Содержание
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение3
Глава 1. Теоретические основы организации и проведения камеральных налоговых проверок7
1.1. Камеральная налоговая проверка и её основное назначение7
1.2. Методы проведения камеральных налоговых проверок13
1.3. Порядок и сроки проведения камеральных налоговых проверок21
Глава 2. Анализ деятельности ИФНС № 15 по г. Москве по организации и проведению камеральных налоговых проверок27
2.1. Характеристика ИФНС № 15 по г. Москве27
2.2. Анализ эффективности и результаты проведения камеральных налоговых проверок по единому налогу уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения35
2.3. Анализ основных нарушений выявленных в ходе проведения камеральных налоговых проверок при применении упрощенной системы налогообложения44
Глава 3. Методы совершенствования и развитие камеральных налоговых проверок при упрощенной системе налогообложения53
Заключение61
Библиографический список65
Приложения68
Выдержка из текста работы
В современных условиях в общей системе государственного финансового контроля ведущая роль принадлежит налоговому контролю, поскольку налоги выступают основными фискальными и регулирующими инструментами рыночного хозяйства. Налоговый контроль обеспечивает обратную связь налогоплательщиков с органами государственной власти, поэтому от его результативности зависят благополучие и экономическая безопасность государства.
Укрепление рыночных основ хозяйствования потребовало решения новых задач налогового контроля, к числу которых следует отнести необходимость правовой обоснованности и экономической целесообразности контрольных действий, их предопределенность постепенным сближением финансовых интересов государства и хозяйствующих субъектов. Это обусловило необходимость формирования новых принципов, методов и инструментов контроля за полнотой и своевременностью исполнения налоговых обязательств.
На значимость налогового контроля, поиск наиболее оптимальных способов его организации и повышение результативности обращается внимание в официальных документах, подготовленных Министерством финансов Российской Федерации.
Камеральная проверка представляет собой процедуру, проводимую налоговым органом в отношении конкретного лица и состоящую из ряда последовательных действий.
Однако в современной России организация и проведение налогового контроля сталкиваются со множеством проблем, обусловленных различными причинами: не налажено эффективное сотрудничество с органами внешней среды по обмену информацией о налогоплательщиках; не получило широкого распространения применение современных методов передачи данных по телекоммуникационным каналам связи; сохраняется низкий уровень автоматизации процедуры организации и сопровождения налоговых проверок и др. Данные проблемы характерны как для федерального, так и для регионального уровня власти.
В этих условиях налоговый контроль все еще не стал эффективным инструментом государственного управления экономикой и налогового администрирования. Поэтому поиск направлений повышения результативности камеральных проверок подтверждает актуальность данного исследования.
Исследования теоретических, методологических и практических вопросов в области финансового и налогового контроля проводились многими российскими учеными. Данным проблемам посвящен обширный круг научной и учебной литературы.
Важные положения теоретических основ налогового контроля, отвечающих условиям современной России, были сформулированы в работах А.В. Брызгалина, Ю.А. Данилевского, Д.Г. Черника и др.
Вопросы практической контрольной деятельности налоговых органов освещаются в трудах В.Г. Артюхова, Г.П. Комаровой, Б.А. Рагозина, С.В. Шаталова и др.
Разработке проблем организации и совершенствования государственного налогового контроля посвятили исследования российские ученые А.С. Бакаев, И.И. Кучеров, А.В. Макрушин, Л.П. Павлова и др.
Целью дипломной работы является изучение теоретических положений и разработка практических рекомендаций по повышению результативности налогового контроля.
Для достижения поставленной цели в работе решались следующие основные задачи:
• изучить теоретические подходы к содержанию камеральной проверки, определить её место и роль в системе государственного налогового контроля;
• исследовать нормативно-правовой механизмы налогового контроля в России;
• исследовать современное состояние контрольной деятельности на примере ИФНС №24;
• дать рекомендации по совершенствованию камеральных проверок в процессе проведения налогового контроля.
Объектом исследования является камеральная проверка налогового органа.
Предметом исследования выступает совокупность теоретических, методических и практических проблем повышения результативности налогового контроля.
Теоретической основой исследования послужили научные труды отечественных ученых, публикации по исследуемой проблеме в периодической печати, Налоговый кодекс РФ, законы, методические рекомендации, инструкции и другие нормативные акты в области осуществления налогового контроля.
Информационную базу исследования составили отчетно-аналитическая информация ИФНС №24.
1. Теоретические основы осуществления камеральных налоговых проверок в РФ
1.1. Понятие и сущность камеральных налоговых проверок
……………
Заключение
Современная цивилизованная общественная система в качестве основополагающего источника формирования доходов государства определила налоги. Данное обстоятельство вызвано возможностью соблюдать фискальные интересы государства не только через налоговые правоотношения, но и с помощью эффективной налоговой политики регулировать общественное воспроизводство, воздействовать на инвестиционный климат и деловую активность.
В современных условиях увеличение темпов роста экономического развития и непрерывное наращивание экономического потенциала возможно только при стабильной и эффективной налоговой системе.
В связи с этим важнейшее значение приобретает налоговый контроль как система мер по контролю за соблюдением налогового законодательства, который является базовым условием эффективного функционирования налоговой системы в государстве. Его приоритетность обусловлена значимостью объемов налогов и сборов как источников доходов бюджета, с помощью которых государством реализуются конституционно закрепленные права человека и гражданина (право на социальное обеспечение, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на образование и др.).
Становление государственного налогового контроля на протяжении последних лет проходило в условиях нестабильности налогового законодательства и негативного отношения налогоплательщиков к налоговой системе как таковой. Эти обстоятельства неизбежно повлияли на уровень организации и эффективности налогового контроля.
Наиболее значимое и ведущее положение среди форм налогового контроля занимают налоговые проверки. Они необходимы как для выявления дальнейших путей совершенствования законодательства, так и для повышения эффективности защиты прав налогоплательщиков и государства.
В последнее время камеральная налоговая проверка является основным и часто используемым видом налоговых проверок. Особенности процедуры назначения и проведения камеральной налоговой проверки, ее упрощенный характер, делают ее более доступной для сотрудников налоговых органов и дают возможность охватить больше налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, что, в свою очередь, приводит к большему количеству выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и, следовательно, к увеличению сумм доначислений по обязательным платежам в бюджет и росту показателя результативности.
Налоговая проверка направлена не только на установление фактов нарушения законодательства о налогах и сборах, в результате которых бюджетной системой недополучены суммы причитающихся к уплате налогов и сборов, составляющие значительную часть доходов государства, но и на предупреждение и пресечение нежелательных последствий несоблюдения действующих на территории Российской Федерации правил осуществления деятельности, ведения учета и заполнения отчетности.
Основу правового регулирования назначения и проведения камеральных налоговых проверок составляют ст. 87 – 88 НК РФ. В дополнение к этому налоговым ведомством разработано и утверждено огромное количество методических указаний по проведению камеральных налоговых проверок по различным основаниям (в зависимости от подлежащих уплате налогов (сборов), от видов деятельности, от категории налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов), но все они предназначены для служебного пользования, не являются согласно п. 2 ст. 4 НК РФ нормативными правовыми актами и обязательны для исполнения только сотрудниками налоговых органов.
Анализ практики работы налоговых органов показывает, что многие аспекты налогового контроля не отработаны достаточно четко, что создает существенные трудности для участников налоговых правоотношений и снижает эффективность контрольной работы налоговых органов. Практика работы показывает, что «скомпенсировать» отрицательное влияние на результаты контрольной работы отдельных норм налогового законодательства административными методами крайне сложно — проще и эффективнее изменить некоторые положения закона. Речь идет не об устранении норм, нацеленных на защиту интересов законопослушных налогоплательщиков, а о корректировке законодательства с целью исключения из него положений, объективно «играющих на руку» нарушителям законодательства.
Сегодня требуется как совершенствовать налоговое законодательство, и, прежде всего, первую часть Налогового кодекса Российской Федерации, так и улучшать организацию и технологию работы налоговых органов. До перехода к рыночным отношениям в нашей стране практически не было ни системных научных исследований и разработок по вопросам налогов и налогообложения, ни практики налоговой работы. В 90-х годах прошлого века основные силы исследователей были сосредоточены на проблемах исчисления тех или иных налогов. В большей степени исследовалось то, что и с кого следует собирать, чем то, как собирать. Даже если и заходил разговор об организации налогового контроля, то рассматривались только отдельные его аспекты. В ходе исследования установлено, что в НК РФ не проработаны некоторые базовые вопросы, имеющие принципиальное значение для организации и осуществления налогового контроля.
Эффективность налогового контроля на 3/4 зависит от правильности выбора объекта для него. Для того чтобы обеспечить надлежащее качество информационной базы организуется оперативное получение налоговыми органами достоверной информации о налогоплательщиках из многих источников; постепенно формируется система комплексного и многоуровневого анализа информации в налоговых органах. Однако налоговые органы не всегда могут использовать новые возможности для повышения эффективности налогового контроля.
При осуществлении сбора налогов и налогового контроля налоговые органы имеют дело не с собственно объектами налогообложения, а со сведениями о них, отраженными в налоговых декларациях. Отклонения величины налоговой базы, указанной в налоговой декларации, от ее реальной величины могут быть вызваны ошибками налогоплательщика, допущенными при заполнении декларации, ошибками налогоплательщика при учете (измерении) налоговой базы, преднамеренными действиями налогоплательщика, направленными на снижение налоговых выплат путем указания в декларации искаженных сведений. Налоговые органы достаточно редко могут проверить достоверность сведений, указанных налогоплательщиком в своей декларации путем прямого измерения объекта налогообложения, что осложняет налоговый контроль. В тоже время, налогоплательщики не могут действовать, не контактируя с государственными органами, банками, деловыми партнерами. Поэтому для проверки полноты и правильности исчисления налогов применяются косвенные методы, основанные на сборе и анализе информации о деятельности налогоплательщиков.
Действующие законодательные и нормативные акты существенно ограничивают возможности налоговых органов по применению таких методов. Приведенный в пп. 7 п. 1 статьи 31 НК РФ перечень случаев, в которых налоговые органы имеют право определять суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками косвенными методами, ориентирован на применение этих методов в ходе только выездных проверок В тоже время, вся информация, необходимая для применения косвенных методов имеется в информационной системе налоговых органов, соответственно, имеет смысл сделать возможным применение таких методов для расчета налоговых обязательств плательщиков также и в ходе камеральных проверок. В настоящее время отсутствуют официально утвержденные методики определения суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками в бюджет расчетным путем, а также — по данным об иных аналогичных налогоплательщиках. В результате определение налогов расчетным путем (или по аналогии с другим налогоплательщиком) во многих случаях оспаривается налогоплательщиком в судебных органах.
Любые утверждения и выводы налоговых инспекторов, сделанные в ходе налоговой проверки, должны быть обоснованы, т.е. опираться на систему доказательств, собранных в соответствии с действующим законодательством и соответствующих его требованиям, а сама налоговая проверка является, фактически, инструментом для сбора доказательств. В НК РФ отсутствуют общие требования к доказательствам, собираемым в ходе налогового контроля. Это дезориентирует налоговых работников и налогоплательщиков и создает у них иллюзию, что формирование доказательственной базы выводов по результатам проверки является чем-то второстепенным по сравнению с поиском налоговых правонарушений и определением ущерба от них. В результате факты, обнаруженные в ходе проверок остаются недоказанными, решения налоговых органов по итогам проверок отменяются, доначисленные денежные средства в бюджет не поступают, а рабочее время и другие ресурсы государства. потраченные на проверку теряются впустую.
С целью повышения эффективности и качества проведения камеральных налоговых проверок можно предложить:
• Дату начала камеральной проверки конкретной декларации целесообразно фиксировать в специальном документе, либо в специально введенном поле на бланке налоговой декларации. В статье 88 НК РФ нужно установить порядок фиксирования такой даты.
• С учетом большого количества проводимых камеральных проверок, ограниченности инструментария и срока для их проведения, в НК РФ целесообразно конкретизировать вопросы, которые могут и должны проверяться при проведении камеральных проверок.
• В НК РФ целесообразно включить определение «углубленной камеральной проверки» и установить перечень случаев, когда налоговые органы имеют право организовывать такие проверки. Нужно более четко регламентировать процедуру углубленной камеральной проверки. В частности, о ее проведении должно выноситься решение руководителя (заместителя руководителя) налоговой инспекции. Налогоплательщик должен быть ознакомлен с этим решением.
• Необходимо установить единый срок сдачи налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в налоговую инспекцию — 30 (28) число месяца, следующего за отчетным. Для того чтобы это не нанесло ущерба бюджету, целесообразно сохранить установленные сроки уплаты налогов. Для решения этих вопросов потребуется внести изменения в соответствующие статьи второй части НК РФ.
• Нужно изменить периодичность проведения камеральных проверок. Камеральную проверку деклараций основных налогоплательщиков целесообразно проводить за каждый отчетный период. Также должны камерально проверяться все декларации налогоплательщиков, заявляющих налоговые льготы, которые уменьшают сумму причитающихся платежей более чем в 2 раза и декларации всех плательщиков, заявивших льготу по НДС по экспорту продукции, работ и услуг. Декларации остальных налогоплательщиков должны проверяться не реже 1 раза в год. Для этого нужно уточнить формулировку статьи 88 НК РФ, установив, что камеральная налоговая проверка проводится в течение 12 месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации. Установление такого срока позволит также обеспечить проведение углубленных камеральных проверок и камеральных проверок крупнейших налогоплательщиков.
Список литературы
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) (с изменениями и дополнениями)
2. Ефремова Т.А. Предпроверочный анализ – фактор повышения эффективности налоговых проверок // Росийское предпринимательство. 2008, №12.
3. Жемчугова Н. «Камералка» по ЕСН // Практическая бухгалтерия. 2008, №2.
4. Зубарев А.В. О новом Регламенте камеральных налоговых проверок // Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения. 2008, №21.
5. Исакина Е.Н. О проведении камеральных налоговых проверок // Налоговый вестник. 2008, №1.
6. Исанова А.З. Налоговая инспекция … …проводит «камералку» по НДС. К чему готовиться? // Актуальная бухгалтерия. 2008, №2.
7. Караханян С.Г., Баталова И.С. Налоговые проверки: проблемы, анализ, решение. – М.: Бератор-Паблишинг, 2008.
8. Кудряшов С.Н. Камеральная налоговая проверка // Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения. 2007, №22.
9. Куликов А.А. Не сдал налоговую декларацию — провести камеральную проверку нельзя! // БУХ.1С. 2007, №11.
10. Лермонтов Ю.М. Практические рекомендации по представлению отчетности в налоговые органы. – М.: РОСБУХ, 2008.
11. Лермонтов Ю.М. Камеральная проверка как форма налогового контроля // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2007, №17.
12. Лобанов А.В. О содержании и формах налогового контроля // Финансы. 2008, №2.
13. Лобанов А.В. Выездные налоговые проверки: не всякое изменение есть развитие // Налоговая политика и практика. 2008, №3.
14. Мезенцев А. Сюрпризы «камералки» // Расчет. 2008, №4.
15. Милич В.Ю. Комментарий к письму Министерства финансов РФ от 27.12.2007 N 03-02-07/2-209 «Об истребовании налоговыми органами документов при проведении камеральной налоговой проверки» // Московский бухгалтер. 2008, №5.
16. Михайлов И.А. Обзор судебной практики «Камеральная проверка в свете новейшей арбитражной практики» // Арбитражное правосудие в России. 2008, №8.
17. Нестерова С.Е. Камеральная проверка НДС // Налоговая проверка. 2007, №6.
18. Новинский Д.Ю. Практика камеральных проверок получения налоговых вычетов физическими лицами // Налоговый учет для бухгалтера. 2008, №10.
19. Огудин И. Камеральные налоговые проверки // Практический бухгалтерский учет. 2008, №4, 5.
20. Полтева А.М. Правовые аспекты камеральных налоговых проверок: проблемы и перспективы // Гражданин и право. 2008, №6.
21. Практическая энциклопедия бухгалтера. Налоговый учет и отчетность. – М.: Инфра-М, 2008.
22. Пудыч Ю. Камеральная налоговая проверка обоснованности суммы НДС, заявленной к возмещению // Финансовая газета. 2007, №38.
23. Саркисов К.К., Зрелов А.П., Краснов М.В. Налогоплательщик: защита, контроль и привлечение к ответственности / Под ред. К.К. Саркисова. – М.: Статус-Кво, 2007.
24. Титова С.И. Камеральная налоговая проверка // Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения. 2008, №9.
25. Титова С.И. Камеральная проверка по налогу на прибыль // Налог на прибыль. Учет доходов и расходов. 2008, №2.
26. Филина Ф.Н. Новый порядок проведения камеральных проверок // Налоговый учет для бухгалтера. 2007, №5.
27. Французов Д.В. Финансовый контроль и его специализированное направление налоговый контроль // Финансы и кредит. 2008, №2.
28. Шилова Л.А. Камеральная проверка отчетности по ЕСН и взносам в ПФР // Российский налоговый курьер. 2008, №1-2.
29. Шорников С.А. Об объекте и предмете налоговой проверки и их соотношении // Бизнес в законе. 2007, №2.
30. Юрген Н.В. Камеральные проверки по ЕСН: оформление результатов и взаимодействие налоговых органов и ПФР // Налоговая проверка. 2008, №1.
31. Яковенко Н. «Камералка»: отсекаем лишние требования // Практическая бухгалтерия. 2007, №9.
32. Ярошенко С. Декларация по НДС. Камеральная проверка // Современный предприниматель. Индивидуальный подход к бизнесу. 2008, №6.