним М.Б. Коваль относит комплексные игры-соревнования, творческие праздники, конкурсы и фестивали. Именно такие формы, по мнению исследователя, дают возможность детям испытать свои силы, заслужить одобрение, сравнить свои достижения с достижениями товарищей. Можно добавить, что часто такие виды деятельности становятся своеобразной рекламой, привлекающей детей проводить свой досуг во внешкольном учреждении, а также стимулируют подростков к достижению новых результатов и, наконец, становятся тестовым показателем результативности деятельности детей и педагогов дополнительного образования.
Ко второй категории М.Б. Коваль относит кружки, студии, секции и другие творческие объединения детей, желающих заняться систематической деятельностью в соответствии с их интересами и возможностями. Эти организационные формы обеспечивают равенство возможностей участия всех желающих школьников, независимо от их способностей и подготовленности. Можно также отметить, деятельность детей в таких сообществах носит регулярный и долговременный характер, а формы описанные выше используются периодически, и выступают в качестве своеобразного творческого итогового отчета за деятельность какого-либо кружка, клуба или студии в определенный период времени.
Кроме того, автор выделяет формы и виды работ для наиболее подготовленных детей и подростков. К ним относятся научные общества учащихся, детские научные конференции, летние выездные лагеря и экспедиции. Участие в них позволяет детям расширить свои теоретические знания и апробировать их в практической деятельности. Такая деятельность, несомненно, имеет общественную значимость, а часто и возлагает на подростков высокую ответственность (например за сохранность исторического материала при археологических раскопках). А это, в свою очередь, способствует росту самоуважения и самоактуализации личности ребенка.
Общение — одно из важнейших средств педагогического взаимодействия. В учреждениях дополнительного образования оно имеет свои специфические особенности, связанные в первую очередь с тем, что общение в этой системе — это общение в сообществе единомышленников, то есть людей живущих общими интересами и увлечениями. Совместная творческая увлеченность педагога и детей приводит к неформальности общения, что имеет высокую привлекательность в глазах детей, так как не только способствует установлению доброжелательной атмосферы, но и росту их самоуважения, чувства социальной значимости и взрослости. Как уже говорилось выше, преимущественными стилями, используемыми педагогами дополнительного образования, являются общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью и общение на основе дружеского расположения. Для этих стилей характерно устойчиво-положительное отношение педагога к детям, совместное продумывание законов и правил общения, совместный контроль за выполнением этих правил ровный тон и доброжелательные интонации. Такое общение создает подлинные демократические и гуманистические отношения, выводит ребенка на уровень активного участника (субъекта) взаимодействия, усиливает возможности учреждения дополнительного образования в организации познавательного досуга детей, в расширении и углублении их знаний, в обучении их конкретному делу, в развитии индивидуальных наклонностей и самоопределения личности.
И, наконец, творческая, доброжелательная атмосфера, возникающая в различных детских сообществах учреждений дополнительного образования благодаря перечисленным выше особенностям педагогического взаимодействия, дает реальный шанс для ребенка изменить свой социальный статус среди сверстников. Это может быть связано с тем, что, приходя в учреждение дополнительного образования, ребенок попадает в новое детское сообщество, которому неизвестен статус этого ребенка в школьном коллективе. На благоприятную социализацию в новом сообществе оказывают влияние уже другие факторы и требования, предъявляемые сообществом к ребенку. Кроме того, во внешкольных учреждениях детские сообщества достаточно часто носят разновозрастной характер. Это способствует тому, что старший ребенок, даже занимающий в одновозрастном школьном коллективе невысокий социальный статус, может проще реализовать свои лидерские амбиции, пользуясь более высоким интеллектуальным и физическим развитием, чем младшие воспитанники. Специфика педагогического взаимодействия в учреждениях дополнительного образования способствует компенсации недостатка внимания и участия, которые испытывает определенная часть детей в школе и семье, она во многом направлена на помощь в решении проблем педагогически запущенных и даже девиантных детей, через создание им условий для посильной и интересной работы, поднимающей их статус в детском сообществе.
Таким образом, все перечисленные выше специфические особенности организации взаимодействия между педагогом дополнительного образования и его воспитанниками прямо или косвенно позволяют первому выявлять и плодотворно решать социально-педагогические проблемы.
- Дополнительное образование или досуговая деятельность в разные возрастные периоды.
Досуговая деятельность дошкольников (от 3 -6, 7 лет). Досуговая деятельность в условиях детского сада является эффективным средством развития творческих способностей дошкольников при соблюдении следующих условий:
— поэтапная педагогическая технология сотворчества взрослого и ребенка как субъектов деятельности, основанная на принципах создания творческой атмосферы;
— психолого-педагогическое сопровождение досуговой деятельности ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями, склонностями и половозрастными интересами;
— модульная организация развивающей среды ДОУ для разных видов продуктивной досуговой деятельности.
Педагогическая технология развития творческого потенциала дошкольников в продуктивной досуговой деятельности разрабатывается в логике индивидуально-дифференцированного подхода, психолого-педагогического сопровождения ребенка и выстраивается поэтапно.
Этап 1 — «Путешествие в мир волшебников» — направлен на освоение детьми позиции субъекта в продуктивных видах деятельности. Работа на данном этапе строится в зависимости от уровня детской умелости в продуктивной деятельности. Данный этап включает «пошаговое» конструирование образовательного процесса. Первый шаг — «Удивительный мир волшебников» — формирует (закрепляет) общие представления детей о продуктивных видах деятельности (конструирование, работа с деревом, рукоделие, изобразительная деятельность), развивает познавательный интерес.
Наиболее эффективным для возникновения познавательного интереса
является организация в детском саду всевозможных выставок работ родителей, например «Чудеса вокруг нас», а также экскурсии в этнографический музей, разные формы работы с детской художественной литературой, дидактические игры. Организация наблюдения творческих трудовых процессов взрослых, беседы об изготовлении разных видов материалов (ткани, древесины, пластмассы, бумаги) и инструментах, используемых в деятельности, позволяют детям приобрести систематизированные представления о продуктивных видах деятельности, их творческой направленности. Появление у дошкольников стремления осуществлять продуктивные виды деятельности самостоятельно, овладение представлениями о структуре продуктивной деятельности, ее творческой направленности послужили основой для перехода ко второму шагу, суть которого в освоении базовых умений в продуктивных видах деятельности (работа с деревом, вышивание, конструирование, рисование), обеспечении освоения позиции субъекта, создании возможности ребенку для реализации свои творческих замыслов в деятельности.
Основной формой работы являются сказочные путешествия по стране Мастеров с игровыми персонажами (Лоскутик, Веселый Молоточек,
Волшебная Кисточка, Кирпичик), что позволяет естественным образом включать детей в проблемные ситуации, разрешая которые, они осваивают базовые умения в продуктивных видах деятельности.
Презентация педагогами парциальных образовательных программ продуктивных видов досуговой деятельности позволяет познакомить детей и родителей воспитанников с возможным содержанием досуговой деятельности. На основе диагностики детских половозрастных интересов к продуктивным видам деятельности педагог-психолог оказывает помощь ребенку в осуществлении выбора вида деятельности для дальнейшей ее организации в досуге. В результате определяются подгруппы детей, которые проявили желание заниматься в изобразительной студии, Мастерской Умелкина и т.д.
Характерна положительная динамика в освоении позиции субъекта и развитии творческого потенциала дошкольников. Появляется стремление к творческим проявлениям в деятельности, желание создать неповторимую, индивидуальную поделку с помощью подбора и чередования цвета (вышивка — нитки в узоре, детали конструктора в постройке), украшения (тесьма, блестки, подбор рамочки и т.п.).
Этап 2 — «Я — волшебник» — направлен на развитие творческого потенциала детей в продуктивных видах досуговой деятельности (конструирование, вышивание, работа с деревом, рисование). На этом этапе определена наиболее оптимальная организация детского досуга небольшими подгруппами (по 4-5 человек), не реже 2-х раз в неделю. Модульная организация развивающей среды ДОУ для разных видов продуктивной досуговой деятельности обеспечивает создание образовательного пространства с особой атмосферой творческого взаимодействия в интересном ребенку виде продуктивной деятельности (мини-мастерские, изобразительная студия и др.). Пространственный модуль включает все необходимые материалы и оборудование для данного вида деятельности, а также пособия и игры, побуждающие к творчеству, развитию воображения.
Тематика досуговой деятельности построена на основе сказочного сюжета, придуманного совместно с детьми. Сказочный сюжет создает эмоциональный настрой, необходимый для творчества. Характерен постепенный рост творческой инициативы детей от принятия игровой проблемы, поставленной педагогом, к придумыванию элементов сказочной ситуации, а затем самостоятельному определению тематики следующей встречи (нового поворота сказочного сюжета). Используется гибкая тактика руководства, где позиция педагога постепенно меняется: педагог — носитель знаний и умений организации продуктивных видов досуга; педагог — координатор досуговых замыслов и взаимодействий; педагог — партнер сотворчества, содеятельности в досуге, демонстратор образцов креативного поведения в деятельности.
Досуговая деятельность подростков (от 9-11 до 14 -15 лет).
Виды досуговой деятельности подростков можно классифицировать по пяти группам: отдых, развлечения, праздники, самообразование, творчество. Отдых снимает усталость и восстанавливает физические и духовные силы. Пассивный отдых снимает напряжение расслаблением, созерцанием природы, размышлением и т.п. Активный отдых представляет собой физическую и культурную деятельность (физкультура, туризм, чтение, слушание музыки и т.п.). Развлечения (просмотр кинофильмов, посещение театров, концертов, музеев, экскурсии, путешествия и т.п.) имеют компенсационный характер и обеспечивают человеку смену впечатлений. Праздники сочетают в себе отдых и развлечения, позволяют человеку ощутить эмоциональный подъём. Самообразование (чтение, лекции, Интернет и пр.) сочетает в себе приобретение знаний с развлечениями.
Процесс творчества с точки зрения педагогики является изначально развивающим, обогащающим личность человека, раскрывающим его талант, духовный потенциал. Правильно организованное пространство творческой деятельности формирует культуру личности, умение видеть и понимать прекрасное, сопереживать в процессе творчества.
Детский досуг осуществляется, прежде всего, в семье, а также в специальных учреждениях (библиотеки, музеи, клубы, дома творчества, спортивные секции, любительские объединения по интересам и др.).(3)
Самой распространённой формой проведения досуга подростков является общение. Все исследователи психологии подросткового возраста, так или иначе, сходятся в признании того огромного значения, которое имеет для подростков общения со сверстниками. Потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить родители, возникает у детей очень рано и с возрастом усиливается. Поведение подростков по своей специфике, является коллективно-групповым. Такую специфику поведения подростков некоторые учёные объясняют так:
Во-первых, общение со сверстниками — очень важный канал информации, по нему подростки узнают многие вещи, которых по тем или иным причинам им не сообщают взрослые.
Во-вторых, это специфический вид механических отношений. Групповая игра и другие виды совместной деятельности вырабатывают необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права.
Практика молодежного досуга показывает, что наиболее привлекательными формами для молодежи являются музыка, танцы, компьютерные игры, ток-шоу, КВН.
Досуговая деятельность юношеского периода (от 14-15 до 18 лет).
Досуговая культура – это, прежде всего, внутренняя культура человека, предполагающая наличие у него определенных личностных свойств, которые позволяют содержательно и с пользой проводить свободное время. Склад ума, характер, организованность, потребности и интересы, умения, вкусы, жизненные цели, желания – все это составляет личностный, индивидуально-субъективный аспект культуры досуга юношества.
Реферат по социальной педагогике — Стр 2
Важную роль в системе досуговой деятельности, и особенно общении старшеклассников играет организация шоу-программ, спецмероприятий, праздничных программ, тематических вечеров, а также занятия в различных творческих студиях, кружках, группах с огромным желанием участвуют в мероприятиях, которые разрабатывали сами, и с не меньшим удовольствием смотрят те программы, в которых участвуют их сверстники. Шоу-программа, представление — непременный атрибут в деятельности молодежных клубов разной направленности. При организации любой такой программы выделяется доминирующий образ, идея, новизна. Программа сочетает доступность и качество, эстетические качества и зрелищность.
Выбор видов досуговой деятельности индивидуален и зависит от интересов и потребностей, связанных с самовыражением и самореализацией личности.
Важную роль в культурной социализации старших школьников играет региональная социокультурная среда, в которой развивается личность молодого человека.
Дополнительное образование для взрослых.В наше время стремительного развития технологий, необходимо быстро реагировать на спрос рынка и постоянно изменять направление совей деятельности. При приеме на работу заключаются договора о повышении квалификации сотрудников, создают условия для освоения новых профессий, помогают в повышении квалификации, оказывают содействие и финансовую поддержку. Возможность получить дополнительное образование для взрослых осуществляется на базе вузов, лицеев, специализированных центров. Необходимо отметить, в компаниях создаются службы по управлению персоналом и осуществляется плановое обучение служащих, в объявлениях о вакансиях рабочих мест все чаще указывают – предоставляется обучение.
Дополнительное образование для взрослых доступно для всех желающих, полученные навыки помогают стать востребованными специалистами на современном рынке труда.
Вывод:
Социальное воспитание и социально-педагогическая деятельность в условиях учреждения дополнительного образования имеют свою специфику и отличия от той же деятельности, осуществляемой в рамках общеобразовательной деятельности. Данные отличия базируются на перечисленных выше особенностях психолого-педагогического взаимодействия в процессе организации познавательного досуга детей. В тоже время, учреждения дополнительного образования, являясь полноценной единицей социального воспитания, должны и могут способствовать решению собственно социально-педагогических задач.
Список литературы:
1. Андреев В.И. Педагогика.- Казань, 2000
2. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание.- М., 1986
3. Волощенко Г.Г. О единой концепции досуга //Досуг. Творчество.
4. Дюркгейм Э. Социология образования.- М., 1996
5. Коул М. Культурные механизмы развития //Вопросы психологии.- № 3, 1995
6. Мудрик А.В. Социализация и воспитание.- М.,1997
7. http://pedagogik.mgou.ru/.
8. http:// psiholog