Выдержка из текста работы
Современная производственно-хозяйственная деятельность предприятий характеризуется высокой динамичностью, связанной с постоянно изменяющимися потребностями рынка, ориентацией производства товаров и услуг на индивидуальные потребности клиентов, непрерывным совершенствованием технических возможностей и сильной конкуренцией. Эффективную реализацию производственных процессов в развивающейся инновационной экономике способны обеспечить современные подходы к организации материальных и информационных потоков на основе концепции управления цепочкой поставок, позволяющие оптимизировать процесс товародвижения от источника сырья до конечного потребителя.
В этих условиях особую актуальность приобретает проблема теоретического обоснования формирования системы организации материальных и информационных потоков на предприятии на основе концепции управления цепочкой поставок и решения методических и практических задач ее реализации на предприятии. Все вышесказанное и определяет актуальность темы исследования.
Целью курсовой работы является анализ логистического процесса обеспечения предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) проанализировать теоретические аспекты производственной логистики;
2) провести анализ логистического процесса на предприятии ЗАО «ЛМК».
Объектом исследования является ЗАО «Липецкая Металлургическая Компания», которая обладает полным металлургическим циклом.
Предмет исследования — производственная логистика.
Структура работы представлена введением, 2-мя главами, заключением и списком использованных источников.
1. Теоретические аспекты производственной логистики
1.1. Сущность и понятие производственной логистики
Производственная логистика — это логистический процесс обеспечения качественного, своевременного, ритмичного и комплексного производства продукции в соответствии с планами и хозяйственными договорами, направленный на сокращение производственного цикла и оптимизацию затрат на производство.
Задачей производственной логистики является управление материальными потоками внутри производственного предприятия. В рамках производственной логистики участников логистического процесса, как правило, связывают внутрипроизводственные отношения (в отличие от участников закупочного и распределительного логистических процессов, связанных товарно-денежными отношениями)1.
Современное промышленное производство — это сложнейший механизм, включающий в себя, как собственно производственно-технологические подразделения, осуществляющие производство полуфабрикатов, деталей, компонентов, сборочных единиц из исходного сырья и материалов, а затем сборку готовой продукции из этих элементов, так и большое количество вспомогательных подразделений, которые часто объединяют единым названием «инфраструктура» производства.
Как в основных, так и во вспомогательных подразделениях любой промышленной фирмы реализуется определенный набор элементарных и комплексных управленческих решений, составляющих предмет внутрипроизводственного логистического менеджмента и направленных на достижение одной цели — выпуска готовой продукции в соответствии с заданным производственным расписанием при соблюдении стандартов качества и максимальной экономии всех видов ресурсов.
Обобщенно задачи производственной логистики можно сформулировать следующим образом1:
· планирование и диспетчеризация производства на основе прогноза потребностей в готовой продукции и заказов потребителей;
· разработка планов-графиков выпуска продукции, согласованных со службами снабжения (закупок) и сбыта;
· установление нормативов незавершенного производства и контроль за их соблюдением;
· оперативное управление производством;
· контроль количества и качества продукции;
· участие в разработке и реализации производственных нововведений;
· контроль себестоимости производства готовой продукции.
Производственная логистика должна максимально учитывать особенности предприятия и выпускаемой продукции, характер производственного цикла, тип производства, систему снабжения основного производства и подачи материальных ресурсов на рабочие места, систему норм, параметры эффективности использования ресурсов.
Логистические подходы к организации и управлению производством в корне изменили критерии и параметры управления. В качестве примера можно привести учет такого фактора, как соотношение спроса и предложения на выпускаемую продукцию.
Когда спрос превышает предложение, можно с достаточной уверенностью полагать, что изготовленная с учетом конъюнктуры рынка партия изделий будет реализована. Поэтому приоритет получает максимальная загрузка оборудования. Причем чем крупнее будет изготовленная партия продукции, тем ниже окажется себестоимость единицы. Задача реализации на первом плане не стоит.
Ситуация меняется, когда предложение превышает спрос. В этом случае задача реализации произведенного продукта в условиях конкуренции выходит на первое место. Непостоянство и непредсказуемость рыночного спроса делают нецелесообразным создание и содержание больших запасов. В то же время производственник уже не имеет права упустить ни одного заказа. Отсюда необходимость в гибких производственных мощностях, способных быстро отреагировать производством на возникший спрос.
Другим аспектом актуальности производственной логистики является организация производства в рамках кооперации по выпуску сложных изделий. В этом случае транспортно-перемещающие операции могут быть объектом как производственной логистики, если используются собственные транспортные средства для перемещения грузов, так и транспортной логистики — при использовании транспорта общего пользования.
Большую роль в построении производственных логистических подсистем играет катомизация производства, которая заключается в придании выпускаемой продукции свойств и параметров, соответствующих заказам конкретных потребителей1.
Особое внимание в производственной логистике уделяется нормам расхода, которые оказывают существенное влияние на стоимость продукции. Нормы расхода материальных ресурсов — это максимально допустимое количество сырья, материалов, топлива, расходуемое на изготовление единицы продукции определенного качества и выполнение технологических операций, в том числе логистических.
Современное производство может выжить в рыночных условиях лишь в том случае, если оно способно быстро менять ассортимент и количество выпускаемой продукции. Внедрение логистических подходов к организации производства приводит к переосмыслению промышленной политики, которая раньше была направлена на решение задачи расширения производства за счет наличия на складах запасов готовой продукции, комплектующих, сырья и материалов. Сегодня логистика предлагает адаптироваться к изменениям спроса за счет создания запаса производственной мощности, универсальности оборудования и обслуживающего персонала, которые обеспечивают количественную и качественную/ассортиментную гибкость производства.
Цель производственной логистики заключается в точной синхронизации процесса производства и логистических операций во взаимосвязанных подразделениях.
1.2. Этапы становления и развития
Логистика, как наука и практика возникла в начале XIX века. Процесс ее эволюции сопровождался рядом исторических, экономических, социальных и технических преобразований, приведших ее к бурному развитию в настоящее время.
Родоначальником логистики считается французский военный специалист барон де Джомени (1779-1869), который определил ее как «практическое искусство движения войсками». Он утверждал, что логистика включает широкий круг вопросов по планированию, управлению и снабжению, определению мест дислокации войск, путей передвижения, и строительства.
Логистика как сформировавшаяся наука получает развитие в военном деле с середины XIX зека. В широких масштабах ее практические принципы реализовались уже в XX столетии. Становление логистики в той форме, которая известна сегодня, произошло при организации военного снабжения в годы второй мировой войны. Именно способность быстро и эффективно оперировать перемещением военных сил и средств, людей, техники, боеприпасов, топлива, медикаментов, обмундирования, продовольствия привела страны антигитлеровской коалиции к победе.
Первый этап: 1950-1960 гг.
Послевоенный период характерен развертыванием США значительного числа военных баз на отдаленных зарубежных территориях. США пришлось решать задачи оперативного, маневренного и оптимального обеспечения контингента войск необходимыми людскими и материальными ресурсами.
Рассматривая развитие логистики, экономист Дональд Бауэрсокс отмечал, что она возникла как реализация ряда проблем маркетинга в 50-60-е годы. П. Друкер (консультант по менеджменту) сформулировал проблему организационной структуры логистики и предложил компаниям сфокусировать внимание на возможных решениях. В 1960 году он писал: «Сегодня мы знаем о логистике примерно столько, сколько современники Наполеона знали об Африке. Мы знаем, что она существует. Мы знаем, что она большая. И это все». В своей статье он отмечает, что логистика является последним барьером на пути управления к достижению более полной эффективности про……..
Список использованных источников
1) Семененко, А.И., В.И. Сергеев. Логистика. Основы теории: Учебник для вузов / А.И. Семененко , В.И. Сергеев. — СПб., 2011. — 544 с.
2) Логистика: Учебник / Под ред. Б.А. Аникина: 3-е издание, перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2006. — 368 с.
3) Миротин, Л.Б., Некрасов, А.Г. Логистика интегрированных цепочек поставок: Учебник / Л.Б. Миротин, А.Г.Некрасов. — М.: Изд-во «Экзамен», 2011. — 256 с.
4) Неруш, Ю.М. Логистика: Учеб. для вузов / Ю.М. Неруш. — 3-е изд., перераб. и допол. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — 495 с.
5) Новиков, О.А., Уваров, С.А. Логистика: Учебное пособие / О.А. Новиков, С.А. Уваров. — СПб., 1999. — 208 с.
6) Основы логистики: Учебное пособие / Под ред. Л.Б. Миротина, В.И. Сергеева. — М., 1999. — 200 с.
7) Аникин, Б.А., Тяпухин, А.П. Коммерческая логистика: Учебник / Б.А.Аникин, А.П. Тяпухин. — М., 2005. — 432 с.
8) Гаджинский, А. М. Логистика: Учебник для высших и средних специальных учебных заведений/А.М. Гаджинский. —
9) Сидоров, И.И. Логистическая концепция управления предприятием / И.И. Сидоров. — СПб.: ДНТП общества «Знание», ИВЭСЭП, 2001. — 168 с.
10) Стаханов, В.Н., Тамбовцев, С.Н. Промышленная логистика: Учебное пособие / В.Н. Стаханов, С.Н. Тамбовцев. — М., 2000. — 96 с.
11) Стаханов, В.Н., Украинцев, В.Б. Теоретические основы логистики / В.Н. Стаханов, С.Н. Тамбовцев. — Ростов н/Д: «Феникс», 2009. — 160 с.
12) Родионова, В.Н., Федоркова, Н.В. Управление материальными потоками в производстве: Учебное пособие / В.Н. Родионова, Н.В. Федоркова. — Воронеж, 1998. — 116 с.
13) Туровец, О.Г., Родионова, В.Н. Теоретические основы организации производства / О.Г. Туровец, В.Н. Родионова. — Воронеж, 2003. — С.146 — 159.
14) Организация производства: Учебник для вузов / Под ред. О.Г. Туровца. — М.: «Экономика и финансы», 2012. — 552 с.
15) Белоусова, Ю.Г. Организация материальных и информационных потоков на предприятии // Экономинфо, 2007. — №7. — С. 78 — 82.
16) Дудорин, В.И. Информатика в управлении производством: Учебник / В.И. Дудорин. — М.: Издательство «Менеджер», 1999. — 464 с.
17) Модели и методы теории логистики: Учебное пособие / Под ред. В.С. Лукинского. — СПб., 2010. — 176 с.
18) Богданов, А.А. Тектология (Всеобщая организационная наука) / А.А. Богданов. — М., 2003. — 427 с.
19) Воронин, С.И. Организационное проектирование: Уч.пос. / С.И. Воронин. — Воронеж: ВГТУ, 2001. — 105 с.
20) Имаи, М. Гемба кайдзен: Путь к снижению затрат и повышению качества / М. Имаи. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. — 345 с.
21) Имаи, М. Кайдзен: Ключ к успеху японских компаний / М. Имаи. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. — 274 с.