Содержание
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ3
ГЛАВА 1 Теоретическое обоснование проблемы изучения раздела «Компьютерное моделирование» в базовом и профильном курсе информатики7
1.1 Исследование проблемы преподавания компьютерного моделирования в базовом и профильном курсе информатики в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе7
1.2 Описание актуальности исследования в школьном образовании. Вопросы формирования новой отрасли педагогической науки9
1.3 Использование различных методик изучения компьютерного моделирования на уроках информатики в современной общеобразовательной школе12
1.4 Анализ примерного тематического плана изучения раздела «Компьютерное моделирование» на уроках информатики16
ГЛАВА 2 Опытно-педагогическая работа по исследованию методических особенностей изучения раздела «Компьютерное моделирование» в базовом и профильном курсе информатики25
2.1 Разработка и апробирование цикла уроков по изучению и закреплению знаний, умений и навыков раздела «Компьютерное моделирование»25
2.2 Проведение и анализ результатов тестирования для выявления остаточных знаний в области изучения компьютерного моделирования45
2.3 Анализ результатов анкетирования учителей и учащихся46
2.4 Рекомендации для учителей информатики по использованию практических заданий и лабораторных работ при изучении раздела «Компьютерное моделирование»47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ50
ЛИТЕРАТУРА51
ПРИЛОЖЕНИЕ 153
Выдержка из текста работы
- Содержание
- Введение
- §1. Методы и приёмы преподавания темы: «Табличные процессоры Excel»
- §2. Профильное обучение информатике
- 2.1 Особенности профильного обучения
- 2.2 Механизм формирования содержания обучения в отдельном профиле
- §3. Методические рекомендации для изучения материала по разделу «Технология обработки числовых данных» на курсах социально-экономического профиля
- 3.1 Обзор учебных пособий по информатике, рекомендуемых для профильного обучения учащихся X-XI классов
- 3.2 Примерная программа раздела «Технология обработки числовых данных» на профильных курсах информатики
- 3.3 Тематическое планирование содержания раздела «Технология обработки числовых данных» в курсе «Информатика и ИКТ» в старшей школе на профильном уровне
- Заключение
- Литература
Введение
Ускорение научно — технического прогресса во всех сферах деятельности человека неразрывно связано с индустрией информатики.
Широкое применение современных ЭВМ, которые характеризуются разносторонностью и простотой обращения, позволяет использовать их возможности для решения самого широкого круга информационных задач во всех областях человеческой деятельности. Это делает их доступными практически любому человеку, даже незнакомому с процессами программирования.
Поскольку любая деятельность человека начинается с обучения, то и в эту сферу с полным правом широко вторгается компьютер. А обучение начинается в школе.
Основная задача школы — воспитание гармонически развитой личности, способной плодотворно трудиться в самых различных сферах деятельности при непрерывном и нарастающем ускорении научно — технического прогресса.
В настоящее время для относительно несложной обработки числовой информации практически безальтернативно используется класс программ «электронные таблицы» (иное название — «табличные процессоры»). Разумеется, в совершенно элементарных случаях, когда требуется совершить лишь несколько арифметических действий, достаточно и таких простейших программ, как входящий в состав Windows Калькулятор, но особого изучения они не требуют.
Если еще совсем недавно имело смысл обсуждать, какой из табличных процессоров положить в основу изучения, то в настоящее время этот выбор (по крайней мере, для школьного курса), по существу, безальтернативен -программа Excel завоевала огромную популярность и является для владельцев персональных компьютеров общедоступной.
Таким образом, перед учителями информатики встает задача, связанная с разработкой методического аппарата по преподаванию Excel в школьном курсе информатики.
Все вышесказанное определяет актуальность выполнения данной курсовой работы.
Объектом исследования выступает процесс обучения информатике на этапе среднего (полного) общего образования на профильном уровне.
Предметом служит методика обучения Excel на профильных курсах информатики.
Целью данной курсовой работы является разработка методических рекомендаций по обучению Excel на профильных курсах информатики.
Реализация поставленной цели потребовала решение рада конкретных задач;
1) изучить научную и методическую литературу по теме исследования;
2) разработать примерную структуру, содержание и тематическое планирование обучения Excel на профильных курсах информатики, ориентированных на информационные процессы;
3) разработать методические рекомендации для изучения материала по теме «Обработка числовой информации» на профильных курсах информатики, ориентированных на информационные процессы;
4) разработать систему уроков по заданной теме.
Решение этих задач потребовало применение следующих методов исследования;
— анализ научной, методической литературы и публикаций в периодической печати, нормативных документов, школьных учебных программ, учебников и учебных пособий;
— обобщение и систематизация накопленного педагогического опыта учителей;
— моделирование системы уроков по теме исследования.
§1. Методы и приёмы преподавания темы: «Табличные процессоры Excel»
обучение еxcel профильный курс информатика
Главная задача для учащихся на минимальном уровне изучения данной темы: научиться основным методам организации расчётов с помощью электронных таблиц. Для этого они должны освоить следующие практические приёмы работы в среде электронной таблицы:
— осуществлять перемещение табличного курсора; устанавливать курсор в нужную ячейку;
— вводить данные: числа, тексты, формулы;
— редактировать данные в ячейках;
— копировать информацию в ячейках;
— вставлять и удалять строки и столбцы;
— форматировать ячейки.
Теоретические вопросы, которые на первом этапе вызывают наибольшие затруднения — это правила записи формул и понимание принципа относительной адресации. Их отработку следует проводить на задачах и упражнениях. Основные правила записи формул сводятся к следующему:
— все символы в формуле записываются в одну строчку:
— проставляются все знаки операций (в отличие от алгебры, где знак умножения часто пропускается);
— используются круглые скобки для влияния на последовательность выполнения операций;
— учитываются приоритеты операций, расположенные в таком порядке:
^ — возведение в степень;
*,/ — умножение и деление;
+,- — сложение и вычитание;
— приоритет стандартных функций выше арифметических операций; аргумент записывается в круглых скобках после имени функции;
— последовательно записанные операции одинакового старшинства выполняются в порядке записи, т.е. слева на право (возведение в степень -справа налево).
Все эти правила совпадают с правилами записи выражений в языках программирования. Поэтому при более позднем изучении программирования этот вопрос ученикам уже будет знаком.
Для упражнений на данную тему следует давать задачи как прямые (дано математическое выражение, записать формулу для электронной таблицы), так и обратные (дана формула, записать математическое выражение). Например, дано математическое выражение:
(40у3+4/9х)/6х2-8ху.
Нужно записать формулу для электронной таблицы. Во — первых, переменным величинам в этой формуле нужно поставить в соответствие адреса ячеек. Например так: х — А1, у — В1. теперь записать формулу:
=(40*В1^3+4/9*А1)/(6*А1^2-18*А1*В1).
Для обоснования правильности формулы следует пронумеровать операции в порядке их выполнения.
Пример обратной задачи. Дана формула для электронной таблицы:
=С5*В5/А5^2+В2^2
Нужно записать соответствующее математическое выражение.
От адресов ячеек перейдём к математическим переменным: С5 — х, В5 — у, А5 — z, B2 — k. Следующим шагом нужно указать последовательность действий. Теперь становится ясно, что эта формула соответствует следующему математическому выражению:
(xy/z2)+k2.
Теперь о принципе относительной адресации. Как уже отмечалось, это один из базовых принципов функционирования электронной таблицы. Адреса ячеек, используемых в формулах, определяются относительно места расположения формулы. Смысл этого принципа следует пояснить на примерах. В данной ниже таблице формулу в ячейке С1 табличный процессор воспринимает так: сложить значение из ячейки, расположенной на две клетки левее, со значением из ячейки, расположенной на одну клетку левее данной формулы.
Таблица №1.
А |
В |
C |
||
1 |
5 |
3 |
=А1+В1 |
в режиме отображения формул и в режиме отображения значений будет следующим:
Таблица № 2
А |
В |
с |
D |
Е |
F |
||
1 |
2 |
3 |
=А1+В1 |
=В1+С1 |
=C1+D1 |
=D1+E1 |
Таблица №3
А |
В |
с |
D |
Е |
F |
||
1 |
2 |
3 |
8 |
11 |
19 |
30 |
Здесь заливкой обозначены ячейки, в которые произведено копирование.
Наиболее эффективной будет такая постановка задания: сначала решить задачу теоретически, а затем проверить полученное решение на компьютере. В этом случае происходит как закрепление понимания теоретического вопроса. Так и обработка навыков копирования данных в электронной таблице.
При знакомстве с приёмом «замораживания» адресов ячеек в формулах полезно выполнить аналогичные упражнения. Например, в этой же таблице в ячейке С1 записана формула: А$1+$В$1. Какой вид примет формула, если её скопировать в блок D1:F1 и блок C2-.F2? Результаты решения этой задачи будут следующими:
Таблица № 4
А |
В |
с |
D |
Е |
F |
||
1 |
5 |
3 |
=А$1+$В$1 |
=В$1+$В$1 |
=С$1+$В$1 |
=D$1+$B$1 |
|
2 |
=А$1+$В$1 |
=В$1+$В$1 |
=С$1+$В$1 |
=D$1+$B$1 |
Таблица № 5
А |
В |
с |
D |
Е |
F |
||
1 |
5 |
3 |
8 |
6 |
11 |
9 |
|
2 |
8 |
6 |
11 |
9 |
Основные типы расчетных задач, которые учащиеся должны научиться решать на электронных таблицах:
— получение несложных расчётных ведомостей;
— статическая обработка числовых таблиц:
— построение диаграмм по табличным данным;
— сортировка таблицы по значениям параметра (столбца);
— табулирование функций.
Рассмотрим основные методические проблемы, возникающие при решении задач первого типа на примере следующего задания: построить таблицу расчёта ежемесячной оплаты за расход электроэнергии по данным показаниям счётчика и стоимости 1 кВт/ч.
Начать решение задачи следует с проектирования таблицы. Это наиболее сложный этап для учеников. Во-первых, необходимо пояснить алгоритм подсчёта оплаты за электричество (не всем ученикам это очевидно). Показания счётчика снимаются в конце каждого месяца. Расход электроэнергии за месяц определяется как разность между показаниями счётчика в данном месяце и в предыдущем. Затем оплата подсчитывается как произведение расхода на цену 1 кВт/ч. Для расчёта платы за январь необходимо знать показания счётчика в декабре прошлого года. Из всего сказанного нужно сделать вывод: какие величины являются исходными данными, какие — вычисляемыми по формулам. Исходные данные — показания счётчика каждый месяц и стоимость 1 кВт/ч, а вычисляемые — ежемесячный расход электроэнергии и сумма оплаты.
Теперь можно переходить к построению таблицы. Следует сразу же сформулировать ученикам некоторые правила оформления таблицы. Во-первых, у таблицы обязательно должен быть заголовок. Строки и столбцы таблицы должны быть поименованы. Постепенно учитель должен познакомить учеников с основными средствами форматирования таблицы для получения оформленного документа. Начальная часть таблицы будет выглядеть так (предполагается, что цена 1 кВт/ч равна 20 коп., а плата подсчитывается в руб.):
Таблица № 6
А |
В |
С |
D |
||
1 |
Ведомость оплаты электроэнергии |
||||
2 |
Месяц |
счётчик |
Расход в кВтч |
Оплата в руб. |
|
3 |
Декабрь |
4000 |
|||
4 |
Январь |
4200 |
=В4-В3 |
=С4*0.2 |
|
5 |
Февраль |
4350 |
=В5-В4 |
=С5*0.2 |
|
6 |
Март |
4475 |
=В6-В5 |
=С6*0.2 |
Во время работы с табличным процессором обязательно нужно использовать приём копирования формул. Формулы в ячейках С4, D4 являются исходными. Все формулы, расположенные ниже, получены путём копирования. Из этого примера ученикам станет ясен практический смысл принципа относительной адресации: он позволяет быстро создавать большие таблицы без переписывания формул. Разбор этой задачи приводит к идее использования абсолютного (замороженного) адреса. Удобно цену 1 кВт/ч хранить в отдельной ячейке (например, в В16), а в ячейке D4 записать формулу =С4*$В$16. При копировании формулы абсолютный адрес меняться не будет. Теперь если произойдёт изменение цены 1 кВт/ч, то будет достаточно лишь внести изменения в ячейку В16.
Очень часто в числовых таблицах подсчитываются различные итоговые данные: суммы, средние значения, наибольшие и наименьшие значения. Получение таких данных называется статической обработкой таблицы. Во всех табличных процессоров для этого имеются соответствующие функции. В задачах того же типа, что рассмотрена выше, следует добавить задание на подобную статистическую обработку данных. Например, к таблице оплаты электроэнергии добавить вычисление общей суммы денег, выплаченных за год, среднемесячного расхода электроэнергии, наибольшей и наименьшей месячной платы.
Большие возможности придаёт использование в электронной таблице условной и логических функций. Таблица без использования условной функции реализует в себе линейный вычислительный алгоритм. Использование условной функции вносит в таблицу структуру ветвления. Потребность в ветвлении появляется при усложнении условия задачи. Например, если бы правило оплаты за электроэнергию звучало так: за первые 100 кВт/ч нужно платить по 20 коп.; за каждый 1 кВт/ч, израсходованный выше этого, нужно платить по 30 коп. тогда расчётная формула в ячейке D4 выглядела бы так:
=IF (с4<=100, с4*0.2, 20+(с4-100)*0.3)
Возможность сортировки данных в таблице существует у табличных процессоров благодаря наличию режима база данных. Обычно сортировка организуется в выделенном блоке таблицы. Как и в базах данных, указывается столбец, по которому производится сортировка и порядок сортировки: по возрастанию и по убыванию значений в столбце. Например, в рассмотренной таблице можно отсортировать строки, начиная с четвёртой, по убыванию размера оплаты. Тогда в начале расположится самый «дорогой» месяц, далее — по убыванию.
Табулирование функции — одна из часто решаемых задач математики. Табулирование означает построение таблицы значений функции для значений аргумента, изменяющихся в определённом интервале с данным шагом.
Табулирование позволяет исследовать функцию: проследить характер изменения, выделить области корней, определить экстремальные значения. Применяя приём копирования, в электронной таблице можно быстро построить таблицу значений функции большого размера. Для этого достаточно ввести две начальные строки таблицы и затем скопировать их вниз на нужное число строк. Например таблица функции
F(x)=x3+0.5
Вычисленной с шагом 0,2 начиная от значения х=0, строится следующим образом:
Таблица № 9
А |
В |
||
1 |
Шаг=0,2 |
||
2 |
X |
F(X) |
|
3 |
0 |
=A3A3+SQRT(A3)*0.5 |
|
4 |
=АЗ+$В$1 |
=A4A3+SQRT(A4)*0.5 |
|
5 |
=А4+$В$1 |
=A5A3+SQRT(A5)*0.5 |
|
6 |
=А5+$В$1 |
=A6A3+SQRT(A6)*0.5 |
Если нужно изменить начальное значение X в таблице, то достаточно исправить ячейку A3, а для изменения шага нужно изменить содержимое ячейки В1. формулы записываются по правилам, принятым в используемом табличном процессоре.
§2. Профильное обучение информатике
Базисный учебный план старшей ступени школы должен предусматривать возможность разнообразных вариантов комбинаций учебных курсов, которые должны обеспечивать гибкую систему профильного обучения. Эта система включает в себя курсы следующих типов: базовые общеобразовательные, профильные общеобразовательные, элективные курсы.
В 2006/2007 учебном году продолжается эксперимент по обучению информатике в профильных старших классах по трем вариантам базисного учебного плана (приказ Министерства образования РФ № 834 от 06.03.2001). Профильное обучение нацелено на повышение качества общего образования, обеспечение глубокой и специализированной общеобразовательной подготовки учащихся, способствует установлению равного доступа к полноценному образованию для различных категорий обучающихся в соответствии с их индивидуальными склонностями и потребностями, обеспечивает преемственность между общим и профессиональным образованием.
Курсы информатики гуманитарного, естественно-математического, технологического и общеобразовательного профилей в соответствии с первым вариантом базисного учебного плана, а также гуманитарного и естественного профилей в соответствии со вторым вариантом базисного учебного плана рассчитаны на 1 час в неделю (уровень А).
Курсы информатики социально-экономического, физико-математического и технологического профилей в соответствии со вторым вариантом базисного учебного плана рассчитаны на 2 часа в неделю (уровень Б) [5].
Обучение информатике по обоим уровням проводится с компьютерной поддержкой. Практические занятия желательно осуществлять в компьютерном классе с возможностью индивидуальной работы учащихся за компьютерами с соблюдением санитарно-гигиенических норм работы. Так 20 минут работы за компьютером необходимо чередовать с настольной деятельностью. Особенно успешно чередование компьютерной и настольной частей практикума можно осуществить, используя проектную деятельность учащихся. Теоретические занятия рекомендуется сопровождать презентациями и демонстрациями с использованием мультимедиа-проектора и компакт-дисков учебного назначения для организации фронтальной учебной деятельности (лекция, доклад, мини-конференция). При обучении информатике на практические занятия и компьютерную поддержку теоретических уроков для уровня А отводится до 36 часов, и для уровня Б — не менее 68 часов из общего количества часов, отводимых на профильное обучение в X — XI классах.
2.1 Особенности профильного обучения
Профильное обучение — средство дифференциации и индивидуализации обучения, когда за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются интересы, склонности и способности учащихся, создаются условия для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником собственной, индивидуальной образовательной траектории.
Отдельная школа может быть однопрофильной (реализовывать только один из избранных ею профилей), или организовать на старшей ступени несколько профилей, т.е. быть многопрофильной.
Возможен вариант, когда школа в целом не ориентирована на конкретные (один или несколько) фиксированные профили, но за счет значительного увеличения числа элективных курсов представляет школьникам — в том числе, в форме многообразных учебных межклассных групп — в полной мере осуществлять свои индивидуальные профильные образовательные программы, включая в них те или иные профильные и элективные курсы [5].
Базисный учебный план старшей ступени школы должен предусматривать возможность разнообразных вариантов комбинаций учебных курсов, которые должны обеспечивать гибкую систему профильного обучения. Эта система включает в себя курсы следующих типов: базовые общеобразовательные, профильные общеобразовательные и элективные курсы.
Базовые общеобразовательные курсы — курсы, обязательные для всех учащихся во всех профилях обучения. Набор этих курсов должен быть функционально полным (с точки зрения реализации задач общего образования), но минимальным. Набор базовых общеобразовательных курсов, обеспечивающих минимальный уровень общего образования для каждого старшеклассника — это в определенной мере консенсус, зона взаимного пересечения мнений, взглядов, отражающих наиболее значимые цели, задачи, функции общего образования.
Профильные общеобразовательные курсы — курсы повышенного уровня (фактически углубленные курсы для старшей ступени школы), определяющие направленность каждого конкретного профиля обучения. Необходимо отметить две важные характеристики профильных курсов. Во-первых, в их состав входят только курсы, углубляющие содержание базовых общеобразовательных предметов. Во-вторых, на профильном уровне базовые предметы (образовательные области) могут быть представлены совокупностью отдельных профильных курсов.
Элективные курсы — обязательные курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы. Элективные курсы выполняют, по крайней мере, три основных функции. Одни из них могут выступать в роли «надстройки», дополнения содержания профильного курса. В этом случае такой дополненный профильный курс становится в полной мере углубленным, а школа (класс), в котором он изучается, превращается в традиционную спецшколу с углубленным изучением отдельных учебных предметов. Другой тип элективных курсов может развивать содержание одного из базисных курсов, изучение которого в данной школе (классе) осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне. Это позволяет интересующимся школьникам удовлетворить свои познавательные потребности и получить дополнительную подготовку. Третий тип элективных курсов направлен на удовлетворение познавательных интересов отдельных школьников в областях деятельности человека как бы выходящих за рамки выбранного им профиля [5].
Число элективных курсов, предлагаемых в составе профиля, должно превышать количество таких курсов, которые обязан выбрать учащийся.
2.2 Механизм формирования содержания обучения в отдельном профиле
Существует несколько отправных точек в механизме формирования содержания отдельного профиля, предлагаемом в «Концепции профильного обучения»:
— Максимальный объем аудиторной нагрузки школьников старших классов, установленный СанПиНами — 36 часов.
— Распределение учебных часов методу базовыми, профильными и элективными курсами, установленное БУП: 18 часов в неделю — на базовые, 8 часов — на профильные и 6 часов — на элективные.
— Каждый общеобразовательный предмет может быть представлен в учебном плане конкретной школы (класса) или выбран для изучения отдельным школьником либо на базовом, либо на профильном уровне. Выбирая различные сочетания базовых и профильных курсов в пределах нормативов учебного времени, установленного СанПиНами и БУПом, каждая школа и каждый ученик вправе формировать собственный учебный план [5].
В «Концепции профильного обучения» предложено следующее примерное соотношение объемов базовых, профильных и элективных курсов: 50% -30%-20%. Это соотношение было поддержано более чем половиной респондентов в ходе обсуждения концепции в субъектах РФ.
Таким образом, предполагаемая система не ограничивает школу в организации того или иного профиля обучения (или нескольких профилей одновременно), а школьника в выборе различных наборов базовых общеобразовательных, профильных и элективных курсов, которые в совокупности и составят его индивидуальную образовательную траекторию.
Предлагаемый подход к формированию содержания образования по каждому профилю исходит из идеи построения более широкого профиля, чем это принято в школах с углубленным изучением отдельных предметов, где реализуется большая специализация образования. При этом в рамках каждого отдельного профиля возможна (прежде всего, за счет элективных курсов) дополнительная внутрипрофильная специализация.
§3. Методические рекомендации для изучения материала по разделу «Технология обработки числовых данных» на курсах социально-экономического профиля
Обучение ориентировано на современное программное обеспечение фирмы Microsoft и требует обширного компьютерного практикума, т.е. предполагает наличие в школе современных компьютеров и программного обеспечения.
Данный курс содержит определенный теоретический материал: вводятся новые понятия и методы работы с ними. Но в качестве основной формы организации учебных занятий предполагается использовать выполнение учащимися практических работ на компьютере (компьютерный практикум). Практикум требуется организовывать в индивидуальном режиме работы учащихся за компьютерами.
На лекционных и практических занятиях используется как объяснительно-иллюстративный и репродуктивный, так и частично-поисковый методы (в зависимости от учебного материала). При самостоятельном решении задач на лабораторных работах в основном используется поисковый метод [10].
В учебном классе преподаватель проводит занятия по программе курса. Основным методом обучения является метод проектов. На крупноформатном экране наглядно демонстрируется интерфейс «MS Excel» и работа со всеми его инструментами. Изучаемые функции программы показываются применительно к конкретным наборам данных.
Единственный способ прочувствовать тонкости и возможности программы — научиться выполнять конкретную законченную работу. Только в этом случае удаётся закрепить все теоретические сведения, систематизировать их, осознать их предназначение и таким образом превратить в знания, которые в дальнейшем помогут решить любую практическую задачу [8].
Разработка каждого проекта должна быть реализована в форме выполнения некоторой практической работы, при этом роль учителя будет состоять в небольшом по времени объяснении нового материала и постановке задачи, а затем консультировании учащихся в процессе выполнения ими практической работы.
Учащиеся в качестве исходного материала пользуются данными, заранее подготовленными учителем и имеющимися в компьютере. Текущий контроль уровня усвоения материала можно осуществлять по результатам выполнения учащимися практических заданий для самостоятельного выполнения.
Самостоятельная домашняя работа, выполняемая по выдаваемым методикам на личных компьютерах, предполагает повторение учащимися классных уроков применительно к собственным наборам данных. Выполненные и записанные на CD домашние работы показываются преподавателю для зачета (если у учащегося нет домашнего ПК, у него должна быть возможность в течение этого периода времени выполнить работу на школьном компьютере).
Итоговый контроль можно осуществлять в форме защиты итоговых проектов [8].
Ниже приводится примерная программа одного из возможных профильных курсов такого рода.
3.1 Обзор учебных пособий по информатике, рекомендуемых для профильного обучения учащихся X-XI классов
Профильное обучение информатике в X-XI классах проводится по следующим учебникам:
1) Гейн А.Г. Информатика. 10-11 кл. — М: Просвещение, 2000;
2) Бешенков С.А., Ракитина Е.А. Информатика. 10 класс, 11 класс. Систематический курс. — М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001, 2002;
3) Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика-10, Информатика-11. — М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2002;
4) Шафрин Ю.А. Информационные технологии. 4.1-2. — М.: Лаборатория Базовых Знаний, 1999;
5) Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии 10-11. -М:Лаборатория Базовых Знаний. 2001. Лабораторный практикум (приложение к лабораторному практикуму на CD-ROM), 2002;
6) Информатика 10-11/ Под ред. Н. В. Макаровой. — СПб.: Питер, 1999. Учебник А.Г. Гейна может быть использован для реализации в школах
общеобразовательного курса информатики и информационных технологий в тех классах, где не проводилось изучение информатики в основной школе или такое изучение отличалось значительной неполнотой освещения тем обязательного минимума содержания образования. Учебник позволяет реализовать обучение по общеобразовательному профилю (уровень А). Если в школе есть современный компьютерный класс, можно дополнить обучение компьютерным практикумом [5].
Материал учебника распределен по главам «Введение в информатику», «Компьютерные телекоммуникации», «Компьютерное моделирование», «Основы алгоритмического управления», «Компьютерные модели в задачах управления».
К учебнику прилагается книга для учителя, содержащая дополнительные дидактические материалы:
Гейн А.Г., Юнерман Н.А. Книга для учителя: Методические рекомендации к учебнику 10 —11 классов. М.: Просвещение, 2001.
Отличительной особенностью учебника С.А. Бешенкова, Е.А. Ракитиной является представление информатики как фундаментальной научной дисциплины, имеющей широкие межпредметные связи в гуманитарном профиле. Учебник обладает значительными возможностями как для профильного, так и для углубленного изучения предмета информатики, поскольку его содержание изначально структурировано по уровням «понять», «знать», «уметь», что позволяет организовать изучение тем на любом из выбранных учителем уровней. Рекомендуется использовать учебник для гуманитарного и естественного профилей. Учебник сориентирован на практикум в форме докладов, мини-конференций и презентаций. Возможно организовать практические занятия в форме фронтальной работы с компьютером, оснащенным мультимедиа-проектором, выходом в Интернет, т. е. в режиме медиалектория [5].
Учебник сопровождается пособиями для учителя:
Ракитина Е.А.., Лыскова В.Ю. Логика в информатике. М: Лаборатория Базовых Знаний, 2001;
Бешенков С.А.., Ракитина Е.А. Моделирование и формализация. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2002.
Учебник Ю.А. Шафрина (в двух частях) по курсу информационных технологий для X — XI классов общеобразовательных школ предусматривает поддержку нескольких профилей:
* гуманитарного, естественно-математического, технологического профилей (первый вариант базисного учебного плана) — 1 ч в неделю;
* технологического профиля (второй вариант базисного учебного плана) — 2 ч в неделю.
Предполагается, что старшеклассники предварительно познакомились с базовым курсом информатики в основной школе. Обучение сориентировано на современное программное обеспечение фирмы Microsoft и требует обширного компьютерного практикума, т. е. предполагает наличие в школе современных компьютеров и программного обеспечения. Практикум требуется организовывать в индивидуальном режиме работы учащихся за компьютерами.
В качестве методической поддержки можно рекомендовать книги:
Шафрин Ю.А.., Горячев А.В. Практикум по информационным технологиям. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 1999.
Шафрин Ю.А. 1500 основных понятий, терминов и практических советов для пользователей персональным компьютером. М.: Дрофа, 2001.
В учебнике Н.Д. Угриновича приводится большой объем материала, необходимого при изучении информатики по социально-экономическому, физико-математическому и технологическому профилям согласно второму базисному учебному плану (уровень Б). Программа курса «Информатика и информационные технологии» и в X, и в XI классе рассчитана на 2 часа в неделю. В каждой теме предусмотрено выделение определенного количества часов на изучение теории, выполнение работ компьютерного практикума и решение задач. Данный учебник имеет приложение в виде компакт-диска, содержащего электронные фрагменты к теоретическим урокам и практикуму, а также необходимое программное обеспечение в рамках практикума по информатике. Распределение часов на изучение теории и проведение компьютерного практикума зависит от обеспеченности учебного процесса аппаратными и программными ресурсами: современными компьютерами, программным обеспечением, локальной сетью и выходом в Интернет [5].
В процессе изучения профильного курса по данному учебнику рекомендуется использовать учебно-методический комплект (УМК) по информатике и информационным технологиям, в который входят:
Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии: Учебник для 10 — 11 классов. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001. (Содержит систематическое и полное изложение курса ИИТ);
Угринович Н.Д., Босова Л.Л., Михайлова Н.И. Практикум по информатике и информационным технологиям: Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. М., Лаборатория Базовых Знаний, 2001. (Содержит более 450 практических заданий и задач с решениями по всем темам курса);
Угринович Н.Д. Компьютерный практикум: Электронный учебник на CD-ROM. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001. (Содержит свободно распространяемое программное обеспечение по всем темам курса, интерактивные тесты и др.);
Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и информационные технологии»: Методическое пособие для учителей. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001. (Содержит различные варианты поурочного планирования курса, тесты и др.).
Учебник И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера реализует профильный курс информатики для старших классов, изучаемый после освоения учащимися базового курса информатики в основной школе по учебникам для VII — IX классов тех же авторов.
Курс сориентирован на обучение информатике для всех профилей по первому варианту базисного учебного плана и для гуманитарного и естественного профилей по второму варианту базисного учебного плана (уровень А).
Курс рассчитан на учебный план общим объемом 68 часов: по 34 часа в X и XI классах. Соответственно, содержание курса разделено на две части: «Информатика-10» — для X класса, «Информатика-11» — для XI класса [5].
Курс включает в себя теоретический раздел и компьютерный практикум. Работа учащихся по этим двум разделам проходит параллельно: 1 урок -лекция и 1 урок — практическая работа. Практикум возможно организовать в бригадной форме обучения на основе метода проектов. В бригаде учащихся (2-3 человека) регулируется смена видов деятельности (компьютерного и настольного). Для организации практикума требуется оснащение класса компьютерами, поддерживающими программное обеспечение Excel, Access и др.
В качестве методической поддержки этого учебника можно рекомендовать: Задачник-практикум / Под ред. Е.К. Хеннера, И.Е. Семакина. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 1999.
В учебнике под редакцией Н.В. Макаровой рассматриваются распространенные программные средства, широко используемые в гуманитарном, естественном и технологическом профилях обучения: мультимедийные технологии (графика, звук, анимация) и издательские системы. Школы, которые имеют соответствующие ресурсы, могут организовать обучение информатике по данному учебнику как по уровню А, так и по уровню Б. В соответствии с гуманитарным, естественным и технологическим профилями для первого варианта базисного учебного плана обучение реализуется по уровню обучения А (1 час в неделю), а в соответствии с технологическим профилем для второго варианта базисного учебного плана — по уровню Б (2 часа в неделю). В учебнике заложена возможность углубленной) изучения тем курса по выбору учащихся [5].
Предлагаемый курс информатики для X — XI классов является продолжением базового курса информатики, изложенного в учебниках под редакцией Н. В. Макаровой для VII — IX классов основной школы, который изучается в соответствии с системно-информационной концепцией, разработанной авторами. Данная концепция поддерживается комплектом учебников и программой обучения:
Макарова Н.В. Программа по информатике. Системно-информационная концепция. СПб.: Питер, 2001.
3.2 Примерная программа раздела «Технология обработки числовых данных» на профильных курсах информатики
Материал, изучаемый в курсе информатики и ИКТ в 10-11 классах, является логическим продолжением материала базового курса. Рассматриваются те же темы, но с некоторым углублением и усложнением. В классах информационно-технологического профиля также большое внимание уделяется освоению работы в различных приложениях [6].
Технология обработки числовой информации входит в обязательный минимум содержания основного среднего образования по многим школьным дисциплинам. В настоящее время наиболее актуальным для большинства людей стало умение пользоваться промышленными информационными технологиями. Данный курс способствует развитию познавательной активности учащихся; повышению интереса к информатике; профориентации учащихся.
Изучению «Microsoft Excel» на профильном уровне отводится 22 часа для изучения в 10 классе СОШ [5].
Базовые понятия раздела «Обработка числовой информации» в профильном курсе «Информатика и ИКТ»:
* Математическая обработка статистических данных, результатов эксперимента, в том числе с использованием компьютерных датчиков.
* Использование динамических (электронных) таблиц для выполнения учебных заданий из различных предметных областей: обработка результатов естественнонаучного и математического эксперимента, экономических и экологических наблюдений, социальных опросов, учет индивидуальных показателей учебной деятельности.
* Примеры простейших задач бухгалтерского учета, планирование и учета средств.
* Использование инструментов решения статистических и расчетно-графических задач.
* Обработка числовой информации на примерах задач по учету и планированию.
В результате обучения учащиеся должны знать:
¦ назначение и структуру программ класса «электронные калькуляторы» и «электронные таблицы»;
¦ встроенные в ЭТ математические и логические функции;
¦ формы отображения данных используются в деловой графике; Учащиеся должны уметь:
¦ производить вычисления в электронных калькуляторах;
¦ использовать в формулах абсолютные, относительные и смешанные ссылки;
¦ строить графики и диаграммы по данным, хранящимся в окне Excel или полученным расчетным путем;
¦ находить приближенное решение уравнений, используя графические возможности ЭТ и метод подбора параметра.
3.3 Тематическое планирование содержания раздела «Технология обработки числовых данных» в курсе «Информатика и ИКТ» в старшей школе на профильном уровне
Планирование профильного курса «Информатика и ИКТ» в старшей школе на профильном уровне в соответствии с Федеральным базисным учебным планом рассчитано на 280 часов (4 часа в неделю в 10-11 классах). Предлагаемое в планировании распределение часов по теме «Обработка числовой информации» соответствует примерной программе профильного кура «Информатика и ИКТ» на профильном уровне [5].
В тематическом планировании курса (на основе учебника Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии 10-11) в каждой теме указаны работы компьютерного практикума, содержащиеся в учебниках, главы учебников и необходимое для выполнения компьютерного практикума программное обеспечение.
«Технология обработки числовых данных» (22 часа)
Теория |
Компьютерный практикум и решение задач |
Кол-во часов |
|
Электронные калькуляторы (§10.1) |
Вычисления в электронных калькуляторах |
2 |
|
Электронные таблицы (§10.2) |
|||
(§10-1) |
|||
Электронные таблицы (§10.2) |
|||
Структура электронных таблиц (§10.2) |
1 |
||
Типы и формат данных (§10.2) |
Ввод в таблицу чисел, текстов и формул |
2 |
|
Относительные и абсолютные ссылки (§10.2) |
Использование в формулах абсолютных, относительных и смешанных ссылок |
2 |
|
Встроенные математические и логические функции (§10.3) |
Математические функции. Обработка статистических данных. Логическая функция |
5 |
|
Сортировка и поиск данных (§10.4) |
Запросы в БД. Использование фильтров |
3 |
|
Наглядное представление числовых данных с помощью диаграмм и графиков (§10.5) |
Визуализация числовых данных с использование диаграмм различных типов (гистограмм, круговых и графиков) |
3 |
|
Надстройки в электронных таблицах (§10.6) |
Приближенное графическое решение уравнений. Приближенное решение уравнений методом подбора параметра |
4 |
|
Контроль знани |
н и умений: тестирование, защита проекта; |
Урок 1. Формулы в табличном процессоре
Цели:
* Образовательные: научить учащихся составлять простые таблицы с использованием простейших формул и показать приемы оформления таблиц;
* Развивающие: способствовать развитию памяти, внимания, самостоятельности и творчества при работе на компьютере;
* Воспитательные: способствовать воспитанию аккуратности, терпения, усидчивости.
Тип урока: комбинированный ПО: MS Excel (97,2000, ХР);
План урока
1. Организационный момент (3 мин.)
2. Подготовка учащихся к практической работе (10 мин.)
3. Практическая работа (10 мин.)
4. Объяснение процесса форматирования таблицы (5 мин.)
5. Практическая работа (7 мин.)
6. Итог урока (2 мин.)
7. Домашнее задание (3 мин.)
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
2. Подготовка учащихся к практической работе
Перед тем как учащиеся составят самостоятельно свою первую таблицу, необходимо рассказать основные приёмы работы с формулами, кратко напомнить основные понятия.
Число — последовательность символов, в которую входят цифры, знаки «+», «-» и точка как разделитель между дробной и целой частями. Примеры чисел: 257, -145,2, +234,9.
Если последовательность начинается со знака равно, табличный процессор считает, что набрана формула. Например: в ячейке ВЗ набрано: =A2+C3*D2. Значением этой ячейки будет число, которое равно произведению чисел, записанных в СЗ и D2, сложенному с числом из ячейки А2.
Знаками арифметических операций служат:
Л возведение в степень
* умножение
/ деление
+ сложение
вычитание
При вычислении значения арифметического выражения выполняются слева направо с соблюдением приоритетов: сначала выполняются возведение в степень, затем умножение и деление, и в последнюю очередь сложение и вычитание. Последовательность выполнения операций можно изменить с помощью круглых скобок.
Задание. В городе имеется 4 округа. В каждом округе подсчитывается выручка от продажи мороженого по месяцам за лето.
Данные: выручка каждого округа за три летных месяца (12 чисел).
Результат: сумма выручки по 4 округам за каждый месяц, сумма выручки по каждому округу за 3 месяца, общая сумма выручки. 3. Практическая работа
Учащиеся вводят данные в таблицу (необходимый текст и числа). Затем приступают к расчётам. Все формулы учащиеся вводят вручную. Перед выполнением работы необходимо настроить вид отображаемой в таблице информации, чтобы вместо формулы в ячейках учащиеся сразу видели результат вычислений по этим формулам. Для этого на вкладке Вид окна команды [Сервис] — [Параметры] снять флажок Формулы.
Данные и формулы, необходимые для заполнения таблицы:
Ячейка |
Заполнение (числа или текст) |
|
А1 |
Продажа мороженого по округам города N |
|
А2 |
Лето 2004 г. |
|
А5 |
Центральный |
|
А6 |
Западный |
|
А7 |
Северный |
|
А8 |
Южный |
|
А9 |
Всего |
|
В4 |
Июнь |
|
С4 |
Июль |
|
D4 |
Август |
|
Е4 |
Итого |
|
B5:D8 |
Набрать выручку по месяцам |
|
В9 |
Набрать =СУММ(В5:В8) |
|
—……—……………………..- С9 |
……. …….. Набрать =СУММ(С5:С8) |
|
D9 |
Набрать =CYMM(D5:D8) |
|
Е5 |
Набрать =CYMM(B5:D5) |
|
Е6 |
Набрать =СУММ(В6:Ш) |
|
Е7 |
Набрать =CYMM(B7:D7) |
|
Е8 |
Набрать =CyMM(B8:D8) |
|
Е9 |
Набрать =CYMM(B9:D9) |
Внимание учащихся следует обратить на следующее:
* формула начинается со знака равенства,
* формулы используют одновременно и русский и латинский алфавиты.
Составлена небольшая программа, которую можно использовать для многократных пересчётов. Если изменять одно или несколько чисел в исходных данных, все суммы будут пересчитаны автоматически. Более того, структуру таблицы можно модифицировать (добавить месяца, например), и формулы в итогах будут изменены автоматически. 4. Объяснение процесса форматирования таблицы
После заполнения таблицы необходимо ее» отформатировать. Заголовки разместим по центру: выделяем ячейки A1:D1 по кнопке с изображением буквы «а». То же самое сделаем р для ячеек A2:D2. Сами данные выделяем -блок ячеек А4:Е9. Выбираем команду [Формат] — [Автоформат] и выбираем из списка шаблон.
В итоге мы получаем следующий вид таблицы:
5. Практическая работа учащихся
6. Итог урока: Сегодня на уроке мы научились составлять и модифицировать простые таблицы с использованием простейших формул.
7. Домашнее задание: в тетради составить смету своих школьных расходов за прошедшую неделю.
Образец следующий:
День недели |
Расходы |
||||
Питание |
Транспорт |
Литературы |
Развлечения |
||
Понедельник |
| |
||||
Вторник |
|||||
Среда |
|||||
Четверг |
|||||
Пятница |
|||||
Суббота |
|||||
Воскресенье |
. |
УРОК № 2 Использование фильтров в электронных таблицах Excel
Цели:
* Образовательные: познакомить с понятиями автофильтра и расширенного фильтра в электронных таблицах Excel; создать условия для приобретения практических навыков при работе с фильтрами;
* Развивающие: способствовать развитию памяти, внимания, самостоятельности и творчества при работе на компьютере;
* Воспитательные: способствовать воспитанию аккуратности, терпения, усидчивости;
Тип урока
* изучение нового материала. Материалы и оборудование:
* компьютеры, проектор;
* учебники, карточки с заданиями. ПО: MS Excel (97, 2000, ХР);
План урока
1. Организационный момент (2 мин.)
2. Повторение изученного материала (3 мин.)
3. Объяснение нового материала (30 мин.)
4. Итог урока (3 мин.)
5. Домашнее задание (2 мин.)
ХОД УРОКА
1.Организационный момент.
2.Повторение.
При объяснении нового материала используется ранее созданная в Excel база данных «Магазин». Вопросы для повторения:
1. Как называются строки в списке? (Записи)
2. Как называются столбцы в списке? (Поля)
3. Как оформляются заголовки полей? (Цвет, шрифт т т.д. должен отличаться от формата записей)
4. Какого типа могут быть поля? (Текстовое, числовое, дата, вычисляемое)
З.Объяснение нового материала.
Для изучения нового материала и продолжения работы необходимо открыть базу данных «Магазин».
Структура базы данных:
№п/п |
Имя поля |
Тип поля |
Назначение |
Комментарий |
|
1 |
Наименование |
Текстовое |
Наименование товара |
Строки состоят из букв кириллицы без ведущих и хвостовых пробелов, первый символ — прописная буква |
|
2 |
Количество |
Числовое |
Количество товара, имеющегося в магазине |
Количество товара в кг |
|
3 |
Цена |
Числовое |
Цена 1 кг товара |
Цена 1 кг товара в рублях |
|
4 |
Стоимость |
Вычисляемое |
Стоимость всего товара, имеющегося в магазине |
вычисляется по формуле (Количество *Цена), |
|
5 |
Дата привоза |
Дата |
Дата привоза товара в магазин |
Например, «22.11.04» |
Пример созданной таблицы:
А |
В |
С |
п |
V |
||
1 |
Наименование |
Количество |
Цена |
Стоимость |
Дата привоза |
|
2 |
абрикосы |
20 |
42 |
840 |
12.09.2003 |
|
3 |
ананас |
30 |
70 |
2100 |
15.11.2003 |
|
4 |
апельсины |
45 |
38 |
1710 |
10.12.2003 |
|
5 |
арбуз |
80 |
12 |
960 |
04.12.2003 |
|
6 |
бананы |
14 |
24 |
336 |
08.12.2003 |
|
7 |
виноград |
23 |
120 |
2760 |
14.11.2003 |
|
8 |
грейпфрут |
15 |
22 |
330 |
25.11.2003 |
|
9 |
груши |
56 |
38 |
2128 |
05.12.2003 |
|
10 |
дыня |
74 |
14 |
1036 |
01.01.2004 |
|
11 |
капуста |
46 |
7 |
322 |
08.01.2004 |
|
12 |
киви |
23 |
45 |
1035 |
05.12.2003 |
|
13 |
лук |
17 |
9 |
153 |
08.12.2003 |
|
14 |
мандарины |
45 |
50 |
2250 |
09.12.2003 |
|
15 |
морковь |
63 |
15 |
945 |
17.09.2003 |
|
16 |
огурцы |
89 |
60 |
5340 |
15.12.2003 |
|
17 |
персики |
55 |
45 |
2475 |
20.12.2003 |
|
18 |
помидоры |
40 |
60 |
2400 |
28.12.2003 |
|
19 |
свекла |
30 |
15 |
450 |
16.11.2003 |
|
20 |
хурма |
41 |
30 |
1230 |
17.12.2003 |
|
21 |
яблоки |
95 |
45 |
4275 |
25.12.2003 |
Основное назначение любой базы данных — поиск необходимой информации по какому-либо запросу. Под запросами понимают задачи на поиск информации в базе данных. В Excel запросы реализуются с помощью фильтров. Excel располагает двумя фильтрами: Автофильтр и Расширенный фильтр, которые находятся в секции меню Данные/Фильтр. С помощью Автофильтра реализуются простые запросы, содержащие не более двух условий поиска.
Задача 1. Вывести список товаров, начинающихся на букву «а» или заканчивающихся на букву «а».
Решение.
Для установки Автофильтра обратимся к пункту меню Данные/Фильтр/Автофильтр. Для столбца Наименование выбираем из списка элемент (Условие…), после чего настраиваем пользовательский Автофильтр следующим образом: (рис. 1)
Рис. 1
В результате получаем таблицу по данному запросу:
Наименование |
Количество |
Цена |
Стоимость |
Дата привоза |
|
абрикосы |
20 |
42 |
840 |
12.09.2003 |
|
ананас |
30 |
70 |
2100 |
15.11.2003 |
|
апельсины |
45 |
38 |
1710 |
10.12.2003 |
|
арбуз |
80 |
12 |
960 |
04.12.2003 |
|
капуста |
46 |
7 |
322 |
08.01.2004 |
|
свекла |
30 |
15 |
450 |
16.11.2003 |
|
хурма |
41 |
30 |
1230 |
17.12.2003 |
Расширенный фильтр позволяет выполнить запрос практически любой сложности.
При работе с расширенным фильтром необходимо определить три области:
1. исходный диапазон;
2. диапазон условий;
3. диапазон результата.
При создании диапазона условий необходимо помнить о следующем:
1. диапазон условий должен состоять не менее чем из двух строк (первая строка — заголовки, последующие — критерии поиска);
2. если условия располагаются в одной строке, то считается, что между ними поставлена логическая операция И;
3. если условия располагаются в разных строках, то считается, что между ними поставлена логическая операция ИЛИ;
4. диапазон условий должен располагаться выше или ниже списка, либо на другом листе.
Задача 2. Вывести список товаров, количество которых не менее 20 кг, цена меньше 50 рублей, привезенных в декабре.
Решение
Для установки расширенного фильтра обратимся к пункту меню Данные/ Фильтр/ Расширенный фильтр. Наименование столбцов таблицы диапазона условий не должны совпадать с именами столбцов исходной таблицы. Интервал критериев для реализации этого запроса приведен ниже:
G |
Н |
I |
||
23 |
кол-во |
руб |
дата |
|
24 |
=В2>=20 |
=С2<50 |
=МЕСЯЦ(Е2)=12 |
В результате получаем таблицу по данному запросу:
Наименование |
Количество |
Цена |
Стоимость |
Дата привоза |
|
апельсины |
45 |
38 |
1710 |
10.12.2003 |
|
арбуз |
80 |
12 |
960 |
04.12.2003 |
|
груши |
56 |
38 |
2128 |
05.12.2003 |
|
киви |
23 |
45 |
1035 |
05.12.2003 |
|
персики |
55 |
45 |
2475 |
20.12.2003 |
|
хурма |
41 |
30 |
1230 |
17.12.2003 |
|
яблоки |
95 |
45 |
4275 |
25.12.2003 |
Учащимся раздаются карточки с индивидуальными заданиями на практикум.
Примеры задач для самостоятельного решения:
1. Вывести список товаров, начинающихся на букву «К».
2. Вывести список товаров, содержащих в своем названии букву «Р» и количество которых не заканчивается на 5.
3. Вывести список товаров, название которых состоит из 5 букв и те товары, которые привезены 20 числа любого месяца.
4. Вывести самый дорогой продукт и те продукты, которых меньше всего на складе.
5. Вывести список продуктов, привезенных в сентябре-ноябре или после 20 декабря 2003 года.
4.Итог урока: Сегодня на уроке мы познакомились с понятиями автофильтра и расширенного фильтра в электронных таблицах Excel, научились реализовывать запросы в ЭТ.
5.Домашнее задание: подготовиться к практическому занятию по данной теме.
УРОК № 3
Цели урока:
1. Образовательная. Проверка уровня сформированности основных навыков работы с электронными таблицами Excel.
2. Развивающая. Формирование логического и аналитического мышления.
3. Воспитательная. Воспитание навыков самоорганизации и самостоятельной деятельности.
Тип урока: урок проверки знаний.
Оборудование: компьютеры, карточки с заданиями. Программное обеспечение: MS Excel.
План.
1. Орг. Момент.(2 мин).
2. Контрольная работа.( 35 мин).
3. Постановка домашнего задания (1 мин)
4. Подведение итогов урока.(2 мин).
Ход урока.
1. Орг. Момент.
Поздороваться с учениками, проверить присутствие. Учитель объявляет тему урока и основные цели.
2. Контрольная работа.
В качестве проверочной работы учитель раздаёт ученикам тестовые задания, на которые они должны ответить письменно.
Тест.
1. Электронная таблица представляет собой:
а) Совокупность ненумерованных строк и поименованных с использованием букв латинского алфавита столбцов;
б) совокупность поименованных с использованием букв латинского алфавита строк и нумерованных столбцов;
в) совокупность пронумерованных строк и столбцов;
г) совокупность строк и столбцов, именуемых пользователем произвольным образом;
д) таблицу, набранную в текстовом редакторе.
2. Диапазон в электронной таблице — это:
а) все ячейки одной строки;
б) все ячейки одного столбца;
в) множество допустимых значений;
г) совокупность клеток, образующих в таблице область прямоугольной формы;
д) область таблицы произвольной формы.
3. В ячейке Н5 записана формула =$B$5*V7. Какая формула будет получена из неё при копировании в ячейку Н7?
a) =$B$5*V7; б) =$B$5*V5; в) 2=$B$7*V7; г) =$B7*V7; д) =$В$5*5.
4. Диаграмма, отдельные значения которой представлены точками в декартовой системе координат, называется. 6
а) гистограммой; б) линейчатой; в) круговой; г) объёмной; д) точечной.
5. Гистограмма — это диаграмма:
а) в которой отдельные значения представлены вертикальными столбцами различной высоты;
б) из параллелепипедов, размещённых вдоль оси X;
в) в которой используется система координат с тремя координатными осями, что позволяет получить эффект пространственного представления рядов данных;
г) в которой отдельные значения представлены полосами различной длины, расположенными горизонтально вдоль оси X;
д) представленная в виде круга разбитого на секторы.
6. Электронная таблица — это:
а) прикладная программа, предназначенная для обработки структурированных в виде таблицы данных;
б) прикладная программа обработки кодовых таблиц4
в) устройство персонального компьютера, управляющее процессом обработки данных в табличной форме;
г) системная программа, управляющая ресурсами персонального компьютера при обработке таблиц;
д) экранная форма представления записи базы данных.
7. Сколько ячеек электронной таблицы в диапазоне А2:В4; а) 16; б) 2; в) 8; г) 4; д) 6.
8. В электронной таблице в ячейке А1 записано число 5, в В1 — формула =А1*2, в С1 — формула =А1+В1. Чему равно значение С1;
а) 10; б) 15; в) 20; г) 25; д) 45.
9. Деловая графика представляет собой:
а) графические иллюстрации;
б) совокупность графиков функций;
в) совокупность программных средств, позволяющих представить в графическом виде закономерности изменения числовых данных.4
г) график совещания;
д) расписание деловых встреч.
10. Форма графического представления числовых значений, позволяющих облегчить восприятие и интерпретацию числовых данный, называется:
а) чертежом; б) блок схемой; в) картой; г) таблицей; д) диаграммой.
11. Электронная таблица предназначена для:
а) упорядоченного хранения и обработки значительных массивов данных;
б) визуализации структурных связей между данными, представленными в таблицах;
в) редактирования графических представлений больших объёмов информации;
г) обработки преимущественно числовых данных, структурированных с помощью таблиц, осуществляемой в процессе экономических, бухгалтерских, инженерных расчетов;
д) трансляции файлов по компьютерной сети.
12. Абсолютные ссылки при перемещении или копировании в электронной таблицы:
а) не изменяются;
б) преобразуются вне зависимости от нового положения формулы;
в) преобразуются в зависимости от нового положения в формуле;
г) преобразуются в зависимости от длины формулы;
д) в одних случаях меняются в других случаях нет.
13. В электронной таблице в ячейке А1 записано число 10, в В1 — формула =СУММ(А1 :В 1)*2. Чему равно значение С1:
а) 100; б) 150; в) 10; г) 30; д) 75.
14. Диаграмма, в которой отдельные значения представлены вертикальными столбцами различной высоты, называется:
а) гистограммой; б) линейчатой диаграммой; в) круговой диаграммой; г) объёмной диаграммой; д) графиком.
15. Какой тип диаграммы, как правило, используется для построения обычных графиков функций:
а) гистограмма; б) радиальная диаграмма; в) круговая диаграмма; г) линейчатая диаграмма; д) объёмна диаграмма. 16.Вычислительные формулы в ячейках электронной таблицы записываются:
а) в обычной математической записи;
б) по правилам, принятым в языках логического программирования;
в) специальным образом с использованием встроенных функций и по правилам, принятым для записи выражений в императивных языках программирования;
г) по правилам, принятым исключительно для баз данных;
д) произвольным образом.
17. Выражение 3(А1+В1):5(2В1-ЗА2), записанное в соответствии с правилами, принятыми в математике, в электронной таблице имеет вид:
а) 3*(Ф1+В1)/5*(2*В1-3*А2);
б) 3(А1+В1)/5(2В1-ЗА2); в)3(А1+В1):5(2В1-ЗА2); г)3(А1+В1)/5(2В1-ЗА2); д)3*(А1+В1)/(5*(2*В1-3*А2)).
18. В ячейке Н5 записана формула =В5*М5. Какая формула будет получена из неё при копировании в ячейку Н7:
a) B7*V7; б) B5*V54 в) =$B5*$V5; г) =$B5*V5; д) B5*$V5.
19. В ячейке Н5 записана формула =$В$5*5. Какая формула будет получена из неё при копировании в ячейку Н7:
а) =$В$5*5; б) =$В$5*7; в) =$В$7*7; г) =$B5*V5; д) =B5*$V5.
20. Линейчатая диаграмма — это диаграмма, в которой отдельные значения представлены:
а) в виде круга разбитого на секторы;
б) точками в декартовой системе координат;
в) полосами различной длины, расположенными горизонтально вдоль оси X;
г) в виде областей, закрашенных разными цветами;
д) с использованием эффекта пространственного представления рядов данных.
21. Принципиальное отличие электронной таблицы от обычной заключается в возможности:
а) автоматического пересчёта величин, определяемых формулами, при изменении исходных данных;
б) обработки данных в таблице;
в) наглядного представления связей между данными;
г) одновременной обработки данных различного типа;
д) копирования таблицы.
22. Клетка электронной таблицы идентифицируется:
а) адресом машинного слова оперативной памяти , отведённого под ячейку;
б) специальным кодовым словом;
в) путём последовательного указания имени столбца и номера строки, на пересечении которых располагается ячейка;
г) именем, произвольно задаваемым пользователем;
д) путём последовательного указания номера строки и имени столбца, на пересечении которых располагается ячейка.
23. среди приведённых формул отыщите формулу для электронной таблицы:
а) +АЗ*В8+12; б) А1=АЗ*В8+12; в) АЗ*В8+12; г) АЗВ8+12; д) А1=АЗВ8+12.
24. Круговая диаграмма — это диаграмма:
а) отдельные значения которой представлены вертикальными столбиками различной высоты;
б) значения которой представлены точками в декартовой системе координат;
в) в которой отдельные ряды данных представлены в виде областей, закрашенных разными цветами;
г) в которой используется эффект пространственного представления рядов данных;
д) в виде разбитого на секторы.
25. Гистограмма наиболее пригодна для:
а) отображения распределений;
б) отображения динамики изменения данных;
в) отображения удельных соотношений различных признаков;
г) сравнения различных членов группы;
д) сравнения удельных соотношений членов группы
Таблица №11.
Ответы к заданию |
||||||
а) |
б) |
в) |
г) |
Д) |
||
1 |
17 |
8 |
9 |
2 |
4 |
|
3 |
18 |
16 |
11 |
7 |
||
5 |
19 |
20 |
13 |
10 |
||
6 |
21 |
22 |
15 |
24 |
||
12 |
23 |
25 |
||||
14 |
3. Постановка домашнего задания.
На дом учитель задаёт параграф из следующей темы для общего ознакомления.
4. Подведение итогов урока.
Учитель подводит итоги урока, интересуется какие вопросы возникли по тесту.
Заключение
В результате выполнения данной курсовой работы была достигнута цель и выполнены все поставленные задачи, а именно:
1) изучена научная и методическая литература по теме исследования;
2) разработана примерная структура, содержание и тематическое планирование обучения Excel на профильных курсах информатики, ориентированных на информационные процессы;
3) разработаны методические рекомендации для изучения материала по теме «MS Excel» на профильных курсах информатики, ориентированных на информационные процессы;
4) разработаны уроки по заданной теме.
Можно говорить, что изучение рассматриваемого табличного процессора редактора является перспективным направлением в сфере обработки числовой информации. Применение профильных курсов позволяет расширить представление школьников о современных программных средствах, в частности табличного процессора MS Excel.
В ходе выполнения работы был разработан пакет методических рекомендаций по проведению занятий, а также тематическое планирование профильного курса.
Практической значимостью данной работы является то, что материалы работы могут быть использованы в практической деятельности учителя информатики и ИКТ при обучении старших школьников MS Excel на профильных курсах, преподавателей информационных технологий в ВУЗах, школьников и студентов, изучающими Excel.
Перспективой дальнейшей работы над темой является разработка дидактических материалов для проведения уроков с использованием НИТ и контроля знаний учащихся по рассматриваемой теме, совершенствование методических рекомендаций, исследование психологического аспекта обучения Excel в старшей школе.
Литература
1) Гейн А.Г. Информатика. 10-11 класс / А.Г. Гейн, Н.И. Сенокосов, А.В. Юнерман. — 4-е изд. М.: Просвещение, 2003.- 255 с: ил.
2) Лапчик М.П. Методика преподавания информатики: Учеб. пособие для студ. пед. вузов / М.П. Лапчик, И.Г.Семакин, Е.К. Хеннер; Под общей ред. М.П. Лапчика. — 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 624 с.
3) Меняев М.В. Информационные технологии управления: В 3 кн. — Книга 2: Информационные ресурсы: Учебное пособие. / М.В. Меняев. — М.: Омега-Л, 2003.-432 с.
4) Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров. / Е.С. Полат [и др.]; Под ред. Е.С. Полат. — 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 272 с.
5) Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: БИНОМ, 2005. — 380 с.
6) Первое сентября: Информатика. // Примерная программа среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям. Профильный уровень. -№34, 2004. — 32 с: ил.
7) Семакин И.Г. Информатика-11. / И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер. — М.: БИНОМ, Лаборатория Знаний, 2002. — 144 с.
8) Софронова Н.В. Теория и методика обучения информатике: учебное пособие. / Н.В. Софронова. — М.: Высшая школа, 2004. — 223 с: ил.
9) Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. 10-11. / Н.Д. Угринович. — 2-е изд. -М.: БИНОМ, Лаборатория Знаний, 2005.- 511 с: ил.
10) Шамаева A.M. Преподавание информатики в условиях профильной школы. / A.M. Шамаева // Педагогическая информатика. №3, 2005. — 96 с.
Размещено на