Содержание
Содержание:
Введение.3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ7
1.1 Проблемы развития речи..7
1.2 Проблемы речевого развития.13
1.3 Про жанры..24
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ30
2.1 Возрастные и психологические особенности 5-ти классников..30
2.2 Обзор учебников 5 класса35
2.3 Конспект уроков по развитию речи47
Заключение71
Список используемой литературы74
Введение
Актуальной темой в современной школе на сегодняшний день является развитие речи. Работа над правильностью речи является одним из основных направлений учебно-методической деятельности учителя по совершенствованию речевой культуры младших школьников. Это практическое обучение русскому языку, обучение регулярное и систематическое, обучение на образцах и посредством специальных упражнений, путём предупреждения и исправления ошибок, обучение литературным формам речи. Одной из главных задач современной школы является подготовка выпускника школы, который умел бы общаться, слушать и говорить так, чтобы его слушали, умел оценивать чужую, и конечно свою речь.
Проблема развития речи имеет давнюю методическую традицию. Она относится к ключевым для преподавания русского языка вопросам. Владение речью, безусловно, не только педагогическая задача. Сегодня это проблема и социальная, и шире -проблема диалога культур. Тема стоит на границе областей методики преподавания русского языка и методики преподавания литературы. Методика обладает широким арсеналом средств для работы над речью учащихся. В большей степени разработана система обучения письменной и устной речи. Между тем, в последнее десятилетие 20 века, появилось много новых программ, систем и научных работ, переосмысляющих известные позиции и предлагающих новые идеи и новые учебные курсы.
Чем ызваны столь активные методические поиски? Как нам представляется, этот интерес определен переоценкой роли ученика в процессе обучения. Сама семантика слова «преподавание» предполагает некое внешнее отношение к учащемуся, как к объекту воздействия. Современная же методическая позиция основывается на иной модели отношений между учеником и учителем — диалогической. С другой стороны, существующие приемы работы, очевидно, во многом не удовлетворяют современную школу, поскольку, завершая среднее образование, ученик, тем не менее, оказывается неспособным свободно изложить свою мысль. К сожалению, примеры тому бесчисленны, и богата ими не только ученическая речь. Слово становится для современного человека единицей информации, речь как творческое самовыражение личности теряет ценность.
Разные методические системы предлагают несходные пути развития речи учащихся и отводят, в зависимости от своей методологической позиции, разное место детскому словесному творчеству.
Итак, актуальность исследования обусловлена, во-первых, активными поисками методической мысли в области принципиальных основ развития речи и формирования индивидуального стиля речи учащихся.
Во-вторых, необходимостью определить место и роль творческих работ в процессе речевого развития школьников.
В-третьих, поисками современной методической наукой путей преодоления разрыва между уровнем развития устной и письменной речи учащихся.
Все эти вопросы встают особенно остро, когда речь идет об учащихся 5 класса. В ранний подростковый период способность планирования речи,
осознания собственных мыслей и эмоций еще слабо развита.
Объект и предмет исследования. Объектом нашего исследования стало словесное творчество учащихся на уроках 5 класса. Предмет исследования — последовательность освоения учащимися 5 классов тех или иных жанров сочинений.
Цель исследования — теоретическое обоснование, разработка и экспериментальная проверка системы жанров устной и письменной речи учащихся 5 классов. Жанр рассуждение является сложным для пятиклассников, так как в данный период способность планирования речи,
осознания собственных мыслей и эмоций еще слабо развита.
Гипотеза исследования состоит в следующем. Развитие речи учащихся 5 класса в процессе изучения русского языка может быть успешным и органичным при соблюдении следующих условий.
— преобладание творческих форм сочинений над репродуктивными в общем количестве работ по развитию речи.
— преобладание в курсе 5 класса устных заданий над письменными и выравнивание этого соотношения к концу 6 класса.
— направление жанровой последовательности определяется тем, что изначально ученик принимает жанр в свою речь как данность, формулу, а взрослея, стремится к свободному проявлению в высказывании своего видения мира.
— характер работы в устном и письменном высказывании зависит от последовательности предъявляемых ученику задач и введения тех или иных жанров сочинений.
— выявить какой жанр сочинения самый сложный для 5 классника.
Положения гипотезы определили следующие задачи нашего исследования:
1. Изучить понимание проблемы речевых жанров;
2. В ходе исследования выстроить последовательность овладения учащимися 5 класса разными жанрами сочинений.
Поставленные задачи решались с помощью следующих методов: теоретический анализ, наблюдение, проектирование.
Практическая значимость исследования заключается в разработке и обосновании последовательности освоения учащимися 5 класса разных жанров сочинений в процессе изучения русского языка.
Структура, объем и содержание работы определены целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, содержащих шесть параграфов, заключения и списка используемой литературы.