Содержание
Введение2
1 Общий обзор хозяйственной деятельности анализируемого предприятия4
2 Анализ основных экономических показателей деятельности предприятия6
3 Анализ хозяйственной деятельности предприятия9
3.1 Анализ технико-организационного уровня предприятия9
3.2 Анализ основных производственных фондов и нематериальных активов предприятия16
3.3 Анализ материальных ресурсов предприятия18
3.4 Анализ трудовых ресурсов предприятия20
3.5 Анализ объема производства и реализации продукции24
3.6 Анализ себестоимости продукции28
3.7 Анализ финансовых результатов деятельности предприятия30
3.8 Анализ финансового состояния предприятия32
4 Выводы и рекомендации по результатам анализа43
Библиографический список.45
Выдержка из текста работы
Обеспечение эффективного функционирования предприятий требует экономически грамотного управления их деятельностью, ко¬торая во многом определяется умением ее анализировать. С помо¬щью анализа изучаются тенденции развития, глубоко и системно исследуются факторы изменения результатов деятельности, обосно¬вываются планы и управленческие решения, осуществляется конт¬роль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффек¬тивности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, вырабатывается экономическая стратегия его разви¬тия. Поэтому, безусловно, анализ деятельности предприятия является актуальным вопросом в условиях современной экономики.
Анализ хозяйственной деятельности является научной базой при¬нятия управленческих решений в бизнесе. Для их обоснования необ¬ходимо выявлять и прогнозировать существующие и потенциальные проблемы, производственные и финансовые риски, определять воз¬действие принимаемых решений на конечные результаты деятельно¬сти предприятий.
Но необходимо отметить, что в современной экономике, когда на многочисленных рынках товаров вероятность дифференциации продукции по ее свойствам или по качеству уменьшается, а корпоративный имидж или стратегия фирм трудно изменяемы в краткосрочной перспективе, эффективность производства и обращения предприятия становится все более важным конкурентным фактором. В таких условиях конкурентное преимущество может возникать из способности фирмы анализировать различия в сегментации рынка, изменения в экономическом окружении и рыночных требованиях, а также изменения собственных и чужих тактических маневров. Политика фирм, обоснованная на грамотном и эффективном анализе, как правило, ведет к увеличению прибыли.
Таким образом, анализу хозяйственной деятельности предприятия отводится важная роль в реализации этой задачи. С его помощью вырабатываются стратегия и тактика развития предприятия, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, его подразделений и работников.
Поэтому главной целью курсовой работы является проведение комплексного экономического анализа хозяйственной деятельности предприятия с целью оценки деятельности предприятия, эффективности и доходности его деятельности, а также поиска перспектив его дальнейшего развития. Объектом исследования данной курсовой работы является хозяйственно-финансовая деятельность закрытого акционерного общества «Йошкар-Олинский мясокомбинат».
Для достижения указанной цели необходимо поставить и решить следующие задачи:
— проведение анализа производства и реализации продукции (услуг);
— проведение анализа эффективности использования основных фондов;
— проведение анализа эффективности использования трудовых ресурсов;
— проведение анализа эффективности использования материальных ресурсов;
— проведение анализа себестоимости продукции (услуг);
— проведение анализа финансового состояния и финансовых результатов деятельности организации;
Все перечисленные задачи на стадии их реализации представляют собой содержание экономического анализа.
Актуальность проведения экономического анализа рассматриваемого предприятия заключается в том, что своевременное выявление негативных тенденций в деятельности предприятия позволит избегать их в последующие периоды хозяйствования и кроме того разрабатывать мероприятия, способствующие повышению эффективности и рентабельности деятельности.
1. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАО «ЙОШКАР-ОЛИНСКИЙ МЯСОКОМБИНАТ»
Закрытое акционерное общество «Йошкар-Олинский мясокомбинат» является закрытым акционерным обществом. Общество является юридическим лицом и действует на основании Устава и законодательства РФ.
Фирменное наименование общества – закрытое акционерное общество «Йошкар-Олинский мясокомбинат».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В курсовой работе рассмотрен анализ хозяйственной и финансовой деятельности на примере ЗАО «Йошкар-Олинский мясокомбинат», деятельность которого связана с производством мясопродуктов.
В ходе выполнения работы изучены организационно-методических аспекты анализа средств, чистых активов организации и источников их формирования, формирования и эффективности использования капитала, себестоимости продукции, финансовых результатов предприятий, проведен анализ показателей на примере ЗАО «Йошкар-Олинский мясокомбинат» и выявлены на основе проведенного анализа резервы повышения эффективности деятельности.
В 2007 году объемы реализации продукции увеличились на 80,44 %, что является положительной тенденцией в развитии предприятия. Чистая прибыль предприятия возросла примерно на 12 процентов и данный показатель гораздо ниже показателя роста выручки от реализации, это говорит о том, что себестоимость продукции возрастает также как и выручка очень большими темами – 82,08 %. И данный факт позволяет говорить о том, что выручка от реализации в большей степени возрастает за счет роста объемов реализации и цен на продукцию, а не за счет снижения себестоимости и нахождения резервов уменьшения затрат. При этом можно говорить о значительном снижении темпов роста рентабельности продаж – на 31,20 % в 2007 году по сравнению с 2006 годом, что говорит о необходимости разработки ряда мероприятий для увеличения рентабельности деятельности ЗАО «Йошкар-Олинский мясокомбинат».
Анализ финансовых результатов предприятия выявил, что общая сумма брутто-прибыли за исследуемый период возросла на 70,14 % или в абсолютном выражении – на 20093 тыс. руб., что положительно характеризует деятельность ЗАО «Йошкар-Олинский мясокомбинат». Наибольшую долю в ее составе в 2005 году занимает прибыль от реализации продукции (109,35 %), при этом в последующие периоды наибольший удельный вес в структуре прибыли занимали также прибыль от реализации продукции – 112,90 %, а в 2007 году – 119,11 %. Прочие финансовые результаты на протяжении рассматриваемых трех лет имеет отрицательное сальдо.
Данный факт отрицательно характеризует работу ЗАО «Йошкар-Олинский мясокомбинат» и свидетельствует о повышении сумм кредитов, а, следовательно, зависимости от кредиторов.
Чистая прибыль имеет положительную динамику – в 2007 году наблюдается тенденция роста на 54,02 % по сравнению с 2005 годом. Данное изменение сложилось в большей степени за счет роста прибыли от реализации продукции.
Снижение прибыли обусловлено в основном значительным ростом себестоимости выпускаемой продукции. Изменение себестоимости повлияло на снижение прибыли на 93891 тыс. руб. Росту суммы прибыли на 68295,28 тыс. руб. способствовали также изменения в объеме реализации продукции, что положительно характеризует деятельность предприятия и свидетельствует о привлечении новых клиентов и выходе на новые рынки сбыта.
Изменение структуры продукции отрицательно повлияло на изменение финансового результата, так как в общем объеме реализации снизился удельный вес высокорентабельных видов продукции.
За счет роста уровня цен на предлагаемую рассматриваемым предприятием продукцию сумма прибыли возросла на 102084 тыс. руб.
В итоге за счет значительного роста себестоимости продукции общее изменение прибыли за рассматриваемый период отрицательно и составляет 36132 тыс. руб.
По итогам выполнения работы приведены следующие рекомендации, способствующие повышению эффективности работы предприятия и повышению рентабельности его деятельности: увеличение доходов от реализации (выручки) товаров; оптимизация издержек; повышение уровня рентабельности реализации товаров; расширение торговой сети; повышение уровня производительности труда работников; повышение производительности труда, улучшение качества обслуживания и консультации клиентов менеджеров по продажам и старших менеджеров; сокращение коммерческих расходов; поиск поставщиков с более низкими ценами на товар, оптимизации денежных потоков от предприятия к поставщикам с целью достижения определенного объема закупок для получения скидок по товару, получения товарных кредитов и т.п.
В заключении необходимо подчеркнуть актуальность выбранной в курсовой работе темы, которая заключается в том, что для любого предприятия комплексный анализ его деятельности имеет первостепенное значение, так как на основе проведенного анализа можно выявить негативные тенденции и разработать мероприятия по их устранению.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрютина, М.С. Экономический анализ торговой деятельности: учебное пособие / М.С. Абрютина. – М.: Дело и Сервис, 2000. – 512 с.
2. Анализ технико-экономических показателей: метод, указ, к выполн. курсовой работы студентам спец.061000 Гос. и муниц. упр. всех форм обучения / Сост. Е.В.Юмашева. – Йошкар-Ола: МарГТУ, 2003. – 62 с.
3. Баканов, М.И. Теория экономического анализа: учебник / М.И. Баканов, А.Д. Шеремет. – 4-е изд., доп.и пер. – М.: Финансы и статистика, 1999. – 414 с.
4. Баканов, М.И. Теория экономического анализа: учебник / М.И. Баканов, А.Д. Шеремет. – 4-е изд., доп.и пер. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 414 с.
5. Басовский, Л.Е. Теория экономического анализа: учебное пособие / Л.Е. Басовский. – М.:ИНФРА-М, 2001. – 228 с.
6. Богатко, А.Н. Основы экономического анализа хозяйствующего субъекта /А.Н. Богатко. – М.: Финансы и статистика, 1999. – 205 с.
7. Бороненкова, С.А. Управленческий анализ; Учебное пособие / С.А. Бороненкова. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 381 с.
8. Герасимова, В.Д. Экономический анализ факторов эффективности производства: учебное пособие / В.Д. Герасимова. — 2-е изд., пер. и доп. — М.: Изд-во Самар.экон.ин-та, 1992. – 52 с.
9. Гинзбург, A.PI. Экономический анализ: учебное пособие / А.И. Гинзбург. – СПб.и др.: Питер, 2003. – 175 с.
10. Максютов, А.А. Экономический анализ: учебное пособие /А.А. Максютов. – М.: ЮНИТИ: Единство, 2005. – 543 с.
11. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности: Учебник / Г.В. Савицкая.- 9-е изд., перераб. и исправ. – М.: Новое знание, 2008. – 356с.