Содержание
Введение
1. Юридические лица
1.1. Понятие юридического лица
1.2.Признаки юридического лица
1.3. Виды юридических лиц, Коммерческие юридические лица
2.Правовое положение коммерческих юридических лиц
2.1.Хозяйственные товарищества и общества
2.2.Производственные кооперативы
2.3.Государственные и муниципальные унитарные предприятия
Заключение
Библиографический список3
6
6
7
10
15
15
25
27
32
35
Выдержка из текста работы
Актуальность данной темы определяется сложностью образования и порядка создания коммерческих юридических лиц и их государственной регистрации. Действительно, перед начинающим предпринимателем встает множество вопросов, таких как: с чего начать? Выгодно ли это? Как создать юридическое лицо? Какую организационно правовую форму выбрать? Эти и многие другие вопросы возникают при осуществлении предпринимательской деятельности. Еще большее беспокойство у обывателей данного явления вызывает государственная регистрация, посредством легитимации той или иной деятельности.
Немаловажную роль играет правовая основа, регулирующая общественные отношения в сфере предпринимательской деятельности, так как на основе закона и в установленном им порядке создаются коммерческие юридические лица.
В условиях рыночной экономики наиболее целесообразно создание именно коммерческого юридического лица. Доказательством этому служит единая статистика, которая ведется ФНС России. Так, по состоянию на 1 апреля 2013 г. в ЕГРЮЛ содержались сведения о 3 882 446 коммерческих юридических лицах, и 680476 некоммерческих.
Целью данной курсовой работы является комплексное и углубленное изучение института легитимации коммерческих юридических лиц. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
— рассмотреть понятие, признаки, виды и формы коммерческих юридических лиц;
исследовать способы и порядок образования коммерческих юридических лиц;
— проанализировать государственную регистрацию коммерческих юридических лиц.
Объектом рассмотрения являются нормы, регулирующие общественные отношения, складывающиеся в процессе создания и регистрации коммерческого юридического лица, а так же порядок и способы его образования.
Предметом исследования курсовой работы выступает процесс создания и регистрации коммерческого юридического лица.
В данной курсовой работе использовались такие методы, как: сравнения, аналогии, индукции, дедукции, анализа, синтеза, статистики, обобщения.
Теоретической базой послужили учебники таких авторов как: Ю.К. Толстого, А.П. Сергеева, Е.А. Суханова, А.Л. Пашина, А.В. Чуряева, И.В. Ершова, В.Н. Ткачева, Н.В. Козлова, П.Е. Губина и др.
Источниковедческой основой исследования явились: Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 №51 — ФЗ, Федеральный закон №129 — ФЗ от 08.08.2001 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Курсовая работа состоит из двух глав, каждая из которых подразделяется на два подпункта. Первая глава раскрывает общие положения о коммерческих юридических лицах; вторая глава раскрывает непосредственно процесс создания и порядок государственной регистрации коммерческих юридических лиц.
1. Понятие, признаки, виды и формы коммерческих юридических лиц
1.1 Понятие и признаки коммерческих юридических лиц
юридический правовой коммерческий лицо
Понятие юридического лица в целом, определено в ст. 48 ГК РФ: юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Красавчиков О.А. рассматривал юридическое лицо как определенную систему социальных связей, а Пугинский Б.И. — как некое правовое средство, с помощью которого конкретная организация допускается к участию в гражданском обороте. Действительно, будучи организацией, созданной для самостоятельного хозяйствования с определенным имуществом, юридическое лицо является вполне реальным образованием, не сводимым ни к своим участникам (или к учредителям, в том числе к единственному), ни тем более к работникам («трудовому коллективу»), которые в этом качестве не имеют никаких прав на его имущество и ни при каких условиях не отвечают по его долгам. В современной зарубежной правовой литературе теориям юридического лица обычно не уделяется большого внимания. Характерным даже для немецких комментариев является указание на то, что юридическое лицо следует рассматривать в качестве обобщающего юридико — технического понятия, служащего для признания «лиц или вещей» (предметов) правоспособными организациями, а сущность этого понятия объясняется многочисленными теориями, которые «не имеют практического значения и не обладают большой познавательной ценностью». Такой подход в значительной мере присущ как континентальному, так и современному англо — американскому праву.
Понятие коммерческого юридического лица дается в ст. 50 ГК РФ: юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).
Таким образом, для признания организации юридическим лицом, а именно коммерческим, необходимо наличие следующих признаков:
—организационное единство, которое проявляется в том, что организация как единое целое имеет свои органы управления, которые для выполнения своих функций образуют определенную иерархию. Отношения между учредителями и органами управления четко регламентируются законодательством, а также учредительными документами (уставами и учредительными договорами). На основании п. 1 ст. 53 ГК РФ юридические лица через свои органы приобретают гражданские права и принимают на себя гражданские обязанности. Органы юридического лица могут быть единоличными (директор, председатель и т.д.) либо коллегиальными (общее собрание учредителей, правление, совет директоров и т.д.). Орган представляет юридическое лицо без специальной доверенности;
—имущественная обособленность, которая предполагает, что имущество юридического лица обособляется от имущества других лиц, в том числе от имущества его членов и учредителей. Также, коммерческое юридическое лицо должно иметь самостоятельный баланс;
— самостоятельная имущественная ответственность означает, что всякая организация, являясь юридическим лицом, отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ей имуществом. Если иное прямо не предусмотрено в законе или учредительных документах, ни учредители, ни участники юридического лица не отвечают по его долгам, и точно так же юридическое лицо не отвечает по долгам учредителей;
— выступление в гражданском обороте под собственным именем предполагает, что юридическое лицо может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде;
— государственная регистрация. Согласно ст. 51 ГК РФ и ФЗ «О регистрации юридических лиц» — каждое юридическое лицо подлежит государственной регистрации;
— распределение прибыли между участниками юридического лица. Порядок распределения полученной прибыли после уплаты налогов закреплен, как правило, в учредительных документах юридического лица, например, в виде дивидендов по акциям, определенной доли в денежном исчислении, имущественном эквиваленте;
Прибыль по результатам определенного временного периода может и не распределяться, так как ее может не быть (работа с убытком) или она может быть распределена на реализацию других целей, например, модернизацию производства, закупку новой технологии, расширение занимаемой на рынке доли.
Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что для того чтобы признать юридическое лицо коммерческим необходимо четко понимать ряд признаков присущих не только коммерческому юридическому лицу, но и в целом организационно правовой форме в виде той или иной организации или предприятия.
1.2 Виды и формы коммерческих юридических лиц
Под организационно-правовой формой (ОПФ) юридического лица понимаются способ закрепления и использования им имущества и вытекающие из этого его правовое положение и цели предпринимательской деятельности.
Выделяют следующие формы коммерческих юридических лиц:
— полное товарищество — хозяйственное товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью и несут солидарно субсидиарную (дополнительную) ответственность по его обязательствам всем своим имуществом (ст. 69 ГК РФ);
—товарищество на вере (коммандитное товарищество). Хозяйственные товарищества и общества — это корпоративные организации, капитал которых разделяется на доли участия. Они широко распространены в странах с развитой рыночной экономикой, поскольку в наибольшей степени соответствуют условиям рыночных отношений. Наряду с особенностями, присущими указанным хозяйственным товариществам и обществам, имеются и некоторые общие черты, характеризующие все корпоративные организации. Прежде всего, надо отметить, что все они признаются собственниками принадлежащего им имущества. Участникам товарищества или общества принадлежат обязательственные (договорные) права, возникающие при создании этих организаций (п. 2 ст. 48, п. 1 ст. 66 ГК РФ);
общество с дополнительной ответственностью. Обществом с дополнительной ответственностью признается общество, участники которого солидарно несут ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов (п. 1 ст. 95ГК);
—обществом с ограниченной ответственностью (ООО) признается коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на доли заранее определенных размеров, образованная одним или несколькими лицами, не отвечающими по ее обязательствам и несущими риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов (ст. 87 ГК РФ);
—акционерное общество (АО) — коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, образованная одним или несколькими лицами, не отвечающими по ее обязательствам и несущими риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций (ст. 96 ГК РФ).
Акционерные общества подразделяются на открытые (ОАО) и закрытые (ЗАО). Открытые АО вправе продавать акции всем желающим, закрытые АО вправе распределять акции только между учредителями или иными заранее определенными лицами;
—производственный кооператив (артель) — это добровольное объединение граждан для совместного ведения предпринимательской деятельности на началах их личного трудового и иного участия, первоначальное имущество которого складывается из паев членов объединения, несущих субсидиарную ответственность по всем его обязательствам в порядке и размерах, установленных уставом и законодательством о производственных кооперативах (ст. 107 ГК РФ);
—унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения. В соответствии со ст. 294 ГК право хозяйственного ведения — это право государственного или муниципального унитарного предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом публичного собственника в пределах, установленных законом или иными правовыми актами.
При этом имущество данного предприятия по прямому указанию закона целиком принадлежит его собственнику — учредителю (п. 4 ст. 214, п. 3 ст. 215 ГК) и не делится ни в какой-либо части, ни тем более полностью на «паи» или «доли» его работников или «трудового коллектива». Это обстоятельство подчеркивает и термин «унитарное», т.е. единое (единый имущественный комплекс). Субъектами этого права могут быть только государственные или муниципальные унитарные предприятия (но не казенные предприятия, обладающие на закрепленное за ними федеральное имущество лишь правом оперативного управления). Объектом данного права является имущественный комплекс (ст. 132 ГК), находящийся на балансе предприятия как самостоятельного юридического лица;
—унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления (казенное предприятие). В соответствии с п. 1 ст. 296 ГК, право оперативного управления — это право учреждения или казенного предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться закрепленным за ним имуществом собственника в пределах, установленных законом, в соответствии с целями его деятельности, заданиями собственника и назначением имущества. Субъектами данного права теперь могут быть как унитарные (казенные) предприятия, строго говоря, относящиеся к категории коммерческих организаций, так и финансируемые собственниками учреждения, относящиеся к некоммерческим организациям. Собственник — учредитель создает субъекты права оперативного управления, определяя объем их правоспособности, утверждая их учредительные документы и назначая их руководителей. Собственник может также реорганизовать или ликвидировать созданные им учреждения (или казенные предприятия) без их согласия. Составляющие право оперативного управления правомочия имеют строго целевой характер, обусловленный выполняемыми учреждением (или казенным предприятием) функциями. Собственник устанавливает таким юридическим лицам прямые задания по целевому использованию выделенного им имущества (в частности, в утвержденной им смете расходов учреждения). Он также определяет целевое назначение отдельных частей (видов) имущества, закрепленных за субъектами права оперативного управления, путем его распределения (в учетных целях) на соответствующие специальные фонды. При этом имущество, включая денежные средства, числящееся в одном фонде, по общему правилу не может быть использовано на цели, для которых существует другой фонд (при недостатке последнего;
Объектом рассматриваемого права является имущественный комплекс — все виды имущества, закрепленного собственником за учреждением или приобретенного им в процессе участия в гражданских правоотношениях. При этом собственник — учредитель вправе изъять у субъекта права оперативного управления без его согласия излишнее, не используемое или используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению (п. 2 ст. 296 ГК). Однако такое изъятие допускается лишь в этих трех предусмотренных законом случаях, а не по свободному усмотрению собственника.
Так, юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий. При этом ГК РФ закрепляет исчерпывающий перечень коммерческих организаций, а некоммерческие организации могут создаваться в формах, не предусмотренных в ГК РФ.
2. Способы и порядок образования коммерческих юридических лиц, их государственная регистрация
.1 Способы и порядок образования коммерческих юридических лиц
Законодательству известно несколько способов (порядков) создания юридических лиц. В условиях рыночной организации оборота основным становится явочно — нормативный (или нормативно — явочный, иногда называемый также заявительным либо регистрационным) способ их создания. Он исключает необходимость получения предварительного разрешения органов публичной власти на создание юридического лица. Учредители «являются» в регистрирующий орган, который не вправе отказать им в регистрации создаваемой организации при отсутствии каких-либо нарушений правовых норм с их стороны. В таком порядке создается большинство юридических лиц.
В качестве предусмотренного законом исключения используется также разрешительный порядок создания некоторых юридических лиц, предполагающих заниматься лишь предпринимательской деятельностью. Он связан с необходимостью получения предварительного разрешения (согласия) от органов публичной власти на создание соответствующего юридического лица, что обычно служит общим интересам всех участников оборота. В таком порядке, например, создаются коммерческие банки и страховые компании (в частности, поскольку их деятельность связана с оказанием финансовых услуг неограниченному кругу потребителей и аккумулированием значительных денежных средств последних).
В обоих случаях юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации (п. 2 ст. 51 ГК). Данная регистрация должна проводиться органами юстиции в едином государственном реестре юридических лиц в порядке, предусмотренном специальным законом.
Порядок возникновения юридических лиц устанавливается законодательством, регулирующим деятельность юридических лиц той или ной организационно — правовой формы.
В юридической литературе авторы выделяют неодинаковое количество способов образования юридического лица.
Сергеев А.П. и Толстой Ю.К. предлагают следующую классификацию способов возникновения юридических лиц: распорядительный порядок; явочный порядок; разрешительный порядок; нормативно — явочный порядок.
Суханов Е.А. выделяет два способа образования юридических лиц: явочно — нормативный порядок; разрешительный порядок.
Распорядительный порядок характеризуется тем, что юридическое лицо создается на основе распоряжения (решения) собственника имущества или уполномоченного им органа. Для данного способа характерны три основные стадии: издание инициативного (распорядительного) акта собственником или компетентным органом; организационная работа (подбор кадров, выделение средств и т.д.); утверждение учредительных документов.
В странах с рыночной экономикой распространен явочный порядок образования юридического лица. Для него также характерно отсутствие специальной государственной регистрации организаций, которые создаются в силу самого факта волеизъявления учредителей, выражения ими намерения действовать в качестве юридического лица В России в явочном порядке создавались профессиональные союзы, их объединения и отделения. За рубежом явочный порядок применяется, например, при создании ассоциаций во Франции и некоммерческих учреждений в Швейцарии.
Явочно — нормативный порядок не требует ни распоряжения, ни специального разрешения. Для данного порядка образования юридических лиц согласия каких-либо третьих лиц, включая государственные органы, не требуется. Требуются лишь инициатива учредителей, их явка. При явочно — нормативном порядке регистрирующий орган вправе только проверить положения учредительных документов на соответствие законодательству и не уполномочен определять целесообразность создания юридического лица.
Для явочно — нормативного порядка характерны: инициативный акт учредителей; организационная работа; контрольная работа компетентного органа. Этот порядок получил наибольшее распространение как во всем мире, так и у нас в стране.
Для данного способа характерны: инициативный акт учредителей; издание скоординированного (согласованного) акта компетентного органа или юридического лица, давшего разрешение на создание данного юридического лица; организационная работа.
Разрешительный порядок характеризуется тем, что инициатива создания исходит от будущих участников (учредителей) юридического лица. Компетентный орган проверяет законность образования данного юридического лица и дает соответствующее разрешение.
В разрешительном порядке создаются, например, банки, юридические лица с особо крупным размером уставного капитала или объединяемых средств, а также объединения юридических лиц (финансово — промышленные группы).
В специальной литературе можно встретить также указания и на иные способы возникновения юридических лиц.
Иногда выделяют уведомительный порядок создания юридических лиц. Созданное и начавшее свою хозяйственную деятельность юридическое лицо должно направить уведомление в уполномоченные на то органы с указанием необходимых для регистрации сведений о себе (наименование, место нахождение и др.).
Некоторые склонны считать, что Федеральный закон от 08.08.2001 №129 — ФЗ (ред. от 02.01.2013) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», провозглашает уведомительный порядок регистрации, обосновывая это возможностью подачи в регистрирующий орган заявления и учредительных документов по почте. Однако, на наш взгляд, данная позиция не представляется верной, так как способ подачи документов не имеет ничего общего с уведомительным порядком. Определяющее значение имеет момент, с которого юридическое лицо считается созданным, приобретает соответствующие права и обязанности и выступает от своего имени в гражданском обороте.
Действующее законодательство, по общему правилу, не допускает отказа в регистрации по мотивам нецелесообразности (абз. 2 п. 1 ст. 51 ГК).
Государство контролирует создание юридических лиц, что реализуется в форме государственной регистрации. В ней же реализуется признание за юридическим лицом и предоставление ему государством — правосубъектности.
Таким образом, образование (создание) юридического лица базируется на определенных принципах, регулируемых нормативными актами, гражданским законодательством, законами об отдельных орагнизационно — правовых формах юридических лиц, которые могут функционировать в российской экономике, а также в зависимости от формы собственности на имущество. Необходимость образования (создания) юридического лица обосновывается экономической целесообразностью, материальными условиями, нужными для учреждения предприятия (организации), а также возможностью выполнения важнейшей общественной функции — производство товаров (выполнение работ и оказание услуг) в соответствии с потребностями рынка и заказами конкретных потребителей.
2.2 Государственная регистрация коммерческих юридических лиц
Юридические лица создаются по воле их учредителей, однако государство (публичная власть) в интересах всех участников имущественного оборота контролирует законность их создания. Отсюда — требование обязательной государственной регистрации юридических лиц.
Государственная регистрация в Российской Федерации имеет конститутивное значение и является тем юридическим фактом, с момента совершения которого организация считается созданной, приобретает права и обязанности юридического лица, а гражданин — правовой статус предпринимателя.
Вышеуказанное позволяет сделать вывод, что рассматриваемый правовой институт имеет две основные цели — возникновение правосубъектности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц и легитимацию их деятельности. В соответствии со ст. 2 Конституции РФ права и свободы человека являются в Российской Федерации высшей ценностью. В соответствии с данным принципом процедура государственной регистрации призвана, прежде всего, обеспечить свободную реализацию гражданами субъективного права на осуществление предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, гарантируемого ст. 8 и 34 Конституции РФ. В научной литературе в связи с этим подчеркивается, что «…единой целью государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей является обеспечение прав, свобод и законных интересов граждан, общества и государства в сфере предпринимательских и некоммерческих корпоративных отношений».
В то же время институт государственной регистрации остается институтом публичной власти, созданным «…для обеспечения публичных интересов и охраны законности на экономическом поле…». Государственная регистрация при этом «…предполагает соразмерное ограничение возможности реализации права на предпринимательскую или некоммерческую корпоративную деятельность посредством его применения в рамках установленной законом юридической (административной) процедуры».
В научной литературе указываются и иные цели государственной регистрации. Так, по мнению Н.В. Козловой, самостоятельной целью государственной регистрации является «защита интересов всех участников имущественного оборота путем констатации факта создания юридического лица». В связи с этим законодательство о государственной регистрации должно преследовать, как справедливо указывает П.Е. Губин, «…в том числе и цель придания документам зарегистрированного лица свойства публичной достоверности».
Достижение названных целей позволяет решить следующие задачи:
—осуществление государственного контроля за ведением хозяйственной деятельности, в частности, за выполнением условий для занятия определенными видами деятельности и для борьбы с незаконной практикой тайного предпринимательства;
—проведение налогообложения;
—получение государственных сведений статистического учета для осуществления мер регулирования экономики;
—предоставление всем участникам хозяйственного оборота, государственным органам и органам местного самоуправления информации о субъектах предпринимательской деятельности.
—В качестве конкретных задач института государственной регистрации также называют: «недопущение в гражданский оборот порочных субъектов (заявленный правовой статус которых противоречит законодательству); устранение практики монополизации рынка; ведение открытого списка (реестра) зарегистрированных субъектов».
Из указанного можно сделать вывод, что задачи правового института государственной регистрации весьма разнообразны и призваны обеспечить реализацию широкого круга интересов как частного, так и публичного характера. Выполнение указанных задач позволяет институту государственной регистрации выполнять следующие функции:
— легитимационную;
— контрольно — учетную;
— информационную;
— охранительную.
Кроме того, задачи законодательства о государственной регистрации могут иметь определенную специфику на отдельных этапах его развития. Так, например, Федеральный закон от 08.08.2001 №129 — ФЗ (ред. от 29.12.2012) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» был разработан Минэкономразвития РФ в числе других законодательных актов, направленных на устранение административных барьеров в экономике. Важнейшими составляющими нового порядка государственной регистрации юридических лиц стали принцип последующего контроля за законностью создания юридических лиц и оптимизация проведения таких легитимационных процедур, как постановка на налоговый учет и регистрация в качестве страхователя в государственных внебюджетных фондах, посредством применения принципа «одного окна».
Другой значимой задачей при реформировании законодательства о государственной регистрации была его унификация на всей территории Российской Федерации, которая была произведена сначала в отношении порядка государственной регистрации юридических лиц, а затем, с 2004 г., и в отношении индивидуальных предпринимателей.
Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа — по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
В регистрирующий орган документы могут быть направлены почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке с описью вложения, представлены непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее — многофункциональный центр), направлены в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Заявление, уведомление или сообщение представляется в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяется подписью уполномоченного лица, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке.
Так, в процессе легитимации создания юридических лиц, на сегодняшний день, по всей территории РФ действует единый порядок государственной регистрации юридических лиц (имеющий определенную специфику в отношении создания банков и некоммерческих организаций) и индивидуальных предпринимателей; срок государственной регистрации сокращен до 5 рабочих дней; в Федеральном законе о регистрации содержатся исчерпывающие перечни документов, необходимых для государственной регистрации, а также оснований для отказа в государственной регистрации. Все это выгодно отличает действующий порядок государственной регистрации от законодательства предшествующего периода, когда каждый субъект Российской Федерации самостоятельно определял порядок государственной регистрации в рамках Указа Президента РФ от 8 июля 1994 г. №1482 «Об упорядочении государственной регистрации предпринимателей на территории Российской Федерации» (утратил силу). Начата реализация предусмотренных Федеральным законом от 27 июля 2010 г. №227 — ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» положений о возможности представлять документы для государственной регистрации в электронной форме.
Таким образом, можно констатировать, что своих основных целей (легализации предпринимательской деятельности и возникновения правосубъектности предпринимателей) институт государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на сегодняшний день достигает. Об этом свидетельствует и статистика, которая ведется ФНС России. Так, по состоянию на 1 апреля 2013 г. в ЕГРЮЛ содержались сведения о 3 882 446 комерческих юридических лицах.
Заключение
Юридическое лицо в российском гражданском праве — это признанная государством в качестве субъекта права организация, которая обладает обособленным имуществом, самостоятельно отвечает этим имуществом по своим обязательствам и выступает в гражданском обороте от своего имени.
В Гражданском кодексе указана классификация, где в зависимости от характера деятельности юридические лица подразделяются на коммерческие, имеющие основной целью извлечение прибыли, и некоммерческие организации, которые такой цели не предусматривают, но вправе заниматься предпринимательской деятельностью.
К числу коммерческих организаций относятся хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные предприятия, а к некоммерческим — потребительские кооперативы, общественные или религиозные организации (объединения), финансируемые собственником учреждения, благотворительные и иные фонды, а также некоторые иные обладающие указанными признаками юридические лица, предусмотренные законом. В то же время некоммерческие организации вправе заниматься предпринимательской деятельностью при одновременном наличии трех условий: она должна служить достижению целей, поставленных перед организацией, и по своему характеру соответствовать этим целям, а полученная прибыль не должна распределяться между ее участниками.
Все юридические лица в России проходят государственную регистрацию. Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания, который приурочен к его государственной регистрации и прекращается в момент исключения его из единого государственного реестра юридических лиц. Закон закрепляет организационно — структурные, имущественные и функциональные особенности, определяет правовой статус, порядок создания, реорганизацию и ликвидацию юридических лиц.
Таким образом, решая вопрос о выборе формы деятельности в той или иной сфере необходимо предварительно изучить все особенности законодательства, определяющие положение юридических лиц вообще, и нормы, касающиеся отдельных организационно — правовых форм юридических лиц. Такое знание важно и для тех, кто в ходе своей деятельности сталкивается с юридическим лицом, чтобы правильно определить его правовое положение, порядок и условия участия его в коммерческом обороте, ответственность, которую юридическое лицо или участники юридического лица будут нести по его обязательствам.
Образование (создание) юридического лица базируется на определенных принципах, регулируемых нормативными актами, гражданским законодательством, законами об отдельных орагнизационно — правовых формах юридических лиц, которые могут функционировать в российской экономике, а также в зависимости от формы собственности на имущество. Необходимость же образования (создания) коммерческого юридического лица, обосновывается экономической целесообразностью, материальными условиями, нужными для учреждения предприятия (организации), а также возможностью выполнения важнейшей общественной функции — производство товаров (выполнение работ и оказание услуг) в соответствии с потребностями рынка и заказами конкретных потребителей.
Список использованных источников и литературы
1.Конституция Российской Федерации. Принята на всенародном голосовании 12 дек. 1993 г. (с изм. и доп. на 30 дек. 2008 г.) // — справ. — правовая система «КонсультантПлюс». ВерсияПроф. — [М., 2013]. — Электрон. текст. дан. — Послед. обновление 28.04.2013.
2.Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30 нояб. 1994 г. №51 — ФЗ (принят Гос. Думой Фед. Собрания 21 окт. 1994 г.) (ред от 11 фев. 2013) // — справ. — правовая система «КонсультантПлюс». ВерсияПроф. — [М., 2013]. — Электрон. текст. дан. — Послед. обновление 28.04.2013.
3.Федеральный закон Российской Федерации «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 г. №209 — ФЗ (принят Гос. Думой Фед. Собрания 6 июля 2007 г.) (ред. от 6 дек. 2011 г.) // — справ. — правовая система «КонсультантПлюс». ВерсияПроф. — [М., 2013]. — Электрон. текст. дан. — Послед. обновление 28.04.2013.
4.Федеральный закон Российской Федерации «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 №129 — ФЗ (принят Гос. Думой Фед. Собрания 13 июля 2001 г.) (ред. от 02 янв. 2013 г.) // — справ. — правовая система «КонсультантПлюс». ВерсияПроф. — [М., 2013]. — Электрон. текст. дан. — Послед. обновление 28.04.2013.
5. Алексеев, С.В. Правовое регулирование предпринимательской деятельности / С.В. Алексеев. — М.: ЮНИТИ — ДАНА, 2004. — 502 с.
. Байша, Ж.Р. Предпринимательское право / Ж.Р. Байша. — М.: Статут, 2003. — 160 с.
. Белов, В.А. Гражданское право: Общая и Особенная части: Учебник / В.А. Белов. — М.: АО ЦентрЮрИнфоР, 2003. — 960 с.
. Беляева, О.А. Предпринимательское право: учеб. пособие / О.А. Беляева. — М.: ИНФРА — М, 2006. — 352 с.
. Гражданское право России. Общая часть: Курс лекций / О.Н. Садиков. — М.: Юристъ, 2011. — 650 с.
. Гражданское право. Том I. / Под ред. доктора юридических наук, профессора Е.А. Суханова — М.: Волтерс Клувер, 2004. — 536 с.
. Гражданское право: учеб. / С.С. Алексеев, Б.М. Гонгало, Д.В. Мурзин; под общ. ред. С.С. Алексеева. — М.: Проспект, 2009. — 528 с.
. Грудцына, Л.Ю. Гражданское право России / Л.Ю. Грудицына. — М.: Юстицинформ, 2007. — 736 с.
. Грудцына, Л.Ю. Государственная регистрация юридических лиц: практические рекомендации // Право и экономика — 2003. — №6.
. Гуев, А.Н. Гражданское право: Учебник / А.Н. Гуев. — М.: ИНФРА — М, 2004 — 436 с.
. Захаров, В.А. Правовое регулирование создания юридических лиц / В.А. Захаров. — М.: Статут, 2001 — 212 с.
. Закупень, Т.В. Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: Научно — практическое пособие / Т.В. Закупень. — М.: Юристъ, 2010 — 456 с.
. Зыкова, И.В. Юридические лица: создание, реорганизация, ликвидация / И.В. Зыкова. — М.: Проспект, 2005 — 326 с.
. Козлова, Н.В. Правосубъектность юридического лица // Законодательство — 2003. — №12. — С. 5-6.
. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ (постатейный) / Под ред. О.Н. Садикова — М.: Юридическая фирма Контракт; Инфра — М, 1998. — 703 с.
. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой / Под ред. Т.Е. Абовой и А.Ю. Кабалкина — М.: Юрайт-Издат, 2004. — 480 с.
. Мась, Л.В. Коммерческое право / Л.В. Мась. — С-Пб.: Питер, 2004. — 572 с.
. Овсянников К. Правовая природа государственной регистрации юридического лица // Российская юстиция. — 1997. — №2. — С. 97.
. Парций Я.Е. О государственной регистрации юридических лиц // Гражданин и право. — 2001. — №11. — С. 54.
. Покровский, И.А. Основные проблемы гражданского права / И.А. Покровский. — М.: Статут, 2003. — 486 с.
. Предпринимательское право Российской Федерации / Отв. ред. Е.П. Губин, П.Г. Лахно. — М.: Юристъ, 2003. — 526 с.
. Предпринимательское право: Учебник / Е.И. Лебедева. — М.: Высшая школа, 2009. — 509 с.
27. Предпринимательское право России: учеб. / В.С. Белых, Г.Э. Берсункаев, С.И. Виниченко; отв. ред. В.С. Белых. — М.: Проспект, 2010. — 656 с.