Содержание
Содержание
Введение.3
Глава 1. Теоретические основы рынка туристических услуг..5
1.1.Рынок туристических услуг и его структура.5
1.2. Классификация рынка туристических услуг..6
1.3. Оценка конъюнктуры рынка туристических услуг9
Глава 2. Развитие рынка туристических услуг в России13
2.1. История развития туризма в Российской Федерации..13
2.2. Стратегия и основные аспекты развития рынка туризма в России..18
Раздел 3. Анализ современного состояния российского рынка туристских услуг23
3.1. Исследование рынка туристических услуг в России.23
3.2. Проблемы и сдерживающие факторы развития рынка туризма27
3.3. Совершенствования рынка туристических услуг Российской Федерации29
Заключение .33
Список использованной литературы35
Выдержка из текста работы
В последнее время туризм получил значительное развитие и стал массовым социально экономическим явлением международного масштаба. Быстрому его развитию способствует расширение политических, экономических, научных и культурных связей между государствами и народами мира. Массовое развитие туризма позволяет миллионам людей расширить знания по истории своего Отечества и других стран, познакомиться с достопримечательностями, культурой, традициями той или иной страны.
С экономической точки зрения туризм — это особый вид потребления туристами материальных благ, услуг и товаров, который выделяется в отдельную отрасль хозяйства, обеспечивающую туриста всем необходимым: транспортными средствами, объектами питания, размещения, культурно-бытовыми услугами, развлекательными мероприятиями[5, C.123]. Таким образом, туризм входит в число наиболее перспективных отраслей национальной экономики во многих странах. Успешное развитие туризма оказывает влияние на такие ключевые сектора экономики, как транспорт и связь, торговля, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и др.
Международная туристическая отрасль по всему миру обеспечивает работой 300-400 миллионов человек. На его долю приходится 7% общего объема инвестиций, 11% мировых потребительских расходов, 5% всех налоговых поступлений и треть мировой торговли услугами[17]. Также туризм является одной из крупнейших высокодоходных и наиболее динамичных отраслей экономики.
Актуальность курсовой работы связана с тем, что значение туризма в мире постоянно возрастает, в экономике отдельной страны международный туризм выполняет ряд важных функций, а в отдельных странах является основным источником их существования.
По данным Всемирной туристской организации и Международного валютного фонда экспортный доход сгенерированный международным туризмом занимает четвертое место после экспорта топлива, химических веществ и автомобильной продукции [2, C. 100].
Объектом исследования в работе является конъюнктура туристического рынка.
Предметом исследования является последовательность изучения конъюнктуры туристического рынка.
Основной целью курсовой работы является изучение современного состояния туристического рынка. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
· рассмотреть теоретические аспекты международного туризма;
· изучить факторы, определяющие спрос и предложение на рынке туристических услуг;
· изучить ценообразование на туристический продукт.
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ О РЫНКЕ ТУРИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
1.1.ПОНЯТИЕ РЫНКА ТУРИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ: ФУНКЦИИ И ОСОБЕННОСТИ
Туристский рынок — это сфера проявления экономических отношений между производителями и потребителями туристского продукта, в которой совершается процесс превращения туристских услуг в деньги и обратно. Каждый производитель и потребитель туристского продукта имеет свои экономические интересы, которые могут не совпадать. При их совпадении происходит акт купли-продажи туристского продукта[6, c.115-116].
Сущность туристского рынка выражается в его функциях, важнейшими из которых являются:
· реализация стоимости и потребительской стоимости, заключенных в туристском продукте. Купля-продажа означает реализацию стоимости туристского продукта и общественное признание его потребительской стоимости;
· организация процесса доведения туристского продукта до потребителя;
· экономическое обеспечение материальных стимулов сотрудников туристского предприятия к повышению качества и совершенствованию ассортимента предлагаемых услуг, производству их в соответствии с запросами потребителей, росту производительности труда[8, C.275].
Туристский рынок характеризуется наличием субъектов, в качестве которых выступают организаторы и продавцы туристского продукта (туроператоры и турагенты), их контрагенты — производители туристских услуг (гостиницы, предприятия питания, транспортные организации, экскурсионное бюро и т.д.) и покупатели (потребители) туристских услуг.
Туристский рынок имеет свои специфические особенности:
1. Туристские услуги неосязаемы. Важное значение имеет надежность продукта, гарантии обещанного уровня и качества, также исчерпывающая информация о потребительских свойствах тура. От этого зависит доверие к фирме со стороны клиентов и ее устойчивость на рынке.
2. При реализации туристского продукта имеется разрыв во времени между приобретением продукта и его потреблением, поэтому важны четкость и надежность каналов продвижения туристского продукта и ответственность фирмы, реализующей продукт.
3. На туристский спрос влияют сезонные колебания и неравномерность туристского потока. Уменьшение этих отрицательных явлений возможно методом дифференциации цен на элементы обслуживания по сезонам, а также через снижение емкости перевозок туристов.
4. Качество продукта в большей степени зависит от конкретных исполнителей, поэтому менеджмент внутри туристского предприятия должен постоянно развиваться.
5. При туристском рынке имеется территориальная разобщенность между потребителем и производителем, поэтому немаловажным является установление оперативных связей с удаленными партнерами[10, c. 453-457].
1.2. КЛАССИФИКАЦИЯ ТУРИСТИЧЕСКОГО РЫНКА
Известно очень много подходов к классификации туристского рынка. По отношению к определенному району (регион, страна, группа стран) можно выделить следующие рынки:
· внутренний туризм, включающий путешествия жителей какого-либо района по этому району;
· въездной туризм, включающий путешествия по какому-либо району лиц, не являющихся его жителями;
· выездной туризм, включающий путешествия жителей какого-либо района в другой район[14, C.80].
2.АНАЛИЗ РЫНКА ТУРИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ
2.1.ФАКТОРЫ, ОП……..
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Александрова, А.Ю. Международный туризм. [Текст] // учебник для вузов, специальность «География». — М.: Аспект Пресс, 2012. — 464 с.
2. Биржаков, М.Б. Введение в туризм. //учебник. — 6-е изд., перераб. и доп. — СПб. Издательский дом Герда, 2010. — 448 с.
3. Гуляев, В.Г. Туризм: экономика и социальное развитие.- М.: Финансы и статистика, 2009. -256с.
4. Зайцева А.Н. Маркетинг в социально культурном сервисе и туризме. Учебник. /А.Н. Зайцева — М.: Финансы и статистика, 2004.-С. 310 с.
5. Зорин И.В. и др. Туризм и отраслевые системы: Учебник для вузов /И.В. Зорин, А.И. Зорин, Т.А. Ирисова и др. — М.: Финансы и статистика, 2001.- 165 с.
6. Зорин И.В. и др. Туризм как вид деятельности: Учебник для вузов / И.В. Зорин, Т.П. Каверина, В.А. Квартальнов. — М.: Финансы и статистика, 2001.- 280 с.
7. Ильина Е.Н. Туроперейтинг: организация деятельности: Учебник. — М: Финансы и статистика, 2001 — 256 с.
8. Квартальнов, В.А. Туризм: //учебник. — М.: Финансы и статистика. 2006. — 335 с.
9. Киреев А. Международная экономика. — В 2ч. — М.: Международные отношения, 2006. — 346с.
10. Котлер Ф. Маркетинг. Гостеприимство и туризм. /Котлер Ф. — М.: ЮНИТИ, 2007. -615 с.
11. Кусков А.С. Основы туризма : учебник — М. : КНОРУС, 2008. С 325
12. Маринин М.М. Туристские формальности и безопасность в туризме. — /Маринин М. М. — М., 2003. — 214 с.
13. Чудновский А.Д. и др. Менеджмент туризма. Учебник /А.Д. Чудновский, М.А. Жукова — М.: Финансы и статистика, 2007. -305 с.
14. Сенин В.С. Организация международного туризма: Учебник. — 2-е изд., перераб. И доп. — М.: Финансы и статистика, 2005. С 80-81
15. Туристический продукт. Замысел. Организация. Управление: учеб. Пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям 10103 «Социально-культурный сервис и туризм», 10102 «Туризм»/ Я.Качмарек, А. Стасяк, Б. Влодарчик; пер. с польск. [И.Д. Рудинского]. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. С 87-88
16. Международный туризм теория и практика [электронный ресурс]. — URL: www.simpy.com
17. Официальный Сайт Федерального Агентства по Туризму РФ. [электронный ресурс]. — URL: www.russiatourism.ru
18. Рынок туристических услуг [электронный ресурс]. — URL: