Содержание
Введение3
1. Культура: понятие и сущность. 4
2. Общество как философская проблема.8
3. Общественное сознание и духовная жизнь общества.12
Заключение16
Список использованной литературы.18
Введение
˙Взаимоотношение культуры и общества часто видится как противостояние жизни и смерти, прекрасного и безобразного, добра и зла. Очень показательна характеристика культурности государства, данная поэтом М. Волошиным, который отмечал, что ˙цель общественного бытия процесс пищеварения, мерило же культуры чистота отхожих мест. ˙
Постепенно общество приобрело вид сложной системы отношений между многообразными социальными институтами: государством, партиями, средствами массовой информации и т. д. ˙Главным назначением этой системы стала интеграция общества, обеспечение эффективности общезначимой деятельности и реализации задач, которые со временем стали называть национальными интересами. ˙Платой за возможность достижения такого согласия и является превращение властных отношений в отношения господства и подчинения. М. Вебер видел специфику такого рода отношений в возможности господствующей стороны проводить внутри общества собственную волю даже вопреки сопротивлению. ˙
Нарастание масштабов человеческой деятельности и усложнение социальной организации общества (дифференциация социальных интересов) неизбежно порождают потребность во власти публичной, т. е. стоящей над всеми и выступающей от лица всего общества. ˙Происхождение политической власти было обусловлено необходимостью объединить действия многих людей, преодолеть стихию внутригрупповых и межгрупповых конфликтов. ˙
Выдержка из текста работы
Актуальность выбранной темы. Музыка — это наивысший вид искусства. Она мотивирует к добрым и достойным поступкам, воспитывает уважение к себе и другим людям, заставляет слушать свое сердце, учит любить и жить. Музыка — это сама жизнь, полная радости и переживаний, в которой композитор делится со слушателями своими самыми трепетными и сокровенными мыслями, исходящими из его сердца, по средствам живых звуков музыкальных инструментов. Для одних музыка была источником вдохновения, а для других — спасением от плохого настроения, тем самым инструментом, который всегда безотказно возвращал к жизни, заставляя душу волноваться и переживать. С каждым новым днем мы просыпаемся и слышим звуки, и это прекрасно, ведь пока мы слышим — мы живем. Музыка насчитывает многовековую историю. Поэтому этот материал необходимо осмыслить и проследить насколько изменились роль музыки в современном обществе.
Цель работы. На основе изученных материалов проследить за возможностями использования исторической музыки в театрализованных представлениях.
Задачи работы:
· Охарактеризовать исторические стадии развития музыки;
· Изучить историческую музыку в театрализованных представлениях;
· Раскрыть понятие музыкальный «жанр»;
· Охарактеризовать разновидности музыкальных жанров в театрализованных представлениях;
Объект исследования — Историческая музыка как часть материальной культуры общества
Предмет исследования. Роль музыки в театрализованных представлениях.
Методы исследования:
· аналитический;
· исторический анализ;
· сравнительный;
· компиляции;
· обобщения.
Теоретическая основа. Теоретической основной реферата «Историческая музыка как часть материальной культуры общества» послужили следующие монографии, книги и исследования отечественных и зарубежных ученных и искусствоведов:
— Очерк Л.А. Мазель «О природе и средствах музыки». В очерке рассказывается о естественных и социальных предпосылках музыкального искусства, его эстетических основах, путях воздействия, системе средств, важнейших вехах исторической эволюции.
— Книга Л. Никитиной «Советская музыка. История и современность». Книга посвящена советской музыке, ее достижениям и проблемам. В лаконичной форме автор рассказывает о произведениях композиторов всех поколений.
— Книга М.А. Смирнова «Музыкальное исполнительство и современность». Сборник посвящен актуальным вопросам современного исполнительского искусства. В статьях советских музыкантов и педагогов освещаются теоретические вопросы исполнительства, проблемы интерпретации, процессы развития отдельных областей исполнительского искусства, даны портреты некоторых выдающихся советских музыкантов.
— Чечётин А.И «Основы драматургии театрализованных представлений». Учебник дает систематизированный материал для изучения курсов «История массовых представлений и народных празднеств» и «Основы драматургии». После исторического очерка, составляющего первую часть книги, рассматриваются основные категории теории драматургии театрализованных представлений, раскрываются специфические особенности таких видов театрализованных представлений, как агитационно — художественные представления, литературно — музыкальные композиции, театрализованные празднества.
Структура работы. Реферат «Историческая музыка как часть материальной культуры в обществе» обусловлен поставленными в исследовании задачами. Глава первая «История музыки» посвящена историческому и теоретическому анализу проблемы. В ней рассматривается исторические начала музыки. Глава насчитывает 2 параграфа.
Во второй главе «Музыкальные жанры»» раскрывается понятие «жанр», а так же характеристика разновидностей инструментальных жанров в театрализованных представлениях. Глава включает в себя 1 параграф.
В Заключении на основании проведенной работы делается вывод.
Научной новизной реферата послужило знакомство современных режиссеров с исторической музыкой в театрализованных представлениях, некоторые элементы которой были непосредственно утеряны.
Практическая значимость. Исследования имеются, но не отражены все аспекты по данной теме. Поэтому их необходимо структурировать и совершенствовать для более глубокого раскрытия исторической музыки в театрализованных представлениях.
музыка жанр искусство драматургический
Глава 1. Историческая музыка
1.1 Исторические стадии становления музыки
«Высокая музыка пробуждает в нас
память нашего райского устроения.
Мы забыли о рае, а музыка помнит»
В. В. МЕДУШЕВСКИЙ
Музыка, как и всякий другой вид искусства — театр, живопись, скульптура, поэзия, кино, — является одной из форм общественного сознания. В отличие от науки, которая систематизирует знания об объективном мире в научных понятиях, искусство отражает существующую действительность в художественных образах. Специфика музыки — отображение жизненных явлений в звуковых художественных образах, способствующих эмоциональному постижению мира.
Музыка — этот древнейший вид искусства — издавна играет в обществе весьма существенную идейную, культурно-воспитательную и организующую роль. Историческая эволюция музыки теснейшим образом связана с основными этапами развития общества. В этом легко убедиться, если представить себе роль музыки в эпохи крупных социальных потрясений, при которых идейная, воспитательная и организующая ее роль прослеживается особенно ясно, как, например, в период Французской революции, Великой Октябрьской социалистической революции, в период гражданской или Великой Отечественной войн.
Формирование музыки как вида искусства проходило в трех стадиях: 1 — чисто фольклорная, когда еще нет профессионализации искусства. 2 — стадия профессионального искусства устной традиции. 3 стадия — письменного искусства, которое затем стало предполагать печатные издания произведений. Эту стадию отличает не самый факт наличия нотации, а то, что нотный текст предназначается не только непосредственно для исполнения, но и для издания, и становится одной из форм социального бытия произведения.
Первые две стадии — синкретические: музыка еще не является искусством самостоятельным и выступает в единстве с поэзией (словом), танцем (действием) или с тем и другим в качестве музыкального элемента единого целого. Выделение музыки в самостоятельное искусство происходит лишь в третьей стадии.
Выделение музыки во вполне самостоятельное искусство — важнейшая веха в ее историческом развитии. К этой стадии относятся европейская музыка, начиная с XVII в. , а XIV — XVI в. образуют переходный период во второй стадии. Последняя охватывает античность, средневековье до XIV века, а в ряде стран Востока сохранилась до сих пор. Возможен, однако, и непосредственный переход от первой, чисто фольклорной стадии к третьей — письменной профессиональной культуре, — минуя вторую стадию.
Уже в античности возникло чисто речевое стихосложение со счетом слогов и словестных ударений. И это отделение поэзии от музыки как бы намечало третью стадию.
В переходный же период XIV — XVI века — большое значение имел жанр мессы — сочинение различной музыки на один и тот же неизменный текст. Уже существовал и феномен музыкально произведения с определенным автором, который фиксировал сочиняемую им музыку в нотной записи, хотя запись еще не приобретала самостоятельного значения как форма социального бытия произведения. При этом с течением времени музыка все больше выступала в мессе на первый план. К концу период времяизмеряющая музыкальная ритмика постепенно уступила место тактовой, акцентной, а средневековые лады эволюционировали в мажорно — минорную тональную систему нового времени.
Тем не менее сколько — нибудь развернутых и вполне самостоятельных инструментальных форм еще не было. Кроме того, композиторы, как правило, не создавали в своих произведениях оригинальный, яркий, индивидуализированный мелодико — тематический материал, который в музыке нового времени стал, как упомянуто, главным носителем образной эмоционально — смысловой выразительности. Обычно композиторы использовали и обрабатывали в своих произведениях, общеизвестные, широко распространенные напевы или же мотивы общего, неиндивидуализированного характера.
Перелом, качественный скачок, произошел на рубеже XVI — XVII веков вместе с рождением оперы. Основным элементом оперы является сольная ария с инструментальным аккомпанементом, оказавшее большое воздействие на развивавшееся в то время сольное инструментальное концертирование.
Разумеется, приобретая самостоятельность, музыка отнюдь не отказывается от союза с поэтическим текстом, сценическим действием. Но именно потому, что она уже обрела способность существовать и вне подобного союза, самый его характер изменился: вместо нерасчлененного синкретического целого возникло целое синтетическое.
Об историческом развитии внутри третьей стадии можно сказать, что возникший в XVII в. новый тип музыки , связанный с новым содержанием, новыми жанрами, формами, с новым техническим складом, не мог сразу достичь больших высот. Исключительный рассвет музыкального творчества приходится на XVIIIв. , давший миру таких гениев, как Бах, Гендель, Глюк, Гайдн, Моцарт, Бетховен.
Значительную эволюцию внутри третьей стадии перетерпела музыкальная культура в целом. В частности, изменилось понимание музыкального произведения и музыкального творчества, а так же соотношение между композицией и исполнительством.
1.2. История становления музыки в театрализованных представлениях
«Рассматривая возникновение и развитие театрализованных представлений в рамках больших исторических эпох, нельзя не увидеть прежде всего той социально — нравственной функции, которую выполняют массовые празднества и театрализованные представления» [12, с. 4].
В действа широко включалась музыка. Любое театрализованное представление — синтетическое. Работая над ним, режиссер имеет дело со многими компонентами, пользуется разнообразными выразительными средствами, приводя их во взаимодействие. Одним из главных компонентов, а точнее, самым важным выразительным средством является музыка.
Музыка, как один из видов искусства, подобно живописи, театру, поэзии, является художественным отражением жизни. Или как уточняет М.С. Каган, «музыка — способ познания человеческого духа» [3, с. 56] , что сближает его «определение музыки» с «определением театра», данного К.С. Станиславским. В сценическом воплощении театрализованного представления эмоциональная выразительность музыки открывает перед режиссером широкие возможности. Благодаря эмоциональной наполненности, музыка не только заменяет психологическое обоснование поведения героя, но сама становится сценическим образом, действующим лицом, выразителем идеи, темы.
Каждое искусство говорит на своем языке. Современное музыкальное искусство многообразно: оно включает в себя различные музыкальные жанры, индивидуальные, национальные и исторические стили, музыкальный язык.
В современном сценическом представлении музыка занимает все большее место, становясь важнейшим средством образного выражения конфликта, сверхзадачи, сквозного действия.
Музыкальный материал, создаваемый для представления, менее всего должен быть иллюстрированным; он должен не сопровождать тот или иной эпизод, а дополнять, раскрывать его смысл. В то же время музыка может нести совершенно самостоятельные функции. Музыка — это действие. Раскрыть музыкальную драматургию — это раскрыть действие, звучащее в музыке, смысл ее и борьбу противоположностей, в ней заключенную. Услышать в музыке действие, перевести его в действие сценическое — задача режиссера. Тогда музыка в будущем представлении станет не только фоном или иллюстрацией, а превратиться в динамический компонент, несущей важную драматургическую функцию.
Музыкальная культура является результатом развития, воспитания и обучения. Формирование основ музыкальной культуры, а через нее художественной и в широком смысле эстетической культуры — актуальнейшая задача сегодняшнего дня.
Музыкальная культура — понятие широкое. С одной стороны, это эрудиция в области музыкального творчества, знание музыкальных жанров, форм, стилей, произведений композиторов прошлого и настоящего. С другой — это хороший музыкальный вкус, слух, уровень развития хороших психофизических качеств. Человек с развитой музыкальной культурой слышит в музыке гораздо больше, чем человек, музыкально не подготовленный. Важным средством развития способности воспринимать музыку, ее образное содержание является систематическое слушание.
Восприятие (слушание) музыки — один из наиболее развивающих и в то же время сложных видов музыкальной деятельности. В нем приобретается самый большой, по сравнению с другими ее видами, объем музыкальных впечатлений, умение слушать и слышать музыку, переживать и анализировать ее.
Говоря о психофизических качествах, определяющих уровень музыкальной культуры, необходимо назвать музыкальность и ритмичность. Главным признаком музыкальности следует считать способность воспринимать музыку, видя в ней определенное содержание.
Музыкально — ритмическое чувство — это способность активно переживать, отражать в движении ритмическую сторону музыки и в следствие этого тоньше чувствовать ее эмоциональную выразительность.
Драматургические функции музыки:
Музыкальная драматургия образуется как результат столкновения различных музыкальных характеристик и их развития. Решая вопросы музыкального оформления режиссер возлагает на музыку самые разнообразные драматургические задачи, использует различные её возможности. Музыка, введение которой всегда оправданно ситуацией, присутствующая в том или ином эпизоде, действующая на актеров слышащих и реагирующих на неё называется сюжетной. Сюжетная музыка — это главным образом музыка, звучащая в повседневной жизни персонажей, являясь органической принадлежностью быта, социальной среды она существенно помогает воссозданию черт конкретно-исторической обстановки. Музыка может отражать исторический ход событий, течение времени, действие за пределами сценической площадки.
Сюжетно не мотивированную музыку называют — условной. Актеры на неё не реагируют и как бы не слышат её, но она активно воздействует на зрительское восприятие, обладая более полной свободой и самостоятельностью.
Условная музыка (в отличие от сюжетной) не связанна с исполнительскими данными действующих лиц. Драматургические возможности условной музыки широки хотя введение её в сценическое действо достаточно трудно, она требует убедительного внутреннего оправдания. Но умело используемая режиссером, она может быть очень действенным средством выражения конфликта. Главное, насколько драматургически важным оказывается место , к котором дана та или иная музыка — включена ли она в узловой момент или второстепенные переходящие. Обобщающая функция музыки всегда тесно переплетается с режиссерским отношением к происходящему. Обобщение, осуществляемое режиссером, выявляет точку зрения на конкретный факт, событие, звено действия.
Темп и ритм в музыке существует не изолированно, а в совокупности с интонационными, ладовыми, гармоническими и другими элементами музыкальной речи. Ритм и темп — основные свойства всякого движения. Музыка же дополняет движение. Стремиться выявить его внутреннее содержание, предать ему эмоциональную окраску, вскрыть связанные с ним чувства и переживания персонажей. Обширные возможности в музыкальном оформлении представления заложены в лейтмотивности, повторности музыкальных тем, их сквозного звучания.
Лейтмотив может быть средством напоминания зрителям о персонаже, событии. Вместе с тем он становится средством выражения сквозного действия и его развития.
Действенным приемом использования музыки в ТП является принцип контраста: движение музыки по внутренней, скрытой линии подтекста, психологического, часто глубоко-затаенного содержания сцены. Она идет в разрез с внешними ситуациями — контрастируя с ними. Вместе с тем эмоциональный строй помогает по своему выразить идею представления, его сверхзадачу.
Важной драматургической функцией музыки является создание с её помощью национального колорита, обозначение места и времени действия. Музыка используется и как средство характеристики, где её главный объект человек, его душевный мир, темперамент и т.д.
Основные виды музыкальных характеристик:
1. Музыка, которая прямо, непосредственно создает образ отождествляемый с тем или иным человеком (в этом случае используется как сюжетная так и условная музыка).
2. Музыка характеризующая косвенно, отраженно. В этом случае мы получаем представление о персонаже по его отношению и реакции на неё (в этом случае используется только сюжетная музыка т.к. действующие лица могут реагировать на неё лиши в том случае если они её слышат).
Когда мелодию исполняет сам герой т.е через музыку выражается его настроение и внутренний мир, в сознании зрителя музыка переносится на исполнителя т.е. становится его характеристикой. Это и есть прием самохарактеристики. Значительный иронический комедийный эффект может достигаться с помощью музыкальной пародии.
Работая над музыкой в театрализованном представлении, не следует забывать, что в основе всего лежит режиссерский замысел. Режиссеры по — разному решают задачу сценического воплощения драматургического материала. При этом роль играет многое: особенность художественного мышления режиссера, его мировоззрение, культура, вкус, темперамент, его профессионализм. Необходимо развивать музыкально — постановочные умения режиссера, которые найдут свои отражения в художественном и адекватном подборе музыкального оформления и грамотной его фиксации в музыкальной партитуре сценария. Музыкально — постановочные умения режиссера — это своеобразный способ подбора музыкального материала для конкретного театрализованного представления, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний о музыке, развитостью музыкальных и музыкально — режиссерских способностей, осведомленностью о психологических законах воздействия музыкального искусства на восприятие зрителя и навыков работы с музыкальным материалом. Для формирования данных умений необходимо развитие музыкально — режиссерского слуха, овладение способами музыкально — режиссерского анализа, элементами нотной грамоты и общими музыкальными знаниями.
Музыкально — режиссерские знания включают в себя осознание музыкальной специфики в театрализованном представлении; знание, понимание и апеллирование основными музыкальными понятиями, необходимых для музыкально — постановочной деятельности; знание особенностей музыкальной драматургии в театрализованном представлении и драматургических функций в нем; осуществление музыкально — режиссерского анализа произведений музыкального искусства.
Воспитание музыкой как высшей формой художественного сознания и вместе с тем высшим проявлением человеческого гения, дарованного природой. Органическим, природным, стихийным, сродни вдохновению. Музыке чужд прагматический расчет, рассудочность, преднамеренность, «вычисление». Музыка — источник духовного, нравственного начал. Язык музыки способствует проявлению эмоциональных процессов и не имеет себе равных в слове, зримых представлениях, мыслительно — интеллектуальной сфере. Таковы некоторые педагогические особенности музыкального воспитания режиссеров театрализованных представлений и праздников.
Глава 2. Понятие «жанр» в музыке
Средствами воплощения музыкальных образов, непосредственно воздействующих на восприятие, являются музыкальные звуки. Различные стороны организации музыкальных звуков образуют и различные выразительные средства музыки. К ним относятся: мелодия, гармония, инструментовка, музыкальный синтаксис, ладовая организация, ритм, фактура и т. п. Однако не все они (как и их сочетания) играют всегда одинаковую роль. Так, например, известно, что первостепенную роль играет мелодия. Тем не менее мелодия сама по себе не может существовать без Ладовой основы и ритма.
Независимо от того, зафиксирована музыка в нотной записи (профессиональное творчество) или существует в устной традиции (фольклор), она, передаваясь из поколения в поколение, воспринимается слушателем только в процессе исполнения.
В русскую музыкальную терминологию слово жанр попало из французской традиции. Но история его уходит во времена античности. У греков было много слов, связанных с корнем genos (гЭнпт), унаследованных потом латынью и латинизированной Европой (лат. genus). Слово жанр в переводе на русский означает род. «Жанры — это исторически сложившиеся относительно устойчивые типы, классы, роды и виды музыкальных произведений, разграничиваемые по ряду критериев, основными из которых являются: а) конкретное жизненное предназначение (общественная, бытовая, художественная функция), б) условия и средства исполнения, в) характер содержания и формы его воплощения.» [2, с. 83]
Произведение, жанр и стиль — вот три фундаментальных понятия теории искусства. Они широко разработаны в литературоведении. К ним постоянно обращаются театроведы и специалисты, занимающиеся проблемами живописи, архитектуры, скульптуры. В рамках музыкознания они также выступают как своего рода универсалии, как понятия категориального уровня.
Жанр как художественный феномен исключительно важен для музыкальной практики — композиторской, исполнительской, педагогической, а также для теории и истории музыки и, конечно, для исследовательской работы. Изучение жанров необходимо еще и потому, что оно не только помогает понять эстетическую сущность искусства, природу музыки, но и дает в руки хороший инструмент для анализа конкретных явлений музыкальной культуры — как отдельных произведений, так и творчества тех или иных композиторов в целом, творческих направлений и школ.
В теории жанров, в их исследованиях, как и в самой творческой практике, разрабатывались три важные области.
Первая область (и первая группа проблем) связана с изучением конкретных жанров, их истоков, особенностей жизни, исторической эволюции, круга выразительных средств, содержания. Она наиболее объемна и требует усилий многих и многих музыковедов. Интерес к изучению отдельных конкретных жанров был связан с практикой. Для композитора всегда было важно знать, какие требования к музыкальным средствам, музыкальной форме предъявляет тот или иной конкретный жанр.
Без упоминания и характеристики жанров не может обойтись и музыкально-историческое исследование. История же таких распространенных жанров, как вальс, марш, симфония, дивертисмент, и сама по себе интересна, увлекательна для любителя и профессионала-музыканта, а специалисту обеспечивает широкий взгляд, дает материал для практики сочинения, исполнения, критического анализа, педагогической работы.
Вторую область теории музыкальных жанров составляют проблемы классификации. Здесь нет какого-либо общепринятого решения, равно удовлетворяющего все потребности теории. Ясно, что классификация зависит не только от того, как устроена реально сложившаяся система жанров (а она отражает характер национальной культуры, эпохи, среды и т.п.), но также от целей исследования и от выбора самих классификационных критериев.
Третья область теории охватывает вопросы, касающиеся самой сущности жанра, того, как он соотносится с другими морфологическими единицами — видом искусства, родом, классом и т.п., как его музыкальная материя связана со всеми остальными компонентами и сторонами жанра, с его жизненным контекстом, каковы его функции в культуре, жизни, искусстве, его внемузыкальные предпосылки и прототипы.
Сюда же относятся и проблемы исторического порядка. Таковы проблемы памяти жанра, эволюции как самого жанра, так и его осознания в культуре, взаимодействия жанров внутри сложных жанровых систем, отношения жанра и его имени.
Опыты классификации музыкальных жанров стали уже очень давно естественным продолжением и дополнением к описанию самих жанров. Исключительно большое внимание классификационным проблемам уделяется в современном музыкознании. Немецкий музыковед Г. Бесселер анализировал связи музыки с формами ее бытия и жизненными функциями и в ряде своих исследований выдвинул и обосновал деление всех жанров на преподносимые и обиходные2. Действительно, музыка в публичном концерте, как и в оперном театре, преподносится слушателям в качестве художественной эстетической ценности, а потому может быть названа преподносимой. Напротив, жанры, связанные с церковным обиходом, с празднествами и карнавалами, как и любые другие прикладные жанры, можно считать обиходными. Термины эти как раз и отражают две принципиально различные жанровые формы бытия музыки.
«В соответствии с избранными критериями во всей совокупности музыкальных жанров были выделены шесть групп: 1) народно-бытовая музыка устной традиции (песенная и инструментальная); 2) легкая бытовая и эстрадно-развлекательная музыка — сольная, ансамблевая, вокальная, инструментальная, джаз, музыка для духовых оркестров; 3) камерная музыка для малых залов, для солистов и небольших ансамблей; 4) симфоническая музыка, исполняемая большими оркестрами в концертных залах; 5) хоровая музыка; 6) музыкальные театрально-драматические произведения, предназначенные для исполнения на сцене.» [2, с. 77].
А.Н. Сохор выделяет четыре основные группы, причем, чтобы не игнорировать другие критерии, каждую группу в отдельности характеризует и по особенностям музыкального языка и формы, и по содержанию, называя первое жанровым стилем, а второе — жанровым содержанием.
К первой группе он относит культовые или обрядовые жанры. Это молитвенные песнопения, месса, реквием, мистерия и т.п. Для стиля и содержания культовой, обрядовой музыки характерны такие качества, как статичность, размеренность, упорядоченность, господство хорового начала, обобщенность образов, превалирование состояний и настроений, общих для больших масс людей.
Вторая группа охватывает массово-бытовые жанры. Это песня, танец, марш со всеми их разновидностями. Особенности жанрового стиля: доступность, простота музыкальной формы, преобладание привычных интонаций над новыми. Здесь используются наиболее устойчивые ритмические формулы (ритм вальса, менуэта, сарабанды, мазурки, полонеза и т.д.).
Третью группу составляют концертные жанры. Это симфония, соната, квартет, оратория, кантата, романс, инструментальный концерт, т.е. все жанры, исполнение которых требует концертного зала. Это преимущественно лирический тон — музыка выступает как своего рода самовысказывание композитора. Это наибольшая свобода от внемузыкальных требований — от действия, декораций, сюжета. Отсюда наибольшее разнообразие форм и языка.
В четвертую группу входят театральные жанры — опера, балет, оперетта, музыка драматического театра. Для них характерны: 1) отражение драматического действия в музыке (отсюда большая конкретность образов, динамизм, сюжетность); 2) некоторая несамостоятельность музыки — ее опора на слова, жесты и т.д.; 3) расчет на подачу со сцены — принцип крупного штриха.
Музыка в театрализованных представлениях активно формирует впечатление зрителя, но делает это всегда незаметно, ненавязчиво, почти всегда оставаясь вне его конкретного восприятия. Зритель обычно уносит общее впечатление о спектакле, театрализованном представлении, празднике, оценивает игру актеров, режиссерское решение, художественное оформление, но почти никогда не задумывается на тем, что именно музыка внесла это в общее впечатление. Музыка, способна ярче и полнее выявить и донести главную мысль, основную эмоцию действия и тем самым помочь зрителю глубже осмыслить происходящее на сцене. Придавая частному явлению общее значение, музыка способна осуществить идейно- эмоциональное обобщение не только отдельной части, но и часто всего представления в целом. Музыке принадлежит важная роль и в организации темпо — ритмического решения театрализованного представления и праздника.
Музыка в театрализованных представлениях выполняет различные функции: фон, который мог быть связан с самим действием; обрамление; непосредственное сопровождение действия. Музыкальное решение театрализованного представления или праздника во многом зависит от общей музыкальной культуры режиссера, от того, обладает ли режиссер музыкальным слухом, музыкальной памятью, чувствует ли ритм, умеет ли слушать и понимать музыку, может ли мыслить музыкальными образами.
Заключение
Не одному из видов искусств, кроме музыки, не дано с такой неотразимостью и так глубоко проникнуть в сферу чувств, переживаний и настроений человека. Это обуславливается её звуковой природой, ибо звук самой жизни способствует общению людей между собой, выражению их чувств. К тому же музыка, искусство временное, а значит, может отразить процесс эмоциональных переживаний со всеми изменениями и оттенками. Эмоциональная выразительность музыки в театрализованных представлениях открывает перед режиссером широкие возможности, благодаря своей эмоциональной насыщенности она не только заменяет психологическое обоснование поведения героя, но сама становится сценическим образом, действующим лицом, выразителем темы и идеи.
В ходе проделанной работы удалось охарактеризовать исторические стадии развития музыки. Музыка — это древнейший вид искусства, который проходит в трех стадиях. Значительную эволюцию внутри третьей , самой последней стадии, перетерпела музыкальная культура в целом. В частности, изменилось понимание музыкального произведения и музыкального творчества, а так же соотношение между композицией и исполнительством.
Кроме того, была изучена историческая музыка в театрализованных представлениях. Музыкально — режиссерские знания включают в себя осознание музыкальной специфики в театрализованном представлении; знание, понимание и апеллирование основными музыкальными понятиями, необходимых для музыкально — постановочной деятельности; знание особенностей музыкальной драматургии в театрализованном представлении и драматургических функций в нем; осуществление музыкально — режиссерского анализа произведений музыкального искусства.
В работе было проведено раскрытие понятия музыкальный «жанр». Жанр как художественный феномен исключительно важен для музыкальной практики — композиторской, исполнительской, педагогической, а также для теории и истории музыки и, конечно, для исследовательской работы. Изучение жанров необходимо еще и потому, что оно не только помогает понять эстетическую сущность искусства, природу музыки, но и дает в руки хороший инструмент для анализа конкретных явлений музыкальной культуры — как отдельных произведений, так и творчества тех или иных композиторов в целом, творческих направлений и школ.
В музыке нового времени тематизм служит главным носителем музыкального образа — как его общих, типичных черт, так и — особенно важно — черт неповторимо индивидуальных. Двадцатый век называют веком музыки. Это определение говорит не столько о популярности музыкального искусства, сколько о его способности точно выразить мироощущение эпохи, её духовные устремления, надежды и иллюзии. Музыкальные направления, стили и жанры вторглись в жизнь всех без исключения поколений, национальностей, слоёв общества. Музыканты прошлого столетия ощутили тесную связь со слушателями. Для композиторов и исполнителей стало важно выражать идеи и мировоззрение своего поколения, этнической или общественной среды, порой конкретных политических и религиозных движений. Они смогли реализовать способность музыкального искусства объединять людей, умело создавая у гигантской аудитории мощные эмоциональные порывы — как созидательные, так и разрушительные.
Список используемой литературы
1) Алексеев Б.К., Мясоедов А.Н. Элементарная теория музыки. -1986.—240 с
2) Виноградов Г., Красовская Е. Занимательная теория музыки. — М.: Сов. композитор, 1991.- 192 с.
3) Каган М. Музыка в мире искусств. СПб, 1996
4) Левашева О.Е., Кандинский А.И. История русской музыки: Учебник: В 6-ти вып. Вып. 2: М.И. Глинка. А.С. Даргомыжский / Ред. А.Кандинский. — М.: Музыка, 1987. — 220 с.
5) Мазель Л.А. О природе и средствах музыки: теоретический очерк. — М.: Музыка, 1991. — 2-е изд. — 80 с.
6) Музыкальное исполнительство и современность: Сб. статей / Сост. М.А. Смирнов. — М.: Музыка, 1988. — 319 с.
7) Назайкинский Е.В. Стиль и жанр в музыке: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.- 248 с.
8) Никитина Л. Советская музыка. История и современность. — М.: Музыка, 1991 — 278 с.
9) Соболева Г.Г. Россия в песне. Музыкальные страницы: Для детей среднего и старшего школьного возраста. — 2-е изд. — М.: Музыка. 1980. — 207 с.
10) Сохор А.Н. Эстетическая природа жанра в музыке. М.: 1968.
11) Телеева И.И. Вестник СИБГУКИ №2(11) июнь 2012
12) Чечётин А.И. Основы драматургии театрализованных представлений: История и теория. Учебник для студентов институтов культуры. — М.: Просвещение, 1981. — 191 с.
Размещено на