Содержание
Введение3
Глава 1 Теоретические и методологические основы функционирования федерального казначейства6
1.1 История развития российского казначейства6
1.2 Сущность, содержание и задачи федерального казначейства на современном этапе9
2.1 Исполнение федерального бюджета казначейскими органами19
2.2 Единый казначейский счет как инструмент повышения эффективности управления государственными средствами26
2.3 Анализ расходов на развитие социальной сферы Челябинской области36
Заключение41
Список использованной литературы43
Выдержка из текста работы
Контроль за исполнением бюджета имеет большое социально-экономическое и политическое значение. С давних времен функция исполнения бюджета государства являлась важнейшим элементом управления страной, мощным рычагом воздействия на социально-экономические процессы. В России рациональное управление государственными финансами приобрело большое значение по мере перехода экономики страны к рыночным отношениям.
Переход к рыночным методам хозяйствования обусловил коренное реформирование всей финансовой сферы России и ее основного звена – бюджетной системы.
Перестройка финансовой системы в Российской Федерации в ходе рыночных преобразований сопровождалась коренными изменениями как в самой бюджетной системе, так и в организации финансового контроля.
В современном мире бюджет – это не только и не столько экономическая основа для осуществления традиционных функций государства (поддержание обороноспособности, безопасности, правопорядка), сколько важнейший инструмент государственного регулирования экономики.
Международный опыт и практика функционирования отечественной финансовой системы дали практически безальтернативное решение в сложившейся ситуации – решение об организации в Министерстве финансов Российской Федерации системы органов федерального казначейства и о переводе федерального бюджета на казначейскую систему исполнения, как первого этапа по установлению контроля Правительства РФ за государственными финансами.
Основным инструментом для достижения целей казначейского исполнения государственного бюджета является Единый счёт казначейства (далее – ЕКС).
ЕКС представляет собой банковский счёт государственного казначейства, на котором аккумулируются денежные средства государственного бюджета и отражаются операции органов государственной власти в России по исполнению государственного бюджета. ЕКС открывается в Центральном банке РФ.
Функционирование системы органов государственного казначейства в условиях использования ЕКС является качественно новой технологией исполнения государственного бюджета.
Теоретические и практические аспекты бюджетного процесса нашли отражение в работах отечественных авторов: Абалкина Л.И., Врублевской О.В., Жукова Е.Ф., Дробозиной Л.А., Задорнова М.Н., Игудина А.Г., Кашина В.А., Ковалевой А.М., Лушина С.Л., Любимцева Ю.Ф., Павловой Л.П., Панскова В.Г., Поляка Г.Б., Родионовой В.М., Сабанти Б.М., Сенчагова В.К., Ходоровича М.Н., Христенко В., Ясина Е.Г. и др.
Исследование вновь введенной системы управления бюджетными средствами нуждается в научном обсуждении и анализе не только с точки зрения обобщения опыта работы существующей казначейской системы Российской Федерации, но и с целью поиска путей совершенствования этой работы и наиболее эффективного решения задач, способствующих своевременному и полному исполнению бюджета как по доходам, так и по расходам.
Цель и задачи исследования. Целью курсовой работы является комплексное теоретическое исследование технологии работы казначейства, его функций и роли на современном этапе.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
— Изучить историю развития российского казначейства;
— Проанализировать исполнение федерального бюджета казначейскими органами;
— Уточнить сущность, содержание и задачи федерального казначейства на современном этапе;
— Охарактеризовть единый казначейский счет как инструмент повышения эффективности.
При написании работы использовались такие методы как контент-анализ, теоретический и эмпирический методы.
Предметом исследования служит механизм функционирования казначейской системы исполнения федерального бюджета.
Объектом исследования является деятельность Федерального казначейства Российской Федерации как необходимого элемента бюджетного процесса.
Глава 1 Теоретические и методологические основы функционирования федерального казначейства
1.1 История развития российского казначейства
Говоря о казначейской системе, нельзя не коснуться истории управления государственными финансами. Для этого необходимо вернуться на несколько столетий назад и стать участниками великого исторического события – рождения системы государственных финансов и казначейской системы.
Исторические корни казначейской системы уходят в глубину веков. Еще в Московском великом княжестве и Русском Государстве XV–XVI веков существовал исполнительный орган, называвшийся «казна», контролировавший взимание податей, сборов и повинностей. В середине XVI века его функции были переданы Приказом (Казенному, Посольскому, Холопьего суда и т.д.), а с 1775 г. в России введены казенные палаты, как государственные учреждения [7]……………………….
Заключение
Переход на современную казначейскую систему исполнения бюджета был связан с необходимостью восстановить в значительной мере способность государства управлять исполнением бюджета. Однако проблемы, возникающие в ходе исполнения бюджета, не теряют своей остроты и остаются актуальными, несмотря на то, что казначейская система в России существует уже почти двенадцати лет.
Решение социально-экономических проблем, возникающих в ходе реформирования финансовой системы Российской Федерации, прежде всего зависит от оздоровления бюджетной системы, что, в свою очередь, обусловлено необходимостью совершенствования бюджетного процесса и своевременным и полным исполнением федерального бюджета.
На начальном этапе перестройки и перехода к рыночным отношениям наиболее остро финансовый кризис проявился в бюджетной системе страны. В значительной мере, он вызван изменениями в государственном устройстве страны:
— реформированием финансовой системы, в соответствии с которым был осуществлен переход к налоговым методам формирования доходов бюджета;
— созданием двухуровневой банковской системы, характерной чертой которой было наличие около 3 тысяч коммерческих банков;
— созданием трехуровневой бюджетной системы, одной из особенностей которой явилась обособленность и самостоятельность отдельных звеньев бюджетной системы;
— выделением системы государственных внебюджетных фондов.
Политические преобразования в годы перехода к рыночной системе хозяйствования привели к изменению роли и функционального назначения бюджетной системы страны. Причиной этому, с одной стороны, стал сознательный уход государства от решения задач социально-экономического развития, а с другой стороны — значительное уменьшение финансовых возможностей для выполнения этих функций.
Эти преобразования серьезно изменили ситуацию в бюджетной системе, для которой стали характерными ослабление возможностей федерального правительства и потеря той всеобъемлющей роли государственного бюджета в обеспечении социально-экономического развития страны.
Особенно ярко изменения проявились на высшем уровне бюджетной системы — федеральном бюджете Российской Федерации. В настоящее время на первом месте находятся расходы на управление, оборону страны, международную деятельность и лишь затем -на поддержку отдельных регионов страны, отдельных отраслей экономики и малообеспеченных слоев населения.
В настоящее время, представляется необходимым завершить доработку правовой базы, регламентирующей казначейское исполнение бюджета, с целью обеспечения централизации всех государственных средств на счетах Федерального казначейства РФ, в том числе таможенных платежей.
Расширить сферу финансового контроля за движением бюджетных средств, проходящих через систему Федерального казначейства, в том числе за средствами внебюджетных фондов, силовых структур и лимитируемыми средствами бюджетных учреждений.
Список использованной литературы
1. Баранова Л.Г. Бюджетный процесс в РФ. – М.: «Инфра-М», 2008.
2. Бережная Л.А. За эффективность в казначейской работе //Финансы. – 2008. –№1.
3. Воронин Д.В. «Эффективная система планирования и кассового исполнения государственного бюджета» //Банковское дело, – 2007. – №11.
4. Гусев С.И., Швецов Ю.Г. Федеральное казначейство: взгляд на перспективы развития// Финансы. – 2009. – №2.
5. Ермакова Т.А. Казначейская система: Кому исполнять бюджет региона? //Финансы. – 2007. – №4.
6. Казимирова Е.Е. Казначейская система исполнения бюджета в Российской Федерации: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. – М.: ВЗФЭИ, 2008.
7. Казимирова Е.Е. На страже российской казны. Сборник научных статей преподавателей и аспирантов ВЗФЭИ /Под ред. академика Поляка Г.Б.; ВЗФЭИ. – М.: Экономическое образование, 2008.
8. Казимирова Е.Е. Особенности формирования и организации исполнения доходной части федерального бюджета Российской Федерации. / Сборник научных статей преподавателей и аспирантов ВЗФЭИ / Под ред. Г.Б. Поляка; ВЗФЭИ. — М.: Экономическое образование, 2006.
9. Лопина Л.А. Функционирование казначейства в условиях использования единого казначейского счета //Финансы. – 2007. – №3.
10. Масленников Г. Сбор, обработка и передача сведений о казначейском исполнении федерального бюджета на территории субъекта Российской Федерации. //Федерализм / Институт экономики РАН. – 2008. – №2.
11. Нестеренко Т.Г. Казначейская система: дальнейшее развитие// Финансы. – 2007. – № 7.
12. Петров В.А. Основы бюджетного кодекса РФ //Финансы. – 2008. – №7.
13. Положение «о федеральном казначействе Российской Федерации» Постановление совета министров — правительства Российской Федерации от 27 августа 1993 г. N 864 «О федеральном казначействе Российской Федерации».
14. Романовский М.В. Бюджетная система РФ. – М.: «Юрайт», 2008.
15. Рудовол И.П. Правовое регулирование казначейского исполнения бюджета // Финансы, 2009 – № 8.
16. Самсонов Н.Ф. Финансы на макроуровне. – М.: «Высшая школа», 2008.
17. Сидорович О.Б. Бюджетное устройство в РФ. – М.: «Инфра-М», 2007.
18. Смирнов А. Возрождение и развитие казначейской системы исполнения бюджета //Федерализм. – 2007. – №2.