Содержание
Содержание
Введение3
Глава 1. Компьютерная графика как способ формирования композиционных способностей у школьников5
1.1. История развития изобразительного искусства5
1.2. Особенности преподавания компьютерной графикой у школьников17
1.3. Психолого-педагогические основы работы над формированием композиционных особенностей33
1.4. Особенности использования методик в школах 48
Список использованной литературы56
Выдержка из текста работы
Почему современные дети не любят читать? Этот вопрос стал едва ли не определяющим в судьбе целого поколения. Наш век информационный, значит, уходят на второй план чувства, мысли, отношения. Важнее знать и быть в курсе. Для этого есть телевизор, компьютер, интернет. Белинский писал: «Книги есть жизнь нашего времени, в них нуждаются и старые, и малые». Это высказывание, к сожалению, потеряло свою актуальность. Чтобы дети все-таки взяли книгу в руки, родители прибегают к взяточничеству, поощряя их, например, шоколадом или чем-то иным, или разрешают играть в компьютерные игры после того, как они прочитают несколько страниц. Проблема чтения становится государственной. На съезде Российского книжного союза, прошедшего 28 сентября 2011 г. в Москве В.В. Путин заявил о том, что Россия стремительно теряет статус самой читающей, наблюдается кризис российской культуры и литературы (по данным социального опроса), растет число россиян, не читающих книги совсем, а 18% населения не имеют дома книг совсем! Ни одной! Современное общество заинтересовано в квалифицированном читателе, т. к. мы живем в условиях изобилия информации, поэтому извлечение нужной информации из текста и её преобразование становятся важнейшими умениями, без которых невозможно жить в обществе и достичь успехов. [1]
Актуальность данного исследования заключается в том, что, во-первых, активно шла переориентация приоритетов целей образования. На первое место выдвинуты цели развития личности ребенка.
Во-вторых, появились вариативные образовательные учреждения, дающие среднее образование; утвердились вариативные дидактические системы, созданы вариативные учебники. Вариативность дает учителю право выбора места работы, содержания и технологии обучения.
Гуманистический характер этих изменений очевиден: вся образовательная система должна действовать в интересах ребенка, его личности.
В обоих направлениях изменений особое место заняла начальная школа. Она оказалась самой гибкой, самой податливой в их реализации.
Итак, личность ребенка в центре внимания. Особое место в его развитии занимает формирование саморегулятивных способов деятельности. К ним мы относим и чтение ребенком.
Цель исследования, нашей работы заключается в изучении и анализе трудов педагогов и психологов по использованию устного народного творчества в развитии чувств у младших школьников.
Задачи исследования:
1) изучить теорию и практику использования в учебном процессе на начальном этапе обучения, выявив основные тенденции, положительные направления и нерешенные вопросы данной проблемы;
2) проанализировать современное состояние проблемы в теории и практике обучения литературному чтению и выявить причины, затрудняющие использование фольклора в школьной практике;
3) изучить по литературным источникам психофизиологические особенности учащихся младшего школьного возраста и на этой основе выявить возможности формирования у них интереса к чтению.
4) определить методические условия формирования у детей такого интереса;
5) ориентируясь на классическую методику природоведения, разработать и экспериментально проверить методические рекомендации, направленные на развитие у младших школьников интереса к чтению научно-популярной литературы о природе;
6) определить критерии оценки эффективности работы детей с такой литературой;
7) исследовать влияние разработанной нами системы методических подходов на развитие у младших школьников интереса к чтению научно-популярной литературы о природе.
Объект исследования — учебно-воспитательный процесс по литературному чтению, ориентированный на развитие личности младшего школьника.
Предмет исследования — комплекс методических средств, взаимодействие которых обеспечивает формирование у детей интереса к чтению фольклорных жанров.
Гипотеза исследования: при изучении фольклорных произведений могут эффективно формироваться личностные качества младших школьников.
Проблема исследования:
Таким образом, за последнее время в обществе произошли изменения в представлении о целях образования и способах их реализации. Школа должна не только вооружать знаниями, умениями и навыками, а формировать УУД для использования и применения этих знаний, умений и навыков в любой жизненной ситуации.
Глава 1. Теоретические Основы формирования личностных УУД младших школьников.
1.1 Содержание и структура личностных универсальных учебных действий.
«Универсальные учебные действия как обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик»[2] ,, так как основной целью Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения является не предметный, а личностный результата во главу ставится личность ребенка, а не просто набор информации, обязательной для изучения. ФГОС является отражением социального заказа, который рассматривается как общественный договор, согласующий требования к образованию, предъявляемые семьей, обществом и государством. Наряду с такими требованиями, как сохранение здоровья, демонстрация высокого уровня знаний, существует «запрос» формирования у ребенка умения общаться, работать в коллективе. В качестве основного результата образования выступает овладение набором универсальных учебных действий, позволяющих ставить и решать важнейшие жизненные и профессиональные задачи.
В результате изучения всех без исключения предметов на ступени НОО у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные и информационные учебные действия как основа умения учиться. Способность обучающегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т.е. умение учиться, обеспечивается тем, что УУД как обобщённые действия открывают учащимся возможность широкой ориентации в различных предметных областях.
Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности выделяют действие смыслообразования, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него; и действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор [11;1].
Личностные действия обеспечивают ценностно- смысловую ориентацию обучающихся, т.е. личностные универсальные учебные действия-это система действий самого ребенка, которая способствует его к развитию и самосовершенствованию, положительное отношение к учению, готовность преодолевать школьные затруднения, интерес к изучаемым предметам, стремление к соблюдению морально- этических норм, к пониманию других людей, осознание ответственности за себя и свои действия.
Формирование личностных универсальных учебных действий отражают систему ценностных ориентаций младшего школьника, его отношение к различным сторонам окружающего мира. К личностным УУД относят положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков, осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам, стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.
Формирование личностных универсальных учебных действий происходит на всех этапах образовательного процесса: на уроках, во внеклассной и внеурочной деятельности.
Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья». Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг». Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого», уважение к своей семье, родственникам, любовь к родителям, к своему народу, к своей Родине, освоить роли ученика, т.е сформировать у него интерес (мотивацию) к учению. Освоение личностного смысла учения, желания учиться, а также освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу, оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей.
Литературное чтение является базовой учебной дисциплиной, которая формирует духовный облик и нравственные ориентиры младшего школьника. Ей принадлежит место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии младшего школьника, а также в формировании его миропонимания, без чего невозможно духовное развитие.
Целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетенции младшего школьника, осознание себя, как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности, как средства саморазвития….
Заключение.
В процессе работы над темой «Изучение фольклора на уроках литературного чтения как способ формирования личностных УУД младших школьников» мы пришли к выводу, что в педагогической работе большое внимание уделяется изучению фольклорных произведений на уроках литературного чтения и выявлено существенное значение для получения, усвоения и закрепления новых знаний у обучающихся начальных классов. Проанализировав наши исследования, мы выявили, что изучение фольклорных произведений не только активно включить обучающихся в учебную деятельность, но и активизировать мыслительную деятельность школьников. Отсюда можно сделать вывод о том, что изучение фольклорных произведений необходимо при обучении детей младшего школьного возраста на данном конкретном уроке.
Мы сделали вывод, что изучение фольклорных произведений на уроках литературного чтение способствует активизации мыслительной деятельности и является основной ступенью в развитии познавательных интересов, достижения положительного отношения к изучению данного предмета, желание приобрести новые знания, умения, а также совершенствовать уже имеющие. Изучение фольклорных произведений особенно необходимо в обучении и воспитании младшего поколения. Благодаря урокам литературного чтения удается сконцентрировать внимание и привлечь интерес к изучению фольклора даже у самых несобранных учеников. Постепенно у детей проявляется осознание трудностей и стремление к их преодолению.
Список литературы.
1. rsba/politic/files/Putin-RKS-2011.doc
2. https://ru.wikipedia.org/wiki
3. Vio_112/cd_site/articles/art_4_2.htm
4. nachalnaya-shkola/chtenie/2014/02/14/rabochaya-programma-uchebnogo-kursa-literaturnoe-chtenie-3
5. Лазарева В.А. Литературное чтение: Учебник для 3 кл. В 2 ч. — Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012.
6. Лазарева В.А. Методические рекомендации к курсу «Литературное чтение». 3 класс. _ Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012.
7. В.А.Лазарева. Пути и способы анализа художественного текста на уроках литературы. «Фёдоров», 2011
8. https://infourok.ru/folklor-kak-sredstvo-nravstvennogo-vospitaniya-948014.html
9. Арзамасцева И.Н. Детская литература. Москва 2013.
10. Веселоский А.Н. Три главы из « Исторической поэзии»// Веселоский А. Н. Историческая поэтика.- М.,1989.
11. https://docviewer.yandex.ru/?url=http%3A%2F%2Fschool100-sochi.ru%2Ffiles%2FProgramma_razvitiya4.doc&name=Programma_razvitiya4.doc&lang=ru&c=574c0f7ebea4