Содержание
Введение 3
1. Теоретическое изучение проблемы организации спортивно-оздоровительной работы с детьми и подростками6
1.1 Понятие социальной работы и ее основные аспекты6
1.2 Основные функции дополнительного образования15
1.3 Нормативно-правовое регулирование дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности25
2. Практические аспекты изучения проблемы организации спортивно-оздоровительной работы с детьми и подростками как фактор профилактики девиантного поведения30
2.1 Задачи и функции спортивно-оздоровительной работы с детьми и подростками30
2.2 Социальный статус детей и родителей41
2.3 Взаимодействие детско-юношеской спортивной школы с другими учреждениями45
2.4 Анкетирование родителей и детей46
Заключение53
Список использованных источников57
Приложения62
Выдержка из текста работы
Глава 2. Анализ эффективности организации профилактической работы с подростками девиантного поведения в условиях социально-реабилитционного центра для несовершеннолетних 43
2.1 Анализ проблемы девиантности в условиях социально-реабилитационного центра 43
2.2 Диагностика детей подросткового возраста с девиантным поведением 44
2.3 Программа профилактической работы с подростками девиантного поведения в условиях социально-реабилитационного центра 54
2.4 Оценка эффективности системы мероприятий по профилактике девиантного поведения подростков 64
Выводы по главе 2 67
Заключение 69
Список использованной литературы 71
Введение
Девиантное поведение как феномен является предметом исследования различных наук. Задачи профилактики девиантного поведения стоят перед различными социальными институтами, в том числе и перед общеобразовательной школой. Разработка эффективных стратегий предупреждения девиантного поведения — одна из ключевых задач по удовлетворению социального заказа, стоящего перед системой образования.
В психологическом словаре «девиантное поведение — это система поступков или отдельные поступки человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся представлениям о поведении». Подобные определения имеют в своем основании общественные отношения индивида с группой людей, поэтому являются социологическими.
Для организации педагогического процесса профилактики девиантного поведения необходимо сместить акценты в область главного регулятора человеческого поведения — психики. Если мы задаемся вопросом, почему у данного индивида возникли отклонения в поведении, то это будет в первую очередь вопрос социологии, медицины, экономики, социального окружения, особенностей семейного и иного воспитания и прочего. Если же мы ищем ответ на вопрос: «Почему индивид как личность выбирает отклоняющийся тип поведения?», мы перемещаемся в область психологии.
Стратегия всеобъемлющей (тотальной) профилактики девиантного поведения предполагает полное недопущение всех видов девиантного поведения за счет устранения причин, их вызывающих. Об актуальности данных причин говорит статистика: 90 % случаев хулиганства, 90 % изнасилований при отягчающих обстоятельствах, почти 40 % других преступлений связаны с опьянением. Убийства, грабежи, разбойные нападения, нанесение тяжких телесных повреждений в 70 % случаев совершаются лицами в нетрезвом состоянии; 68 % мужчин и 31 % женщин покончили с жизнью, находясь в состоянии алкогольного опьянения, на учете как хронические алкоголики состояли 12 % совершивших самоубийство мужчин и 20,2 % всех, покушавшихся на свою жизнь. Среди форм девиантного поведения имеет место тенденция «омолаживания» преступности. Так, среди несовершеннолетних правонарушителей заметно (на 46 %) увеличилась доля школьников, возрастает вероятность рецидивов: двое из трех подростков после возвращения из мест заключения вскоре вновь преступают закон.
Среди подростков появились новые виды преступности, в частности рэкет. Все большее распространение получают половая распущенность, детская проституция, извращения. В стране среди молодежи растет число алкоголиков, наркоманов. Опросы учащихся (возраст 14—17 лет, половина — девочки) показали, что 52,8 % достаточно часто употребляют спиртные напитки, 10,2 % хотя бы раз в жизни пробовали наркотические, а 9,8 % — токсические вещества. Фактически каждый десятый из них рискует стать хроническим алкоголиком, нарко- или токсикоманом.
Для организации всеобъемлющей профилактики необходимо, во-первых, предугадать все возможные отклонения; во-вторых, выявить и теоретически обосновать условия жизни и психического развития, исключающие зарождение любых видов девиаций; в-третьих, реализовать условия жизни и психического развития, исключающие появление любого вида девиантного поведения.
Если принять за основу, что девиантное поведение возникает из-за неблагоприятных социальных условий (Э. Дюркгейм, Р. Мертон и др.), то изменение этих условий потребует обязательного решения вопроса социально неблагополучных семей и семей, живущих за чертой бедности. Государство пока не может решить данную проблему.
Такой взгляд на мир и человека как равноправных субъектов раскрывается во многих современных философских и научных концепциях: антропокосмизм (В. Н. Сагатовский), синергетика (И. Пригожий, Г. Хакен), философия диалога (М. М. Бахтин, В. С. Библер). С. Г. Вершловским, В. Г. Воронцовой, В. В. Горшковой, И. П. Ивановым, И. А. Колесниковой, Н. И. Элиасберг применительно к обычным (нормальным) детям выдвигается принцип субъект-субъектных отношений в педагогической теории и практике.
На основе постановлений Правительства РФ в стране стала создаваться сеть специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, и, прежде всего социальных приютов, социальных центров реабилитации, направленных на их социальное спасение. Данные учреждения призваны взять на себя заботу о социальной реабилитации подростков, утративших семейные связи, оставшихся без родительского попечения, постоянного места жительства, средств к существованию.
Главная роль при решении этого важного вопроса отводится специалистам, которые снижают уровень деструктивности среди несовершеннолетних, организуя профилактическую и коррекционную работу. К числу таких специалистов можно отнести психологов, педагогов, инспекторов, социальных педагогов, юридических психологов. Интеграция усилий общества может осуществиться в рамках научно-обоснованной, обеспеченной эффективными технологиями социально-педагогической и психологической системы перевоспитания личности несовершеннолетнего посредством последовательных педагогических, психологических и воспитательных воздействий, обеспечивающих формирование личности с твердыми правильными жизненными установками.
Так, профилактика в системе реабилитации связана с устранением, сглаживанием, снятием причин, условий и факторов, которые вызывают те или иные отклонения в развитии личности. Чаще всего она связана со средой, социальным окружением ребёнка.
Данные актуальные вопросы, стоящие перед специалистами и современным обществом определили тему нашего исследования: «Профилактическая работа с подростками девиантного поведения в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних».
Цель исследования: теоретически обосновать и оценить эффективность разработанной программы профилактики с подростками девиантного поведения в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних.
Объект исследования: девиантное поведение.
Предмет исследования: условия организации психолого-педагогической профилактики девиантного поведения подростков.
Гипотезой исследования является предположение о то, что профилактика с подростками девиантного поведения в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних будет боле эффективной при соблюдении следующих условий: разработка и реализация программы по профилактике девиантного поведения в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних; организация комплексной работы всех специалистов.
Цель, гипотеза, предмет и объект исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме работы.
2. Выявить сущность девиантного поведения, особенности формирования девиантного поведения в подростковом возрасте.
3. Рассмотреть основные средства профилактики девиантного поведения.
4. Разработать программу профилактики девиантного поведения.
5. Оценить эффективность проводимых мероприятий.
6. Обобщить и сформулировать выводы.
Методы исследования носили комплексный характер: историко-теоретический анализ социологической, психологической, педагогической, философской, литературы по проблеме исследования, обобщение материалов, систематизация данных, анкетирование, моделирование..
Реализация исследования проходит в несколько этапов:
Сбор, анализ литературы по теме исследование; выявление основных вопросов; анализ существующих подходов к проведению предупреждающей работы.
Выявление на основе анализа литературы педагогических условий, способствующих эффективному проведению работы по предупреждению девиантного поведения подростков в условиях социально-реабилитационного центра.
Создание, моделирование педагогических условий на практике и анализ их эффективного использования при профилактической работе.
Глава 1. Теоретические аспекты профилактической работы с подростками девиантного поведения
1.1 Содержание понятия «девиантное поведение» в психолого-педагогической литературе
Организация системы ранней профилактики девиантного поведения подростков предполагает комплексное осмысление понятия «девиантное поведение».
Исследование теоретических источников и накопленного опыта профилактики девиантного поведения подростков позволяет определить содержание девиантного поведения и выработать научно-педагогическую концепцию, являющуюся теоретической основой комплексного и системного подходов в организации профилактики девиантного поведения, включая психолого-педагогическую методику его выявления, технологию и системообразующие направления совершенствования профилактики. Девиантное поведение в кратком словаре современных понятий и терминов определяется как отклонение от нормы поведения, развития. Девиантное поведение — это поступки, действия, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам и ожиданиям; социальные явления, выражающиеся в относительно массовых и устойчивых формах человеческой деятельности, не соответствующих установленным в обществе критериям поведения [25].
Под делинквентным поведением А.Е. Личко (1985) подразумевает мелкие антиобщественные действия, не влекущие за собой уголовной ответственности: школьные прогулы, приобщенность к асоциальной группе, мелкое хулиганство, издевательство над слабыми, отнимание мелких денег и т.д. [28].
Однако В.В. Ковалев возражает против такой трактовки делинквентности, указывая, что понятие «делинквентное поведение» должно применяться только в случаях противоправных, противозаконных и преступных поступков, таких, например, как кражи, хулиганские действия, нанесение тяжких телесных повреждений, изнасилование, убийство. По мнению ученого, расширение границ термина «делинквентное поведение» приводит к стиранию границ между криминальными и некриминальными поступками.
В классификациях, используемых за рубежом, понятие «делинквентность» применяется для обозначения поведения несовершеннолетних правонарушителей. [15]
Проведенный анализ научных трудов отечественных исследователей показывает, что в современных условиях термин «девиантное поведение», используемый педагогикой, психиатрией и медициной, стал приобретать множество новых оттенков. Так, например, появилось понятие «патологические варианты девиантного поведения». Причем для одних — это такие формы девиантности, как суицид, преступность, различные формы наркотизма, сексуальные девиации, к которым относят и проституцию, для других — девиантное поведение при психических расстройствах; для третьих — поведенческие девиации, достигающие по силе и тяжести патологического уровня. Не более определенно и мнение ученых о соотнесении девиантного и делинквентного поведения, асоциального и антисоциального, поведенческой, социальной и психологической дезадаптации.
С.А. Беличева считает, что отклоняющееся поведение, являясь результатом неблагоприятного психосоциального развития и нарушений процесса социализации, выражается в различных формах детско-подростковой дезадаптации в достаточно раннем возрасте [5].
Устойчивые формы психосоциальной дезадаптации могут возникнуть за счет таких индивидуально-психологических особенностей, как акцентуации характера, неадекватная самооценка, нарушение эмоционально-волевой и эмоционально-коммуникативной сферы (недостаточная эмпатия, расторможенность, либо патологическая застенчивость и т.д.)……..
Список использованной литературы
1. Алгоритм организации индивидуального сопровождения учащихся группы «риска» // Завуч. — 1999. — №2. — С.76-83.
2. Арефьев А.Л. Девиантные явления в среде учащейся молодежи // Народное образование. — 2003. — №7. — С.193-200.
3. Бытко Ю.И., Ладно А.С. Девиантное поведение подростков // СоцИс. — 1988. — №4.
4. Василькова Ю.В. Работа социального педагога с трудными подростками // Методика и опыт работы социального педагога. — М.: Академия, 2001. — С. 91-121.
5. Вингендер И. Социально-психологические аспекты девиаций в Венгрии // Психологическая наука и образование. — 2000. — №3. — С.5-15.
6. Гилинский Я., Афанасьев В. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения.- СПб., 1993.
7. Гурьева В.А., Семке В.Я., Гиндикин В.Я. Психопатология подросткового возраста. — Томск, 2004. — 310 с.
8. Дети «группы риска»: Мат-лы Междун. конф. — СПб.: Изд-во РГПУ им.А.И.Герцена, 2001.
9. Дети улицы: Образование и социальная адаптация безнадзорных детей: Доклад / Под ред. А.Н. Майорова. — М.: Интеллект-Центр, 2001.
10. Калинина Н.В., Лукьянова М.И. Некоторые аспекты изучения поведения подростков и молодежи в кризисных ситуациях // Психологическая наука и образование. — 2000. — №3. — С.16-25.
11. Клейберг Ю. А. Социальная работа и коррекция девиантного поведения подростков // Профессионал. — 1997. — №11-12. — С. 50-52.
12. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учеб. пособие для вузов. — М: Сфера, 2001. — 160 с.
13. Комарь В.Д. Предупреждение и преодоление отклонений в поведении подростков // Классный руководитель. — 2003. — №4. — С. 86-103.
14. Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростков. — Минск: Беларусь, 1988.
15. Крылова Н. Проблемный подросток: его права и возможности. //Воспитание школьников- 2011. — №9. — С.17-25.
16. Кузнецова И. Психологическая поддержка. Принципы работы с детьми и подростками с отклонениями в поведении // Школьный психолог. — 2000. — №№ 29, 30, 31.
17. Малышев К. Профилактика и коррекция девиантного поведения // ОБЖ. — 2003. — №2. — С.52-53.
18. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения // Клиническая и медицинская психология. — М.: Медпресс, 1999. — С.351-416.
19. Морозов В.В. Дети улицы, или Размышления о реабилитационной педагогике // Внешкольник. — 1999. — №10-11. — С.11-13.
20. Олиференко Л.Я., Шульга И.И., Дементьева И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: Учебное пособие. — М.: Академия, 2002.
21. Подростки «группы риска» // Практическая психология образования: Уч. пос. для вузов / Под ред. И.В. Дубровиной. — М.: Просвещение, 2003. — С.376-401.
22. Психолого-педагогическая работа со школьниками-девиантами в Москве / М.Ю. Кондратьев, О.Б. Крушелицкая, С.Л. Нечаева. — // Психологическая наука и образование. — 1999. — №3. — С.4.
23. Родичев Н., Чистякова С. Профессиональное становление подростков с проблемами в обучении и поведении // Школьные технологии. — 1999. — № 4. — С.132-138.
24. Рычкова Н.А. Дезадаптивное поведение детей: диагностика, коррекция, психопрофилактика: Учебно-практическое пособие. — М.: Гном и Д, 2000.
25. Стурова М.П., Силенков В.И. Девиантное поведение несовершеннолетних как педагогическая проблема // Педагогика. — 1999. — №7. — С.38-41.
26. Трус И. Школьники с девиантным поведением: особенности воспитания // Воспитание школьников. — 2002. — №7. — С.44-46.
27. Цилуйко М.В. Влияние средств массовой информации на формирование противоправного поведения подростков // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. — 2000. — №1. — С.75-87.
28. Шапинский В. А., Мареев В. И. Девиантное поведение и социальный контроль: Учебное пособие. — Ростов-на-Дону: Изд. РГПУ, 1997.