Содержание
Введение…3
Глава 1. Понятие и законодательная регламентация института
ликвидации юридического лица….6
1.1. История развития института ликвидации юридического лица в отечественном законодательстве…6
1.2. Понятие и основания ликвидации юридического лица9
Глава 2. Порядок ликвидации юридического лица….13
2.1. Добровольная ликвидация юридических лиц..13
2.2. Принудительная ликвидация.21
2.3. Прекращение юридического лица в случае несостоятельности (банкротства)..25
Заключение.28
Список литературы….30
Выдержка из текста работы
На современном этапе развития белорусского государства ликвидация юридических лиц довольно распространенное явление. При этом бесконтрольная ликвидация юридических лиц способна нанести большой материальный и моральный урон лицам, которые состоят с ним в гражданских правоотношениях. Этот урон может оказаться невозместимым. Поскольку ликвидация юридического лица не влечет перехода прав и обязанностей ликвидируемого юридического лица к другим лицам. Это в ряде случаев приводит к невозможности реализации некоторых прав и свобод человека (например, прав вкладчиков, прав потребителей), а также к необходимости осуществления контроля со стороны государства с помощью различных правовых механизмов, в том числе и с помощью гражданского законодательства, в связи с чем и возникает необходимость оценить возможность действующего гражданского законодательства способствовать осуществлению данного контроля, способность свести потери граждан к минимуму.
Таким образом, актуальность исследования проблем, касающихся ликвидации юридических лиц, обусловлена общественной значимостью данного института. Об этом свидетельствует постоянное совершенствование соответствующих норм путем внесения дополнений и изменений в гражданское законодательство. Как само законодательство, так и практика его применения требует постоянного изучения и анализа, с целью выявления основных проблем, вызванных постоянно меняющимися общественными отношениям, и поиска оптимальных путей их решения. Следовательно, проблемы регламентации ликвидации юридических лиц не могут утратить своей актуальности.
Основной целью данной работы является анализ законодательства, регулирующего ликвидацию юридических лиц в Республике Беларусь.
Заявленная цель исследования обусловила решение следующих задач:
• определить сущность ликвидации юридических лиц;
• рассмотреть порядок ликвидации юридических лиц;
• сформулировать предложения по совершенствованию законодательства, регулирующего ликвидацию юридических лиц.
Объектом настоящей работы являются правоотношения, складывающиеся в связи с ликвидацией юридического лица и в процессе его ликвидации, а также комплекс теоретических проблем, возникающих в связи с ликвидацией юридических лиц.
Предметом являются правовые нормы регулирующие отношения, возникающие в связи с ликвидацией юридических лиц, прежде всего их содержание.
Основу методологического исследования составили общенаучный метод познания, а также ряд частно-научных методов, прежде всего метод системного анализа, сравнительный и другие традиционные методы научного исследования.
Структура работы: введение, 2 главы, заключение и список использованных источников.
Данная работа базируется на положениях и выводах, сформулированных в трудах Синицы А.В., Бакиновской О.А., Амельчени А.М., Захарова В.Е. и других ученых, а также на нормативно-правовых актах (Гражданский кодекс, Хозяйственно-процессуальный кодекс, Декрет Президента Республики Беларусь «О государственной и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» и другие).
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ЛИКВИДАЦИИ КАК СПОСОБА ПРЕКРАЩЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА
Прекращение деятельности юридического лица осуществляется путем его реорганизации или ликвидации.
Как известно термин ликвидация происходит от лат. liquidatio, что значит окончание дела. В то же время современные толковые словари русского языка дают понятию несколько значений. Прежде всего, под ликвидацией, как и в латинском языке, понимается прекращение какой-либо деятельности (например, ликвидация дел). С другой стороны, под ликвидацией понимается и прекращение существование объекта или субъекта (например, ликвидация оружия массового уничтожения, ликвидация кулачества, ликвидация предприятия).
В законодательстве нет четкого определения понятия ликвидация юридического лица, лишь указание ее на правовые последствия. Так, ст.57 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК) устанавливает, что ликвидация юридического лица влечет прекращение его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, если иное не предусмотрено законодательными актами [6].
В отличие от ликвидации реорганизация юридического лица в любой форме предполагает правопреемство, т.е. переход прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица к другим лицам. При реорганизации существование юридического лица прекращается (за исключением присоединения), а его деятельность продолжается другим юридическим лицом – правопреемником. Чаще всего имеет место общее (универсальное) правопреемство. При ликвидации прекращение существования юридического лица и его деятельности совпадает [19].
Основными целями использования института ликвидации юридических лиц являются, в первую очередь, прекращение деятельности юридического лица. В Республике Беларусь ликвидацию используют не только при намерении прекратить бизнес, но и как способ уменьшить риски привлечения к ответственности. Законодательство Республики Беларусь достаточно сложное, динамично изменяющееся, однако в то же время содержит большое количество жестких составов административных правонарушений в области таможенного права, валютного регулирования, регулирования труда работников, ценообразования и др. Именно ликвидация без последующего правопреемства позволяет, пройдя лишь налоговую проверку, оставить все возможные претензии контролирующих органов в прошлом.
Второй целью использования процедуры ликвидации являются предоставляемые законодательством возможности работы с кредиторами. К сожалению, нормы белорусского законодательства о ликвидации имеют некоторый уклон в сторону защиты прав должника, что позволяет недобросовестным участникам гражданского оборота это использовать. Так, процедура ликвидации предусматривает определенные особенности, имеющие значение для взаимоотношений ликвидируемого юридического лица и его кредиторов. Во-первых, установление досудебного порядка урегулирования споров по искам (претензиям) к ликвидируемому юридическому лицу. Во-вторых, наличие особой очередности удовлетворения требований кредиторов. Принципиальным является также тот факт, что в процедуре ликвидации соблюдение данной очередности контролируют только ликвидатор (ликвидационная комиссия) и кредиторы [6]. Кроме того, нет четких сроков удовлетворения требований кредиторов. В-третьих, отсутствие возможности принудительного исполнения судебного решения, о чем свидетельствуют статьи 366, 367 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь (далее — ХПК) [26].
Пунктом 3 ст. 52 ГК определено, что учредитель (участник) юридического лица или собственник его имущества не отвечают по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя (участника) или собственника, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами либо учредительными документами юридического лица.
Таким образом, с одной стороны, ликвидация юридического лица влечет отсутствие возможности предъявления к ней имущественных претензий после внесения записи о ее ликвидации в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее — ЕГР). С другой стороны, сама организация лишается возможности получения непогашенных долгов, а также возможных доходов, которые были бы получены в результате продолжения ведения хозяйственной деятельности [22].
Ликвидация юридического лица представляет собой достаточно длительную процедуру, основное содержание которой сводится к выявлению и удовлетворению требований, имеющихся у кредиторов. При этом юридическое лицо продолжает свою деятельность (до момента исключения его из государственного регистра). Поэтому как имеющиеся, так и возможные кредиторы должны быть осведомлены, предупреждены о том, что данное юридическое лицо имеет намерение прекратить свою деятельность. С этой целью лица или органы, принявшие решение о ликвидации юридического лица, должны немедленно сообщить об этом регистрирующему органу для внесения соответствующих сведений в ЕГР.
Предусмотренная законом обязательная процедура ликвидации также рассчитана на защиту интересов кредиторов. Ведь учредители или участники юридического лица при его ликвидации обычно заинтересованы в сохранении максимально возможного остатка имущества после завершения всех расчетов, поскольку он обычно поступает в их собственность. Поэтому ликвидация должна проходить под контролем органа, осуществившего государственную регистрацию юридического лица [18].
Ликвидация юридических лиц может быть добровольной и принудительной. Добровольная ликвидация осуществляется по решению ее учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Принудительная ликвидация юридических лиц осуществляется по решению суда или регистрирующих органов. Принудительная ликвидация всегда выступает в качестве реакции государства на допущенные при создании и существовании юридического лица нарушения законодательства как мера ответственности для этого юридического лица [27, с.253].
Процедура ликвидации может проводиться как в обычном порядке, так и путем подачи заявления о банкротстве. Причем выбор зависит не от субъекта, а от фактических обстоятельств. Так, если есть основания для обязательной подачи заявления о банкротстве, то у соответствующего юридического лица нет возможности осуществить обычную процедуру ликвидации в силу прямого указания закона [20]. В соответствии с ч. 2 ст. 9 Закона Республики Беларусь от 13 июля 2012 г. N 415-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) должник обязан подать заявление в экономический суд в случаях, когда:
• удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения денежных обязательств должника в полном объеме перед другими кредиторами либо прекращению деятельности должника – юридического лица;
• органом (лицами), уполномоченным (уполномоченными) в соответствии с учредительными документами должника – юридического лица на принятие решения о его ликвидации, принято решение о подаче в экономический суд заявления должника;
• собственником имущества должника – унитарного предприятия или органом, им уполномоченным, принято решение о подаче в экономический суд заявления должника;
• если выявлено, что стоимости имущества должника – юридического лица, в отношении которого в соответствии с гражданским законодательством принято решение о ликвидации, недостаточно для удовлетворения требований кредиторов либо имущество отсутствует, после утверждения промежуточного ликвидационного баланса юридическое лицо ликвидируется в порядке, установленном Законом о банкротстве, с учетом особенностей, установленных законодательством.
Правовые последствия невыполнения такого требования довольно жестки. В соответствии с ч. 3 ст. 11 Закона о банкротстве при неподаче должником заявления в случаях, когда такая подача обязательна, не позднее одного месяца с момента возникновения соответствующего основания виновные лица несут солидарно субсидиарную ответственность по обязательствам должника [18].
Целью введения такой нормы является не только всестороння и полная защита законных прав и интересов кредиторов, но и стимулирование лиц, осуществляющих ликвидацию юридического лица, к соблюдению законности [10].
В связи с этим можно выделить вместе с добровольной и принудительной ликвидацией ликвидацию обязательную, когда решение о ликвидации принимается вынуждено.
Решение о ликвидации юридического лица принимается в случае отсутствия кредиторов или наличия возможности произвести с ними расчет. В противном случае возбуждается процедура экономической несостоятельности (банкротства) [4].
Порядок ликвидации юридических лиц регламентирован рядом нормативно правовых актов: Гражданским кодексом, Положением о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденное Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1 (далее – Положение о ликвидации), Законом о банкротстве, Постановлением Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 22.12.2006 N 18 «О некоторых вопросах рассмотрения хозяйственными судами дел о ликвидации юридических лиц и прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей» (далее – Постановление № 18) и другими.
Субъектами, со стороны которых может быть инициирована ликвидация юридических лиц в общем порядке, по общему правилу являются собственник имущества (учредители, участники) либо орган юридического лица, уполномоченный уставом (учредительным договором), экономический суд и регистрирующий орган [14].
Таким образом, ликвидация – это законодательно регламентированный процесс прекращения деятельности юридического лица без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Это процесс, существенно влияющий на правоотношения, которые возникли ранее и могут возникнуть в будущем, в том числе и на правовые последствия. В юридической литературе предусмотрено деление процедуры ликвидации юридических лиц на добровольную и принудительную, но нормы действующего законодательства позволяют выделить еще один вид – обязательную ликвидацию, что позволит более детально регламентировать процедуру ликвидации юридических лиц.
ГЛАВА 2. ПОРЯДОК ЛИКВИДАЦИИ КАК ЗАВЕРШАЮЩЕГО ЭТАПА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
Раздел 2.1. Порядок ликвидации юридического лица в форме хозяйственного общества…
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение работы на основании проведенных исследований можно сделать следующие выводы.
Ликвидация – это законодательно регламентированный процесс прекращения деятельности юридического лица без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Это процесс, существенно влияющий на правоотношения, которые возникли ранее и могут возникнуть в будущем, в том числе и на правовые последствия. В юридической литературе предусмотрено деление процедуры ликвидации юридических лиц на добровольную и принудительную, но нормы действующего законодательства позволяют выделить еще один вид – обязательную ликвидацию, что позволит более детально регламентировать процедуру ликвидации юридических лиц.
Процедура ликвидации юридического лица состоит из ряда этапов, совершив которые юридическое лицо признается ликвидированным. И в зависимости от оснований ликвидации юридического лица, субъекта его инициировавшего и ряда других факторов порядок ликвидации юридических лиц имеет особенности, соблюдение которых позволит юридическому лицу в кратчайшие сроки произвести данную процедуру, а в ряде случаев сохранить имущества этого юридического лица.
В ряде случаев институт ликвидации юридического лица может выступать в качестве способа неисполнения обязательств, что нарушает стабильность гражданского оборота недобросовестными его участниками. Поэтому можно сделать вывод, что механизм правового регулирования ликвидации юридических лиц не совершенен и требует изменений. Так, для восстановления нарушенных прав кредиторов необходимо предусмотреть гражданско-правовые меры воздействия, целесообразно уточнить и детализировать процедуру ликвидации юридических лиц, прав и обязанностей лиц, принимающих решение о ликвидации, и ответственность за нарушение таких обязанностей. Совершенствование законодательства по данным направлениям позволит повысить гарантии прав собственности участников юридических лиц, эффективность мер принуждения к исполнению обязательств.
CПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Алехно, Н.И. Руководитель-ликвидатор: материал подготовлен с использование правовых актов по состоянию на 30.09.2013 / Н.И.Алехно // Консультант плюс: Беларусь. Технология Проф. [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
2. Бакиновская, О.А., Амельченя, А.М. Ликвидация субъектов хозяйствования по решению хозяйственного суда: материал подготовлен с использование правовых актов по состоянию на 04.04.2012 / О.А.Бакиновская, Ю.А.Амельченя // Консультант плюс: Беларусь. Технология Проф. [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
3. Бакиновская, О.А., Амельченя, А.М. Ликвидация субъектов хозяйствования по решению регистрирующего органа: материал подготовлен с использование правовых актов по состоянию на 02.04.2012 / О.А.Бакиновская, Ю.А.Амельченя // Консультант плюс: Беларусь. Технология Проф. [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
4. Боголейко, А.М. Алгоритм ликвидации коммерческих организаций в форме хозяйственного общества (по решению участников / акционеров): материал подготовлен с использование правовых актов по состоянию на 04.05.2010 / А.М.Боголейко // Консультант плюс: Беларусь. Технология Проф. [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
5. Гавдур, Е.Ю. Алгоритм ликвидации субъекта хозяйствования по решению учредителей (собственника): материал подготовлен с использование правовых актов по состоянию на 12.11.2012 / Е.Ю. Гавдур // Консультант плюс: Беларусь. Технология Проф. [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
6. Гражданский кодекс: Закон Респ. Беларусь, 7 декабря 1998 г. № 218-З: в ред. от 09.01.2017 // Консультант плюс: Беларусь. Технология Проф. [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
7. Захаров, В.Е. Проблемы, возникающие при ликвидации субъектов хозяйствования, пути из разрешения: материал подготовлен с использованием
правовых актов по состоянию на 30.03.2012 / В.Е.Захаров // Консультант плюс: Беларусь. Технология Проф. [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
8. Казаков, О. Осуществление деятельности с нарушениями законодательства как основание ликвидации субъектов хозяйствования / О.Казаков // Судебный вестник плюс: экономическое правосудие. – 2014. – № 12. – с.18-21
9. Корень, Т.А. О праве на подачу искового заявления о ликвидации юридического лица: материал подготовлен с использование правовых актов по состоянию на 04.02.2014 / Т.А. Корень // Консультант плюс: Беларусь. Технология Проф. [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
10. Корень, Т.А. Субсидиарная ответственность за нарушение порядка ликвидации юридического лица: материал подготовлен с использование правовых актов по состоянию на 01.07.2014 / Т.А. Корень // Консультант плюс: Беларусь. Технология Проф. [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
11. Кулаковский, С.Л. Комментарий к постановлению Пленума Высшего Хозяйственного суда Республики Беларусь от 24.04.2013 №2 «О внесении изменений и дополнений в постановление Пленума Высшего Хозяйственного суда Республики Беларусь» (часть 1): материал подготовлен с использование правовых актов по состоянию на 29.05.2013 / С.Л. Кулаковский // Консультант плюс: Беларусь. Технология Проф. [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
12. Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть): Закон Респ. Беларусь, 18 декабря 2009 г., №166-З: в ред. от 09.01.2017 // Консультант плюс: Беларусь. Технология Проф. [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
13. О бухгалтерском учете и отчетности: Закон Респ. Беларусь, 12.07.2013, № 57-З (в ред. от 04.06.2015) // Консультант плюс: Беларусь. Технология Проф. [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
14. О государственной и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования: Декрет Президента Респ. Беларусь, 16 января 2009г., № 1 (ред. от 21.02.2014) // Консультант плюс: Беларусь. Технология Проф. [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
15. О некоторых вопросах назначения председателя ликвидационной комиссии (ликвидатора): постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 24 апреля 2013 года № 314 // Консультант плюс: Беларусь. Технология Проф. [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
16. О некоторых вопросах рассмотрения хозяйственными судами дел о ликвидации юридических лиц и прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей: постановление Пленума Высшего Хозяйственного Суда Респ. Беларусь, 22 декабря 2006г., № 18 (ред. от 24.04.2013)// Консультант плюс: Беларусь. Технология Проф. [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
17. О хозяйственных обществах: Закон Респ. Беларусь, 9 декабря 1992 г., № 2020-XII: (в ред. от 15.07.2015 г.) // Консультант плюс: Беларусь. Технология Проф. [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
18. Об экономической несостоятельности (банкротстве): Закон Респ. Беларусь, 13 июля 2012 г., № 415-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 04.01.2014 г. № 300-З // Консультант плюс: Беларусь. Технология Проф. [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
19. Сидорчук, В.К. Хозяйственное право: пособие: материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 29.06.2012 / В.К.Сидорчук // Консультант плюс: Беларусь. Технология Проф. [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
20. Синица, А.В. Алгоритм ликвидации юридических лиц (часть 1): материал подготовлен с использование правовых актов по состоянию на 05.01.2013 / А.В.Синица // Консультант плюс: Беларусь. Технология Проф. [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
21. Синица, А.В. Алгоритм ликвидации юридических лиц (часть 2): материал подготовлен с использование правовых актов по состоянию на 05.01.2013 / А.В. Синица // Консультант плюс: Беларусь. Технология Проф. [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
22. Статкевич, В.Г. Ликвидация коммерческих организаций по решению собственника (учредителей. участников): материал подготовлен с использование правовых актов по состоянию на 18.01.2010 / В.Г.Статкевич // Консультант плюс: Беларусь. Технология Проф. [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
23. Сущеня, О.В. Ликвидация субъектов хозяйствования: на что следует обратить внимание: материал подготовлен с использование правовых актов по состоянию на 08.04.2014 / О.В. Сущеня // Консультант плюс: Беларусь. Технология Проф. [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
24. Уголовный кодекс Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 09 июля 1999 г., №275-З: (в ред. от 19.07.2016) // Консультант плюс: Беларусь. Технология Проф. [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
25. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 16 июля 1999 г., №295-З: (в ред. от 20.04.2016) // Консультант плюс: Беларусь. Технология Проф. [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр.
26. Хозяйственно-процессуальный кодекс Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 15 декабря 1998 г., №219-З: (в ред. от 09.01.2017) // Консультант плюс: Беларусь. Технология Проф. [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
27. Чигирь, М.Ф. Гражданское право: учебник. – 2-е – изд. Под общ. ред. М.Ф.Чигиря. – Минск: БГУ, 2007 – 611 с.