Содержание
Введение3
Глава 1. Корпоративная культура в системе управления персоналом5
1.1. Понятие корпоративной культуры и ее структура5
1.2. Содержание корпоративной культуры10
1.3. Корпоративная культура как элемент системы управления персоналом17
Глава 2. Технологии формирования корпоративной культуры компании36
2.1. Миссия и ценности компании как основа ее корпоративной культуры36
2.2. Этапы формирования корпоративной культуры компании46
Глава 3. Практический опыт формирования корпоративной культуры ООО «Диарт»50
3.1. Анализ опыта формирования корпоративной культуры в компании ООО «Диарт»50
3.2. Направления совершенствования системы управления персоналом в компании ООО «Диарт» посредством развития корпоративной культуры60
Заключение78
Список использованной литературы81
Выдержка из текста работы
На Западе давно поняли, что основой жизненного потенциала организации является корпоративная культура: то, ради чего люди стали членами одной компании; то, как строятся отношения между ними; какие устойчивые нормы и принципы жизни и деятельности организации они разделяют; что, по их мнению, хорошо, а что, плохо. Все это не только отличает одну организацию от другой, но и существенно предопределяет успех ее функционирования и выживания в долгосрочной перспективе. В нашей же стране необходимость изучения и управления корпоративной культурой пришли не так давно. А недостаточность методической и теоретической проработки данного вопроса отечественными специалистами не дает возможность в практическом плане осуществлять управление развитием корпоративной культуры и решить основные проблемы по ее изменению и совершенствованию.
Актуальность исследования тематики корпоративной культуры нефтегазодобывающего предприятия обусловлена тем, что организационная культура — это новая область знаний, входящая в серию управленческих наук. Она выделилась также из сравнительно новой области знаний — организационного поведения, которая изучает общие подходы, принципы, законы и закономерности в организации. Следовательно, организационная культура является достаточно новой и недостаточно разработанной темой. Организационная культура является оболочкой любого предприятия. Определяя состояние социальной системы, в рамках которой все факторы производства преобразуются в конечные результаты, организационная культура предприятия является важнейшим инструментом управления, лежащим в основе построения любой экономической модели деятельности. Актуальность выбранной темы также объясняется недостаточным вниманием к организационной культуре со стороны руководителей, занижение степени значимости организационной культуры в деятельности предприятия. Совершенствование корпоративной культуры, превращение ее в мощное побуждающее и объединяющее начало может стать одним из рычагов повышения эффективности функционирования корпораций.
Целью данной дипломной работы является исследование организационной (корпоративной) культуры, ее общих и особенных аспектов, выработка предложений по формированию корпоративного духа и организационной культуры в фирме.
Для реализации цели дипломной работы поставлены следующие задачи:
1) раскрыть теоретические основы формирования и развития корпоративной культуры предприятия, то есть ее сущность и основные функции корпоративной культуры, охарактеризовать ее компоненты, а также роли руководителей и персонала в ее формировании;
2)проанализировать корпоративную культуру НГДУ «Лениногорскнефть», то есть охарактеризовать деятельность НГДУ «Лениногорскнефть», проанализировать направления затрат на формирование корпоративной культуры фирмы, оценить содержание и качество корпоративной культуры НГДУ «Лениногорскнефть» (ее подразделения);
3)сформировать предложения по совершенствованию корпоративной культуры предприятия, то есть рассмотреть особенности формирования корпоративной культуры в российских компаниях, выявить проблемные зоны в области формирования корпоративной культуры фирмы и представить направления совершенствования корпоративной культуры предприятия.
Объектом исследования в данной работе является НГДУ «Лениногорскнефть», которое является одним из крупнейших подразделений ОАО «Татнефть». НГДУ «Лениногорскнефть» расположено на территории трех административных районов Лениногорского, Бугульминского и частично Альметьевского. Населенные пункты, расположенные в пределах площади, соединены проселочными и шоссейными дорогами. Магистральные дороги: город Бугульма – город Альметьевск – город Набережные Челны.
Предметом исследования в работе выступают данные материалов отдела кадров, экономического отдела, публикуемой отчетности НГДУ «Лениногорскнефть» и показатели, характеризующие элементы корпоративной культуры исследуемой организации
При написании работы использовались следующие методы: балансовый, сравнительный, статистический, структурный, методов анкетирования и включенного наблюдения.
В процессе выполнения дипломной работы были использованы труды таких авторов как Семенюты О.Г. «Управление персоналом», Лаврушина О.И. «Анализ хозяйственно-финансовой деятельность предприятия», Пещанской И.В. «Основы менеджмента» и других.
Данная исследовательская работа состоит из введения, трех глав, выводов и предложений и приложений.
В первой главе рассматриваются теоретические основы формирования и развития корпоративной культуры предприятия, ее сущность и основные функции корпоративной культуры, характеристика ее компонентов и роли руководителей и персонала в ее формировании.
Вторая глава дипломной работы носит практическую направленность. В ней представлен характеристика и анализ корпоративной культуры НГДУ «Лениногорскнефть», направления затрат на формирование корпоративной культуры фирмы, содержания и качества корпоративной культуры НГДУ «Лениногорскнефть».
Третья глава содержит конкретные предложения по совершенствованию корпоративной культуры в НГДУ «Лениногорскнефть». Также в ней представлены особенности формирования корпоративной культуры в российских компаниях и выявлены проблемные зоны в области формирования корпоративной культуры фирмы.
1. ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1.КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА ФИРМЫ И ЕЕ ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ
Важную роль в процессе управления предприятием играет корпоративная культура. Невозможно добиться слаженной работы коллектива, если у отдельных сотрудников разное понимание целей и ценностей организации.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Трудовой кодекс РФ. Федеральный закон от 30 декабря 2001 года // Собрание законодательства Российской Федерации.─1996. ─ N 5. ─ Ст. 410.
2. Аксакова, Н.В. Организационная культура корпоративных стандартов: понятие, структура, особенности/ Н. В. Аксакова // Управление персоналом. ─ 2009. ─ №13. – С.53-56.
3. Арнаутова, Ю.Е. Средневековые истоки современной корпоративной культуры/ Ю.Е. Арнаутова // Менеджмент в России и зарубежом. ─ 2008. ─ №1. – С.119-125.
4. Базаров Т.Ю. Управление персоналом. – М.: ЮНИТИ, 2007. – 423 с.
5. Базылев И. Анализ влияния составляющих организационной культуры малого предприятия на эффективность его работы/ И. Базылев// Управление персоналом. ─ 2007. ─ №10. – С.76-80.
6. Баландина Т. Совершенствование организационной культуры на российских предприятиях/ Т. Баландина, Ю. Быченко // Проблемы теории и практики управления. ─ 2007. ─ №10. – С.79-86.
7. Бычин Б.В. Малинин С.В., Шубенкова Е.В. Организация и нормирование труда. Учебник для вузов. – М.: Издательство «Экзамен», 2008. – 464с.
8. Бычин В.Б. Персонал в управлении радикальными нововведениями в организации. – М.: Информ-Знание, 2005. – 400 с.
9. Вачугов Д.Д. Основы менеджмента: Учебник для вузов. – М.: Высшая школа, 2009. -367с.
10. Винокуров Л.В. Психология работы с персоналом в трудах отечественных специалистов. – СПб.: Питер, 2008. – 512 с.
11. Винокуров, Л.В. Психология работы с персоналом в трудах отечественных специалистов. – СПб.: Питер, 2006. – 512 с.
12. Виханский О. С. и др. Менеджмент: Человек, стратегия, организация, процесс: Учебник. — М.: Гардарика, 2008. — 416 с.
13. Виханский О.С. Стратегическое управление. Учебник. 2-ое изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2005. – 296 с.
14. Генкин Б.Н. Экономика и социология труда: Учебник для вузов.– М.: Инфра-М, 2008. – 416 с.
15. Генкин Б.Н. Экономика и социология труда: Учебник для вузов.– М.: Инфра-М, 2005. – 416 с.
16. Гутгарц Р.Д. Эволюция подходов к проблеме управления кадрами предприятия // Менеджмент в России и зарубежом, 2008. — № 5. – С. 26-31.
17. Демин Д. Корпоративная культура-средство промывки мозгов?/ Д. Демин // Управление персоналом. ─ 2008. ─ №6. – 79-84с.
18. Дизель П.М., Раньян У.М. Поведение человека в организации. – М.: Прогресс, 2007. – 214 с.
19. Дизель П.М., Раньян У.М. Поведение человека в организации. – М.: Прогресс, 2006. – 214 с.
20. Егоршин А.П. Управление персоналом. – Н. Новгород: НИМБ, 2005. – 624с.
21. Емельянов Ю. Корпоративная культура как «формула успеха» бизнес-организации/ Ю.Емельянов, А.Хачатурян // Проблемы теории и практики управления. ─ 2009. ─ №1. – С.23-33.
22. Емельянов Ю. Национальная хозяйственная культура и культура предпринимательства/ Ю.Емельянов, А.Хачатурян // Проблемы теории и практики управления. ─ 2009. ─ №8. – С.35-45.
23. Ефремов А. О человеке нужно говорить, или значение нематериального стимулирования работников в условиях кризиса/ А.Ефремов// Управление персоналом. ─ 2009. ─ №12. – С.57-63.
24. Жалило Б. «Операция на душе» — изменение корпоративной культуры компании/ Б. Жалило // Управление персоналом. ─ 2007. ─ №1. – С.48-56.
25. Журавлев П.В., Кулапов М.Н., Сухарев С.А. Мировой опыт в управлении персоналом. Обзор зарубежных источников / Монография. М.: Изд-во Рос. Экон. акад., Екатеринбург: Деловая книга, 2004. – 232 с.
26. Игнатьев А.В. Основы менеджмента. – М.: Экономическое Образование, 2005. – 238 с.
27. Карташова Л.В., Никонова Т.В., Соломанидина Т.О. Поведение в организации: Учебник. – М.: Инфра-М, 2007. – 220 с.
28. Карташова Л.В., Никонова Т.В., Соломанидина Т.О. Поведение в организации: Учебник. – М.: Инфра-М, 2007. – 220 с.
29. Ковалев В.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие. – Мн.: ПБОЮЛ Гриженко Е.М., 2007. -424с.
30. Козлов В. Проблема единства организационной культуры компании/ В.Козлов // Управление персоналом. ─ 2008. ─ №9. – С.53-56.
31. Лачинина, Т. Команда в организации: эффективность совместной деятельности/ Т. Лачинина// Проблемы теории и практики управления. ─ 2007. ─ №7. – С.119-126.
32. Левкин Н. Доверие и организационная культура современной системы предпринимательства/ Н. Левкин// Проблемы теории и практики управления. ─ 2008. ─ №6. – С.21-26.
33. Левкин Н. Реинжиринг и даунсайзинг: сравнительный анализ с позиции организационной культуры компании/ Н. Левкин // Менеджмент в России и за рубежом. ─ 2006. ─ №4. – 96-104с.
34. Максимцева М.М. Менеджмент: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. -359 с.
35. Маслова В.М. Управление персоналом предприятия: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности экономики и управления/ В.М. Маслова. –М.: Юнити-Дана, 2007. – 159с.
36. Мясоедова Т.Г.Организационная культура российских корпораций / Т.Г. Мясоедова Н.И.Малышева Н.И.// Менеджмент в России и за рубежом. ─ 2009. ─ №3. – С.139-144.
37. Овчинникова М.Н. Требования к работодателю в пространстве рыночного взаимодействия: эмпирическая диагностика/М.Н. Овчинникова// Управление персоналом. ─ 2007. ─ №1. – С.68-59.
38. Оганесян И.А. Управление персоналом организации. Минск: Амалфея, 2008. – 256 с.
39. Оганесян И.А. Управление персоналом организации. Минск: Амалфея, 2006. – 256 с.
40. Одегов Ю.Г., Журавлев П.В. Управление персоналом: Учебник для вузов. – М.: Финстатинформ, 2007. – 193 с.
41. Попов Б. Формирование корпоративной культуры/ Б.Попов // Управление персоналом. ─ 2007. ─ №4. – С.61-63.
42. Пронин С. Доверие клиента. Партнерство по бизнесу-стоит очень дорого/ С.Пронин// Управление персоналом. ─ 2008. ─ №22. – С.12-16.
43. Пушкарев Н.Ф. Кадровый менеджмент: зарубежный и отечественный опыт. – М.: Дело, 2008. – 437 с.
44. Рогалева Н.Л.Современная концепция имиджа организации/Н.Л. Рогалева // Управление персоналом. ─ 2007. ─ №2. – 42-45с.
45. Румянцева З.П., Менеджмент организации: Учебное пособие. – М: ИНФРА-М, 2008. – 432 с.
46. Салимова Т. Формирование понятия организационной культуры, ориентированной на качество/Т. Салимова, А. Ерастова // Проблемы теории и практики управления. ─ 2009. ─ №2. – С.98-106.
47. Сарданян А. Мультинациональные команды/ А. Сарданян, В. Чернов // Управление персоналом. ─ 2008. ─ №24. – С.65-68.
48. Семенов Ю.Г. Диагностическая модель и анкетная методика исследования организационно-производственого стресса в контексте анализа корпоративной культуры/ Ю.Г. Семенов// Менеджмент в России и за рубежом. ─ 2006. ─ №6. – С.91-107.
49. Сивальнева Т. Корпоративная культура в системе категорий экономической науки/ Т. Сивальнева, М. Жалнин // Управление персоналом. ─ 2007. ─ №18. – С.53-54.
50. Смирнова В. Корпоративная культура–ключевой фактор в управления знаниями / В. Смирнова, Ю. Воскресенская // Проблемы теории и практики управления. ─ 2008. ─ №12. – С.102-108.