Содержание
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…..3
Глава 1. Понятие компетенции органов
местного самоуправления…………………………………………………………………..5
Глава 2. Правовая основа компетенции органов
местного самоуправления…11
Глава 3. Разграничение компетенции органов государственной
власти и местного самоуправления…21
Заключение..28
Список использованных источников и литературы30
Выдержка из текста работы
на тему «Правовое регулирование реализации полномочий органов местного самоуправления по организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом».
Выполнил студент группы ЮС 16-2 форма обучения заочная
Чита
2017
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1. Полномочия органов местного самоуправления по организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом 6
2. Особенности правового регулирования, реализация полномочий органов местного самоуправления по созданию организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом 12
3. Проблемы реализации отдельных полномочий органов местного самоуправления по созданию организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом и пути их решения 17
Заключение 21
Список использованных источников 25
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность курсовой работы обусловлена тем, что на настоящее время в целях реформирования местного самоуправления в Российской Федерации необходимо создать условия для самостоятельного формирования и функционирования муниципальных образований путем как увеличения доходной части местных бюджетов, так и определения правовой компетенции органов местного самоуправления
По нашему мнению, модернизация жилищно-коммунального хозяйства и рациональное разграничение полномочий между органами государственной власти неразрывно связаны со становлением социального государства в Российской Федерации, повышением качества жизни отдельного гражданина.
В настоящее время ЖКХ представляет собой сложную, комплексную отрасль народного хозяйства, которая обеспечивает функционирование инженерной инфраструктуры, различных зданий населенных пунктов, создающих удобства и комфорт для проживания и нахождения в них граждан путем предоставления им широкого спектра жилищно-коммунальных услуг.
Данная отрасль, безусловно, напрямую связана с качеством жизни каждого отдельного гражданина и требует формирования эффективного правового механизма взаимодействия и научно-производственной организации с органами местного самоуправления, населением с целью реформирования жилищно-коммунального комплекса для его перевода на качественно новую материально-техническую базу.
В условиях существования в России рыночной экономики в последние годы наряду с государственными и муниципальными предприятиями важную роль стали занимать частные организации, что привело к значительному пересмотру роли органов местного самоуправления в области ЖКХ.
Одним из достижений реформы ЖКХ стал переход на полную оплату потребителями коммунальных услуг, однако с каждым днем возрастает физический износ объектов коммунальной инфраструктуры; учащаются аварии систем жизнеобеспечения в муниципальных образованиях.
Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена следующими факторами:
— жилищно-коммунальное хозяйство — традиционная сфера деятельности органов местного самоуправления; разграничение контрольных функций за соблюдением законности предоставления коммунальных услуг между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в пределах собственных полномочий;
— проблемы тарифного регулирования при решении вопросов местного значения.
Объектом курсовой работы являются общественные отношения, возникающие в процессе осуществления органами местного самоуправления своих полномочий в отрасли ЖКХ.
Предметом курсовой работы является совокупность правовых норм, регулирующих деятельность органов местного самоуправления в отношении реализации своих полномочий в коммунальной отрасли.
Цель и задачи исследования. Целью курсовой работы является анализ существующих теоретических и практических правовых моделей осуществления органами местного самоуправления своих полномочий в отрасли ЖКХ, проблем в названной сфере в условиях финансовой нестабильности, с учетом коррупционного и иных факторов. Исходя из намеченной цели, поставлены следующие задачи:
— определить место и роль полномочий органов местного самоуправления в системе муниципальных полномочий;
— исследовать федеральное и региональное законодательство, нормативные правовые акты органов местного самоуправления, регулирующие полномочия органов местного самоуправления в сфере ЖКХ;
— исследовать конституционные основы полномочий органов местного самоуправления в области жилищно-коммунального хозяйства;
— раскрыть проблемы прозрачности и доступности в понимании распределения прав и обязанностей участников жилищно-коммунальной сферы;
Методологическую основу исследования составляют различные методы научного познания: диалектико-материалистический метод познания объективной действительности, а также такие общенаучные и частнонаучные методы, как системный и структурный анализ, синтез, обобщение, индукция, дедукция, системно-структурный, сравнительно-правовой и т.д.
1. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ В ГРАНИЦАХ ПОСЕЛЕНИЯ ЭЛЕКТРО-, ТЕПЛО-, ГАЗО- И ВОДОСНАБЖЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ, ВОДООТВЕДЕНИЯ, СНАБЖЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ТОПЛИВОМ
В соответствии с ч. 1 ст.130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения.
В силу ст. 14, 15, 16 Федерального закона от 06.10.2013 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района, городских и сельских поселений а также городского округа отнесена организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Данные полномочия органов местного самоуправления обеспечивают реализацию провозглашенных в ст. 7 Конституции Российской Федерации целей социальной политики Российской Федерации, предопределяющих обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления в сфере теплоснабжения относятся:
1. организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств;
2. рассмотрение обращений потребителей по вопросам надежности теплоснабжения в порядке, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 № 808;
3. обращение в порядке осуществления полномочий в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в органы государственной власти субъекта РФ с предложением о принятии решения об отмене регулирования тарифов на тепловую энергию (мощность)…
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В соответствии с ч. 1 ст.130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения.
В силу ст. 14, 15, 16 Федерального закона от 06.10.2013 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района, городских и сельских поселений а также городского округа отнесена организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Федеральным закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» возложил полную ответственность за функционирования жилищно-коммунального комплекса на органы местного самоуправления муниципальных образований. Следовательно, успех реформирования системы ЖКХ, улучшение жилищных прав граждан будет зависеть от развития и успешной деятельности данных органов местного самоуправления, поскольку большинство вопросов жилищно-коммунального обслуживания лежит в сфере их ответственности.
К полномочиям федеральных и региональных органов исполнительной власти относится определение методов регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, обеспечение финансовых потребностей, необходимых для реализации инвестиционной программы, порядок разработки и утверждения программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, определение периода действия тарифов и надбавок и т.п.
Органы местного самоуправления своими правовыми актами устанавливают надбавки к тарифам на электрическую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, а также надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса — производителей товаров и услуг в сфере электро- и теплоснабжения, в том числе тарифы этих организаций на подключение и тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры в сфере электро- и теплоснабжения.
В связи с этим, именно органы местного самоуправления должны решать задачи местного значения, включая организацию на соответствующей территории электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Правильное, в соответствии с Законом, установление тарифов органами местного самоуправления на товары и услуги организаций коммунального комплекса, тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры создает для них возможность реализовывать свои обязанности по качественному обеспечению населения коммунальными услугами.
Совершенно очевидно, что оптимальное тарифное регулирование также должно стимулировать предприятия ЖКХ к снижению материально-финансовых издержек, повышению качества оказываемых услуг; способствовать привлечению инвестиций в предприятия ЖКХ; обеспечить предприятиям ЖКХ формирование необходимого объема финансовых ресурсов и т.д. Важно подчеркнуть, что регулирование тарифов в сфере ЖКХ на коммунальные услуги осуществляется в значительном объеме нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления и их должностных лиц.
Эффективное функционирование жилищно-коммунальной сферы, проблема формирования нового хозяйственного механизма и системы управления жилищно-коммунальным хозяйством в процессе функционирования рыночных отношений и реализации жилищно-коммунальных услуг является наиболее острой.
Основной задачей органов местного самоуправления в сфере ЖКХ является создание условий для развития частной инициативы и конкуренции в сфере управления жильём, уход органов муниципальной власти из жилищного сектора. Для реализации этой задачи необходимо ликвидировать в жилищной сфере муниципальные унитарные предприятия и учреждения, преобразовав их в организации, основанные на частной форме собственности.
Также, для преодоления сложившейся ситуации необходим ряд конкретных действий. К ним можно отнести следующее:
1. Реорганизация системы управления жилищным комплексом.
2. Демонополизация сферы предоставления жилищно-коммунальных услуг.
3. Ликвидация дебиторской и кредиторской задолженности предприятий ЖКХ.
4. Прекращение дотирования предприятий ЖКХ из бюджетов всех уровней.
Таким образом, реформирование жилищно-коммунального хозяйства направлено на повышение роли органов местного самоуправления, самостоятельности и ответственности хозяйствующих субъектов различных форм собственности, обеспечивающих непосредственное обслуживание потребителей жилищно-коммунальных услуг и имеющих правовые и финансовые возможности не только для осуществления текущей эксплуатационной деятельности, но и для развития объектов жилищно-коммунального назначения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации. // Соб. Законодательства Рос. Федерации – 2014. – № 2. – Ст. 7835.
2. Об общих принципах организации местного самоуправления: федер. закон [от 06.10.2003 г. № 141-ФЗ] // Собр. Законодательства. – 2003. – № 40. – Ст. 3822.
3. О газоснабжении в Российской Федерации: федер. закон [от 31.03.1999 г. № 69-ФЗ] // Собр. Законодательства. – 1999. – № 14. – Ст. 1667.
4. Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса: федер. закон [от 30.12.2004 г. № 210-ФЗ] // Собр. Законодательства. – 2005. – № 1. – Ст. 36.
5. Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон [от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ] // Собр. Законодательства. – 2009. – № 48. – Ст. 5711.
6. О теплоснабжении: федер. закон [от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ] // Собр. Законодательства. – 2010. – № 168. – Ст. 4159.
7. Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг: федер. закон [от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ] // Собр. Законодательства. – 2010. – № 31. – Ст. 4179.
8. О водоснабжении и водоотведении: федер. закон [от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ] // Собр. Законодательства. – 2011. – № 50. – Ст. 7358.
9. Об установлении тарифов в сфере теплоснабжения для потребителей Ставропольского края на 2017 год: постановление Региональной тарифной комиссией Ставропольского края [от 16.12.2016 № 48/2] // Режим доступа: >10. Об установлении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение), отпускаемую государственным бюджетным учреждением Ставропольского края: постановление Главного управления Карачаево-Черкесской республики по тарифам и ценам [от 30.11.2015 г. № 195] // Режим доступа: >Учебная литература
11. Кокотов, А. Н. Муниципальное право России. Практикум : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / А. Н. Кокотов, И. В. Захаров. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 165 с.
12. Кутафин, О.Е., Муниципальное право Российской Федерации : учебник / Кутафин О.Е., Фадеев В.И. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : ТК Велби : Проспект, 2008. — 672 с.
13. Малько, А. В. Муниципальное право России : учеб. для бакалавров / Малько А. В., Корсакова С. В. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Юрайт, 2013 : ИД Юрайт. — 409 с.
14. Муниципальное право России : учебник для бакалавриата и магистратуры / А. Н. Кокотов [и др.] ; под ред. А. Н. Кокотова. — 5-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 444 с.
15. Муниципальное право России : учебник / И. В. Захаров [и др.]; под ред. А.Н. Кокотова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Юрайт, 2013. — 559 с.
16. Муниципальное право Российской Федерации : учебник для академического бакалавриата / В. А. Виноградов [и др.] ; под общ. ред. В. А. Виноградова. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 406 с.
17. Овчинников, И. И. Муниципальное право : учебник и практикум для академического бакалавриата / И. И. Овчинников, А. Н. Писарев. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 361 с.