Содержание
СОДЕРЖАНИЕ
Введение..3
1. ПРИРОДА ЛИДЕРСТВА. ФОРМАЛЬНЫЙ И НЕФОРМАЛЬНЫЙ МЕ-НЕДЖМЕНТ……………………………………………………………………………………………..4
1.1. Понятие и природа лидерства………………………………………………………………4
1.2. Искусство менеджера и степень лидерства…………………………………………..5
2. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ И ПРОЯВЛЕНИЯ ЛИДЕРСТВА ………………………….7
2.1. Качества успешного лидера………………………………………………………………..7
2.2. Проявления лидерства………………………………………………………………………..8
2.3. Лидер и менеджер. Лидерство как ресурс менеджмента………………………8
3. РАЗНОВИДНОСТИ ЛИДЕРСТВА. ЛИЧНОСТНЫЕ ЧЕРТЫ, ОБУСЛОВ-ЛИВАЮЩИЕ ЛИДЕРСКУЮ ЭФФЕКТИВНОСТЬ12
4. ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ЛИДЕРСТВА.18
4.1. Удачный опыт в применении лидерства на практике..18
4.2. Непонимание важности лидерства в современном мире…22
Заключение26
Литература.28
Выдержка из текста работы
Лидер — человек, который стоит во главе группы, определяет основные направления её деятельности и развития. Его необходимость диктуется тем, что в каждой группе существуют и должны кем-то регулироваться две взаимодополняющие системы отношений: деловые и личные. Если каждая из них отрегулирована, если отношения, складывающиеся в одной системе, противоречат отношениям, культивируемым в другой, то такая группа не сможет успешно работать, никогда не станет высокоэффективной. Поэтому утверждение, заключающееся в том, что менеджер, управляющий поведением других людей должен обладать лидерскими качествами, ни у кого из исследователей и наиболее успешных практиков управления в настоящее время не вызывает сомнения. Современный лидер — не тот, кто по своему положению имеет право командовать, а тот, кто обладает личностными качествами, способствующими созданию жизнеспособной организации, кто способен стимулировать постоянные перемены и инновации, вдохновлять людей на результативный труд.
Актуальность темы исследования в том, что необходимость развития лидерских качеств нужно рассматривать как одну из основных задач студентов управленческих специальностей. Для студентов в первую очередь лидерство означает социальную активность, или активную жизненную позицию. Она представляет собой некий гарант свежих идей, неординарных подходов, смелых решений. Эти качества являются основанием для управленческих умений. Работодатель заинтересован в том, чтобы получить наиболее квалифицированного управленца — эффективного лидера. Поэтому так важна более точная диагностика лидерских качеств, тем более на сегодняшний момент методик по лидерству очень мало, а надежность и валидность у них сомнительная. Как же эту проблему решить работодателю? Возникает интерес к вопросу, насколько лидерские черты наследуются и зависят от генетики носителя. Какие темпераментальные свойства влияют на лидерские черты, ведь темперамент передается по наследству. Тогда будет возможным сказать, что обладатель таких-то темпераментальных свойств является потенциальным лидером.
Цель данной курсовой работы — изучить взаимосвязи темпераментальных свойств личности и лидерских качеств у студентов менеджеров
Задачи:
1.Проанализировать научную литературу по теме "Взаимосвязь темпераментальных свойств и лидерских качеств у студентов менеджеров".
2.Рассмотреть теоретические основы проблемы взаимосвязи темпераментальных свойств и лидерских качеств у студентов менеджеров.
.Определить особенности подготовки студентов менеджеров.
.Определить образ лидера по представлениям студентов менеджеров и проследить взаимосвязь этого образа с их качествами.
.Выявить определенные темпераментальные свойства, влияющие на лидерские качества студентов менеджеров.
.Доказать гипотезу и сделать выводы.
Объектом исследования являются лидерские качества
Предметом исследования выступает взаимосвязь темпераментальных свойств и лидерских качеств у студентов менеджеров.
Гипотеза исследования:
. Студенты менеджеры уже являются потенциальными лидерами, то есть их личные качества соответствуют чертам лидера.
. Темпераментальные свойства влияют на лидерские качества студентов менеджеров.
Новизна нашего исследования заключается в изучении взаимосвязи темпераментальных свойств и лидерских качеств у студентов менеджеров.
Теоретическое значение: проанализированные нами данные сделают вклад в организационную психологию.
Практическое значение: более точная диагностика лидерских качеств при приеме на работу.
Глава 1. Теоретический анализ исследовательских подходов к феноменам лидерства и темперамента
1.1 Теории происхождения лидерства
Лидерство — это процесс, посредством которого один из членов группы (ее лидер) оказывает влияние на других членов группы для достижения определенных целей группы [2].
Лидером же называют человека, за которым другие члены коллектива признают право брать на себя наиболее ответственные решения, затрагивающие их интересы и определяющие характер группы [12]. Неотъемлемым свойством лидера является наличие хотя бы одного последователя. Роль лидера заключается в умении повести людей за собой, обеспечить существование таких связей между людьми в системе, которые способствовали бы решению конкретных задач в рамках единой цели. То есть лидер — это элемент упорядочивания системы людей [21].
Тема лидерства является составной частью социальной психологии с первых дней ее существования, а в 80-х годах XX в. ею заинтересовались и специалисты из смежных областей − индустриальной / организационной психологии и организационного поведения, социологических и экономических дисциплин [20]. К настоящему времени психологи выделяют несколько основных теоретических подходов в понимании происхождения лидерства. Среди них в первую очередь можно выделить подходы с опорой на личные качества лидера. Это — теория черт, а также поведенческий и ситуационный подходы.
Теория черт, или "харизматическая теория" исходит из исследований английского психолога и антрополога Френсиса Гальтона (1822-1911), пытавшегося объяснить лидерство на основе наследственности, а также из положений немецкой психологии конца XIX — начала XX в. и концентрирует свое внимание на врожденных качествах лидера. Лидером, согласно этой теории, может быть лишь такой человек, который обладает определенным набором личностных качеств или совокупностью определенных психологических черт, харизмой, экстраординарными свойствами и способностями. Различные авторы пытались выделить эти необходимые лидеру черты или характеристики. Так, французский социолог, один из основоположников социальной психологии Габриэль Тард (1843-1904) полагал, что лидерам свойственно сочетание таких качеств, как творческая одаренность и нонконформизм [16]. С этих же позиций личность лидера (вождя) характеризовал его соотечественник Густав Лебон (1841-1931), отмечая в ней, однако, иную совокупность черт: твердую убежденность ("убежденные участвуют в тех скрытых силах, которые управляют миром"), фанатизм ("фанатики и страдающие галлюцинациями делают историю"), одержимость идеями ("идеи, а следовательно, и те люди, которые их воплощают и распространяют, руководят миром"), слепую веру, "двигающую горы". Ум, интеллект, по Лебону, не являются качествами лидера, так как "мыслитель слишком ясно видит сложность проблем, чтобы он мог иметь когда-либо очень глубокие убеждения, и слишком мало политических целей кажутся ему достойными его усилий". По его мнению, только "фанатики с ограниченным умом, но с энергичным характером и с сильными страстями могут основывать религии, империи и поднимать массы" [6].
В американской социальной психологии наборы лидерских черт фиксировались особенно тщательно, поскольку они должны были стать основанием для построения систем тестов для отбора лиц — возможных лидеров. В этом направлении были проведены сотни исследований, породивших длинный список выявленных лидерских черт. В 1940 г. К. Бэрд составил список из 79 "лидерских" черт, упоминаемых различными исследователями. Среди них, в частности, были названы инициативность, общительность, чувство юмора, энтузиазм, уверенность, дружелюбие [2]. Ральф Стогдилл в 1948 г. и Ричард Манн в 1959 г. попытались обобщить и сгруппировать все ранее выявленные лидерские качества. Так, Стогдилл пришел к выводу, что в основном пять качеств характеризуют лидера: 1) ум или интеллектуальные способности; 2) господство или преобладание над другими; 3) уверенность в себе; 4) активность и энергичность; 5) знание дела. [34]. Позже Р. Стогдилл добавил к ним бдительность, популярность, красноречие Однако все эти особенности до конца не объяснили природу появления лидера. Многие люди, обладающие ими, так и оставались последователями, а не лидерами. В итоге, сравнив между собой более 120 исследований черт лидерства, Р. Стогдилл пришел к выводу об отсутствии серьезных научных данных о закрепленных лидерских особенностях [25]. Действительно, если посмотреть на разброс этих черт у разных авторов, то ни одна из них не занимала прочного места в перечнях: 65% названных черт были вообще упомянуты лишь однажды, 16-20% — дважды, 4-5% — трижды и лишь 5% черт были названы четыре раза [2]. Разнобой существовал даже относительно таких черт, как "сила воли" и "ум", что дало основание усомниться вообще в возможности составить более или менее стабильный перечень черт, необходимых лидеру и, тем более, существующих у него. Стало очевидным, что с помощью знаний личностных черт невозможно гарантированно предугадать эффективного лидера, так как ни одна из характеристик личности, так же, как и их совокупность, не являлись решающими. Более того, было выявлено, что различные люди могут обладать одинаковыми "лидерскими" чертами и, вместе с тем, одни из них действительно становятся лидерами, а другие — нет.Таким образом, задача составления перечня лидерских черт оказалась не решаемой, и в середине XX в. на смену ей пришли новые объяснения лидерства, сформулированное в поведенческой и ситуационной теориях.