Выдержка из текста работы
Государственная власть тогда эффективно действует, когда в ней есть разделение труда, институты государства «выстраиваются» по-особому, формируются самостоятельные власти, каждая из которых сконцентрирована на «своей» особой стороне деятельности. Существует три власти, свидетельствующих о развитости, совершенстве государственной деятельности: законодательная власть, исполнительная власть, судебная власть.
Разделение властей — это политико-правовая доктрина и конституционный принцип, лежащий в основе организации власти демократического государства. Такой подход к устройству власти зародился в эпоху освободительных антифеодальных революций XVI-XVIII вв. в Европе и Северной Америке.
В разных обществах и государствах характер государственной власти различен: в одних «руководство» со стороны государства означает прямое насилие, в других — скрытое принуждение, в третьих организаторскую деятельность. Имеет место и сочетание разных средств проведения государственной воли. Если законы, издаваемые законодательной ветвью, не исполняются, принимаемые правительственными учреждениями постановления и приказы в жизнь не претворяются, если вовремя и с должным эффектом не выносятся или не исполняются приговоры и решения судебных властей, то имеет место атрофия государственной власти, наблюдаются анархия или возвышение какой-либо иной власти.
Тема данной дипломной работы бесспорно является одной из самых актуальных проблем современной политики. Актуальность вопросов, рассматривающих проблему реализации принципа разделения властей в современном государстве, обусловлена тем, что:
— во-первых, в советское время, на протяжении длительного исторического периода данная тема не находила отражения в отечественной правовой концепции, более того, сам факт разделения властей отрицался как идеологически несоответствующий общей стратегической цели социалистического государства. С коренной реконструкцией государства и соответствующих государственных структур, начавшейся на рубеже 80–90-х годов ХХ века в России, с выдвижением, в связи с этим, общегосударственной цели — создания правового государства, вопрос места и роли принципа разделения властей в правовом государстве, его проблематика приобретает пристальное внимание со стороны отечественных теоретиков права;
— во-вторых, в современном обществе строится система демократических институтов власти и от того, насколько эффективно они будут функционировать, зависит будущее нашего государства;
— в-третьих, историческое обоснование и обеспечение современных реформ отечественным и зарубежным опытом приобретает особую актуальность и в силу того, что в общественном и политическом сознании отсутствуют четкие представления о связи прошлого с современностью и с будущим страны.
Обращение к данной теме определяется необходимостью сравнительного анализа реализации указанного принципа в странах с различными формами правления и политическими режимами. В работе в качестве примеров будет приведена реализация принципа разделения властей в президентской республике – США, в стране со смешанной формой правления – Франции, в полупрезидентской республике – Российской Федерации.
Особенно важным, с точки зрения автора данной работы, является представление содержательно-исторического контекста идей и конструкций правовой государственности, без которой невозможно адекватно понять смысл и цели самой концепции разделения властей, особенности российской конституционной модели правового государства, необходимые предпосылки и условия ее претворения в жизнь. Причем история становления и развития принципа разделения властей в государстве должна быть осмыслена в ее соотношении с отечественными традициями и реалиями.
Поэтому автором в работе большое внимание будет уделено возникновению и развитию концепции разделения властей в государстве.
Лишь с учетом такого исторического опыта (зарубежного и отечественного) можно уяснить подлинный смысл и условия реализации декларированных ценностей, трезво и без иллюзий оценить реальное положение дел в современной России и действительные возможности продвижения страны к наиболее полной и эффективной реализации принципа разделения властей, к правовому государству, а отсюда и к практическому утверждению прав и свобод человека и гражданина.
По мнению автора работы, такой анализ особенно необходим, так как у нас зачастую об этих проблемах судят понаслышке и все еще живуче печальное обыкновение подменять эффектными лозунгами важное, трудное, кропотливое создание новых форм, институтов и отношений общественной и государственной жизни.
Необходимо отметить, что путь современной России к правовому государству, к правам и свободам человека и гражданина усугублен и усложнен целым рядом негативных факторов, унаследованных от прошлого. Этим факторам в работе также будет уделено немало внимания, так как традиции государственности во многом определяют ее современное развитие.
Цель работы: рассмотреть понятие, сущность и значение принципа разделения властей как основы построения системы органов правового государства, а также проанализировать модель разделения властей по Конституции Российской Федерации. При анализе основных вопросов темы работы использованы элементы сравнения опыта реализации принципа разделения властей в современных демократических государствах.
Исходя из цели работы, можно сформулировать задачи исследования:
1. Представить появление и развитие концепции разделения властей в государстве в истории политико-правовой мысли.
2. Определить понятие и сущность принципа разделения властей, а также особенности его проявления в механизме государства.
3. Рассмотреть особенности модели разделения властей в Российской Федерации, а также особенности реализации этого принципа.
3. Провести сравнительный анализ практической реализации принципа разделения властей в современном государстве.
Работа основана на изучении учебно-методической, научной и хрестоматийной литературы. Кроме того, большое значение имеют частноправовые исследования в этой области. Большое значение для изучения основных вопросов темы имеют работы таких авторов, как С.С. Алексеев, Р. Арон, Н.В.Варламова, А.Б.Венгеров, Н.П. Витрук, Б.М.Лазарев, Р.З.Лившиц, Е.А.Лукашева, В.В.Мшвеинерадзе, В.С.Нерсесянц, Г.В.Мальцев, Л.Энтин и др. .
В плане изучения зарубежного опыта правовой государственности и проблем практической реализации принципа разделения властей большой интерес представляют исследования Р.Хауарда, Д.Донелли, Л.М.Энтина, В.Е.Чиркина, Д.Баялджиева и др. .
Особенностям реализации принципов правового государства в России посвящены работы О.Е.Кутафина, Е.И.Козловой, В.В.Лазарева, Б.С.Эбзеева и др. .
В научно–учебных пособиях З.М. Черниловского, М.В. Баглая, Б.Н. Габричидзе, помимо общетеоретической трактовки содержания данного принципа представлен анализ его практического осуществления в различных государствах мира, в том числе и Российской Федерации. Нормативные акты, в частности Конституция Российской Федерации, помогут уяснить механизм действия принципа разделения властей
Работа состоит из введения, двух глав и заключения. Первая глава носит теоретический характер и посвящена истории развития идеи разделения властей в государстве в развитии политико-правовой мысли, понятию и сущности этого принципа, а также особенностям его проявлений в механизме государства.
Во второй главе рассмотрена модель разделения властей по Конституции Российской Федерации. Необходимо отметить, что вторая глава представляет собой сравнительный анализ практической реализации принципа разделения властей в современном государстве, раскрывает основополагающие принципы.
Новизна работы определяется тем, что в ней проводится сопоставление основных черт и особенностей практической реализации принципа разделения властей в зарубежных странах, а также тем, что выявляются факторы, имеющие влияние как на развитие правовой государственности в России, так и на воспрепятствование ее развитию.
Все сказанное и предопределяет характер данной работы: она является попыткой исследования развития теоретических представлений и практической реализации принципа разделения властей в государстве………
БИБЛИОГРАФИЯ
Нормативно-правовые акты и материалы
1. Конституция Российской Федерации, принятая на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.
2. Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»// Собрание законодательства Российской Федерации от 3 марта 1997 г. N 9, ст. 1011.
3. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (с изменениями от 31 декабря 1997 г., 19 июня, 3 ноября 2004 г., 1 июня 2005 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 5 января 1998 г., N 1, ст. 1; от 6 июня 2005 г. N 23 ст. 2197.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ, часть вторая от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ и часть третья от 26 ноября 2001 г. N 146-ФЗ (с изменениями от 26 января, 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г., 16 апреля, 15 мая, 26 ноября 2001 г., 21 марта, 14, 26 ноября 2002 г., 10 января, 26 марта, 11 ноября, 23 декабря 2003 г., 29 июня, 29 июля, 2, 29, 30 декабря 2004 г., 21 марта, 9 мая, 2, 18, 21 июля 2005 г., 3, 10 января, 2 февраля 2006 г.)
5. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (с последними изм. и доп. от 7 июля 2003 г.)// Собрание законодательства Российской Федерации от 3 августа 1998 г. N 31 ст. 3823; от 14 июля 2003 г. N 28 ст. 2892.
6. Федеральный закон от 4 июля 2003 г. N 93-ФЗ «Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации четвертого созыва»// Собрание законодательства Российской Федерации от 7 июля 2003 г. N 27 (часть II) ст. 2707.
7. Федеральный закон от 20 декабря 2002 г. N 175-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (с изм. и доп. от 23 июня 2003 г.)// Собрание законодательства Российской Федерации от 23 декабря 2002 г. N 51 ст. 4982; от 30 июня 2003 г. N 26 ст. 2574.
8. Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (с изменениями от 10 января 2003 г.)// Собрание законодательства Российской Федерации от 15 июля 2002 г., N 28, ст. 2790; от 13 января 2003 г. N 2 ст. 157.
9. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»//Собрание законодательства Российской Федерации от 3 июня 2002 г., N 22, ст. 2031.
10. Федеральный закон от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ «О политических партиях» (с изм. и доп. от 21 марта, 25 июля 2002 г., 23 июня 2003 г.)// Собрании законодательства Российской Федерации от 16 июля 2001 г., N 29, ст. 2950; от 30 июня 2003 г. N 26 ст. 2574.
11. Федеральный закон от 5 августа 2000 г. N 113-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» //Собрание законодательства Российской Федерации от 7 августа 2000 г., N 32, ст. 3336.
12. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (с изменениями от 29 июля 2000 г., 8 февраля 2001 г., 7 мая, 24 июля, 11 декабря 2002 г., 4 июля 2003 г.)// Собрание законодательства Российской Федерации от 18 октября 1999 г., N 42, ст. 5005; от 7 июля 2003 г. N 27 (часть II) ст. 2709.
13. Федеральный закон от 31 июля 1995 г. N 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» (с изменениями от 18 февраля 1999 г., 7 ноября 2000 г., 27 мая 2003 г.)// Собрание законодательства Российской Федерации от 31 июля 1995 г., N 31, ст. 2990; от 2 июня 2003 г. N 22 ст. 2063.
14. Федеральный закон от 11 января 1995 г. N 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» (с изм. и доп. от 30 декабря 2001 г., 10 июля, 24 декабря 2002 г., 30 июня 2003 г.)// Собрание законодательства Российской Федерации от 16 января 1995 г., N 3, ст. 167; от 7 июля 2003 г. N 27 (часть I) ст. 2700
15. Указ Президента РФ от 9 марта 1996 г. N 351 «О полномочных представителях Президента Российской Федерации в палатах Федерального Собрания Российской Федерации» (с изменениями от 30 июня 1997 г., 12 февраля, 12 февраля 1998 г., 30 января 1999 г., 1 сентября 2000 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 11 марта 1996 г., N 11, ст. 1034.
16. Указ Президента РФ от 11 октября 1993 г. N 1626 «О выборах в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» (с изменениями от 6 ноября 1993 г., 4 февраля 1994 г., 10 января 2003 г.)// Российская газета от 19 октября 1993 г.; от 20 января 2003 г. N 3 ст. 206.
17. Постановление Конституционного Суда РФ от 30 апреля 1996 г. N 11-П по делу о проверке конституционности пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 3 октября 1994 года N 1969 «О мерах по укреплению единой системы исполнительной власти в РФ» и пункта 2.3 Положения о главе администрации края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа РФ, утвержденного названным Указом// Собрание законодательства Российской Федерации от 6 мая 1996 г. N 19, ст. 2320.
18. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 30 января 2002 г. N 33-СФ «О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» (с изм. и доп. от 29 марта, 29 мая, 11 декабря 2002 г., 12 февраля, 26 марта 2003 г.)// Собрание законодательства Российской Федерации от 18 февраля 2002 г., N 7, ст. 635; от 31 марта 2003 г. N 13 ст. 1193.
19. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 27 сентября 2002 г. N 3093-III ГД «О внесении изменений и дополнений в статьи 6, 11, 14, 75, 77, 80, 93, 104, 105, 106, 108, 109, 119, 125, 126, 142, 143, 157, 182, 183, 189 и 196 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»// Парламентская газета от 10 октября 2002 г., N 192.
Научная и учебная литература
1. Авакьян С.А. Федеральное Собрание — парламент России. М., 1999
2. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. 2-е изд., изм. и доп. М., 2000.
3. Барциц И.Н. О единстве государственной власти в Российской Федерации // Законодательство, N 9, сентябрь 2001 г.
4. Барышева Т. Особенности реализации принципа разделения властей в Европейском Союзе. М., 2001.
5. Берг О.В. О применимости принципа разделения властей в местном самоуправлении. М., 1997.
6. Боботов С.В., Жигачев И.Ю. Введение в правовую систему США. М., 1997.
7. Боер В.М., Городинец Ф.М., Григонис Э.П. и др. Правовое государство: реальность, мечты, будущее / Под общ. ред. В.П. Сальникова. 2-е изд., перераб. СПб.: Санкт-Петербургский ун-т МВД России; Алетейя, 1999.
8. Васецкий Н.А., Краснов Ю.К.. Российское законодательство на современном этапе. Государственная Дума в формировании правового пространства России (1994-2003) — Издание Государственной Думы РФ, М., 2003.
9. Дейвид Л. Как Конгресс издает законы // Америка, N. 420. 1991.
10. Дейвид Л. Комиссии Конгресса: кухня законодательства // Америка. N. 420. 1991.
11. Донелли Д., Хауард Р. Права человека в современном мире //Америка. 1991, декабрь.
12. Енгибарян Р.В., Краснов Ю.К. Теория государства и права. М.: Юристъ, 1999.
13. Европейское право. Под ред.: Л.М.Энтина. М., 2000.
14. Жидков О.А. Верховный Суд США: право и политика. М., 1985.
15. Зорькин В.Д. Политические взгляды Джона Лильберна // Вестник Московского ун-та. Серия 11. Право. 1969. N 3.
16. Иностранное конституционное право. Под ред.: В.В.Маклакова. М., 1996.
17. Исаев И.А., Золотухина М.Н. История политических и правовых учений России. М., 1995.
18. Конституционное право. Под ред.: В.В.Лазарева. М., 1998.
19. Керимов А.Д. Исполнительная власть в системе разделения властей // Гражданин и право, N 9, 10, сентябрь, октябрь 2001 г.
20. Комментарий к Федеральному конституционному закону «О судебной системе Российской Федерации» (под ред. В.И.Радченко) — М.: Издательство Норма, 2003 г.
21. Конституция Российской Федерации: Энциклопедический словарь / Под ред. В.А. Туманова, В.Е. Чиркина, Ю.А. Юдина и др. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Большая Российская энциклопедия: Юристъ, 1997.
22. Конституционное право: Энциклопедический словарь / Под ред. С.А. Авакьяна. М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2000.
23. Лазарев Б.М. «Разделение властей» и опыт советского государства. М., 1989.
24. Мишин А.А. Принцип разделения властей в государственном механизме США (монография). М., 1996.
25. Монтескье Ш. Избранные произведения. М., 1955.
26. Общая теория государства и права. Под ред.: В.В. Лазарева. М., 2002.
27. Окуньков Л.А. Перспективы перераспределения полномочий между Президентом, Правительством и Федеральным Собранием // Законодательство, N 9, сентябрь 2000 г.
28. Ржеский В., Чепурнова Н. Судебная власть в конституционной системе разделения властей // Российская юстиция, 1997, N 7.
29. Теория государства и права. Под ред.: В.М.Корельского, В.Д.Перевалова. М., 1997
30. Топильская Л. Как нам обустроить судебную власть //Российская юстиция, N 11, ноябрь 2000.
31. Фридмэн Л. Введение в американское право. М., 1993.
32. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 2003 .
33. Чеботарев Н.Г. Принцип разделения властей в государственном устройстве Российской Федерации (монография). Тюмень: Изд-во: Тюменский госуниверситет, 1997.
34. Чиркин В.Е. Основы конституционного права. М.: Издательская фирма «Манускрипт», 1996.
35. Чиркин В.Е. Президент и исполнительная власть в системе разделения властей: реалии современной России. Сборник «История становления и современное состояние исполнительной власти в России». — М.: Новая Правовая культура, 2003.
36. Эбзеев Б.С. Конституция. Правовое государство. Конституционный Суд. М., 1996.
37. Энтин Л.М. Разделение властей: опыт современных государств. М., 1995.