Содержание
Оглавление
Введение2
1.Постановка и технология маркетинга маркетингового исследования в сфере образования4
1.1.Обоснование цели и задачи маркетинга маркетингового исследования в образовании4
1.2.Выбор методов сбора и технологии обработки данных7
2. Представление результатов маркетингового исследования в сфере образования9
2.1.Обработка первичной (вторичной) маркетинговой информации9
2.2.Презентация результатов маркетингового исследования25
3.Формирование маркетинговых решений по результатам исследования в области коммуникационной политики Тюменского государственного нефтегазового университета26
2.1. Общая характеристика ТюмГНГУ26
2.2. Основные направления маркетинговой деятельности ТюмГНГУ и направления их совершенствования28
Заключение42
Список литературы44
Приложение 145
Выдержка из текста работы
Человечеству не удалось создать ничего более эффективного, чем рынок. Он создает сильные стимулы к самореализации возможностей человека, повышению трудовой и хозяйственной активности, резко ускоряет научно-технический прогресс. Свойственные ему механизмы саморегулирования обеспечивают наилучшую координацию деятельности всех экономических субъектов, рациональное использование трудовых, материальных и финансовых ресурсов, сбалансированность народного хозяйства.
Одной из основных категорий рыночных отношений является маркетинг. Термин «маркетинг» происходит от английского слова «market» (рынок) и означает деятельность в сфере рынка сбыта.
В условиях рыночной экономики подавляющее большинство потребностей удовлетворяется через рынок, через куплю-продажу. Поэтому маркетинг является методологией изучения рынка, помогающей наилучшим образом собрать, обработать, проанализировать и спрогнозировать информацию о рынке и его отдельных элементах.
Известный американский ученый профессор Ф. Котлер считает, что маркетинг — это вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей посредствам обмена. Под нуждой понимается чувство ощущаемой человеком нехватки чего-либо, а под потребностью — нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида
В настоящее время ни один предприниматель не может обойтись без информации о конкурентах, клиентах, потребителях, поставщиках. Развитие рыночных отношений порождает спрос на информацию. Источником этой информации являются маркетинговые исследования, которые проводят коммерческие и некоммерческие организации.
Результаты маркетинговых исследований предназначены для принятия решений в области сегментирования рынка, разработки комплекса маркетинга и его отдельных инструментов, конкурентоспособности товара и фирмы.
Цель курсовой работы: исследование рынка услуг и оценка рыночного спроса на примере предприятия ОАО «Тюменские телефонные сети».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• Изучить типологию рынков и основных видов рыночного спроса.
• Охарактеризовать подходы и методы, используемые при изучении рыночной ситуации.
• Ознакомить с методами определения и прогнозирования спроса.
• Ознакомить с отдельными подходами к изучению оценок и поведения потребителей.
• Дать представление об основных факторах конкурентной борьбы.
Вопросы исследования рынка актуальны для любого предприятия в России. У каждого предприятия есть покупатели его продукции, следовательно, оно должно знать их нужды.
Объектом исследования работы является предприятие ОАО «Тюменские телефонные сети».
Предметом — маркетинговые исследования данной организации.
Основной метод научного познания, применяемый в раскрытии вопроса исследований рынков, станет метод, использованный на теоретическом и эмпирическом уровнях исследования. То есть, анализ, сравнение, наблюдение.
При написании курсовой работы были изучены монографическая и учебная литература, журнальные и газетные статьи, посвященные данной проблеме.
ГЛАВА 1. ИССЛЕДОВАНИЕ РЫНКОВ И ОЦЕНКА РЫНОЧНОГО СПРОСА
1.1. Классификация рынков и видов рыночного спроса
Рынок как экономическое явление возник давно (примерно в VII в. до н.э.) — с появлением общественного разделения труда и товарного производства. Как только люди стали специализироваться в своей деятельности, т.е. одни заниматься охотой, другие — рыбной ловлей, одни — скотоводством, а другие — земледелием, возникла объективная необходимость в обмене продуктами. Можно считать, что в момент первого такого обмена объективно возник рынок.
Важнейшими направлениями исследований рынков является определение текущих и прогнозных величин спроса различного вида и показателей рыночной доли для конкретных рынков (рыночных сегментов).
В общеэкономическом плане под рынком понимается место, где собираются для совершения акта купли-продажи как продавцы, так и покупатели, все субъекты купли-продажи определенных товаров. В маркетинге обычно под рынком понимается совокупность всех потенциальных потребителей, испытывающих потребность в товарах определенной отрасли и имеющих возможность ее удовлетворить.
Рынок создается вокруг различных объектов, представляющих собой какую-нибудь ценность. В этом плане говорят о рынке потребительских товаров, рынке труда, рынке ценных бумаг, рынке капитала, рынке услуг и т.д. В зависимости от вида потребителей различают следующие типы рынков: потребительский рынок и рынки организаций, или организационные рынки. Последние подразделяются на рынки продукции производственно-технического назначения, рынки перепродаж и рынки государственных учреждений.
Потребительский рынок — совокупность индивидов и семей, покупающих товары и услуги для личного потребления. Рынки потребительских товаров характеризуются массовым потребителем, разнообразной конкуренцией, децентрализованной структурой.
Рынок продукции производственно-технического назначения — совокупность организаций и частных лиц, приобретающих товары и услуги, которые используются при производстве других продуктов. Ключевой стратегией маркетинга продукции производственного назначения является системная продажа, при реализации которой покупатель совершает системную закупку.
Системная закупка — закупка пакетного решения проблемы с целью избежать закупок отдельных составляющих данной проблемы
Рынок перепродаж — совокупность организаций и индивидуальных лиц, приобретающих товары с целью их перепродажи или сдачи в аренду.
Рынок государственных учреждений — государственные учреждения всех уровней (с общегосударственного до местного), покупающие или арендующие товары и услуги для выполнения своих функций.
В отличие от потребительского рынка рынок продукции производственно-технического назначения характеризуется меньшим числом покупателей, однако закупающих продукцию в большем количестве — например, закупка автопокрышек автомобилестроительными компаниями. Кроме того, величина закупок продукции производственно-технического назначения определяется спросом на конечную продукцию, например на легковые автомобили.
В зависимости от того, кто доминирует на рынке, последний может быть рынком продавца или рынком покупателя.
Рынок продавца характеризуется более сильной позицией на нем продавцов по сравнению с покупателями.
Рынок покупателя характеризуется более сильной позицией на нем покупателей по сравнению с продавцами.
В зависимости от степени вовлеченности потребителя в процесс продаж выделяют: потенциальный рынок; доступный рынок; квалифицированный доступный рынок; целевой рынок; освоенный рынок.
Потенциальный рынок — совокупность потребителей, проявляющих некоторый интерес к определенному продукту.
Доступный рынок — группа потребителей, имеющих интерес, средства и доступ к определенному продукту.
Квалифицированный доступный рынок — совокупность потребителей, имеющих интерес, средства и доступ к рынку, а также удовлетворяющих законодательным требованиям, — например, возрастным ограничениям на вождение автомобиля.
Целевой рынок — часть доступного рынка, на котором организация концентрирует свои усилия на группе потребителей, имеющих общие потребности в ее продукте.
Освоенный рынок — совокупность потребителей, уже купивших какой-то продукт.
Очевидно, что при проведении сегментации рынка надо принимать в расчет те или иные его особенности, учитывать своеобразие продукт……..
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ассэль Г. Маркетинг: принципы и стратегии. — СПб.: Питер, 2003.
2.Ворачек Х. О состоянии «теории маркетинга услуг» //Проблемы теории и практики управления. — 2002. — № 1.
3. Гембл П., Стоун М, Вудкок Н. Маркетинг взаимоотношений с потребителями. — М.: Гранд, 2002.
4. Голубков, Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Изд-во «Финпресс», 2000. — 464 с.
5.Гренсоон С. Как управлять маркетингом услуг- СПб., 2000
6.Диксон П.Р. Управление маркетингом: Пер. с англ. — М.: ЗАО «Изд-во «БИНОМ», 1998.
7.Краюхин Г.А. Методика анализа деятельности предприятий в условиях рыночной экономики. СПб.: 2003
8.Статистика рынка товаров и услуг / Под ред. И. Беляевского — М., 2008.
9.Стаханов В. Маркетинг сферы услуг. — М., 2001.
10.Журнал «Маркетинг в России и за рубежом», №4, 2011г.
11.Устав ОАО «Тюменские Телефонные Сети»
12.Российская Федерация. Законы. Конвенция о защите прав человека и основных свобод: федер. закон от 30 марта 1998 г. № 93-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1998. — № 14.
13.Российская Федерация. Законы. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: ФЗ от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2002. -№ 1 (ч. 1).
14.www.ttc72 — официальный сайт ОАО «Тюменские Телефонные Сети»
15.marketing.spb
16.management-marketing