Содержание
Введение…………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. Контрольно-надзорная деятельность как одна из функций государства………………………………………………………………….6
1.1. Общая характеристика контрольно-надзорной функции и ее виды ………………………………………………………………………………..6
1.2. Различие между контролем и надзором………………………………24
ГЛАВА II. Система контрольно-надзорных органов и их полномочия..45
2.1. Полномочия федеральных контрольно-надзорных органов………..45
2.2. Контрольно-надзорная деятельность органов субъектов
Российской Федерации…………………………………………………….52
Заключение…………………………………………………………………63
Список использованной литературы………………………………….…..67
Выдержка из текста работы
Актуальность выбранной темы обусловлена следующим. Успешная деятельность государства тесно связана с эффективной работой всех звеньев государственного аппарата как совокупности органов, осуществляющих различные функции государства. В современных условиях в России особое значение приобретает эффективное функционирование региональных органов государственной власти, создание их оптимальной системы. Государственная власть субъектов Федерации является объективной необходимостью. Именно она обладает разветвленной системой разнообразных государственных органов с многочисленным кадровым составом. Особую актуальность приобретают проблемы, касающиеся органов государственной власти субъектов РФ, в условиях проведения административной реформы, которая имеет многоаспектный характер и направлена на должную организацию государственных дел.
В современном правовом демократическом государстве региональная власть обладает мощным потенциалом: в ее руках сосредоточены финансы и материальные ресурсы регионов, она представлена разветвленной системой органов, именно от ее эффективной деятельности в большей степени зависит обеспечение безопасности граждан, общества и государства в целом.
Следует особо подчеркнуть, что формирование целостной, эффективно работающей единой системы государственной власти в Российской Федерации невозможно без решения вопроса разграничения предметов ведения и полномочий между федеральным и региональным уровнями власти. Это является одним из главных направлений при формировании государственной властной вертикали.
Все вышесказанное свидетельствует как о теоретической, так и о практической значимости изучения конституционно-правового статуса органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Предметом исследования являются правовые нормы, устанавливающие правовой статус органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Методологической основой исследования является диалектика, как общенаучный метод познания. В качестве частных методов познания использованы сравнительно-правовой, системный, логико-юридический, методы обобщения и сравнения, другие методы.
Теоретическую основу исследования представляют научные труды отечественных цивилистов, таких как Т.Е. Абова, А. Ефремов, А.Ю. Кабалкин, Д. Куршаков, О. Олейник, П. Скобликов и ряда других.
Рассматриваемая проблематика имеет высокую степень разработанности в отечественной правовой науке, однако, несмотря на это, не лишена дискуссионных вопросов, касающихся, в частности, способов разграничения предметов ведения и полномочий между федеральным и региональным уровнями власти, и др.
Целью написания данной курсовой работы является анализ конституционно-правового статуса органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Названная цель обусловила постановку и решение следующих задач:
1. Анализ конституционно-правовых основ организации системы органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
2. Рассмотрение правового статуса законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
3. Рассмотрение правового статуса исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы как в работе практикующих юристов, так и в учебном процессе.
1. Конституционно-правовые основы организации системы органов государственной власти субъектов Российской Федерации
Федеративное устройство Российской Федерации определяет двухуровневое построение системы государственной власти России. Основы конституционного строя, закрепленные в первой главе Конституции РФ , определяют основные положения, касающиеся организации всей системы государственной власти в Российской Федерации, в том числе организации государственной власти в субъектах Российской Федерации. В соответствии с ч. 2 ст. 11 Конституции РФ государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.
Статья 77 Конституции РФ закрепляет, что система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом. Таковым в настоящее время является Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (с изм. на 29.12.04) (далее – Федеральный закон № 184-ФЗ).
Основы конституционного строя России, касающиеся организации системы органов государственной власти субъектов Российской Федерации, включают следующие концептуальные положения ……..
Заключение
Итак, основы конституционного строя России, касающиеся организации системы органов государственной власти субъектов РФ, включают следующие положения:
1) система органов государственной власти субъектов Федерации должна строиться в соответствии с принципом разделения властей;
2) недопустимо использование элементов монархической формы правления в построении системы органов государственной власти субъектов Федерации;
3) невозможна организация системы органов государственной власти субъектов Федерации на основе религиозных норм, невозможно использование их в деятельности данных органов, соединения государственных органов с церковными, иного вмешательства церкви в функционирование органов государственной власти;
4) федеративное устройство РФ основано на единстве системы государственной власти.
Конституция РФ устанавливает механизм реализации принципа единства — разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными и региональными органами государственной власти. Разграничение предметов ведения между РФ и субъектами РФ осуществляется исключительно Конституцией РФ (ст.ст. 71,72,73); предметы совместного ведения (ст. 72 Конституции РФ), не подлежат разграничению между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ. Полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, определяются Конституцией РФ, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями. Представляется, что разграничение полномочий целесообразно производить отдельно по каждому предмету совместного ведения на уровне федерального закона.
Систему органов государственной власти субъекта РФ составляют:
— законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации;
— высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ;
— иные органы государственной власти субъекта РФ, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ.
Федеральное Собрание РФ и законодательные органы власти субъектов РФ не образуют единую систему законодательных (представительных) органов власти. Можно говорить лишь о единстве власти, обеспечиваемой применением элементов нецентрализации и использованием элементов централизации в форме правовой субординации в исключительных случаях.
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти субъекта РФ. Число депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ устанавливается конституцией (уставом) субъекта РФ. Срок полномочий депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ одного созыва устанавливается конституцией (уставом) субъекта РФ и не может превышать 5 лет.
В пределах ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.
В зависимости от наличия и правового положения высшего должностного лица и статуса высшего исполнительного органа можно выделить следующие модели организации систем исполнительной власти:
1. Система исполнительной власти, в которой учреждена должность высшего должностного лица, на основе единоначалия руководящего высшим исполнительным органом государственной власти.
2. Система исполнительной власти, в которой высшее должностное лицо возглавляет коллегиальный высший исполнительный орган, при этом конституцией или уставом предусматривается должность руководителя высшего исполнительного органа государственной власти (председателя правительства), которую замещает иное лицо.
3. Система исполнительной власти, при которой высшее должностное лицо возглавляет и руководит коллегиальным высшим исполнительным органом, являясь по должности председателем правительства (кабинета министров, коллегии, совета).
4. Система исполнительной власти, в которой отсутствует должность высшего должностного лица, а его функции осуществляет руководитель высшего исполнительного органа, избираемый населением субъекта РФ.
Структура исполнительных органов государственной власти субъекта РФ определяется высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ.
Перечень исполнительных органов государственной власти, установленный законами или актами высшего должностного лица (высшего исполнительного органа), включает в себя: а) высшее должностное лицо субъекта РФ; б) высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ; в) центральные органы исполнительной власти специальной компетенции; г) территориальные органы исполнительной власти общей и специальной компетенции; д) структурные подразделения органов исполнительной власти и отдельные государственные должности руководителей органов исполнительной власти.
Итак, федеративное устройство РФ определяет двухуровневое построение системы государственной власти. Основы конституционного строя, закрепленные в первой главе Конституции РФ, определяют основные положения, касающиеся организации всей системы государственной власти в РФ, в т.ч. организации государственной власти в субъектах РФ.
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. 1993. 25 декабря.
2. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (с изм. на 29.12.04) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 42. Ст.5005; 2000. № 31. Ст.3205; 2001. № 7. Ст.608; 2002. № 19. Ст.1792; № 50. Ст.4930. 2003. № 27. Ст.2709. 2004. № 50. Ст.4950. 2005. №1. (ч. I) Ст.17. Ст.25.
3. Постановление Конституционного Суда РФ от 18 января 1996 г. № 2-П «По делу о проверке конституционности ряда положений Устава (Основного закона) Алтайского края» // Вестник Конституционного Суда РФ. 1996. № 1.
4. Постановление Конституционного Суда РФ от 9 января 1998 года № 1-П «По делу о проверке конституционности Лесного кодекса Российской Федерации» // Вестник Конституционного Суда РФ. 1998. № 2.
5. Болтенкова Л.Ф. Российская Федерация и статус ее субъектов. М., 2003.
6. Катков Д.Б., Корчиго Е.В. Конституционное право России: Учебное пособие / Отв. ред. Ю.А. Веденеев. М.: Юриспруденция, 1999.
7. Козак Д.Н. Проблемы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации // Журнал российского права. № 5. 2002.
8. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. Карповича В.Д. М.: Юрайт-М; Новая Правовая культура, 2002.
9. Манахова Ю.В. Некоторые особенности договорного разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъекта РФ (в связи с внесением от 4 июля 2003 г. изменений и дополнений в ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) // Государственная власть и местное самоуправление. № 4. 2004.
10. Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / Отв. ред. В.В. Лазарев // Справочная правовая система «ГАРАНТ», 2003.
11. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. Окунькова Л.А. М.: Издательство БЕК, 1994.
12. Постатейный научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. О.Е. Кутафина. М., 2003.
13. Умнова И.А. Как обеспечить единство законодательной и исполнительной власти в условиях Федерации // Журнал российского права. № 4. 1998.
14. Хаманева Н.Ю. Исполнительная власть в России. История и современность, проблемы и перспективы развития. М.: Новая Правовая культура, 2004.
15. Чертков А.Н. Совершенствование федерального законодательства об организации государственной власти субъектов Российской Федерации // Право и политика. № 3. 2004.