Содержание
Содержание
Содержание2
Введение3
Глава I Этические принципы формирования авторитета государственного служащего6
Глава II Этика и культура государственных служащих18
Заключение27
Список использованной литературы29
Выдержка из текста работы
В предыдущем законе от 1999 года целый ряд норм носил декларативный характер, имелись внутренние несоответствия, отсутствовали положения, ориентирующие отрасль на развитие рыночных механизмов.
Новый закон включил в себя систему принципов спортивного законодательства, обеспечивающих право каждого на свободный доступ к физической культуре и спорту, запрет дискриминации и насилия в этой области, обеспечение безопасности жизни и здоровья спортсменов и зрителей.
В законе впервые четко определяются права, обязанности и ответственность организаторов физкультурных и спортивных мероприятий, полномочия Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований в области физической культуры и спорта.
Определен статус Олимпийского, Паралимпийского и Сурдолимпийского комитетов России и Специальной олимпиады России, порядок организации и проведения физкультурных и спортивных мероприятий. Также выстроена система создания местных, региональных и общественных российских спортивных федераций, которая позволит развивать спорт на всех уровнях.
Кроме того, впервые на законодательном уровне прописан порядок формирования сборных команд по видам спорта, порядок разработки и утверждения правил видов спорта и положений о соревнованиях. С появлением нового закона можно рассчитывать, что будет укреплена законодательная база, регулирующая отношения, возникающие в связи с организацией и проведением Олимпийских зимних игр, и будут созданы необходимые правовые условия для эффективной подготовки и достойного выступления российских спортсменов.
В Госдуме уже начата подготовка концепции двух законопроектов — "Об обязательном страховании жизни и здоровья спортсменов — членов сборных команд РФ" и "О спортивной подготовке". Эти законопроекты усовершенствуют практику страхования жизни и здоровья спортсменов, входящих в сборные команды России, и создадут основу для развития детско-юношеского спорта. 1
Актуальность работы: Мой выбор пал на эту тему, так как в России сфере физической культуры и спорта с законодательной стороны уделяется мало внимания. Мне стало интересно изучить проблемы спорта и как они решаются.
Цель: Изучить роль государственного управления в области физической культура и спорта
Задача: Изучить особенности государственного регулирования в сфере физической культуры и спорта. Рассмотреть проблемы спорта в России
- Аналитическая часть
- Значение спорта и физкультуры в нашей жизни
Физкультура и спорт в нашей жизни имеют столь серьезное и видимое значение, что говорить об этом просто нет нужды. Каждый может самостоятельно проанализировать и оценить значение физкультуры и спорта в своей собственной жизни. Но при этом нельзя забывать, что физкультура и спорт в нашей жизни имеют общенациональное значение, это по-настоящему сила и здоровье нации.
Физкультура и спорт в нашей жизни – воспитание тяги к ним должно начинаться с самого детства, продолжаться всю жизнь и передаваться из поколения в поколение. Как минимум, ежедневная гимнастика, пусть всего 15 минут в любое удобное для вас время должна стать такой же привычкой, как утреннее умывание. Максимум: старайтесь все свое время проводить в движении. В свободное время играйте с детьми или с любимым животным в подвижные игры, во время передвижения в общественном транспорте напрягайте и расслабляйте мышцы тела, на работе делайте активный перерыв через каждые два часа. Попробуйте активизироваться и вы сразу ощутите, что значат физкультура и спорт в нашей жизни.
Не секрет, что большинство из нас – обычные люди, и отнюдь не спортсмены. Так какие же преимущества привносят физкультура и спорт в нашей жизни? Во-первых, они позволяют легко справляться даже со значительными физическими и моральными, умственными нагрузками, которые так или иначе встречаются нам всем. У нетренированного человека, даже если он молод и здоров, мало преимуществ перед спортивным даже пожилым. Возьмем простой пример: подъем по лестнице. Если вы всегда ездите на лифте, то такой подъем вызовет у вас одышку, учащение сердцебиения, и в целом сильно утомит. А если вы привыкли ходить пешком, то взбежите по лестнице, не задумываясь. Также легко вы справитесь и каким-либо другим действием, недоступным тем, кто отрицает значение физкультуры и спорта в нашей жизни.
Вот другой пример: вам внезапно и срочно понадобилось сделать отчет. Тренированный человек соберется, сосредоточит внимание и выполнит работу в самый короткий срок. Человек же, привыкший проводить свое свободное время у телевизора, конечно, тоже выполнит работу. Но ему придется часто и надолго отвлекаться, чтобы прогнать сонливость и усталость. А возможно, ему даже придется воспользоваться некоторыми допингами в виде, например, кофе.
Во-вторых, физкультура и спорт в нашей жизни тренируют наши мышцы, систему кровообращения, силу, выносливость организма. А, следовательно, положительным образом влияют на иммунитет, состояние здоровья, молодость и красоту, сохраняют способность к труду и активному образу жизни на долгие, долгие годы. Вот в частности, работоспособность сердца, главного «виновника» нашей жизнеспособности, напрямую зависит от силы и развитости мышц. Сердце – это тоже мышца, которую можно и нужно тренировать.
В-третьих, физкультура и спорт в нашей жизни полезна людям как умственного, так и физического труда. Первые часто ведут «сидячий образ жизни», что ведет к различным деформациям скелета и позвоночника, снижению интенсивности обмена веществ, и, в конечно итоге, к развитию болезней. Им физкультура и спорт в нашей жизни помогут всегда быть в тонусе. Вторые часто задействуют в своей работе только определенные группы мышц. Им физкультура и спорт в нашей жизни помогут сбалансировать нагрузку и не допустить ассиметричного развития мышц тела.2
- Проблемы спорта в России
По данным президента России, сейчас только 14,8% населения страны занимаются спортом, а если говорить о взрослых россиянах, то лишь 7,6%делают это регулярно. Чтобы переломить эту ситуацию, президент поручил правительству поменять стратегию физической культуры и спорта до 2020 года, которая станет частью стратегии-2020.
Сейчас в России насчитывается около 232 тысяч спортивных объектов. Однако это число до сих пор не достигло уровня начала 1990-х годов, когда их насчитывалось до 239 тысяч на территории только лишь РСФСР, не говоря уже обо всем Советском Союзе.
В целом, несмотря на улучшение многих показателей развития физической культуры и спорта с 2002 года, население обеспечено спортзалами только на 49,6% от государственного норматива.
Очевидно, что даже цифра – 232 тысячи – реальному положению дел не отвечает. Даже если допустить, что за последние годы количество объектов действительно стремительно выросло, поверить в то, что люди обеспечены спортивными площадками так же, как в советское время, невозможно. Не исключено, что многие объекты, входящие в число 232 тысяч, используются не по назначению или функционируют далеко не в полном объеме.
Даже преуспевающие на первый взгляд виды спорта в сравнении со своими зарубежными "родственниками" могут считаться беспризорниками. Так, российская легкая атлетика – наименее обеспеченный базами вид спорта: "Наша основная летняя база – в Адлере, мы проводим там весну и осень. Ранее она была в ведомственном ведении, а сейчас перешла в частные руки. Нынешний владелец начал строить стадион с хорошим покрытием с сопутствующими сооружениями. Вроде бы надо порадоваться, но оказалось, что строительство гостиницы, без которой хорошего комплекса не получится, по-прежнему в стадии согласования. И даже если вопрос этот разрешится и все получится, все равно в Адлере мы гости".
Основная проблема недофинансирования строительства спортивных объектов видит в том, что в существующем законодательстве четко не определено, кто должен выделять средства на их строительство. На практике строительство спортивных комплексов зачастую финансируется из муниципальных бюджетов, которые справляются с трудом.
В год на содержание современного многофункционального спортивного комплекса в среднем необходимо около 19 млн рублей. Отмечается колоссальный упадок в развитии студенческого спорта, даже отсутствие такого предмета, как физкультура, практически в половине вузов страны.
Из-за недоразвитости физкультуры и спорта в школах и вузах резко ухудшилось здоровье подрастающего поколения. По данным Минздравсоцразвития, более 80% школьников страдают гиподинамией и ведут малоподвижный образ жизни. За последние годы доля здоровых детей снизилась до 32%. Количество школьников до 14 лет, страдающих хроническими заболеваниями, наоборот, выросло на 42,5%. А в возрасте от 14 до 17 лет – более чем на 60%.
От недостатка физической активности страдают и взрослые. По данным Минздравсоцразвития, с 2007 года число людей, страдающих от профессиональных заболеваний, выросло на 40%.
Проблема не только в ухудшающемся год от года здоровье молодежи, но и в недостатке квалифицированных тренеров. И в этом смысле проблемными оказываются даже самые благополучные виды спорта, приносящие немало олимпийских наград, такие, например, как борьба. Социальное обеспечение детских тренеров смехотворно, и ни один уважающий себя человек жить не сможет на те деньги, которые сегодня платятся детским тренерам.
Сейчас средний возраст тренеров составляет 50 лет, а замену им пока не воспитали. Специалистов в этой области готовят лишь 14 вузов на всю страну. А те, кто оттуда выпускается, просто не идут работать в спортшколы из-за низкой зарплаты и отсутствия перспектив.3
-
Особенности государственного регулирования в сфере физической культуры и спорта
Кризис, в котором находится сегодня Россия, нельзя свести только к экономическому. Он носит системный характер и показывает провал так называемых либеральных реформ. При этом очевидным становится тот факт, что, поскольку реформы проводились по рекомендациям некоторых международных организаций и под их жестким контролем, весь смысл самого "либерального" курса, проводимого по их рецептам, вызывает большое сомнение. Не существует отставания России — существуют различия в возрасте и характере цивилизаций. Поэтому выход из кризиса возможен: необходимо изменить курс строительства "дикого капитализма" на другой, более адекватный нашему государству. И именно сейчас, когда "рынок" находится в упадке, предоставляется уникальная возможность, поставив рыночную экономику с "головы на ноги", сбалансировав ее и выявив приоритеты, провести реформы, как это и необходимо, т.е. для улучшения качества жизни всего населения. Во всем мире понимают, что реформы не должны осуществляться ценой обнищания, страдания и унижения большинства населения. России же население после сoup de force 17 августа 1998 г. вновь попало в 1992 г.
В настоящее время основная задача правительства — ввести экономику в состояние равновесия и из сырьевого, спекулятивного и импортозависимого рынка перейти к созданию таких сфер производства, в которых опережающими темпами через освоение новейших достижений техники (например, электроники, коммуникаций ), информационных технологий и прочего будет идти формирование среднего класса, чьим главным достоянием является не только капитал, но и в первую очередь знания и квалификация.
Другими словами, у России появляется уникальная возможность как бы "перепрыгнуть" через ступеньку: у нас уже произошла неизбежная (при переходе к новому этапу цивилизации) деиндустриализация.
Чтобы это осуществить, экономическая политика должна быть государственно ориентированной, т.е. (в свете вышеизложенного) оживление должно произойти в первую очередь при помощи комплекса мер государственного регулирования и поддержки в непроизводственной сфере (особенно науке, образовании) и необходимого высокотехнологического производственного сектора.
Локальной задачей является попытка, исходя из проблем социальной составляющей экономического развития, на которой базируется практически вся непроизводственная сфера, сформулировать особенности государственной политики в ее компоненте — сфере физической культуры и спорта (далее ФКиС).
Каковы же наиболее острые социальные проблемы? Если кратко, то в нынешнее время это:
— беспрецедентное по скорости и глубине падение реальных доходов основной массы населения, его жизненного уровня. Принятый сегодня норматив прожиточного минимума — это предел нищеты;
— крайняя ограниченность возможностей для адаптации основной массы населения к новым рыночным условиям (существующий профессио нальный и квалификационный потенциал в основном не востребован в условиях нашего рынка);
— ухудшение здоровья людей и тенденции депопуляции России.
Поэтому социальная политика сегодня должна быть основой государственной политики, которая в условиях реформирования, неустойчивой экономической ситуации в стране должна планироваться в соответствии с научно обоснованной стратегией облегчения и улучшения жизни людей (даже на первых порах, может быть, просто улучшения их морально-психологического состояния) при выходе страны из кризиса.
Социально-экономическая парадигма развития должна исходить из того, что его "локомотивом" являются не только экономически активные социальные группы с высоким уровнем квалификации, мотивацией на вертикальную мобильность, способные легально адаптироваться к сложившимся условиям, но и, может быть, в первую очередь группы нормально здоровых и физически крепких людей, готовых реализовать эффективные модели социально-экономической деятельности. Другими словами, необходимо создание благоприятных стартовых условий, всемерное расширение на этой основе "самореализующегося" социального сектора, способствующего повышению качества жизни и созданию лучших условий для подрастающего поколения. Систематическое увеличение в данном социальном секторе доли ФКиС именно в силу их технологий, обеспечивающих многое из вышесказанного, и может быть ключом к превращению социальной активности в важнейший ресурс экономического развития страны.
Проблемы ФКиС и вообще досуга часто становятся синонимом результатов социальных, культурных и экономических изменений. Внедрение новых технологий и изменяющийся характер труда в период экономических реформ, уменьшение возможности получить оплачиваемую работу, материальные лишения и растущие социальные беспорядки — все это "ставит досуг, в том числе ФКиС, на повестку дня". Политическая риторика наших политиков содержит все больше упоминаний о необходимости найти решение проблем, связанных с безработицей, увеличением числа правонарушений среди молодежи, выработкой соответствую щей социальной политики.
Однако никаких "великих дискуссий" по поводу характера государственной политики в области ФКиС практически не ведется.
Часто оценка государственной политики в области ФКиС связана с вопросом "что" и "как", но редко с вопросом "почему". Преобладает "административная" ориентация, которая ставит своей целью повышение эффективности администра тивной системы и системы обеспечения организации ФКиС.
Сфера ФКиС — это область индивидуальной и коллективной автономии, в которой существует хрупкий баланс между личным выбором и общественным регулированием и контролем.
Вспомним некоторые исторические периоды, когда политика в области ФКиС была предметом политических дискуссий. В 20-е годы в СССР вопрос о том, следует ли развивать спорт высших достижений при социализме, стал предметом острых разногласий. Широкое распространение в это время получили взгляды, согласно которым соревнования ведущих спортсменов и их рекорды рассматривались как пережиток буржуазной культуры, тормозящий развитие физкультуры истинно массовой, пролетарской 1. В 50-е годы ставилась под сомнение необходимость специализации учреждений ФКиС, создания спортивных школ. Так, в передовой статье одного из номеров журнала "Теория и практика физической культуры" за 1955 г. опубликовано следующее: "Практика проведения городских соревнований для сборных команд спортивных обществ повлекла за собой организацию так называемых городских центральных секций по большинству видов спорта, заменивших во многих случаях существование спортивных секций в коллективах физкультуры по таким массовым видам спорта, как легкая атлетика, лыжи…".
Далее говорится о том, что большинство советов спортивных обществ уделяют основное внимание узкому кругу спортсменов, порождая таким образом кастовость. В связи с этим предлагалось ликвидировать спортивные секции ДСО, а всю спортивно-физкультурную работу организовывать в коллективах физкультуры на предприятиях и т.д. В те же годы под лозунгом: основным стимулом для государственного вмешательства является забота об аспектах общественного здоровья — ФКиС слили со здравоохранением. В 80-е годы проходили бурные дискуссии о возможности коммерциализации спорта.
Характерный пример отношений властей в годы советской власти к ФКиС — многие современные спортсооружения, которые являются практическим выражением определенных идеологий. По существу, они представляют собой архитектурное и философское наследие правящих в определенный исторический период политических элит (помпезность спортсооружений "сталинского" ампира, невзрачность типового строительства).
Сегодня основная проблема, которая стоит в центре социальной политики, — это то, что императивы прибыли и частной собственности вступили в конфликт с нуждами общественного благосостояния и социальной справедливостью. Вмешательство государства здесь, по нашему мнению, должно основываться на предположении, что потребители не являются наилучшими судьями своего собственного благосостояния или благосостояния общества. Личные предпочтения не должны рассматриваться как основной механизм для государственной политики, имея в виду в том числе и выделение финансовых ресурсов. Другими словами, большинство возможностей для занятий ФКиС необходимо создавать не в ответ на требования народа, а потому, что они рассматриваются как социально желательные.
Раньше популярные виды спорта, развлечения часто служили для укрепления и узаконивания социально-политической структуры (на память приходят спортивные предпочтения высших советских чинов и как результат — колоссальное "вливание" в эти виды спорта). В настоящее время, когда сфера ФКиС стала поляризоваться и приобретать "частный" характер, служа отражением классового деления и укрепляя его, занятия ФКиС могут служить противовесом социальной раздробленности, местом для общения людей, здесь можно достичь примирения и согласия. Другими словами, ФКиС становятся ареной, на которой социальное и экономическое неравенства теряют в какой-то степени свое значение и, следовательно, участие государства в финансировании ФКиС не только улучшает физическое и моральное здоровье людей, а, может быть, в первую очередь дает возможность проявлять чувства гражданственности, одновременно обеспечивая и утверждая более глубокое социальное согласие.
Осознавая это, в 1993 г. в Основы законодательства Российской Федерации (далее — РФ) о физической культуре и спорте заложили норму: направили на развитие ФКиС около 2 процентов расходной части бюджета. Все было прекрасно и правильно продекларировано, но, к сожалению, не было подкреплено в последующем ни принятием соответствующих законов, ни необходимым финансированием. Ситуация усугублялась и тем, что начиная с 1992 г. сфера ФКиС "разорвана на куски". Это, естественно, отражалось на местах и давало возможность местным властям осуществлять финансирование там, где они этого желали. Хотя следует отметить, что конкуренция, основанная в том числе и на "муниципальной гордости", часто помогала преодолевать нежелание вообще тратить на ФКиС.
Для сравнения: в СССР развитие ФКиС финансировалось за счет как государственного бюджета, так и средств профсоюзов и "Спортлото". Так, в 1990 г. на развитие ФКиС было направлено:
— из государственного бюджета (в том числе по статье "Народное образование") — 1550 млн р.;
— из профсоюзного бюджета — 1100 млн р.;
— из средств общественных спортивных организаций — 96 млн р.;
— из средств "Спортлото" — 256 млн р., или около 11 р. на человека (без учета косвенных расходов, связанных со строительством ФКиС и выпуском товаров спортивно-физкультурного назначения). Сегодня, по экспертным оценкам, на душу населения расходуется примерно 7,0 р. (1998 г.). С учетом изменения цен (примерно в 20-22 раза) — это в 30 раз меньше, чем в 1990 г.
В настоящее время, в связи с кризисом в стране, думается, что при условии стабилизации экономики и начала экономического подъема объем финансовых и материальных ресурсов, которые государство может выделить на нужды ФКиС в ближайшие 10-15 лет, вряд ли позволит осуществить их развитие по всем направлениям в той мере, в какой это необходимо для полномасштабного функциони рования и совершенствования сферы ФКиС.
Очевидно, необходимы усилия и парламента, и правительства, и физкультурно-спортивных организаций, чтобы такие важные элементы социальной политики, как физическое здоровье нации, моральное благосостояние и социальная интеграция, могли быть все же обеспечены государственным финансированием хотя бы по минимальным социальным стандартам потребности населения в услугах ФКиС и утвержденным федеральным программам. Так, недостаток возможности у молодежи, а иногда и нежелание принимать участие в физкультурно-спортивной деятельности является причиной значительного числа правонарушений. Кстати, это характерно не только для России. В годы экономического спада в Англии исследователь А.С. Травис писал: "Побеждая скуку и разочарование, участие в ФКиС вносит свой положительный вклад в борьбу с хулиганством и правонарушениями. Многие молодые люди испытывают сейчас необычайные социальные стрессы. Если мы будем слишком долго откладывать конструктивный подход к поиску причин этих стрессов, проблемы, которые из них вырастут, увеличатся во много раз, и так же во много раз вырастет цена, которую придется заплатить за борьбу с их результатами".
Поэтому социальная политика государства в сфере ФКиС должна обеспечить построение такой государственной структуры, ни в коей мере не учитывающей политики и ежесекундной конъюнктуры, а вырабатывающей решения только на основе тех потребностей, которые бы учитывали и определяли моральные, физические и культурные ценности человека. Можно утверждать, что проблемы культурных и моральных ценностей стоящие в центре социальной политики, удваиваются при любом рассмотрении государственной политики в области ФКиС.
Но пока, к сожалению, приходится констатировать, что ценности, каковыми их считают наши руководящие органы, серьезно препятствуют свободному развитию людьми своих потребностей в сфере ФКиС, так как решения о распределении скудных ресурсов, например на строительство и реконструкцию спортсооружений, не принимаются беспристрастно и редко основываются на хладнокровном социальном исследовании, а в большей степени отражают интересы влиятельных групп, имеющих определенные и нескрываемые взгляды на то, как люди должны или не должны проводить свое свободное время. Отсюда, мы все играем то в теннис, то в футбол, то еще во что-то… Но думается, что такая ситуация по мере улучшения экономического положения страны будет значительно меняться и на первый план при проведении социальной политики будут выдвигаться именно ценностные установки.
Считается, что существует как бы вечный идеологический конфликт между "свободой" и "равенством". Другими словами, проводит ли государство социальную политику по "учредитель ному" или "остаточному" принципу.
Экономическая теория связывает вмешательство государства в спортивную область в основном только при наличии "банкротства рынка", т.е. когда рынок оказывается неспособным обеспечить снабжение определенными товарами или услугами (правда, делается оговорка, что это не распространяется на единоличные "штучные" товары и услуги). При этом возможны два случая. Первый — это когда рынок вообще вроде бы ни при чем, например предложение товара в виде парков и других общественных мест на лоне природы, которые дают возможность людям посвящать свое время рекреационной деятельности (в том числе и ФКиС), и совершенно очевидно, эти услуги не могут быть предоставлены кем-либо, кроме государства.
Второй случай — когда товары являются объектами "конкурирующего" спроса. Проще говоря, их не хватает (например, спортсооружений). Чем разнятся эти способы осуществления вмешательства государственной руки, так это разве что целями, которые они преследуют:
— в первом случае удовлетворение спроса вне государственного сектора невозможно;
— во втором же — спортсооружения чаще всего являются негосударственным имуществом и предложение по "политическим" (льготным) ценам, доплачиваемым государством (всеми его органами управления), дает возможность принять и обеспечить занятия физической культурой и спортом всем слоям общества.
Вообще можно сказать, что в сфере ФКиС существуют несовершенства рынка вследствие того, что частные рынки и услуги в нем не являются эффективными, уже исходя из теории Парето. В этой сфере деятельности имеет место:
— несовершенная конкуренция между поставщиками физкультурно-спортивного продукта (услуги).
Фирма, продающая стандартные спортивные товары, такие, как тренажер "КАП", знает, что она может привлечь покупателя путем снижения цены на тренажер.Покупатели могут легко узнать, где они наилучшим образом реализуют покупательскую способность своих денег.
В противоположность вышесказанному потенциальные клиенты, обращаясь к тренеру или инструктору, предоставляющему услуги по более низким ценам, чем у его конкурентов, могут сделать вывод, что он не пользуется большим спросом и таким способом старается привлечь больше потребителей, но при этом отсутствие спроса на его услуги может навести их на мысль, что тренер или инструктор не является хорошим специалистом;
— несовершенная информированность потребителей. Существует предположение, что потребитель достаточно хорошо осведомлен, когда покупает машину или телевизор (есть масса источников, из которых он может быстро почерпнуть информацию). Когда люди идут на занятия физкультурой, спортом к тренеру, то они покупают, по большому счету, знания или информацию. Занимающиеся должны положиться на мнение тренера о том, как ему следует осуществлять занятия. Оценить различных тренеров или инструкторов намного сложнее, чем телевизионные приемники. Это является одной из причин, по которой государство должно взять на себя право лицензировать деятельность работников в сфере ФКиС и сертифицировать продукцию, которую они рекомендуют ученикам (об этом автор писала в журнале "Теория и практика физической культуры", № 4, 1999 г.).
Но вернемся к сути социальной политики. Для осуществления государственного вмешательства по "остаточному" принципу характерно то, что "рыночники" убеждены в благотворном влиянии экономического роста и превосходстве рынка как механизма для распределения товаров и услуг. С их точки зрения государственное финансирование должно быть избирательным и остаточным, действуя как краткосрочное средство помощи небольшому количеству нуждающихся групп. Такой взгляд на общество с позиции невмешательства имеет много общего с теми идеологическими направлениями в изучении досуга, которые рассматривают досуг как область суверенитета личности, основой которого является осуществление индивидуального выбора, т.е. во главе здесь принцип: свобода выше равенства.
Сторонники другой концепции — "остаточного" принципа — менее оптимистически смотрят на рынок, считая государственное финансирование необходимым и неизбежным. Вариант, к которому следует стремиться, — это "смешанная экономика", в которой государственный и частный секторы "нормально уравновешены".
При "учредительном" подходе учитывается, что, поскольку полноценная свобода на практике в лучшем случае ограничивается, а в худшем вообще существует только в воображении — бедные выбирать не могут, государственное финансирование при этом должно быть необходимым и постоянным дополнением, которое помогает, а иногда и заменяет превратности рынка. Другими словами, мы должны рассматривать в данном случае роль государства в развитии ФКиС как нечто бесспорно желательное, а не прискорбно неизбежное. Да и в Конституции Российской Федерации (ст. 27, глава 2) закреплено: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью… РФ — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека…".
В дальнейшем, думается, будет набирать силу процесс ослабления ограничений, имеющих место в нашем обществе, снижения "местного" патриотизма, развития социально ориентированной рыночной экономики — и все это приведет к росту индивидуальных запросов, которые становятся выражением вкуса отдельного человека, а не отражением экономического положения или принадлежности к определенно му классу. Другими словами, государство уже не будет жестко регулировать поведение индивидуума, а перейдет к более позитивному механизму поддержки развития ФКиС.
Кстати говоря, степень государственного вмешательства в экономику неодинакова в разных странах с рыночным хозяйством. Так, в Норвегии, Германии и Голландии государство намного активнее влияет на экономические процессы, чем, например, в США. Государства с "сильной государственной рукой" считают, что, несмотря на все свои саморегулирующие функции, рынок не может быть полностью эффективным, так как все-таки не обеспечиваются услугами те члены общества, которые слишком бедны, чтобы оплачивать предоставляемые на рынке услуги (именно здесь должна проявляться озабоченность государства последствиями неравенства доходов). Ни один человек, невзирая на свой доход, не должен лишаться возможности получения минимального стандарта (уровня) физкультурно-спортивных услуг. Если приходится делать выбор, то уж исходя не из достатка, а из других соображений, таких, как возраст или вероятность занятий чем-либо другим или какая-то случайность. С этой точки зрения физкультурно-спортивные услуги отличаются от одежды, фильмов, автомобилей и большинства других товаров. Аналогично тому, как право на голосование не должно осуществляться по рыночной схеме (людям не разрешается покупать или продавать свои голоса), точно так же право быть здоровым (т.е. доступ к занятиям ФКиС, медицинскому обслуживанию) не должно контролироваться рынком.
На переходном этапе (где сейчас и находится Россия) необходимо соблюдать две определяющие тенденции: с одной стороны, государственное регулирование экономических процессов теряет здесь всеобъемлющий характер (т.е. уже не как при социализме), с другой стороны, должно присутствовать государственное регулирование, но в то же время уже должны происходить изменения его форм и методов (т.е. еще не так, как при капитализ ме). Следовательно, на этом этапе перехода к рынку роль государственного регулирования все же должна быть более значима, чем в сложившемся рыночном хозяйстве.
Как иллюстрацию к сказанному можно привести события, произошедшие в немецкой истории в первое десятилетие после окончания второй мировой войны. Немецкая экономическая политика, называемая "экономическим чудом", в тот тяжелый период проводилась под знаком социального рыночного хозяйства. Социальная политика в этом случае понималась как политика, связанная с фундаментальными ценностями социальных технологий, а именно:
— созданием экономических предпосылок "благосостояния для всех";
— предоставлением экономических свобод, ограничиваемых рамками неприкосновенности прав третьих лиц;
— ограничениями там, где они привели бы к социально нежелательным результатам 3.
"Рынок должен быть упорядочен", — говорил Л. Эрхад. В основе принципа действия и характерных черт социального рыночного хозяйства лежит сумма свобод, в том числе хозяйственная, и социальная политика в виде обеспечения социальной защиты и социальной справедливости. Право на свободу ограничивается в тех случаях, когда нарушаются права третьих лиц, конституционный порядок или правила нравственности.
Корыстные интересы личности должны быть сознательно ограничены государством, а инициатива и заинтересованность предпринимателей направлены на созидательный путь. И сделать это можно как через систему государственного регулирования, т.е. через специфику законов, систему налогов, пошлин, тарифов и тому подобное, так и путем управления экономикой, реализуемым за счет ресурсов, выделяемых на осуществление тех или иных приоритетных мероприятий.
При этом в сфере ФКиС надо иметь в виду следующие обстоятельства:
1. В настоящее время конкуренция между спортсооружениями во многом пока ограниченна. В большинстве населенных мест России их мало, поэтому человек редко имеет возможность выбора.
2. В системе физического воспитания (школы, армия, вузы и т.п.) физкультурно-спортивные услуги прямо или косвенно оплачиваются государством.
3. В сфере ФКиС нет четких правовых и нормативных актов и документов о недобросовестном обслуживании. Отсюда трудности при разрешении споров в судах по спортивному травматизму и по несчастным случаям на спортсооружениях при проведении физкультурно-спортивных мероприятий.
4. Подавляющее большинство субъектов в сфере ФКиС — это общественные, некоммерческие организации, т.е. в их деятельности нет мотива получения прибыли. Они видят свою задачу не в минимизации издержек, предоставляемых физкультурно-спортивных услуг (или минимизации прибыли), а в максимизации качества своей работы.
Все сказанное означает, что сфера ФКиС (рынок физкультурно-спортивных услуг) должна функционировать иначе, чем сферы с более эффективной конкурентностью, лучшей информированностью потребителей, которые платят непосредственно за то, что получают, где производители руководствуются соображениями прибыли. Например, традиционная теория конкуренции предсказала бы, что рост числа тренеров снизит цены на физкультурно-спортивные услуги. За последние годы число преподавателей, инструкторов, тренеров практически не снизилось, спрос на услуги в сфере ФКиС не упал, но цены, к сожалению, не снизились, а поэтому объемы услуг упали в 4 раза.
Вывод из вышеизложенного: экономика не может определять характер социальной политики, она только налагает определенные ограничения на ее характер и масштабы.
Не вдаваясь глубоко в суть экономического анализа проблем социальной политики, государственного регулирования, можно сказать, что главным звеном в этой проблеме является то, как общество делает выбор в использовании своих ограниченных ресурсов. Это относится и к макро- и к микроэкономике. Тем более, что это деление экономики довольно условное.
Поэтому, чтобы не получить неминуемого ухудшения здоровья в большинстве социальных групп населения, падения спортивного престижа страны (и в какой-то степени престижа страны в целом), государство должно осуществлять управление ФКиС через соответствующую систему мер, которая помогала бы большинству субъектов сферы одновременно и формировать рыночные институты, и уравновешивать их объективно противоположные интересы как на рынке, так и в обществе.
Каким путем? Опираясь на вышеизложенное, констатируем, что неотъемлемыми функциями государства в переходной экономике и особенно при проведении социальной политики становятся функции:
— обеспечения правовой базы функционирования социально ориентированного рыночного хозяйства;
— перераспределения доходов, корректировки распределения ресурсов, обеспечения экономической стабильности и социальной защиты населения.
Все это в полной мере относится и к сфере ФКиС, основным механизмом реализации государственной политики которой на ближайшее время становятся изменения организации системы управления. Данные изменения должны происходить в сфере так, чтобы большинство ее субъектов практически могли их ощущать, а руководство отрасли (сферы) одновременно — формировать такие институты, которые уравновесили бы их объективно противоположные интересы. Важнейшим звеном при этом становится разработка соответствующих законодательных актов (в том числе для регулирования физкультурно-спортивной деятельности, как уже отмечалось выше, — через систему лицензирования и сертификации) и нормативных документов.
Каждая отрасль и подотрасль права должны иметь системообразующий правовой акт (кодекс), вокруг которого складывается вся система соответствующей отрасли (подотрасли) права. В гражданском праве это -Гражданский кодекс, в трудовом праве — КЗОТ и т.д. В сфере ФКиС в 1993 г. приняты только Основы законодательства РФ о физической культуре и спорте. Но они не могут быть использованы как своего рода системообразующий правовой акт, так как не учитывают всех сфер деятельности физкультурно-спортивных организаций, их взаимосвязи, мер государственной поддержки и др.
Одновременно необходимо заметить, что в большей части субъектов РФ приняты соответствующие Законы о физической культуре и спорте. Но они не могут обеспечить единого правового регулирования сферы ФКиС в целом и не полностью учитывают ряд ее особенностей. К ним относятся:
— широкое разнообразие реальных физкультурно-спортивных и производственно-хозяйственных отношений, имеющих место в силу разнообразия деятельности участвующих в физкультурном движении РФ, а также в силу разнообразия научно-технического, экономического, социального и организационного потенциалов субъектов РФ и отдельных спортивных организаций:
— самостоятельность физкультурно-спортивных организаций в выборе и определении организационно-правовой формы федерации, общества, клуба, спортсооружения и т.п., ассортимента выпускаемой продукции и услуг, системы управления, стратегии развития и т.п.;
— рыночный характер отношений между субъектами хозяйствования;
— организация деятельности и управления на основе разнообразных по своей природе механизмов;
— возможность создания физкультурно -спортивными организациями и спортсооружениями собственных (акционерных) механизмов взаимодействия и их усиления по мере развития акционерного предпринимательства.
С учетом этих особенностей и разрабатывается в настоящее время Федеральный закон "О физической культуре и спорте".
При его разработке в ГКФТ России автор использовала разнообразные правовые воздействия, что давало возможность формирования альтернатив в правоотношениях в сфере ФКиС, и в силу этого правовое регулирование приобретало итеративный характер. С установлением реальных хозяйственных отношений производился отбор соответствующих правовых норм, чтобы ими руководствовались физкультурно -спортивные организации. После этого данный проект был направлен ГКФТ России в Государственную думу РФ, где Рабочая группа Комитета по туризму и спорту внесла в него ряд принципиальных изменений и дополнений. Новый проект Федерального закона "О физической культуре и спорте" был утвержден ГД и на сегодня одобрен Советом Федерации.4
- Практическая часть
Указ Президента Республики Башкортостан об объявлении 2002 года Годом здоровья вышел 28 декабря 2001 года. Напомним, что для его проведения был организован оргкомитет под председательством Премьер-министра Республики Башкортостан Р.И. Байдавлетова. Кабинету Министров среди прочего было вменено в обязанность до 1 июля 2002 года разработать и утвердить долгосрочную республиканскую комплексную программу по формированию здорового образа жизни. То есть Год здоровья должен быть не просто шумным мероприятием с громкими девизами — он дает старт, как написано в документе, «формированию здорового образа жизни». Опять-таки правительству поручено принять действенные меры по реализации республиканских программ, направленных на укрепление здоровья населения, развитие физической культуры, спорта и туризма, противодействие наркомании, улучшение условий труда и охраны окружающей среды. Конкретные задачи Указом поставлены главам администраций районов и городов. В частности, что немаловажно, они должны обеспечить укрепление материально-технической базы физкультурно-оздоровительных и лечебно-профилактических учреждений, санаториев-профилакториев, спортивных, туристских организаций, а также эффективное их функционирование. Им же следует содействовать регулярному проведению на предприятиях, в учебных заведениях, организациях, учреждениях, а также по месту жительства граждан массовых спортивно-оздоровительных мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни.
А что же мы имеем сегодня в таких основных показателях развития физической культуры и спорта, как массовость, мастерство, материально-техническая база, количество проводимых мероприятий и так далее? Государственный комитет Республики Башкортостан по физической культуре, спорту и туризму накануне XIX зимних Олимпийских и Паралимпийских игр 2002 года подводил итоги работы отрасли за минувший год и планировал основные направления ее деятельности в 2002 году. Как обычно, состоялась расширенная коллегия Госкомспорттуризма РБ с участием спортивных руководителей городов и районов, председателей федераций по видам спорта, представителей министерств и ведомств, журналистов, а затем — семинары для спортивных работников и «Бал чемпионов», где чествовали лучших.
В соответствующем Постановлении Госкомспорттуризма РБ отмечается, что в основу его деятельности, а также всех физкультурно-спортивных и туристских организаций взяты Законы Республики Башкортостан «О физической культуре и спорте», «О туристской деятельности в Республике Башкортостан» и Послание Президента Республики Башкортостан Государственному Собранию — Курултаю Республики Башкортостан, Указ Президента Республики Башкортостан «Об объявлении 2002 года Годом здоровья в Республике Башкортостан», программы развития физической культуры, спорта и самодеятельного туризма в РБ на 2000—2005 годы, подготовки спортсменов РБ к летним и зимним Олимпийским и Паралимпийским играм, развития горнолыжного спорта и туризма в РБ на 2001—2005 годы и другие программы и нормативные акты. Следует сказать, что и в 70 районах и городах республики, трех спортобществах и физкультурно-спортивных клубах приняты территориальные и ведомственные программы развития физической культуры, спорта и самодеятельного туризма до 2005 года.
В структуру физкультурно-спортивного и туристского движения Республики Башкортостан входят 5119 коллективов физической культуры и спортклубов организаций, учебных заведений и трудовых коллективов, 383 учреждения дополнительного образования спортивной направленности (спортшколы, детско-юношеские клубы физической подготовки, специализированные детско-юношеские школы Олимпийского резерва, спортивные детские, подростковые клубы, детские турклубы и центры). Сюда же надо включить 13 средних специальных учебных заведений и вузов, готовящих физкультурные и туристские кадры, 172 общественных физкультурно-спортивных и туристских объединения ( федерации, ассоциации и клубы по видам спорта), десять республиканских спортивных обществ и физкультурно-спортивных клубов.
В республике действуют Школа высшего спортивного мастерства РБ, Школа-интернат спортивного профиля МНО РБ, Республиканский врачебно-физкультурный диспансер и 70 территориальных местных органов управления физической культурой, спортом и туризмом.
Общее число занимающихся физической культурой, спортом и туризмом в системе государственных и самодеятельных форм занятий достигло 26% населения республики (в 2000 году — 25,5% ), в том числе количество занимающихся в секциях и группах по видам спорта, секциях, клубах и группах физкультурно-оздоровительной направленности составило 724710 человек (в 2000 году — 672850 ), на 25616 человек больше занялись каким-нибудь видом спорта. Будем надеяться, что в Год здоровья эти цифры вырастут еще больше.
В 2001 году в Башкортостане насчитывалось 9115 спортивных сооружений, единовременная пропускная способность которых составила 236,1 тыс. человек. Причем за год их количество увеличилось на 204 сооружения. Были введены в эксплуатацию два спортивно-оздоровительных комплекса ( в микрорайоне Сипайлово в Октябрьском районе г.Уфы и «Биатлон» в Орджоникидзевском районе г.Уфы), в районах и городах республики построены 28 спортивных залов, три плавательных бассейна, пять лыжных баз, 37 физкультурно-оздоровительных центров, 145 плоскостных площадок. Кстати, по наличию и развитию материально-технической базы спорта и туризма и эффективности ее использования Республика Башкортостан занимает первое место среди 89 субъектов Российской Федерации. Их строительство продолжается. Правительство, например, по-прежнему финансирует строительство и реконструкцию шести крупных важных объектов спортивного назначения: это продолжение реконструкции Школы высшего спортивного мастерства РБ, спортивно-оздоровительного комплекса «Биатлон», стадиона «Динамо», Дворца спорта и строительство 90-метрового трамплина для прыжков на лыжах в Уфе и гостевого флигеля вблизи пещеры Шульган-Таш (Бурзянский район).
Помимо объектов, финансируемых из бюджета РБ, продолжается строительство четырех горнолыжных центров в Уфе, стадиона в Бижбулякском районе, Дворца спорта с плавательным бассейном в Белебее, крытых хоккейных кортов с искусственным льдом в Советском районе Уфы и в г.Салавате, ипподрома в Нефтекамске и других крупных спортсооружений. Как видим, материально-техническая база республиканского спорта год от года крепнет. Не зря даже Президент Российской Федерации Владимир Путин не так давно назвал Башкортостан одним из самых «спортивных» субъектов Федерации.
Подтверждается это не только массовостью, материально-технической базой спорта и физкультуры в РБ, но и количеством проводимых мероприятий и показателями в спорте высших достижений. Например, в прошлом году в республике прошло 7935 городских и районных спортивных и туристских мероприятий (884704 участника), 501 — республиканских (126753), 535 всероссийских (4975) и 142 — международных (268). Из крупных соревнований в Уфе состоялись чемпионат Европы по дзюдо среди инвалидов по зрению, Кубок европейских чемпионов по международным шашкам среди клубных команд, чемпионаты и Кубки России по национальной борьбе курэш, по летнему биатлону, тхэквондо, волейболу, баскетболу и так далее. Особенно много всероссийских спортивных мероприятий проведено в городах РБ по видам детско-юношеского спорта.
Спортивные праздники с участием множества людей тоже стали популярными. Среди них республиканский фестиваль «Спортивная семья» с участием в массовых райгорсоревнованиях до 2500 спортивных семей и финалом в Уфе, фестиваль «Башкортостан спортивный», в котором в 36 видах спорта приняли участие 70 тыс. человек (в финале — 4500), I Фестиваль женского спорта, посвященный Году матери, IX Сельские спортивные игры и другие. В многоэтапной межотраслевой комплексной Спартакиаде профсоюзов РБ приняло участие более 700 коллективов физической культуры предприятий с участием 125 тыс. трудящихся и членов их семей. Возрожденный ФСК «Спартак» успешно проводит совместно с министерствами и рескомами профсоюзов фестивали, спартакиады и турниры. Ну а где массовость — там и мастерство.
Ведущие спортсмены Башкортостана, входящие в состав национальных сборных команд России по видам спорта, в 2001 году приняли участие в 78 чемпионатах Европы и мира, на этапах Кубка мира и 4,8 тыс. спортсменов РБ — в чемпионатах, первенствах России. Ими завоеваны 715 золотых, серебряных и бронзовых наград.
В прошлом году было подготовлено 4 заслуженных мастера спорта, 25 мастеров спорта международного класса, 153 мастера спорта России, 530 кандидатов в мастера спорта. Наибольшее число спортсменов высокого класса готовят в столице республики (17—МСМК, 75—МС, 325—КМС) и в Ишимбае и Ишимбайском районе (3—МСМК, 1—МС и 17—КМС), Сибае (14—МС и 7—КМС).
Для истории назовем и имена спортсменов, показавших в 2001 году наилучшие результаты. В символическую десятку лучших по олимпийским видам спорта в алфавитном порядке вошли: Вадим Аюпов (Уфа-Москва, фехтование), Александр Беспалов (Уфа, велоспорт), Ляля Волкова (Белорецк, легкая атлетика), Евдокия Гречишникова (Уфа, современное пятиборье), Александр Зубков (Уфа, бобслей), Александр Колобнев (Уфа, велоспорт), Алексей Селиверстов (Уфа, бобслей), Ильдар Фаткуллин (Уфа, прыжки на лыжах с трамплина), Константин Фомичев (Уфа, гребля на каноэ) и Светлана Хабирова (Стерлитамак, тяжелая атлетика). В неолимпийских, но от этого не менее популярных видах спорта среди десяти лучших Ирина Абрамова (Уфа, пауэрлифтинг), Айбулат Бакиров (Уфа, гиревой спорт), Василий Глухарев (Октябрьский, спортивное ориентирование), Нурсиля Минигулова (Уфимский район, зимний полиатлон), Сергей Мор (Уфа, пауэрлифтинг), Фаниль Мухаметьянов (Уфа, пауэрлифтинг), Сергей Огородников (Уфа, бодибилдинг), Салават Рахметов (Уфа, скалолазание), Тамара Тансыккужина (Ишимбай, международные шашки), Юрий Федоренко (Уфа, пауэрлифтинг).
Уже в феврале этого года участие в XIX зимней Олимпиаде в Солт-Лейк-Сити (США) приняли уфимцы Александр Михайлов (фристайл-акробатика), Татьяна Трапезникова (скоростной бег на коньках), Ильдар Фаткуллин, Александр Белов (оба — прыжки на лыжах с трамплина), Александр Зубков, Олег Петров, Алексей Селиверстов (все трое — бобслей), Андрей Скабелка (хоккей), Вера и Наталья Зятиковы (лыжные гонки) — сестры Зятиковы и Скабелка выступали за Белоруссию, Галина Куклева (биатлон, Уфа—Тюмень). К сожалению, наши спортсмены на Олимпиаде особо не порадовали. Третье место Галины Куклевой — два шага вниз по сравнению с предыдущей Олимпиадой, не в полную силу выступили Татьяна Трапезникова (15 место), Ильдар Фаткуллин (не попал даже в тридцатку), да и другие. Хотя представительство башкирских спортсменов в российской сборной, согласитесь, было весьма немалым, а это тоже показатель. К тому же мы можем порадоваться за нашего земляка, хоккеиста НХЛ Игоря Кравчука, получившего в составе сборной России бронзовую медаль.
Во исполнение решений Первого Всемирного курултая башкир и Государственной программы «Возрождение и развитие башкирского народа», Указа Президента РБ «О республиканских программах национально-культурного развития народов Башкортостана» и программы развития национальных и народных видов спорта в Республике Башкортостан проводится определенная работа по развитию национальных и народных видов спорта. Они культивируются во всех районах и городах, в спортивных секциях и группах по ним занимается 55773 человека. Больше стало проводиться соревнований, спартакиад, фестивалей и праздников. Особенно популярен курэш. Причем у него самое большое количество зрителей самого разного возраста — ведь он, кроме соревнований, обязательный элемент сабантуев. Затем идут конный спорт, гиревой спорт, армспорт, русская лапта. Среди наиболее крупных проведенных мероприятий по ним можно назвать VIII Республиканский фестиваль по национальным и народным видам спорта, который, кстати, первый раз прошел в недавно введенном в эксплуатацию спорткомплексе Школы высшего спортивного мастерства РБ, международные соревнования по спортивным бальным танцам в Уфимском Дворце спорта и конноспортивный праздник на ипподроме “Акбузат”.
И все же, несмотря на одну из лидирующих позиций в российском спорте, в республике еще есть немало проблем, требующих своего решения. К примеру, нет необходимых условий для организации культурно-оздоровительных и профилактических занятий в большинстве дошкольных учреждений. Требует серьезного улучшения и постановка физического воспитания в общеобразовательных школах, профессиональных лицеях и училищах, в средних профессиональных учебных заведениях и вузах, особенно организация физкультурно-оздоровительной, спортивно-массовой и туристской работы в свободное от учебы время. Это необходимо для профилактики заболеваемости детей, подростков и учащейся молодежи, снижения преступности и наркомании среди несовершеннолетних. В последние годы отмечается рост различных заболеваний, связанных с уменьшением двигательной активности учащейся молодежи. Ежегодно увеличивается количество учащихся и студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе: 1998 год — 28,0 тыс., 1999 год — 28,1 тыс. человек, 2000 год — 28,3 тыс. и 2001 год — 34959 человек.
Большие трудности сегодня испытывает организация физкультурно-оздоровительной, спортивно-массовой и туристской работы в трудовых коллективах. Под предлогом экономической нецелесообразности предприятия и организации, особенно на селе, отказываются от содержания спортивных и оздоровительных объектов, закрывают, продают, передают их другим собственникам и нередко используют в других целях, сокращают ставки и должности тренеров-преподавателей, инструкторов-методистов по физической культуре и спорту, производственной гимнастике. Впрочем, а мы сами в свободное от работы время стремимся ли укреплять свое здоровье посредством физической культуры? Таких, увы, меньшинство. В сознании значительного количества людей, считают в Госкомспорттуризме РБ, сохраняются стереотипы безразличного отношения к состоянию своего здоровья и физическому развитию как средству укрепления здоровья и профилактики заболеваемости. Поэтому в этом Году здоровья началась целенаправленная и многоплановая, рассчитанная на длительный период работа, в которой особое место отводится пропаганде здорового образа жизни. Стратегическими направлениями массового оздоровления населения по-прежнему являются работа с семьями, развитие национальных и традиционных видов спорта, а также всемерное стимулирование такой общедоступной формы активного отдыха, как самодеятельный туризм.
Кстати, недавно в российской «Общей газете» вышло интервью с Президентом РБ М.Г.Рахимовым, в котором он, в частности, сказал: «Надо убеждать людей, что злоупотреблять спиртным и сигаретами — значит приближать собственную смерть.
Заниматься спортом, умело организовывать досуг свой и своих детей, значит дарить радость себе и окружающим. Это простые истины…»5
Заключение
По данным Минздрава, доля здоровых детей в России составляет всего 33,9%, у половины подростков по два хронических заболевания. В первые классы поступает 70% здоровых детей, но только 10% выпускников школ считаются практически здоровыми.
Нельзя сказать, что государство не выделяет средств на физвоспитание и оздоровление детей, подростков и молодежи: так, на реализацию соответствующей федеральной программы (2002-2005 годы) предусмотрено выделение 3,1 млрд. рублей.
Но одних денег мало, нужна еще единая стратегия по оздоровлению граждан страны, и прежде всего – детей и подростков. Но в Минобразовании, в ведении которого находятся все учебные заведения и детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ), до сих пор нет единых стандартов по физкультуре: в прошлом году был разработан аналог норм ГТО, так называемые «президентские тесты», но они не утверждены правительством.
"В школах нет инвентаря, оборудования, которое могло бы привлекать детей. Нет продуманной соревновательной структуры, вообще нет системы физического воспитания в школе.
По мнению экспертов, полномочия надо разделить следующим образом: ФАФСТ должен курировать детские спортивные школы и секции, школы высшего спортивного мастерства и специализированные средние и высшие учебные заведения. Минобразование должно сконцентрировать внимание на физическом воспитании воспитанников детского сада и школы, а Минздрав – заниматься развитием массового физкультурного движения и восстановительно-курортным лечением. Соответственно, без поддержки государства и местных властей им не обойтись.6
Список источников
- . Система государственного управления: учебник для вузов. Глазунова Н.И – М.: ЮНИТИ-ДАНА,2002.-551с
- . Система государственного и муниципального управления: учебник для вузов. Мухаев Р.Т – М.: ЮНИТИ-ДАНА,2008.-575с.
- «Система государственного управление», Гемельянов Н.А. 2001г
- Основные концепции развития государственного управления России», Маслов В.Н. 2002г.
- Система государственного управления: учебно-методический комплекс .Халиков М.И. 2007г.
- http://www.rian.ru/politics/20080330/102519768.html
- http://www.fisio.ru/fisioinlife.html
- http://www.gzt.ru/sport/2008/10/14/222902.html
- http://www.bestreferat.ru/referat-74857.html
- http://www.vatandash.ru/index.php?article=1088, статья Я. Бурангулова
- http://www.gzt.ru/sport/2004/03/26/011500.html
1 http://www.rian.ru/politics/20080330/102519768.html
2 http://www.fisio.ru/fisioinlife.html
3 http://www.gzt.ru/sport/2008/10/14/222902.html
4 http://www.bestreferat.ru/referat-74857.html
5 http://www.vatandash.ru/index.php?article=1088, статья Я. Бурангулова
6 http://www.gzt.ru/sport/2004/03/26/011500.html