Содержание
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1 Общие положения правового регулирования лицензионной деятельности…………………………………………………………………………………………7
§ 1.1 Лицензирование как институт административного права ………………7
§ 1.2 Лицензируемые виды деятельности…………………………………………..17
§ 1.3 Порядок лицензирования………………………………………………….26
Глава 2 Организация лицензионной деятельности полиции…………………….43
§ 2.1 Организация работы ОВД по обеспечению правил разрешительной системы…………………………………………………………………………..43
§ 2.2 Порядок выдачи разрешений на приобретение и хранение оружия и боеприпасов.……………………………………………………………………..52
§ 2.3 Особенности лицензирования частной детективной и охранной деятельности…………………………………………………………………….65
Глава 3 Проблемы административной ответственности за нарушение порядка и условий лицензирования юридических и физических лиц…………………82
§ 1. Характеристика мер принуждения, применяемых за нарушение порядка и условий лицензирования…………………………………………………………82
§ 2. Ответственность за осуществление деятельности без лицензии либо с нарушением лицензионных требований и условий …………………………..95
Заключение…………………………………………………………………….103
Библиография………………………………..………………………………………….106
Выдержка из текста работы
Отношения — это социально-правовое явление, которое затрагивает различные слои населения и образуют социально-правовую взаимосвязь в обществе. Данная взаимосвязь строится на праве, которое определяет внутреннюю структуру и отрасль взаимодействия тех или иных отношений.
Внутреннее взаимодействие отношений определяется административно-правовым механизмом, который обеспечивает процесс реализации данной функций Российского государства как социально-правового процесса реализации методов исполнительной власти.
Основную роль в процессе оптимизации играет лицензирование, которое, появившись, как правовая форма управления в экономической сфере, сегодня нашла свое применение практически во всех сферах государственного управления.
Одним из видов государственного управления является лицензионно-разрешительная деятельность органов государственной исполнительной власти.
Лицензионно-разрешительная деятельность — это система, которая устанавливает правовой порядок или норму, которая устанавливает обязательность получения от уполномоченных государственных органов разрешений или лицензий на совершение определенных действий или получение определенных правомочий предприятиями, учреждениями, объединениями, либо отдельными гражданами.
Лицензионно-разрешительная система регулирует общественные отношения и выполняет предупредительно-охранную функцию, которая направлена на предупреждение несоблюдения требований нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок оборота предметов и веществ, имеющих повышенную общественную опасность.
Под лицензионно-разрешительной системой понимается закрепленный в правовых нормах порядок, предусматривающий обязательность получения от уполномоченных государственных органов лицензий или разрешений на совершение определенных действий или получение определенных правомочий предприятиями, учреждениями, объединениями либо отдельными гражданами.
Актуальность данной темы заключается в том, что в условиях стремительного развития рыночных отношений одной из главных и приоритетных целей государства является обеспечение защиты прав, законных интересов, нравственности и здоровья людей, проживающих в Российской Федерации. Эту защиту осуществляют правоохранительные органы, которые в своей деятельности используют систему лицензионно-разрешительного управления. Одним из правоохранительных органов являются органы внутренних дел.
Лицензионно-разрешительная деятельность органов внутренних дел на сегодняшний день не изучена в полном объеме. В основном рассматриваются общие положения разрешительной системы и разрешительное производство, но участие органов внутренних дел в осуществлении данной деятельности не рассматривается в достаточном объеме.
Целью данной работы является изучение проблемы участия органов внутренних дел в процессе осуществления лицензионно-разрешительной деятельности.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
.Рассмотреть понятие и особенности разрешительной системы Российской Федерации;
.Изучить разрешительное производство;
.Рассмотреть лицензионно-разрешительную деятельность органов внутренних дел в отношении оружия.
1. Лицензионно-разрешительная система
.1 Понятие лицензионно-разрешительной системы государства
Разрешительная система — это урегулированная правом совокупность общественных отношений субъектов административной власти с гражданами и организациями, возникающих в связи с выдачей разрешений на занятие определёнными видами деятельности и последующим надзором за соблюдением правил и условий осуществления разрешенной деятельности.
Цель разрешительной системы — обеспечение безопасности граждан, общества, государства. Некоторые виды общественно полезной деятельности, если они осуществляются непрофессионально, без соблюдения необходимых правил, могут причинить большой вред обществу. Поэтому ею могут заниматься только те, кто получил на это разрешение компетентного органа, без разрешения совершать такие действия нельзя. Эта система призвана защищать граждан, общество, государство от вреда, который может быть причинен неправильным осуществлением деятельности, в отношении которой установлен относительный запрет.
В разрешительной системе можно выделить четыре главных элемента:
) наличие относительного запрета. Он может быть прямо или косвенно закреплен правовой нормой. Чаще всего это делается косвенно: устанавливается, что заниматься определенной работой можно только при наличии разрешения на это;
) деятельность по выдаче разрешений, осуществляемая субъектами функциональной власти в отношении граждан, организаций, организационно им не подчиненных. Для не властной стороны это означает получение разрешения. Сейчас разрешения чаще всего называют лицензиями, но достаточно широко используются и другие названия: право на управление (автомобилем, катером), допуск (к государственной тайне, к определенной работе), квалификационный аттестат (например, специалиста по таможенному оформлению), квота и так далее Разрешение, как правило, дается уполномоченным исполнительным органом государственной власти, в порядке, установленном правовыми актами. Выдача разрешений — центральный элемент системы, поэтому она и называется разрешительной;
) надзор за соблюдением лицензиатами и иными субъектами, получившими разрешения, правил и условий при осуществлении соответствующей деятельности;
) применение принудительных мер для прекращения нарушения правил, условий разрешенной деятельности и привлечение виновных к юридической ответственности.
Разрешения, выдаваемые в рамках рассматриваемой системы, и все складывающиеся при этом отношения следует отличать от смежных явлений.
Во-первых, от разрешений, выдаваемых линейным руководителем своему подчиненному, как разового характера, как например, санкция прокурора на совершения следователем прокуратуры обыска, так и путем предоставления определенного полномочия, такое как, налагать дисциплинарные взыскания на подчиненных. Здесь существуют совсем иные отношения, процедуры, отсутствует возможность административного принуждения.
Во-вторых, от разрешений на совершение единичных действий, таких, как выдача визы для выезда из России, разрешение на сдачу экзамена, разрешение на ранний брак. Так, ст. 13 Семейного кодекса РФ установлено, что по просьбе жениха или невесты может быть дано разрешение вступить в брак лицам, достигшим шестнадцатилетнего возраста, хотя по общему правилу брачный возраст равен восемнадцати годам. В названных и иных подобных случаях совершается действия единичные, не связанные с обеспечением безопасности, а потому не подлежащие последующему надзору.[4]
Представляется, что разрешение на совершение разовых действий, даже если они называются лицензиями, например, на отстрел лося, косулей, находится за рамками разрешительной системы.
В-третьих, то же самое можно сказать и о документах об окончаний образовательных учреждений. Известно, что диплом о высшем образовании позволяет занимать соответствующие должности. Он действует пожизненно, но сам по себе документ об образовании — только одно из предварительных условий занятия должности: нужен еще приказ о назначении на должность. А если врач хочет самостоятельно заниматься медицинской деятельностью, он должен получить на это лицензию.
Допуск к работе с секретными материалами, принятия на работу водителя и так далее производится при наличии у лица разрешения и приказа линейного руководителя. Здесь можно говорить о специфике взаимоотношений, поскольку в последующем надзор осуществляют и линейный руководитель, и орган функциональной власти.
Во многом схоже с разрешительной системой государственная регистрация. Но это два разных способа, принадлежащие к разным методам административного воздействия. При регистрации граждан, транспортных средств, сделок с недвижимостью и т. д. не принимается административный акт, разрешающий деятельность. Регистрация состоит в проверке законности фактов, их официальном признании и последующем учете. А выдаче разрешений с последующим надзором связана с определенными видами деятельности, правонаделением соответствующих субъектов.
Разрешительная система органично сочетает личный (частный) и публичные интересы. Но ее применение в большом объеме, чем это необходимо, порождает напряженность в отношениях с субъектами государственной власти, способствует развитию бюрократизма. А там, где разрешительная процедура недостаточно регулируется правом, возникают волокита, произвол, злоупотребления властью и даже коррупция. В 90-х гг. в рассматриваемой системе очень значимым был еще один аспект — фискальный, ибо получение платы за выдачу лицензий рассматривалось как источник пополнения бюджетов.[11, с. 288]
Невластными субъектами разрешительных правоотношений являются граждане, в том числе индивидуальные предприниматели и организации. Из содержания ст.2 Закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» следует, что лицензии выдаются «юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю».[5] Закон не относит к числу лицензиатов филиалы и другие обособленные подразделения юридических лиц. Значит, лицензирование деятельности филиалов юридических лиц необходимо только в тех случаях, когда это предусмотрено специальным федеральным законом. Например, в соответствии с Законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» филиалы вуза проходят лицензирование и аттестацию самостоятельно.
Компетентный орган дает разрешение конкретному субъекту на каждый лицензируемый вид деятельности. Если разрешение выдано федеральным органом государственной власти, оно носит экстерриториальный характер. Это означает, что деятельность может осуществляться на всей территории России. По общему правилу, если лицензия выдана органом субъекта Федерации, соответствующая деятельность может осуществляться на территории данного субъекта.
Регистрация проводится в течение 30 дней по предъявлении оригинала лицензии с проверкой, при необходимости, указанных в ней данных, условий осуществления соответствующего вида деятельности и условий безопасности.
Федеральными актами может быть установлено бессрочное действие разрешение (лицензии). Но, как правило, срок их действия определяется положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, но не может быть менее трех лет. На меньший срок разрешение выдается только в индивидуальном порядке по заявлению соискателя лицензии.[11, c. 288]
Соответствующая деятельность не должна осуществляться, если: 1) истек срок разрешения; 2) разрешение выдано на иную деятельность; 3) другому лицу.
Правовая основа разрешительной системы состоит из многих юридических актов разной юридической силы. Ведущая роль здесь принадлежит Федеральному закону «О лицензировании отдельных видов деятельности». Без преувеличения его можно считать основами законодательства о разрешительной системе. Но только в отношении предпринимательской деятельности. Кроме того, этот закон не распространяется на внешнеэкономическую, таможенную, природоохранную деятельность, а также отношения, возникающие в связи с использованием интеллектуальной собственности, и ряд других видов разрешаемой деятельности.
В соответствии с Законом лицензирование производится в отношении таких видов деятельности, «осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, нравственности и здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства и регулирование которых не может осуществлять иными методами…».
Из ст.2, 5 указанного Закона можно сделать вывод, что лицензируемые виды деятельности определяется федеральными законами. Президент России и Правительства вправе определять работы и услуги в рамках названных законом видов лицензионной деятельности, утверждать положение и определять порядок лицензирования конкретных видов деятельности.
Вопросы лицензирования разных вдов деятельности регулируются законами «Об образовании», «О безопасности дорожного движения», «О частной детективной и охранной деятельности», Таможенным кодексом, Воздушным кодексом и многими другими законами и подзаконными федеральными актами. В субъектах Федерации было принято много законов и подзаконных актов о лицензировании. Их продолжает принимать и после вступления в силу Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности». Очевидно, что возникло противоречие между федеральными актами и актами субъектов Федерации по этому вопросу.
Статья 5 Закона о лицензировании устанавливает, что Президент РФ и Правительства относит полномочия «на осуществление лицензирования конкретных видов деятельности к компетенции федеральных органов государственной власти».[5] Из текста Закона о лицензировании очевидно, что центральные и иные органы федеральных ведомств не вправе регулировать порядок лицензировании. В настоящее время порядок лицензирования многих видов деятельности регулируется общими актами центральных органов тех ведомств, которые и осуществляют лицензирование. Поэтому в таких положениях (инструкциях) очень четко отражен ведомственный интерес, но не столь четко определены формы защиты прав соискателей лицензий. Реализация Закона о лицензировании требует замены ведомственных нормативных актов правительственными. Хочется надеяться, что это не займет много времени. Очевидно, что включение любой деятельности в орбиту разрешительной системы означает ограничение свободы осуществлять ее. Поэтому это должно делаться только на основании федерального закона. Отрадно, что закон все более и более становиться правовой основой разрешительной системы, ограничивая подзаконное правотворчество в этом важном деле. Поскольку уже десятки федеральных законов определяют виды лицензируемой деятельности, полезно было бы иметь единый федеральный реестр лицензированных видов деятельности, содержание которого было бы доступно каждому интересующемуся этим вопросом лицу. В КоАП РФ есть статьи об ответственности работников торговли за продажу огнестрельного гладкоствольного оружия гражданам, не имеющим разрешение ОВД, за управление транспортными средствами лицами, не имеющим право управления.[2] К сожалению, пока нет общей федеральной нормой, устанавливающей административную ответственность за незаконное занятие лицензируемой деятельностью, а также за нарушение лицензионных условий. В УК РФ говорится об ответственности за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения, когда оно обязательно, или с нарушением условий лицензирования, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере. Крупным в ст. 171 признается доход, сумма которого превышает 200 МРОТ. Общие нормы об административной ответственности за нарушение лицензионных правил имеются в законах субъектов Федерации.[3]
.2 История развития лицензионно-разрешительной системы в Российской Федерации
На всех исторических этапах развития Российского государства применение разрешительных мер в регулировании оборота оружия и взрывчатых веществ, а также в контроле за частной детективной и охранной деятельностью являлось одной из эффективных форм правоохранительной деятельности и способствовало поддержанию общественного порядка в стране. Применение разрешительных мер в данном процессе создавала лицензионно-разрешительную систему государства.
Лицензионно-разрешительная система — это деятельность, которая урегулирована правом. Данная деятельность связана с выдачей определенных лицензий на занятие какой-то деятельностью и последующим надзором за соблюдения правил и условий осуществления разрешенной деятельности.
Лицензионно-разрешительная система представляет собой систему стандартов, требований и норм, которые устанавливают определенный порядок правоотношений, возникших при обороте гражданского, служебного оружия, предметов и веществ, на которые установлен особый режим пользования.
Огнестрельное оружие на Руси появилось в середине четырнадцатого века. Начиная с этого периода времени стали появляться нормативно-правовые положения, которые определяли порядок хранения, ношения оружия и санкции за нарушение данных норм.
В тот исторический период лицензионно-разрешительной системы не было, были лишь отдельные органы власти, которые отвечали и выдавали лицензии на тот или иной вид деятельности. Контроль над их выполнением возлагается на различных должностных лиц правоохранительных органов Российской империи.
Зарождение лицензионно-разрешительной системы начинается с середины девятнадцатого века, а первый законодательный акт, рассматривавший вопросы контроля над оружием, был подписан Петром I 14 февраля 1700 года.
Лицензионно-разрешительная система Российской Федерации в дореволюционный период была развита слабо. Основным направлением данной системы был контроль над оружием. Гражданам Российской империи, которые не состояли на учете в полиции, и были психически здоровыми, разрешалось приобретать и хранить оружие. Действующее законодательство той эпохи разрешало гражданам иметь короткоствольное огнестрельное оружие и огнестрельное оружие для охоты или занятия спортом.
Лицензию на приобретение оружия выдавали генерал-губернатор, губернатор или градоначальник, они же могли лишать этого права за неосторожное или умышленное использование оружия, но при этом оружие изымалось полицией. Оружие было доступно всем сословиям, и контроль над оружием велся очень слабо и практически не осуществлялся.
Необходимость изъятия огнестрельного оружия, в избытке скопившегося у населения в Первую мировую и Гражданскую войны, была приоритетной задачей государственного аппарата Советского государства. В эти годы «…росту насилия благоприятствовали широкое распространение и доступность оружия, которое находилось в личном пользовании, а также возникшее у многих за годы Первой мировой войны желание и привычка использовать его.[10, с. 456]
Развитие института разрешительной системы связано с рождением Советского государства, которое в начальный период своего существования, наряду с важнейшими историческими декретами о мире, о национализации земли, крупной промышленности и торговли, банков, железных дорог, издало ряд декретов, устанавливающих разрешительную систему во многих сферах общественной жизни.
В период становления Советского государства лицензионно-разрешительная система являлась средством сохранения завоеваний революции, и главным ее назначением было обеспечение государственной безопасности. Основной целью лицензионно-разрешительной системы той эпохи было обеспечение нормального функционирования объектов повышенной опасности и предупреждения правонарушений в обществе.
Отсутствие контроля в царской России над распространением оружия, приводит к большой его концентрации у населения, то есть порождает причины, способствующие осложнению оперативной обстановки.
Основным направлением лицензионно-разрешительной деятельности в Советском государстве на этапе становления лицензионно-разрешительной системы был контроль над оружием. Одним из первых нормативно-правовых документов лицензионно-разрешительной системы послереволюционной эпохи стал «Декрет о сдаче оружия». Данный документ обязывал все население сдать находящееся у него оружие, в том числе и холодное.
Данным декретом все выданные ранее разрешения на хранение оружия объявлялись недействительными, а лица, имевшие оружие, были обязаны сдать его. Оружие не отбиралось только у членов партии по представлению комитетов РКП(б), но они могли иметь не более одной винтовки и одного револьвера. При этом оружие не обезличивалось, а закреплялось за владельцем.
Контроль над хранением и использованием огнестрельного оружия осуществлялся военно-революционными комитетами и чрезвычайными комиссиями. В начале 20-х годов к выполнению контрольной функции стала привлекаться и милиция. Декретом «О выдаче и хранении огнестрельного оружия и обращении с ним» на милицию совместно с ВЧК возлагаются функции по осуществлению контроля над выполнением правил выдачи и хранения оружия. Предусматривалась административная ответственность за незаконное хранение огнестрельного оружия.
С принятием Уголовного кодекса РСФСФ в лицензионно-разрешительную систему Советского государства кроме административной ответственности вводится и уголовная, которая в дальнейшем усиливается.
Развитию лицензионно-разрешительной системы Советского государства способствовали принятые в 1927 году постановления ВЦИК и СНК, которые распределяли компетенцию структурных подразделений административных отделов и соответствующих органов ОГПУ в сфере лицензионно-разрешительной деятельности.
В период Великой Отечественной войны деятельность органов внутренних дел в части лицензионно-разрешительной системы осуществлялась в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР «О военном положении».
В послевоенный период в Советском государстве происходит совершенствование нормативно-правой базы, которая регламентирует деятельность милиции по осуществлению разрешительной системы.
В лицензионно-разрешительной системе Советского государство хотя и наблюдался процесс развития, но при этом в данной системе присутствовали свои проблемы. Это проявлялось в том, что отсутствовал единый подход к организационному обеспечению разрешительной системы органов внутренних дел. Лицензионно-разрешительная деятельность была возложена на аппарат всей милиции, но по факту данную деятельность выполняли подразделения оперативных служб, уголовного розыска и БХСС.
Проблема организационно-правового обеспечения лицензионно-разрешительной системы Советского государства была ликвидирована с принятием Указа Президиума Верховного Совета СССР «Об основных обязанностях и правах советской милиции по охране общественного порядка и борьбе с преступностью». Данный Указ определял субъект разрешительной системы, которым являлась административная служба милиции. Данный Указ определял субъект разрешительной системы, который определял административную деятельность милиции.[10, c. 456]
На всех исторических этапах развития свободного демократического Российского государства деятельность органов лицензионно-разрешительной системы являлось одной из эффективных форм правоохранительной деятельности и способствовало поддержанию общественного порядка в стране.
Лицензионно-разрешительная система — это урегулированная правом совокупность общественных отношений субъектов административной власти с гражданами и организациями, возникающих в связи с выдачей разрешений на занятие определенными видами деятельности и последующим надзором за соблюдением правил и условий осуществления разрешительной деятельности.
В настоящее время законодательные изменения привели к ужесточению надзора в сфере лицензионно-разрешительной системы Российского государства. Налажен механизм внутриведомственного контроля органов лицензионно-разрешительной системы. Подразделения лицензионно-разрешительной системы органов внутренних дел теперь являются неотъемлемым самостоятельным звеном в структуре полиции и обеспечивают повседневные задачи, связанные с охраной общественного порядка и борьбы с преступностью.
2. Лицензионно-разрешительная деятельность органов внутренних дел Российской Федерации
.1 Организация работы органов внутренних дел по осуществлению лицензионно-разрешительной деятельности
Для осуществления лицензионно-разрешительной деятельности в структуре ГУООП МВД России; МВД; ГУВД субъектов РФ, окружных, городских, районных органов внутренних дел созданы подразделения, выполняющие лицензионно-разрешительные и контрольные функции в сфере лицензирования и контроля за частной детективной и охранной деятельностью.
Кроме указанных подразделений вопросами лицензионно-разрешительной деятельности (в части контроля за оборотом оружия, за частной детективной и охранной деятельностью) занимаются другие подразделения органов внутренних дел. В частности, в этой деятельности принимают участие сотрудники уголовного розыска, участковые инспекторы милиции, подразделения по борьбе с преступлениями в сфере экономики и др.
Организация деятельности всех подразделений по осуществлению лицензионно-разрешительной работы возложена на органы внутренних дел, в структуру которых входят эти подразделения. В масштабе Российской Федерации организация этой работы возложена на МВД Российской Федерации. В соответствии с Положением «О Министерстве внутренних дел Российской Федерации» предусмотрена организация деятельности органов внутренних дел по обеспечению выполнения требований разрешительной системы. Законами «О милиции», «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», «Об оружии» на органы внутренних дел также возложена обязанность осуществления лицензионно-разрешительной деятельности. С этой целью в органах внутренних дел созданы подразделения по лицензионно-разрешительной работе и контролю за частной детективной и охранной деятельностью. Правовое положение этих подразделений детально определено большей частью в ведомственных нормативно-правовых актах Министерства внутренних дел Российской Федерации. В соответствии с ними органы внутренних дел: оформляют, выдают лицензии на приобретение, хранение, торговлю, коллекционирование, экспонирование гражданского и служебного оружия, основных частей оружия и патронов к нему, выдают разрешения на хранение и ношение оружия и патронов, разрешения на вывоз их из Российской Федерации, а также разрешений на перевозку, транспортирование, функционирование стрелковых объектов, выдают лицензии на занятие частной детективной и охранной деятельностью предприятиям (объединениям), службам безопасности и гражданам, аннулируют выданные лицензии и разрешения, осуществляют контроль за оборотом оружия и частной детективной и охранной деятельностью.[7, с. 102]
Оформление материалов о выдаче лицензий и разрешений. Прием заявлений от граждан Российской Федерации о выдаче лицензий и разрешений, переоформлении или продлении срока их действия принимается органами внутренних дел по месту их регистрации. Граждане наряду с заявлением, предъявляют в органы внутренних дел медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к владению оружием, связанных с нарушением зрения, психическим заболеванием, алкоголизмом или наркоманией, документ подтверждающий гражданство Российской Федерации и др. Руководителями юридических лиц, претендующих на получение лицензии предъявляется необходимый перечень документов, предусмотренных нормативными актами. Представленные документы регистрируются в журнале регистрации заявлений, обращений, выдачи лицензий и разрешений. В нем же производится отметка о результатах рассмотрения заявления, о выдаче заявителю лицензии или разрешения, либо письменного уведомления об отказе в их выдаче. Заявление и поступающие материалы, не имеющие полного перечня необходимых документов, не подлежат регистрации сотрудниками органов внутренних дел и служат одним из оснований отказа в выдаче лицензии или разрешения. Материалы о выдаче лицензии рассматриваются органами внутренних дел в течение одного месяца, о выдаче разрешений — в течение двух недель со дня подачи заявления.
Законодательством Российской Федерации предусмотрены основания, исключающие выдачу гражданам лицензий на приобретение оружия. Так, лицензии не выдаются гражданам: не достигшим возраста, установленного законом; не предоставившим медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к владению оружием; имеющим судимость за совершение умышленного преступления; отбывающим наказание за совершенное преступление; совершившим повторно в течение года административное правонарушение, посягающее на общественный порядок или установленный порядок управления; не предоставившим в органы внутренних дел документы, подтверждающие прохождение проверки знания правил безопасности обращения с оружием и другие документы, указанные в законе «Об оружии» и законе «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».
Выдача лицензий (разрешений). Компетенция органов внутренних дел в выдаче лицензий и разрешений неодинакова. Так, городские, районные, районные в городах, отделы (управления) внутренних дел, подразделения, подчиненные 8 ГУ МВД России имеют право выдавать лицензии на приобретение огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны, газовых пистолетов и револьверов, огнестрельного бесствольного оружия отечественного производства и сигнального оружия; лицензии на приобретение охотничьего пневматического оружия, охотничьего гладкоствольного и спортивного огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия; лицензии на приобретение гражданского, служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации юридическим лицам, производящим оружие или патроны, а также имеющим лицензии на их торговлю; разрешения на хранение и ношение охотничьего пневматического, охотничьего гладкоствольного и спортивного оружия; разрешения на транспортирование оружия и патронов гражданам и юридическим лицам; разрешение на хранение и ношение оружия.[9, c. 339]
Линейные управления (отделы) внутренних дел на транспорте выдают лицензии на приобретение гражданского и служебного оружия и патронов, разрешение на их хранение, перевозку юридическим лицам с особыми уставными задачами Министерства путей сообщения Российской Федерации, Федеральной авиационной службы Российской Федерации, служб речного и морского флота Министерства транспорта Российской Федерации, а также разрешения на хранение и ношение оружия их работниками при исполнении служебных обязанностей.
МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации имеют право выдавать лицензии и разрешения на торговлю, коллекционирование, экспонирование оружия, на приобретение оружия с нарезным стволом, разрешения на ввоз и вывоз оружия гражданам России и иностранным гражданам.
Главное управление охраны общественного порядка МВД России выдает лицензии и разрешения, оформление которых производится МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации и горрайорганов внутренних дел. Кроме того, ГУООП согласовывает выдачу, продление срока действия и переоформления Министерством экономики России лицензий на производство гражданского и служебного оружия юридическим лицам.
Выдаваемые органами внутренних дел лицензии и разрешения являются документами подтверждающими права гражданина, юридического лица на осуществление указанного в разрешении вида деятельности, а также права приобретения, хранения, ношения оружия. Сроки действия выдаваемых лицензий и разрешений различны. Так, разрешение на хранение и ношение гражданского оружия выдается сроком на пять лет. Лицензия, подтверждающая право занятия частной детективной деятельностью выдается сроком на три года. По истечении указанного в лицензии срока действия, он продляется теми органами внутренних дел, где выдавалась лицензия.
.2 Лицензионно-разрешительная деятельность органов внутренних дел в сфере оружия
Оружие — специфический товар, требующий осторожности и контроля на всех этапах его оборота. Обладание оружием в различные периоды истории предопределялось несовпадающими факторами и решало различные задачи — от самозащиты до удовлетворения эстетических потребностей и являлось предметом быта, и национальной или этнической гордостью.
Приобретение оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации подлежит лицензированию, за исключением приобретения оружия и патронов к нему государственными военизированными организациями.
Лицензии на приобретение оружия и патронов к нему выдаются органами внутренних дел на основании заявлений граждан Российской Федерации.
Лицензия — один из базовых документов, определяющих возможность владения оружием. Вопрос дальнейшего приобретения, а равно распоряжения оружием не может быть решен без соответствующего лицензирования. Поэтому, на наш взгляд необходимо помнить, что наша жизнь, безопасность и спокойствие всегда в наших руках и следует разумно распоряжаться имеющимися возможностями.
Процесс лицензирования в регионах осуществляют специальные центры лицензионно-разрешительной работы МВД России.
Лицензии на приобретение оружия и патронов к нему выдаются органами внутренних дел на основании заявлений граждан.
В заявлении указываются сведения о видах оружия, которое планируется приобрести, и мерах, принятых для обеспечения учета и сохранности оружия. Заявитель также обязан представить учредительные и регистрационные документы юридического лица или документы, удостоверяющие личность гражданина, и другие предусмотренные настоящим Федеральным законом документы.[8, c. 459]
Без взимания единовременных сборов выдаются лицензии:
.на приобретение, разрешение на хранение, ввоз или вывоз и транспортирование основных частей огнестрельного оружия;
.приобретение патронов юридическими лицами на территории РФ;
.коллекционирование и экспонирование патронов юридическим лицам и гражданами.
Без взимания единовременных сборов выдаются лицензии на приобретение, разрешения на хранение, ввоз или вывоз и транспортирование основных частей огнестрельного оружия, а так же лицензии на приобретение патронов юридическим лицам на территории Российской Федерации.[8, c.459]
Лицензия выдается на приобретение:
.огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны, газовых пистолетов и револьверов, огнестрельного бесствольного оружия отечественного производства и сигнального оружия гражданам РФ;
.охотничьего пневматического оружия, охотничьего гладкоствольного и спортивного огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия гражданам РФ;
.гражданского, служебного оружия и патронов на территории РФ юридическим лицам, производящим оружие или патроны, а также имеющим лицензии на торговлю ими;
.охотничьего оружия, в том числе с нарезным стволом, и патронов к нему на территории РФ, а также разрешения на их хранение и использование, хранение и ношение — в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях организациям, ведущим охотничье хозяйство, специализированным предприятиям, ведущим охотничий или морской зверобойный промысел, и гражданам РФ, проживающим в указанных местностях.
Лицензия выдается сроком на полгода, после чего гражданин должен вновь ее переоформить.
Разрешения органами внутренних дел выдаются:
.на хранение и ношение охотничьего пневматического, охотничьего гладкоствольного и спортивного огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, а также разрешения на хранение огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны, а также без права ношения гражданам Российской Федерации;
.на транспортирование оружия, а также патронов юридическим лицам и гражданам Российской Федерации;
.на хранение и использование оружия юридическим лицам с особыми уставными задачами на основании лицензий на их приобретение;
.на хранение и ношение оружия при исполнении служебных обязанностей работникам юридических лиц с особыми уставными задачами.
Законодательство устанавливает достаточно долгий срок на принятие решения о выдаче необходимой гражданину лицензии. Заявление о выдаче лицензии рассматривается указанными органами в течение месяца со дня его подачи. И если вы считаете, что имеются все основания к его сокращению и что необходимо лишь удостовериться в правильности заполнения всех форм и поданных документов, то спешим вас огорчить. В течение указанного срока сотрудник, к которому попало ваше заявление, не только проверяет порядок соблюдения его подачи, но и уточняет содержащиеся в нем сведения на предмет их объективности, полноты и истинности. В нескольких словах суть такого рода проверки сводится к сопоставлению заявленных вами данных с данными, представленными иными органами власти и управления и содержащими характеризующие заявителя сведения.
Лицензирование приобретения оружия и патронов к нему осуществляется в определенном порядке:
Заявления граждан о выдаче лицензий принимаются в приемные дни в установленное время сотрудниками подразделений лицензионно-разрешительной работы органов внутренних дел либо сотрудниками, на которых возложены такие обязанности, в специально выделенных для этих целей служебных помещениях. В каждом конкретном регионе устанавливается свой график приема.
Обращения руководителей юридических лиц рассматриваются органами внутренних дел по месту регистрации юридических лиц.
Заявления граждан Российской Федерации о выдаче лицензий, переоформлении и продлении срока их действия подаются в орган внутренних дел по месту жительства.
Иностранные граждане для получения лицензии на приобретение гражданского оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, а также разрешения на их вывоз из Российской Федерации представляют в Центр лицензионно-разрешительной работы ГУ МВД РФ.
Лицензии на приобретение оружия и патронов к нему выдаются органами внутренних дел на основании заявлений граждан Российской Федерации. Срок действия лицензии на приобретение оружия и патронов к нему — шесть месяцев со дня выдачи лицензии. То есть, если в течение 6 месяцев с момента получения лицензии гражданин не приобрел никакого оружия, то она автоматически аннулируется.
Заявление о выдаче лицензии рассматривается органами внутренних дел в течение одного месяца со дня его подачи. В заявлении указываются сведения о видах оружия, которое планируется приобрести, и мерах, принятых для обеспечения учета и сохранности оружия.
Заявитель, являющийся юридическим лицом, обязан представить учредительные и регистрационные документы юридического лица, а заявитель, являющийся физическим лицом — документы, удостоверяющие личность гражданина, и другие предусмотренные Федеральным законом документы.
Для контроля деятельности должностных лиц разрешительной системы органов внутренних дел, обеспечения прав граждан и юридических лиц сведения о приеме граждан, должны заноситься в журнал регистрации заявлений, обращений, выдачи лицензий и разрешений. В нем, одновременно, осуществляется регистрация представленных документов, производятся отметки о результатах их рассмотрения, а также записи о выдаче заявителю лицензий или разрешений либо письменных уведомлений об отказе в их выдаче.
О регистрации поступивших материалов заявителю выдается талон-уведомление установленной формы, с указанием лица, принявшего документы и даты регистрации заявления. Данный документ служит доказательством того, что Ваше заявление о выдаче лицензии или специального разрешения принято к рассмотрению.
После подачи и приема необходимых документов происходит проверка сведений, отраженных в поданных документах, а так же проверка соответствия поданных документов на соответствие требованиям Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю над оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации.
В случае аннулирования лицензии или разрешения повторное обращение за их получением возможно для юридических лиц по истечении трех лет со дня их аннулирования, а для граждан — по истечении пяти лет со дня их аннулирования. При добровольном отказе от лицензии сроки для повторного обращения за их получением не определены.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Лицензионно-разрешительная система осуществляется многочисленными
государственными органами, среди которых важное место занимают органы
внутренних дел. Действующим законодательством на органы внутренних дел возложена обязанность выдавать разрешения на приобретение, хранение, ношение и перевозку огнестрельного оружия, патронов к нему, взрывчатых материалов, а также на открытие и функционирование объектов, где они обращаются. В их обязанности также входит выдача разрешений на создание негосударственных детективных служб и осуществление контроля за соблюдением частными охранными предприятиями и частными детективами действующего законодательства.
В процессе исследования можно сделать следующие выводы:
. Лицензия — это юридический факт в форме соответствующего решения. Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» определяет лицензиею как специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому или физическому лицу.
.Лицензионно — разрешительная система представлена как урегулированная правом совокупность общественных отношений субъектов административной власти с гражданами и организациями, возникающих в связи с выдачей разрешений на занятие определенными видами деятельности и последующим надзором за соблюдением правил и условий осуществления разрешенной деятельности.
.Основную роль в правом обеспечении лицензионно-разрешительной системы нашего государства принадлежит Федеральному закону «О лицензировании отдельных видов деятельности». Данный закон является важнейшим средством защиты жизни, здоровья, прав и законных интересов личности.
.Лицензионно-разрешительная система имеет свое разрешительное производство. Разрешительное производство — часть правоприменительного административного оперативно-распределительного процесса, разрешительная деятельность — разновидность организующей, созидательной деятельности «активной» администрации.
.Лицензионно-разрешительная система осуществляется многочисленными государственными органами, среди которых важное место занимают органы внутренних дел. Действующим законодательством на органы внутренних дел возложена обязанность выдавать разрешения на приобретение, хранение, ношение и перевозку огнестрельного оружия, патронов к нему, взрывчатых материалов, а также на открытие и функционирование объектов, где они обращаются.
.Органы внутренних дел в процессе выполнения возложенных на них функций и задач вступают в различные административно-правовые отношения, как с физическими, так и юридическими лицами. По поводу правомерных фактов это относится и к выдаче лицензий. В соответствии с Законом лицензирование производится в отношении таких видов деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, нравственности и здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства и регулирование которых не может осуществляться иными методами.
лицензионный разрешительный оружие
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые акты
2.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. (в ред. 30.09.2013 г. №262-ФЗ)// интернет-портал правовой информации 01.10.2013 г.
.Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. (в ред. 23.07.2013 г. №245-ФЗ)//интернет-портал правовой информации 24.07.2013 г.
.Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 г. ( в ред. 02.07.2013 г. №185-ФЗ)//интернет-портал правовой информации 03.07.2013 г.
.Федеральный закон Российской Федерации от 04.05.2011 г. №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в ред. от 02.07.2013 г. №185-ФЗ инф)//интернет-портал правовой информации 01.09.2013 г.
.Федеральный закон Российской Федерации от 13.12.1996 г. №150-ФЗ «Об оружии» (в ред. от 02.07.2013 г. №185-ФЗ)// интернет-портал правовой информации 01.09.2013 г.
Учебно-научная литература
.Бахрах Д.Н., Грофт Р.П. Административное право России. ЮристЪ. 2011. — с. 102.
8.Козлов С.С. Оружие: приобретение, ношение, хранение, коллекционирование, охота. Новая правовая культура. 2012. — с. 459.
.Коренев А.П. Административная деятельность органов внутренних дел. Щит-М. 2011. — с. 339.
.Никитин А.Н. История развития Российского общества. Красный октябрь. 2011. — с. 456.
.Осинцов Д.В. Лицензионно-разрешительная система в Российской Федерации. Правовед. 2012. — с.288.
Материалы юридической практики
.Постановление Федерального Арбитражного Суда Московского округа от 25.12.2012 г. по делу № А40-75644/12-106-359.
13.Определение Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 17.01.2013 г. по делу № А33-2779/2012.
Электронные ресурсы
.Правовая информационная система Консультант Плюс: Версия проф.
15.Энциклопедия: <http://ru.wikipedia.org>.
.Интернет-портал правовой информации: <http://www.pravo.gov.ru>.
.Российская Газета: http://www.rg.ru.