Содержание
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………..4
ПРОБЛЕМЫ ЗДОРОВЬЯ И ОКАЗАНИЯ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ…
7
1.1 Социально-экономическая значимость проблемы детской инвалидности.
7
1.2. Факторы, влияющие на возникновения инвалидности в детском возрасте…12
1.3. Особенности психофизического и социального развития детей с патологией опорно-двигательного аппарата..
15
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОМПЛЕКСНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ПАТОЛОГИЕЙ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА….
21
2.1. Нормативно-правовые основы социальной защиты и реабилитации инвалидов в России…
21
2.2. Сущность и содержание реабилитации…26
2.3. Принципы и методы реабилитации.36
ОПЫТ КОМПЛЕКСНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ПАТОЛОГИЕЙ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА В МОУ «ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ» Г. МИРНЫЙ…
43
3.1. Методы исследования43
3.2. Организация реабилитационного процесса и методы реабилитации
детей с патологией опорно-двигательного аппарата в МОУ «Центр
психолого-медико-социального сопровождения» г. Мирный..46
3.3. Методика и организация экспериментального исследования…69
3.3.1. Первичная диагностика эмоционального состояния
детей (констатирующий эксперимент)
71
3.3.2. Программа по оптимизации психоэмоционального состояния детей методом арт-терапии.74
3.3.3 Повторная диагностика эмоционального состояния детей (контрольный эксперимент).76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.87
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК..90
ГЛОССАРИЙ.97
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Комплекс упражнений, выполняемых на тренажере
Гросса99
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Проективная методика «Дом, дерево, человек» 109
ПРИЛОЖЕНИЕ В. Методика диагностики самооценки Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина..109
ПРИЛОЖЕНИЕ Г. Методика САН. Самочувствие. Активность. Настроение.112
ПРИЛОЖЕНИЕ Д. Методика СМОЛ. Стандартный многофакторный опросник личности 117
ПРИЛОЖЕНИЕ Е. Программа по оптимизации психоэмоционального состояния детей методом арт-терапии…123
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж. Результаты диагностики.132
Выдержка из текста работы
ОПЫТ КОМПЛЕКСНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ПАТОЛОГИЕЙ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА В МОУ «ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ» Г. МИРНЫЙ………………………………………………………………………
3.1. Методы исследования……………………………………………………
3.2. Организация реабилитационного процесса и методы реабилитации
детей с патологией опорно-двигательного аппарата в МОУ «Центр
психолого-медико-социального сопровождения» г. Мирный……………..
3.3. Методика и организация экспериментального исследования…………
3.3.1. Первичная диагностика эмоционального состояния
детей (констатирующий эксперимент)………………………………………
3.3.2. Программа по оптимизации психоэмоционального состояния детей методом арт-терапии………………………………………………….
3.3.3 Повторная диагностика эмоционального состояния детей (контрольный эксперимент)………………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………..
ГЛОССАРИЙ………………………………………………………………….
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Комплекс упражнений, выполняемых на тренажере
Гросса…………………………………………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Проективная методика «Дом, дерево, человек»………
ПРИЛОЖЕНИЕ В. Методика диагностики самооценки Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина…………………………………………………..
ПРИЛОЖЕНИЕ Г. Методика САН. Самочувствие. Активность. Настроение…………………………………………………………………….
ПРИЛОЖЕНИЕ Д. Методика СМОЛ. Стандартный многофакторный опросник личности……………………………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЕ Е. Программа по оптимизации психоэмоционального состояния детей методом арт-терапии………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж. Результаты диагностики……………………………….
Введение
Актуальность темы заключается в том, что здоровье подрастающего поколения, развитие и совершенствование его охраны является одной из главных задач, так как от эффективности ее решения во многом зависит дальнейший ход социально-экономического развития общества. Состояние здоровья детей, подростков и молодежи сегодня определяет основные тенденции развития здоровья населения страны и ее трудовой потенциал в ближайшей перспективе. В связи со сказанным забота о здоровье подрастающего поколения является одной из важных государственных задач. Несмотря на успехи в охране и укреплении здоровья детей и подростков, сегодня среди них значительно распространены различные хронические заболевания и функциональные отклонения и патологии в здоровье детей. В настоящее время стало очевидным, что разработка эффективных мер, направленных на охрану и укрепление здоровья подрастающего поколения, должна базироваться на знании особенностей формирования здоровья в разные периоды онтогенеза.
Дети с патологией опорно-двигательного аппарата — причисляются к особой категории. Это заболевание, отягощенное не только двигательными, но интеллектуальными, речевыми, зрительными и слуховыми нарушениями. Любая из форм, как правило, включает в себя все вышеперечисленные дефекты, комплексно проявляющиеся в той или иной мере. Таким образом, и сам подход к решению этой проблемы должен быть комплексным.
В настоящее время необходимость совершенствования организации психолого-педагогической помощи детям с патологией опорно-двигательного аппарата тем более очевидна, так как эта патология чрезвычайно распространена и имеет тенденцию к росту, особенно значительно увеличивается число больных детей с детским церебральным параличом. Это составляет 89% случаев от общего числа заболеваний опорно-двигательного аппарата.
Нарушение функций опорно-двигательного аппарата у детей является серьезным заболеванием, которое встречается довольно часто. Диапазон степени двигательных нарушений очень широкий. Подавляющее большинство таких больных становятся инвалидами уже с детства. Реабилитация детей с двигательными нарушениями-это не только медицинская задача, но и во многом педагогическая и социальная. Важно не только восстановить утраченные двигательные функции, не только повысить функциональное состояние ребенка, но и научить его сидеть, ходить, обслуживать себя, т.е адаптировать к окружающей среде. И хотя проблема восстановления таких детей посвящено много работ, ее еще отнюдь нельзя считать решенным.
Выявленные закономерности объясняют актуальность выбранной темы исследования.
Патология опорно-двигательного аппарата у детей означает существенное ограничение жизнедеятельности, она способствует социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении в будущем профессиональными навыками. Освоение такими детьми социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует от общества определенных дополнительных мер, средств и усилий (это могут быть специальные программы, специальные центры по реабилитации, специальные учебные заведения и т.д.). Но разработка этих мер должна основываться на знании закономерностей, задач, сущности процесса комплексной реабилитации.
В настоящие время процессы реабилитации являются предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания. Психологи, социологи, педагоги, социальные психологи и т. д. вскрывают различные аспекты этого процесса, исследуют механизмы, этапы и стадии, факторы комплексной реабилитации.
Проблемы инвалидов затрагивают не только их личные интересы, но и интересы их семьи, а зависят от уровня жизни общества и множества других социальных факторов, можно констатировать, что и само по себе разрешение проблем инвалидов находится в общенациональной плоскости, во многом определяя сущность социальной политики государства.
Научная проблема: недостаточно изучены методы комплексной реабилитации детей с патологией опорно-двигательного аппарата
Цель исследования: рассмотреть комплексную реабилитацию детей с патологией опорно-двигательного аппарата в МОУ Центр психолого-медико-социального сопровождения г. Мирный.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Выявить проблемы здоровья и оказания медико-социальной помощи детям с ограниченными возможностями;
2. Рассмотреть особенности психофизического и социального развития детей с патологией опорно-двигательного аппарата;
3. Раскрыть сущность, принципы, методы реабилитации комплексной реабилитации детей с патологией опорно-двигательного аппарата;
4. Рассмотреть основные методы и технологии реабилитации детей с патологией опорно-двигательного аппарата в МОУ Центр психолого-медико-социального сопровождения г. Мирный;
5. Предложить программу, направленную на оптимизацию психоэмоционального состояния детей с патологией опорно-двигательного аппарата методом арт-терапии.
Объектом исследования являются дети с патологией опорно-двигательного аппарата.
Предметом исследования является комплексная реабилитация детей с патологией опорно-двигательного аппарата.
Методы исследования: метод научной литературы, метод эксперимента, метод включенного наблюдения, анализ документов и материалов.
ПРОБЛЕМЫ ЗДОРОВЬЯ И ОКАЗАНИЯ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
1.1 Социально-экономическая значимость проблемы детской инвалидности
Среди медико-социальных и экономических проблем, имеющих важное общегосударственное значение, особое место принадлежит вопросам инвалидности и организации помощи лицам с ограниченными физическими и психическими возможностями. Наряду с демографическими показателями и заболеваемостью населения, инвалидность является одной из главных характеристик общественного здоровья и социального благополучия страны.
Состояние здоровья детей, подростков и молодежи определяет основные тенденции развития общества и его трудовой потенциал. Данные официальной статистики и специальных исследований свидетельствуют о прогрессирующем ухудшении состояния здоровья детского населения. Так, за последние годы возросла частота болезней костно-мышечной системы на 80,0%, мочеполовой — на 90,0%, нервной системы и органов чувств — на 35,0%, системы кровообращения — на 56,0%, болезней крови и кроветворных органов — на 123,0%, болезней эндокринной системы и органов пищеварения — на 90,0 и 22,0% соответственно. Стала чаще регистрироваться внутриутробная дистрофия плода (в 1,5 раза), недоношенность и функциональная незрелость новорожденных (в 3 раза), врожденные аномалии развития (в 1,4 раза) [39, с 12].
Детская инвалидность — не только важная медико-социальная, но и экономическая проблема, поскольку она влечет за собой большие экономические потери для общества, уменьшает экономический потенциал, отрицательно сказывается на производстве валового внутреннего продукта (и национального дохода как основной составляющей части последнего), снижает уровень стратегической безопасности нации……………………..
Библиографический список
1. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995г. № 181-ФЗ (ред. от 22.12.2008).
2. Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в статью 16 Закона РФ «Об образовании»» от 20.07.2000г. № 102-ФЗ.
3. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» № 195-ФЗ от 10.12.1995 г. (ред. от 23.07.2008).
4. Указ Президента РФ «О мерах по профессиональной реабилитации и обеспечению занятости инвалидов» № 394 от 25.03.1993 г.
5. Указ Президента Российской Федерации «О научном и информационном обеспечении проблем инвалидности и инвалидов» № 802 от 27.07.1992 г.
6. Указ Президента РФ «О мерах по обеспечению государственной поддержки инвалидов» № 1011 от 1.06.1996 г. (с изм. от 27.04.2000г.)
7. Постановление Правительства РФ «Об утверждении порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях» № 861 от 18.07.1996 г. (ред. от 01.02.2005).
8. Постановление Правительства РФ «О предоставлении бесплатного социального обслуживания и платных социальных услуг государственными социальными службами» № 739 от 24.06.1996 г.
9. Постановление Правительства РФ «Об обеспечении формирования доступной для инвалидов среды жизнедеятельности» №927 от12.08.1994 г.
10. Постановление Министерства социальной защиты населения РФ «О пенсионном обеспечении детей, находящихся на полном государственном содержании» № 1—6-у от 23.06.1995г.
11. Постановление Министерства труда РФ «Об утверждении примерного Положения об индивидуальной программе реабилитации инвалида» № 42 от 14.12.1996 г.
12. Постановление Минтруда РФ от 27.07.1999г. № 29 «Об утверждении Методических рекомендаций по организации деятельности социально-оздоровительных центров граждан пожилого возраста и инвалидов».
13. Постановление Минтруда РФ и Минздрава РФ от 29.01.1997г. № 1/30 «Об утверждении Классификаций и временных критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы».
14. Постановление Минтруда РФ, Минздрава РФ и Минобразования РФ от 23.12.1996г. № 21/417/515 «Об утверждении Примерного положения о реабилитационном учреждении».
15. Постановление Минтруда РФ от 8.09.1993г. №150 «О перечне приоритетных профессий рабочих и служащих, овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентоспособными на региональных рынках труда».
16. Постановление Минтруда РФ от 29.10.1998г. №44 «О рекомендациях по созданию и организации деятельности попечительских (общественных) советов при учреждениях социальной защиты населения».
17. Приказ Министерства образования РФ от 18.06.2001г. № 2417 «О реализации решения коллегии №10 от 15.05.2001г. «Об опыте работы вузов России по обеспечению доступности высшего профессионального образования для инвалидов»».
18. Письмо Министерства образования РФ от 25.03.1999г. № 27/502—6 «Об условиях приема и обучения инвалидов в учреждениях высшего профессионального образования».
19. Разъяснение Минтруда РФ и Фонда социального страхования РФ от 4.04.2000г. №3/02—18/05—2256 «О порядке предоставления и оплаты дополнительных выходных дней в месяц одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами» (утв. постановлением Минтруда РФ и Фонда социального страхования РФ от 4.04.2000г. № 26/34)
20. Приказ Минздрава РФ и Минтруда РФ от 25.02.1998г. №50/18 «Об утверждении формы направления детей в возрасте до 16 лет на освидетельствование в учреждения медико-социальной экспертизы».
21. Приказ Минобразования РФ и Минздравмедпрома РФ от 18.07.1994г. №268/146 «Об освобождении от итоговой аттестации выпускников 9,11 классов общеобразовательных учреждений».
22. Абакарова А.А. Восстановительное лечение последствий травм и заболеваний опорно- двигательного аппарата.- Н. Новгород, 2001.-158 с.
23. Абрамов, В. И.Опорно-двигательная система человека.-М.: Изд-во «Чистые пруды», 2008. -267 с.
24. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. М. Владос. 2004.-360 с.
25. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. М. Владос. 2004.-298 с.
26. Алферова Т.С., Потехина О.А. Основы реабитологии.-М.: Проспект, 2006.-280 с.
27. Андреева О.С. Принципы формирования и реализации индивидуальной программы реабилитации инвалида и медико-социальная экспертиза. №4. 2000. -16 с.
28. Бабкин Н.И. Основы социально-педагогической реабилитации лиц с ограниченными возможностями //Развитие социальной реабилитации в России. –М., 2000. 216 с.
29. Булыгина О. Н. Оздоровление и реабилитация детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в условиях школы-интерната // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2004. — № 4. -22 с.
30. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога. М.: Академия. 2001.-160 с.
31. Верхало Ю. Уникальные тренажеры Ю. А. Юлина // Рус. Инвалид, 2004. — № 4.-34 с.
32. Верхлин В. Н. Комплекс упражнений для детей с ДЦП // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2004. — № 4. -21 с.
33. Вопросы социальной реабилитации и социального обслуживания инвалидов. Материалы Российской научно-практической конференции / И.К. Сырников, Д.А. Алешин. –М. ФЦЭРИ, 2003.-200 с.
34. Гарань А. Реабилитация инвалидов — внимание общества//Социальное обеспечение, 2003.-№ 5.-13 с.
35. Герасименко В. Г. Устройства для реабилитации спинальных инвалидов-шейников // Рус. Инвалид, 2002. — № 4. -44 с.
36. Гребова Л. П. Лечебная физическая культура при нарушениях опорно-двигательного аппарата у детей и подростков.-М.: Изд-во «Academia», 2006.-320 с.
37. Гросс Н.А.Физическая реабилитация детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата .-М.: Изд-во «Сов.спорт», 2000. 214 с.
38. Дементьева М.Ф. Формы и методы медико-социальной реабилитации нетрудоспособных граждан /М.Ф.Дементьева, Э.В. Устинова. Роль и место социальных работников в обслуживании инвалидов. Тюмень, 1995.-410 с.
39. Демушкина О.П. Социальная работа. Ростов-на-Дону. Феникс. 2004. -408 с.
40. Долгушин А.К. Введение в социальную реабилитацию.-М., 2006.-265 с.
41. Дорохова М.В. Основные проблемы детей, обращающихся в Центр социально-психологической реабилитации при НИИ детства РД // Будущее России и новейшие социальные подходы. Ч.2. М., 1999.-401 с.
42. Дыскин А.А., Танюхина Э.И. Социально-бытовая и трудовая реабилитация инвалидов и пожилых граждан. М.: Изд-во «Логас», 2006.-344 с.
43. Жигорева М. В. Дети с нарушениями опорно-двигательной системы и интеллекта.-М.: Изд-во «Дашко и К», 2006.-354 с.
44. Зозуля А.В. Комплексная реабилитация инвалидов. Учебник. –М.: Изд-во «Кнорус», 2005.-320 с.
45. Зубкова Т.С. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи. –М.: Изд-во «Академия», 2004.-398 с.
46. Иванова Н. Н. Современные подходы к социальной адаптации и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья//Социально-гуманитарные знания, 2003.-№6.-37 с.
47. Илсурина Г.Л. Групповые методы психотерапии и психокоррекции // Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. –М.: Медицина, 1999.-319 с.
48. Кавонин С.Н. Профессиональная реабилитация и занятость населения. М., 1997. 168 с.
49. Калягина Г.В., Отюгов А.А. Насилие как социально-психологическое явление российского общества // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. №2. 2006.-39 с.
50. Клепиков А. Передвижение – главное условие реабилитации // Соц. защита, 2002. — № 10. -29 с.
51. Копыл О. А. Развитие движения и равновесия как первые шаги помощи ребенку со сложными и множественными нарушениями // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2002. — № 1.-34 с.
52. Копырина Е. В. Коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата на занятиях плаванием // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2006. — № 2. -10 с.
53. Кротов А., Старобина Е. Системный подход к профессиональному образованию инвалидов // Человек и труд. 2004.-№1. -22 с.
54. Кузнечихин Е. П.Множественная и сочетанная травмы опорно-двигательной системы у детей.-М.: Изд-во «Медицина», 2002.-с419 с.
55. Куприянов Р.В., Шарифуллина Д.Р., Берецкая Е.А. Теория и практика социальной реабилитации.-М.: Изд-во «Дашко и К», 2004.-350 с.
56. Курбатов В.И. Социальная работа. Ростов-на-Дону «Феникс», 2005.-320 с.
57. Левченко И. Ю. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.– М.: Изд-во «Academia», 2001. -367 с.
58. Линде Н.Д. Психотерапия в социальной работе. М., 2002. -321 с.
59. Лукина А. К. Комплексная медико-социально-психолого-пед. реабилитация детей-инвалидов ДЦП// Вестник психосоц. и коррекц.-реабилитац. работы, 2003. — № 4. -22 с.
60. Лукьянова И.Е. Оккупациональная терапия – активный компонент медико-социальной реабилитации // Развитие социальной реабилитации в России, 2002.-№1.-19 с .
61. Максимова С.Г. Социально-психологическая адаптация: особенности формирования и развития у лиц пожилого и старческого возраста. –Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 1999.-365 с.
62. Малышев К. Профилактика и коррекция девиантного поведения // ОБЖ. 2003. №2. -12 с.
63. Мастюкова Е. М. Что является наиболее важным в воспитании в семье ребенка с детским церебральным параличом// Вестник психосоц. и коррекц.-реабилитац. работы, 2007. — № 5. -39 с.
64. Матюшенко В. Жизнь без оглядки // Надежда?, 2006. — № 11. -54 с.
65. Московкина. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития//Вестник психосоц. и коррекц.-реабилитац. работы, 2006. — № 2.-42 с.
66. Мудрик А.В. Социальная педагогика. –М.: Изд-во «Академия», 2002.-321 с.
67. Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений.-М.: Изд-во «ВЛАДОС-пресс», 2003.- 421 с
68. Олейникова М. Обучение и коррекция детей с нарушениями опорно-двигательнойсферыв семье // Надежда, 2002. — №11.-15 с.
69. Олиференко Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. Учебное пособие. М.: Академия. 2002.-322 с.
70. Основы реабилитации инвалидов в системе социальной работы // Развитие социальной реабилитации в России. М. 2000.- 431 с.
71. Отдельнова В. Плавание и дети с опорно-двигательными проблемами // Дошк. Воспитание, 2006. — № 9. -74 с.
72. Отдельнова В. Тренажеры в работе с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата // Дошк. воспитание, 2005. — № 6.
73. Потапчук А. А. Лечебная физическая культура в детском возрасте.- СПб.: Изд-во «Речь», 2007.-415 с.
74. Приходько О. Г. Ранняя помощь детям с двигательной патологией в первые годы жизни : метод. пособие. — СПб. : Каро, 2006. -388 с.
75. Сафонова Т.Я., Цымбая Е.И. Жесткое обращение с детьми: сущность, причина, социально-правовая защита. М.: Изд-во «Дом», 2003.-366 с.
76. Ситель А. Б. Лечебная гимнастика при заболеваниях опорно-двигательного аппарата // Посоветуйте, доктор. Вып. 10.-М.: Изд-во «Кнорус», 2006. -270 с.
77. Словарь-справочник по социальной работе / Под ред. Е.И.Холостовой. М., 1997.-349 с.
78. Смирнова И. А. Наш особенный ребенок : Кн. для родителей ребенка с ДЦП. — СПб. : Каро, 2006. -380 с.
79. Смычек В.Б. Основы реабилитации (курс лекций). Минск, 2000.-190 с.
80. Сназин В. Я.Движения без боли.-М.: Изд-во «Совет. спорт», 2006.-410 с.
81. Соколовский С.В. Массовое насилие (к типологизации форм и агентов насильственных актов) / В контексте конфликтологии. Вып. 1-М. Институт социологии РАН, 1997. 347 с.
82. Социальная работа с инвалидами /Под.ред. Е.И.Холостовой, А.И. Осадчих. М., 1996. -398 с.
83. Сырникова Б.А. Характеристика реабилитационных учреждений в системе социальной защиты населения //Медико-социальная экспертиза и реабилитация. №4. 2003.-31 с.
84. Татарова С.П. Реабилитация детей инвалидов посредством организации совместной деятельности и общения с их здоровыми сверстниками//Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы, 2005.-№2. -15 с.
85. Теория и практика обучения, воспитания и реабилитации лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата. СПб: Изд-во РГТУ им.А.И.Герцена, 2000.-220 с.
86. Технологии социальной работы. Учебник /Под общ. ред. проф. Е.И. Холостовой. –М. Инфра. 2002. -343 с.
87. Ткачева В. В. Психологические особенности матерей, имеющих детей с тяжелыми двигательными нарушениями // Коррекц. Педагогика, 2004. — №1.-13 с.
88. Финни Н. Р. Ребенок с церебральным параличом : Помощь. Уход. Развитие : Кн. для родителей / под ред. Е. В. Клочковой. – Изд. 2-е, стереотип. – М.: Изд-во «Теревинф», 2005.-349 с.
89. Харитонова Н. Лечебная физкультура: о работе с детьми с нарушениями ОДА // Дошк. воспитание, 2005. — № 11.-19 с.
90. Харитонова, Н. Работаем с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата // Дошк. воспитание, 2005. — № 3. -12 с.
91. Холостова Е.И., Дементьева Н.Ф. Социальная реабилитация. М., «Дашков и К». 2005. -372 с.
92. Черюканов А.В, Динамика качества жизни и обоснование организационных форм медицинской и социальной реабилитации несовершеннолетних с ограничеными возможностями. Авто реф.дис. … канд. мед. наук.-СПб, 2007.36 с.
93. Черюканов А.В. Динамика качества жизни у детей и подростков с ограниченными возможностями различных возрастных групп//Вестник СПбГМА, 2007.-280 с.
94. Черюканов А.В. Оценка доступности социальной реабилитации для несовершеннолтених с ограниченными возможностями//Мир людей с ограниченными возможностями: сб. материалов 4-ого Российского научного форума.-М, 2007.-221 с.
95. Чикарина Л. Реализация прав семей с детьми инвалидами//Социальная работа, 2002.-№1.-28 с.
96. Шакурова М.В. Методика и психология работы социального педагога: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М. Академия, 2002.- 254 с.
97. Шаповал, И. А. Методы изучения и диагностики отклоняющегося развития.- М.: ТЦ Сфера, 2005.-355 с.
98. Шестаков В.П., Лебедева Н.М., Николаев Н.В., Гальянов А.А. Оценка эффективности медицинских аспектов комплексной реабилитации инвалидов // Актуальные проблемы медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов. Деятельность специалистов по социальной работе в учреждениях медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов: Материалы Российской научно-практической конференции –М., 2003.-376 с.
99. Шипицына, Л.М. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.-М.: Изд-во «ВЛАДОС», 2008.-354 с.
100. Шоо, М. Спортивные и подвижные игры для детей и подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата. – М.: Изд-во «Academia», 2006.-266 с.
Глоссарий
Аномалия. Отклонение метеорологических и океанологических характеристик от их средних значений во времени или пространстве.
Болезнь. Нарушение нормальной жизнедеятельности организма, обусловленное функциональными и/или морфологическими изменениями. Возникновение болезни связано с воздействием на организм вредных факторов внешней среды.
Двигательная координация. Управление работой отдельных мышечных групп, выполняемое при решении определенной задачи в реальном времени и пространстве.
Детский церебральный паралич (ДЦП). Гетерогенная группа полиэтиологических заболеваний, которые возникают в результате недоразвития или повреждения головного мозга; характеризуется поражением двигательных систем мозга и различных психоречевых функций. Дефект развития: физический или психический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития ребенка
Диагноз. Определение существа и особенностей болезни на основе всестороннего исследования больного.
Инвалидность. Нарушение здоровья человека со стойким расстройством функций организма, приводящее к полной или значительной потере профессиональной трудоспособности или существенным затруднениям в жизни.При наступлении инвалидности назначаются пенсии или ежемесячные пособия, предоставляются другие виды социального обеспечения и обслуживания.
Комплексная реабилитация. Совокупность различных по форме, направлению и области применения приемов и методов (медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических, бытовых, социально-правовых, профессиональных, спортивных, творческих и средовых компонентов) реабилитации.
Комплексный центр социального обслуживания населения. Учреждение социального обслуживания, предназначенное для оказания семьям и отдельным гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, помощи в реализации законных прав и интересов, содействия в улучшении их социального и материального положения и социальных услуг.
Компьютерные технологии в реабилитации. Оснащение рабочего места инвалида различными техническими средствами для частичной или полной компенсации ограничений, связанных с нарушением физических, сенсорных или психоневрологических функций; минимизация коммуникативных и психологических проблем через обеспечение компьютерного доступа.
Кондуктивная педагогика. Педагогический подход в преодолении патологии двигательной активности, сущность которого заключается в том, что только тогда система реабилитации будет действенна, когда двигательное воспитание, сенсорное и речевое развитие ребенка, программы обучения, активный жизненный распорядок, воспитание самостоятельности, занятия, приближенные к настоящему труду будут находиться во взаимосвязи и реализовываться в единстве.
Медико-социальная помощь в РФ. Медицинская помощь гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, перечень которых определяется законодательно. Медико-социальная помощь обеспечивает диспансерное наблюдение в лечебно-профилактических учреждениях бесплатно или на льготных условиях
Патология. Область медицины, исследующая патологические образования и процессы.
Профилактика. Система мер, направленных:
— на охрану здоровья;
— на предупреждение возникновения и распространения болезней;
— на улучшение физического развития населения;
— на сохранение трудоспособности и обеспечение долголетия.
Реабилитация. Лечебно-восстановительные мероприятия, проводимые после космических полетов, заболеваний и др.
Реабилитация инвалидов. Процесс и система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма.
Сенсомоторика. Взаимокоординация сенсорных и моторных компонентов деятельности: получение сенсорной информации приводит к запуску движений, они же, в свою очередь, служат для регуляции, контроля и коррекции сенсорной информации.
Социальная адаптация. Процесс активного приспособления человека к изменившейся среде с помощью различных социальных средств. Различают активную и пассивную социальные адаптации.Показателем успешной социальной адаптации является высокий социальный статус индивида в данной среде, а также его удовлетворенность этой средой в целом.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение А. Комплекс упражнений, выполняемых на тренажере Гросса……………